Научная статья на тему 'Социальные сети как способ изучения иностранных языков'

Социальные сети как способ изучения иностранных языков Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1506
372
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сахарова Т.Е.

Статья посвящена актуальным вопросам исследования социальных сетей в сфере изучения иностранных языков. Представлен краткий обзор наиболее популярных сетей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Сахарова Т.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные сети как способ изучения иностранных языков»

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК СПОСОБ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

© Сахарова Т.Е.*

Университет ИТМО, г. Санкт-Петербург

Статья посвящена актуальным вопросам исследования социальных сетей в сфере изучения иностранных языков. Представлен краткий обзор наиболее популярных сетей.

Ключевые слова: социальные сети, иностранные языки, самостоятельное изучение.

Начало третьего тысячелетия характеризуется бурным развитием компьютерных и сетевых технологий. Первоначально они были созданы для решения специализированных прикладных задач и были доступны лишь узкому кругу специалистов. В настоящее время эти технологии получили повсеместное распространение и приобрели ярко выраженные социальные черты, самым характерным воплощением которых стали так называемые социальные сети.

И если Интернет первой волны способствовал в основном передаче информации по вертикали, то для современного Интернета в целом и социальных сетей в частности характерным является развитие горизонтальных отношений: работа на социальные связи - это контакты, общение, дружба [1].

Социальные сети возникли практически в одно и то же время, что и Интернет в далеком 1969 году. Одним из первых социально-сетевых ресурсов считается сеть Classmates.com, созданная Рэнди Конрадсом в 1995 году. Classmates переводится, как одноклассники. Благодаря этому сайту пользователи имели возможность восстановить связь с бывшими одноклассниками, найти коллег по работе и друзей. Сеть действует и сегодня, и насчитывает более 50 млн. пользователей в США и Канаде. Какие социальные сети пользуются наибольшей популярностью в России?

По данным Рунета в России Интернетом пользуются 52 % населения старше 18 лет. Это 61,1 млн. человек (по данным ФОМ, осень 2012 г.). В российских городах-стотысячниках проникновение Интернета составляет 60-70 %. Для сравнения, в Великобритании и США - 70-80 %. Россия занимает шестое место в мире по количеству пользователей Интернетом. Треть россиян предпочитает мобильный Интернет. Влияние соцсетей при этом на жителей Рунета растет: в 2012 году 82 % пользователей Интернета имеют хотя бы один аккаунт в соцсети. В 2010 г. аккаунты были у 53 % (ВЦИОМ). Самые популярные соцсети в России: 1) «Одноклассники» - используют 73 %

* Старший преподаватель кафедры Иностранных языков.

пользователей всемирной сети; 2) «ВКонтакте» - 62 %; 3) «Мой мир» - 31 %; 4) «Facebook» - 18 %; 5) «Twitter» - 9 % [2].

«ВКонтакте» отличается более молодой аудиторией: доля респондентов от 18 до 24 лет в этой сети составляет 85 %. «ВКонтакте» является лидером по активности посещения проекта: 45 % зарегистрированных на этом портале пользователей посещают его ежедневно, а 70 % - чаще одного раза в день. Каждый третий участник «ВКонтакте» тратит на одно посещение более получаса своего времени [3].

Образовательная ценность этих сайтов очень велика. Преподаватели ВУЗов создают группы для обмена информацией со студентами. На сайт выкладываются задания к практическим занятиям, лекции по изучаемому курсу, есть возможность предоставлять дополнительные материалы, отвечать на возникающие в процессе обучения вопросы, координировать выполнение групповых работ и руководство практиками, эффективно организовать долгосрочную проектную деятельность, международные обмены, в том числе научно-образовательные.

Информация на Интернет-странице легко и быстро обновляется. В качестве примера можно привести группы, созданные на базе Университета ИТМО, г. Санкт-Петербург: Иностранные языки в ИТМО, Мультимедийный центр изучения иностранных языков.

На сегодняшний день практически все университеты оборудованы компьютерными классами, что позволяет широко использовать Интернет на занятиях по иностранному языку. С помощью Интернета и различных социальных сетей можно решать целый ряд практических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать навыки письменной речи; пополнять словарный запас; работать над произношением; формировать у студентов мотивацию к изучению английского языка. Студенты могут принимать участие в тестированиях, в конкурсах и викторинах, олимпиадах, проводимых в сети Интернет, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Современные технологии позволяют сделать занятия более интересными, познавательными, разнообразными и эффективными.

Благодаря Интернету студенты получают возможность налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах, расширять кругозор, изучать культуру, традиции и обычаи страны изучаемого языка посредством общения.

Можно выделить следующие преимущества использования именно социальной сети в качестве учебной площадки:

1. Привычная среда для учащихся.

2. В социальной сети человек выступает под своим именем-фамилией.

3. Технология Wiki позволяет всем участникам сети создавать сетевой учебный контент.

4. Возможность совместной работы.

5. Наличие форума, стены, чата.

6. Каждый ученик - участник может создать свой блог, как электронную тетрадь.

7. Активность участников прослеживается через ленту друзей [4].

С помощью социальных сетей пользователи могут не только найти работу и друзей для разнообразного досуга, но и заниматься самообразованием. Как отмечают зарубежные эксперты, именно самоуправляемое обучение становится тенденцией не только в области корпоративного обучения, но и в обучении в целом. В первую очередь, это возможность изучения иностранных языков посредством социальных сетей. Раньше только некоторые языковые курсы предоставляли учащимся возможность постоянно общаться с носителями языка. Сегодня можно изучать иностранный язык самостоятельно в рамках общения на специализированных ресурсах. Самыми крупными из них являются Livemocha.com (более 8 млн. пользователей и 38 языков по данным самой сети) и Soziety.com.

Livemocha - это популярная американская социальная сеть, где действует принцип: помоги другому, а он поможет тебе. Если программа не может проверить какие-то задания, то их разбирают носители языка. Разработано несколько этапов изучения языка. Каждый этап состоит из пяти уроков. Каждый урок включает в себя четыре обязательных задания: изучение новой лексики, закрепление изученного материала, письменная и устная части.

Социальная сеть Mylanguageexchange - это лучший сервис, где можно найти «друга по переписке». Зарегистрировавшись на сайте, нужно выбрать идеального «друга по переписке», указать его / ее родной язык и язык, который он / она практикует, а также страну проживания и примерный возраст человека, с которым вам хотелось бы общаться. Таким образом, пользователь усовершенствует свои знания, и, возможно, приобретет друзей.

Сайт с необычным названием М1к1 предлагает чаты для виртуального общения и возможность редактирования текстов. Этот сайт предоставляет возможность общаться с лучшими преподавателями иностранных языков по всему миру. Интернет уроки проводятся по Скайпу в удобное для пользователя время. После прохождения уроков можно закрепить полученные знания на практике, общаясь с людьми из этой страны.

Busuu.com - это виртуальное сообщество для изучения иностранных языков, созданное 39-летним Адрианом из Лихтенштейна и 34-летним Бернардом из Австрии. Они оба в совершенстве знают по три языка и не собираются останавливаться на достигнутом. Основываясь на собственном опыте, они создали альтернативный метод изучения иностранных языков. Создатели сайта придерживаются трех главных правил: занятия проводятся носителями языка, используется оригинальный текстовый, аудио и видео материал, плата за обучение не взимается. Каждый член сообщества не

только сам изучает иностранный язык, но и помогает всем в изучении своего родного языка. На сайте представлено более 150 уроков, охватывающих различные тематики и грамматические задания, обучающие наиболее важным грамматическим правилам. Все уроки сопровождаются видео и аудио записями.

Сервис LinguaLeo - это сайт, основанный на игровой методике. Главное действующее лицо - львенок по имени Лео. Львенка нужно кормить в определенное время, т.е. заходить на сайт и выполнять разные тренировочные задания. Существует прайд, куда можно добавлять друзей. База видео, аудио и текстовых материалов называется - джунгли. Каждый участник проекта должен сам определить свой уровень знаний и время, которое он или она планирует уделить занятиям. На основе этой информации строиться диаграмма успеваемости, с помощью которой можно проследить за своими успехами и определить наиболее оптимальное количество уроков. На этом сайте зарегистрировано более 500 тысяч пользователей.

Портал Edu-Station.ru - это новый сайт, помогающий самостоятельно изучать иностранные языки. Этот портал был создан для изучения английского, немецкого, французского, испанского и польского языков. Основное преимущество данного проекта - это простота и удобство. Сайт был разработан с учетом всех недостатков аналогичных проектов, ранее запущенных в Рунете и Мировой Сети. На сайте представлены обширные материалы по различной тематике, видео уроки, мини уроки, прорабатывающие различные аспекты грамматики и лексики, кроссворды.

Кроме социальных сетей, следует упомянуть YouTube - сервис, предоставляющий услуги видеохостинга. На YouTube существует множество каналов для пользователей, изучающих английский язык: MinooAngloLink -полезные грамматические уроки, Dailydictation - американский английский с короткими диктантами и отработкой произношения, Duncaninchina - короткие ролики обо всем на свете на английском, EnglishLessons4U - видеоуроки на самые разные темы.

Это только некоторые, наиболее популярные социальные сети, направленные на самостоятельное изучение иностранных языков.

В эпоху всемирной глобализации знание иностранных языков актуально как никогда. Каждому человеку необходимо знать, как минимум, один иностранный язык, чтобы сделать успешную карьеру, общаться с представителями других стран и культур, путешествовать по всему миру. Традиционные методы обучения часто оказываются малоэффективными из-за отсутствия практики и живого общения. В век Интернета достаточно одного клика мыши, чтобы зарегистрироваться в любой социальной сети, чате, или на иноязычном форуме. Благодаря Интернет-ресурсам, пользователь найдет огромное количество книг, фильмов и других видео материалов на разных языках. Чтение книг на языке оригинала, просмотр фильмов без перевода,

прослушивание аудио записей, и, конечно, общение с другом по переписке способствуют быстрому и эффективному изучению иностранного языка.

За прошедшие десятилетия Интернет из узкоспециализированной сети превратился в Глобальную сеть, охватившую весь мир. Социальные сети -это уникальная платформа для межличностного общения в виртуальном пространстве, самообразования и модернизации образовательного процесса.

Список литературы:

1. Бакунович Н.И. Образовательные возможности социальных сетей / Н.И. Бакунович // Тезисы докладов межвузовской научной конференции студентов и аспирантов, Минск, 20 апр. 2011 г. / ГИУСТ БГУ; редкол. Ф.П Вит-ко [и др.]. - Мн., 2011. - С. 42-44.

2. http://snce.ru/ru/obzor-samyh-populyarnyh-socialnyh-setey-runeta.

3. Можаева Г.В., Фещенко А.В., Использование виртуальных социальных сетей в учебном процессе // XVII Международная научно-методическая конференция «Современное образование: содержание, технологии, качество», 20 апреля 2011 г., Санкт-Петербург. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина), 2011. - С. 102-103.

4. Клименко О.А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса [Текст] / О.А. Клименко // Теория и практика образования в современном мире: мат-лы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 405-407.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.