ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КОММУНИКАЦИИ
УДК 659.4
В. В. Фролов
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК PR-ИНСТРУМЕНТ РОССИЙСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ХОККЕЙНЫХ КЛУБОВ [НА ПРИМЕРЕ ХК СКА (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)]
В представленной статье рассматриваются особенности использования профессиональным хоккейным клубом СКА (Санкт-Петербург) социальных сетей для своего PR-продвижения и популяризации клубного бренда. Данная работа может быть интересна всем тем, кто интересуется теорией и практикой PR в сфере профессионального спорта.
Ключевые слова: новые медиа, социальные сети, связи с общественностью, PR-инструменты, профессиональный спорт.
В настоящее время профессиональный спорт является одним из наиболее динамично развивающихся рынков сферы услуг. В связи с тем, что подавляющая часть структур, организаций и проектов профессионального спорта нацелены на получение коммерческой прибыли, особую роль в спортивной индустрии отводят связям с общественностью. В России спортивные организации стали уделять особое внимание PR-деятельности в последние несколько лет, когда в стране стало постепенно сокращаться государственное финансирование профессиональных спортивных структур, и у таких организаций появилась необходимость в дополнительных финансовых средствах.
К числу наиболее востребованных и эффективных PR-инструментов сегодня относят социальные сети, которые могут оказывать существенное влияние на пользователей в формировании мнения об организации (структуре), бренде и её услугах, становясь тем самым эффективным инструментом PR-коммуникации. В связи с этим многим организациям необходимо грамотно использовать возможности социальных сетей для своего продвижения.
В представленной статье мы рассмотрим, как использует для своего PR-продвижения социальные сети хоккейный клуб СКА (Санкт-Петербург). Данный клуб, основанный в 1946 г., выступает в Континентальной хоккейной лиге (наиболее успешной профессиональной спортивной лиге России с коммерческой точки зрения — авт.) и является одной из самых состоятельных спортивных организаций страны (его главным акционером является ООО «Газпром экспорт» — авт.).
Хоккейный клуб СКА (Санкт-Петербург) уделяет большое внимание своему PR-продвижению и популяризации клубного бренда, как в России, так и на международной арене. Данный клуб имеет свои официальные аккаунты в таких социальных сетях, как «ВКонтакте» [26], Facebook [27], Instagram [28], Google+ [29] и Twitter [30]. Наиболее посещаемым у ХК СКА является аккаунт в «ВКонтакте» — 292 927 человек. Страница в Twitter имеет 251 920 подписчиков, в Instagram — 116 228 человек, в Facebook — 31 157 человек, а вот в Google+ — всего 392 фолловера.
Именно клуб из Санкт-Петербурга имеет наибольшее число подписчиков среди всех команд Континентальной хоккейной лиги (см. таблицу № 1). Кроме того, ХК СКА — один из немногих клубов КХЛ, кто имеет свой аккаунт в такой далеко не самой популярной социальной сети в России, как Google+, и активно с ней работает. ХК СКА пользуется большей популярностью в социальных сетях, чем многие российские футбольные клубы Премьер-лиги (при этом футбол в России имеет более значительно аудиторию болельщиков, чем хоккей — авт.). В частности, хоккейный клуб из Санкт-Петербурга имеет большее число подписчиков в таких социальных сетях, как «ВКонтакте», Instagram, Twitter, чем один из старейших и известнейших отечественных футбольных клубов — «Динамо» (Москва) [5; 6; 7]. Правда, самым популярным российским футбольным клубам в социальных сетях (ФК «Зенит» (Санкт-Петербург» и ФК «Спартак» (Москва)) ХК СКА по числу фолловеров всё же уступает [8; 9; 10; 11; 12; 13].
Таблица 1
Анализ популярности российских хоккейных клубов в социальных сетях
Название клуба «ВКонтакте» Twitter Facebook Instagram
ХК СКА (Санкт-Петербург) 292 927 251 920 31 157 116 228
фолловеров фолловеров фолловеров фолловеров
ПХК ЦСКА 56 447 71 528 56 241 67 954
фолловеров фолловеров фолловер фолловера
ХК «Спартак» (Москва) 80 059 183 604 53 644 35 110
фолловеров фолловера фолловера фолловеров
ХК «Динамо» (Москва) 35 350 91 195 16 010 28 398
фолловеров фолловеров фолловеров фолловеров
ХК «Ак Барс» (Казань) 121 884 82 073 1 142 75 209
фолловера фолловера фолловера фолловеров
ХК «Иокерит» (Хельсинки) 4 532 фолловера 38 907 фолловеров 92 312 фолловеров 56 364 фолловера
Анализируя географию подписчиков аккаунтов ХК СКА в социальных сетях, можно отметить, что подавляющая часть этих фолловеров, по понятным причинам, из Санкт-Петербурга. При этом у данных аккаунтов есть подписчики и из других городов: Москвы, Вологды, Твери, Пскова, Петрозаводска, Калининграда, Хельсинки и др.
Новости, публикуемые в официальной группе ХК СКА (Санкт-Петербург) в «ВКонтакте», имеют в среднем более 25 000 просмотров (это самый высокий показатель среди всех клубов Континентальной хоккейной лиги — авт.). Комментариев к новостям подписчики этого аккаунта оставляют достаточно много: в среднем на один пост приходится 170 комментариев (некоторые собирают более 700 комментариев). Модераторы группы в среднем публикуют 12 постов за сутки. На своей странице в «ВКонтакте» ХК СКА публикует новости из жизни клуба и его игроков, анонсы матчей, резюме состоявшихся игр, проводит Интернет-голосования по определению лучших игроков клуба, формированию символических пятёрок и т. п. Аккаунт клуба их Санкт-Петербурга содержит большое количество фото- и видеоальбомов с матчей, тренировок, специальных мероприятий ХК СКА (более 1790). Особой популярностью у фолловеров клуба пользуется специальное приложение «СКА Фотоконкурс» (15 118 участников) [26].
На официальной странице ХК СКА (Санкт-Петербург) в Facebook модераторами публикуется тот же контент, что и в группе клуба в «ВКонтакте». При этом фол-
ловеры данной страницы ХК СКА менее активны, чем подписчики аккаунта клуба из Санкт-Петербурга в «ВКонтакте»: в среднем один пост содержит 10 комментариев. Здесь необходимо учитывать то обстоятельство, что социальная сеть «ВКонтакте» в России значительно популярнее, чем Facebook, то есть она имеет большую целевую аудиторию. Официальная группа ХК СКА в Facebook имеет раздел «Магазин СКА», в котором презентируются товары с атрибутикой клуба (свитера, шапки, шарфы, сумки, ремни, авторучки и т. п.), а также содержится информация об услугах Интернет-магазина клуба [27].
В официальной группе ХК СКА в Twitter публикуются не только новости о жизни клуба, но и осуществляются текстовые онлайн трансляции матчей ХК СКА (включая товарищеские игры — авт.) [30]. Аккаунт в Twitter — один из наиболее оперативных информационных ресурсов о клубе из Санкт-Петербурга.
Официальная группа ХК СКА в Instagram пользуется огромной популярностью у пользователей Интернета. Ее основной контент — фото- и видеоматериалы с матчей, тренировок, специальных мероприятий клуба, а также о жизни игроков и тренеров команды. Значительная часть материалов, опубликованных в этом аккаунте, посвящена презентации клубной атрибутики и товаров с символикой ХК СКА. В настоящее время на странице клуба в Instagram опубликовано более 2000 фотографий и видеороликов. В среднем на одну публикацию в данной группе приходится более 6500 отметок «Нравится». Это только еще раз подтверждает популярность аккаунта клуба из Санкт-Петербурга в Instagram [28].
ХК СКА (Санкт-Петербург) имеет свой канал на видеохостинге YouTube (22 143 подписчика), где содержатся видеосюжеты о жизни клуба и его игроков, представлены обзоры и нарезки лучших моментов игр, с участием команд, входящих в структуру ХК СКА (Санкт-Петербург) [31]. Большой популярностью среди подписчиков канала пользуются выпуски таких передач канала, как «ПОЕХАЛИ!», «Чисто Питерский Хоккей», «2Ахоккей» и др. При этом на часть контента, размещенного на официальном канале клуба из Санкт-Петербурга на YouTube, публикуются ссылки в аккаунтах ХК СКА в «ВКонтакте», Facebook, Twitter и Google+.
В заключение следует отметить, что ХК СКА (Санкт-Петербург) отводит важную роль использованию социальных сетей как инструмента PR-продвижения и популяризации своего бренда. Это обусловлено тем, что данный вид новых медиа предоставляет своим читателям (пользователям) следующие преимущества: молниеносность коммуникаций, непрерывное обновление новостной картины, дискуссии в группах по интересам, наличие игровой (развлекательной) составляющей, активное использование мультимедийных технологий, а значит, способствует расширению целевой аудитории клуба.
Литература
1. Официальная страница ПХК ЦСКА в «ВКонтакте» [Электронный ресурс]: URL: https://vk.com/ hccska (дата обращения: 05.03.2018).
2. Официальная страница ПХКЦСКА в Facebook [Электронный ресурс]: URL: https://www.facebook. com/cska.hockey (дата обращения: 05.03.2018).
3. Официальная страница ПХК ЦСКА в Instagram [Электронный ресурс]: URL: https://www.instagram. com/hccska (дата обращения: 05.03.2018).
4. Официальная страница ПХК ЦСКА в Twitter [Электронный ресурс]: URL: https://twitter.com/hccska (дата обращения: 05.03.2018).
5. Официальная страница ФК «Динамо» (Москва) в «ВКонтакте» [Электронный ресурс]: URL: https:// vk.com/fcdm_official (дата обращения: 05.03.2018).
6. Официальная страница ФК «Динамо» (Москва) в Instagram [Электронный ресурс]: URL: https:// www.instagram.com/fcdm_official (дата обращения: 05.03.2018).
7. Официальная страница ФК «Динамо» (Москва) в Twitter [Электронный ресурс]: URL: https:// twitter.com/FCDM_official (дата обращения: 05.03.2018).
8. Официальная страница ФК «Зенит» (Санкт-Петербург) в «ВКонтакте» [Электронный ресурс]: URL: https://vk.com/zenit (дата обращения: 05.03.2018).
9. Официальная страница ФК «Зенит» (Санкт-Петербург) в Instagram [Электронный ресурс]: URL: https://www.instagram.com/zenit_spb (дата обращения: 05.03.2018).
10. Официальная страница ФК «Зенит» (Санкт-Петербург) в Twitter [Электронный ресурс]: URL: https://twitter.com/zenit_spb (дата обращения: 05.03.2018).
11. Официальная страница ФК «Спартак» (Москва) в «ВКонтакте» [Электронный ресурс]: URL: https://vk.com/fcsm_official (дата обращения: 05.03.2018).
12. Официальная страница ФК «Спартак» (Москва) в Instagram [Электронный ресурс]: URL: https:// www.instagram.com/fcsm_official (дата обращения: 05.03.2018).
13. Официальная страница ФК «Спартак» (Москва) в Twitter [Электронный ресурс]: URL: https:// twitter.com/fcsm_official (дата обращения: 05.03.2018).
14. Официальная страница ХК «Ак Барс» (Казань) в «ВКонтакте» [Электронный ресурс]: URL: https:// vk.com/hcakbars (дата обращения: 05.03.2018).
15. Официальная страница ХК «Ак Барс» (Казань) в Facebook [Электронный ресурс]: URL: https:// www.facebook.com/hcakbars (дата обращения: 05.03.2018).
16. Официальная страница ХК «Ак Барс» (Казань) в Instagram [Электронный ресурс]: URL: https:// www.instagram.com/hcakbars(дата обращения: 05.03.2018).
17. Официальная страница ХК «Ак Барс» (Казань)в Twitter [Электронный ресурс]: URL: https://twitter. com/hcakbars (дата обращения: 05.03.2018).
18. Официальная страница ХК «Динамо» (Москва) в «ВКонтакте» [Электронный ресурс]: URL: https:// vk.com/dynamo_ru (дата обращения: 05.03.2018).
19. Официальная страница ХК «Динамо» (Москва) в Facebook [Электронный ресурс]: URL: https:// www.facebook.com/dynamo.ru (дата обращения: 05.03.2018).
20. Официальная страница ХК «Динамо» (Москва) в Instagram [Электронный ресурс]: URL: https:// www.instagram.com/dynamo_ru (дата обращения: 05.03.2018).
21. Официальная страница ХК «Динамо» (Москва) в Twitter [Электронный ресурс]: URL: https://twitter. com/dynamo_ru (дата обращения: 05.03.2018).
22. Официальная страница ХК «Йокерит» (Хельсинки) в «ВКонтакте» [Электронный ресурс]: URL: https://vk.com/jokerit (дата обращения: 05.03.2018).
23. Официальная страница ХК «Йокерит» (Хельсинки) в Facebook [Электронный ресурс]: URL: https:// www.facebook.com/helsinginjokerit (дата обращения: 05.03.2018).
24. Официальная страница ХК «Йокерит» (Хельсинки) в Instagram [Электронный ресурс]: URL: https:// www.instagram.com/jokerithc (дата обращения: 05.03.2018).
25. Официальная страница ХК «Йокерит» (Хельсинки) в Twitter [Электронный ресурс]: URL: https:// twitter.com/jokerithc (дата обращения: 05.03.2018).
26. Официальная страница ХК СКА (Санкт-Петербург) в «ВКонтакте» [Электронный ресурс]: URL: https://vk.com/ska (дата обращения: 05.03.2018).
27. Официальная страница ХК СКА (Санкт-Петербург) в Facebook [Электронный ресурс]: URL: https:// www.facebook.com/hcSKA (дата обращения: 05.03.2018).
28. Официальная страница ХК СКА (Санкт-Петербург) в Instagram [Электронный ресурс]: URL: https://www.instagram.com/hcska (дата обращения: 05.03.2018).
29. Официальная страница ХК СКА (Санкт-Петербург) в Google+ [Электронный ресурс]: URL: https:// plus.google.com/+hcska (дата обращения: 05.03.2018).
30. Официальная страница ХК СКА (Санкт-Петербург) в Twitter [Электронный ресурс]: URL: https:// twitter.com/hcska (дата обращения: 05.03.2018).
31. Официальный канал ХК СКА (Санкт-Петербург) на YouTube [Электронный ресурс]: URL: https:// www.youtube.com/user/hcskatv (дата обращения: 05.03.2018).
32. Официальная страница ХК «Спартак» (Москва) в «ВКонтакте» [Электронный ресурс]: URL: https:// vk.com/spartakhc (дата обращения: 05.03.2018).
33. Официальная страница ХК «Спартак» (Москва) в Facebook [Электронный ресурс]: URL: https:// www.facebook.com/hcspartak (дата обращения: 05.03.2018).
34. Официальная страница ХК «Спартак» (Москва) в Instagram [Электронный ресурс]: URL: https:// www.instagram.com/spartak_hc (дата обращения: 05.03.2018).
35. Официальная страница ХК «Спартак» (Москва) в Twitter [Электронный ресурс]: URL: https:// twitter.com/spartak_hc (дата обращения: 05.03.2018).
Об авторе
Фролов Василий Владимирович — кандидат исторических наук, доцент кафедры связей с общественностью и журналистики, Псковский государственный университет, Россия.
E-mail: [email protected]
V. V. Frolov
SOCIAL NETWORKS AS PR-TOOL OF RUSSIAN PROFESSIONAL HOCKEY CLUBS [USING HC SKA (SAINT-PETERSBURG) AS AN EXAMPLE]
The article considers the usage of social networks by the professional hockey club SKA (St. Petersburg) for its PR-promotion and the club's brand popularization. This work might be interesting to specialists who study PR-theory and practice in the field ofprofessional sports.
Key words: new media, social networks, public relations, PR-tools, professional sports.
About the Author
Vasiliy Vladimirovich Frolov — Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Public Relations and Journalism, Pskov State University, Russia. E-mail: [email protected]