Научная статья на тему 'Социальные проблемы развития Кировской области'

Социальные проблемы развития Кировской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3617
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВА / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Урванцева Т.В.

Рассматриваются основные проблемы и перспективы социального развития Кировской области в современных условиях. Предлагаются пути совершенствования и повышения эффективности социальной политики как на уровне региона, так и России в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные проблемы развития Кировской области»

Социальная сфера

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Т. В. УРВАНЦЕВА, кандидат философских наук, доценткафедры всеобщей истории Вятского государственного гуманитарного университета

Рассматриваются основные проблемы и перспективы социального развития Кировской области в современных условиях. Предлагаются пути совершенствования и повышения эффективности социальной политики как на уровне региона, так и России в целом.

Ключевые слова: социальная политика, права, дифференциация, качество жизни, человеческий капитал, Кировская область.

Характерной особенностью социально-экономического развития современной России является межрегиональная дифференциация.

В настоящее время Кировская область относится к группе регионов с низким уровнем развития. Так, по сводному индексу социально-экономического развития по итогам январского 2009 г. мониторинга область находилась на 70-м месте в России [16].

Современное социальное развитие региона характеризуется рядом серьезных проблем.

Неблагоприятная демографическая ситуация. По состоянию на 01.06.2008 население области составляло 1,407 млн чел. [17, с. 149]. Городское население — 12%, сельское — 28 %. Последние 20 лет демографическая ситуация в области характеризуется сокращением численности населения. С 1970 по 2007г. оно сократилось на 294,7тыс. чел. Уровень рождаемости с 1987 г. остается стабильно ниже суммарного коэффициента по России, который снизился с 1985 г. на 33,3 %и не обеспечивает даже замещения родителей детьми. По уровню рождаемости область занимает лишь 57-е место в России [18, с. 154].

По сравнению с 1980 г. коэффициент смертности вырос на 42%. Одновременно растет миграционная убыль, которая в 2008г. составила 3881 чел., т. е. самая высокая в Приволжском федеральном округе (ПФО) [4].

Неблагоприятная демографическая ситуация сопровождается снижением уровня здоровья населения (особенно в трудоспособном возрасте). Среди причин смертности граждан трудоспособного возраста преобладают болезни социального характера. Так, по росту пьянства и алкоголизма область входит в российскую тройку лидеров [9]. Наибольший рост пьянства и алкоголизма отмечается среди женщин. В возрастной группе 20—39 лет этот показатель по сравнению с 1989 годом вырос в 13,3 раза [18, с. 156].

Влияние на демографические процессы оказывает и экологическая ситуация. Для 40 % населения области она связана с вынужденной необходимостью использовать воду низкого качества. Существенно возросла опасность вторичного загрязнения земель через объекты захоронения твердых отходов. Ежегодно со сточными водами предприятий в реки и озера области сбрасывается 1,38тыс. т органических соединений, 30 т нефтепродуктов, около 1тыс. т азота аммонийного, 71,2 т ионов железа, 350 кг фенола [3].

Проблема трудовыхресурсов. На начало 2007 г. в области насчитывалось 904тыс. чел. трудоспособного населения (64 % от общего числа жителей области). В экономике заняты 706тыс. чел., из них в производственной сфере немногим более 300 тыс. чел. [14]. Работаютв других регионах 46 тыс. жителей Кировской области.

Как и по всей России, в области остро стоит вопрос с кадрами рабочих профессий. По оценке государственной службы занятости, по состоянию на 01.04.2008 из 13 402 вакансий — рабочие составили 10 666 (79,6%). В то же время из 5 547 чел., выпущенных в 2007 г. из образовательных учреждений области по рабочим профессиям, лишь 1 141 трудоустроились на предприятиях области, остальные продолжили образование, призваны в армию или выехали за пределы области. Средний возраст рабочих на предприятиях области составляет 47—50 лет. Это означает, что в ближайшие годы проблема с рабочими кадрами будет усложняться. По оценке руководителей предприятий, только в машиностроении дополнительно потребуется не менее 5тыс. чел. [14].

Проблема трудовых ресурсов в области обострилась в связи с мировым финансово-экономическим кризисом. В начале 2009 г. 160 предприятий с численностью работающих 53 тыс. чел. заявили о возможном сокращении 10 % персонала. По пессимистическому сценарию развития событий общая численность безработных в области может достигнуть 75тыс. чел. [12]. Чтобы не растерять ценные кадры, многие предприятия вынуждены сокращать не работников, а рабочую неделю и рабочий день. Начались сокращения работников в сельском хозяйстве и бюджетной сфере. Потребность в кадрах пока сохраняется в системе ЖКХ и торговле.

Низкий уровень качества жизни населения. Если средняя зарплата в России в IVкв. 2008 г. составляла 17 226 руб., то в Кировской области она не превышала 10 910 руб. [4].

По уровню зарплаты область занимает лишь 65-е место из 83 субъектов РФ [9]. Соответственно число граждан, проживающих за чертой бедности, в 1,5 раза превышает российский уровень. Если в России численность бедных в 2008 году по официальным данным составила 14,7 %, то в Кировской области 22,2% [13]. Таким образом, около ЗООтыс. жителей области живут на грани бедности. На селе соотношение зарплаты к прожиточному минимуму составляет 1,13 [18, с. 138]. Это свидетельствует о том, что подавляющее число сельских жителей живет только на уровне черты бедности.

Низкий уровень жизни населения сопровождается и низкой покупательной способностью. По итогам января 2009 г. цены на продовольствие в России по сравнению с январем 2008 г. увеличились на 16,9% [8]. Особенно резко взлетели цены на лекарства. В Кировской области цены на лекарства в марте 2009 г. по сравнению с прошлым годом вы-

росли на 43 % [7]. В то же время реальные доходы населения области за этот же период уменьшились на5,5 %. В условиях экономического кризиса падение потребления составило примерно 15 % [5].

На этом неблагоприятном фоне увеличивается социальное расслоение. Так, в 2006 г. число миллионеров в области выросло в 10 раз, их численность составила 776 чел. [1]. По итогам 2008г. число миллионеров превысило 4тыс. чел., и даже появился 1 миллиардер. Параллельно резко растут долги по выплате зарплаты. На конец марта 2009 г. они составили более 190 млн руб. [10].

Низкое качество жизни населения связано и со слабым развитием социальной инфраструктуры. Это наиболее ярко проявляется в обеспечении населения комфортным и благоустроенным жильем. Износ фондов ЖКХ области на 01.01.2008 составил 66%, ветхое жилье — 6,1 %, что выше в 1,5 раза, чем в среднем по России. По количеству зданий областной жилищный фонд на 87% состоит из деревянных домов. Уровень благоустройства жилья не превышает 61 % [18, с. 39-40].

Крайне низок уровень газификации жилья. Несмотря на значительные усилия руководства области, в 2008 г. уровень газификации не превысил 29,3 % (в том числе городов и поселков городского типа — 39,5%, сельских поселений — 6,8%) [18, с. 172]. Не случайно по этому показателю в 2008 г. Кировская область оказалась на последнем месте в ПФО.

Острой проблемой социальной инфраструктуры области остается транспорт. В настоящее время в области 15тыс.км дорог. Но по числу автомобильных дорог с твердым покрытием (на 1тыс. км) область занимает 51-е место в России [18, с. 34]. Только 4 района из 39 имеют дороги с твердым покрытием и надежную транспортную связь со всеми соседними районами.

Составной частью социальной инфраструктуры являются больницы, школы, детские сады, спортивные сооружения, библиотеки, музеи, дома культуры и т.д. Большинство из них было построено еще в советское время, а ныне пришло в ветхое состояние. По оценке департамента социального развития области, 30% учреждений социальной сферы нуждается в капитальном ремонте [18, с. 77]. Из общего числа всех интернатов и приютов, имеющихся в области для престарелых, инвалидов и детей, 53 % имеют низкую пожарную устойчивость, а у 16% вообще отсутствует пожарная сигнализация [6].

Таким образом, за последние 20 лет в социальной сфере области накопилось множество проблем,

которые требуют их «прорывного» решения. Эту задачу призвана осуществить Стратегия социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 г. Основным результатом ее реализации в социальной сфере должно стать повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение максимальной комфортности его проживания на основе бюджетной эффективности базовых секторов экономики и внедрения инновационных технологий.

В результате вложения в человеческий капитал должны увеличиться по сравнению с 2007 г. не менее чем в 6 раз. Номинальная заработная плата работников социальной сферы возрастет приблизительно в 10 раз. Все это будет способствовать обеспечению более достойного места области среди соседних регионов и России в целом. Основные индикаторы развития социальной сферы Кировской области к 2020 г. отражены в таблице [18, с. 80].

Чтобы эти планы не стали очередным «воздушным замком», необходимо подкрепить их не только созидательной работой жителей области, но и эффективной системой управления социальной сферой. Для этого, на взгляд автора, необходимо:

1. Существенно перестроить работу всего управленческого аппарата области. Одного численного сокращения штата чиновников на 15 % явно недостаточно, нужна его качественная чистка [2]. Следует оставить только самых эффективных и «продуктивных» управленцев. В настоящее время в управлении социальными процессами нужны творческие работники, которые не только способны выполнять указания вышестоящего начальника, но и самостоятельно анализировать ситуацию, обладать системным подходом, владеть инновационными социальными технологиями, уметь работать на перспективу. Если в сфере экономики и финансов таких кадров достаточно, то в управлении социаль-

ными процессами современных кадров (особенно в среднем и высшем звене) явно не хватает.

2. Залогом устойчивого развития региона является вложение денег в человеческий капитал. Пока же местные власти сосредотачивают свое внимание лишь на финансовой стабилизации, а вопросы социальной устойчивости и социальной безопасности отходят на второй план. Интересы человека в итоге оказываются на периферии, что ведет к росту социальной нестабильности и оттоку трудовых ресурсов из области.

3. Коммерционализация социальной сферы иногда приносит больше вреда, чем пользы. Так, коммерционализация детского спорта и досуга привели к росту подростковой преступности, наркомании, алкоголизма, а коммерционализация общежитий сопровождается мощной волной протестов. Прежде чем осуществлять коммерци-онализацию той или иной отрасли социальной сферы, необходимо прогнозировать не только финансовые выгоды, но и предвидеть ее социальные последствия.

4. Опыт благополучных в социальном отношении скандинавских стран показывает, что соотношение доходов богатых и бедных не должно превышать пропорцию 1:7. В России же она зашкаливает за 1:27 [15, с. 43]. Нынешний ПМ стал неэффективным показателем, а методика его подсчета устарела. В этой связи целесообразно перейти к нормативу минимального воспроизводственного потребительского бюджета (МВПБ), который на конец 2008 г. составлял Ютыс. руб. + 50% на каждого ребенка. Нищенские детские пособия в размере 118 руб. уже не выдерживают никакой критики. На эти цели можно найти финансовые ресурсы за счет ограничения экономически необоснованного роста максимальной зарплаты банкиров, финансистов и управленцев. В условиях финансово-экономического кризиса было бы целесообразно заморозить цены на продовольственные товары первой

Основные индикаторы развития социальной сферы Кировской области

Показатель 2007 г. 2009 г. 2011г. 2015 г. 2020 г.

Расходы консолидированного бюджета на финансирование социальной сферы, млрд руб. 17,2 (59,9%) 21 (57,1%) 24,8 (57,3%) 53 (59%) 107 (60%)

На образование,млрд руб. 7,3 8,8 11,9 23 50

На здравоохранение, млрд руб. 4,7 4,8 5,7 9 18

На социальное обеспечение, млрд руб. 4,2 6,2 7,3 10 16

На культуру, млрд руб. 0,9 1,2 1,4 2 3

Инвестиции в основной капитал в общем объеме инвестиций, млрдруб. 3,0 (9,5%) 2,6 (5,7%) 3,5 (5%) 9 20

Рождаемость населения на 1 тыс. чел. 10,6 11,8 12,2 13 15

Смертность населения на 1 тыс. чел. 16,8 16,7 16,4 16 15

необходимости, лекарства и тарифы по ЖКХ на докризисном уровне.

5. При совершенствовании тарифной политики (прежде всего в сфере ЖКХ) необходимо учитывать не только затраты и издержки, но и качество предоставляемых услуг.

6. В системе ЖКХ упор на ипотеку не позволяет решить жилищную проблему большинству граждан России, особенно в регионах с низким уровнем социально-экономического развития. В этой связи целесообразно в качестве приоритета выбрать строительство социального жилья. Даже на Западе, где уровень доходов в 10 раз выше, чем в России, более половины жилья сдается в аренду. Нынешняя попытка властей «загнать» население едва ли не насильно в систему товариществ собственников жилья (ТСЖ) эффекта не приносит. Строительство социального жилья и сдача его в аренду по доступным ценам во многом позволила бы смягчить социальную напряженность, особенно в условиях финансово-экономического кризиса.

7. Для социальной сферы Кировской области (как в целом для России) характерно обилие социальных программ. В 2009 г. в области их запланировано 29. В программах нередко отсутствуют критерии эффективности, растет число просроченных целевых программ. В 2007 г. с нарушениями срока было принято 13 программ. Это приводит к распылению финансовых средств и недофинансированию наиболее важных социальных программ. Целесообразно особенно в кризисный период сократить число программ, но обеспечить при этом их 100 % финансирование, не допуская нецелевого использования финансов.

8. В современных условиях крайне слаба ответственность бизнеса за состояние социальной сферы. Социальная хартия российского бизнеса, принятая в 2004 г., накладывает на бизнес лишь моральную ответственность, поэтому бизнес в лучшем случае откупается от «социалки» благотворительностью. Необходимо установить законодательную ответственность бизнеса за состояние социальной сферы.

9. Не научились эффективно работать в рыночных условиях и профсоюзы. Они крайне робко ставят перед администрациями предприятий социальные вопросы. Боясь потерять свои «теплые места», профбоссы предпочитают сдавать в аренду объекты профсоюзной собственности, нежели вести упорную борьбу за социальные права членов профсоюза. Опыт передовых профсоюзов западных стран пока даже не изучается региональными

профсоюзными организациями. В отличие от европейских государств, профсоюзы по-прежнему объединяют работодателей и работников, что не позволяет работникам отстаивать свои законные трудовые права.

10. Многие социальные права, провозглашенные Конституцией РФ, носят формальный характер или игнорируются (задержки зарплаты, невыплата пособий и компенсаций при увольнении, отказ от квотирования рабочих мест для инвалидов и др.). Социальным стандартам необходимо придать^анг государственных гарантий, а прокурорский надзор должен носить упреждающий характер. В этой связи можно сослаться на авторитетное мнение председателя Конституционного суда РФ В. Зорькина: «По смыслу нашей Конституции социальная политика... это непроизвольная по своей природе благотворительная деятельность, движимая нравственным чувством сострадания к социально незащищенным слоям. Это конституционно-правовая обязанность государства гарантировать и защищать социальные права в качестве основных и неотчуждаемых прав» [11].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев А. Богатеем // Российская газета. 2006. 16 августа.

2. Андреев А. Никита Белых взялся за кадры // Российская газета. 2009. 23 января.

3. Баева Л. Какую воду мы пьем? // Вести. Киров. 2009. 27 марта.

4. Где в России жить хорошо // Российская газета. 2009. 13 марта.

5. Губернатор призвал экономить // Вести. Киров. 2009. 13 февраля.

6. Горбатенко Д.Шожчт ли трагедия Коми повториться на Вятке? //Вести. Киров. 2009. 6 февраля.

7. Горбатенко Д. Почему дорожают лекарства? // Вести. Киров. 2009. 13 марта.

8. Грицюк М. Тем временем // Российская газета. 2009. 11 марта.

9. Дымарский В. На Вятке свои порядки? // Российская газета. 2009.27 января.

10. Долги растут //Вести. Киров. 2009. 3 апреля.

11. Зорькин В. Право — для человека // Российская газета. 2008. 25 ноября.

12. Областная целевая программа «О реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Кировской области в 2009 году». Постановление правительства Кировской области от 10.02.2009 №2/5 // Вести. Киров. 2009. 17 марта.

13. Прогноз социально-экономического развития Кировской области на 2009 год и на период до 2011 года. Распоряжение Правительства Кировской области от 09.09.2008 № 380.

14. Рынок рабочих кадров: реалии и перспективы. Аналитическая записка Вятской торгово-промышленной палаты. Киров. 2008.

15. Роик В. Пенсионная система России: какими будут ответы на новые модернизационные вызовы? //Человекитруд. 2008. № И. С. 41—48.

16. Сколько нас таких // Вятская особая газета. 2009. 26 марта.

17. Социально-экономическое положение Кировской области в январе— июне 2008 года: доклад. Киров: территориальный орган Федеральной службы государственной статистики Кировской области. 2008. 172 с.

18. Стратегия социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года: утвержд. Постановлением правительства области от 12.08.2008 № 142319. Киров. 2008. 230 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.