дискуссия t
журнал научных публикаций Щ
А. Б. Шалимов, руководитель научно-исследовательского проекта, НП «Проектно-аналитическое агентство «Шаг», г. Красноярск, Россия, а shalimov@mail.ru
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Использование социальных сетей в образовательных и научных целях обусловлено исторически. Как известно, всемирно известный ресурс Facebook появился как академическая социальная сеть. Первоначально веб-сайт был доступен только для студентов Гарвардского университета, затем регистрация была открыта для других университетов Бостона, а позднее и для студентов любых учебных учреждений США, имеющих электронный адрес в домене .edu. Т.е. студенты заходили на Facebook с учебных компьютеров и использовали для этого свой образовательный электронный адрес (тот же, на который приходили сообщения о расписании занятий, академических планах и задолженностях, учебные материалы и т.д.). И только начиная с сентября 2006 года (т.е. через 2,5 года после открытия), сайт стал доступен для всех пользователей Интернета в возрасте от 13 лет, имеющих адрес электронной почты. Точно так же американские ученые были одними из первых пользователей социаль ной сети Twitter. В течение первого года су
В последнее время на Западе
использование Твиттера, например, рассматривается как «актуальный тренд в научном
дискурсе, журнальных клубах и обмене научной информацией», а применению Fаcebook в учебных и неучебных целях в образовательной среде современных вузов посвящаются десятки научных публикаций.
Памяти профессора А. Я. Райбекаса
ществования в ней преобладали сообщения о научных конференциях, симпозиумах, ссылки на научные работы и т.п. Использование социальной сети в образовательных целях, таким образом, воспринимается американскими студентами, преподавателями, исследователями как очевидная и неотъемлемая ее функция.
В России же первыми пользователями социальных сетей стали офисные работники с доступом в интернет на рабочих компьютерах (именно этим объясняется первоначальный успех социальной сети Одноклассники, в которой пользователи видели возможность отвлечься от повседневных должностных = обязанностей). Следующим поколением пользователей социальных сетей стала молодежь с доступом в интернет на домашнем компьютере. Так как в России появление компьютеров носило резкий, скачкообразный характер, то наиболее продвинутыми их пользователями стали представители = молодого поколения. Именно они оказались также основными потребителями функционала и интерфейса,
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №13-13-24004.
*
дискуссия
журнал научных публикаций
предложенного социальной сетью ВКонтак-те. Привязка к вузу в этой социальной сети до сих пор носит лишь условный характер, т.е. большинство зарегистрировавшихся ВКон-такте практически не ис- -
пользуют этот ресурс в образовательных и, тем более, научных целях.
Именно благодаря вышеописанным факторам западные исследователи, в отличие от российских, видят в социальных сетях механизм = развития науки и образования. Более того, в последнее время на Западе использование Твиттера, например, рассматривается как «актуальный тренд в научном дискурсе, журнальных клубах и обмене научной информацией»1, а применению Facebook в учебных и неучебных целях в образовательной среде современных вузов посвящаются десятки научных публикаций.
Рассматривая социальные сети как образовательный инструмент, западные ис-
Facebook может быть воспринят как общая область, не управляемая ни студентами, ни их лекторами, и таким образом разрушающая традиционную
иерархию власти между студентом и преподавателем.
следователи проходят путь от описания простейших возможностей в поиске информации и обмене знаниями до конструирования уникальных познавательных механиз-- мов (например, приложений для социальных сетей и смартфонов).
Так, британский исследователь Диана Ист-мен в 2010 году сделала обзор и дифференциацию блогов и социальных сетей (технические, ресурсные, институциональные блоги и блоги гуру) с точки зрения их полезности при изучении английского языка2. К сожалению, исследование Д. Ист-мен носит обзорный характер и не содержит дидактических рекомендаций и описания методик преподавания английского языка с использованием блогов. Ее коллега Ники Хокли описывает цифровое поколение в контексте разделения на цифровых туземцев (те, кто живет в цифровой эре столько, сколько себя помнит) и цифровых
ДИСКУССИЯ t
журнал научных публикаций Щ
иммигрантов (те, кто столкнулся с цифровыми технологиями уже в сознательном возрасте)3, а также возможности приобретения ими базовых навыков, необходимых в XXI веке, таких как творчество и инновационная компетентность, коммуникации и сотрудничество, исследование и свободное владение информацией, критическое мышление, способность к разрешению проблем и продуцированию решений, цифровое гражданство, понимание технологических операций и концепций. Хокли делает вывод о том, что современный учитель должен соответствовать вызовам цифровой эры, но она не приводит в работе ни механизма адаптации, ни конкретных педагогических рекомендаций4.
Шэннон Б. Риналдо, Сьюзан Тапп и Дебра А. Лаверье из Техасского технологического университета рассмотрели Твит-тер как инструмент развития знания и карьерных навыков для студентов и провели социологический эксперимент с использованием Твиттера в курсе по маркетингу. Исследователи предполагали в ходе эксперимента «увеличить взаимодействие между преподавателем и студентами и расширить доступ к информации, связанной с материалом курса»5. Тем не менее, авторы исследования не показали преимуществ Твитте-ра перед другими социальными сетями при использовании в образовании, не смогли связать использование Твиттера с академическим результатом студентов, прослушавших этот курс. Наиболее явным и доказанным фактом в исследовании является то, что использование Твиттера приводит к увеличению социальной вовлеченности курса. Например, и пре- =
подаватель, и студенты, и исследователи «были удивлены, когда бренды, торговые группы и маркетологи начали фолло-вить (добавлять в свою ленту) преподавателя после упоминания об их бренде или продукте»6.
Преподавате- =
ли журналистики в университете Окленда (Новая Зеландия) в своем исследовании возможности внедрения социальных медиа в учебный план по специальности
Большинство ученых разделяет представление о социальных медиа как возможном образовательном инструменте, эффективность которого зависит от конфигурации различных функций сетей, применяемых к решению учебных задач.
«журналистика» выявили для этого два наиболее подходящих с их точки зрения направления7. Первый — это интегрировать социальные сети в сам учебный процесс, т.е. когда сообщения в социальных сетях сопровождают работу лекций, семинаров и мастерских. Второй путь — непосредственные практические задания в области социальных медиа (ведение блога, развитие общественных связей в социальных медиа и т.д.) не в рамках основного учебного процесса, а во время прохождения стажировок, работы над курсовыми и дипломными проектами и т.д.
В университете Кейптауна (ЮАР) задумались над внедрением инструментов социальных медиа в качестве сопровождения образовательного процесса, проводя широкий анализ литературы по исследуемому вопросу и приводя в пример создание сообществ, хэштегов курсов и даже разработку специальных академических приложений для социальных сетей, акцентируя свое внимание, прежде всего, на взаимодействии лектора и студентов: «Facebook может быть воспринят как общая область, не управляемая ни студентами, ни их лекторами, и таким образом разрушающая традиционную иерархию власти между студентом и преподавателем»8. Тем не менее, авторы исследования приводят и ряд препятствий в использовании социальных сетей в академических целях, в т.ч. технологические (неразвитость Sg-интернета, отсутствие во многих образовательных учреждениях Wi-Fi, пока недостаточная распространенность среди студентов современных смартфонов), административные (сопротивление управлен-= цев в образовании его открытости и т.п.), методические (необходимость адаптации курсов) и др. При этом исследователи не видят альтер -натив социальным сетям в образовании, в частности в вопросах «создания культуры чтения, и способствовании развитию навыков, связанных с критическим мышлением и взглядами»9.
Вольфганг Рейнгардт, Стив Уилер и Мартин Эбнер ссылаются на успеш-
дискуссия
журнал научных публикаций
ный опыт использования социальной сети Твиттер в изучении английского языка как иностранного китайскими студентами в университете Шанхая (выводы, подтвержденные академическими результатами), основного курса истории в Техасском университете Далласа, использование интеграторов сообщений с разных социальных сетей о различных курсах в Университете прикладных наук (Австрия). Исследователи приводят ряд методических рекомендаций, которые, в общем, сводятся к пониманию типа коммуникации в социальных сетях, его недостатков и использованию его преимуществ (дружелюбная атмосфера общения, возможность шире взглянуть на какую-либо проблему или событие: с использованием хэштегов, возможность обратиться к материалу 24 часа в сутки и 7 дней в неделю и т.д.)10. Также традиционно для обзоров образовательных технологий в социальных сетях приводятся возможности для расширения социальной составляющей университетских курсов, взаимодействия лектора и студентов, удобства сопровождения образовательных событий, таких как конференции, семинары и т.д.
Британские исследователи Клэр Мейдж, Джулиа Мик, Джейн Уилленс и Тристам Хули, анализируя поведение первокурсников в социальной сети в ходе масштабного проекта, в который было вовлечено более 10 000 участников, пришли к выводам, о том, что <^асеЬоок использовался прежде всего по социальным причинам, а не в контексте формальных образовательных целей»11. Более того, авторы исследования утверждают, что социальные сети, наоборот, отвлекают студентов от выполнения образовательных заданий.
Если обобщить результаты этих, а также ряда других исследова-
ний12 в области влияния социальных сетей на образовательный процесс, то можно говорить о том, что большинство ученых разделяет представление о социальных медиа как возможном образовательном инструменте, эффективность которого зависит от конфи-
Если ранее, говоря об образовательной среде, имели в виду совокупность факторов реальной действительности, то в ближайшем будущем речь будет идти о виртуальных образовательных средах, где и начнет происходить встреча познающего со знанием.
гурации различных функций сетей, применяемых к решению учебных задач. Так как исследования образовательных возможностей социальных сетей обладают высокой прикладной значимостью, становится актуальным вопрос о их применимости как образовательных инструментов на практике. Как мы смогли убедиться, анализируя исследования по влиянию социальных сетей на образовательный процесс, экспериментальные работы в этой области находятся сейчас на первой стадии, так что можно говорить лишь об их предварительных результатах. Пока нет законченных, осмысленных case study в этой сфере. На данный момент не существует описания какой-либо эффективной модели продолжения образовательного процесса в социальных сетях, четких методик и педагогических рекомендаций с возможностью их тиражирования в других учебных заведениях. Но именно в этом направлении движется большинство западных исследователей проблемы.
Тем не менее, существует возможность взглянуть на эту проблему и с другой стороны. Например, если рассматривать социальные сети не как часть образовательного процесса, обсуждая различные варианты увеличения интенсивности обучения, а как способ выхода за рамки аудиторий и привычных методик и потенциал расширения образовательного пространства до пределов обыденной жизни человека.
Раскрывая возможности расширения образовательного пространства, современная наука вводит понятие образовательной среды — университета, школы, тренинга - и т.д. Образовательная среда — это совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, которые либо способствуют, либо, наоборот, препятствуют достижению образовательных задач. Образовательная = среда оценивается западными учеными в терминах «эффективности школы» как социальной системы — эмоционального климата, личностного благополучия, особенностей микрокультуры,
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
качества воспитательно-образовательного процесса13. Отечественные ученые, когда говорят об образовательной среде, обычно стереотипически воспроизводят пример Царскосельского лицея, =
выпускником которого был А. С. Пушкин, а также целая плеяда блистательно образованных людей своего времени, проявивших себя в разных областях деятельности. Наиболее ярким современным примером является Гарвард- = ский университет, образовательная среда которого взрастила наибольшее количество долларовых миллиардеров14, и в рамках которой, кстати, появилась крупнейшая мировая социальная сеть — Facebook.
Информационная революция снизила значение пространственно-семантических (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений) и содержательно-методических компонентов (образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия, форма организации занятий и др.) в формировании образовательной среды. В современном образовательном процессе ведущую роль играют коммуникативно-организационные (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования, степень скученности, особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп и др.) и символические (прежде всего, ценности, транслируемые образовательным центром и разделяемые участниками образовательного процесса, например, для Массачусетского технологического института — предпринимательская активность) факторы15.
Образование все больше происходит не в аудитории, где профессор читает определенную лекцию, а после аудиторных за-
Участникам образовательного процесса необходимо думать над тем, как повысить насыщенность коммуникации знанием настолько, чтобы бытие в социальных сетях не отдаляло человека различным информаци онным шумом от познания.
нятий или даже параллельно, например, в Твиттер-ленте или на стене образовательного сообщества на VK.com. Если ранее, говоря об образовательной среде, имели = в виду совокупность факторов реальной действительности — от лужаек в кампусе до обучения по конкретным образовательным программам, то в ближайшем будущем речь будет идти о виртуальных образовательных средах, где и начнет происходить встреча познающего со знанием. Событие встречи подразумевает одновременное присутствие в каком-либо пространстве, совпадение пространственно-временного континуума. Именно представления о том, что социальные сети обладают иными пространственно-временными характеристиками16, чем реальная действительность, а также явное доминирование социальных сетей в структуре коммуникации у современной молодежи наталкивает нас на мысль о необходимости формирования виртуальных образовательных сред с использованием функционала социальных сетей.
Участникам образовательного процесса необходимо думать над тем, как повысить насыщенность коммуникации знанием на-
дискуссия
журнал научных публикаций
столько, чтобы бытие в социальных сетях не отдаляло человека различным информационным шумом от познания, т.е. целенаправленной деятельности по получению нового знания. И именно решение этой задачи будет являться методологической базой для снятия проблемы формирования конкретных методических рекомендаций по внедрению социальных медиа в образовательный процесс.
Современные исследования в области влияния социальных сетей на образовательный процесс и возможного их использования в нем идут в направлении разработки конкретных методических рекомендаций. Восприятие социальных сетей как принципиально иного способа познания, основанного на выводах об уникальной форме бытия в социальных медиа, наталкивает нас на мысль о возможности их рассмотрения в более широком контексте — прежде всего, как новой среды для научного поиска и образовательного процесса, обладающей рядом преимуществ перед оффлайн-средой. Социальные сети позволяют распространить образовательную среду на повседневную жизнь студентов и школьников, т.е. существенно расширить образовательный процесс в пространстве и во времени.
1. Stafford, Ned (2010). Science in the digital age / Nature, Vol. 467, October, 14, 2010. P. S19-21.
2. Eastment, Diana (2010). Blogging / ELT Journal Volume 64/1 January 2010; doi:10.1093/elt/ccp096. p. 119-122.
3. White, D. (2008). 'Not ''Natives'' & ''Immigrants'' but ''Visitors'' & ''Residents''' / TALL blog. Available at http://tinyurl.com/4hxvfe (accessed on 12 April 2012).
4. Hockly, Nicky (2011). The digital generation / ELT Journal Volume 65/3 July 2011; doi:10.1093/elt/ ccr041. p. 322-325.
5. Rinaldo, Shannon B.; Tapp, Suzanne; Laverie, Deb-ra A (2011). Learning by Tweeting: Using Twitter as a Pedagogical Tool / Journal of Marketing Education, 33, 2011. p. 193-203.
6. Там же
7. Hirst, Martin, Treadwell, Greg (2011). Blogs brother me / Journalism Practice, 5:4, 2011, p. 446-461.
8. Bosch, Tanja E (2009). Using online social networking for teaching and learning: Facebook use at the University of Cape Town, Communicatio, 35:2, 2009, p. 185-200.
9. Там же.
10. Reinhardt, Wolfgang; Wheeler, Steve; Ebner, Martin (2010). All I Need to Know about Twitter in Education I Learned in Kindergarten / N. Reynolds and M. Turc-sanyi-Szabo (Eds.): KCKS 2010, IFIP AICT 324, 2010. p. 322-332.
11. Madge, Clare; Meek, Julia; Wellens, Jane; Hooley, Tristram (2009). Facebook, social integration and informal learning at university: ''It is more for socialising and talking to friends about work than for actually doing work'' / Learning, Media and Technology, 34:2, 2009, p. 141-155.
12. Ефимов Е.Г. Использование социальных сетей как вид профессиональной компетенции в образовательной сфере / Инновационное развитие человеческих ресурсов региона, всерос. науч.-практ. конф., 18-19 ноября 2011 г.. — Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2011. C. 15-22.; Chen, Liwen, Chen, Tung-Liang (2012). Use of Twitter for formative evaluation: Reflections on trainer and trainees' experiences I / British Journal of Educational Technology. Vol 43. No 2. 2012 E49—E52 doi: 10.1111/j.1467-8535.2011.01251.x; Crews, Tena B., Stitt-Gohdes, Wanda L (2012). Incorporating Facebook and Twitter in a Service-Learning Project in a Business Communication Course / Business Communication Quarterly, 2012, 75: 76, originally published online 9 January 2012, DOI: 10.1177/1080569911431881; Junco, Reynol, Elavsky, C. Michael, Heiberger, Greg (2012). Putting twitter to the test: Assessing outcomes for student collaboration, engagement and success / British Journal of Educational Technology, doi:10.1111/j.1467-8535.2012.01284.x.
13. Улановская И.М., Поливанова Н.И., Ермакова И.В. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? / Вопросы психологии, 1998, №6. С.18.
14. Sapra, Janhavi Kumar (2010). Billionaire Universities / Forbes, August 11, 2010.
15. Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности. / Новые знания №1, 2001. C.6-7.
16. Shalimov A.B. Social Media as the Form of Being and Social Institute // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2012. №7 (5). P. 970-977.