Научная статья на тему 'Социальные сети и блоги как инструменты вирусного маркетинга'

Социальные сети и блоги как инструменты вирусного маркетинга Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1016
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шелавина А.К., Петрова О.А.

Рассматриваются особенности такого вида продвижения товаров и услуг как вирусный маркетинг, а также особенности использования социальных сетей и блогов как средств распространения вирусного маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные сети и блоги как инструменты вирусного маркетинга»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

натив - непременный атрибут демократии вообще и гражданского общества, в частности. Таким образом, взаимоотношения рекламы и личности, социального института рекламы и общества неоднозначны. Здесь не подходят полярные суждения типа «черное-белое», или «плохо-хорошо». Но как бы к ней не относиться, ясно то, что это мощный инструмент воздействия на человека и на группу.

Реклама как социально-культурное явление выполняет несколько функций, она влияет на человека отдельно и на общество в целом сразу по нескольким направлениям. Таким образом, взаимоотношения рекламы и личности, социального института рекламы и общества неоднозначны. Здесь не подхо-

дят полярные суждения типа «черное-белое», или «плохо-хорошо». Но как бы к ней не относиться, ясно то, что это мощный инструмент воздействия на человека и на группу. Воздействие рекламы разносторонне и многогранно. Ее непосредственная утилитарная задача состоит в выполнении сбытовой функции, а цель - активизация спроса и расширение рынка. Активно действуя на сознание потребителей, пропагандируя преимущества того или иного товара, реклама оказывает большое влияние на формирование потребностей в целом: уровня и стиля потребления, образа жизни, моды и т. д.

© Шелавина А. К., Непомнящий Л. А., 2010

УДК 339.138:659.1

А. К. Шелавина, О. А. Петрова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И БЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТЫ ВИРУСНОГО МАРКЕТИНГА

Рассматриваются особенности такого вида продвижения товаров и услуг как вирусный маркетинг, а также особенности использования социальных сетей и блогов как средств распространения вирусного маркетинга.

Под вирусной рекламой, вирусным маркетингом понимается разработка рекламных стратегий, поощряющих потребителей передавать рекламное сообщение друг другу. Информация при этом воспринимается не как реклама, а скорее как досуг и развлечение. Люди пересылают друг другу забавный ролик или ссылку, и получается, что вирусная реклама распространяется «самостоятельно» от человека к человеку без дополнительных затрат рекламодателя [1]. В настоящее время, самым распространённым средством вирусного маркетинга является Интернет. Одними из основных причин этого являются скорость распространения информации и интерактивность.

Существует несколько факторов, которые влияют на успешность распространения «вирусных» сообщений. Во-первых, должны быть созданы такие условия, при которых человек сможет быстро и без лишних усилий сообщить о интересной информации своим друзьям, например, отправить ссылку по ICQ. Вторым важным фактором успеха вирусной идеи является скорость ее распространения. Следующим немаловажным фактором является новизна идеи, ее необычность, она должна «цеплять» зрителя.

Таким образом, успешный «вирус» должен иметь четкий и интересный сценарий; иметь аудиторию, которая будет его распространять; легко распространяться; быть уникальным и иметь продуманную схему запуска и распространения.

Способствует распространению вирусного маркетинга и растущая популярность всевозможных онлайновых сообществ: социальных сетей и блогов.

Социальная сеть - сообщества людей со схожими интересами и/ или деятельностью. Суммарная аудитория социальных сетей составляет более

70.000.000 пользователей. Социальные сети, такие как www.odnoklassniki.ru,www.vkontakte.ru и др., открывают безграничные возможности для продвижения любых компаний, их товаров и услуг.

При продвижении через социальные сети важен профессионализм исполнителя. Если вы хотите добиться максимальной отдачи от «вируса», продвижение в социальных сетях должно быть грамотно и четко спланировано. Прежде всего, необходим действительно уникальный и увлекательный контент. Потребителю должно быть интересно, иначе велика вероятность того, что реклама останется незамеченной.

Ярким примером вирусного маркетинга стала сама социальная сеть «Вконтакте». Большинство попали на этот сайт по ссылке знакомого, или по приглашению по e-mail. Ведь на самом деле проект не рекламировался «нигде». Но стал даже более популярным нежели «Одноклассники» со своей рекламой. Многие организации используют социальные сети (в частности, социальную сеть «Вконтакте») как один из основных инструментов продвижения в социальных медиа. Примерами могут служить кампании по продвижению клубов (например, московский клуб «Сквот») или музыкальных групп (группа «Пиджаки») [4].

В качестве преимуществ распространения «вирусов» в социальных сетях можно выделить:

- четкий таргетинг (страна, город, пол, возраст, интересы и т. д.);

- положительное отношение пользователей;

- нестандартные решения.

Другим перспективным каналом распространения вирусного маркетинга являются блоги. Блог -это личная страница пользователя на сервисе, кото-

Секция «Фундаментальнее и прикладньш проблемы культурологии»

рый дает возможность создавать свои записи (посты) и отвечать на чужие записи (комментарии). Также блогеры могут создавать вступать в сообщества, т. е. коллективные блоги. По данным Яндекса, в России насчитывается более 7,4 млн блогов и 500 тыс. сообществ, каждый день блогеры оставляют более миллиона постов и комментариев. Аудитория некоторых блогов приближается к аудитории некоторых СМИ, но в среднем составляет 18-90 человек.

На данный момент продвижение в блогах считается наиболее эффективным. Происходит это, прежде всего потому, что реклама в блогах ненавязчива. При грамотном подходе к планированию рекламной акции, пользователь даже не догадается о том, что перед ним текст рекламного объявления. Пролистывая записи блогера, пользователь доверяет автору публикаций, считая, что все записи основаны на личных переживаниях блогера, на его отношении к той или иной проблеме. Однако продвижение в блогах не должно быть слишком навязчивым, это способно вызвать активное неприятие читателей. Примером может служить рекламная кампания сети «Утконос». Примерно в одно и то же время несколько «тысячников» (пользователей дневников, у которых несколько тысяч постоянных читателей) опубликовали у себя тексты схожего содержания на тему «я покупаю продукты только в «Утконосе» и всем советую». Возмущенные наглой рекламой, пользователи сразу же организовали антикампанию, пообещав никогда не пользоваться услугами этой торговой сети. При этом именно благодаря антикампании об «Утконосе» узнали широкие массы интернет-пользователей [3].

Преимущества распространения «вирусов» в блогах:

- ненавязчиво;

- не раздражает пользователя;

- вызывает доверие.

Таким образом, в условиях очень быстро развивающегося и меняющегося окружающего нас мира использование вирусного маркетинга в Интернете позволяет рекламодателю подстраиваться под практически любого пользователя компьютерной сети и свести к минимуму расходы на проведение рекламных кампаний вместе с повышением их качества [2]. Последний тренд в Интернете - это реклама в социальных сетях и блогосфере. Главная ценность состоит в коммуникации между пользователями и каждый из них является потенциальным рекламным носителем для компании, а диалог между пользователями - полноценной рекламной кампанией.

Библиографические ссылки

1. Гуров Ф. Н. Продвижение бизнеса в Интернет: все о PR и рекламе в сети. М. : Вершина, 2008.

2. Маркетинг //Менеджмент. № 3. 2007.

3. Скрытый маркетинг. URL: http://www.hidden-marketing.ru.

4. Эксперимент российского масштаба. Оружие массового продвижения / Издательский дом «Коммерсант». 12.03.2010. URL: http://www. kom-mersant.ru/doc.aspx?fromsearch=04e6360a-9bl a-4c56-9b20-0578bc3l0 cda&docsid =1319684.

© Шелавина А. К., Петрова О. А., 2010

УДК 009

Н. П. Щербинина Научный руководитель - И. Т. Сидоров Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РОЛЬ ПИАРА В КОСМОСЕ

Цель данной работы состоит в том, что бы четко рассмотреть пиар и его роль в развитие космонавтики: основные проблемы, направления.

Слово «пиар» вошло в нашу жизнь так быстро, что смысл потерялся где-то по дороге. Ледниковый период российского бизнеса, когда достаточно было на заборе написать «сахар» и покупатели - тут как тут, постепенно растаял. Потепление, которое принесла с собой конкуренция, привело к рекламному помешательству с огромными затратами на его поддержание. Но это не способствовало появлению доверия со стороны тех, кто это наблюдает. Люди с опаской воспринимают навязчивую зацикленность на обыденном... На данный момент пиар агентства « осваивают новые территории « и стремятся погладить всю самую ценную информацию о новшестве, которая преследуется в наши дни, а именно космос.

Любое осмысленное высказывание имеет своей целью воздействовать на реципиента. Данная цель, пожалуй, не всегда осознаваема субъектом речи, но не в случаях создания публичного письменного текста. Пиар всегда является орудием воздействия на читателя, а, следовательно - на «общественное мнение» и политическую ситуацию [referat.niv.ru/referat/024/02400064. htm].

Технологии речевого воздействия пиара сегодня разработаны настолько, что могут реально и существенно влиять на поведение политической власти, на исход выборов, на популярность того или иного продукта, политика или политического проекта, вообще публичного деятеля и т. д. Не зря журналистику сегодня называют «четвертой властью».

В последние несколько лет политическая ценность космических программ неуклонно снижалась.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.