Научная статья на тему 'Социальные сети как современная образовательная среда'

Социальные сети как современная образовательная среда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
781
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKING / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / SOCIAL MEDIA / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ЗНАНИЕ / KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шалимов А. Б.

В статье раскрываются наиболее общие основания применения социальных сетей в образовательных целях. Основным преимуществом социальных сетей автор видит то, что они могут существенно расширить возможности для встречи познающего (ученого, старшеклассника, студента и т.д.) со знанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шалимов А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social networks as modern educational environment

This article reveals the most general substantiations for application of social networks in educational aims. According to the author’s opinion the main advantage of social networks is a broadening of possibility for meeting of studying person (scientist, senior pupil, student and etc.) with knowledge.

Текст научной работы на тему «Социальные сети как современная образовательная среда»

дискуссия t

журнал научных публикаций Щ

А. Б. Шалимов, руководитель научно-исследовательского проекта, НП «Проектно-аналитическое агентство «Шаг», г. Красноярск, Россия, а shalimov@mail.ru

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Использование социальных сетей в образовательных и научных целях обусловлено исторически. Как известно, всемирно известный ресурс Facebook появился как академическая социальная сеть. Первоначально веб-сайт был доступен только для студентов Гарвардского университета, затем регистрация была открыта для других университетов Бостона, а позднее и для студентов любых учебных учреждений США, имеющих электронный адрес в домене .edu. Т.е. студенты заходили на Facebook с учебных компьютеров и использовали для этого свой образовательный электронный адрес (тот же, на который приходили сообщения о расписании занятий, академических планах и задолженностях, учебные материалы и т.д.). И только начиная с сентября 2006 года (т.е. через 2,5 года после открытия), сайт стал доступен для всех пользователей Интернета в возрасте от 13 лет, имеющих адрес электронной почты. Точно так же американские ученые были одними из первых пользователей социаль ной сети Twitter. В течение первого года су

В последнее время на Западе

использование Твиттера, например, рассматривается как «актуальный тренд в научном

дискурсе, журнальных клубах и обмене научной информацией», а применению Fаcebook в учебных и неучебных целях в образовательной среде современных вузов посвящаются десятки научных публикаций.

Памяти профессора А. Я. Райбекаса

ществования в ней преобладали сообщения о научных конференциях, симпозиумах, ссылки на научные работы и т.п. Использование социальной сети в образовательных целях, таким образом, воспринимается американскими студентами, преподавателями, исследователями как очевидная и неотъемлемая ее функция.

В России же первыми пользователями социальных сетей стали офисные работники с доступом в интернет на рабочих компьютерах (именно этим объясняется первоначальный успех социальной сети Одноклассники, в которой пользователи видели возможность отвлечься от повседневных должностных = обязанностей). Следующим поколением пользователей социальных сетей стала молодежь с доступом в интернет на домашнем компьютере. Так как в России появление компьютеров носило резкий, скачкообразный характер, то наиболее продвинутыми их пользователями стали представители = молодого поколения. Именно они оказались также основными потребителями функционала и интерфейса,

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №13-13-24004.

*

дискуссия

журнал научных публикаций

предложенного социальной сетью ВКонтак-те. Привязка к вузу в этой социальной сети до сих пор носит лишь условный характер, т.е. большинство зарегистрировавшихся ВКон-такте практически не ис- -

пользуют этот ресурс в образовательных и, тем более, научных целях.

Именно благодаря вышеописанным факторам западные исследователи, в отличие от российских, видят в социальных сетях механизм = развития науки и образования. Более того, в последнее время на Западе использование Твиттера, например, рассматривается как «актуальный тренд в научном дискурсе, журнальных клубах и обмене научной информацией»1, а применению Facebook в учебных и неучебных целях в образовательной среде современных вузов посвящаются десятки научных публикаций.

Рассматривая социальные сети как образовательный инструмент, западные ис-

Facebook может быть воспринят как общая область, не управляемая ни студентами, ни их лекторами, и таким образом разрушающая традиционную

иерархию власти между студентом и преподавателем.

следователи проходят путь от описания простейших возможностей в поиске информации и обмене знаниями до конструирования уникальных познавательных механиз-- мов (например, приложений для социальных сетей и смартфонов).

Так, британский исследователь Диана Ист-мен в 2010 году сделала обзор и дифференциацию блогов и социальных сетей (технические, ресурсные, институциональные блоги и блоги гуру) с точки зрения их полезности при изучении английского языка2. К сожалению, исследование Д. Ист-мен носит обзорный характер и не содержит дидактических рекомендаций и описания методик преподавания английского языка с использованием блогов. Ее коллега Ники Хокли описывает цифровое поколение в контексте разделения на цифровых туземцев (те, кто живет в цифровой эре столько, сколько себя помнит) и цифровых

ДИСКУССИЯ t

журнал научных публикаций Щ

иммигрантов (те, кто столкнулся с цифровыми технологиями уже в сознательном возрасте)3, а также возможности приобретения ими базовых навыков, необходимых в XXI веке, таких как творчество и инновационная компетентность, коммуникации и сотрудничество, исследование и свободное владение информацией, критическое мышление, способность к разрешению проблем и продуцированию решений, цифровое гражданство, понимание технологических операций и концепций. Хокли делает вывод о том, что современный учитель должен соответствовать вызовам цифровой эры, но она не приводит в работе ни механизма адаптации, ни конкретных педагогических рекомендаций4.

Шэннон Б. Риналдо, Сьюзан Тапп и Дебра А. Лаверье из Техасского технологического университета рассмотрели Твит-тер как инструмент развития знания и карьерных навыков для студентов и провели социологический эксперимент с использованием Твиттера в курсе по маркетингу. Исследователи предполагали в ходе эксперимента «увеличить взаимодействие между преподавателем и студентами и расширить доступ к информации, связанной с материалом курса»5. Тем не менее, авторы исследования не показали преимуществ Твитте-ра перед другими социальными сетями при использовании в образовании, не смогли связать использование Твиттера с академическим результатом студентов, прослушавших этот курс. Наиболее явным и доказанным фактом в исследовании является то, что использование Твиттера приводит к увеличению социальной вовлеченности курса. Например, и пре- =

подаватель, и студенты, и исследователи «были удивлены, когда бренды, торговые группы и маркетологи начали фолло-вить (добавлять в свою ленту) преподавателя после упоминания об их бренде или продукте»6.

Преподавате- =

ли журналистики в университете Окленда (Новая Зеландия) в своем исследовании возможности внедрения социальных медиа в учебный план по специальности

Большинство ученых разделяет представление о социальных медиа как возможном образовательном инструменте, эффективность которого зависит от конфигурации различных функций сетей, применяемых к решению учебных задач.

«журналистика» выявили для этого два наиболее подходящих с их точки зрения направления7. Первый — это интегрировать социальные сети в сам учебный процесс, т.е. когда сообщения в социальных сетях сопровождают работу лекций, семинаров и мастерских. Второй путь — непосредственные практические задания в области социальных медиа (ведение блога, развитие общественных связей в социальных медиа и т.д.) не в рамках основного учебного процесса, а во время прохождения стажировок, работы над курсовыми и дипломными проектами и т.д.

В университете Кейптауна (ЮАР) задумались над внедрением инструментов социальных медиа в качестве сопровождения образовательного процесса, проводя широкий анализ литературы по исследуемому вопросу и приводя в пример создание сообществ, хэштегов курсов и даже разработку специальных академических приложений для социальных сетей, акцентируя свое внимание, прежде всего, на взаимодействии лектора и студентов: «Facebook может быть воспринят как общая область, не управляемая ни студентами, ни их лекторами, и таким образом разрушающая традиционную иерархию власти между студентом и преподавателем»8. Тем не менее, авторы исследования приводят и ряд препятствий в использовании социальных сетей в академических целях, в т.ч. технологические (неразвитость Sg-интернета, отсутствие во многих образовательных учреждениях Wi-Fi, пока недостаточная распространенность среди студентов современных смартфонов), административные (сопротивление управлен-= цев в образовании его открытости и т.п.), методические (необходимость адаптации курсов) и др. При этом исследователи не видят альтер -натив социальным сетям в образовании, в частности в вопросах «создания культуры чтения, и способствовании развитию навыков, связанных с критическим мышлением и взглядами»9.

Вольфганг Рейнгардт, Стив Уилер и Мартин Эбнер ссылаются на успеш-

дискуссия

журнал научных публикаций

ный опыт использования социальной сети Твиттер в изучении английского языка как иностранного китайскими студентами в университете Шанхая (выводы, подтвержденные академическими результатами), основного курса истории в Техасском университете Далласа, использование интеграторов сообщений с разных социальных сетей о различных курсах в Университете прикладных наук (Австрия). Исследователи приводят ряд методических рекомендаций, которые, в общем, сводятся к пониманию типа коммуникации в социальных сетях, его недостатков и использованию его преимуществ (дружелюбная атмосфера общения, возможность шире взглянуть на какую-либо проблему или событие: с использованием хэштегов, возможность обратиться к материалу 24 часа в сутки и 7 дней в неделю и т.д.)10. Также традиционно для обзоров образовательных технологий в социальных сетях приводятся возможности для расширения социальной составляющей университетских курсов, взаимодействия лектора и студентов, удобства сопровождения образовательных событий, таких как конференции, семинары и т.д.

Британские исследователи Клэр Мейдж, Джулиа Мик, Джейн Уилленс и Тристам Хули, анализируя поведение первокурсников в социальной сети в ходе масштабного проекта, в который было вовлечено более 10 000 участников, пришли к выводам, о том, что <^асеЬоок использовался прежде всего по социальным причинам, а не в контексте формальных образовательных целей»11. Более того, авторы исследования утверждают, что социальные сети, наоборот, отвлекают студентов от выполнения образовательных заданий.

Если обобщить результаты этих, а также ряда других исследова-

ний12 в области влияния социальных сетей на образовательный процесс, то можно говорить о том, что большинство ученых разделяет представление о социальных медиа как возможном образовательном инструменте, эффективность которого зависит от конфи-

Если ранее, говоря об образовательной среде, имели в виду совокупность факторов реальной действительности, то в ближайшем будущем речь будет идти о виртуальных образовательных средах, где и начнет происходить встреча познающего со знанием.

гурации различных функций сетей, применяемых к решению учебных задач. Так как исследования образовательных возможностей социальных сетей обладают высокой прикладной значимостью, становится актуальным вопрос о их применимости как образовательных инструментов на практике. Как мы смогли убедиться, анализируя исследования по влиянию социальных сетей на образовательный процесс, экспериментальные работы в этой области находятся сейчас на первой стадии, так что можно говорить лишь об их предварительных результатах. Пока нет законченных, осмысленных case study в этой сфере. На данный момент не существует описания какой-либо эффективной модели продолжения образовательного процесса в социальных сетях, четких методик и педагогических рекомендаций с возможностью их тиражирования в других учебных заведениях. Но именно в этом направлении движется большинство западных исследователей проблемы.

Тем не менее, существует возможность взглянуть на эту проблему и с другой стороны. Например, если рассматривать социальные сети не как часть образовательного процесса, обсуждая различные варианты увеличения интенсивности обучения, а как способ выхода за рамки аудиторий и привычных методик и потенциал расширения образовательного пространства до пределов обыденной жизни человека.

Раскрывая возможности расширения образовательного пространства, современная наука вводит понятие образовательной среды — университета, школы, тренинга - и т.д. Образовательная среда — это совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, которые либо способствуют, либо, наоборот, препятствуют достижению образовательных задач. Образовательная = среда оценивается западными учеными в терминах «эффективности школы» как социальной системы — эмоционального климата, личностного благополучия, особенностей микрокультуры,

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

качества воспитательно-образовательного процесса13. Отечественные ученые, когда говорят об образовательной среде, обычно стереотипически воспроизводят пример Царскосельского лицея, =

выпускником которого был А. С. Пушкин, а также целая плеяда блистательно образованных людей своего времени, проявивших себя в разных областях деятельности. Наиболее ярким современным примером является Гарвард- = ский университет, образовательная среда которого взрастила наибольшее количество долларовых миллиардеров14, и в рамках которой, кстати, появилась крупнейшая мировая социальная сеть — Facebook.

Информационная революция снизила значение пространственно-семантических (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений) и содержательно-методических компонентов (образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия, форма организации занятий и др.) в формировании образовательной среды. В современном образовательном процессе ведущую роль играют коммуникативно-организационные (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования, степень скученности, особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп и др.) и символические (прежде всего, ценности, транслируемые образовательным центром и разделяемые участниками образовательного процесса, например, для Массачусетского технологического института — предпринимательская активность) факторы15.

Образование все больше происходит не в аудитории, где профессор читает определенную лекцию, а после аудиторных за-

Участникам образовательного процесса необходимо думать над тем, как повысить насыщенность коммуникации знанием настолько, чтобы бытие в социальных сетях не отдаляло человека различным информаци онным шумом от познания.

нятий или даже параллельно, например, в Твиттер-ленте или на стене образовательного сообщества на VK.com. Если ранее, говоря об образовательной среде, имели = в виду совокупность факторов реальной действительности — от лужаек в кампусе до обучения по конкретным образовательным программам, то в ближайшем будущем речь будет идти о виртуальных образовательных средах, где и начнет происходить встреча познающего со знанием. Событие встречи подразумевает одновременное присутствие в каком-либо пространстве, совпадение пространственно-временного континуума. Именно представления о том, что социальные сети обладают иными пространственно-временными характеристиками16, чем реальная действительность, а также явное доминирование социальных сетей в структуре коммуникации у современной молодежи наталкивает нас на мысль о необходимости формирования виртуальных образовательных сред с использованием функционала социальных сетей.

Участникам образовательного процесса необходимо думать над тем, как повысить насыщенность коммуникации знанием на-

дискуссия

журнал научных публикаций

столько, чтобы бытие в социальных сетях не отдаляло человека различным информационным шумом от познания, т.е. целенаправленной деятельности по получению нового знания. И именно решение этой задачи будет являться методологической базой для снятия проблемы формирования конкретных методических рекомендаций по внедрению социальных медиа в образовательный процесс.

Современные исследования в области влияния социальных сетей на образовательный процесс и возможного их использования в нем идут в направлении разработки конкретных методических рекомендаций. Восприятие социальных сетей как принципиально иного способа познания, основанного на выводах об уникальной форме бытия в социальных медиа, наталкивает нас на мысль о возможности их рассмотрения в более широком контексте — прежде всего, как новой среды для научного поиска и образовательного процесса, обладающей рядом преимуществ перед оффлайн-средой. Социальные сети позволяют распространить образовательную среду на повседневную жизнь студентов и школьников, т.е. существенно расширить образовательный процесс в пространстве и во времени.

1. Stafford, Ned (2010). Science in the digital age / Nature, Vol. 467, October, 14, 2010. P. S19-21.

2. Eastment, Diana (2010). Blogging / ELT Journal Volume 64/1 January 2010; doi:10.1093/elt/ccp096. p. 119-122.

3. White, D. (2008). 'Not ''Natives'' & ''Immigrants'' but ''Visitors'' & ''Residents''' / TALL blog. Available at http://tinyurl.com/4hxvfe (accessed on 12 April 2012).

4. Hockly, Nicky (2011). The digital generation / ELT Journal Volume 65/3 July 2011; doi:10.1093/elt/ ccr041. p. 322-325.

5. Rinaldo, Shannon B.; Tapp, Suzanne; Laverie, Deb-ra A (2011). Learning by Tweeting: Using Twitter as a Pedagogical Tool / Journal of Marketing Education, 33, 2011. p. 193-203.

6. Там же

7. Hirst, Martin, Treadwell, Greg (2011). Blogs brother me / Journalism Practice, 5:4, 2011, p. 446-461.

8. Bosch, Tanja E (2009). Using online social networking for teaching and learning: Facebook use at the University of Cape Town, Communicatio, 35:2, 2009, p. 185-200.

9. Там же.

10. Reinhardt, Wolfgang; Wheeler, Steve; Ebner, Martin (2010). All I Need to Know about Twitter in Education I Learned in Kindergarten / N. Reynolds and M. Turc-sanyi-Szabo (Eds.): KCKS 2010, IFIP AICT 324, 2010. p. 322-332.

11. Madge, Clare; Meek, Julia; Wellens, Jane; Hooley, Tristram (2009). Facebook, social integration and informal learning at university: ''It is more for socialising and talking to friends about work than for actually doing work'' / Learning, Media and Technology, 34:2, 2009, p. 141-155.

12. Ефимов Е.Г. Использование социальных сетей как вид профессиональной компетенции в образовательной сфере / Инновационное развитие человеческих ресурсов региона, всерос. науч.-практ. конф., 18-19 ноября 2011 г.. — Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2011. C. 15-22.; Chen, Liwen, Chen, Tung-Liang (2012). Use of Twitter for formative evaluation: Reflections on trainer and trainees' experiences I / British Journal of Educational Technology. Vol 43. No 2. 2012 E49—E52 doi: 10.1111/j.1467-8535.2011.01251.x; Crews, Tena B., Stitt-Gohdes, Wanda L (2012). Incorporating Facebook and Twitter in a Service-Learning Project in a Business Communication Course / Business Communication Quarterly, 2012, 75: 76, originally published online 9 January 2012, DOI: 10.1177/1080569911431881; Junco, Reynol, Elavsky, C. Michael, Heiberger, Greg (2012). Putting twitter to the test: Assessing outcomes for student collaboration, engagement and success / British Journal of Educational Technology, doi:10.1111/j.1467-8535.2012.01284.x.

13. Улановская И.М., Поливанова Н.И., Ермакова И.В. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? / Вопросы психологии, 1998, №6. С.18.

14. Sapra, Janhavi Kumar (2010). Billionaire Universities / Forbes, August 11, 2010.

15. Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности. / Новые знания №1, 2001. C.6-7.

16. Shalimov A.B. Social Media as the Form of Being and Social Institute // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2012. №7 (5). P. 970-977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.