Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ ПОДРОСТКОВОГО АЛКОГОЛИЗМА'

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ ПОДРОСТКОВОГО АЛКОГОЛИЗМА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
896
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛКОГОЛИЗМ / ОБЩЕСТВО / ЭТАНОЛ / ГОСУДАРСТВО / ПОДРОСТКИ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ALCOHOLISM / SOCIETY / ETHANOL / STATE / TEENAGERS / DEVIANT BEHAVIOR / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мальцева Светлана Михайловна, Балашова Елена Сергеевна, Муравлёва Екатерина Михайловна, Гавлин Олег Сергеевич

В данной статье рассматриваются социальные причины возникновения подросткового алкоголизма, описывается влияние алкоголя на организм человека с целью подтверждения опасности данного явления. Установлены социальные причины возникновения подросткового алкоголизма, к которым относятся: воспитание в семье, обычаи группы сверстников, к которой относится подросток, стресс, вызванный различными внешними факторами, отсутствие возможности для личностного развития, применения своих навыков; ухудшение социально-экономической обстановки в стране. Новизна исследования заключается в том, что в качестве причин возникновения алкоголизма были рассмотрены стресс и отсутствие возможности для самоактуализации. Авторы приходят к выводу, что все указанные причины взаимосвязаны, поэтому решить проблему пристрастия подростков к алкоголю можно лишь борясь с вызывающими их факторами одновременно, комплексно, и этим должны заниматься как государство, так и обычные люди, гражданское общество. Полученные в результате исследования знания помогут родителям и педагогам предупредить развитие алкогольной зависимости среди подростков, органам государственного управления - осознать реальную угрозу подросткового алкоголизма, разработать программы, направленные на устранение причин данной проблемы, смягчить существующий негативный эффект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мальцева Светлана Михайловна, Балашова Елена Сергеевна, Муравлёва Екатерина Михайловна, Гавлин Олег Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL CAUSES OF ADOLESCENT ALCOHOLISM

This article examines the social causes of adolescent alcoholism, describes the influence of alcohol on the human body in order to confirm the danger of this phenomenon. The social causes of adolescent alcoholism are identified, which include: upbringing in the family, the customs of the peer group to which the teenager belongs, stress caused by various external factors, the lack of opportunities for personal development, the use of their skills, and the deterioration of the socio-economic situation in the country. The novelty of the study is that the causes of alcoholism were considered stress and lack of opportunities for self-actualization. The authors come to the conclusion that all these reasons are interrelated, so you can solve the problem of teenagers ' addiction to alcohol only by fighting the factors that cause them simultaneously, in a complex way, and this should be done by both the state and ordinary people, civil society. The knowledge obtained as a result of the research will help parents and teachers to prevent the development of alcohol dependence among adolescents, public authorities to realize the real threat of adolescent alcoholism, develop programs aimed at eliminating the causes of this problem, and mitigate the existing negative effect.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ ПОДРОСТКОВОГО АЛКОГОЛИЗМА»

Maltseva Svetlana Mikhailovna, Balashova Elena Sergeevna, Muravleva Ekaterina Mikhailovna and others SOCIAL CAUSES OF ADOLESCENT ...

pedagogical sciences

УДК 37.06

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0902-0030

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ ПОДРОСТКОВОГО АЛКОГОЛИЗМА

© 2020

AuthorlD: 736254 SPIN: 9502-6593 ResearcherlD: V-1952-2018 ORCID: 0000-0002-7273-1852

Мальцева Светлана Михайловна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и теологии

AuthorlD: 268047 SPIN: 8259-9492 ResearcherlD: B-5818-2015 ORCID: 0000-0001-5900-0951

Балашова Елена Сергеевна, кандидат философских наук, доцент кафедры Всеобщей истории, классических дисциплин и права Муравлёва Екатерина Михайловна, студент Гавлин Олег Сергеевич, студент Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, Ульянова, 1, e-mail: oleggavlinboss@gmail.com) Аннотация. В данной статье рассматриваются социальные причины возникновения подросткового алкоголизма, описывается влияние алкоголя на организм человека с целью подтверждения опасности данного явления. Установлены социальные причины возникновения подросткового алкоголизма, к которым относятся: воспитание в семье, обычаи группы сверстников, к которой относится подросток, стресс, вызванный различными внешними факторами, отсутствие возможности для личностного развития, применения своих навыков; ухудшение социально-экономической обстановки в стране. Новизна исследования заключается в том, что в качестве причин возникновения алкоголизма были рассмотрены стресс и отсутствие возможности для самоактуализации. Авторы приходят к выводу, что все указанные причины взаимосвязаны, поэтому решить проблему пристрастия подростков к алкоголю можно лишь борясь с вызывающими их факторами одновременно, комплексно, и этим должны заниматься как государство, так и обычные люди, гражданское общество. Полученные в результате исследования знания помогут родителям и педагогам предупредить развитие алкогольной зависимости среди подростков, органам государственного управления - осознать реальную угрозу подросткового алкоголизма, разработать программы, направленные на устранение причин данной проблемы, смягчить существующий негативный эффект.

Ключевые слова: алкоголизм, общество, этанол, государство, подростки, девиантное поведение, социализация.

SOCIAL CAUSES OF ADOLESCENT ALCOHOLISM

© 2020

Maltseva Svetlana Mikhailovna, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Philosophy and Theology Balashova Elena Sergeevna, candidate of philosophy, associate Professor of the Department of universal history, classical disciplines and law Muravleva Ekaterina Mikhailovna, student Gavlin Oleg Sergeevich, student Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov St., 1, e-mail: oleggavlinboss@gmail.com) Abstract. This article examines the social causes of adolescent alcoholism, describes the influence of alcohol on the human body in order to confirm the danger of this phenomenon. The social causes of adolescent alcoholism are identified, which include: upbringing in the family, the customs of the peer group to which the teenager belongs, stress caused by various external factors, the lack of opportunities for personal development, the use of their skills, and the deterioration of the socio-economic situation in the country. The novelty of the study is that the causes of alcoholism were considered stress and lack of opportunities for self-actualization. The authors come to the conclusion that all these reasons are interrelated, so you can solve the problem of teenagers ' addiction to alcohol only by fighting the factors that cause them simultaneously, in a complex way, and this should be done by both the state and ordinary people, civil society. The knowledge obtained as a result of the research will help parents and teachers to prevent the development of alcohol dependence among adolescents, public authorities to realize the real threat of adolescent alcoholism, develop programs aimed at eliminating the causes of this problem, and mitigate the existing negative effect.

Keywords: alcoholism, society, ethanol, state, teenagers, deviant behavior, socialization.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы. Человечество открыло для себя алкоголь несколько сотен лет назад. С тех пор им было создано множество разных видов алкогольных напитков, которые получили распространение по всему миру. В древние времена они использовались в медицинских и религиозных целях. Несмотря на широкую распространённость, чрезмерное употребление алкоголя, кроме как на праздниках и пирах, считалось недопустимым. Проблема массового употребления алкоголя в России началась во второй половине XIX века, когда император Александр II ввёл «винный акциз», позволивший любому, уплатившему налог, производить алкогольные напитки, а пришедшая в Россию промышленная революция значительно облегчала производство. Вскоре наступила эпоха войн и революций, вынудившая

население отказаться от массового употребления алкоголя в связи с необходимостью бороться за независимость, восстанавливать экономику. В следующий раз проблема массового потребления алкоголя обострилась в конце XX века, что вынудило ЦК КПСС принимать меры для снижения потребления. Так, был введён «Сухой закон», который, однако, не принёс желаемого результата. Он был отменён в 1990 году, и с тех пор систематических попыток решения проблемы массового потребления алкоголя и, как следствие, алкоголизма не принималось. Алкоголизм остаётся острой социальной проблемой, которая, к сожалению, не обходит мимо подрастающее поколение, и особо ярко проявляется среди подростков [1, 2, 3].

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Цель работы - раскры-

педагогические науки

Мальцева Светлана Михайловна, Балашова Елена Сергеевна, Муравлёва Екатерина Михайловна и другие

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ ПОДРОСТКОВОГО ...

тие социальных причин подросткового алкоголизма.

Методы исследования: анализ при изучении научной, учебной, публицистической литературы, статистических данных, проведение социологического опроса.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с обоснованием полученных научных результатов. Алкоголизм - это хроническое заболевание, характеризующееся пристрастием к алкоголю, а именно к его компоненту - этиловому спирту, с психической и физической зависимостью от него. Подобная зависимость представляет опасность для человека, ибо этиловый спирт (этанол) токсичен. Из-за сходства строения молекулы этанола с молекулой воды, этиловый спирт без проблем растворяется в ней и проникает в кровь, а далее распространяется по всему телу, а в печени образуется ядовитый для человека уксусный альдегид. На организм ребёнка, в том числе подростка, этанол влияет значительно сильнее, так как его печень ещё недостаточно развита и не способна нейтрализовывать этиловый спирт так же эффективно, как печень взрослого человека. Это приводит к тому, что состояние опьянения наступает при меньших дозах алкоголя, проще вызывается зависимость [4]. По этой причине во всех странах мира устанавливается запрет на продажу спиртных лицам, не младше 18 лет, однако, как показывает мой личный опыт, подростков это не останавливает.

Всё начинается с того, что человек узнаёт про существование алкоголя. Как показывает исследование, проведённое С.Т. Посоховой, знакомство с алкоголем дети начинают ещё в раннем возрасте, наблюдая за своими родителями. Среди участвовавших в опросе детей 6-7 лет, 74% ребят под словом «напитки» уже подразумевали не сок, компот, газировку, а алкоголесодержащие жидкости. Причём только 12% опрошенных давали употреблению алкоголя негативную эмоциональную окраску, 44% опрошенных пробовали алкоголь, а 48% хотели бы попробовать! Вероятно, причина подобного кроется в том, что 78% детей из числа опрошенных любят подражать поведению своих родителей за столом, где, в частности, присутствуют спиртные напитки [5]. Всё это означает, что предпосылки к возникновению зависимости находятся ещё в дошкольном, бессознательном возрасте.

Если дошкольника ещё и можно удержать от употребления спиртного, запретив ему пить, то подросток может, не задумываясь, это ограничение нарушить. Подростковый период - это время поиска себя, самоутверждения, поэтому на этом жизненном этапе зачастую можно встретить примеры девиантного поведения [6, 7]. Как отмечает А.И. Агапова, в этот период жизни появляется желание найти себя, определить своё собственное я, в том числе пытаясь доказать самому себе, что устоявшиеся правила не актуальны, а запреты сделаны «как будто специально» против подростка [8]. Поиск справедливости, единомышленников толкает подростка к новому витку социализации. Знакомясь с новыми людьми, подросток неизменно сталкивается с результатом социализации своих сверстников в семье. В процессе общения подростки делятся своими взглядами, привитыми семейным воспитанием, а как уже было указано выше, интерес к алкоголю у детей возникает ещё в раннем детстве [9, 10]. Как не трудно догадаться, этот интерес либо передаётся, либо усиливается в связи с одинаковыми желаниями подростков. Исключением могут являться те случаи, когда человек был в детстве воспитан с отвращением к алкоголю или с осознанием того, что употреблять его можно лишь с определённого возраста [11,12].

Хоть родители неосознанно и прививают у своих детей желание попробовать алкоголь, стоит понимать, что для передачи интереса к алкоголю, он должен появиться и у них. Появление влечения к алкоголю как способу забыть о проблемах может послужить снижения уровня

качества жизни, обострение социально-экономического кризиса. В своём исследовании В.Н. Аргунова ввела три индекса для отображения социального неблагополучия: индекс агрессии, индекс депрессии и индекс отравления алкоголем, названный так же индексом алкоголизма. Индекс алкоголизма оказался равен 0,97, что является высоким показателем, уступая лишь индексу агрессии со значением в 0,98. Уровень алкоголизма оказался выше уровня агрессии в Центральном и Северо-Западном округах, г. Санкт-Петербурге, выше уровня депрессии, но ниже агрессии в Дальневосточном, Сибирском, Уральском, Приволжском федеральных округах, наименее пьющими оказались Южный и Северо-Кавказский федеральный округ и г. Москва [13]: наиболее богатые регионы.

С.П. Собольников в своей работе, посвящённой проблеме подросткового алкоголизма приводит результаты исследований Швейцарского института по борьбе с алкоголизмом, проведённые в различных странах Европы, пытаясь определить фундаментальные причины употребления подростками алкоголя. Результаты оказались следующими: 61% связывают употребление с удовольствием, 23% выпивают, так как так принято в их компании, 16% используют алкоголь для снятия напряжения. В исследовании так же отмечается, что лишь 23% впервые попробовали алкоголь в компании, а 60,5% ребят впервые употребили алкоголь в семье [14].

Мы решили провести собственное исследование. Респондентам в возрасте 18-19 лет, было предложено вспомнить, когда и почему они начали употреблять алкоголь. Результаты оказались следующими: 45% впервые употребили алкоголь в возрасте 13-15 лет, 26% в возрасте 16-18 лет, в возрасте меньше 13 лет выпивали 10% респондентов, 10% утверждают, что никогда не выпивали, а 9% отказались уточнять возраст первого употребления. Из числа употреблявших алкогольные напитки, 33% связывают первую пробу с личными интересом, 26% с влиянием друзей, 15% впервые попробовали их на семейных праздниках, у 11% употребление было вызвано стрессом, у 4% из чувства протеста против запрета на употребление, ещё у 4% «от нечего делать», а ещё 7% респондентов не помнят свой первый раз. Некоторые респонденты так же заметили, что родители сами предложили им попробовать алкогольные напитки, т.к. «лучше их ребёнок будет пить под контролем, чем без него». По частоте употребления получились следующие категории: 44% употребляют алкоголь реже одного раза в месяц, 30% выпивают не менее одного раза в неделю, 22% пьют «по праздникам, 4% никогда не употребляют алкоголь. На вопрос: «Можете ли вы отказаться от употребления алкоголя?» были получены следующие ответы: 74% уверены, что смогу в любой момент отказаться от употребления, 7% считают, что могут, но не видят в этом смысла, 4% не хотят отказываться, а 15% уже отказались от употребления. Один респондент при этом отметил, что отказ был связан с не раз происходившей в следствие употребления алкогольной амнезией. Исследование проводилось в Нижнем Новгороде - столице региона, где смертность от алкоголя относительно других внешних источников не превышает 6% [15, 16].

Как можно заметить по результатам опроса, значительная часть респондентов начала употреблять алкоголь из любопытства или из-за обычаев их компании. Однако можно заметить, что существуют и другие причины: стресс, вызванный проблемами с учёбой, отношениями со сверстниками, внутренний протест против запретов, что относится не столько к социальным, сколько к личным причинам, и «скука», что может являться следствием отсутствием возможности применить свои навыки, способов и перспектив личностного роста.

ВЫВОДЫ.

Таким образом, можно выделить несколько социальных причин возникновения пристрастия к алкоголю среди подростков, подросткового алкоголизма: воспитание

Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 2(31)

117

Maltseva Svetlana Mikhailovna, Balashova Elena Sergeevna, Muravleva Ekaterina Mikhailovna and others SOCIAL CAUSES OF ADOLESCENT ...

pedagogical sciences

в семье, обычаи группы сверстников, к которой относит- Статья поступила в редакцию 15.02.2020 ся подросток, стресс, вызванный различными внешними Статья принята к публикации 27.05.2020 факторами, отсутствие возможности для личностного развития, применения своих навыков; ухудшение социально-экономической обстановки в стране [17-20]. Все указанные причины взаимосвязаны, поэтому решить проблему пристрастия подростков к алкоголю можно лишь борясь с вызывающими их факторами одновременно, комплексно, и этим должны заниматься как государство, так и обычные люди, гражданское общество [21, 22].

В частности, особое внимание должно уделяться людям, у которых уже развилась зависимость, ведь они продолжат употреблять алкоголь даже если все причины нивелировались, принося тем самым непоправимый вред своему организму.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Балашова Е.С., Мальцева С.М., Бушуева А.А., Поздышева Ю.В. Влияние особенностей мировоззрения на формирование алкогольной зависимости в подростковом возрасте // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 23-25.

2. Мальцева С.М., Кубышева О.О. Гедонистический образ жизни в современном обществе потребления // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 8 (34). С. 237-241.

3. Рюмина Е.В. Качество жизни как фактор влияния на качественные характеристики населения // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №10. С. 134-137.

4. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 10 класс. Учебник. С online приложением. ФГОС : учеб. для общеобразоват. учреждений с online прил. : базовый уровень .М. : Просвещение, 2019. 224с.

5. Посохова С.Т. Представление об алкоголе в картине мира дошкольников // Медицина: теория и практика. — 2019. — Том 4. — С. 438-439.

6. Семенова Л.Э., Серебрякова Т.А., Белаш Н.И. Особенности я-концепции подростков, воспитывающихся в условиях отцовской де-привации //Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 2 (27). С. 11.

7. Тамбовцева Г.М. Алкоголизм и эскалация преступности // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2016. №1. С. 83-88.

8. Агапова А. И., Александровская В.Н. Анализ личностных особенностей подростков-девиантов // Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2019. С. 11-14.

9. Савостьянов А.И. Подростковый алкоголизм: двойная опасность //Педагогическая наука и практика. 2018. №2. С. 105-110.

10. Малыхина Т.А. Проблемы предупреждения преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения //Вестник ВосточноСибирского института МВД России. 2019. №2. С. 70-81.

11. Грязнова Е.В., Треушников И.А., Мальцева С.М. Тревожные тенденции в системе российского образования: анализ мнений ученых и педагогов // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 47-57.

12. Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 3 (28). С. 4.

13. Аргунова В.Н., Бояринцева С.В. Анализ патологии социальной атмосферы в федеральных округах России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия социология. Политология. 2019. №1. С. 47-52.

14. Собольников С.П. Профилактика подросткового алкоголизма в школе //Научный журнал. 2018. С. 105-108.

15. Линделл Д. Е., Губенраторов О.И., Левинская А.Е. Где и как в России умирают от пьянства // Ежедневная деловая газета РБК. 2019. С.3.

16. Фоменков А.А. Антиалкогольная кампания в Горьковской области в годы Перестройки // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». 2019. Том 4. С. 18-21.

17. Мальцева С.М., Комарова А.Н., Строганов Д.А. К вопросу о светском и атеистическом в образовании // Современные исследования социальных проблем. 2019. Т. 7. № 4-3. С. 104-108.

18. Грязнова Е.В., Мальцева С.М., Азолова Ю.В., Ларинина Т.В. Современные трактовки понятия «воспитание»: семья, патриотизм и социализация //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 30-32.

19. Добрыднев С.И., Добрыднева Т.С. «Бутылка» потребностей: к вопросу о психологическом механизме алкоголизма // Мир науки, культуры, образования. 2018. №4. С. 322-324.

20. Костакова И.В., Галютев Р.А. Исследование смыслообразую-щих мотивов зависимых со стабильной ремиссией и с многочисленными рецидивами // Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 37-39.

21. Гладков И.А. Социально-психологические аспекты женского алкоголизма // Омский психиатрический журнал. №1. С.4-6.

22. Дизер О.А., Водяная М.Ю. Перспективы применения принудительного лечения от алкоголизма // Вестник Воронежского института МВД России. 2016. №1. С. 158-163.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.