Научная статья на тему 'Социальные сети как источник информации об абитуриентах'

Социальные сети как источник информации об абитуриентах Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
616
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ПОИСК ЛЮДЕЙ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / АБИТУРИЕНТ / АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Галимов Роман Русланович, Стефанова Ирина Алексеевна

В статье рассматривается проблема получения ВУЗами информации о потенциальных абитуриентах; предлагается ее решение через создание автоматизированной системы, получающей данные из социальных сетей; рассматриваются существующие инструменты подобного рода с анализом сильных и слабых сторон; формируется список требований для разработки собственного инструмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Галимов Роман Русланович, Стефанова Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные сети как источник информации об абитуриентах»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 004.738.1 004.78:025.4.036

Галимов Роман Русланович

студент 1 курса магистратуры ПГУТИ, г. Самара, РФ

Научный руководитель: Стефанова Ирина Алексеевна канд. тех. наук, доцент ПГУТИ, г. Самара, РФ

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ ОБ АБИТУРИЕНТАХ

Аннотация

В статье рассматривается проблема получения ВУЗами информации о потенциальных абитуриентах; предлагается ее решение через создание автоматизированной системы, получающей данные из социальных сетей; рассматриваются существующие инструменты подобного рода с анализом сильных и слабых сторон; формируется список требований для разработки собственного инструмента.

Ключевые слова

Социальная сеть, поиск людей, программное обеспечение, абитуриент, анализ информации.

Борьба высших образовательных учреждений за абитуриентов в настоящее время набирает обороты. Количество ВУЗов велико, и, чтобы оставаться конкурентоспособными, им приходится изобретать все новые пути для привлечения потенциальных студентов. Работа ведется во многих направлениях и охватывает как старшеклассников, так и их родителей, преподавателей и директоров школ. Вместе со ставшими традицией днями открытых дверей университеты начали проводить собрания, на которые приглашают старшеклассников всех школ города вместе с родителями. Перед собравшимися выступают представители всех факультетов, рассказывая о заманчивых перспективах обучения и будущего трудоустройства выпускников.

Однако, подобные мероприятия требуют больших затрат, и к тому же не могут гарантировать привлечение в ВУЗ талантливых абитуриентов.

Хорошим решением данной проблемы было бы создание автоматизированной системы, позволяющей собирать информацию о потенциальных студентах (иными словами, школьников старших классов), которых может заинтересовать обучение по конкретным специальностям или направлениям, попадающим в сферу их интересов и увлечений. Для этого, в первую очередь, необходимо найти источник таких данных. На первый взгляд может показаться, что в открытом доступе нет готовой базы с информацией о людях, но это не так.

В современном обществе сложно найти более популярное средство для общения, чем социальные сети. Еще пять лет назад они были новшеством, обсуждаемым за обедом в каждом доме. А теперь профиль в Facebook имеет почти каждый человек, чтобы узнать последние новости, люди заходят в Twitter, а за развлечениями идут на YouTube.

По данным компании Adobe [1], в социальной сети Facebook зарегистрировано более 1,4 млрд. пользователей, этот показатель самый высокий в мире. На втором месте по популярности находится Youtube (1 млрд.), затем идет сервис микроблогов Twitter с 500 млн. пользователей.

В России самой популярной сетью является «ВКонтакте» - по данным самой компании, в ней зарегистрировано более 230 миллионов человек, причем 55 миллионов из них заходят на сайт каждый день.

На серверах социальных сетей хранится огромное количество самой различной информации о людях, причем довольно большая часть этой информации, в силу специфики сервиса, находится в свободном доступе, и ознакомиться с ней может любой желающий. Крупные компании, например, уже взяли за правило в дополнение к собеседованиям просматривать страницы соискателей в социальных сетях с целью анализа личности.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

Неудивительно и то, что с развитием социальных сетей развиваются и возможности автоматического сбора информации в них.

Поставив цель самостоятельно разработать подобную систему для автоматического сбора и анализа информации о потенциальных абитуриентах из социальных сетей, сначала необходимо ознакомиться с существующими решениями. В первую очередь, необходимо изучить наиболее популярные продукты такого рода [2], а именно: онлайн-сервис Яндекс.Люди, Creepy, fbStalker и geoStalker.

Начнем с Creepy. Она предназначена для сбора геолокационной информации о пользователе на основе данных из его аккаунтов Twitter, Instagram, Google+ и Flickr. К достоинствам этого инструмента стоит отнести понятный интерфейс, очень удобный процесс работы, а также отображение найденных результатов метками на карте (что, в свою очередь, позволяет проследить за всеми перемещениями пользователя). Инструмент умеет собирать геотеги по перечисленным сервисам и выводить их на Google-карте, показывает, кого и сколько раз цитировал пользователь, считает статистику по устройствам, с которых писались сообщения, а также по времени их публикации. Но за счет того, что это инструмент с открытым исходным кодом, его функционал всегда можно расширить самому.

Следующий инструмент - fbStalker, который предназначен для сбора информации о пользователе на основе его Facebook-профиля. Он позволяет получить следующие данные:

- видео, фото, открытые сообщения пользователя;

- привязки фотографий к местоположению;

- статистика комментариев к его записям и фотографиям;

- время, в которое он обычно бывает на сайте.

Для работы программы необходимо установить дополнительное программное обеспечение, такое как Google Chrome, ChromeDriver и Python 2.7.

GeoStalker обладает несколько большим функционалом. Он собирает информацию по координатам, указанным пользователем. Например,

- местные Wi-Fi-точки на основе базы 'wigle.net';

- отметки о местоположении из Foursquare;

- Instagram - и Flickr-профили, с которых выкладывались фотографии с привязкой к этим координатам;

- все сообщения, написанные в этом районе.

Для работы инструмента, как и в предыдущем случае, понадобится Chrome & ChromeDriver, Python 2.7, а также pygraphml и gdata.

Яндекс.Люди, в отличие от рассмотренных инструментов, представляет из себя веб-сервис, а потому не требует установки никакого дополнительного ПО, кроме браузера, который по умолчанию уже установлен практически на любом компьютере или другом устройстве с выходом в интернет. Данный сервис практически повторяет стандартные возможности поиска, встроенные в социальные сети. С его помощью можно производить поиск людей в 16 различных сетях (в числе которых все самые популярные), отсеивать результаты по возрасту, месту проживания, учебы или работы. Преимуществом перед поиском непосредственно на целевом сайте является то, что возможно сразу искать в нескольких источниках, а также то, что пользователю не обязательно самому иметь учетные записи в этих сетях.

Для детального анализа рассмотренных инструментов сравним их по ряду таких характеристик как:

- удобство установки;

- интуитивно понятный интерфейс;

- общее удобство работы;

- количество поддерживаемых источников;

- массовый поиск людей;

- возможность отслеживания местоположения;

- отсеивание результатов по ряду параметров;

- анализ полученной информации для определения сферы интересов пользователя.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

Занесем данные характеристики в таблицу и заполним, исходя из своего опыта использования рассмотренных инструментов.

Таблица 1

Сравнение существующих инструментов

Creepy fbStalker geoStalker Яндекс.Люди

Удобство установки ДА НЕТ НЕТ ДА

Интуитивно понятный интерфейс ДА НЕТ ДА ДА

Общее удобство работы ДА ДА ДА ДА

Количество поддерживаемых источников 4 1 3 16

Массовый поиск людей НЕТ НЕТ ДА ДА

Возможность отслеживания местоположения ДА ДА ДА НЕТ

Отсеивание результатов по ряду параметров НЕТ НЕТ НЕТ ДА

Анализ полученной информации НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ

Как видно из таблицы 1, все инструменты довольно удобны в процессе работы, но ни в одном из них нет возможности анализировать полученную информацию.

Для решения поставленной задачи обязательным условием является поиск людей по ряду критериев, а именно:

- возраст (17-20 лет);

- проживание (Самара и область);

- образование (ученик старших классов, студент профессионального училища, колледжа);

- сфера интересов, попадающая под определенное направление подготовки.

По результатам обзора видно, что полностью удовлетворить всем требованиям не удалось ни одному инструменту. Максимально приблизился к этому сервис Яндекс.Люди, однако проанализировать результаты и определить сферу интересов конкретного человека он не способен.

Проанализировав решения, уже существующие на рынке в данной области, можно сформулировать требования для собственного инструмента:

- инструмент должен обладать интуитивно понятным графическим интерфейсом;

- работа с инструментом должна быть простой, не требовать от пользователя особых технических навыков;

- поиск должен проходить массово, с выборкой результатов по ряду заданных критериев;

- полученные результаты необходимо анализировать;

Основную сложность в поставленных требованиях представляет последний пункт - необходимость анализа с целью определения интересов человека. Предлагаемым решением этой проблемы я считаю анализ страниц сообществ по интересам, которые просматривает пользователь сети. Такая информация так же представлена на его странице, наряду с возрастом и местом жительства, и должна быть использована в проектируемом инструменте.

Список используемой литературы

1. Названы самые популярные социальные сети в мире [электронный ресурс]: URL http://mignews.com/news/lifestyle/110114_203624_38294.html (12.01.2015).

2. Литвиненко, А. Я тебя по сетям вычислю [Текст] // Хакер - 2015. - № 193. С. 161.

© Р.Р. Галимов, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.