Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИМИДЖА'

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИМИДЖА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
798
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / МОДЕЛЬ СОЗДАНИЯ ИМИДЖА / POLITICAL IMAGE / SOCIAL NETWORKS / MODEL OF IMAGE CREATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Попова А.А.

В статье проводится анализ современного информационного пространства, а именно рассматривается возможность использования социальных сетей при формировании успешного политического имиджа кандидата или политического деятеля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social networks as a tool of political image formation

The author considers the advantages of social networks for the formation of the political image of a candidate or political figure.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИМИДЖА»

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИМИДЖА

ПОПОВА Анастасия Андреевна

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия,

магистрант 2-го курса направления подготовки «Политология», e-mail: popovap2010@yandex.ru

В статье проводится анализ современного информационного пространства, а именно рассматривается возможность использования социальных сетей при формировании успешного политического имиджа кандидата или политического деятеля.

Ключевые слова: политический имидж, социальные сети, модель создания имиджа.

Социальная сеть является неотъемлемой частью жизни практически каждого современного человека. С течением времени, всё более заметную роль данный вид коммуникации приобретает в общественно-политической сфере. Особый интерес представляет собой использование социальных сетей в сфере имиджелогии.

«Имидж» - довольно популярное слово в обиходе современного человека, особенно в период избирательных кампаний. Обусловлено это тем, что умение преподнести себя электорату является основополагающим фактором успеха. Привлекательный политический имидж оказывает большое влияние на избирателя в гонке за лидерство, поскольку использует разнообразные психологические приемы и знания.

Имидж (от англ. image) в переводе означает «образ», «изображение», «отражение». Исходя из этого, имидж - это выдуманный, искусственный образ, который формируется посредством средств массовой информации и методами психологического воздействия. В настоящее время ни одна избирательная кампания не обходится без формирования имиджа. Основываясь на этом, научные деятели предлагают свое трактовку данного понятия. Социолог И.А. Федоров применяет неординарный подход и определяет имидж как символьно-образный «ген», програм-

мирующий поведение людей [1]. Журналист и политолог А.М. Цуладзе важнейшими функциями имиджа называет облегчение диалога политика с избирателями, а также манипуляцию общественным мнением [2].

Грамотно сконструированный политический имидж способен упростить диалог между личностью и субъектом политики посредством воздействия разнообразных методов на массовое сознание. Сложную задачу создания привлекательного имиджа решают при помощи различных средств, среди которых важную роль играют печатные медиа, телевидение и, безусловно, Интернет.

Необходимо заметить, что многие классические методы создания политического имиджа на данный момент уходят на второй план, в связи с процессом создания более мобильных и качественных способов для получения информации. Современные тенденции таковы, что политика - как на федеральном, так и на региональном уровнях - становится доступной лишь тем, кто обладает достаточными материальными ресурсами. Использование традиционных средств массовой информации при формировании политического имиджа связано с большими затратами. В данном смысле социальные сети становятся выгодным инструментом формирования имиджа политика.

Основной принцип социальных сетей - наличие большого количества людей, разделённых по группам интересов, а также обязательное минимальное количество определённых сведений о пользователе (имя, возраст, город и т.п.), доступных другим пользователям. Ещё одной важной особенностью социальной сети является наличие большого количества «друзей», не знакомых друг с другом.

В отношении формирования политического имиджа социальные сети предоставили возможность быстрого распространения информации и обмена информацией между пользователями. В современном медийном пространстве социальные сети обладают целым спектром неоспоримых достоинств. К таковым можно отнести лёгкость в их использовании, благодаря которой существует возможность всегда оставаться на связи с любым человеком вне зависимости от его местонахождения. Социальные сети также позволяют политику не только быть в курсе по-

следних новостей, но и следить за реакцией людей на происходящие события через их активность, - в частности, через посты и комментарии. Подчеркнём, что умение грамотно использовать современные информационные технологии в области применения социальных сетей для формирования удачного политического имиджа также может явиться следствием успешной политической карьеры.

В отечественных исследованиях обсуждение роли социальных сетей в политическом процессе сводится к переводам зарубежных публикаций и отдельным дискуссиям по данной тематике. Кроме того, нет единого подхода к определению социальных сетей, СМИ, социальных медиа в современной российской науке.

По мнению исследователя Д.Г. Балуева, социальные медиа -это средства массовой информации, позволяющие устанавливать связи между людьми, группами, организациями и формировать глобальные сети. Они носят интерактивный характер и позволяют аудитории напрямую взаимодействовать с производителями информации [3]. Обобщая понятие, можно определить социальные сети как относительно новое медиа-пространство, которое позволяет пользователям принимать участие в процессе создания, хранения и распространения информации.

При рассмотрении социальных сетей с точки зрения конструирования политического имиджа, наибольший интерес представляют самые многочисленные по составу социальные сети: Facebook, Twitter, Instagram, Вконтакте.

Проникая во все сферы жизни, помогая кандидатам достичь желаемых результатов, а политическим деятелям поддержать необходимый уровень коммуникации, социальные сети обладают рядом ценных функций. К таковым относятся:

1) информационная (страницы в социальных сетях являются хорошим средством для получения и обмена информацией);

2) коммуникативная (посредством ведения страницы в социальной сети осуществляется взаимодействие между людьми);

3) психологическая (возможность выражения эмоций на определённые события, посредством написания поста на личной странице);

4) функция социализации (блог или личная страница позволяют поддерживать связи с аудиторией и способствуют приобретению новых последователей);

5) самопрезентационная (по мнению многих исследователей является основной, т.к. в соответствии с Пирамидой потребностей А. Маслоу именно самовыражение - высшая потребность индивида; в социальной сети каждый может сконструировать своё виртуальное «Я» [4];

6) оценочная (по блогам или страницам можно оценивать людей, делать выводы об их интересах и жизненных принципах);

7) воздействующая (некоторые личные страницы в социальных сетях могут содержать воздействующие на сознание людей рекламу, пропаганду, лозунги и т.д.).

Руководство политических партий активно использует социальные сети с целью объединения своих избирателей и продвижения взглядов [5]. Учёными проведено исследование, показавшее, что те политические кандидаты, которые используют социальные сети в своём арсенале, получают намного больше голосов на выборах по сравнению с теми, кто их не использует [6].

В частности, избиратели предпочитают политический имидж, формируемый в социальных сетях, нежели при помощи средств массовой информации, в связи с тем, что он может легко корректироваться в соответствии с настроением общества [7].

Создание политического имиджа кандидатов в избирательных кампаниях, состоявшихся политических деятелей или партий в социальных сетях требует профессионального подхода и отлично разработанной модели [8]. Часто специалисты по созданию имиджа обращаются к методам имиджелогии.

В последние годы социальные сети динамично входят в политическую жизнь Тамбовской области, становясь частью пиара политиков регионального уровня: губернатора, ведущих политических деятелей, общественников, местных политических партий - всех активных участников медиа-пространства, созданного в регионе.

Проводя анализ использования социальных сетей политиками разного уровня и политическими кандидатами, участвую-

щими в избирательных кампаниях, можем сделать вывод о том, что наличие аккаунтов в социальных сетях рассматривается ими как один из основных каналов коммуникации с избирателями. Однако, несмотря на столь высокий спрос к данному методу коммуникации, политические деятели и кандидаты не отказались от традиционных форм взаимодействия с народом - таких, например, как работа общественных приёмных, публичные выступления перед электоратом, электронные формы обратной связи и др.

Нельзя упускать из внимания, что причиной столь высокой активности политических деятелей в социальных сетях может стать их стремление быть в тренде. В данном случае, существует большая опасность потерять интерес к социальным сетям и оставить «мёртвые страницы».

В первую очередь, для политика или политического кандидата первостепенно важно грамотно определить общую стратегию ведения своей страницы в социальной сети, степень открытости своей личной жизни и профессиональной деятельности.

Социальная сеть может стать хорошей возможностью для коммуникации политического деятеля или кандидата, участвующего в избирательной кампании, с широким кругом избирателей, а также для быстрого распространения актуальной информации с упрощённым процессом получения обратной связи. В этом плане социальные сети являются важнейшим инструментом формирования имиджа политического деятеля или кандидата, облегчая его диалог с общественностью. В то же время эффективное использование социальной сети и выбор оптимальной модели коммуникации становится сложнейшей задачей на этом пути.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федоров И. А. Индивидуальный имидж как явление духовной жизни общества: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. М., 1999.

2. Цуладзе А.М. Формирование имиджа политика в России. М.: Книжный дом «Университет», 1999.

3. Балуев Д.Г. Политическая роль социальных медиа как поле научного исследования // Образовательные технологии и общество. 2013. № 2. С. 604-616.

4. Maslow A.H. Motivation and Personality. N.-Y., 1954.

5. Феофанов О.А. США: реклама и общество. М., 1974.

6. Kruikemeier S. How Political Candidates Use Twitter and the Impact on Votes // Comput. Hum. Behav. 2014. Vol. 34. P. 131-139.

7. Christensen C. Wave-Riding and Hashtag-Jumping: Twitter Minority 'Third Parties' and the 2012 US Elections // Inf. Commun. Soc. 2013. Vol. 16. № 5. P. 646-666.

8. Аверченко Л. К. Психология и психоанализ рекламы. Самара, 2001.

SOCIAL NETWORKS AS A TOOL OF POLITICAL IMAGE FORMATION

Popova Anastasia Andreevna, G.R. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, master student of the International Relations and Political Science Department, popovap2010@yandex.ru

The author considers the advantages of social networks for the formation of the political image of a candidate or political figure.

Key words: political image, social networks, model of image creation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.