УДК 316.654
Н. В. Лейфрид
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СПРАВЕДЛИВОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
Представлены результаты исследования социальных представлений старшеклассников о справедливости. Анализируются те дескрипторы, которые наиболее часто используют учащиеся старших классов для определения этого понятия. Акцентируется внимание на высказываниях, с которыми не согласны учащиеся при дефиниции справедливости. Проводится анализ понимания старшеклассниками справедливости как социальной ценности с точки зрения проблемы насилия, травли в школьной среде.
Ключевые слова: социальные представления; справедливость.
N. V. Leifrid
Omsk State University n. a. F. M. Dostoevsky
SOCIAL IDEAS OF JUSTICE OF THE STUDYING SENIOR CLASSES
The article presents the results of the study of social representations of senior justice. Examines those descriptors that are most commonly used high school students to define this concept.Focuses on the statements, which do not accept students with definitions of justice.The analysis of high school students understanding of justice as a social value in terms of the problem of violence and bullying in the school environment.
Keywords: social representations; justice.
Интенсивно меняющееся современное общество создает новую систему ценностей, идеалов, приоритетов для школьников, предопределяющих их поведение, взаимоотношения в классе и за его пределами. Анализ ценностей, понимание их иерархии в сознании подрастающего поколения позволит не только эффективно выстраивать взаимоотношения с ними, реализовывать компетентно-стный подход в системе образования, но и проводить профилактическую и психокоррекционную работу.
В настоящее время существуют шесть живущих поколений, имеющие свои воззрения, идеалы, ценности, что априори предполагает если не конфликтное, то напряженное взаимодействие их представителей. Справедливость как социальная ценность изначально предопределена ситуацией развития личности и общественным устройством, культурой, эпохой в целом, следовательно, мы можем предположить, что старшеклассники, обла-
дающие гибким мышлением, склонностью к инновациям, быстро адаптирующиеся к изменениям, имеющие неограниченный доступ к информации и живущие в информационном обществе, будут обладать особым, специфичным пониманием справедливости и оценивать справедливый и несправедливый поступок по «своим» критериям.
В рамках рассмотрения проблемы насилия и травли в школе изучение представлений о справедливости является основополагающим, так как это оценочное этическое понятие всегда выражает отношение индивида или общества к определенным социальным явлениям и человеческим поступкам, а оценка происходящих событий как несправедливых может иметь серьезные последствия.
Взяв за основу понятие и теорию социальных представлений С. Московичи, мы изучали мнения и суждения старшеклассников о справедливости.
© Лейфрид Н. В., 2015
Согласно С. Московичи, социальные представления - это любые формы убеждений, идеологических взглядов, знаний; это общее видение реальности. Их формирование происходит в обыденном повседневном мышлении с целью осмыслить и интерпретировать окружающую человека социальную реальность, составить непротиворечивую картину социальной действительности. Каждый человек интегрирует и модифицирует социальную информацию, созданную культурой и отдельными группами [5; 6].
Поэтому социальные представления являются каналом между человеком и реальностью, к которой он обращен; разделяются огромным числом людей, передаются от одной генерации к другой и оказывают влияние на каждого члена общества. Исследуя представления, становится возможным соединить убеждения людей и реальную действительность, найти отражение ментальности в жизнедеятельности современного человека.
Развитие и совершенствование технологий существенно ускоряет эволюцию общества и многие устоявшиеся ценности, установки и приоритеты начинают терять свою актуальность. Определение справедливости как понятия о должном, соответствующем определённым представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах [1], несомненно, будет предопределять поведение школьников и их взаимоотношения с разными группами людей.
Н. Л. Смирнова отмечает, что феномен справедливости применим не только к оценке различных общественных явлений, фактов, но и к оценке отношения личности к социальной общности, а также к сфере межличностных отношений. Справедливость выражает отношение человека к человеку, к социальной общности, поскольку понятие справедливости усваивается лишь тогда, когда человек осознает определенные обязанности по отношению к другим людям. Если человек только требует соблюдения справедливости со стороны общества, а сам не выполняет гражданской обязанности нравственного отношения к другим людям, к социальной общности, он тем самым творит несправедливость [7].
В контексте духовно-нравственного воспитания школьников важность изучения их представлений о справедливости обусловлена наличием таких составных частей и условий справедливости, как правдивость, нетерпи-
мость ко лжи, самокритичность, которая выражается в необходимости беспристрастно и объективно судить себя, находить нравственные силы для признания собственных ошибок, для правильных оценок своих действий.
Таким образом, по мнению О. А. Гулевич, представления о справедливости являются существенным регулятором человеческого поведения в правовой сфере, в сфере межличностных и деловых отношений [4].
Целью нашего исследования явилось изучение социальных представлений старших школьников о справедливости.
Выборку составили школьники 10-11-х классов средних общеобразовательных школ и гимназий города Омска, всего 120 человек. Основным критерием для отбора респондентов послужил возраст. Этот возрастной период, с точки зрения Л. И. Божович, характеризуется развитием мотивационной сферы личности. В этот период старшеклассник определяет свое место в жизни, свою внутреннюю позицию, формирующееся мировоззрение влияет на познавательную деятельность, самосознание и моральное развитие [2]. Одним из самых важных аспектов этого периода считается достижение социальной зрелости.
Исследование проводилось в два этапа. Целью первого стал сбор дескрипторов, определяющих понятие «справедливость». Используя метод незаконченных предложений, мы выявили 18 наиболее часто встречающихся высказываний, касающихся изучаемого понятия.
Ответы школьников, а также высказывания мыслителей, философов и известных деятелей культуры и искусства легли в основу анкеты, которая применялась на втором этапе.
Проведенное исследование показало, что наибольшую степень согласия старшеклассники выражают по отношению к таким высказываниям о справедливости, как:
1. Человек когда-либо будет наказан за совершаемое им зло и это будет справедливо. С нашей точки зрения, такое понимание справедливости отражает отсроченность «приговора» и определенную экстернальную позицию школьника.
2. Если определенное действие человека соответственно вознаграждено, то это будет справедливо.
Такое понимание справедливости отражает дистрибутивный компонент результата. Так, О. А. Гулевич в своей статье приводит
результаты исследования факторов, влияющих на выбор норм оценки исхода события как справедливого или несправедливого, например, норма беспристрастности, которая может быть сформулирована как «каждому по заслугам» [4].
По Дж. Адамсу, беспристрастность как основная норма справедливости предполагает распределение определенного вознаграждения людей, которые работают вместе, в соответствии с принципом беспристрастности. Как указывает О. А. Гулевич, последующие эмпирические исследования показали наличие ряда других норм справедливости распределения вознаграждения и наказания, использование которых происходит при определенных условиях [4]. 97,5 % старшеклассников выражают согласие с тем, что добрые помыслы и дела должны быть вознаграждены, а злые - осуждены, заслуги рано или поздно признаны, а порок и преступление -наказаны.
3. Если человек совершил преступление, то он обязательно должен быть наказан.
В отличие от предыдущего, в этом описании отражен карательный компонент справедливости результата. Исследования О. А. Гулевич показали, что карательная справедливость сужается до воздаяния за нанесенный ущерб и рассматривается исключительно в контексте судебных решений [4].
С нашей точки зрения, достаточно интересна позиция школьников относительно карательной справедливости прослеживается в других высказываниях. В частности, 70,8 % старшеклассников согласны с тем, что закон является адекватной мерой наказания при совершении преступления; 46,7 % учащихся убеждены, что справедливость - это то, к чему всегда стремятся государственная и судебная системы, но веками она остаётся недостижимым идеалом. И только 40 % школьников считают, что в суде можно добиться справедливого судебного решения. Эти результаты согласуются с мнением М. И. Воло-виковой, которая в своих исследованиях доказала специфичность моральной и правовой социализации в современном российском обществе. Например, «человек может нарушить юридический закон и при этом не нарушить, а, наоборот, соблюсти закон высшего для себя порядка (например, его совести), тогда он будет прав и для себя, и для тех, кто разделяет его иерархию ценностей» [3].
Старшеклассники (89,2 %) отмечают в своих ответах, что наказание невиновного человека вызывает негативные эмоции, возмущение, злость и т. п. Это также может являться отражением специфичности нравственной сферы россиян. С нашей точки зрения, в контексте проблемы насилия и травли в школе это приобретает особую значимость.
4. Справедливость - одна из важнейших нравственных проблем современности.
В контексте изучения представлений школьников о справедливости высокая степень их согласия с данным высказыванием является показателем осознанности и личностной отнесенности этой проблемы, что немаловажно, так как справедливость как социальная ценность является ориентиром при постановке целей человеком и формировании жизненной стратегии. Но 89,2 % старшеклассников склонны согласиться с высказыванием С. Батлера, английского писателя, художника, классика викторианской литературы, что все люди на планете ратуют за справедливость, однако многие хотят её лишь для самих себя и напрочь забывают про неё, когда дело коснётся других.
Наибольший интерес вызывают те высказывания о справедливости, с которыми старшеклассники в наибольшей степени не согласны.
С тем, что необходимо использовать возможность отомстить человеку, который поступил несправедливо по отношению к вам или другим людям, не согласны 58,4 % учащихся. Обращаясь к исследованию М. И. Во-ловиковой, можно отметить: особенность
нравственных ценностей России состоит в том, что русскому народу в целом всегда свойственно сострадание к заключенным и убогим и отрицательное отношение к мести, это и определяет специфику отечественного правосознания [3]. Также 53,3 % школьников выражают несогласие с тем, что на добро стоит отвечать добром, а на зло - злом.
При этом справедливость 53,3 % учащихся не рассматривают как готовность пожертвовать личным для достижения общественного блага. С нашей точки зрения, это то содержание представлений, в котором в значительной степени отражена специфика ценностей современного поколения по сравнению с коллективистскими установками советского человека.
Не согласны с тем, что в реальной жизни трудно поступать справедливо, 40 % школь-
ников. Данный факт можно рассматривать как ресурс в работе с насилием и травлей в школьной среде. 33,3 % учащихся отмечают, что справедливость не является высшей из всех добродетелей. Это может являться основанием для исследований системы ценностей и поиска духовно-нравственного идеала.
Проведенный факторный анализ позволил выявить множественную корреляцию дескрипторов. Полученные шесть факторов описывают 62,15 % информации. В работе представлены первые два фактора.
Первый фактор отражает социальные представления о справедливости с точки зрения законодательства и соблюдения норм. Данный фактор представлен такими дескрипторами, как:
- справедливость как норма регулирует взаимоотношения между людьми (0,731);
- уважение другого человека является показателем справедливости (0,602);
- страх возмездия предотвращает осуществление несправедливого действия (0,688);
- справедливость - это истина в действии (0,686);
- закон является адекватной мерой наказания при совершении преступления (0,65);
- справедливость - это логическая оценка действия в соответствии с критериями, зафиксированными в общепринятой и обязательной нормативной системе - законе (0,515).
Второй фактор содержит дескрипторы, имеющие наибольшее отношение к духовнонравственной сфере личности:
- справедливость - одна из важнейших нравственных проблем современности (0,77);
- наказание невиновного человека вызывает негативные эмоции, возмущение, злость и т. п. (0,668);
- справедливость - высшая из всех добродетелей (0,614)
- порядочный человек - это справедливый человек (0,602);
- справедливость является абстрактным, скорее, теоретическим понятием (-0,515).
Таким образом, проведенное исследование позволило рассмотреть содержание и структуру социальных представлений о справедливости старших школьников. Полученные результаты могут стать отправной точкой для последующих исследований в рамках данной проблематики, основой для создания профилактических и коррекционных программ в рамках работы с проблемой насилия в школе. Представленные результаты позволили увидеть специфичность понимания современными школьниками справедливости как базового понятия человеческой культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большая советская энциклопедия : в 30 т. -М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб. : Питер, 2009.
3. Воловикова М. И. Представления русских о нравственном идеале. - М. : Изд-во Института психологии РАН, 2004.
4. Гулевич О. А. Направления изучения представлений о справедливости // Вопросы психологии. - 2003. - № 3. - С. 123-132.
5. Московичи С. Социальная психология / под ред. С. Московичи. - СПб. : Питер, 2007.
6. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. - 1995. - Т. 16. - № 1 (январь-февраль). - С. 3-18.
7. Смирнова Н. Л. Типы социальных представлений об интеллектуальной личности // Современная психология: состояние и перспективы исследования. - Часть 3. Социальные представления и мышление личности. - М. : Институт психологии РАН, 2002.
- С. 92-94.