Научная статья на тему 'Социальные сети как основной элемент социального капитала организации'

Социальные сети как основной элемент социального капитала организации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
163
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / СЕТИ / УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / SOCIAL CAPITAL / NETWORKS / MANAGEMENT / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Буидзе М. А.

В данной статье анализируются подходы к определению социально-экономической категории «социальный капитал». Особое внимание уделяется роли и функциям социальных сетей как основного элемента построения социального капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL NETWORKING AS A KEY ELEMENT OF SOCIAL CAPITAL OF THE ORGANIZATION

This article analyzes the approaches to the definition of socio-economic category "social capital." Particular attention is paid to the role and functions of social networks as a key element of building social capital.

Текст научной работы на тему «Социальные сети как основной элемент социального капитала организации»

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 7(38) ■ Август

References

1. Veniamin Popov: «Islamskoe gosudarstvo dejstvitelno pytaetsja obosnovatsja na Zemle. Tam carit socialnaja spravedlivost» // ArtPolitInfo. 2014. 12 nojabrja. [Jelektronnyj resurs] URL: http://artpolitinfo.ru/veniamin-popov-islamskoe-gosudarstvo-deystvitelno-pyitaetsya-obosnovatsya-na-zemle-tam-tsarit-sotsialnaya-spravedlivost/ (data obrashhenija

23.07.2015).

2. Gavra D. P., Taranova Ju. V. Imidzh territorialnyh subektov v sovremennom informacionnom prostranstve. - SPb.:

S.-Peterb. gos. un-t, Vyssh. shk. zhurn. i mas. kommunikacij, 2013. - 155 s.

3. Gusserl Je. Kartezianskie meditacii / per. s nem. V. I. Molchanova. - M.: Akademicheskij Proekt, 2010. - 229 s.

4. Kratkaja istorija razvitija distancionnogo obrazovanija // Portal Web-3.Ru. [Jelektronnyj resurs] URL: http://dtraining.web-3.ru/introduction/history/ (data obrashhenija 23.07.2015).

5. Habermas Ju. Moralnoe soznanie i kommunikativnoe dejstvie / per. s nem. pod red. D. V. Skljadneva. - SPb.: Nauka, 2001. - 380 s.

Буидзе М.А.

Магистрант

Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

В данной статье анализируются подходы к определению социально-экономической категории «социальный капитал». Особое внимание уделяется роли и функциям социальных сетей как основного элемента построения социального капитала.

Ключевые слова: социальный капитал, сети, управление, эффективность

Buidze M.A.

Undergraduate, St. Petersburg State University of Economics SOCIAL NETWORKING AS A KEY ELEMENT OF SOCIAL CAPITAL OF THE ORGANIZATION

Abstract

This article analyzes the approaches to the definition of socio-economic category "social capital." Particular attention is paid to the role and functions of social networks as a key element of building social capital.

Keywords: social capital, networks, management, efficiency

Социальный капитал стал объектом изучения социологии, экономики, культурологии, психологии и других дисциплин сравнительно недавно. В основе концепции лежит идея о принадлежности индивида к определенной группе. Так, коллектив, члены которого достаточно плотно связаны и доверяют друг другу, может действовать более эффективно и добиваться быстрого решения поставленных целей.

По мнению многих исследователей, накопление социального капитала влияет на темпы роста других видов капитала организации, таких как материальный и человеческий, и это влияет напрямую на повышение эффективности деятельности организации и ее конкурентоспособные преимущества во внешней среде. Именно поэтому социальный капитал вызывает интерес исследователей, занимающихся вопросами эффективного управления человеческими ресурсами.

Методологической базой статьи послужили научные исследования основоположников идеи о социальном капитале таких, как Пьер Бурдье, Глен Лори, Дж.Коулмэн, Г.Беккер, Р.Патнэм, Ф.Фукуяма и М. Шифф, а также статьи российских и зарубежных исследователей за последние несколько лет.

Важность включения индивида в группу отмечали в своих работах еще А. Токвиль, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм, М. Вебер и другие именитые социологи. Однако, впервые категория «социальный капитал» была введена Пьером Бурдье в 1983 году в его статье «Формы капитала» для обозначения взаимовыгодных отношений между людьми. После Бурдье развитием идеи значимости социального капитала активно занимался экономист Глен Лори. В своих работах он уделял особое внимание механизмам наследования социального капитала. Развитие его идеи продолжил Дж.Коулмен в своей работе «О роли социального капитала в создании человеческого капитала», в которой выделил индивидуальный и общественный виды социального капитала. Далее значительный вклад в развитие идеи социального капитала как общественного блага внес Р. Патнэм в своей работе ««Боулинг в одиночку».Патнэм одним из первых выделил доверие как один из основных факторов социального капитала. Далее, Фукуяма в работе «Культура имеет значение» продолжил изучения влияния доверия на социальный капитал общества в целом и организаций в частности, отметив огромное влияние корпоративной культуры.

В России социальный капитал стали изучать немного позднее, чем за рубежом. Первая статья о социальном капитале была опубликована в журнале «Общественные науки и современность» № 2 за 2003 год. В 2004 г. А немного позже в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ состоялась первая конференция на тему «Социальный капитал как научная категория». Среди российских ученых, активно разрабатывающих тему социального капитала, можно выделить В. Радаева и П. Шихирева, на чьи труды в настоящее время ссылаются многие молодые исследователи.

Проведенный мною анализ подходов к определению социального капитала показывает, что почти все исследователи считают основным элементов построения социального капитала социальные сети. Это наглядно продемонстрировано в таблице ниже:

104

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 7(38) ■ Август

Таблица 1 - Подходы к определению социального капитала через сетевую составляющую.

Автор Определение социального капитала

Р. Патнэм - это связи между индивидуумами - социальные сети и нормы взаимности, которые из них (сетей) проистекают1 2

С. Бюссе «Я использую определение социального капитала как социальных сетей. Для измерения социального капитала нужно учитывать силу связей, а также качественное разнообразие 2 включенных в эти сетевые взаимодействия индивидов»

В. Радаев Со структурной стороны социальный капитал выступает как совокупность сетевых контактов, а с институциональной стороны он воплощает в себе накопленное доверие и измеряется, соответственно, числом накопленных обязательств3 4

Л. Полищук - это способность общества или сообществ к самоорганизации и совместным действиям, которая опирается на доверие, разделяемые в обществе нормы и ценности, а также на 4 социальные сети различного рода

Дж. Коулмен - это ресурсы социальных отношений, их сети, которые облегчают действия индивидов благодаря формированию взаимного доверия, определению взаимных обязательств и ожиданий, формулированию и установлению социальных норм, образованию ассоциаций.5

Н. Лин - это ресурсы, находящиеся в социальных сетях, объём которых определяется ценными ресурсами (богатство, власть, авторитет), принадлежащими акторам, с которыми фокальный актор имеет прямые или опосредованные связи. 6 7

Берт 7 - посреднические возможности в сети.

У.Бейкер - это ресурсы, которые акторы получают из специфических социальных структур (сетей) и используют, исходя из своих интересов8 9

А.Портес - это способность индивидов распоряжаться ограниченными ресурсами на основании своего членства в определенной социальной сети или в более широкой социальной 9 структуре

Х.Д.Флеп Определяет социальный капитал как функцию размера сети, силы отношений между актором, объем капитала которого определяется (так называемым фокальным, или центральным актором), и другими членами сети, а также ресурсов, которыми обладают члены сети10

М. Вулкок - информация, доверие, и нормы взаимности, принадлежащие социальной сети11

Социальные сети - это социальные контакты, а не только регламентированные трудовые отношения работников и коллективов12 13. Под социальными сетями понимают все виды взаимодействий между людьми, которые могу возникнуть в процессе совместной деятельности, в том числе нетрудовой. Социальные сети - это целая организованная структура отношений, которая способна обеспечить совместную деятельность работников и коллективов.

То есть все неформальные связи между сотрудниками, построенные на доверии, в процессе которых они оказывают друг другу помощь, составляют потенциал социальных сетей организации.

Другими словами это возможности системы социальных отношений, позволяющие получать доступ к разнообразным благам для достижения поставленных личных и коллективных целей.

Основными причинами входа в социальные сети могут быть 13:

- потребность в принадлежности к группе

1 Р. Патнэм Характеристики социальной организации, включающие сети, нормы и социальное доверие, которые способствуют координации и кооперации в интересах общественной цели Bowling Alone: America's Declining Social Capital / Journal of Democracy. -1995. - January. - P. 65-78

2 С. Бюссе Социальный капитал, в отличие от других его форм, не является исключительной характеристикой индивида, он скорее описывает отношения между людьми, в которые включен данный индивид Социальный капитал и неформальная экономика в России // Мир России. -2001. -№ 2. - С. 97

3 В. Радаев Накапливаемый хозяйственный ресурс, который включен в процессы воспроизводства и возрастания стоимости путем взаимной конвертации своих разнообразных форм URL: http://www.day.kiev.ua/ 170573/

4 Полищук Л., Меняшев Р. Экономическое значение социального капитала. "Вопросы экономики"" N° 12-2011

5 Коулман Д. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 121-139.

6 Гуськова Н. Д., Клюева А. П.,Современные теории социального капитала / // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2012. - № 2 (22). - С. 152-160.

7 Р. Берт Дружеские, рабочие и более общие контакты, через которые вы получаете возможность использовать ваш финансовый и человеческий капитал Burt P. Structural Holes: The social structure of competition. - Cambrige, MA. -1992. - P. 9

8 Гуськова Н. Д., Клюева А. П.,Современные теории социального капитала / // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2012. - № 2 (22). - С. 152-160.

9 Portes A., Sensenbrenner J. Embeddedness and Immigration: Notes on the Social Determinants of Economic Action // American Journal of Sociology. - 1993. - Vol. 98. -№6 (May). - Р. 1320-1350.

10 Гуськова Н. Д., Клюева А. П.,Современные теории социального капитала / // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2012. - № 2 (22). - С. 152-160.

11 Гуськова Н. Д., Клюева А. П.,Современные теории социального капитала / // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2012. - № 2 (22). - С. 152-160.

12 Сысоев С.А. Устойчивость функционирования социально-экономической системы общества и социальный капитал / CA. Сысоев // Устойчивое развитие экономики: сборник трудов VII международной научно-практической конференции 18 октября 2013 г. - Минск: ПолесГУ - С. 156 -157

13 Полищук Е.А. Социальный капитал и его роль в экономическом развитии // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 5. Экономика. 2005. Вып. 1. С. 10-16.

105

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 7(38) ■ Август

-взаимопомощь в вопросах личного и профессионального характера

- потребность в защите своих интересов;

- потребность в дополнительной информации;

- личная заинтересованность и симпатии к членам группы;

- потребность во власти

Исследователи выделяют большое количество функций социальных сетей. Рассмотрим самые основные из них.

Содержательная функция проявляется в хранение принятых в данной социальной сети моделей поведения и базой для их воспроизводства.

Защитная функция проявляется в защите личных интересов и ценностей социальной сети при возникновении угрозы извне. Например, если новый руководитель пытается разрушить существующие в организации связи или уменьшить влияние неформального лидера.

Мотивирующая функция проявляется в поддержке сотрудника другими членами сети и ощущении себя частью единого механизма, движущегося к общей цели.

Коммуникативная функция. За счет коммуникаций усиливается вовлеченность каждого сотрудника в деятельность организации, люди могут обмениваться необходимыми знаниями и опытом, быстрее увеличивать свои профессиональные и личные контакты.

Это позволяет решать проблемы не только внешних коммуникаций, но и внутренних, а значит удовлетворять потребность каждого работника в получении необходимой информации и поддержки.

Отсутствие коммуникативной сети в организации отрицательно сказывается на лояльность сотрудников, что приводит к увеличению количеств конфликтов в группе.

Адаптирующая функция заключается в том, что вхождение в социальную сеть позволяет сотруднику быстрее принять и усвоить норм и ценности организации и почувствовать себя частью целого механизма. В противном случае сотрудник будет чувствовать себя чужим и не видеть своего будущего в данной организации.

Регулирующая функция заключается в регулировании поведения членов сети, то есть при включении в сеть сотрудник получает информацию о том, как стоит себя вести в процессе работы, в свободное время и как принято в данной организации общаться с начальством и своими коллегами.

Воспитательная функция заключается в передаче новому поколению информации об опыте прошлых лет, о культуре в организации, традициях и ценностях. Это может одним из важнейших условий прогресса организации.

Стабилизирующая функция проявляется в способности социальных сетей приводить коллектив или организацию в целом к нормальному, естественному состоянию в экстремальных условиях.

Функция коллективной и организационной идентификации проявляется в самоидентификации сотрудников себя как части организации и принадлежности к одной из существующих в организации сетей, что позволяет сотрудникам почувствовать себя частью большой социальной группы со своими традициями, ценностями и общими целями.

Однако стоит отметить, что не все виды социальных взаимодействий между членами одной организации обязательно превращаются в ее социальный капитал. Такой способностью обладают только отношения, которые экономически и социально полезны для работника, коллектива и организации в целом.

Рассмотренная теория подтверждает, что социальные сети - важнейшее составляющее социального капитала. Хорошо развитые социальные сети помогают сотрудникам быстрее влиться в коллектив, ознакомиться с ценностями и традициями организации , получать необходимую для работы информацию, обмениваться опытом и идеями с другими сотрудниками организации, позволяет сотруднику почувствовать себя частью большой команды, стремящейся к одним целям.

Литература

1. Р. Патнэм Характеристики социальной организации, включающие сети, нормы и социальное доверие, которые способствуют координации и кооперации в интересах общественной цели Bowling Alone: America's Declining Social Capital / Journal of Democracy. -1995. - January. - P. 65-78

2. С. Бюссе Социальный капитал, в отличие от других его форм, не является исключительной характеристикой индивида, он скорее описывает отношения между людьми, в которые включен данный индивид Социальный капитал и неформальная экономика в России // Мир России. -2001. - № 2. - С. 97

3. В. Радаев Накапливаемый хозяйственный ресурс, который включен в процессы воспроизводства и возрастания стоимости путем взаимной конвертации своих разнообразных форм URL: http://www.day.kiev.ua/ 170573/

4. Полищук Л., Меняшев Р. Экономическое значение социального капитала. "Вопросы экономики"" № 12-2011

5. Коулман Д. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 121139.

6. Р. Берт Дружеские, рабочие и более общие контакты, через которые вы получаете возможность использовать ваш финансовый и человеческий капитал Burt P. Structural Holes: The social structure of competition. - Cambrige, MA. -1992. - P. 9

7. Portes A., Sensenbrenner J. Embeddedness and Immigration: Notes on the Social Determinants of Economic Action // American Journal of Sociology. — 1993. — Vol. 98. —№6 (May). — Р. 1320-1350.

8. Гуськова Н. Д., Клюева А. П.,Современные теории социального капитала / // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2012. - № 2 (22). - С. 152-160

9. Сысоев С.А. Устойчивость функционирования социально-экономической системы общества и социальный капитал / C.A. Сысоев // Устойчивое развитие экономики: сборник трудов VII международной научно-практической конференции 18 октября 2013 г. - Минск: ПолесГУ - С. 156-157

10. Полищук Е.А. Социальный капитал и его роль в экономическом развитии // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 5. Экономика. 2005. Вып. 1. С. 10-16.

106

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 7(38) ■ Август

References

1. R. Patnjem Harakteristiki social'noj organizacii, vkljuchajushhie seti, normy i social'noe doverie, kotorye sposobstvujut koordinacii i kooperacii v interesah obshhestvennoj celi Bowling Alone: America's Declining Social Capital / Journal of Democracy. -1995. - January. - P. 65-78

2. S. Bjusse Social'nyj kapital, v otlichie ot drugih ego form, ne javljaetsja iskljuchitel'noj harakteristikoj individa, on skoree opisyvaet otnoshenija mezhdu ljud'mi, v kotorye vkljuchen dannyj individ Social'nyj kapital i neformal'naja jekonomika v Rossii // Mir Rossii. -2001. - № 2. - S. 97

3. V. Radaev Nakaplivaemyj hozjajstvennyj resurs, kotoryj vkljuchen v processy vosproizvodstva i vozrastanija stoimosti putem vzaimnoj konvertacii svoih raznoobraznyh form URL: http://www.day.kiev.ua/ 170573/

4. Polishhuk L., Menjashev R. Jekonomicheskoe znachenie social'nogo kapitala. "Voprosy jekonomiki"" № 12-2011

5. Koulman D. Kapital social'nyj i chelovecheskij // Obshhestvennye nauki i sovremennost'. 2001. № 3. S. 121-139.

6. R. Bert Druzheskie, rabochie i bolee obshhie kontakty, cherez kotorye vy poluchaete vozmozhnost' ispol'zovat' vash finansovyj i chelovecheskij kapital Burt P. Structural Holes: The social structure of competition. - Cambrige, MA. -1992. - P. 9

7. Portes A., Sensenbrenner J. Embeddedness and Immigration: Notes on the Social Determinants of Economic Action // American Journal of Sociology. — 1993. — Vol. 98. —№6 (May). — R. 1320-1350.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Gus'kova N. D., Kljueva A. P.,Sovremennye teorii social'nogo kapitala / // Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Obshhestvennye nauki. - 2012. - № 2 (22). - S. 152-160

9. Sysoev S.A. Ustojchivost' funkcionirovanija social'no-jekonomicheskoj sistemy obshhestva i social'nyj kapital / C.A. Sysoev // Ustojchivoe razvitie jekonomiki: sbornik trudov VII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 18 oktjabrja 2013 g. - Minsk: PolesGU - S. 156-157

10. Polishhuk E.A. Social'nyj kapital i ego rol' v jekonomicheskom razvitii // Vestn. S.-Peterb. un-ta. Ser. 5. Jekonomika. 2005. Vyp. 1. S. 10-16.

Рогова А.В.

Аспирант, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ КРАУДСОРСИНГА В ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы совершенствования деятельности органов власти за счет внедрения современного механизма обратной связи - краудсосринга. На основе анализа теоретического и практического материала систематизируются проблемы краудсорсинга и предлагаются пути их решения. Обсуждаемые меры по совершенствованию технологии краудсорсинга и привлечению общественно активной аудитории интернесообщества к взаимодействию с властью.

Ключевые слова: краудсорсинг, потенциал, обратная связь, коммуникация.

Rogova A.V.

Postgraduate, Belgorod State National Research University PROBLEMS OF THE CROWDSOURCING TECHNOLOGY ADOPTION TO THE GOVERNMENT

CONTROL SYSTEM

Abstract

This article covers the issues of public authorities' activities improving due to introducing of a modern backup mechanism - crowdsourcing. The theoretical and factual materials analysis allows to systematize the crowdsourcing problems and offers ways of their decision. Measures aimed at the crowdsourcing technology improvement and attraction of the social-minded web community auditory to interaction with authorities are being discussed.

Keywords: crowdsourcing, potential, backup, communication.

The politico-social situation existing now in Russia is predicated upon full incompatibility of the old management c ulture and new political orientation to be declared. Paternalism and to a great extent autocratic governance models are still existing; authorities cannot react properly to the most important democratic demands of the times and incapability of “civil society” to respond to anthropic challenges itself, without government's help [4].

Researchers notice a new vector in the society transformation taking place nowadays - its “virtualization” [3]. They mean by it the main activities types transition into the Internet virtual space. As a result of the existing changes society is turning to be a total market that has a form of huge nets fighting space, the centres of which are transnational corporations and international corporatocracy evincing their interests [2, 21].

Crowdsourcing can be considered as a way of this problem's decision. However, in order to make crowdsourcing practices be applied successfully, it is necessary to intentionally form regional community crowdsourcing potential [1, 288].

In the course of studying government employees' opinions concerning the problem of the crowdsourcing technology adoption to the government control system there was conducted a social research and were obtained the following results.

100 government service representatives, among them 38 men and 52 women, took part in the inquiry.

Among the main reasons contributing to the crowdsourcing technology adoption to the government control system the most part of those asked noticed it as an effective method of innovative technologies introducing to central and local government (33%), necessity of population civic culture formation (32%), necessity to provide citizens participation in public management and sectional interests protection (30%) and importance of attraction of people to central and local government (25%).

Every fifth participant (20%) supposes that crowdsourcing refers to providing access to the labor results of almost unlimited auditory. 17% think that crowdsourcing is an inexpensive instrument of social and economic development of a

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.