Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПОЛИТИКА'

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПОЛИТИКА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
22
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
имидж политика / конструирование имиджа политика / социальные сети / имидж Д.А. Медведева / telegram-канал Д.А. Медведева / image of a politician / designing the image of a politician / social networks / image of D.A. Medvedev / telegram channel of D.A. Medvedev

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зимова Наталья Сергеевна, Соколова Ксения Максимовна

В условиях широкой цифровизации современного общества социальные сети стали не только новым каналом политической коммуникации, но и инструментом конструирования и трансляции политического имиджа. Для подтверждения данного утверждения авторами статьи анализируется роль социальной сети Telegram в формировании имиджа Д. А. Медведева. Анализ контента telegram-канала политика позволил выявить основные характеристики конструируемого имиджа политика. Анкетный опрос позволил определить реальный имидж политика. Сопоставление характеристик конструируемого политиком имиджа и реального имиджа показало их совпадение у 70 % респондентов, что подтверждает тезис о том, что социальные сети являются действенным инструментом конструирования и трансляции имиджа политика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Зимова Наталья Сергеевна, Соколова Ксения Максимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL NETWORKS AS A TOOL FOR BUILDING A POLITICIAN'S IMAGE

In the context of the widespread digitalization of modern society, social networks have become not only a new channel of political communication, but also a tool for constructing and broadcasting a political image. To confirm this statement, the authors of the article analyze the role of the Telegram social network in shaping the image of D.A. Medvedev. The analysis of the content of the Telegram channel of the politician made it possible to identify the main characteristics of the constructed image of the politician. A questionnaire survey of Moscow residents allowed us to determine the real image of the politician. A comparison of the characteristics of the image constructed by a politician and the real image showed their coincidence in 70% of respondents, which confirms the thesis that social networks are an effective tool for constructing and broadcasting the image of a politician.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПОЛИТИКА»

УДК 316.77 DOI: 10.24412/2071-6141-2024-3-85-102

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПОЛИТИКА

Н.С. Зимова, К.М. Соколова

В условиях широкой цифровизации современного общества социальные сети стали не только новым каналом политической коммуникации, но и инструментом конструирования и трансляции политического имиджа. Для подтверждения данного утверждения авторами статьи анализируется роль социальной сети Telegram в формировании имиджа Д. А. Медведева. Анализ контента telegram-канала политика позволил выявить основные характеристики конструируемого имиджа политика. Анкетный опрос позволил определить реальный имидж политика. Сопоставление характеристик конструируемого политиком имиджа и реального имиджа показало их совпадение у 70 % респондентов, что подтверждает тезис о том, что социальные сети являются действенным инструментом конструирования и трансляции имиджа политика.

Ключевые слова: имидж политика, конструирование имиджа политика, социальные сети, имидж Д.А. Медведева, telegram-канал Д.А. Медведева.

Активное развитие и распространение современных коммуникационных технологий влечет за собой трансформации и в политической сфере. Традиционные каналы взаимодействия политиков с гражданами теряют свою актуальность, уступая место современным цифровым каналам, прежде всего социальным сетям, в которых сосредоточивается значительная часть электората. Так, в 2022 году в Российской Федерации насчитывалось 106 млн пользователей социальных сетей, что составило 72,7 % от общей численности населения, и тенденции роста числа пользователей сохраняются [1].

На сегодняшний день социальные сети являются одной из главных площадок политического выражения и деятельности властных структур, политических деятелей и лидеров, СМИ и обычных людей, платформой для реализации политической пропаганды, размещения политической рекламы, а также активного обсуждения политической новостной повестки. Игнорирование и отказ от использования возможностей социальных сетей становятся опасными для современного политика. Исследования подтверждают, что политики, активно использующие социальные сети, получают намного больше голосов на различных выборах [2], имеют более высокий рейтинг доверия населения[3] по сравнению с теми, кто не использует социальные сети. Внедрение социальных сетей в политику открыло новые возможности. Социальные сети стали прямым каналом коммуникации между властью и обществом.

Перемещение политической активности и политической коммуникации в виртуальное пространство приводит к изменениям в процесс кон-

струирования имиджа политика. Теперь не только традиционные СМИ формируют образ политика, но и сам политик со своей командой может конструировать и продвигать свой имидж посредством социальных сетей. Ряд исследований, показывают, что избиратели больше доверяют политическому имиджу, сконструированному в социальных сетях, нежели образу, сформированному при помощи СМИ [4].

На сегодняшний день практически во всем мире политические деятели разных уровней присутствуют на виртуальных площадках. Одним из первых и самых ярких примеров использования социальных сетей для продвижения собственного имиджа является предвыборная кампания бывшего президента США Б. Обамы. Отмечается, что огромную роль в победе на президентских выборах сыграла кампания в Интернете, а также собственная страничка в социальной сети [5].

Все больше российских политиков и политических партий осознают необходимость привлечения социальных сетей для создания и поддержания политического имиджа. Первым российским политиком, использующим социальные сети, стал Сергей Миронов. Самыми активными пользователями социальных сетей сегодня являются Дмитрий Медведев, Рам-зан Кадыров, Вячеслав Володин, Мария Захарова и др. [6].

Сегодня новые информационные технологии не только оказывают влияние на процесс формирования политического имиджа, но и становятся пространством конструирования имиджа политика. Сам процесс конструирования имиджа, стратегии и методы претерпевают существенные изменения в связи с переносом в виртуальное пространство. Игнорирование возможностей социальных сетей в конструировании имиджа и политической жизни в целом становится опасным для политика. Медийный ландшафт изменился, и поэтому важно изучить, каким образом политики используют социальные сети, и найти эффективный механизм для формирования и поддержания имиджа политического деятеля. Однако анализ последних публикаций на данную тему показал рост внимания исследователей к возможностям использования социальных сетей и отсутствие работ, анализирующих их как инструмент конструирования имиджа и оценивающих их эффективность. С этой целью авторами статьи было проведено социологическое исследование на примере конструирования имиджа Д.А. Медведева в Telegram.

Теоретико-методологической основой исследования являются: теория информационного общества (Д. Белл, Э. Тоффлер, М. Маклюэн, М. Кастельс, Л.В. Сморгунов), теория сетевого общества (М. Кастельс, П. Бурдье, Ж. Делез), теория политического процесса (С. Хантингтон, К. Дойч, Д. Истон); а также теория РЯ и концепции имиджа (Д.П. Гавра, Г.Г. Почепцов, А.Ю. Панасюк, А.Н. Чумиков и др.).

Вопросам использования социальных сетей в конструировании политического имиджа посвящены работы Д.В. Чижова [7], А. А. Керимова,

Д. А. Попцова [5], Э.Т. Куркемовой [8], А.В. Махрина [9], А.Ю. Евсеева [10] и др.

Теоретическое осмысление роли социальных сетей в конструировании имиджа политика требует определения понятия имидж, объекта и субъекта конструирования имиджа, метода определения имиджа.

В работах указанных выше авторов понятие «имидж» трактуется с разных точек зрения. Наиболее распространенным является подход, рассматривающий имидж через понятие «образ», который возникает в сознании человека в результате непосредственного или опосредованного восприятия объекта действительности [11-12]. Другой подход определяет имидж как впечатление от объекта или восприятие его отдельных характеристик [13]. Еще один подход рассматривает имидж как мнение об объекте, которое складывается на основе впечатления или отношения [14].

В рамках данного исследования понятие «имидж» определяется с позиций первого подхода как конструируемый образ политика, отражающий характерные свойства личности, который формируется в общественном сознании. Исходя из этого, объектом конструирования имиджа является сам образ политика в массовом сознании. Согласно типологии Ф. Джеф-кинса данный образ можно определить как реальный или текущий имидж политика, а тот имидж, которого политик стремится достичь, можно определить как моделируемый имидж [15].

Опираясь на теорию PR С. Катлипа и Дж. Грюнинга, можно определить, что конструирование имиджа политика осуществляется базисным субъектом, т. е. самим политиком и его командой, и косвенными субъектами, которые воздействуют на массовое сознание, в первую очередь СМИ.

Для выявления реального и моделируемого имиджа политика авторы использовали типологический подход, который основан на выделении набора типов имиджа, с которыми можно соотнести конкретную личность, т. е. осуществить категоризацию. Так как политический имидж отличается стереотипностью, люди, исходя из своих социальных ожиданий, склонны достраивать преподносимый им имидж.

В литературе существует множество типологий имиджа политического лидера по различным критериям, которые позволяют провести категоризацию. В рамках данного исследования были выделены следующие: классификация Г. Лассуэлла; типология М. Херманн; классификация по идеологической составляющей; классификация по социально-профессиональному признаку; типология по отношению к аудитории; классификация И.Г. Дубова и С.Р. Пантелеева.

Опираясь на вышеизложенные теоретические основы, в рамках данного социологического исследования предлагается целостно рассмотреть использование социальных сетей в конструировании имиджа конкретного политика, а также сравнить моделируемый политиком имидж и текущий

имидж, который существует в массовом сознании. В качестве главной гипотезы выдвигается тезис: «Социальные сети являются эффективным инструментом конструирования политического имиджа». Исследование проводилось в три этапа, на каждом этапе применялся свой метод. На первом этапе был проведен анализ контента политика в социальной сети. Цель данного исследования - выявить актуальный моделируемый самим политиком имидж. На втором этапе был проведен контент-анализ публикаций в нескольких СМИ за период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2022 года. Целью этого этапа являлось выявление роли социальных сетей в транслировании в СМИ сконструированного в социальных сетях имиджа политика. Третий этап состоял из проведения массового опроса с целью определения реального имиджа в общественном сознании, а также с целью выявления роли социальных сетей в процессе его конструирования.

Сопоставление результатов каждого этапа позволит оценить эффективность использования социальных сетей в качестве инструмента конструирования имиджа политика. В качестве исследуемого объекта выступает имидж Д.А. Медведева.

На сегодняшний день Д.А. Медведев ведет социальные страницы в «ВКонтакте», «Телеграм», «Твиттер» и другие (табл.1).

Таблица 1

Общие сведения страниц социальных сетей Д.А. Медведева

Параметры оценки Социальные сети

ВКонтакте Телеграм Твиттер

Дата регистрации 9.11.2011 14.03.2022 23.06.2010

Количество подписчиков 1 953 820 1 069 489 4 536 311

Количество постов 4 093 303 4 348

Количество постов за 2022 150 220 24

год

Среднее количество про- 64 029 1 755 594 -

смотров на одной публика-

ции

Vrpost (% неподписанных 3,27 % 164,15 % -

людей, но видевших репост публикации)

Для анализа имиджа Д.А. Медведева мы обратимся к его странице в социальной сети «Телеграм». Среди всех его виртуальных страниц был выбран именно «Телеграм», так как в этой сети он наиболее часто делится контентом.

Рассмотрим сводные данные канала Д.А. Медведева [16]. Д.А. Медведев зарегистрировался в этой сети 14 марта 2022 года. С 14 марта 2022 г.

и по 15 мая 2023 г. он опубликовал 303 поста, из которых 77 - видео, 27 фотографий, 1 ссылка и 1 «GIF». 15 мая 2023 г. на него было подписано 1 070 948 человек (рис. 1).

| неделя | месяц | год ИД Н | М |

Г

TGStat.ru

Рис. 1. Рост количества подписчиков, чел.

Средний охват публикации составляет 1 923 289 человек

Вовлеченность подписчиков (отношение среднего количества просмотров публикаций к количеству подписчиков): 154 % подписчиков читают публикации на канале (с учетом подписчиков, которые не подписаны на канал политика, но видят репосты), 54 % подписчиков читают публикации в течение первых 24 часов (рис. 2).

183% 56%

подписчиков читают читают посты

посты канала © в первые 24 часа

после публикации

© ВОВЛЕЧЕННОСТЬ ПОДПИСЧИКОВ (ERR)

Рис. 2. Вовлеченность подписчиков (ER и ERR), %

Комментирование и возможность поставить реакцию под постом Д.А. Медведева отключены самим политиком.

Анализ 303 постов в телеграм-канале Д.А. Медведева по различным политическим, социальным, психологическим и лингвистическим составляющим позволил выявить ряд характерных черт моделируемого им имиджа. Анализ таких критериев, как тематика публикаций, содержательные характеристики постов, транслируемые ценности и идеи, стиль написания постов, речевая стилистика, используемые эмоциональные выражения,

0.59%

9.2k пересылки

— комментарии

— реакции

© ВОВЛЕЧЕННОСТЬ ПОДПИСЧИКОВ (ER)

позволили соотнести черты выделенного моделируемого имиджа с характерными чертами типов имиджа шести наиболее известных классификаций имиджа политика (табл. 2).

Таблица 2

Классификации имиджей и соотнесенность Д.А. Медведева

с определенным типом

Классификация политического имиджа, лидерства Тип имиджа Выявленный тип у Д.А. Медведева

Классификация Г. Лассуэлла Агитатор, администратор, теоретик Агитатор

Типология М. Херманн «Знаменосец», «Служитель», «Торговец», «Пожарный» «Пожарный»

Классификация по идеологической составляющей Либерал, консерватор, коммунист, социал-демократ, националист Консерватор

Классификация по социально- профессиональному признаку Государственник, аграрий, технократ, бизнесмен, представитель культуры, военный Государственник

Типология по отношению к аудитории «Свой парень», «особенный человек» «Свой парень»

Классификация И.Г. Дубова и С.Р. Пантелеева Популист, парламентарий, демократ, консерватор, радикал, харизматик Попу- лист/радикал/хариз матик

Таким образом, в своем телеграм-канале Д.А. Медведев конструирует имидж красноречивого политика, который экспрессивно обсуждает актуальные и острые проблемы, предлагает пути их решения, как дипломатичные, так и крайне радикальные. Он придерживается консервативных взглядов и стремится, чтобы его идеи были просты и понятны народу.

Целью второго этапа исследования являлось изучение влияния социальных сетей политика на распространение моделируемого им имиджа в СМИ. В рамках данного этапа исследования использовался метод контент-анализа. В ходе работы было проанализировано 3 СМИ:

1. RT (https://russian.rt.com/ ) - общероссийский новостной портал;

2. RBK (http ://www.rbc. ru/) - деловое интернет-издание;

3. «Медуза» (https://meduza.io/) - оппозиционное средство массовой коммуникации (включен властями РФ в список иноагентов).

Обоснованием выбора именно этих СМИ являются рейтинги «Ме-диалогии» «Топ-30 самых цитируемых интернет-ресурсов - 2021 год» и

«Топ-30 самых цитируемых интернет-ресурсов - 2022 год». Более того, все три канала имеют схожий формат публикаций: сочетание текста с аудиовизуальным контентом, что позволяет их сравнить между собой и просмотреть.

Также стоит отметить, что выбранные СМИ в 2021 и 2022 годах входили в топ-5 самых цитируемых источников, однако у них было разное размещение (табл. 3).

Таблица 3

Рейтинг самых цитируемых интернет-ресурсов «Медиалогии»

Интернет-ресурс 2021г. 2022г.

Место в Гиперссылки Место в Гиперссылки

рейтинге в соцмедиа рейтинге в соцмедиа

Rbc.ru 3 7 722 971 1 15 311 499

Russian.rt.com 2 7 583 700 2 8 695 100

Meduza.oi* 1 8 878 751 4 6 567 510

Примечание:* включен властями РФ в список иноагентов

Индикаторы: Дмитрий Медведев, Медведев, Заместитель Председателя Совета Безопасности России, зампред Совбеза РФ, бывший президент, бывший премьер-министр, экс-президент, экс-премьер, председатель партии «Единая Россия» и др.

Публикации анализировались по следующим критериям:

- контекст публикации (тематика);

- наличие прямого цитирования политика: прямая речь, цитаты из публикаций политика;

- источник цитирования: посты из социальных сетей («Телеграм», «ВКонтакте», «Твиттер» и т.п.), статьи, интервью, совещания, съезды, заседания, встречи, эфиры и т.д.;

- возможность определения имиджа (в качестве критерия выступали характеристики различных классификаций политического имиджа).

Таким образом, были проанализированы 2 061 статья из 3 источников за 2 года.

В ходе исследования было выявлено увеличение количества публикаций, в которых встречались выделенные индикаторы.

Общее количество публикаций, в которых фигурировало имя политика, за 2021 год составило 410 статей: 211 статей было написано в РБК, 116 в РТ и 83 статьи в «Медузе» (включен властями РФ в список иноаген-тов). В следующем году количество статей возросло более чем в 3 раза -за 2022 год была опубликована 1 651 статья, которая касалась Д.А. Медведева. Так, 745 публикаций было размещено в РБК, 753 статьи - в РТ и 153

- в «Медузе» (включен властями РФ в список иноагентов). Ниже приведен график, который отображает динамику увеличения количества публикаций, в которых присутствует информация про Д.А. Медведева, по месяцам (рис. 3).

— Медуза — РБК РТ

150

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Количество публикаций с Д.А. Медведевым в 3 СМИ

по месяцам, шт

Данные рисунка демонстрируют, что количество упоминаний Д.А. Медведева в СМИ с января 2021 года по декабрь 2022 года в значительной мере возросло. Этот рост связан с рядом причин: в первую очередь, с начала специальной военной операции такой политический деятель, как Заместитель Председателя Совета Безопасности РФ, начал активно участвовать в различных заседаниях, совещаниях и т. д.

В 2021 году 39,5 % статей только упоминали Д.А. Медведева, не отображали никакие характеристики имиджа политика. 19,5 % статей, в которых упоминался Д.А. Медведев, были связаны с политикой в целом. В 13,9 % статей освящали партийную деятельность Д.А. Медведева, в частности, его отсутствие в списках кандидатов на выборы в Государственную Думу. 7,3 % публикаций, освещали деятельность политика, связанную с борьбой против ковида (рис.4).

Рис. 4. Содержание статей в СМИ в 2021 году, %

В 2021 году всего лишь в 28 статьях присутствует ссылка на слова Д.А. Медведева из социальных сетей.

Таким образом, большая часть статей за 2021 г. освещала фактическую деятельность Д.А. Медведева: посещение различных совещаний, заседаний, онлайн-саммитов, форумов, исходя из которых представляется крайне затруднительным определить имидж политика. Лишь немногие статьи отображали имиджевые характеристики Д.А. Медведева. Статьи, касающиеся предложения внедрения четырехдневной рабочей недели, необходимости создания условий для адаптации мигрантов, возможности поэтапного снижения налоговой нагрузки для многодетных семей в стране, дают основания судить о конструировании и транслировании имиджа политика, которые, по типологии Р. Такера, можно отнести к «реформатору», а также «социал-демократу».

При анализе статей, в которых упоминался Д.А. Медведев, за 2022 год в список основных категорий добавились новые темы, такие как «СВО», «война санкций» и др. Наиболее часто Д.А. Медведев фигурировал в статьях о специальной военной операции - 591 публикация, что составляет 35,8 %; о внешней и внутренней политике - 29,1 % статей и о войне санкций - 12,1 %. По полученным данным видно, что Д.А. Медведев просто «упоминается» лишь в 10,3 % статьях. Наблюдается уменьшение сюжетов, касающихся партийной деятельности политика, так, в 2022 году был написан всего 1 % статей на эту тему (рис.5).

Рис. 5. Содержание статей в СМИ в 2022 году, %

В 2022 году 59,5 % статей ссылались на личные страницы Д.А. Медведева (более 90 % из них - на телеграм-канал), и тем самым СМИ, обращаясь непосредственно к личным высказываниям политика, отображали и транслировали именно тот имидж, который сам Д.А. Медведев конструировал в социальной сети.

Благодаря проведенному контент-анализу можно сделать несколько выводов.

1. Активное использование Д.А. Медведевым социальных сетей влияет на количество публикуемых о нем статей в СМИ. По полученным данным видно, что за счет постоянного создания контента в телеграм-канале Д.А. Медведев стал намного чаще фигурировать в СМИ.

2. СМИ действительно активно дополняют новостную повестку информацией из социальных сетей политика, т. е. средства массовой информации обращаются к содержанию публикаций Д.А. Медведева цитируют его. Так, по сравнению с 2021 годом к концу 2022 года количество ссылок на социальные сети Д.А. Медведева увеличилось с 6,8 % до 59,6 %.

3. Более того, СМИ, ссылаясь на посты Д.А. Медведева и дублируя их, транслируют тот имидж, который сам политик конструирует в социальных сетях. И СМИ в данном случае выполняют функцию еще одного источника движения этого имиджа в массы.

Таким образом, можно утверждать, что социальные сети Д.А. Медведева оказывают влияние на распространение моделируемого самим политиком имиджа в СМИ.

В рамках третьего этапа исследования были сформулированы следующие цели:

1. Определение сформированного в массовом сознании имиджа Д.А. Медведева.

2. Сравнение моделируемого и текущего имиджа.

3. Выявление роли социальных сетей в конструировании имиджа в массовом сознании.

Для данного этапа был проведен опрос жителей Москвы методом анкетирования. Способ распространения анкеты - интернет-опрос с помощью сервиса google.forms. В качестве вида выборочного отбора использовался стихийный метод отбора, с соблюдением пропорции по полу. Выборочная совокупность составила 252 человека, из них 46 % - мужчины, 54 % - женщины.

Основными источниками, из которых респонденты получают политические новости, являются сообщества и паблики в социальных сетях, их отметили 80,3 % респондентов; электронные СМИ - 66,4 %; окружение индивида - 50 %, личные страницы политических деятелей и лидеров мнения - 31,6 %. Не пользуются популярностью следующие источники: радио и газеты, учебные заведения, а также телевидение.

Далее респондентов попросили выбрать трех российских политиков, которые, по их мнению, сейчас наиболее активны. По мнению респондентов, самыми активными политическими деятелями являются В.В. Путин, Р.А. Кадыров, а также Д.А. Медведев (рис. 6).

150

Рис. 6. Рейтинг самых активных политиков в РФ

Следующий вопрос был направлен на выяснение осведомленности респондентов о должности Д.А. Медведева. По данным на рисунке видно, что практически половина опрошенных не знает, какую должность сейчас занимает политик.

Далее исследовались источники, из которых респонденты получают информацию непосредственно о Д.А. Медведеве (высказывания, посты, общие данные), в том числе целенаправленно или случайно.

64,5 % респондентов получают сведения о политике из социальных сетей, через «каналы, группы, паблики, сообщества в «ВКонтакте», «Теле-граме» и др.)»; 38,8 % в качестве источников используют электронные СМИ. Однако стоит сказать, что каждый пятый респондент получает информацию о Д.А. Медведеве от окружения (семья, друзья, коллеги). Самыми непопулярными источниками являются радио и газеты (2 % и 3,3 % из 100) и учебные заведения (13,8 % из 100). И 9,9 % респондентов ответили, что не знают ничего о политике (рис.7)

Рис. 7. Источники информации о Д.А. Медведеве, %

Респондентов попросили охарактеризовать Д.А. Медведева 3 словами. На основе полученных данных было составлено облако слов, в котором самые крупные слова демонстрируют самые частые ответы респондентов (некоторые характеристики были объединены, например «патриот» и «патриотичный»). По рисунку видно, что многие респонденты отмечают патриотичность политика и его активность (рис. 8). Также они выделяют его резкий, жесткий и агрессивный характер. Для некоторых респондентов имидж Д.А. Медведева ассоциируется с такими словами, как «лидер», «популист», «политик», «бывший президент», «бывший либерал». Помимо этого, некоторые высказывания респондентов носили оскорбительный, шуточный, саркастический характер.

Надежный _ Бывшийлиберал

, \ IО пул ИЩйк

, , Недальновидный ^Нерешительный УМНЫЙ

Нецензурныеслова

' 1 Г- ~ К'Д(¡1 иI

р«а>™Либеральнь1ЙправоГ^ сильный

г Агрессивный Г ч^лхкичкру™

Борец "Забавный Алкоголик фри* Пользобательтёлеграмма

1— . - — ........— — - — =" -"^Вдумчивый

_ _ _ _______ _ . . 1 Идеолог

|НационалйстОтветст'веннь . ■ Л и

г^ СИЛЬНЫМ ч-г

Резким

оииец г— ЭсШсШНЫИ Алкоголик ф|-''" ПольШаГельтелёграммг

глупыйБывшиипрезидент

^^^НаиионалйстОтветственный , ' ^^

иотичныи

Наш Тень

Русский 1 , Денегнетновыдержитесь

А Те х и ократЦел еустре I ыйгт|пн ы и 01Р 0

АКТИВНЫМ Лидер

кал ьны и ястреб

миуп рч ьременныи! адкталипи^! ^ч

Ярый Политика

Шут \|/Жтьгм 1Л

жестким

Открытый

" Хороший Смелый

Спокойный

Рис. 8 Характеристики образа Д.А. Медведева

Характеристики, полученные от респондентов, подверглись оцениванию с точки зрения тональности. Стоит подчеркнуть, что оценке подвергалось не каждое слово по отдельности, а полный ответ респондента. По полученным данным видно, что почти половина ответов, 46,8 %, имеет отрицательную тональность, 36 % ответов содержали позитивную оценку (рис.9).

Рис. 9. Тональность характеристик имиджа, %

Отдельный блок в анкете состоял из вопросов, в которых респондентам было необходимо выбрать те характеристики из предложенных, которые, по их мнению, в большей мере отражают имидж Д.А. Медведева.

Полученные характеристики были сопоставлены с характеристиками типов политика по классическим типологиям (типология Г. Лассуэлла, типология М. Херманн, типология по идеологической составляющей, по социально-профессиональному признаку, по отношению к аудитории, типология И.Г. Дубова и С.Р. Пантелеева). По каждой типологии был выявлен наиболее близкий тип политика, по мнению большинства респондентов.

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что в массовом сознании формируется тот имидж Д.А. Медведева, который конструирует сам политик у себя в социальной сети (табл. 4).

Таблица 4

Сравнение моделируемого политиком имиджа и текущего по различным классификациям (в обобщенном виде)

Классификация политического имиджа, лидерства Конструируемый Д.А. Медведевым имидж Текущий (реальный) имидж

1 Классификация Г. Лассуэлла Агитатор Агитатор

2 Типология М. Херманн «Пожарный» «Пожарный»

3 Классификация по идеологической составляющей Консерватор Консерватор

4 Классификация по социально-профессиональному признаку Государственник Государственник

5 Типология по отношению к аудитории «Свой парень» «Свой парень»

6 Классификация И.Г. Дубова и С.Р. Пантелеева Популист/радикал/ харизматик Популист/ радикал/ парламентарий

Так, в пяти из шести классификаций наблюдается совпадение типов имиджей. Лишь по типологии И.Г. Дубова и С.Р. Пантелеева есть некоторое расхождение. 20 % респондентов отметили, что политик позиционирует себя «парламентарием», для которого характерны сдержанность, обаятельность, а также высокий уровень интеллекта. И если последняя характеристика отражает имидж политика, то «сдержанность» Д.А. Медведеву не присуща. Наоборот, в рамках анализа его страницы в «Телеграме» было подтверждено обратное (его несдержанность в высказываниях).

Таким образом, действительно можно говорить о том, что текущий имидж формируется в том направлении, которое задает сам Д.А. Медведев.

Перекодировка ответов последнего блока вопросов и их соотнесение с основными характеристиками конструируемого имиджа Д.А. Медведева, которые были выделены на первом этапе исследования, позволили

выявить степень совпадения сформированного в общественном сознании имиджа с моделируемым самим политиком имиджем (рис.10).

Рис. 10. Степень совпадения сформированного в общественном сознании имиджа с тем, который конструирует сам политик, %

По полученным данным наблюдается, что у 35,5 % респондентов в сознании сформирован тот имидж, который конструирует сам политик. То есть они отмечали, что Д.А. Медведев является красноречивым, целеустремленным политиком, экспрессивно высказывающимся на актуальные и острые темы. Также многие отмечали радикальность его взглядов и др. У 34,9 % опрошенных частично совпадает представление об образе политика с моделируемым Д.А. Медведевым имиджем. И почти у 30 % имеется другое мнение на счет имиджевых характеристик политика.

Кроме того, корреляционный анализ полученных данных позволил выявить две зависимости. Чем реже человек встречается с высказываниями, цитатами и постами Д.А. Медведева, тем меньше соответствие между сформированным у человека имиджем с тем имиджем, который конструирует сам политик. Те респонденты, у которых собственное представление о политике полностью совпадает с моделируемым имиджем, подписаны на социальные сети политика.

Таким образом, на основании проведенного исследования можно получить следующие выводы:

1. Социальные сети позволяют политикам конструировать свой имидж. Так, в своем телеграм-канале Д.А. Медведев конструирует имидж красноречивого политика, который экспрессивно обсуждает актуальные и острые проблемы, предлагает пути их решения, как дипломатичные, так и

крайне радикальные. Он придерживается консервативных взглядов и стремится к тому, чтобы его идеи были просты и понятны народу.

2. Социальные сети оказывают влияние на распространение моделируемого самим политиком имиджа в СМИ. За счет постоянного создания контента в телеграм-канале Д.А. Медведев стал намного чаще фигурировать в СМИ, которые цитируют содержание его публикаций и тем самым выполняют функцию еще одного источника распространения имиджа политика.

3. В массовом сознании формируется тот имидж политика, который конструирует сам политик в социальной сети. Сопоставление характеристик имиджа Д.А. Медведева, полученных от респондентов, с характеристиками имиджа, выявленными при анализе контента в «Телеграмме» показало их совпадение у большинства респондентов.

Таким образом, можно утверждать, что социальные сети являются эффективным инструментом конструирования имиджа политика. Проведенное исследование позволяет расширить базу социологических данных по вопросам использования социальных сетей в политической коммуникации, в социально-политических технологиях и может представлять интерес для широкой аудитории — от обычных пользователей социальной сети, до политических деятелей и специалистов PR.

Список литературы

1. Digital 2022: another year of bumper growth // We are social : сайт [Электронный ресурс]. URL: https: //wearesocial. com/uk/blog/2022/01/di gital-2022-another-year-of-bumper-growth-2/ (дата обращения: 12.02.2023)

2. Kruikemeier, S. How political candidates use Twitter and the impact on votes // Computers in Human Behavior. 2014. № 34. С. 131-139.

3. Зимова Н.С., Фомин Е.В., Смагина А.А. Социальные сети как новый канал взаимодействия общества и власти // Научный результат. Социология и управление. 2020. № 2. С. 159-169.

4. Christensen, C. Wave-Riding and Hashtag-Jumping // Information Communication and Society. 2013. № 16(5). С. 646-666.

5. Керимов А. А., Попцов Д. А. Имидж политического лидера в эпоху цифровых медиа-технологий: особенности формирования // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2020. Т. 20. Вып. 3. С. 366 - 370.

6. Черный В. Социальные сети в России: цифры и тренды, весна 2023 [Электронный ресурс]. URL: https: //brandanaly tics. ru/blo g/social-media-russia-spring-2023/ (дата обращения: 14.08.2023).

7. Чижов Д.В. Формирование имиджа российских политических партий в сети Интернет // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 1. С. 313-338.

8. Куркемова Э.Т. Стратегии формирования и трансляции имиджа политиков в сети Интернет // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2021. № 1 (66). С. 84-89.

9. Махрин А.В. Имидж политических партий в цифровую эпоху развития российского общества // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения». 2022. № 3. С. 114-128.

10. Евсеев А.Ю. Динамика медиаобраза главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова в контексте политической медийной коммуникации // Управленческое консультирование. 2023. № 1. С. 91-99.

11. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук : Ваклер, 2001. 575 с.

12. Чумиков А.Н. Имидж - репутация - бренд: традиционные подходы и новые технологии: сборник статей. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. 106 с.

13. Горин С. Имиджелогия и репутациология. Сходство и отличия // Корпоративная имиджелогия. 2008. № 01 (02). [Электронный ресурс]. URL: http://www.ci-iournal.ru/article/34/200801imigeology and reputatiology (дата обращения: 14.08.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Панасюк А. Ю. Имидж: энцикл. слов. М. : РИПОЛ классик, 2007.

15. Джефкинс Ф., Ядин Д. Паблик рилейшнз: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 350400 "Связи с общественностью" / пер. с англ.; под ред. Б. Л. Еремина. М.: ЮНИТИ, 2012. 400 с.

16. TGStat Каталог Telegram-каналов и чатов: сайт [Электронный ресурс]. URL: https://tgstat.ru/channel (дата обращения: 30.05.2023).

Зимова Наталья Сергеевна, канд. социол. наук, доц., nzimova@mail.ru, Россия, Москва, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,

Соколова Ксения Максимовна, бакалавр социологии, 7149999@gmail.com, Россия, Москва, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

SOCIAL NETWORKS AS A TOOL FOR BUILDING A POLITICIAN'S IMAGE

N.S. Zimova, K.M. Sokolova

In the context of the widespread digitalization of modern society, social networks have become not only a new channel of political communication, but also a tool for constructing and broadcasting a political image. To confirm this statement, the authors of the article analyze the role of the Telegram social network in shaping the image of D.A. Medvedev. The analysis of the content of the Telegram channel of the politician made it possible to identify the main characteristics of the constructed image of the politician. A questionnaire survey of Moscow residents allowed us to determine the real image of the politician. A comparison of the characteristics of the image constructed by a politician and the real image showed their

coincidence in 70% of respondents, which confirms the thesis that social networks are an effective tool for constructing and broadcasting the image of a politician.

Key words: image of a politician, designing the image of a politician, social networks, image of D.A. Medvedev, telegram channel of D.A. Medvedev.

Zimova Natalia Sergeevna, candidate of sociological sciences, associate professor, nzimova@mail.ru, Russia, Moscow, LomonosovMoscow State University,

Sokolova Ksenia Maximovna, bachelor's degree sociology, 7149999@,gmail.com, Russia, Moscow, Lomonosov Moscow State University

УДК 338.48-52:796.61(470.312) 001: 10.24412/2071-6141-2024-3-102-111

ВЕЛОТУРИЗМ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ:

АНАЛИЗ ВЕЛОСРЕДЫ И ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

И.Ю. Пономарева, В.А. Кузьмина

Поднимаются вопросы состояния велоинфраструктуры Тулы, необходимой для развития велотуризма и создания благоприятных условий как для велосипедистов, так и пользователей других средств индивидуальной мобильности; рассматриваются проблемы и перспективы развития велосреды региона и делается вывод о необходимости дальнейшего соединения велодорожек в единую сеть. В работе проводится анализ факторов, влияющих на степень удовлетворенности туристов веломаршру-том, и приводятся результаты анкетирования двух групп потребителей велопродукта (опытных и начинающих велотуристов), показавшие, что туристические группы с разными интересами и опытом по-разному оценивают ключевые факторы успеха ве-ломаршрута. Предложенные критерии говорят о необходимости разработки вело-маршрута с учетом состава туристической группы.

Ключевые слова: велотуризм, городская велосреда, велоинфраструктура, критерии удовлетворенности веломаршрутом.

Введение. Интерес к велосипеду как к мобильному, экологичному и полезному для здоровья виду транспорта крайне высок во всём мире. Эти качества позволили велосипедным прогулкам занять особое место в сфере путешествий и, конечно же, в туризме. Актуальность темы обусловлена необходимостью развития велосипедного туризма в целом и внедрения на туристский рынок Тульской области нового интересного продукта.

Следует отметить, что степень изученности вопросов велосипедного туризма невысока. Этот вид путешествий занимает своё место в классификациях под критерием «туризм по способу передвижения», а большин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.