Научная статья на тему 'Социальные проблемы подростков «группы риска» и пути их решения'

Социальные проблемы подростков «группы риска» и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
9249
650
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ГРУППА РИСКА / ДЕВИАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПАТРОНАЖ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / TEENAGERS / RISK GROUP / DEVIATION / SOCIAL PROTECTION / SOCIAL POLICY / PATRONAGE / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мухамадеева З. Ф.

Статья посвящена изучению проблем подростков, которые представляют собой группу потенциального риска в обществе. Предмет исследования социальные проблемы подростков. Возраст от 11 до 18 лет это период активно развивающейся личности, сопровождающийся не только физиологическими изменениями, но и становлением ценностных ориентаций подростка. Именно этот период характеризуется ростом негативной девиации в среде несовершеннолетних. Поэтому прерогативой государства и общества в целом является обеспечение необходимых условий для жизнедеятельности подростков и молодежи и предупреждение асоциального поведения в их среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social problems of the risk group teenagers and ways of its solution

The article is devoted to the problem of teenagers who are referred to the risk group. The age between 11 and 18 is a period of a human being's active development, which is accompanied by physiological changes, and formation of valuable orientations. It is accompanied with the negative deviant activities i.e. drug addiction, alcoholism, minor criminality. That is why both our state and community must ensure all necessary conditions for teenagers' life and prevent antisocial behavior in the environment.

Текст научной работы на тему «Социальные проблемы подростков «группы риска» и пути их решения»

УДК 316.752

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА»

И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

© З. Ф. Мухамадеева

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, 450074, ул. Фрунзе, 32.

Тел.: +7 (347) 272 61 48.

Статья посвящена изучению проблем подростков, которые представляют собой группу потенциального риска в обществе. Предмет исследования — социальные проблемы подростков. Возраст от 11 до 18 лет — это период активно развивающейся личности, сопровождающийся не только физиологическими изменениями, но и становлением ценностных ориентаций подростка. Именно этот период характеризуется ростом негативной девиации в среде несовершеннолетних. Поэтому прерогативой государства и общества в целом является обеспечение необходимых условий для жизнедеятельности подростков и молодежи и предупреждение асоциального поведения в их среде.

Ключевые слова: подростки, группа риска, девиация, социальная защита, социальная политика, патронаж, социализация.

Уже в ближайшие годы полноправными членами общества станут подростки. Время от 11 до 18 лет - это период активно развивающейся личности, пора, когда подросток по-новому смотрит на себя, становится все более и более самостоятельным, ставит перед собой новые цели, изыскивает новые пути для их достижения. Подросток может гордиться количеством названий, придуманных для его возраста: “переходный”, “переломный”, “трудный”, “критический”. Подростковый возраст - переход от детства к взрослости, который имеет два тесно связанных друг с другом аспекта - становление взрослости ребенка и подготовка детей к взрослости. В этот период у подростка развиваются социальные качества, он осваивает новые роли и функции, подросток по-новому смотрит на себя, испытывает новые способы взаимодействия с другими, изыскивает новые пути утверждения своей независимости. Подростковый возраст характеризуется не только физиологическими изменениями организма, но и эмоционально-психической неустойчивостью, и поэтому в этот период у несовершеннолетних увеличиваются “шансы” пополнить категорию людей “группы риска”, чье социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности, кому практически невозможно в одиночку справиться с трудностями, возникшими в их жизни, которые могут привести если не к биологической гибели, то к потери своей социальной значимости, морального облика [1, С. 56].

Именно юношеский возраст преобладает в группе людей повышенного риска. Почему? Во-первых, потому, что сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и заканчивая Я-концепцией, а во-вторых, сказываются противоречия, обусловленные перестройкой механизма социального контроля: детские формы контроля, основанные на

соблюдении внешних норм и правил поведения, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не окрепли и не сложились. Поэтому в возрасте от 12 до 17 лет большая вероятность у подростков попасть в категорию людей «группы риска». Подростки «группы риска» - «это категория людей, чье социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности, кому практически невозможно в одиночку преодолеть те трудности, которые возникли в их жизни и в результате приводят к потере социальной значимости, и иногда и биологической гибели». [2, С. 70]. Следует еще раз сказать, что подростки в возрасте 12-17 лет являются наиболее восприимчивыми к различным формам девиации. Склонность к алкоголизму, пристрастие к наркотикам, вступление в половую связь в раннем возрасте, совершение правонарушений и преступлений - все это зачастую сказывается на их дальнейшей судьбе, а ведь антисоциальный характер поступков поведения несовершеннолетних опасен не его конкретным сиюминутным результатом, а тем, что формирует сознание и мировоззрение, создает целостные установки и жизненные ориентации, привычки и навыки подстать этим поступкам и поведению.

Механизм превращения “нормального” подростка в девиантного сложен и многовариантен, поэтому он не бросается в глаза, замаскирован и не замечается, как все привычное.

Трудных подростков по особенностям поведения можно разделить на три группы. К первой группе были отнесены психически неустойчивые подростки, которые по физическому и половому развитию отстают от сверстников. У них наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы, повышенная внушаемость, неустойчивость интересов, невозможность тормозить желания.

140

раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ и КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Вторую группу трудных подростков составляют школьники с ускоренным половым развитием, с повышенной аффективностью, возбудимостью, агрессивностью. Их протест чаще всего является реакцией на запрет со стороны родителей или педагогов.

У подростков третьей группы явно выражены расторможенность, сексуальная раскрепощенность, бродяжничество, употребление алкоголя и т.д. Родители таких подростков, как правило, ведут аморальный образ жизни [3, С. 137].

К сожалению, все большее число подростков можно отнести к категории “группы риска”. И это уже не только подростки из неблагополучных, неполных семей, но и несовершеннолетние из благополучных семей. Что же толкает юношей и девушек к асоциальному поведению, какие факторы и причины способствуют росту девиации.

В нашем обществе в период резких изменений, происходящих во всех структурах и институтах, мы отбросили на нижнюю полку решение социальных проблем подростков и молодежи, более того, во многих случаях мы сами провоцируем их асоциальное поведение. Только недавно мы осознали, что такая проблема существует и ее необходимо решать на всех уровнях, иначе это приведет к деградации большинства подростков. Именно подростки «группы риска» должны быть объектом пристального внимания социальных работников, инспекторов по делам несовершеннолетних, учителей и родителей.

Большое значение в решении проблем подростков играет политика государства. В качестве приоритетной выступает задача социальной защиты молодого поколения, которая представляет собой целенаправленную деятельность государства в лице его институтов, направленную на обеспечение процесса формирования и развития личности молодого человека, необходимость учета воздействия на личность негативных факторов и поиск путей их нейтрализации, предоставление возможностей для самоопределения и самоутверждения в жизни [4, С. 40].

Социальная защита - категория социальноэкономическая и правовая. При разработке программы социальной защиты надо исходить, прежде всего, из признания молодежи субъектом исторической деятельности, из признания ее права на деятельность, ибо молодежь - потенциал не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Социальная работа с молодыми людьми (до 18 лет) очень хорошо поставлена во многих странах, а в России сейчас идет процесс становления профессии “социальная защита”, необходимость которой появилась уже давно.

Большая роль в решении подростковых проблем отводится социальной профилактике и соци-

альной реабилитации отклоняющегося поведения несовершеннолетних, которые представляют собой систему мер социально-правовой, медико-психологической и социально-педагогической помощи семье и детям группы риска. Занимаясь социальной профилактикой отклоняющегося поведения несовершеннолетних, отделы социальной защиты семьи и детства выполняют следующие функции:

1) выявляют социальную инфраструктуру, ее соответствие реальным потребностям разновозрастного населения, проживающего в районе, городе и т.д.;

2) готовят предложения для местных и вышестоящих органов о мерах социально-экономического и социально-педагогического характера, связанных с удовлетворением потребностей семьи, детей, молодежи в организации труда, учебы, досуга;

3) координирует и контролирует деятельность других ведомств (народного образования, здравоохранения, правоохранительных органов) по осуществлению мер социальной охраны и защиты детства и мер социальной профилактики;

4) своевременно выявляют подростков группы риска, осуществляют социальный патронаж над этой категорией несовершеннолетних, оказывают им необходимую социально-правовую, социальнопедагогическую и медико-психологическую помощь, привлекают по мере необходимости другие органы и социальные институты для поддержания детей и подростков групп социального риска.

Реабилитационная программа включает консультации психологов для родителей, подростков, педагогов. Предусмотрен курс индивидуальных и групповых занятий. Преимущество данной службы состоит в том, что одновременно можно воспользоваться помощью разных специалистов, кроме этого, соблюдается принцип анонимной исповеди вдали от собственного дома, создаются более комфортные условия для самораскрытия обратившегося подростка. Существует контактный телефон реабилитационной службы, который выполняет функции «телефона доверия».

В центрах социальной реабилитации работают квалифицированные психологи, социальные педагоги, врачи, юристы, которые оказывают помощь подросткам «группы риска». В целях предупреждения групповых правонарушений комиссиями разработана система контроля за подростковыми группировками.

Важный момент - работа с подростками по месту жительства, так как известно, что место проживания - это та социальная среда, которая является мощным фактором социализации личности. В настоящее время практически разрушены подростковые клубы по месту жительства, а в те, которые остались, имеют доступ лишь немногие подростки.

Важно осуществлять такую работу не только в больших городах, но и в регионах, селах, ведь под-

ростки по своей сути везде одинаковые, а проблемы, встающие перед ними, характерны для большинства несовершеннолетних.

Но профилактика негативных проявлений и предупреждение девиантного поведения подростков становятся важнейшими направлениями деятельности не только и не столько правоохранительных органов, как это было до недавнего времени и во многом остается и сегодня, сколько иных государственных и общественных структур и институтов, в том числе подростково-молодежных клубов и центров, социальных служб для молодежи [5, С. 54].

Чтобы стимулировать и оптимизировать процесс развития подростково-молодежных центров, учреждений социального обслуживания для молодежи, придать ему должную динамику, требуется программно-целевой подход к решению накопившихся проблем на функциональном уровне.

В основу деятельности этих центров должны быть положены следующие принципы:

- профилактика преступности среди подростков в сочетании с медико-психологическими и социально-педагогическими приемами коррекции отклоняющегося поведения;

- постепенная замена репрессивного механизма ранней профилактикой правонарушений, мерами по социально-психологической адаптации подростков;

- создание среды общения подростков по месту жительства путем организации одноименных клубов общения.

Также в связи с ростом и распространением в среде подростков таких негативных явлений, как алкоголизм, наркомания, преступность, а также с ростом числа подростков-беженцев, беспризорных возникает необходимость создания специальных учреждений по оказанию комплексной помощи подросткам с асоциальным поведением. В основном в нашей стране такими несовершеннолетними занимались органы правопорядка, а социальные службы, которые существовали, оказывали лишь минимальную помощь. Но сейчас возникла необходимость в таких центрах, куда входили бы:

* центр социальной помощи семье и детям, занимающийся профилактической работой, консультативной помощью, имеющий подразделения по оказанию практической помощи;

* центр психолого-педагогической помощи подросткам, который помогает в предотвращении эмоционального и психического кризиса, в преодолении конфликтов;

* служба экстренной помощи по телефону («телефон доверия»);

* социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, который осуществляет помощь и поддержку тому, кто оказался в кризисной жизненной ситуации;

* служба социально-правовой защиты и юридической помощи несовершеннолетним;

* социальный приют для детей и подростков, который предоставляет временное убежище детям-беспризорным, беглецам и т. д.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что успешная реализация всех программ государства и общества в целом в отношении детей и подростков, создание центров и служб по работе с несовершеннолетними, адресная работа могут привести к созданию благоприятных условий для существования и развития данной категории населения в обществе - ведь именно они будущее нашей страны, продолжатели рода человеческого.

ЛИТЕРАТУРА

1. Трудные судьбы подростков - кто виноват? М. :Юрид.лит.,1991.- 336 с.

2. Шилова А. Н. // Социологические исследования. 1994. №11.С.68-73.

3. Вайзман Н. П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф, 1996. - 160 с.

4. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т. Ф. Яркина, В. Г. Бочарова. Т.1. Москва-Тула, 1995- 459с.

5. Приходько Е. П., Заморин Л. К., Семянихин В. Ф. Ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей // Милиция. 1998. №2.С.53-58.

Поступила в редакцию 14.03.2007 г. Поступила в редакцию после доработки 14.08.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.