Научная статья на тему 'Социальные сети и организация внеаудиторного обучения студентов в системе высшего медицинского образования'

Социальные сети и организация внеаудиторного обучения студентов в системе высшего медицинского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / MODERNIZATION / ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ / TEACHING / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKS / ФГОС ВО 3+ / HIGH MEDICAL EDUCATION / HISTORY OF MEDICINE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панова Евгения Львовна, Туторская М.С.

Статья посвящена проблеме внедрения новейших интерактивных технологий в образовательную среду медицинских вузов. Рассмотрены опыт использования социальной сети «Вконтакте» в 2015/2016 учебном году и первой половине 2016/2017 учебного года в качестве платформы для внеаудиторной деятельности студенческого научного кружка по истории медицины Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, руководителем которого является один из авторов статьи. На основе этого опыта предложены методические рекомендации по организации внеаудиторной деятельности студенческого научного кружка в социальных сетях. Возможность проведения обучения в привычной для студенческой молодежи среде социальных медиа и наличие широкого спектра предоставляемых «Вконтакте» технических средств позволяют сделать вывод о целесообразности использования данной технологии, способствующей повышению эффективности организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов, в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL NETWORKS AND ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR TEACHING OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF HIGHER MEDICAL EDUCATION

The article considers problem of implementation of interactive technologies into educational environment of medical universities. The experience is considered related to usage of the social network «VKontakte» in 2015/2016 academic year and first half of 2016/2017 academic year as a platform for extracurricular activities of the student scientific research circle on history of medicine of the «The I.M. Sechenov First Moscow State Medical University». The methodological recommendations are proposed concerning organization of extracurricular activity of the student scientific research circle in social networks. The possibility of implementation of education in habitual for student youth social media environment and availability of large spectrum of technical resources assignable by «VKontakte» permit to draw a conclusion about expediency of application of the given technology promoting efficiency of organization of extracurricular independent activity of students in the educational process.

Текст научной работы на тему «Социальные сети и организация внеаудиторного обучения студентов в системе высшего медицинского образования»

Education and Personnel

Образование и кадры

© Панова Е.Л., Туторская М.С., 2018 УДК 373.661:681.31

Панова Е.Л.1, Туторская М.С.2

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1ФГБОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, 119992, г. Москва; 2ГБОУ ВПО Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, 127473, г. Москва

Статья посвящена проблеме внедрения новейших интерактивных технологий в образовательную среду медицинских вузов. Рассмотрены опыт использования социальной сети «Вконтакте» в 2015/2016 учебном году и первой половине 2016/2017 учебного года в качестве платформы для внеаудиторной деятельности студенческого научного кружка по истории медицины Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, руководителем которого является один из авторов статьи. На основе этого опыта предложены методические рекомендации по организации внеаудиторной деятельности студенческого научного кружка в социальным сетях. Возможность проведения обучения в привычной для студенческой молодежи среде социальным медиа и наличие широкого спектра предоставляемым «Вконтакте» технических средств позволяют сделать вывод о целесообразности использования данной технологии, способствующей повышению эффективности организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов, в учебном процессе.

Ключевые слова: модернизация высшего медицинского образования; преподавание истории медицины;

социальные сети; ФГОС ВО 3+. Для цитирования: Панова Е.Л., Туторская М.С. Социальные сети и организация внеаудиторного обучения студентов в системе высшего медицинского образования. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2018; 26(1): 48-52. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2018-26-1-48-52

Для корреспонденции: Панова Евгения Львовна, канд. филос. наук, доцент кафедры истории медицины, истории отечества и культурологии, e-mail: evepanova@gmail.com

Panova E.L.1, Tutorskaya M.S.2 THE SOCIAL NETWORKS AND ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR TEACHING OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF HIGHER MEDICAL EDUCATION

'The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «The I.M. Sechenov First Moscow

State Medical University» of Minzdrav of Russia, 119991, Moscow, Russia

2The State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «The A.E. Evdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry», 127473, Moscow, Russia

The article considers problem of implementation of interactive technologies into educational environment of medical universities. The experience is considered related to usage of the social network «VKontakte» in 2015/2016 academic year and first half of 2016/2017 academic year as a platform for extracurricular activities of the student scientific research circle on history of medicine of the «The I.M. Sechenov First Moscow State Medical University». The methodological recommendations are proposed concerning organization of extracurricular activity of the student scientific research circle in social networks. The possibility of implementation of education in habitual for student youth social media environment and availability of large spectrum of technical resources assignable by «VKontakte» permit to draw a conclusion about expediency of application ofthe given technology promoting efficiency of organization of extracurricular independent activity of students in the educational process. Keywords: high medical education; modernization; teaching; history of medicine; social networks. For citation: Panova E.L., Tutorskaya M.S. The social networks and organization of extracurricular teaching of students in the system of higher medical education. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2018; 26(1): 48-52. (In Russ.) DOI: http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2018-26-1-48-52

For correspondence: .Panova E.L., candidate of philosophical sciences, associate professor of the Chair of History of

Medicine, History of Homeland and Culturology of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher

Education «The I.M. Sechenov First Moscow State Medical University», e-mail: evepanova@gmail.com

Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests.

Acknowledgment. The study had no sponsor support.

Information about authors:

Evgenia Panova, idorcid.org/0000-0003-0222-510X

Maria Tutorskaya, idorcid.org/0000-0001-5635-6207

Received 14.11.2016 Accepted 25.05.2017

К началу XXI века появление и практически повсеместное распространение новых информационных технологий способствовало формированию сетевого пространства социальных взаимодействий

[1-3]. Наиболее популярной площадкой виртуальной коммуникации индивидов становятся социальные сети - интернет-ресурсы, специально созданные для организации социальных взаимоотношений в

Образование и кадры

Интернете. Особенно распространён новый тип сетевой коммуникации среди молодежи. Интернет и социальные медиа стали для подрастающего поколения удобной и привычной культурной средой, дающей возможность молодому человеку удовлетворять широкий круг потребностей (коммуникативных, познавательных, материальных, рекреативных и т.д.) и оказывающей значительное влияние на формирование самосознания и мировоззрения становящейся личности.

Как отмечают исследователи, сетевая структура коммуникативных связей характеризуются открытостью, децентрализованностью, самоорганизацией, преобладанием горизонтальных связей, автономностью включённых в них узлов. Общение в Сети отличается ненавязчивым, свободным характером, в ином случае коммуникацию легко прервать. Социальные сети нацелены на работу с активным пользователем, самостоятельно выбирающим для себя как виды сетевой активности, в которые он хочет быть включённым, так и круг виртуального общения. В связи с этим они становятся удобной платформой для организации необязательных форм учебно-профессиональной деятельности, таких как научный студенческий кружок, основанных на сознательном отношении студента к обучению. Кроме того, привычная и комфортная для молодого человека платформа социальных сетей формирует особый, понятный молодежи, тип современного дискурса, использование которого в системе высшего образования может стать эффективным инструментом освоения необходимых образовательных компетенций.

Согласно ФГОС ВО 3+, обязательным разделом основной образовательной программы (ООП) подготовки специалиста является формирование и развитие профессиональных навыков обучающихся в области научно-исследовательской деятельности, а одним из методов реализации данного раздела образовательного стандарта является «внедрение в учебный процесс инновационных технологий»1. При этом важную роль в процессе овладения основами профессиональных компетенций в рамках преподавания истории медицины играет педагогическое «взаимодействие между всеми участниками учебного процесса, в ходе которого возможны разные субъект-объектные отношения» [4]. В частности, согласно федеральному государственному образовательному стандарту по специальностям 31.00.00 (клиническая медицина) и 32.00.00 (науки о здоровье и профилактическая медицина), основной формой организации научно-исследовательской работы в высшем учебном заведении является научный студенческий кружок (СНК). Одним из примеров подобной практики является Студенческий научный кружок по истории медицины (СНК) кафедры истории медицины, истории Отечества и культурологии Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова.

1 ФГОС ВО по специальностям - Клиническая Медицина [Internet]. Fgosvo.ru. 2016 [cited 13 May 2016]. Available from: http:// fgosvo.ru/fgosvo/94/91/6/76

Работа студентов в СНК предполагает изучение специальной литературы, участие в проведении научных исследований, конференций, сбор, обработку, анализ информации, а также выступления с докладами на конференциях и участие в олимпиадах. Научный кружок по истории медицины помогает студентам более глубоко изучить историко-медицинские и этические проблемы, актуальные для их будущей профессиональной деятельности, а также способствует совершенствованию навыков «логического и аргументированного анализа, публичной речи, ведения дискуссии и полемики, редактирования текстов профессионального содержания...(ОК-5)»2. В связи с тем, что «высшее образование реформируется в направлении гибридизации очной и заочной формы обучения» [5], компетенции студента формируются в рамках аудиторной и внеаудиторной деятельности. Ориентация высшей школы на увеличение роли самоподготовки студента приводит к тому, что основная роль преподавателя заключается уже не столько в ретрансляции знаний, сколько в организации учебной деятельности. Существенную поддержку в этом могут оказать социальные медиа.

Возможности социальных сетей активно используются не только в образовательной, но и научной сфере. Впрочем, исследователи отмечают, что социальные сети - это не источник будущих открытий, а только удобный инструмент для проведения исследований и совершенствования уже существующих научных практик. В первую очередь это касается отслеживания публикаций по интересующей теме, поддержке связей с соавторами и экспертами и возможности координации работы над совместными проектами и статьями.

Использование возможностей социальных сетей в обучении - один из наиболее активно обсуждаемых методических вопросов в научных публикациях и конференциях последних лет. В статье [6], констатируется, что применение социальных медиа как инструмента образовательных технологий в целом улучшает качество образования: наблюдается повышение успеваемости и развитие эмпатии среди студентов. Среди преимуществ использования средств медиа отмечается значительная вовлечённость студентов в образовательный процесс (71%), среди недостатков - технические сложности (36%).

Статья [7] посвящена оценке преподавателями преимуществ и недостатков использования социальных сетей в обучении. Согласно мнению некоторых педагогов, социальные сети отвлекают студентов от учёбы. Кроме того, в социальных сетях между преподавателями и студентами устанавливаются «неадекватные, то есть слишком дружественные и панибратские отношения». В целом преподаватели отмечают, что социальные сети значительно упростили

2 Приказ Минобрнауки РФ от 08 ноября 2010 г. № 1122 (ред. от 31 мая 2011 г.) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060103 Педиатрия (квалификация (степень) "специалист")» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 07 декабря 2010 г. № 19130).

Education and Personnel

коммуникацию со студенческой общественностью и стали важными инструментами, позволяющими проводить оценку и планирование образовательной деятельности.

В последние несколько лет наблюдается рост интереса к использованию социальных сетей как платформы образовательных технологий в сфере отечественного высшего медицинского образования. Например, в статье [8] приведены результаты дистанционного курса, проведённого преподавателями Пермской государственной фармацевтической академии в социальной сети «Вконтакте». Коэффициент усвоения знаний в экспериментальной группе равнялся 0,867, а в контрольной - 0,697. Исследователи отметили следующие преимущества сетевого обучения: возможность преподавателя оказывать студентам оперативную помощь в обучении, размещать нужные документы, выносить необходимые вопросы на обсуждение. Другие отечественные исследования, посвящённые вопросу использования социальных сетей в обучении и научной работе студентов-медиков, также продемонстрировали высокую эффективность такого рода образовательных технологий [9-11].

Как в целом среди российского молодежного сегмента интернет-аудитории, так и для студентов Первого МГМУ им. И.М. Сеченова социальная сеть «Вконтакте» является наиболее популярной3. Именно в этой социальной сети с начала 2015/2016 учебного года была открыта группа под названием Студенческий научный кружок по истории медицины4. Перед руководителем кружка встали задачи изучения максимально широкого спектра технических возможностей, предоставляемых «Вконтакте», и их апробирования в процессе внеаудиторной деятельности СНК. Результатом этого стали разработанные на основе полуторагодичного опыта методические рекомендации по организации внеаудиторной деятельности СНК по истории медицины в социальной сети «Вконтакте».

Для проведения внеаудиторного обучения социальная сеть «Вконтакте» предоставляет три основных сервиса: Личная страница, Группы (Сообщества) и Диалоги, каждый из которых берёт на себя отдельную функцию. При внедрении данных технологий преподаватель следовал имеющимся материалам и руководствам по работе с обучающимися в Интернете, например, представленными на ресурсе edutopia.org, а также в сообществе Facebook for Educators.

Сервис Личная страница предоставляет преподавателю и студентам возможность узнать друг друга с менее привычной, чем при аудиторном общении,

3 «Вконтакте» была выбрана в качестве пространства совместного общения по поводу всех сторон студенческой жизни. Например, на группу «Преподаватели МГМУ» подписаны более 6 тыс. студентов, а на группу «Подслушано МГМУ» - около 12 тыс. «В контакте» является привычной для студентов средой общения, все они уже были зарегистрированы в ней и хорошо знакомы с интерфейсом и техническими возможностями.

4 Студенческий научный кружок по истории медицины. VK. New.vk.com. 2016 [cited 7 May 2016]. Available from: https://new. vk.com/homedicine

стороны. Часто обновляемые сведения, размещённые студентом на своей личной странице, позволяют преподавателю более близко познакомиться с актуальными событиями повседневной жизни молодого человека и психологическими особенностями его личности. С другой стороны, студент получает возможность больше узнать и о самом педагоге, что очень важно, так как обычно учащиеся обладают минимальной информацией о своих преподавателях. Поэтому преподавателю рекомендуется с особенным вниманием подходить к тому, каким именно контентом он наполняет свою страницу; желательно, чтобы на ней отображались основные моменты деятельности кружка: анонсы или отчёты важных мероприятий, фотографии со студентами, фотоальбомы конференций и т. д. [12]. Все это демонстрирует повышенный интерес руководителя кружка к своей работе, без чего нельзя рассчитывать на заинтересованность со стороны студентов.

Задачу объединения пользователей «Вконтакте» в группы по интересам выполняет сервис Сообщества (Группы). Создание группы студенческого научного кружка позволяет размещать и постоянно обновлять на её страничке необходимую для работы кружка информацию: необходимую учебную и научную литературу, анонсы заседаний СНК, информационные письма научных конференций, новости, отчёты о поездках и мероприятиях, интересные ссылки, видеофайлы, сборники тезисов и публикации, рекомендации научного руководителя по написанию научных публикаций и т. д. Размещение материалов на страничке обеспечивает обратную связь со студентами с помощью сервисов Лайк и Комментарии. Также студенты могут разместить понравившееся им сообщение на своей личной страничке или переслать другу.

Участникам группы не надо специально проверять, обновлён ли контент на странице группы. Все сообщения, размещённые на ней, сразу переходят в новостную ленту каждого члена сообщества. Таким образом, руководитель может быть уверен в том, что студенты, входящие в группу СНК и активно использующие ресурсы «Вконтакте», прочитали адресуемое им сообщение. Однако при размещении важного материала на страничке кружка, например анонса очередного заседания СНК, преподаватель может в тексте этого сообщения попросить студентов отметить его. В этом случае руководитель кружка будет точно знать о том, кто из студентов ещё не оповещён о предстоящем событии, и сможет предупредить их каким-либо другим способом.

Немаловажно отметить, что «Вконтакте» предоставляет возможность вовлечения студентов в организацию деятельности СНК. Выбранные руководителем студенты приобретают статус модераторов страницы, получая доступ к самостоятельному размещению, удалению или редактированию сообщений. Это создает условия для формирования активной позиции обучающегося. Список пользователей (преподавателя и студентов), имеющих доступ к управлению страничкой, размещается в особом меню Контакты, что позволяет студентам, интересую-

Образование и кадры

щимся занятиями в СНК, обратиться непосредственно к ответственным лицам.

В социальной сети «Вконтакте», кроме групп СНК, зарегистрирован также спектр сообществ, связанных с организацией студенческой науки в университете: «СНО им. Н.И. Пирогова Первого МГМУ им. И.М. Сеченова», «Общество молодых учёных Первого МГМУ» и другие. Подписавшись на эти группы, руководитель кружка или его староста могут оперативно распространять необходимую для студентов информацию о научной жизни университета, публикуя её на странице своего СНК.

Для удобной работы СНК, кроме группы самого СНК, которая действует постоянно, руководителем кружка могут создаваться временные группы, посвященные подготовке к предстоящим научным мероприятиям: конференции, олимпиаде, семинару, симпозиуму. В этом случае руководитель приглашает в группу только тех студентов, которые будут участвовать в мероприятии. На страничке временной группы размещаются необходимые для подготовки к выбранному событию материалы: образцы документов, требующихся для поездки, напоминания о ключевых датах, сроках сдачи научных публикаций, образцы стендовых докладов, полезные ссылки и т.д. Преимущество создания отдельных групп и управления размещённым на них контентом заключается в существенной оптимизации довольно сложного в условиях непосредственного аудиторного общения процесса подготовки к важному для кружка событию.

Если сервис Группы (Сообщества) берёт на себя прежде всего информационную функцию, предоставляя возможность публикации, редактирования и распространения любой полезной информации, то для обеспечения эффективной коммуникации между участниками кружка используется сервис Диалоги.

Интерфейс Диалогов позволяет наладить не только активное общение в реальном времени, но и эффективное управление этим общением. Структурированная лента диалогов позволяет вести содержательный разговор одновременно с несколькими участниками и отслеживать информацию по всем актуальным дискуссиям: присутствие их авторов в сети, прочитанность или непрочитанность предыдущих сообщений, время написания собеседником своего ответа. Еще одной положительной особенностью сервиса Диалоги является возможность создавать индивидуальные и групповые диалоги.

Индивидуальные диалоги могут эффективно использоваться в планировании индивидуальных консультаций, совместной работе научного руководителя и студента над конкретным проектом (докладом или текстом публикации) и над более глубоким изучением определённой научной темы.

С помощью практически ежедневного общения со студентами в индивидуальных диалогах преподаватель узнает о сторонах жизни учащегося, скрытых от руководителя в обычной ситуации аудиторного взаимодействия: успеваемости студента, учебном расписании и расписании его зачётов и экзаменов, семейных обстоятельствах, его занятости в неучебное вре-

мя и т. д. Всю эту информацию руководитель кружка может учитывать при планировании деятельности каждого студента и распределении его нагрузки.

Актуальность и эффективность индивидуального подхода в процессе обучения подтверждается исследованиями, свидетельствующими о высоком уровне стресса и профессионального выгорания у студентов-медиков. Авторы статей подчеркивают, что отчуждённость и стресс оказывают негативное воздействие на академическую успеваемость, здоровье студентов и на их отношение к пациентам в будущем [13]. В качестве методов, позволяющих студентам справляться со стрессом, исследователи подчеркивают важность формирования более «близких отношений между преподавателями и студентами» и «формирование позитивной среды обучения» [14]. Общение преподавателя с участниками кружка в группе «Вконтак-те» обеспечивает более близкий контакт с ними, чем в университетской аудитории. Они лучше усваивают знания в неформальной, привычной для них среде, более открыты для предложений и новых идей. В Интернете студенты чувствуют себя «связанными» с людьми и знаниями. В учебных аудиториях они, напротив, ощущают отчуждённость и обособленность.

Общение преподавателя и студента в социальной сети — отдельный и мало изученный вопрос, разработка которого может способствовать возникновению новой успешной педагогической технологии. Индивидуальные диалоги могут служить эффективным средством создания доверительных отношений между студентом и преподавателем, что способно помочь молодому человеку не только в обучении основам научной деятельности, но и в выборе его жизненного пути, самоопределении. Важная особенность доверительного общения преподавателя и студента заключается в том, что оно может быть весьма познавательно и полезно для самого преподавателя и способствовать его профессиональному и личному росту.

Ещё одним эффективным способом общения в социальной сети «Вконтакте» в рамках обучения основам научной деятельности являются групповые диалоги. Создание групповых диалогов необходимо при подготовке к участию в конкретных мероприятиях: командных олимпиадах, проектах по работе с библиотеками и архивами. В этом случае создатель диалога (студент или преподаватель) приглашает в него остальных студентов-участников выбранного события. Общение в диалоге может быть как не связанным отдельными временными рамками (собеседники высказываются тогда, когда им удобно), так и назначенным на конкретное время. В этом случае участники диалога «встречаются» в удобный для всех или назначенный преподавателем час в виртуальном пространстве. Последняя форма обсуждения - в реальном времени - наиболее подходит для проведения мозговых штурмов, распределения между студентами заданий и функциональных обязанностей. Форма общения, не требующего одновременного присутствия в диалоге всех его участников, может быть использована для размещения объявлений, голосования, обсуждения вопросов, не ожидающих быстрого решения.

Education and Personnel

Весьма желательно одновременно с созданием коллективного диалога под таким же названием с этими же участниками открыть и соответствующую группу. Тогда площадка коллективного диалога используется только для коммуникации, а в сообществе размещаются как результаты этого общения, например план подготовки к научному мероприятию, так и вся необходимая для работы коллектива информация: информационные письма, списки персоналий, образцы тезисов и стендов, расписание поездов, описание гостиницы. Групповые диалоги воспитывают у студентов умение работать в коллективе: под ненавязчивым руководством преподавателя коллективная коммуникация в социальных сетях теряет характер стихийности и неуправляемости и может стать более конструктивной.

Заключение

Внедрение социальной сети «В контакте» в организацию деятельности СНК по истории медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова показало высокий потенциал социальных медиа для стимуляции активной формы обучения. Использование во внеаудиторной работе СНК некоторых технических сервисов «Вконтакте» (Личная страница, Группы, Диалоги) способствует повышению информационно-коммуникативной компетентности обучающихся. Происходит более активное, чем в привычных аудиторных условиях, взаимодействие преподавателя и студента, что способствует возрастанию интереса последнего к научным исследованиям. Процесс обучения становится более целенаправленным, воспитываются навыки работы в команде, значительно оптимизируется подготовка к научным и учебным мероприятиям. Активное использование технических возможностей социальных сетей в системе высшего медицинского образования является не только эффективной педагогическая методикой, но и способом налаживания диалога со студенческой молодёжью, каналом связи между двумя поколениями, способным помочь молодому человеку на сложном пути самоопределения и поиска себя в будущей профессии.

Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

2. Тищенко В.И. Информатика сообществ: противоречия становления. В кн.: Социальные сети и виртуальные сетевые сообщества. М.: 2013; 11-9.

3. Бреслер М.Г. Социальные сети и сетевые сообщества информационного общества. Уфа: БГУ; 2012.

4. Шок Н.П., Сергеева М.С. История медицины как учебная дисциплина: традиции клинического образования и современные методы преподавания. История медицины. 2016; 3(1): 46-65.

5. Турчен Д.Н. Универсальные учебные действия как фактор обеспечения преемственности среднего и высшего образования. ИСОМ. 2013; (2): 106-10.

6. Cheston C., Flickinger T., Chisolm M. Social Media Use in Medical Education. Academic Medicine. 2013; 88 (6): 893-901.

7. Social Media Usage Trends Among Higher Education Faculty. Faculty Focus. Higher Ed Teaching & Learning. 2011 [cited 13 May

2016]. Available from: http://www.facultyfocus.com/free-reports/ social-media-usage-trends-among-higher-education-faculty

8. Саттарова О.Е., Ярыгина Т.И., Перевозчикова Г.Г. Использование социальной сети в учебном процессе фармацевтического вуза. Современные проблемы науки и образования. 2013; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9492 (дата обращения: 03.05.2016).

9. Буханова Н.В., Чемезов С.А., Таптыгина Е.В., Павленко Е.В., Жарылкасынова Г.Ж., Юлдашева Р.У Перспективы использования элементов Web 2.0 в процессе обучения студентов медицинских вузов. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2013; 15(12): 22-8.

10. Креховец Е.В., Польдин О.В. Социальные сети студентов: факторы формирования и влияние на учебу. Вопросы образования. 2013; (4): 121-38.

11. Туторская М.С. Медицинские социальные сети: возможности и риски использования. Менеджер здравоохранения. 2014; (14): 30-8.

12. Thompson L., Dawson K., Ferdig R., Black E., Boyer J., Coutts J. The Intersection of Online Social Networking with Medical Professionalism. J. Gen. Intern. Med. 2008; 23(7): 954-7.

13. Jennings M. Medical Student Burnout: Interdisciplinary Exploration and Analysis. J. Medical Humanities. 2009; 30(4): 253-69.

14. Thalluri J., Penman J. Social Media for Learning and Teaching Undergraduate Sciences: Good Practice Guidelines from Intervention. The Electronic Journal of e-Learning. 2015; 13(6): 431-41.

Поступила 14.11.2014 Принята в печать 25.05.2017

REFERENCES

1. Castells M. The information age: Economy, .society, and culture. [Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura]. М.: HSE, 2000. (in Russian)

2. Tishchenko V.I. Computing Community: formation contradictions. [Informatika soobshchestv: protivorechiya stanovleniya]. Social networks and virtual network community. M.; 2013: 11-9. (in Russian)

3. Bresler M.G. Social networks and online communities in the information society. [Sotsial'nye seti i setevye soobshchestva informatsi-onnogo obshchestva]. Ufa: BSU; 2012: 173. (in Russian)

4. Shok N. Sergeeva M. The history of medicine as an academic discipline: traditions in clinical medical education and modern teaching methods. Istoriya meditsiny. 2016; 3(1):46-65. (in Russian).

5. Turchen D.N. Universal learning activities as a factor of ensuring the continuity of secondary and higher education. Istoricheskaya I sotsialno-obrazovatelnaya mysl. 2013; 2: 106-10. (in Russian)

6. Cheston C, Flickinger T, Chisolm M. Social Media Use in Medical Education. Academic Medicine. 2013; 88 (6): 893-901.

7. Social Media Usage Trends Among Higher Education Faculty. Faculty Focus. Higher Ed Teaching & Learning. 2011 [cited 13 May 2016]. Available from: http://www.facultyfocus.com/free-reports/ social-media-usage-trends-among-higher-education-faculty

8. Sattarova O., Yarygina T., Perevozchikova G. Social networks in the learning process of the pharmaceutical university. [Ispol'zovanie sotsial'noy seti v uchebnom protsesse farmatsevticheskogo vuza]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013; 3. URL: http:// www.science-education.ru/ru/article/view?id=9492(in Russian)

9. Buhanova N.V., Chemezov S.A., Taptygina E.V., Pavlenko E.V., Zharylkasynova G.Zh., Juldasheva R.U. Usage perspectives for Web 2.0 elements in medical schools. [Perspektivy ispol'zovaniya elementov Web 2. 0 v protsesse obucheniya studentov meditsinskikh vuzov]. Jelektronnyj nauchno-obrazovatel'nyj vestnik «Zdorov'e i obrazovanie vXXI veke. 2013; 15(12): 22-8. (in Russian)

10. Krehovec E.V., Pol'din O.V. Students' social networking: factors and the impact on their studies. [Sotsial'nye seti studentov: faktory formirovaniya i vliyanie na uchebu]. Voprosy obrazovanija. 2013; (4): 121-38. (in Russian)

11. Tutorskaya M. Medical social networks: risks and opportunities. [Meditsinskie sotsial'nye seti: vozmozhnosti i riski ispol'zovaniya]. Menedzher zdravookhraneniya. 2014; (14): 30-8. (in Russian)

12. Thompson L., Dawson K., Ferdig R., Black E., Boyer J., Coutts J. The Intersection of Online Social Networking with Medical Professionalism. J. Gen. Intern. Med. 2008; 23(7): 954-7.

13. Jennings M. Medical Student Burnout: Interdisciplinary Exploration and Analysis. J. Med. Hum. 2009; 30(4): 253-69.

14. Thalluri J., Penman J. Social Media for Learning and Teaching Undergraduate Sciences: Good Practice Guidelines from Intervention. The Electronic Journal of e-Learning .2015;13(6): 431-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.