Гуманитарные науки
УДК 37
Булычев Е.Н., доцент, к.ю.н.
Спиридонов Д.И., магистрант ФГБОУВПО «БГПУ им. М. Акмуллы»
(Уфа, Россия)
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация: в статье обосновывается польза применения социальных сетей в качестве инструмента формирования имиджа образовательной организации, описываются возможности их применения и приводятся положительные черты данной деятельности.
Ключевые слова: образование, образовательная организация, имидж, формирование имиджа образовательной организации, маркетинг, интернет-маркетинг, социальные сети.
Актуальность выбранной темы обусловлена изменениями, происходящими в информационном пространстве, касающихся продвижения товаров и услуг. Образовательные организации вынуждены включаться в этот процесс, желая сохранить свою финансовую стабильность, которая преимущественно базируется на количестве учащихся и системе нормативно-подушевого финансирования [1]. В связи с этим современная образовательная организация должна пользоваться всевозможными способами и инструментами привлечения новой аудитории, чего можно добиться путем создания ее положительного имиджа при помощи одного из наиболее эффективных инструментов современного
медиапространства - социальных сетей.
Под «имиджем» (от английского «image» -«изображение», «идол», «вид») понимается мнение о ком-или чем-либо, формируемое в общественном и (или)
индивидуальном сознании с целью определенного эмоционально-психологического воздействия [4; 8]. Имидж, на наш взгляд, является не просто образом, а целенаправленно сформированным образом, который содержит ценностные характеристики, а также эмоционально-психологические пути воздействия на возможных потребителей с целью популяризовать услуги и товар, создать им рекламу и позиционировать объект с выгодной стороны. Говоря об имидже организации, специалисты и исследователи практически повсеместно отмечают, что общий имидж организации подразделяется на имидж внутренний, под которым чаще всего понимается впечатления о работе и отношениях персонала к своей организации, а также имидж внешний, который ориентирован на потенциальных и уже имеющихся клиентов или потребителей [2].
Оставляя тему влияния социальных сетей на формирование внутреннего имиджа организации, мы остановимся на работе образовательной организации со своей внешней целевой аудиторией потребителей.
Имеющиеся общерыночные закономерности сегодня со всей очевидностью применимы и для образовательных организаций, с обязательным учетом специфики их функционирования и самого характера образования, тем более, что в современной российской образовательной парадигме делаются всевозможные попытки отказаться от термина «услуга» в отношении образования, возвратившись к рассмотрению образования как ценности и суммы обучения и воспитания, причем данные инициативы идут от лица непосредственно министра просвещения РФ, О.Ю. Васильевой [3]. Однако, это вовсе не означает отсутствие возможности создавать имидж образовательной организации как носителя ценностей и места с высоким качеством обучения и воспитания подрастающего поколения.
На наш взгляд, проходя через стандартные этапы формирования имиджа, образовательной организации изначально необходимо продумать стратегию и тактику собственного поведения в социальных сетях, определиться со своей основной целью и средствами ее достижения. Идеальным вариантом видится создание специального отдела, которому со стороны руководства
организации были бы переданы соответствующие указания и полномочия в данной сфере, однако, с учетом возможных организационных и финансовых проблем, данную деятельность могут под контролем осуществлять и добровольцы из числа работников (не будем исключать такой сценарий), а также и сами обучающиеся данной организации, особенно, если речь идет об учащихся старших классов общеобразовательных организаций, студентах СПО или организаций высшего профессионального образования, которые могут обладать необходимыми для этого компетенциями, ровно как и могут создавать контент, который интересен им самим, а значит, скорее всего, будет интересен и сторонним пользователям того же возраста. Низкий порог вхождения для овладения инструментарием социальных сетей и человеческий энтузиазм можно считать большим плюсом для использования социальных сетей в описываемом контексте.
Использование социальных сетей в данном контексте обусловлено как количеством зарегистрированных в них пользователей, так и их возрастным составом. Так, согласно данным аналитического агентства «81ай81а» за 2018 г., 67,8 млн. россиян считаются активными пользователями социальных сетей. Очевидно, что данные цифры делают социальные сети прекрасной площадкой для создания положительного имиджа образовательной организации. Максимальный уровень вовлеченности показывает молодежь (в группе от 18 до 24 лет почти ежедневно пользуются социальными сетями 91% активных пользователей) [6]. Именно данная возрастная группа является основным потребителем образовательных услуг, особенно если мы говорим о высшем профессиональном или же среднем профессиональном образовании. Стоит обратить внимание и на большой процент вовлеченности среди пользователей 25-34 лет (69%), ведь данный возраст можно прямо связать с рождением детей и выбором для них первых образовательных организаций [7].
Социальные сети как специализированные онлайн-площадки для социальных взаимоотношений с имеющимися в них возможностями общения, участия в группах по интересам, возможностям размещения видео и аудио материалов давно зарекомендовали себя в качестве основных средств Интернет-маркетинга во многом из-за широкого охвата пользователей и отсутствия необходимости значительных финансовых вливаний. Представляется, что использование социальных сетей возможно как при создании образовательной организации, так и в условиях уже действующей организации.
Основополагающее значение в использовании социальных сетей для указанных целей имеет отсутствие ограничений в плане возможности регистрации официальной странички образовательной организации, а также практически полное отсутствие границ в плане «круга общения», размещения новостей, тематических материалов или даже проведения трансляций в прямом эфире. Фактически, на сегодняшний момент времени варианты продвижения образовательной организации через социальные сети ограничиваются только имеющимися в законодательстве общими нормами (которые действуют в отношении абсолютно всех пользователей), правилами самой социальной сети и творческими способностями представителей организации.
Деятельность по формированию имиджа образовательной организации в данном контексте начинается с создания тематического профиля или же группы (сообщества), где будут указаны все необходимые данные относительно самой образовательной организации: дата основания, местоположение организации, руководящий состав, структурная организация и многое другое, однако, важнейшим здесь является публикация основных положительных достижений организации (выигранные гранты и конкурсы, возможности дальнейшего профессионального и карьерного роста и т.д.), а также на размещение основных статистических показателей (например, количество обучающихся, процент выпускников с отличными оценками и т.д.). Основные учебные и организационные показатели должны на обязательной основе сосуществовать с творческой деятельностью
образовательной организации, с имеющимися в ней условиями для проведения досуга и творческого самовыражения, в целях акцентирования внимания на разносторонность образовательной организации и имеющихся у нее возможностей.
Наполнение тематического содержания профиля или сообщества должно осуществляться на постоянной основе, однако, не быть слишком навязчивым и информационно перегруженным. Помимо очевидного размещения в социальной сети новостей образовательной организации и проводимых мероприятиях целесообразно перемежать данную информацию с ведением постоянных интересных рубрик и ссылками на сторонние источники, причем во всех случаях строго необходимо придерживаться единого стиля оформления и ведения содержания с небольшими его изменениями. Данные правила и нормы формирования имиджа посредством социальных сетей весьма распространены и давно применяются различными организациями и компаниями. Нам представляется, что основополагающим в отношении любой организации и компании, в том числе и образовательного характера, будет следование принятой концепции развития с постепенным ее совершенствованием на основе обратной связи и анализа основных показателей вроде активности пользователей.
Очевидно, что учитывая уже обусловленный специфичный характер образовательной организации, такие основы БММ-маркетинга, как раскрутка в нишевых социальных сетях или же «вирусный» маркетинг явно встречают ограничения в своем применении, однако, возможности работы с лидерами мнений или же проведения интерактивных акций остаются в арсенале любой образовательной организации, которая хочет достичь эффективности в формировании собственного имиджа. Именно проведение интерактивных акций кажется нам наиболее перспективным направлением в формировании имиджа, ведь здесь имеется широчайший простор для проявления творчества и проведения скрытой рекламы.
Следование данному направлению позволяет проводить различные тематические флешмобы, организовывать вебинары или же проводить прямые опросы пользователей по актуальным сегодня вопросам, что является самым очевидным способом узнать предпочтения пользователей.
В формировании имиджа образовательной организации через социальные сети имеется целый ряд спорных вопросов, особенно в области выдачи преференций для поступления в образовательную организацию, что может выразиться в нарушении действующего законодательства. Именно поэтому нам представляется, что поощрение за активность в социальных сетях целесообразнее осуществлять через обычные призы и подарки организации или иными путями.
Нам представляется, что позитивным шагом будет имеющаяся у подписчиков группы или же друзей личного профиля образовательной организации возможность самим формировать контент, что активизирует их внимание и заинтересованность. Данную идею можно реализовать самыми разными путями: от голосования за появление статьи по какой-то определенной тематике до возможности предлагать пользовательские новости и материалы с обязательным прохождением модерации. В качестве еще одного актуального направления можно выделить обязательное следование современным адекватным трендам в информационном поле и среди пользователей.
Опираясь на исследования аналитической компании «Brand Analytics» и учитывая рост популярности приложения «Instagram», мы считаем, что обязательное наличие у образовательной организации регистрации в данном приложении и активное ведение собственного профиля (рост числа видео контента) могут привести к быстрому успеху в формировании ее положительного имиджа. [5]
Таким образом, говоря об отличной возможности использовать социальные сети в качестве инструмента формирования имиджа образовательной организации, следует отметить имеющийся ряд преимуществ по сравнению с другими способами и инструментами формирования имиджа, а именно:
1) широкий охват целевой аудитории для образовательных организаций различных типов, видов и уровней образования;
2) широкие возможности для налаживания односторонней и обратной связи между образовательной организацией и ее целевой аудитории, куда стоит включать как возможности организации непосредственного общения путем личной переписки, ответами на комментарии пользователей, так и возможности демонстрации тематических фото, видео и аудио материалов, создание опросов, проведение конкурсов с розыгрышем призов и многое другое;
3) возможность быстрой реакции на изменение предпочтений потенциальной аудитории, а также возможность отслеживать личные данные, интересы и потребности ее представителей посредством изучения их личных профилей, членства в тематических группах и сообществах, если информация не защищена настройками приватности конкретной социальной сети;
4) низкий порог вхождения и возможность применять различные пути и варианты продвижения собственного положительного имиджа;
5) «очеловечивание» организации через взаимодействие с пользователями.
Социальные сети могут стать эффективным инструментом в формировании имиджа образовательной организации, встав в один ряд с имиджем руководителя образовательной организации, ее финансовым благополучием и иными элементами, тем более, что посредством социальных сетей можно демонстрировать иные факторы положительного имиджа образовательной организации [8].
Понимая многогранность возможностей путей формирования имиджа образовательной организации посредством социальных сетей, чрезвычайно важно двигаться в ногу со временем, замечать меняющиеся настроения целевой аудитории, выставлять «напоказ»
лучшие сведения и информацию, не забывая при этом об особенном характере образовательных отношений и не отходя от логичного общепризнанного образа любой образовательной организации основной целью которого является не привлечение финансовых средств или развлечение пользователей, а воспитание и обучение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анализ нормативного подушевого финансирования общего образования в субъектах Российской Федерации / И.В. Абанкина, М.Ю. Алашкевич, В.А. Винарик, П.В. Деркачев, С.С. Славин, Л.М. Филатова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. -Москва: НИУ ВШЭ, 2016. - 64 с.
2. Депелян, Р.А. Виды имиджа современной организации / Р.А. Депелян // Власть. - 2018. - № 7. - С.149-154.
3. Министр Ольга Васильева: Нужно сломать систему натаскивания на ЕГЭ [Электронный ресурс] // Сайт Министерства просвещения России. - Режим доступа: https://edu.gov.ru/press/991/ministr-olga-vasileva-nuzhno-slomat-sistemu-nataskivaniya-na-ege/
4. Наумова, С. А. Имиджелогия: учебное пособие / С. А. Наумова. - Томск: Том. политехн. ун-т, 2004. - 119 с.
5. Социальные сети в России: Цифры и тренды, осень 2018 [Электронный ресурс] // Сайт "Brand Analytics". - Режим доступа: https://br-analytics.ru/blog/socseti-v-rossii-osen-2018/
6. Социальные сети в 2018 году: глобальное исследование [Электронный ресурс] // Сайт "WebCanape". - Режим доступа: https://www.web-canape.ru/business/socialnye-seti-v-2018-godu-globalnoe-issledovanie/
7. Социальные сети (рынок России) [Электронный ресурс] // Сайт "Tadviser". - Режим доступа: http://www.tadviser.m/mdex.php/Статья:Социальные_сети_(рынок_ России)
8. Спиридонов Д.И., Булычев Е.Н. Сущностные основы имиджа образовательной организации в современной образовательной парадигме / Д.И. Спиридонов, Е.Н. Булычев // Гуманистическое наследие просветителей в культуре и
образовании. Материалы XIII Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2018. - С. 146-150.
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
УДК 004.056
Белоцерковская И.Е., канд. физ.-мат. наук,
доцент кафедры Втюрин М.Ю., канд. физ.- мат. наук,
зав. кафедрой ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРОЕКТ «ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКОВ КУСОЧНО-ЗАДАННЫХ ФУНКЦИЙ» В РАМКАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ
Аннотация: в рамках программы повышения квалификации «Теория и методика преподавания информатики в условиях введения ФГОС» предусмотрено изучение вариативного модуля «Электронные таблицы и системы управления базами