Научная статья на тему 'Социальные сети как развивающийся способ коммуникации органов власти с гражданами: состояние и перспективы'

Социальные сети как развивающийся способ коммуникации органов власти с гражданами: состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые технологии / социальные сети / государство / власть / информация / интернет-пространство / официальный аккаунт / digital technologies / social networks / state / authority / information / Internet space / official account

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Олег Александрович Кожевников, Александр Владимирович Савоськин

В настоящее время все большее количество коммуникаций между гражданами происходит в социальных сетях, поэтому государство стремится присутствовать на данных онлайн-платформах. Президент РФ в конце 2022 г. подписал закон, который обязал федеральные органы исполнительной власти создать свои представительства в социальных сетях «Одноклассники» и «ВКонтакте», рекомендовалось также внедрить подобную практику иным органам и уровням власти. С момента принятия названного акта практика отчетливо показала, что действующее нормативное регулирование деятельности органов государственной и муниципальной власти в социальных сетях крайне фрагментарное, а содержание коммуникаций между представителями власти и населением существенным образом отличается в силу самой специфичности сетей как специализированного частного интернет-ресурса, предназначенного для общения прежде всего людей, а не публично-правовых институтов. В статье анализируются особенности социальных сетей как нового и необходимого средства коммуникации граждан с органами власти, этапы развития такого вида коммуникации и проблемы использования социальных сетей в качестве компонента взаимодействия органов власти с населением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Олег Александрович Кожевников, Александр Владимирович Савоськин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Networks as an Evolving Method of Communication between Authorities and Citizens: State and Prospects

Nowadays, an increasing amount of communication between citizens takes place in social networks, so the state seeks to be present on these online platforms. In late 2022, the President of the Russian Federation signed a law that obliged federal executive authorities to create their representative offices in the social networks Odnoklassniki and VKontakte; it was also recommended that other bodies and levels of government implement similar practices. Since the adoption of this act, practice has clearly shown that the current normative regulation of the activities of state and municipal authorities in social networks is extremely fragmentary, and the content of communications between representatives of the authorities and the population differs significantly due to the very specifics of networks as a specialized private Internet resource designed for communication primarily for people, and not public and legal institutions. The article examines the features of social networks as a new and necessary means of communication between citizens and the authorities, the stages of development of this type of communication and the problems of using social networks as a component of interaction between the authorities and the population.

Текст научной работы на тему «Социальные сети как развивающийся способ коммуникации органов власти с гражданами: состояние и перспективы»

УДК 342:352:34.047

doi: 10.24412/1999-625X-2024-293-151-155

5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки

Социальные сети как развивающийся способ коммуникации органов власти с гражданами: состояние и перспективы

Олег Александрович Кожевников

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного права 1, профессор кафедры конституционного и международного права 2, И jktu1976@yandex.ru, Александр Владимирович Савоськин доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры конституционного права 1 , заведующий кафедрой конституционного и международного права 2, И savoskinav@yandex.ru 1 Уральский государственный юридический университет им. В. Ф. Яковлева (Екатеринбург, Россия), 2 Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург, Россия)

В настоящее время все большее количество коммуникаций между гражданами происходит в социальных сетях, поэтому государство стремится присутствовать на данных онлайн-платформах. Президент РФ в конце 2022 г. подписал закон, который обязал федеральные органы исполнительной власти создать свои представительства в социальных сетях «Одноклассники» и «ВКонтакте», рекомендовалось также внедрить подобную практику иным органам и уровням власти. С момента принятия названного акта практика отчетливо показала, что действующее нормативное регулирование деятельности органов государственной и муниципальной власти в социальных сетях крайне фрагментарное, а содержание коммуникаций между представителями власти и населением существенным образом отличается в силу самой специфичности сетей как специализированного частного интернет-ресурса, предназначенного для общения прежде всего людей, а не публично-правовых институтов.

В статье анализируются особенности социальных сетей как нового и необходимого средства коммуникации граждан с органами власти, этапы развития такого вида коммуникации и проблемы использования социальных сетей в качестве компонента взаимодействия органов власти с населением.

Ключевые слова: цифровые технологии, социальные сети, государство, власть, информация, интернет-пространство,

официальный аккаунт

Для цитирования: Кожевников О. А, Савоськин А. В. Социальные сети как развивающийся способ коммуникации органов власти с гражданами: состояние и перспективы // Научный вестник Омской академии МВД России. 2024. Т. 30, № 2(93). С. 151-155.

Social Networks as an Evolving Method of Communication between Authorities and Citizens: State and Prospects

deg А. Kozhevnikov

Doctor of Science (in Law), Professor, Professor at the chair of Constitutional Law 1, Professor at the chair of Constitutional and International Law 2, И jktu1976@yandex.ru,

Аlexandr V. Savoskin

Doctor of Science (in Law), Associate-Professor, Professor at the chair of Constitutional Law 1, Head of the chair of Constitutional and International Law 2, И savoskinav@yandex.ru 1 V. F. Yakovlev Ural State Law University (Yekaterinburg, Russia), 2 Ural State University of Economics (Yekaterinburg, Russia)

Nowadays, an increasing amount of communication between citizens takes place in social networks, so the state seeks to be present on these online platforms. In late 2022, the President of the Russian Federation signed a law that obliged federal executive authorities to create their representative offices in the social networks Odnoklassniki and VKontakte; it was also recommended that other bodies and levels of government implement similar practices. Since the adoption of this act, practice has clearly shown that the current normative regulation of the activities of state and municipal authorities in social networks is extremely fragmentary, and the content of communications between representatives of the authorities and the population differs significantly due to the very specifics of networks as a specialized private Internet resource designed for communication primarily for people, and not public and legal institutions.

© Кожевников О. А., Савоськин А. В., 2024

151

The article examines the features of social networks as a new and necessary means of communication between citizens and the authorities, the stages of development of this type of communication and the problems of using social networks as a component of interaction between the authorities and the population.

Keywords: digital technologies, social networks, state, authority, information, Internet space, official account

Citation: Kozhevnikov О. A., Savoskin А. V. Social Networks as an Evolving Method of Communication between Authorities and Citizens: State and Prospects. Scientific bulletin of the Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2024. Vol. 30, No. 2(93). Pp. 151-155 (In Russ.).

Информационные технологии основательно и надолго вошли в повседневную жизнь граждан Российской Федерации, а также органов и должностных лиц власти на различных уровнях. «Электронные средства массовой информации, информационные системы, социальные сети, доступ к которым осуществляется с использованием сети Интернет, стали частью повседневной жизни россиян», — отмечается в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы '. Многие исследователи указывают, что современные цифровые технологии не только совершенствуют, но и создают новые каналы и способы взаимодействия граждан друг с другом (в том числе с должностными лицами органов власти) [1, с. 119]. Несомненно, использование интернет-технологий позволяет в динамично развивающихся на современном этапе общественных отношениях существенно улучшить качество и скорость взаимодействия, повысить уровень его анализа и интенсивности на фоне очевидного снижения затрачиваемых ресурсов при осуществлении той или иной деятельности [2, с. 99], что, безусловно, является «плюсом» в условиях ограничения бюджетного финансирования и влияния санкционной политики недружественных государств в отношении отдельных граждан, хозяйствующих субъектов и органов публичной власти и их должностных лиц.

Расширение цифровых форм взаимодействия в публичном управлении органов власти с гражданами и различными институтами гражданского общества постоянно находится в зоне внимания руководства нашего государства. Так, в статье Д. А. Медведева «Россия 24. Стратегия социально-экономического развития» [3, с. 5], опубликованной в 2018 г., отмечалось, что процесс внедрения и развития цифровых технологий в Российской Федерации находится на начальной стадии, в том числе в сфере государственного управления. Между тем многие базовые технологии пять лет назад уже можно было встретить при осуществлении контрольно-надзорных функций, в процессе предоставления ряда государственных услуг и т. п.

16 марта 2023 г., выступая на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), В. В. Путин отметил, что одной из насущных задач современного развития Российского государства и общества является «выход на качественно новый уровень эффективности управления. И в бизнесе, и в системе государственной власти надо активно развивать цифровые платформы, осваивать модели управления на основе больших данных» 2.

20 апреля 2024 г. на заседании Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления глава государства вновь подчеркнул, что «цифрови-зация повышает уровень качества и действенности коммуникаций и обратной связи между органами власти и гражданами. В связи с чем опыт создания Центров управления регионами необходимо распространить и на муниципальный уровень» 3.

Вместе с тем нельзя не отметить, что за последние 5-7 лет цифровизация публичного управления существенным образом изменилась. Если на начальном этапе внедрения цифровых технологий в деятельность органов власти упор делался на официальные сайты органов власти и государственные платформы, т. е. на государственные интернет-ресурсы, то сегодня все чаще звучат предложения о необходимости власти и ее представителям интегрироваться и в частные (негосударственные) интернет-ресурсы.

Важно отметить, что наряду с очевидной динамикой цифровизации сферы государственного управления претерпевает существенные изменения и обеспечивающая эту цифровизацию нормативно-правовая база, проявляющаяся в большей степени при создании цифровых платформ предоставления государственных услуг и механизмов дистанционного взаимодействия государственных органов в процессе получения значимой информации. Но если перечисленные сферы публичного управления и созданные механизмы цифрового и правового обеспечения во многом уже отработанный вариант, то работа власти в социальных сетях — это еще пока для многих органов и должностных лиц власти является «terra incognita».

1 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20, ст. 2901.

2 Путин призвал вывести систему управления на новый уровень. URL: https://ria.ru/20230316/putin-1858313950.html (дата обращения: 13.02.2024).

3 Чернов А. Президент призвал усилить диалог с гражданами на муниципальном уровне. URL: https://www.gazeta.ru/ social/news/2023/04/20/20257861.shtml?ysclid=lsjzfp15o2353092963 (дата обращения: 20.03.2024).

Развитие общества, внедрение в различные сферы повседневного жизненного цикла граждан цифровых технологий заставляет государство в лице его многочисленных представителей во взаимодействии с внешней средой, прежде всего с населением, осуществлять расширение «цифровых форматов» своего представительства и переходить от ориентации взаимодействия через официальные сайты органов власти, которые, как показывает практика, граждане посещают крайне редко, на многочисленные социальные сети, в которых многие члены современного общества, особенно молодежь, бывают часто.

Социальные сети на современном этапе и в обозримом будущем следует рассматривать как информационное пространство, которое использует подавляющее большинство населения в Российской Федерации. В связи с этим использование интернет-пространства для осуществления взаимодействия граждан и власти, несомненно, должно рассматриваться как один из способов сохранения информационного влияния власти на граждан и формирования нового способа взаимодействия органов публичной власти с населением.

Несмотря на очевидный цифровой прогресс российского общества, в научной литературе неоднократно отмечается, что далеко не всегда органы власти в полной мере учитывают увеличивающуюся потребность населения в интерактивном взаимодействии с органами государственной и муниципальной власти, что тормозит процесс совместного принятия решений [4, с. 263]. При этом в качестве положительной стороны использования социальных сетей в деятельности органов государственной власти теми же исследователями отмечается расширение возможностей для комплексной оценки эффективности деятельности всего государственного аппарата в целом [5, с. 159]. Тем более, что социальные сети в настоящее время во многом рассматриваются как интернет-приложения, использование которых существенным образом позволяет упростить процесс взаимодействия, а также обеспечить распространение информации в обществе [6, с. 30]. Кроме того, несомненным достоинством функционирования социальных сетей следует считать их оперативность, многопользовательский характер (контент (информация) может быть размещен любым пользователем социальной

сети), относительно неограниченный объем информации, минимальные издержки на ее распространение. Кроме того, посредством использования социальной сети может осуществляться взаимодействие с глобальной аудиторией [7, с. 317].

По данным ВЦИОМ, к числу наиболее популярных социальных сетей следует отнести «WhatsApp» 4 (87%), «YouTube» (75%), «ВКонтакте» (62%), «Telegram» (55%) и «Одноклассники» (42%), при этом мессен-джером, который в последние годы активно набирает популярность среди пользователей, признается «Telegram» 5.

Последние изменения перечня востребованных социальных сетей, которые могут быть использованы в деятельности государственных органов, произошли в 2022 г., когда и было принято решение о необходимости осуществления обязательной государственной регистрации в социальных сетях официальных государственных органов [8, с. 42].

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 2 сентября 2022 г. № 2523-р такие социальные сети, как «ВКонтакте» и «Одноклассники» рассматриваются как информационные системы, которые должны быть использованы государственными органами для осуществления взаимодействия с гражданами 6. В данном случае предполагается, что государственный орган обязан создавать официальную страницу в социальных сетях, которая должна соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством. К числу основных требований следует отнести: необходимость размещения информации на государственном языке Российской Федерации; недопустимость распространения информации, которая могла бы опорочить гражданина или группы граждан по половой, расовой, национальной или иной принадлежности; необходимость размещения в социальной сети адреса электронной почты для осуществления направления юридически значимых сообщений. Однако важно не только соответствие формальным требованиям, но и качественный контент [9, с. 43].

Расширение и адаптация информационного пространства присутствия государственных органов необходимы не только для осуществления контроля за данным пространством, но и для выстраивания полноценного конструктивного диалога власти

4 Принадлежит компании Meta, которая признана в Российской Федерации экстремистской, ее деятельность на территории России запрещена.

5 ВЦИОМ: офиц. сайт URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rossiiskaja-auditorija-socialnykh-setei-i-messendzherov-izmenenija-na-fone-specoperacii (дата обращения: 12.02.2024).

6 Об определении ВКонтакте и Одноклассники в качестве информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, используемых государственными органами, в том числе судами, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, включая управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, а также органами местного самоуправления, организациями, подведомственными государственным органам и органам местного самоуправления, для создания официальных страниц : распоряжение Правительства РФ от 2 сентября 2022 г. № 2523-р. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 05.09.2022).

с гражданами. Однако последнее не всегда может быть оценено с положительной точки зрения, поскольку продолжает существовать очевидный «информационный разрыв» между потребностями граждан в информационных технологиях и теми возможностями, которые могут обеспечить органы государственной власти.

Названному разрыву способствует и то обстоятельство, что правовая природа комментария на официальных страницах в социальных сетях в настоящее время так и остается неопределенной. Соответственно, информация, которая поступает в органы власти через комментарии, сообщения или посты, не рассматривается как обращение гражданина, хоть и признается поводом (основанием) для решения обозначенной в обращении проблемы.

Еще одна группа проблем, которые замедляют процесс внедрения социальных сетей в публичное управление: низкий уровень информационной культуры государственных служащих, которые не обладают необходимым объемом специальных знаний для обеспечения надлежащего функционирования социальной сети (цифровая неграмотность); отсутствие надлежащих ресурсов для обслуживания, контроля и оценки социальных сетей; проблемы, возникающие в сфере информационной безопасности; возможные потенциальные злоупотребления со стороны государственных служащих, вовлеченных в процесс взаимодействия с гражданами через информационное пространство; низкая экономическая выгода от использования социальной сети в деятельности органа государственной власти (отрицательное соотношение уровня расходов и доходов от ведения социальной сети). К этому внушительному перечню следует добавить и отсутствие налаженного полноценного информационного двухстороннего взаимодействия между представителями власти и гражданами, поскольку невозможность оставлять комментарии под размещенными официальными информационными постами делает процесс коммуникации очевидно однонаправленным. При этом следует отметить и даже особо подчеркнуть, что функционально комментарий следует считать именно сообщением (не обращением, подлежащим рассмотрению в законодательно установленной процедуре). Комментарий в социальной сети — это выражение личного отношения пользователя к размещенной информации, а не его обращение в уполномоченный орган власти [6, с. 30].

Отсутствие нормативного регулирования и технологических решений, предоставляющих возможность гражданам и иным заинтересованным лицам оставлять комментарии под размещенными органами власти официальными информационными постами, существенно снижает уровень доверия

к власти в целом и указывает на отсутствие прозрачности в открытой публикации мнения граждан, посещающих социальные сети. Кроме того, отсутствие возможности комментировать размещенные информационные посты может свидетельствовать и о низкой степени вовлеченности государства и его представителей в открытый диалог с пользователями информационных ресурсов, в том числе и социальных сетей.

Некоторыми исследователями выделяются два уровня взаимодействия в информационном пространстве: уровень партнерства и уровень гражданского управления [8, с. 43]. Однако мы полагаем, что этого недостаточно, и лишь низкое качество коммуникации органов власти и граждан в сети Интернет не позволяет перейти к более сложным и качественным формам осуществления взаимодействия.

При этом факт регистрации представительств органов власти в социальных сетях следует рассматривать как позитивное развитие и как один из начальных этапов адаптации органов власти к осуществлению взаимодействия с пользователями в социальных сетях. В развитие данного этапа, по нашему мнению, следует закрепить на нормативном уровне право предоставления открытой возможности пользователям комментировать сообщения органов власти и задавать им вопросы по размещенной в социальной сети информации. Это будет способствовать повышению возможностей властных структур узнать мнение и аргументы пользователей относительно размещенной информации.

Еще одним направлением для совершенствования механизма присутствия органов власти в социальных сетях, расширения охвата пользователей информации может стать частота размещения органом власти актуальной и интересной для граждан информации. При этом увеличению вовлеченности граждан во взаимодействие с институтами власти может способствовать не только количество, но и разнородность размещаемых постов: информация об актуальных мероприятиях, проводимых в органе власти, их результатах; статистическая информация по различным направлениям деятельности; сведения о днях внеочередных приемов должностных лиц органов власти с гражданами и др. Размещение подобной информации, по нашему мнению, способствует не только достижению целей информационного взаимодействия с гражданами, но и повышению прозрачности, открытости и публичности деятельности власти.

В завершение хотелось бы отметить, что цифро-визация публичного управления, расширение присутствия власти в социальных сетях — объективный и естественный процесс на фоне развития уровня общественных отношений, технологий, науки, техники. Однако данные тенденции не должны подменять

и традиционные формы взаимодействия и общения граждан и представителей власти. Неслучайно очевидный сторонник цифрового прогресса во всех сферах управления Президент РФ В. В. Путин на заседании Совета по местному самоуправлению при

Президенте РФ особо отметил, что «цифровизация сама по себе не заменит никаких личных контактов и встреч с людьми, а регулярное общение — важнейший фактор повышения взаимопонимания и доверия между гражданами и властью» 7.

Список источников

1. Bannister F., Connolly R. ICT, public values and transformative government: A framework and programme for research // Government Information Quarterly. 2014. Vol. 31. № 1.

2. Карасев А. Т., Кожевников О. А., Мещерягина В. А. Цифровизация правоотношений и ее влияние на реализацию отдельных конституционных прав граждан в Российской Федерации // Антиномии. 2019. Т. 19, № 3.

3. Медведев Д. А. Россия-2024. Стратегия социально-экономического развития // Вопросы экономики. 2018. № 10.

4. Расходчиков А. Н. Информационно-коммуникационное взаимодействие власти и общества: в поиске эффективных технологий // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 2.

5. Зимова Н. С., Фомин Е. В., Смагина А. А. Социальные сети как новый канал взаимодействия общества и власти // Научный результат. Социология и управление. 2020. Т. 6, № 2.

6. Савоськин А. В., Мещерягина В. А. О реализации конституционного права на обращение в сети Интернет // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2015. № 2.

7. Ефимова Г. З. Профессиональное продвижение преподавателей высшей школы в виртуальных социальных сетях // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 2.

8. Рослякова М. В. Социальные сети в деятельности органов исполнительной власти: адаптация к новым способам взаимодействия // Социодинамика. 2022. № 7.

9. Савоськин А. В., Руколеев В. А. О целесообразности создания представительств органов власти в социальных сетях // Информационное право. 2022. № 3(73).

7 URL: https://rg.ru/2023/04/20/putin-cifrovizaciia-ne-zamenit-zhivogo-obshcheniia-chinovnikov-s-grazhdanami.html?ysclid= lswr8wgyl2765663620 (дата обращения: 12.02.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.