Научная статья на тему 'Социальные проблемы и учебные нагрузки в развитии девиантных состояний у подростков г. Астаны'

Социальные проблемы и учебные нагрузки в развитии девиантных состояний у подростков г. Астаны Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
202
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ СОСТОЯНИЕ / ПОДРОСТКИ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / УЧЕБНЫЕ НАГРУЗКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мусина А.А., Сембиева Ф.Т., Керуенова З.

Представлены материалы по оценке проявлений девиантных состояний у подростков г. Астаны. Опрос и психологическое тестирование свидетельствует о ведущей роли в состоянии тревоги и дисбаланса взаимоотношений родителей и семьи, усугубляющие внутреннюю тревогу подростка, что на фоне несоответствия распределения учебных нагрузок усиливает их депрессивное состояние. Задача «кризисного вмешательства» должна основываться на смягчение воздействия стрессовых событий, выявления внутренних ресурсов членов семьи, что в дальнейшем будет определять формы и методы работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мусина А.А., Сембиева Ф.Т., Керуенова З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные проблемы и учебные нагрузки в развитии девиантных состояний у подростков г. Астаны»

№7/2015

ISSN 2410-6070

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

УДК 613:96:316.624 (574.24)

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

А.А. Мусина

д.м.н., профессор кафедры гигиены труда

Ф.Т. Сембиева магистр медицины, старший преподаватель кафедры гигиены труда

З. Керуенова Магистрант по специальности «Общественное здравоохранение», Медико-профилактический факультет Акционерное общество «Медицинский университет Астана»,

г.Астана, Казахстан

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И УЧЕБНЫЕ НАГРУЗКИ В РАЗВИТИИ ДЕВИАНТНЫХ

СОСТОЯНИЙ У ПОДРОСТКОВ г. АСТАНЫ.

Аннотация

Представлены материалы по оценке проявлений девиантных состояний у подростков г. Астаны. Опрос и психологическое тестирование свидетельствует о ведущей роли в состоянии тревоги и дисбаланса взаимоотношений родителей и семьи, усугубляющие внутреннюю тревогу подростка, что на фоне несоответствия распределения учебных нагрузок усиливает их депрессивное состояние. Задача «кризисного вмешательства» должна основываться на смягчение воздействия стрессовых событий, выявления внутренних ресурсов членов семьи, что в дальнейшем будет определять формы и методы работы.

Ключевые слова и фразы

девиантное состояние, подростки, поведенческие реакции, психическое здоровье, учебные нагрузки.

Введение. Известно, что длительное напряжение регуляторных систем организма может привести к истощению адаптационных резервов, нарушению физиологических ритмов и механизмов регуляции. Организм подростка, находящийся в процессе морфологического и функционального развития, в большей степени подвержен влиянию стресс-факторов, особенно в неблагоприятных экологических условиях нагрузки и возрастающей школьной нагрузки [1]. Одной из аспектов данной проблемы является особенность поведенческих и адаптационных реакций подростков на стрессовые факторы (образовательные, трудовые, интерперсональные и социальные), которые создают реальные предпосылки для развития депрессивных состояний, т.е. особого психобиологического фона [2].

По данным ряда исследователей, на фоне злоупотребления алкоголем, психоактивными веществами, нарушения пищевого поведения приводит к дальнейшей социальной и учебной дезадаптации, ухудшению межличностных отношений [3,4]. Многочисленные исследования свидетельствуют о неблагоприятном и резко регрессирующимся состоянии психического здоровья молодежи, причем наблюдается тенденция резкого возрастания заболеваемости, именно пограничными нервно-психическими расстройствами [5-7].

Целью работы явилась оценка социальных проблем и характера учебных нагрузок в развитии девиантных состояний у подростков г. Астаны.

Материалы и методы. В рамках выполнения гранта Министерства образования и науки Республики Казахстан (МОН РК) за №312 от 12.02.15г., было опрошено 75 детей школ-гимназий г.Астана, в том числе проведена оценка расписаний и организации учебной нагрузки, психологическое тестирование девиантных состояний оценивалась по шкале проявлений тревожности (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale, CMAS), разработанная A. Castenada et. al. (1956), адаптированная А.М. Прихожан (1994), шкала проявлений тревожности для подростков (Manifest Anxiety Scale (MAS)), разработанная Дж. Тэйлором (1953), адаптированная Т.А. Немчиным (1966), а также методика оценки семейной социограммы [8].

139

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

Комплексная оценка условий обучения в общеобразовательных учреждениях проводилась по методике А.Г. Сухарева, Л.Я. Каневской (2002) с применением ранговой шкалы трудности предметов И.Г. Сивкова (1975) [9]. Проведен анализ расписаний двух школ-лицеев г.Астаны с углубленным образовательным процессом по профилям: гуманитарный, физико-математический, химико-

биологический, информационно-технологический.

Оценка проводилась по характеру распределения учебной нагрузки за 2014-2015 учебный год. Анализировалась учебная нагрузка с 5 по 11 классы:

- по 5 классу 9 расписаний;

- по 6 классу 9 расписаний;

- по 7 классу 6 расписаний;

- по 8 классу 5 расписаний;

- по 9 классу 7 расписаний;

- по 10 классу 6 расписаний;

- по 11 классу 5 расписаний.

Анализ включал оценку характера распределения предметов по видам профиля, а также оценку соотношений предметов на неделю и учебный год по уровням сложности.

Все профилирующие предметы были группированы по рейтингу сложности от 5 до 20 у.е.

Профилирующие предметы по урокам были распределены следующим образом:

• Математические предметы (логика, информатика, математика, геометрия);

• Естественные предметы (физика, химия, биология, черчение, естествознание, география);

• Гуманитарные предметы (казахский язык, казахская литература, русский язык, русская литература, английский язык, французский язык, история Казахстана, всемирная история, экономика, физическая культура, пение, изобразительное искусство).

Каждый урок имел свой балл по степени трудности: Каждый урок имеет свой балл по степени трудности: математика, русский язык (для национальных школ) - 11 баллов; иностранный язык - 10 баллов; физика, химия - 9 баллов; история - 8 баллов; родной язык, литература - 7 баллов; естествознание, география - 6 баллов; физкультура - 5 баллов; труд - 4 баллов; черчение - 3 баллов; рисование - 2 балла; пение - 1 балл. При оценке расписания уроков подсчитывается сумма баллов по дням недели в отдельных классах, затем нагрузка изображается графически.

При оценке расписания уроков подсчитывалась сумма баллов по дням недели в отдельных классах, затем нагрузка изображалась графически.

Статистическая обработка материалов проводилась с помощью статистического пакета «Statistica», версии 5.5. Проверка на нормальность распределения измеренных переменных осуществлялась с помощью теста Шапиро-Уилк. Поскольку было выявлено нормальное распределение переменных, нами применялись параметрические методы (Т-Стьюдента) для зависимых выборок. Результаты обработки нами представлены в виде среднего значения (М) и стандартного отклонения (s) [10].

Результаты и их обсуждение.

Опрос показал, что подростки ощущают сложности, фиксируя опыт прошлого и страх перед будущим в семьях, где пьющие родители. В основном подросток прячет свои чувства, скрывает отношения в семье (36%).

В семьях прослеживается насилие и отсюда постоянная тревожность, что, в конечном счете препятствует движению к эмоциональной зрелости и умственному здоровью (56%). Ребенок чувствует нехватку душевного тепла дома, и это ведет к тому, что подростки ищут теплоту из окружения (35%), двойное желание независимости и защиты в рамках окружения (15%), желание найти согласие и равновесие с окружающими (48%).

Наблюдается пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях, уход от реальности, не соответствующей желаниям, попытка убежать от нее в мечты и игры, недостаток контакта с внешним миром, где в ответах жизнь повседневная и духовная были малосвязанными.

На рисунках прослеживались трудности самовыражения в отношениях с близкими: "мне трудно найти своё место", "меня не замечают" или "мне и без них неплохо", "я не стремлюсь найти здесь своё

140

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

место". Подросток «не видит» себя в структуре семьи, не чувствует свою нужность и ценность. Думаем, что это может быть одним из причин побегов из дома.

Результаты показали, что проблемы были не только в семьях, где употребляют алкоголь, но и в благополучных семьях. Так, в таких семьях были проблемы в виде частых ссор родителей, где ребенок находится в страхе, поэтому в ответах они написали (62%), что «я хочу, чтобы мама с папой не ругались» «хочу, чтобы они понимали друг друга». Чувство недостатка эмоциональной теплоты дома была ведущей проблемой в таких семьях. В статусе это проявилось проявлением внутренней тревоги, подозрительностью, боязнью быть покинутым (особенно при разводе родителей) (рисунок 1).

Рисунок 1 - Рисунок теста о семье.

В семьях, где отсутствовал один из родителей или оба родителя, ребенок не чувствует себя в безопасности, и это проявляется в ответах желанием оградить себя от опасности. Подросток чувствует нехватку душевного тепла дома, потребность в интеллектуальном защитном контроле, что является причиной развития у него в статусе признака чрезмерной осторожности и защиты. Поэтому они отметили, что стремятся не принимать никакой критики, заглушать ее, соответственно у них растет внутренняя тревога, подозрительность и боязнь быть покинутым.

Дети из неполных семей, где отсутствует отец, при тестировании проявилось потребностью в мужской заботе (папе), отсутствуем тепла в психической сфере или наличие конфликта с важным человеком мужского пола.

При безработных родителях, или хотя бы одного из них, ребенок бессознательно выражал в символическом виде неустойчивость личности, построенной больше на слабом, ненадежном основании.

Таким образом, «проблемными зонами» по опросам были: алкоголизм родителей; отсутствие работы у одного или обоих родителей; насилие в семье; нарушение детско-родительских отношений и безнадзорность.

Анализ учебной нагрузки показало, что обучение проходит в две смены: первая смена начинается с 8:00 до 14:10 часов, вторая смена с 12:50 до 18:55 часов по расписанию. Продолжительность занятия составляет 45 минут. За смену количество перемен составляет 7, из них 6 коротких перемен составляющих 5-10 минут, между 3 и 4 уроком проводится большая перемена, продолжительностью 20 минут.

Отдых учащихся протекает без элементов активного отдыха и организации. Контингент учащихся около 2635 учащихся.

Ниже представлен рейтинг нагрузок обучения с учетом профилирующих предметов (рисунок 2).

141

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

25 20 15 10 5 0

Рисунок 2 - Рейтинг сложности профилирующих классов

По оси абсцисс- профилирующие предметы, по оси ординат- баллы по степени трудности

предметов.

Как видно из рисунка 3, максимальная недельная нагрузка была у учеников 9-го класса, затем 10-й класс и 8-й класс.

41

40

39

38

37

36

35

34

33

Рисунок 3 - Распределение недельной нагрузки предметов в часах. По оси абсцисс- классы, по оси ординат- часы недельных нагрузок.

5 классы 6 классы 7 классы 8 классы 9 классы 10 11

классы классы

В целом, процентное соотношение предметов показало, что 56% в лицеях составляют классы с гуманитарным уклоном, 23% математический уклон и 21% составляют классы с области естествознания (рисунок 4).

■ Гуманитарные предметы ■ Математические предметы

■ Естественные предметы

Рисунок 4 - Процентное распределение классов по профилирующим предметам.

142

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

Как видно из рисунка 5, в течении недельного расписания у учащихся 8-10 классов максимально загруженными предметами по уровню максимальной сложности были вторник и пятница, которые составили в среднем для них 75 баллов. Нагрузка была скачкообразная и держалась на высоких уровнях от 50 до 78 баллов (выше среднего). Наименее загруженным была среда, которая составила для 8-9 классов 32 балла. Следует отметить, что у 10 классов по сложности предметов, среда достигала до 70 баллов.

Ж

Ж

Ж

ся

4?

Дни недели

/ / У

8 класс

9 класс

10 класс

Рисунок 5 - Ранжирование предметов по трудностям 8 классах, 9 классах, 10 классах.

По оси абсцисс- дни недели,, по оси ординат- средний балл нагрузок.

В целом, следует отметить, что в распределении учебной нагрузки не соблюдаются требования по рекомендуемой максимальной нагрузке дней в недели - вторник и среда [11]. В нашем случае максимальная нагрузка присутствует во вторник, четверг, пятницу, что не соответствует физическим ритмам работоспособности учащихся. В конечном итоге, это способствует развитию у учащихся ранних признаков утомления.

Выводы

1. Социальные проблемы семьи, взаимоотношение родителей усугубляют внутреннюю тревогу подростка и способствует развитию у них депрессивных состояний.

2. Характер и распределение учебных нагрузок без соблюдения рекомендованных Министерством образования требований усиливает психобиологический фон, т.к. нагрузка не соответствует физическим ритмам работоспособности учащихся, что способствует развитию у них ранних признаков утомления.

3. Задача «кризисного вмешательства» должна основываться на смягчение воздействия стрессовых событий, оценки состояния дисбаланса с выявлением внутренних ресурсов членов семьи, на основе которых определяется формы и методы работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список использованной литературы:

1. Карелин К.А. Большая энциклопедия психологических тестов. -М.: Изд-во Эксмо, 2006. -416с.

2. Bradley J.D., Golden C.J. Biological contributions to the presentation and understanding of attention-deficit hyperactivity disorder. /Clin.Psychol.Rev.2001. V.21. N6. P.907.

3. Вуколов Э.А. Основы статистического анализа. Практикум по статистическим методам и исследованию операций с использованием пакетов STATISTICA и EXCEL: учебное пособие. - М. ФОРУМ, 2008. -464с.

4. Кучма В.Р., Чубаровский В.В. Актуальные вопросы психогигиены и охраны здоровья детей и подростков. // Материалы Всерос. научно-практ.конф. с межд.участием.- М. 2007, 11-27с.

5. Lewis C.C., Simons A.D., Adolescent depression. The International Encyclopedia of Depression. R.E.Ingram (Ed.).// New York: Springer Publishing Company 2009. P. 5-9.

6. Неменко Б.А., Оспанова Г.К. Гигиена детей и подростков.// Изд-во Акнур. -Алматы 2013, - 312 с.

7. Олейчик И.В. Психопатология, типология и нозологическая оценка юношеских эндогенных депрессий (клинико-катамнестическое исследование) //Неврологии и психиатрии. 2011. №2. 10-18с.

8. СП «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам воспитания и образования детей и подростков» за №1684 от 30.12.2011.

143

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

9. Thornton K. Improvement rehabilitation of memory functioning with neurotherapy QEEG. Biofeedback //J. Head Trauma Rehabilitation. 2000. Vol.105. №.20.P.1265-1269.

10. Тимербулатов И.Ф., Зулькарнаев Т.Р., Юлдашев В.Л., Пиварго Е.А. К вопросу изучения факторов риска пограничных психических расстройств у школьников. //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2008. №6. 17-19с.

11. Zuckerbrot R.A., Cheung A.H., Jensen P.S.et al.and the GLAD-PC Streering Group. Guidelines for Adolescent Depression in Primary Care (GLAD-PC): I.Identification, Assesmant, and Initial

Management//Pediatrics 2007.Vol.120; №.25.P.1485-1489.

© А.А.Мусина, Ф.Т.Сембиева, З.Керуенова, 2015

УДК 613.62

А.А. Натарова

старший преподаватель кафедры общей гигиены

ГБОУ ВПО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г.Воронеж, Российская Федерация

В.И. Попов д.м.н., профессор

ГБОУ ВПО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г.Воронеж, Российская Федерация

И.В. Яцына д.м.н., профессор

директор института общей и профессиональной патологии ФНЦГ им. Ф.Ф.Эрисмана Роспотребнадзора, г.Мытищи, Российская Федерация

ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Аннотация

Оценка уровня профессиональной заболеваемости медицинских работников, работающих в учреждениях здравоохранения Воронежской области, проведенная по официальным данным статистической отчетности показала, что в течение последних 7 лет показатель профессиональной заболеваемости среди медицинских работников в расчете на 10 тыс. работающего населения в 1,2-3,4 раза выше, чем по всем отраслям экономики Воронежской области. Ежегодно регистрируется от 1 до 8 случаев профзаболеваний, что составляет от 2,1 до 19,0% от общего числа случаев профзаболеваний, регистрируемых в Воронежском регионе. В структуре профессиональных заболеваний медработников преобладают заболевания, связанные с контактом с инфицированным материалом (82,3%).

Ключевые слова

профессиональная заболеваемость, медицинский персонал, факторы риска.

Ведущее место в системе лечебно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья трудоспособного населения, занимает профилактика профессиональной патологии. Структура и уровни ее находятся в прямой зависимости от воздействия вредных факторов производственной среды и трудового процесса, адекватно отражая специфику условий труда.

В ряде региональных публикаций установлено, что риск развития профессиональных и производственно обусловленных заболеваний у трудоспособного населения Воронежской области остается высоким, в том числе среди женщин [1, 2, 3, 5, 6].

144

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.