Оригинальная статья / Original paper
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-3-113-120 УДК 316.346.32-053.9:001.8 © Куева Э.М., 2024
Э.М. Куева
Социальные проблемы людей пожилого возраста как предметная область научного исследования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Майкопский государственный технологический университет»,
г. Майкоп, Российская ФеОерация ella. kueva(a),mail. ru
Аннотация. В условиях стремительных социальных, экономических и технологических изменений, актуальность исследования социальных проблем пожилых людей возрастает, поскольку они сталкиваются с многочисленными вызовами, которые требуют глубокого научного осмысления и разработки адекватных решений. Основной целью данного исследования является анализ и систематизация социальных проблем, с которыми сталкиваются пожилые, а также определение наиболее эффективных подходов к их решению. Для достижения этой цели использовался комплексный подход, включающий анализ научной литературы, классификацию подходов и формулирование практических рекомендаций. В результате были выявлены ключевые направления исследований, определены основные тенденции и стратегии решения проблем пожилого населения. В работе рассмотрены пять исследовательских подходов: биолого-социологический, который связывает физиологические и социальные аспекты старения; социально-динамический, акцентирующий на влиянии изменяющихся социальных условий; интеграционно-цифровой, изучающий влияние технологий на жизнь пожилых; социально-статусный, рассматривающий взаимосвязь социального статуса и качества жизни; и активно-адаптационный, подчеркивающий активное участие и адаптацию пожилых в обществе. Эти подходы представляют разнообразные перспективы и стратегии для улучшения жизни пожилых людей. Исследование подчеркивает необходимость регулярного обновления научных данных и методов для разработки эффективных программ и политик, способствующих улучшению качества жизни пожилых людей и их активному участию в общественной жизни.
Ключевые слова: пожилые люди, социальные проблемы, общество, качество жизни, исследования, адаптация
Для цитирования: Куева Э.М. Социальные проблемы людей пожилого возраста как предметная область научного исследования. Вестннк Майкопского государственного технологического университета. 2024; 16(3): 113-120. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-3-113-120
E. M. Kueva
Social problems of senior citizens as a subject area
of scientific research
Maikop State Technological University, Maikop, the Russian Federation
ella. kueva(a),mail. ru
Abstract. In the context of rapid social, economic and technological changes, the relevance of research into the social problems of the elderly is increasing, as they face numerous challenges that require deep scientific understanding and the development of adequate solutions. The main goal of the research is to analyze and systematize social problems faced by the elderly, as well as to determine the most effective approaches to solving them. To achieve this goal, an integrated approach was used, including analysis of scientific literature, classification of approaches and formulation of practical recommendations. As a result, key areas of research were defined, main trends and strategies for solving the problems of the elderly population were identified. The article examines five research approaches: a biological-sociological one, which connects the physiological and social aspects of aging; a social-dynamic one, emphasizing the influence of changing social conditions; an integrationdigital one, studying the impact of technology on the lives of the elderly; a social-status one, considering the relationship between social status and quality of life; and active-adaptive one, emphasizing the active participation and adaptation of the elderly in society. These approaches present diverse perspectives and strategies for improving the lives of senior citizens. The study highlights the need for regularly updating scientific data and methods to develop effective programs and policies that help improve the quality of life of the elderly and their active participation in public life
Key words: senior citizens, social problems, society, quality of life, research, adaptation
For citation: Kueva E.M. Social problems of senior citizens as a subject area of scientific research. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologiceskogo universiteta. 2024; 16(3): 113-120. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-3-113-120
Введение. В современном мире вопросы, связанные с социальными проблемами людей пожилого возраста, становятся все более актуальными и требующими серьезного научного изучения. Пожилые люди составляют значительную часть населения многих стран, поэтому их социальное положение, качество жизни и потребности становятся объектом пристального наблюдения государственных и общественных организаций. Размах проблем, с которыми сталкиваются пожилые люди, охватывает множество аспектов и областей их жизни, включая социальную защищенность, доступность медицинской помощи, социокультурную адаптацию, а также проблемы психологического характера. Этот комплекс вызовов требует серьезного внимания и исследования, поскольку не только
качество жизни пожилых людей зависит от успешного решения этих проблем, но и стабильность социальной системы в целом.
Дополнительную актуальность проблеме придает динамичность современного мира, в котором изменения в технологиях, экономике и культуре происходят с высокой скоростью. Цена этого развития выливается в неспособность множества людей оставаться на одной волне с этими изменениями. Так пожилые люди часто остаются за пределами не только цифрового прогресса, но и иных социокультурных тенденций, и испытывают трудности в адаптации к новым реалиям мира. Поэтому изучение социальных проблем пожилых людей и поиск эффективных решений становятся важнейшими задачами современной науки и общества.
Основной целью данного исследования является анализ и систематизация социальных проблем, с которыми сталкиваются пожилые люди, а также определение наиболее эффективных подходов к их решению. Для достижения этой цели были определены следующие задачи: провести анализ научных исследований и публикаций, посвященных выбранной теме, с целью оценки текущего состояния знаний в этой области; определить основные тенденции исследований, которые затрагивают социальные проблемы пожилых людей, а также стратегии решения этих проблем; систематизировать и классифицировать подходы, применяемые в изученных научных работах; сформулировать выводы, рекомендации и для дальнейших исследований.
Методология данного исследования основывается на комплексном подходе, включающем анализ актуальной научной литературы и классификацию наиболее важных подходов к решению социальных проблем пожилых людей.
Основная часть. Для достижения намеченной цели нам необходимо проанализировать научные публикации по избранной теме. Обзор научной литературы играет важное значение в понимании текущего состояния исследований в данной области, а также в выявлении основных направлений и тенденций в исследовательской работе. Мы рассмотрим различные аспекты социальных проблем, с которыми сталкиваются пожилые люди, включая их влияние на качество жизни, здоровье, социальную защищенность, психологическое благополучие и социокультурную адаптацию.
Исследование A.A. Смолькина «Социология возраста и границы социального конструирования» представляет собой анализ эволюции социологической мысли от времен Дюркгейма до современности в контексте понимания возраста как социального конструкта. Начиная с начала XX века, акцент социологического иссле-
дования сместился от вопросов автономии социологии к борьбе за автономию индивидов и социальных групп. Сегодня актуальность статьи A.A. Смолкина видится в том, что в ней расширяется понятие социальных конструктов, еще недавно рассматривавшихся только в качестве биологических (пол, раса и возраст). В этом исследовании обращается внимание на необходимость учета биологических аспектов при категоризации возраста, особенно в отношении детей и пожилых людей. Возраст представляет собой нелинейную и индивидуально вариативную характеристику, и его понимание требует особого внимания к социальным и биологическим факторам. В современном обществе культурное разнообразие ограничивает традиционную логику возрастной стратификации, что вызывает сомнения в эффективности хронологической периодизации [1].
Другая статья Смолькина «Социология возраста» представляет обзор исследований, посвященных понятию возраста. В социологии возраста обнаруживается отсутствие явной самостоятельности, при этом исследования детства часто связываются с психологией, а старение - с социальной геронтологией. Период между детством и старостью редко изучается в контексте возраста, а вопросы о старении остаются менее проработанными по сравнению с проблематикой детства. В статье также обсуждается развитие социологических теорий старения с 1950-х по 1960-е годы, таких как «теория активности» и «теория разъединения», и их последующую критику. Понятия «третьего» и «четвертого» возраста, предложенные Питером Ласлеттом в 1980-е годы, представляют теоретический подход, где третий возраст описывается как период, когда человек выходит из трудовых отношений, но остается активным и способным к самореализации. Автор рассматривает различные подходы к социальному патронажу пожилых людей, включая развитие специальных учре-
ждений и служб, способствующих увеличению автономности и отодвигающих границы четвертого возраста - возраста старческой немощи [2].
В статье В В. Шилова и А Н. Тарасовой «Люди старших возрастов в зеркале социологии» подчеркивается важность роли пожилых людей в обществе, так как их положение отражает уровень цивилизованности и морального развития общества и государства. Авторы обращают внимание на изменения в социальной структуре и экономическом положении всех групп населения, включая пенсионеров, в контексте перехода к рыночной экономике в России. В работе анализируются мировые тенденции старения населения, отмечается, что это является характеристикой современного мира. В развитых странах данная тенденция стала заметной десятилетия назад, в то время как для многих развивающихся стран, включая Россию, она стала значимой лишь в последнее время [3].
ИИ. Толстикова в статье «Проблема цифрового разрыва и социология третьего возраста» представляет концепцию Международного движения «Университет третьего возраста» (ИЗА) и обсуждает влияние цифровых технологий на старшее поколение. Автор анализирует проблему цифрового разрыва, возникающую из-за различий в доступе и использовании цифровых технологий. Российские ученые предложили классификацию уровней цифрового разрыва, и их исследования показывают, что различия в интернет-активности безусловно существуют между разными поколениями. Однако цифровые технологии могут помочь смягчить социальные и пространственные барьеры для пожилых людей, хотя их физическое и когнитивное ухудшение может создавать препятствия. Также в статье обсуждается эволюция концепции активного старения и ее связь с использованием цифровых технологий. Исследования показывают, что пожилые люди, использующие ин-
тернет и мобильные телефоны, чувствуют большую уверенность и независимость, что способствует улучшению их общего здоровья и психического благополучия [4]. Подтверждает и дополняет тезисы этого исследования статья Л.С. Макаровой «Когортные исследования компьютерно-опосредованной коммуникации как направление социологического анализа». Автор обосновывает необходимость анализа связи между использованием интернета и чувством социальной принадлежности у пожилых людей и утверждает, что активное участие в онлайн-коммуникации способствует укреплению чувства общности и благополучия у представителей «третьего возраста». Это исследование подчеркивает важность разработки доступных и удобных интерфейсов электронных устройств для пожилых пользователей, а также необходимость обучения их навыкам работы с компьютером [5].
В статье «Пожилые работники - ресурс общественного развития?» (Я.В. Евсеева) представляются различные точки зрения на роль и статус пожилых людей в обществе, особенно в контексте трудовой деятельности. В этой работе авторы обращают внимание на важность использования опыта и навыков пожилых работников для общественного развития, а также на необходимость создания комфортных условий труда для них. В статье выражено удивление авторов по поводу сохраняющегося культа молодости в западных обществах, несмотря на тенденцию старения населения, что приводит к игнорированию потенциала пожилых людей. Авторы позитивно оценивают потенциал пожилых работников в нефизических сферах труда и необходимость программ переподготовки и повышения квалификации для них. Подчеркивается важность создания комфортных условий труда для пожилых работников и адаптации рабочего места к их индивидуальным потребностям. В статье также поднимается вопрос об инновационном потенциале пожилых работников
и необходимости принятия мер по борьбе с возрастной дискриминацией, поощрению образования и внедрению программ по профилактике заболеваний [6].
Продолжая тему, можно привести исследование, проведенное Д.В. Федосю-ком, направленное на анализ адаптации преподавателей предпенсионного возраста в высших учебных заведениях, которое выявило ряд особенностей медико-социальной и психосоциальной адаптации данной категории сотрудников. Результаты исследования подчеркивают важность успешной социально-профессиональной адаптации преподавателей с различным опытом педагогической деятельности для развития высшего образования. Важным выводом статьи является то, что большинство преподавателей предпочитают оставаться в активном трудовом процессе, а не выходить на пенсию, что свидетельствует о сохраняющемся интересе к профессиональной деятельности и значимости профессиональной идентичности [7].
Исследование Н.П. Щукиной затрагивает важную тему роли института взаимопомощи и социальной поддержке пожилых людей в переходном обществе России. Автор выделяет изменчивость социологических исследовательских подходов, что требует адаптации теорий для адекватного анализа сложных социальных реалий. В контексте переходного общества наблюдается нестабильность первичных социальных групп, в частности, семей, что усиливает сложности адаптации пожилых к новым условиям, таким как изменения в социальной поддержке и выход на пенсию. Исследование подчеркивает важную роль взаимопомощи старшего поколения как социализирующей практики и средства активизации взаимодействия с социальными службами. Основные факторы, влияющие на развитие института взаимопомощи среди пожилых людей, включают уход государства из социальной сферы, изменения в государственной поддержке пожилых, проблемы старения и его решение, рост
стоимости социальных услуг и внимание к проблеме самореализации пожилых людей [8].
Исследователь O.A. Парфенова поднимает важную проблему позиционирования пожилых граждан как уязвимой группы. Особое внимание уделяется социальному статусу пожилых граждан в российском обществе, их доступу к социальным услугам и поддержке. Автор указывает на важность пенсионного возраста как юридической границы, определяющей статус получателя пенсии, и характеризует различные категории пенсионеров. В исследовании отмечается разрыв между официальным дискурсом, представленным в документах правительства, и реальными проблемами, с которыми сталкиваются пожилые граждане, такими как доступ к медицинской помощи и стационарному обслуживанию. Автор также обращает внимание на рост процента работающих пожилых граждан и различия в качестве жизни между городскими и сельскими пожилыми людьми [9].
Исследование Е.Е. Лукина сосредотачивается на анализе ресоциализа-ции пожилых осужденных, опираясь на мультипарадигмальный подход, который включает в себя теории социального конструирования, символического интерак-ционизма, социокультурный и тендерный анализ. Автор подчеркивает, что возраст становится объектом конструирования, что ограничивает возможности успешной ресоциализации. В работе рассматривается ресоциализация пожилых осужденных как процесс и результат, включающий пенитенциарный и постпенитенциарный этапы. Особое внимание уделяется условиям, в которых осужденные могут воспользоваться социальными правами после освобождения. Исследование выделяет особенности ресоциализации пожилых осужденных, такие как транзитивный характер процесса, потеря социальных связей, стигматизация, усиление роли медико-лечебной составляющей и
недоверие экспертов к результативности этого процесса. Тендерные различия в ресоциализационном процессе также подчеркиваются, основываясь на различиях в типах преступлений и содержании ресоци-ализационных стратегий [10].
В диссертации Н.М. Суетиной вопрос о категории пожилых людей рассматривается с другой стороны: ее интересует роль ценностей пожилого населения как фактора обеспечения социальной стабильности, в частности, на примере Республики Адыгея. Автор анализирует большой пласт работ и демонстрирует различные подходы к изучению ценностей, их классификации и роли в обществе. Так, исследователь выявляет основные типы ценностных ориентаций: патерналистско-эгалитаристский, индиви-дуалистическо-либеральный и промежуточный. Российское общество, по мнению автора, находится в промежуточном состоянии, что приводит к глубоким мировоззренческим несоответствиям у разных возрастных групп. Эмпирические данные это подтверждают: у старшего поколения в Адыгее преобладают традиционные ценности, что соответствует патерналистско-эгалитаристскому типу ментальности; молодежь же ориентирована на современные западные веяния, поэтому преобладающий тип ее ментальности - индивидуалисти-ческо-либеральный. Конечно, конфликт «отцов и детей» не нов, но речь здесь идет о более глубинном различии. При всем при этом исследование не выявило идеологической конфронтации между старшим поколением и молодежью, что убедительно доказывает возможность социальной стабильности и гармонии между людьми разных убеждений и возрастов. Главный вывод исследования заключается в том, что ценности старшего поколения играют важную роль в сплочении и консолидации общества и ориентируют на социальное взаимодействие всех членов общества [11].
Проанализированный материал позволяет классифицировать выявленные исследовательские подходы:
1. Биолого-социологимеский. Биологические аспекты возраста играют важную роль в определении потребностей и особенностей пожилых людей. Физиологические изменения могут требовать специальной медицинской или социальной поддержки. Исследования ухудшения здоровья и физической активности в сочетании с анализом возрастных социальных стереотипов помогает формировать комплексное понимание старения. Само определение «возраста», именно в социологическом разрезе, также включает некоторые сложности и неоднозначность понимания.
2. Социально-динамический подход фокусируется на влиянии изменчивых социальных условий на жизнь различных возрастных групп. Особое внимание уделяется вопросам взаимопонимания и конфликтов между поколениями. Эти различия могут приводить к социальному дистанцированию, что отражается в общественных отношениях и личном восприятии социальной интеграции. Также социально-динамический подход позволяет определить степень влияния политических, экономических и образовательных условий на качество жизни различных возрастных групп.
3. Интеграционно-цифровой подход ориентирован на исследование влияния технологий и преодоление цифрового разрыва для повышения качества жизни пожилого населения. Вовлечение этой части людей в мир цифрового пространства способствует увеличению их социальной активности и снижению чувства одиночества, позволяет справиться с чувством страха и недостижимости нового. Поэтому, в рамках этого подхода, важно также рассматривать образовательные программы, позволяющие сократить возрастной разрыв в принятии новых технологий.
4. Сог[иально-статусный подход изучает положение пожилых людей в общественной иерархии и как это положение способствует или мешает их социальной интеграции и качеству жизни. Исследования в рамках этого подхода включают также
анализ доступности медицинских услуг, вопросов жилья, возможности образования и культурного развития для пожилых людей. Также важным аспектом является изучение изменений в политико-экономическом разрезе и то влияние, какое они оказывают на жизнь старшего поколения.
5. Активно-адаптационный подход подчеркивает важность активного участия пожилых людей в общественной жизни, а также возможность возвращения к такой жизни, ввиду ее фактической или возможной утраты. Основная цель активного старения - максимизировать потенциал для физического, психологического и социального здоровья для всех слоев пожилого населения.
Заключение. Исследования социальных проблем пожилого населения занимают видное место в современной науке. Пожилые люди сталкиваются с особыми
вызовами, обусловленными стремительными изменениями в социальной, экономической и технологической сферах. Глубокое научное понимание этих аспектов, выявление причин и разработка эффективных решений требуют регулярного научного анализа. Комплексный подход к решению этих вопросов возможен лишь на основе мета-исследований, а, учитывая быстроту изменений современного мира, обновлять научные данные, являющиеся фундаментом этих исследований, следует постоянно. Регулярные научные изыскания позволяют разрабатывать и оптимизировать программы и политики, направленные на улучшение качества жизни пожилых людей и их активное участие в общественной жизни. Именно через научное осмысление мы можем обеспечить полноценное и справедливое включение пожилых людей в современное общество.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Смолькин A.A. Социология возраста и границы социального конструирования // Социология власти. 2019. Т. 31, № 1. С. 8-13.
2. Смолькин A.A. Социология возраста // Социодиггер. 2022. Т. 3, № 5/6(18). С. 27-29.
3. Шилов В.В., Тарасова А.Н. Люди старших возрастов в зеркале социологии // ВУЗ. XXI век. 2012. № 1(38). С. 78-94.
4. Толстикова И.И. Проблема «цифрового разрыва» и социология «третьего возраста» // Ресурсный потенциал портала университета третьего возраста для социологических исследований. Петербургская социология сегодня. 2023. № 22. С. 99-110.
5. Макарова Л.С. Когортные исследования компьютерно-опосредованной коммуникации как направление социологического анализа // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия, 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2014. № 1(21). С. 87-93.
6. Евсеева Я.В. Пожилые работники - ресурс общественного развития? (сводный реферат) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. 2010. № 1. С. 119-128.
7. Федосюк Д.В. Специфика социальной адаптации преподавателей вузов предпенсионного возраста // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. Вып. 4(12). С. 124-130.
8. Щукина Н.П. Институт взаимопомощи в социальной поддержке пожилых людей: авто-реф. дис. ... насоиск. уч. степ, д-ра социолог, наук. Саратов, 2004. 24 с.
9. Парфенова O.A. Позиционирование пожилых граждан как уязвимой группы в современной России: официальный и общественный дискурсы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2016. № 1. С. 79-87.
10. Лукин Е.Е. Практики ресоциализации пожилых осужденных: автореф. дис. ... на соиск. уч. степ. канд. социолог, наук. Саратов, 2012. 24 с.
11. Суетина Н.М. Ценности старшего поколения как фактор социальной стабильности (на примере Республики Адыгея): дис. ... насоиск. уч. степ. канд. социолог, наук. Майкоп, 2006. 150 с.
REFERENCES
1. Smolkin A.A. Sociology of age and the boundaries of social construction // Sociology of power. 2019. Vol. 31, Issue 1. P^ 8-13.
2. Smolkin A.A. Sociology of age // Sociodigger. 2022. Vol. 3, Issue 5/6(18). P. 27-29.
3. Shilov V.V., Tarasova A.N. The elderly in the mirror of Sociology // University. XXI century. 2012. Issue 1(38). P. 78-94.
4. Tolstikova I.I. The problem of the «digital gap» and the sociology of the «third age» // Resource potential of the university portal of the third age for sociological research. St. Petersburg sociology today. 2023. Vol 22. P. 99-110.
5. Makarova L.S. Cohort studies of computer-mediated communication as a direction of sociological analysis // Bulletin of Volgograd State University. Series, 7: Philosophy. Sociology and social technologies. 2014. Vol 1(21). P. 87-93.
6. Evseeva Ya.V. Are older workers a resource for social development? (summary abstract) // Social sciences and humanities. Domestic and foreign literature. Episode 11: Sociology. 2010. Issue 1. P. 119-128.
7. Fedosyuk D.V. Specifics of social adaptation of university teachers of pre-retirement age // Bulletin of the Maikop State Technological University. 2020. Issue. 4(12). P. 124-130.
8. Shchukina N.P Institute of mutual assistance in social support forsenior citizens: abstract dis. ...Dr Sci. (Sociology). Saratov, 2004. 24 p.
9. Parfenova O.A. Positioning of senior citizens as a vulnerable group in modern Russia: official and public discourses // Bulletin of St. Petersburg University. Sociology. 2016. Issue 1. P. 79-87.
10. Lukin E.E. Practices of re socialization of elderly convicts: abstract dis. ... Ph.D (Sociology). Saratov, 2012. 24 p.
11. Suetina N.M. Values of the older generation as a factor of social stability (the case of the Republic of Adygea): dis. ... Ph.D (Sociology). Maikop, 2006. 150 p.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflict of interests
Информация об авторе
Куева Элла Мухамедовна, старший преподаватель кафедры морфологии лечебного факультета Медицинского института, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Майкопский государственный технологический университет», г. Майкоп, Российская Федерация,
e-mail: ella. kueva@mail. ru
Information about the author
Ella M. Kueva, Senior lecturer, the Department of Morphology, Faculty of Medicine, Medical Institute, Maikop State Technological University, Maikop, the Russian Federation, e-mail: ella. kueva(a),mail. ru
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The author has read and approved the final manuscript.
Поступила в редакцию 10.06.2024 Поступила после рецензирования 27.07.2024 Принята к публикации 29.07.2024 Received 10.06.2024 Revised 27.07.2024 Accepted 29.07.2024