СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК СРЕДСТВО НАЙМА СПЕЦИАЛИСТОВ В ОРГАНЫ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
М.В. Селиверстова, канд. пед. наук И.Д. Хасанова, студент
Сургутский государственный педагогический университет (Россия, г. Сургут)
Аннотация. В статье рассматривается современный набор инструментов, применяемых ежедневно человеком и без которых невозможно себя представить в повседневной жизни. Дается краткая характеристика социальных сетей, VKontake, Facebook, Twitter, как информационный ресурс, используемый при подборе персонала. Определены особенности найма специалистов в органы местного самоуправления.
Ключевые слова: человек, аккаунт, найм, специалист, социальные сети.
В современном мире человек не представляет свою жизнь без социальных сетей. Ежедневно тысячи людей начинают свой день именно с проверки сообщений VKontake, Facebook, строчат очередной пост в Twitter. У каждого в профиле можно найти фотографии, изучить жизненные позиции и узнать о политических взглядах, понять с кем общается человек и чем живет.
В связи с этим начинает набирать обороты просмотр аккаунтов в социальных сетях при найме специалистов. При отказе на должность, все больше ссылаются на профили в социальных сетях. Таким образом, проблема исследования заключается в противоречии применения традиционного найма в принципиально новой среде социальных сетей.
Наем на работу - это ряд действий, направленных на привлечение кандидатов,
обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией [2].
В 2016 году в России было проведено исследование. В нём принимали участие менеджеры по персоналу и другие представители кадровых служб предприятий и организаций, ответственные за подбор персонала. Результаты проведённого опроса позволили установить, что 50% опрошенных ищут кандидатов в социальных сетях и проверяют кандидатов через социальные сети. Одновременно половина опрошенных дали отрицательный ответ в отношении использования социальных сетей при найме кандидатов в организацию. В таблице представлена динамика использования менеджерами социальных сетей для подбора персонала за период с 2012 по 2016 гг. [5].
Таблица 1. Использование социальных сетей для подбора персонала
Вариант ответа Февраль Февраль Апрель Апрель Август
2012 2013 2014 2015 2016
Да, ищем кандидатов в социаль-
ных сетях и / или проверяем кан- 23% 27% 31% 31% 33%
дидатов через социальные сети
Да, ищем кандидатов в социальных сетях 19% 18% 17% 17% 17%
Нет, не используем 58% 55% 52% 52% 50%
Данные представленные в таблице свидетельствуют, что количество тех, кто просматривает странички в социальных
сетях при найме, возрастает с каждым годом.
На данный момент муниципальная служба является динамично развиваю-
щимся институтом. И служба в ней существенно отличается от другой профессиональной деятельности, а именно:
- муниципальная служба является публичной службой, за осуществление которой муниципальные служащие получают денежное содержание из местного бюджета;
- муниципальная служба является профессиональной деятельностью по исполнению полномочий органов местного самоуправления;
- муниципальные служащие, наряду с государственными, наделены властными полномочиями, и продуктом их деятельности являются управленческие решения и муниципальные услуги [3].
Отечественные менеджеры, причём в возрасте до 40 лет достаточно активно используют социальные сети. Это подтверждает и Владимир Федотов директор по персоналу коммуникационной компании ZTE. Он считает, что в настоящее время информация полученная о кандидате из соцсетей влияет от 40% до 50% на принятие финального решения [8, 9].
Процесс контроля кандидата начинается после того, как им предлагается заполнить унифицированные шаблоны резюме. Не секрет, что за шаблонностью теряется истинное лицо человека. Поэтому специалисты НК заинтересовавшись первоначально резюме, начинают искать информацию в социальных сетях. 15 минут поиска для набитой руки НК, и уже все предстает перед глазами: фото, комментарии, предпочтения, списки друзей и так далее. Эта информация тщательно анализируется, делаются соответствующие выводы. Результат проверки по соцсетям довольно точный и его эффективность составляет 70-75%.
Есть ряд руководителей, которые проверяют орфографию кандидатов, поскольку предпочитают иметь дело с грамотными людьми. Это также легко проверить через комментарии, которые он оставляет при переписке, которая доступна в соцсе-тях.
Раньше, готовясь к встрече с работодателем, кандидаты стремились произвести первое впечатление во время собеседова-
ния - как правильно себя вести, что говорить, то сейчас это уже является вторичным впечатлением. Поскольку о кандидате собран достаточно большой массив информации. Иными словами, сбор дополнительной информации, которую вы не предоставили в соцсетях, - это и есть уже сейчас некое собеседование.
На сегодняшний день в данной теме много спорных моментов в плане законодательства. Так, например, статья 24 Конституции РФ даёт право на защиту личной жизни, но понятие личная жизнь в законодательстве определенно нечетко [1]. И так же есть понятие общедоступная информация - общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. То есть, если вы разместили какую-либо информацию в социальных сетях она автоматически является общедоступной и может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.
В современных социально-
экономических условиях необходимо добиваться взаимной защищенности применительно ко всем участникам социально-трудовых отношений. Вольная интерпретация регламентирующих документов в области социально-трудовых отношений и несоблюдение установленных норм и требований, как со стороны работодателя, так и со стороны персонала организации, приводит к дезорганизации, ущемлению интересов всех сторон и перекосам в деятельности всего предприятия [6].
Вопрос о проверке работников в социальных сетях, был решен на уровне государственных служащих. Были внесены изменения в Федеральный закон от 30.06.2016 N 224-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации»». Претенденты предоставляют такую информацию при поступлении на службу за три предыдущих календарных года, а гражданский служащий - ежегодно за календарный год не позднее 1 апреля
года, следующего за отчетным (кроме размещения общедоступной информации в рамках исполнения должностных обязанностей). Сведения представляются по форме, установленной Правительством РФ [7]. Указанные положения также распространяются на муниципальных служащих и претендентов на муниципальную службу.
Использование информации из социальных сетей достаточно широко обсуждается на разных уровнях законодательной власти. Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов отметил, что в Госдуму внесён законопроект, который даёт право работодателям - органам государственной власти - оценивать аккаунты в социальных сетях и блогах, которые есть у претендентов на замещение должностей гражданских служащих [4].
Ранее в рамках парламентского контроля проводились целые расследования на основе открытых данных из социальных сетей. На основе найденных там фотографий обнаруживались связи чиновников с представителями бизнеса, с которыми у них были общие контракты. Что является серьезным нарушением. В пояснительной записке законопроекта указано, что документ направлен на повышение прозрачности государственного и муниципального управления путём установления обязанности государственных и муниципальных служащих и претендентов на замещение должности гражданской службы предъявлять представителю нанимателя информацию о размещении в информационно-телекоммуникационной сети Интернет своих персональных данных, а также иных сведений, сделанных ими общедоступными, а также путем предоставления представителю нанимателя права осуществлять обработку такой информации [7].
По мнению парламентария, эти изменения будут способствовать соблюдению работниками профессиональной этики.
Резюмируя вышесказанное, можно отметит наличие некоторых проблем, связанных с социальными сетями, которые требуют решения в дальнейшем:
- Многие работодатели рассматривают информацию со страничек, как основную.
- Не всегда информация, находящаяся на страничке, соответствует действительности.
- Отсутствует проверка на достоверность информации.
- Люди думают, что социальные сети -это площадка для развлечений, которая не относится к их реальной жизни.
Проанализировав мнения различных ИЯ-менеджеров, считаем целесообразным, представить рекомендации для субъектов при заполнении и сопровождении своей странички в социальных сетях:
- Тщательно отбирайте фото для публикации. Не выкладывайте фото в купальниках, домашние вечеринки и прочее. Лучше оставьте данные фото для просмотра дома с друзьями или родными.
- Отнеситесь внимательно к комментариям под Вашими записями, особенно, если «друзья» невоздержанные на язык.
- Старайтесь размещать на страничке только достоверную информацию о себе.
- Фото с курсов повышения квалификации, тренингов, дипломы это все говорит о Вашей активности и подтверждает уровень вашей квалификации.
- Активность в социальных сетях во время работы должна быть связана в первую очередь с работой. Руководителю не очень бы хотелось видеть, чем Вы занимаетесь в рабочее время.
- Социальные группы, любимые книги хорошо, если что-то из перечисленного, имеет отношение к вашей профессиональной деятельности. Если нет, то смело добавляйте.
Библиографический список
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// «Собрание законодательства РФ», №2, ст. 24.
2. Кибанов А.^.Управление персоналом организации: учебник / Под ред. А,Я. Кибанова 5-е изд., доп. и перераб. - М.:ИНФРА-М,2013. - 239 с.
3. Мануйлова О. На работу - в органы местного самоуправления. HR-portal [Электронный ресурс] // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2007. - №11. Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/.
4. Официальный сайт Единая Россия. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://er.ru/news/141773/.
5. Работодатели все чаще используют соцсети для проверки кандидатов [Электронный ресурс]/ портал superjob. Режим доступа: https://www.superjob.ru/.
6. Селиверстова М.В., Вахменина А.М. Особенности применения административных методов управления персоналом в современных социально-экономических условиях // Транспортное дело России. - 2016. - №3. - С. 28-30.
7. Федеральный закон от 30.06.2016 N 224-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации».
8. Чернопятов А.М. Маркетинг персонала. Raleign, North Carolina, USA, 2016. - 265 р.
9. Business FM. Соцсети становятся барьером при приеме на работу [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.bfm.ru/news/.
SOCIAL MEDIA RECRUITMENT SPECIALISTS IN LOCAL AUTHORITIES
M.V. Seliverstova, candidate of pedagogical sciences I.D. Khasanova, student Surgut state pedagogical university (Russia, Surgut)
Abstract. The article discusses the current set of tools used daily by man, and without which it is impossible to present themselves in everyday life. It gives a brief description of social networks, VKontake, Facebook, Twitter, as an information resource used in the selection of personnel. Specific features of hiring experts in local government are determined.
Keywords: people, account, employment, specialist, social network.