< СП
uz
U
Социальные сети
и нелинейность государственного управления
Резюме. В статье рассматривается новое качество системы государственного управления - синергетичность. Сделан вывод о том, что синергетический потенциал государственного управления определяется дуализмом государства и общества. Потенциал общества во многом реализуется через ресурс управления, которое в условиях сетевой коммуникации приобретает нелинейный характер. Последний, в свою очередь, позволяет обеспечить устойчивость развития национального государства при условии формирования новых ключевых компетенций у государственных служащих. Ключевые слова: социальные сети, государственное управление, синергия, ключевые компетенции.
Игорь Ганчеренок,
проректор Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктор физико-математических наук, профессор
Тезис о полезности открытости и доступности для граждан решений органов государственного управления сегодня никому доказывать не стоит. По-видимому, неплохо, когда тот или иной министр находит время для ведения своего блога или присутствия в Twitter. Безусловно, важно, чтобы и представленная на официальных сайтах информация была изложена в ясной форме. Но, на наш взгляд, вопрос открытости правительства не следует абсолютизировать, тем более что «открытость» - лишь одна из составляющих его эффективности. Пользуясь математической терминологией, можно утверждать, что это только необходимое, но не достаточное условие для устойчивого и динамичного развития современной государственной системы. По нашему мнению, ее не стоит трактовать упрощенно. Нами предлагается синергетический подход, где помимо открытости правительства следует активно развивать его компетентность и
инновационность (рис. 1). Здесь важно определение не только реперных переменных, но и «оси преобразований». Среди политических трактовок известны «оси зла и добра». Наиболее целесообразным в синергетическом подходе к изучению современной системы государственного управления представляется определение «оси доверия» граждан страны к правительству. Именно такая ось позволит обеспечить ковариантность и эффективность неизбежных трансформаций в государственном управлении, вызванных в том числе и технологическими инновациями.
Тогда можно уверенно проводить модернизацию экономики, прогнозировать и минимизировать возможные негативные последствия, срабатывать на опережение.
Начиная с 2009 г. многие страны приступили к рассмотрению возможностей создания электронного правительства, включая использование социальных сетей [1]. Преследуемые цели - повышение эффективности деятельности, увеличение интернет-присутствия государственных органов, обеспечение прозрачности государственных процедур и регламентов, а также вовлечение граждан в процесс управления.
Быстродействие и удобство организации коммуникационного процесса, повышение уровня доверия, а также создание положительного представления об обратной связи (реагировании) правительства являются безусловными преимуществами социальных сетей. Однако ряд зарубежных исследователей аргументированно подчеркивает, что для их эффективного внедрения и функционирования в системе государственного управления необходимо обеспечить: наличие правил пользования и соблюдение принципа конфиденциальности, оперативное обновление сайтов, финансирование соответствующей аналитической деятельности, а также проведение специальной подготовки для государственных служащих. Таким образом, с синергетических позиций следует определить «параметры порядка».
Особо остановимся на отрицательных последствиях и угрозах социальных сетей, пред-
Ресурсы управления
ставленных американским профессором Б. Роу-ваном на Международной коференции в Сеуле (2012), таким как интернет-зависимость, острые психозы и другие расстройства психического характера. Вероятно стимулирование такого явления, как пониженная социальная эмпатия, когда у недовольных и психически неустойчивых лиц или групп появляется опосредованная возможность публично делиться своими претензиями в антисоциальной манере с банальной целью шокировать аудиторию. Важно отметить, что только создание коммуникации и предоставление услуг с помощью социальных сетей не заменит того, что реально стоит за этими процессами. Другими словами, вероятно обострение ряда проблем в государственном управлении, а именно:
■ создаются новые возможности для осуществления коррупционных действий;
■ возникают проблемы этического характера: граждане и организации могут использовать сети в антидемократических, пропагандистских или авторитарных целях, а государственные служащие - в коммерческих и агитационных, а не в качестве инструмента для развития уровня прозрачности процесса управления и вовлеченности в него граждан;
■ образуются новые формы политической силы и появляются такие принципы «демократии», которые в ряде ситуаций многими могут быть восприняты как неуправляемость и непредсказуемость;
■ социальные сети могут стать источником распространения примитивного понимания политического дискурса и политической социализации;
■ ограничивается количество пользователей в некоторых ситуациях из-за определенных технических требований к оборудованию пользователей и владельцев сайтов.
Данная проблема, опять же, подчеркивает необходимость разработки исследователями и практиками в области государственного управления свода ограничивающих правил использования социальных сетей. Они, несомненно, представляют собой мощный потенциальный ресурс для развития гражданского общества. В современный век, когда возможность беспрерывной и мгновенной коммуникации с любой точкой земного шара становится повсеместной нормой, государственные организации должны приспосабливать к данным условиям свою бюджетную политику, увеличивая размер инвестиций в разработку мобильных и гибких коммуникационных технологий. Стоит обратиться к таким событиям как «арабская весна» и флэш-мобы, чтобы понять роль социальных сетей для моби-
лизации заинтересованных членов общества и создания реакции на острые проблемы. Социальные сети - это инструмент развития процесса политической социализации, повышения качества услуг и беспрецедентная возможность расширения взаимодействия с гражданами.
Представим несколько примеров из американской практики. Официальный портал федерального правительства США (USA.gov) содержит ссылки на свои странички в сервисах Twitter, YouTube, Facebook, а также приложения для мобильных телефонов и свой блог в Интернете. Ряд государственных органов, например Комиссия по безопасности товаров широкого потребления, используют социальные сети в качестве книги жалоб и предложений, где потребители могут разместить свои претензии к продукции, которая причинила вред, может его нанести или представляет собой потенциальную угрозу. Система также позволяет производителям ответить на предъявленные претензии. Федеральное бюро расследований тоже зарегистрировано в социальных сетях Twitter, Facebook, YouTube с целью информирования пользователей. С данных сайтов могут быть загружены приложения для iPhone и iPad, куда ФБР предлагает направлять сведения о разыскиваемых преступниках, другие новости. Данные приложения содержат также контактные данные о ближайшем отделении ФБР.
Федеральная резервная система, которая является одним из ключевых органов государственного управления США в сфере экономики и играет важную роль в преодолении финансовых кризисов и последствий глобальной валютной нестабильности, стала использовать социальные сети для популяризации своих решений, включая политические избирательные кампании. Обращает на себя внимание и система Open311, представляющая собой открытое программное обеспечение, которое интегрировано с системой госоргана по управлению взаимодействием с клиентами и делает возможным круглосуточную связь и реагирование. Приложения ОрепЗИ выполняют множество функций, в частности соединяют в режиме самообслуживания пользователей с разделами сайта конкретного госоргана, где можно оставить жалобы и претензии, а также написать отзывы о качестве предоставления государственных
Рис. 1
№ Г V|H J I Of I Ь
Ос. .CI?
. ШШфЛИ [ J-
>c /
[пйКпаи iwffr-----
s
rf il'H I Hi N3 111! UIIIH'L' T
Рис. 2
услуг. Многие городские управления в США, включая муниципалитеты Бостона, Сан-Франциско, Нью-Йорка, являются участниками проекта Ореп311.
Таким образом, в современном управлении технология социальных сетей достаточно вариабельна. Ряд зарубежных исследователей выделяют восемь принципов для их использования государственными органами:
■ доступ сотрудников - в какой мере он открыт в рабочее время, а также процедуры для его получения;
■ управление аккаунтами - инструкции по созданию, обслуживанию и удалению учетных записей;
■ правила пользования - инструкция, в которой указано время и цели использования социальных сетей в течение трудового дня, а также типы используемого оборудования;
■ поведение персонала - правила поведения сотрудников на сайтах социальных сетей и последствия в случае их нарушения;
■ содержание - операция по размещению информации на страницах социальных сетей госоргана, включая правила создания и внесения редакторских правок в данное содержание;
■ безопасность - процедуры для обеспечения защиты государственной информации и инфраструктуры сайта;
■ нормативная база - внутриведомственные нормативно-правовые акты;
■ управление информацией, размещаемой гражданами на страницах госоргана в социальных сетях.
Известно, что система управления обществом [2] должна органично сочетать в себе иерархическую организацию, нормативное регулирование и контроль с новыми структурами и функциями, направленными на восприятие слабых или случайных сигналов и изменений, стимулирование позитивных тенденций и адаптацию к ним нормативного регулирования, комбинированное воздействие
Понятийная модель
Государственное vnpaenemie
/ 1 \
/сияергетнкз Apv.ie научные \ области \
/ 1 \
на социум, обеспечивая эффект синергии (рис. 2).
Сохранение баланса изменчивости и устойчивости, традиций и новаций - вот что должно характеризовать новые отношения между творческими, самопроизвольными процессами в обществе и госу-
дарственным управлением, которые выступают в качестве основных элементов (мод) социальной самоорганизации.
Синергетический потенциал государственного управления определяется дуализмом государства и общества [2]. Потенциал общества во многом реализуется через ресурс управления, которое в условиях сетевой коммуникации приобретает нелинейный характер. Последний, в свою очередь, позволяет обеспечить устойчивость и эффективность развития национального государства, в том числе и при условии формирования новых ключевых компетенций у государственных служащих. К ним мы относим:
■ восприимчивость к инновациям;
■ осведомленность в области психологии электронной коммуникации;
■ подготовленность в области самоуправления и самоконтроля;
■ целостное, холистическое видение.
На наш взгляд, именно такой подход в системе управленческого образования поможет найти решение проблемы Томаса Элиота, нобелевского лауреата в области литературы «за приоритетное новаторство в становлении современной (середина XX века) поэзии»: «У нас был опыт, но мы упустили смысл», которая еще к конце прошлого века была определена в качестве приоритетного и стратегического направления модернизации системы подготовки управленческих кадров «туринской группой» экспертов [3]. C другой стороны, не менее важной задачей является формирование у государственных служащих устойчивых ценностных ориентаций, обеспечивающих безупречное служение государству и народу.
Таким образом, принципиальным вопросом развития современной системы государственной службы является создание новых образовательных программ, генерирующих качественно новый уровень компетентности государственных служащих. К ним мы относим проектируемую программу «Евразийское строительство» и «Электронное правительство», которая реализована в Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
See: http://innosfera.org/2014/05/social_network
Литература
1. Public Relations for Enhancing Government Trust/in Proceedings of the Int. Seminar. - Seoul: The Korea Institute of Public Administration, 2012.
2. Ганчеренок И. Меганауки и государственное управление/ И. Ганчеренок // Вестник Московского университета, серия 21. 2009, №1. С. 25-33.
3. Re-Designing Management Development in the New Europe. - Torino: European Training Foundation, 1998. P. 31.