Научная статья на тему 'Социальные приоритеты экономической политики региона'

Социальные приоритеты экономической политики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ / РЕАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / НОМИНАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / КОЭФФИЦИЕНТ ДЖИНИ / БЕЗРАБОТИЦА / РЫНОК ТРУДА / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плеханова Екатерина Александровна, Плеханов Андрей Викторович, Николаева Александра Николаевна

Стратегической целью развития Российской Федерации на период до 2020 года является реализация социально-экономических приоритетов, обеспечение кардинального повышения качества жизни населения на основе создания потенциала опережающего развития. Так, Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года в соответствии со Стратегией 2020 Российской Федерации определены основные задачи в рамках достижения стратегической цели: рост денежных доходов населения, стимулирование повышения заработной платы, сокращение дифференциации различных групп населения по уровню доходов, развитие и достижение современного качества системы здравоохранения, образования, социального обеспечения, снижение уровня безработицы, увеличение продолжительности жизни населения и прочее. Таким образом, одним из важнейших показателей социального развития населения являются доходы населения. В данной статье проведен анализ денежных доходов и начисленной заработной платы республики, структуры денежных доходов региона, распределения общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения Приволжского федерального округа, численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные приоритеты экономической политики региона»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/

Том 8, №1 (2016) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol8-1

URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/61EVN116.pdf

DOI: 10.15862/61EVN116 (http://dx.doi.org/10.15862/61EVN116)

Статья опубликована 17.03.2016.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Плеханова Е.А., Плеханов А.В., Николаева А.Н. Социальные приоритеты экономической политики региона // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №1 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/61EVN116.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/61EVN116

УДК 331.554

Плеханова Екатерина Александровна

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», Россия, Чебоксары1

Аспирант кафедры «Региональной экономики и предпринимательства»

E-mail: kreg@chuvsu.ru

Плеханов Андрей Викторович

ЗАО «Торговый дом «Перекресток», Россия, Москва

Финансовый аналитик Кандидат экономических наук E-mail: anpl@list.ru

Николаева Александра Николаевна

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева», Россия, Чебоксары

Доцент кафедры «Коммуникационных технологий и менеджмента»

Кандидат экономических наук E-mail: Shura79@bk.ru

Социальные приоритеты экономической политики региона

Аннотация. Стратегической целью развития Российской Федерации на период до 2020 года является реализация социально-экономических приоритетов, обеспечение кардинального повышения качества жизни населения на основе создания потенциала опережающего развития. Так, Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года в соответствии со Стратегией 2020 Российской Федерации определены основные задачи в рамках достижения стратегической цели: рост денежных доходов населения, стимулирование повышения заработной платы, сокращение дифференциации различных групп населения по уровню доходов, развитие и достижение современного качества системы здравоохранения, образования, социального обеспечения, снижение уровня безработицы, увеличение продолжительности жизни населения и прочее. Таким образом, одним из важнейших показателей социального развития населения являются доходы населения. В данной статье проведен анализ денежных доходов и начисленной заработной платы республики, структуры денежных доходов региона, распределения общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения Приволжского федерального округа, численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума.

1 428000, Россия, Чувашская Республика, Чебоксары, Московский проспект 29, к. 310 1

Ключевые слова: регион; социально-экономическая политика; стратегия социально-экономического развития; денежные доходы населения; реальная заработная плата; номинальная заработная плата; коэффициент Джини; безработица; рынок труда; качество жизни населения

Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2020 года предусмотрена реализация приоритетных направлений Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, предусматривающим повышение качества жизни населения как основы создания потенциала опережающего развития. Так в число основных задач, реализуемых Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики, входят стимулирование роста доходов населения региона, в т.ч. повышение заработной платы, сокращение дифференциации по уровню доходов различных групп населения, повышение качества системы образования, здравоохранения, социального обеспечения, снижение показателя безработицы и прочее.

В течение последних трех лет в республике обострились проблемы социально-экономического характера, что способствует поиску органами государственной власти наиболее эффективные пути их решения с учетом сложившегося сценария экономического развития страны в целом.

Сегодня, в условиях высокой неофициальной безработицы, большого разрыва между уровнями доходов богатых и бедных слоев населения и ежедневного роста данных показателей, особенно важным является правильное и логически верное определение направления социально-экономической политики хозяйствующего субъекта, которая должна быть направлена на улучшение уровня и качества жизни населения.

«Общее благосостояние и качество жизни населения в рамках конкретной территории характеризуются показателем уровня жизни. С его помощью определяется степень удовлетворения потребностей населения в материальных и духовных благах в неразрывной связи с социальными условиями жизни и развитием производства. Для характеристики уровня жизни граждан изучаются номинальные и реальные доходы и расходы, динамика их изменения, дифференциация различных групп населения по уровню доходов, потребление благ и услуг культурно-бытового назначения, обеспеченность жильем, занятость населения, использование им внерабочего времени, развитие системы здравоохранения, образования, физической культуры, социальное обеспечение и др.» [8].

Показатель уровня жизни населения можно оценить, используя основные показатели состояния социальной сферы, в т.ч. показатель реальных денежных доходов населения.

Исходя из определения, данного Территориальным органом Федеральной статистики Чувашской Республики, в состав денежных доходов населения включены такие показатели как: доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью; выплаченная заработная плата наемных работников; социальные выплаты; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы. Если из доходов вычесть обязательные платежи, скорректированные на индекс потребительских цен, то в результате получим реальные располагаемые денежные доходы.

Последствия событий 2014-2015 гг. в стране повлияли на социально-экономическое состояние как в Чувашской Республике, так и во многих других субъектах Российской Федерации. В первую очередь это коснулось сокращения реальных денежных доходов населения, произошло уменьшение реальной заработной платы населения региона. «Реальная начисленная заработная плата характеризует покупательную способность номинальной заработной платы в отчетном периоде с учетом изменением цен на приобретаемые товары и

услуги по сравнению с базисным периодом. Номинальная же заработная плата представляет собой непосредственно начисленную и полученную работником заработную плата за его труд за определенный период» [6].

С целью разработки наиболее эффективных путей выхода из сложившейся ситуации было решено сократить финансирование республиканских целевых программ. Однако за счет роста доходов от предпринимательской деятельности и других доходов в Чувашской Республики была достигнута положительная динамика среднедушевых денежных доходов населения. Так, в течение 2014 г. темп роста данного показателя достиг 109,3 % по сравнению с 2013 г.

В соответствии с данными таблицы 1 отмечается рост анализируемых показателей на протяжении всего периода 2010-2014 гг. Так, среднедушевые денежные доходы населения в 2014 году достигли 16,7 тыс. рублей. Номинальная заработная плата составила 20,9 тыс. рублей, рост к аналогичному периоду 2013 года - 7,6%. Однако если в 2011-2012 г. наблюдается повышение темпов роста данного показателя, то начиная с 2012 г. они снижаются. Такая же ситуация складывается и относительно среднедушевых денежных доходов населения.

Таблица 1

Динамика денежных доходов и начисленной зарплаты населения Чувашской

Республики за период 2010-2014 гг.

Наименование 2010г. 2011г. Темп роста, % 2012г. Темп роста, % 2013г. Темп роста, % 2014г. Темп роста, %

Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, руб. 11066 12083 109,2 13759 113,9 15264 109,9 16681 109,3

Номинальная начисленная среднемесячная зарплата, руб. 13004 14896 114,5 17187 115,4 19388 112,8 20854 107,6

Если сравнивать эти показатели с общероссийскими данными, то можно отметить, что в 2014 г. значение среднедушевых денежных доходов населения в месяц в Чувашской Республике было ниже среднероссийского примерно на 60 %, данный показатель равнялся 27 766 руб. В 2013 г. среднероссийский показатель денежных доходов населения в месяц составлял 25 928 руб., что на 70% выше, чем в Чувашской Республике.

В 2013 г. среднероссийский показатель номинальной начисленной заработной платы был выше показателя по Чувашской Республике на 65%, в 2014 г. - на 64%.

Таким образом, общей тенденцией изменений в структуре доходов населения за период 2010-2014 гг. стало увеличение доли заработной платы в составе совокупных денежных доходов, как в Чувашской Республике, так и в целом по стране.

Одним из важнейших показателей социальной сферы в современных условиях хозяйствования является величина задолженности по заработной плате. В 2010 г. данный показатель в Чувашской Республике составил 103 млн. руб., в 2011 г. - 79 млн. руб., в 2012 г. - 30 млн. руб., в 2013 г. - 3 млн. руб., в 2014 г. - 22,6 млн. руб. Рост объема задолженности в регионе в 2014 г. по сравнению с 2013 г. свидетельствует об ухудшения финансового

положения хозяйствующих субъектов региона и говорит об отрицательной динамике социально-экономического развития в республике.

Реальные располагаемые денежные доходы населения (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в 2013 г. по сравнению с 2012 г. выросли на 3,5%, в 2014 г. по сравнению с 2013 г. - на 1,3%.

В структуре денежных доходов населения Чувашской Республики за 2010-2014 гг. в целом возросла доля доходов от собственности (с 3,1 до 6,1%), что касается других видов доходов, то здесь наблюдается незначительное снижение их удельного веса (табл. 2). Значительные изменения происходят в 2013-2014 г.: доля оплаты труда снижается на 1,4 п.п., доля социальных выплат - на 1,2 п.п. Другие доходы, включая «скрытые», от продажи валюты, денежные переводы и пр. выросли за 2013-2014 гг. на 1,9 п.п.

Таблица 2

Структура денежных доходов населения Чувашской Республики (в % от общего объема

денежных доходов)

Наименование дохода 2010 т. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Доходы от 9.5 9,2 9.4 7.9 8.0

предпринимательской

деятельности

Оплата труда 38.4 38.4 38.7 39.9 38.5

Социальные выплаты 24.6 26.1 25,5 25,8 24.6

Доходы от 3.1 2,7 3,5 5,5 6.1

собственности

Другие доходы 24.4 23.6 22.9 20.9 22,8

(включая «скрытые»,

от продажи валюты,

денежные переводы и

пр.)

На долю 20% наиболее обеспеченного населения в 2014 г. приходилось 43,5% общего объема денежных доходов, а на долю 20 % наименее обеспеченного населения - 6,3% (в 2013 г. - 43,9% и 6,2% соответственно) (табл. 3).

Таблица 3

Распределение общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения

Приволжского федерального округа в 2014 г.

Удельный вес общего объема денежных доходов, приходящихся на соответствующую группу7 населения, в общем объеме денежных, доходов, процентов Коэффициент фондов, раз Коэффициент Джннн

первая (с наименьшими доходами) вторая третья четвертая пятая (с наибольшими доходами)

Российская Федерация 5,2 9,9 14.9 22,6 47,4 16,0 0.416

Республика Башкортостан 5,0 9,7 14,7 22,5 48,1 17,1 0.425

Республика Марий Эл 6,0 10.8 15,7 22,9 44,6 12,6 0.383

Республика Мордовия 6,3 11,1 16,0 22,9 43,7 11,6 0.371

Республика Татарстан 5.1 9,7 14.8 22,5 47,9 16.8 0.423

Удмуртская Республика 6,1 11,0 15,8 22,9 44,2 12,2 0.378

Чувашская Республика 6,3 11,2 16,0 23.0 43,5 11,4 0.369

Пермский край 5,0 9,6 14,7 22,5 48,2 17,3 0.427

Кировская область 6,3 11,1 16,0 22,9 43,7 11,6 0.371

Ннжег ородская область 5,3 10.1 15,0 22.6 47,0 15,5 0.412

Оренбургская область 5,7 Ю.5 15,5 22,8 45,5 13,6 0.393

Пензенская область 5,8 10,5 15,5 22,8 45,4 13,5 0.393

Самарская область 5,1 9,8 14,8 22,5 47,8 16,7 0.422

Саратовская область 6,0 10,8 15,7 22,9 44,6 12,5 0.382

Ульяновская область 5,8 10,6 15,5 22,8 45,3 13,3 0.390

В Чувашской Республике коэффициент Джини имеет в 2014 г. наименьшее значение по сравнению с другими регионами Приволжского федерального округа. Среднероссийский показатель коэффициента Джини выше республиканского (0,369) и составляет 0,416.

Таким образом, в республике существуют возможности увеличения потребления, при условии уменьшения дифференциации доходов, что способствует дальнейшему развитию всей экономики.

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума Чувашской Республике в 2014 г. составляла 16,1% от общей численности населения региона, в 2012-2013 г. данный показатель составлял 16,0% (табл. 4). Однако, по сравнению с 2010 г. (18,2%) и 2011 г. (19,3%) этот показатель улучшился в 2014 г. на 2,1 п.п. и 3,2 п.п. соответственно. По сравнению со среднероссийскими показателем в Чувашской Республике численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума была выше на 4,9 п.п.

Таблица 4

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (в % от общей численности населения региона)

2010 г, 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Российская Федерация 12.5 12.7 10,7 10.8 11.2

Республика Башкортостан 12.1 12.6 10.3 10.4 10.8

Республика Марий Эл 24,0 24.2 20.0 19.5 19.7

Республика Мордовия 18.3 20.2 18.0 18.2 17.2

Республика Татарстан 7.7 8.1 6.5 7.2 7.0

Удмуртская Республика 13,7 14.0 11.1 11.2 11,3

Чувашская Республика 18.2 19.3 16.0 16.0 16.1

Пермский край 13,2 14.4 12.2 11.4 12.0

Кировская область 14,2 15.0 12,4 13.6 12.7

Ни жег ородская область 12,3 12,5 10.3 9.0 8.5

Оренбургская область 13.9 14.4 12,7 12.1 11.9

Пензенская область 15.2 15.4 13.1 12.6 12.6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самарская область 15,1 15.2 12.3 12.1 12.6

Саратовская область 16.4 17.3 15.9 15.4 14.9

Ульяновская область 16.4 16.8 13.3 13.3 12.1

«Рост инфляционной динамики, потребительских цен, снижение величины реальных доходов влекут за собой уменьшение спроса, что в свою очередь приводит к сжатию потребительской сферы и доходов занятых в ней трудовых ресурсов. Между тем, вложения в нее, как и доходы занятых, обусловливают развитие производственной сферы, поскольку конечным результатом любой производственной деятельности является потребление» [1].

Также одним из основных социально-экономических индикаторов измерения кризисных процессов являются уровень и темпы динамики безработицы.

По данным Территориального органа Федеральной службы статистики по Чувашской Республике в 2014 г. в регионе официальный уровень регистрируемой безработицы по отношению к численности экономически активного населения составил 0,66%. В 2013 г. численность официально зарегистрированных безработных в регионе составляла 0,71%. По оценке итогов сложившейся социально-экономической ситуации, в Чувашской республике, безработица составила 4356 человек, в процентном соотношении к экономически активному

населению - 0,66. Уровень зарегистрированной безработицы в Чувашской Республике является одним из низких показателей по Приволжскому федеральному округу.

Сегодня рынок труда Чувашской Республики является динамично развивающимся, стабилизации ситуации способствуют такие факторы, как модернизация старых хозяйствующих субъектов, создание и освоение новых производств в республике, развитие рынка услуг. Власти республики продолжают напряженную работу по созданию новых и сохранению имеющихся рабочих мест путем создания центров переподготовки и повышения квалификации, организации временных рабочих мест; ведется работа по снижению уровня безработицы; проводится политика поддержания достигнутого уровня в доходах населения и заработной платы.

Учитывая многие антикризисные мероприятия, проводимые исполнительными органами государственной власти Чувашской Республики, на сегодняшний день реализуется политика социально-экономического развития в регионе, благодаря которой преобладающая часть имеющихся собственных ресурсов вовлечена в активный экономический оборот. Эффективное регулирование и поддержание уровня и качества жизни населения республики возможно только при условии проведения грамотной региональной социально-экономической политики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильева И.А., Индюков А.И. Основы формирования организационной структуры управления экономикой региона // Управление экономическими системами. - № 4. - 2013 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.uecs.ru/uecs52-522013/item/2076-2013 -04-04-08-16-48, свободный. -Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

2. Ладыкова Т.И., Васильева И.А., Савинов А.В. Валовой региональный продукт как индикатор экономической самодостаточности региона // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сборник статей Международной научно-практической конференции (5 ноября 2015 г., г. Екатеринбург). / в 3 ч. Ч.1 -Уфа: Аэтерна, 2015. - С. 146-150.

3. Иваницкая И.П. Обеспечение устойчивого развития региона в современных условиях: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук (08.00.05) / Иваницкая Ираида Петровна; ЧувГУ им. И.Н. Ульянова. - Чебоксары, 2004. - 22 с.

4. Карпова О.В., Ковалева Т.А. Роль информационных технологий в совершенствовании управления жилищно-коммунальным хозяйством Чувашской Республики // Управление экономическими системами. - № 5. - 2015 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.uecs.ru/logistika/item/3509-2015-05-16-11-01-12?pop=1&tmpl=component&print=1, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

5. Ладыкова Т.И., Федорова Е.Н. Нематериальные активы развития экономики региона // Актуальные проблемы экономической теории и региональной экономики. - № 4 (16). - 2014. - С. 107-112.

6. Морозова Н.В. Формирование системы целевых показателей при разработке стратегических документов на региональном уровне // Вестник Российского университета кооперации. - №4 (18). - 2014. - С. 31-35.

7. Морозова Н.В., Бондаренко Н.В. Подходы к оценке эффективности реализации региональных стратегий социально-экономического развития // Вестник Чувашского университета. - №3. - 2014. - С. 178-182.

8. Перова М.Б. Социальная статистика: мини-словарь / М.Б. Перова, Е.В. Перов. -М.: Финансы и статитсика, 2015. - 176 с.

9. Яковлев А.Е., Морозова Н.В., Соколова Г.Н. Комплексная оценка социально-экономического развития моногородов в Чувашской Республике // Актуальные проблемы экономики и права. - № 3. - 2014. - С. 100-105.

10. Яковлева А.В., Прокопьева И.Э. Управление инновациями в розничной торговой сети региона // Современные проблемы науки и образования. - № 5. -2014. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.science-education.ru/119-15046, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

Plehanova Ekaterina Aleksandrovna

Chuvash State University, Russia, Cheboksary E-mail: kreg@chuvsu.ru

Plehanov Andrej Viktorovich

Torgovyj dom Perekrestok, Russia, Moscow E-mail: anpl@list.ru

Nikolaeva Aleksandra Nikolaevna

Chuvash State Pedagogical University, Russia, Cheboksary

E-mail: Shura79@bk.ru

Social priorities of economic policy of the region

Abstract. Strategic objective of development of the Russian Federation for the period till 2020 is realization of social and economic priorities, ensuring cardinal improvement of quality of life of the population on the basis of creation of potential of the advancing development. So, 2020 Russian Federation are defined by Strategy of social and economic development of the Chuvash Republic till 2020 according to Strategy the main objectives within achievement of a strategic objective: growth of the monetary income of the population, stimulation of salary increase, reduction of differentiation of various groups of the population on the level of the income, development and achievement of modern quality of health system, education, social security, decrease in unemployment rate, increase in life expectancy of the population and other. Thus, one of the most important indicators of social development of the population is the income of the population. In this article the analysis of the monetary income and the added salary of the republic, structure of the monetary income of the region, distribution of total amount of the monetary income on 20 percent groups of the population of the Volga Federal District, population with the monetary income below a living wage is carried out.

Keywords: region; social and economic policy; strategy of social and economic development; monetary income of the population; real wage; nominal salary; Jeanie's coefficient; unemployment; labor market; quality of life of the population

REFERENCES

1. Vasil'eva I.A., Indyukov A.I. Osnovy formirovaniya organizatsionnoy struktury upravleniya ekonomikoy regiona // Upravlenie ekonomicheskimi sistemami. - № 4. -2013 [Elektronnyy resurs] Rezhim dostupa: http://www.uecs.ru/uecs52-522013/item/2076-2013-04-04-08-16-48, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. - Yaz. rus., angl.

2. Ladykova T.I., Vasil'eva I.A., Savinov A.V. Valovoy regional'nyy produkt kak indikator ekonomicheskoy samodostatochnosti regiona // Fundamental'nye i prikladnye nauchnye issledovaniya: sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (5 noyabrya 2015 g., g. Ekaterinburg). / v 3 ch. Ch.1 - Ufa: Aeterna, 2015. - S. 146-150.

3. Ivanitskaya I.P. Obespechenie ustoychivogo razvitiya regiona v sovremennykh usloviyakh: avtoref. dis. na soisk. uchen. step. kand. ekon. nauk (08.00.05) / Ivanitskaya Iraida Petrovna; ChuvGU im. I.N. Ul'yanova. - Cheboksary, 2004. - 22 s.

4. Karpova O.V., Kovaleva T.A. Rol' informatsionnykh tekhnologiy v sovershenstvovanii upravleniya zhilishchno-kommunal'nym khozyaystvom Chuvashskoy Respubliki // Upravlenie ekonomicheskimi sistemami. - № 5. - 2015 [Elektronnyy resurs] Rezhim dostupa: http://www.uecs.ru/logistika/item/3509-2015-05-16-11-01-12?pop=1&tmpl=component&print=1, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. -Yaz. rus., angl.

5. Ladykova T.I., Fedorova E.N. Nematerial'nye aktivy razvitiya ekonomiki regiona // Aktual'nye problemy ekonomicheskoy teorii i regional'noy ekonomiki. - № 4 (16). -2014. - S. 107-112.

6. Morozova N.V. Formirovanie sistemy tselevykh pokazateley pri razrabotke strategicheskikh dokumentov na regional'nom urovne // Vestnik Rossiyskogo universiteta kooperatsii. - №4 (18). - 2014. - S. 31-35.

7. Morozova N.V., Bondarenko N.V. Podkhody k otsenke effektivnosti realizatsii regional'nykh strategiy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya // Vestnik Chuvashskogo universiteta. - №3. - 2014. - S. 178-182.

8. Perova M.B. Sotsial'naya statistika: mini-slovar' / M.B. Perova, E.V. Perov. - M.: Finansy i statitsika, 2015. - 176 s.

9. Yakovlev A.E., Morozova N.V., Sokolova G.N. Kompleksnaya otsenka sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya monogorodov v Chuvashskoy Respublike // Aktual'nye problemy ekonomiki i prava. - № 3. - 2014. - S. 100-105.

10. Yakovleva A.V., Prokop'eva I.E. Upravlenie innovatsiyami v roznichnoy torgovoy seti regiona // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - № 5. - 2014. [Elektronnyy resurs] Rezhim dostupa: http://www.science-education.ru/119-15046, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. - Yaz. rus., angl.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.