Социальные предпосылки для прогнозирования потребительской инфляции в России
Зубец Алексей Николаевич,
доктор экономических наук, кандидат технических наук, доцент, директор института социально-экономических исследований, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, [email protected]
В статье представлен подход к моделированию инфляционных процессов исходя из динамики отношения населения к достаточности собственного уровня жизни. Описываются основные причины возникновения инфляции. Показано, что долгосрочная инфляция определяется уровнем удовлетворенности населения собственным материальным положением. Описаны основные социальные составляющие механизма экономического роста, неизбежным следствием которых является возникновение инфляции. Утверждается, что основной причиной инфляции является неравенство в уровне жизни. При этом внутристрановое неравенство в уровне жизни, являющееся одной из основных причин инфляции, представляет собой отражение межстрановых различий в благополучии населения. Показано, что признаком наличия потенциала инфляции может быть значительное отставание страны по уровню жизни от стран, являющихся носителем доминирующих, самых высоких стандартов качества жизни. Приведены зависимости, определяющие величину инфляции исходя из настроений населения и намерения делать крупные покупки. Сделаны оценки уровня потребительской инфляции в России в 20202021 годах.
Ключевые слова: Инфляция, ИПЦ, Индекс потребительских цен, Настроения населения, Экономический рост, Качество жизни, стандарты потребления.
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных в Финансовом университете при Правительстве РФ в рамках государственного задания за счет бюджетных средств по теме «Технологические, структурные и социальные факторы долгосрочного экономического роста»
Одним из ключевых индикаторов состояния экономики России является потребительская инфляция - фактический и ожидаемый рост цен на потребительском рынке. В условиях высокой инфляции, как известно, невозможны долгосрочные инвестиционные проекты, затруднено бюджетное планирование, нуждаются в постоянном пересмотре зарплаты бюджетников, пенсии, стипендии и иные государственные социальные пособия. Рост цен на товары и услуги снижает их реальный размер, что приводит к обеднению населения. Именно поэтому на протяжении последних двух десятилетий в России постоянно предпринимались меры по снижению инфляции до приемлемых размеров. Можно сказать, что инфляция в России была побеждена к концу 2016 года, в 2017-2019 гг. она держится на вполне умеренных месячных уровнях 2,2-5,3% в годовом исчислении. Потребительская инфляция на уровне не более 4% в год закреплена как целевой показатель здоровья российской экономики в президентском указе №204 от 07 мая 2018 года, в котором представлены цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 2024 года.
Сложно назвать другую экономическую проблему помимо инфляции, которой было бы посвящено большее количество научных исследований. Над этой темой работали такие выдающиеся экономисты, как К. Маркс, Й. Шумпетер, Д.М. Кейнс, М. Фридман и многие другие, Их усилиями была создана современная теория инфляции (описание современных подходов к исследованию инфляции см. например в [1]).
Как известно, инфляция представляет собой следствие дисбаланса между предложением денег и товаров на рынке - избыточное давление денежной массы на рынок приводит к росту цен на товары и услуги. С другой стороны, излишнее предложение товаров и услуг при недостатке денежной массы обеспечивает снижение цен. В предшествующие столетия изменения масштаба цен могли быть вызваны дополнительными факторами, связанными с изменениями в инфраструктуре, обеспечивающей денежное обращение
х
X
о
го А с.
X
го т
о
ю О
м о
а>
о
см
0
01
О Ш
т
X
<
т о х
X
- например, в связи с «порчей» монеты ее эмитентами. Однако сегодня, в связи с всеобщим переходом на безналичное денежное обращение, такие риски перестали играть какую-либо роль в раскручивании инфляции.
Соответственно, в рамках современных экономических подходов инфляцию рассматривают как следствие недостатков денежной политики (монетаристское восприятие инфляции), так и немонетарных шоков, связанных с товарной стороной рынка. В рамках этих подходов к инфляции могут приводить:
• увеличение предложения денег на рынке в результате «мягкой» денежной политики центральных банков, расширения кредитования бизнеса и населения коммерческими банками,
• увеличение государственных расходов, как в мирное время, так и, например, во время войн или внутренних конфликтов, часто осуществляемое за счет избыточной эмиссии, необходимой из-за неэффективности государственного аппарата и финансовой системы,
• монополистическое повышение цен из-за сговора производителей продукции, поставщиков сырья и комплектующих, или же монополистического давления на бизнес со стороны работников, организованных в профсоюзы,
• увеличение налоговой нагрузки на бизнес, которое приводит к повышению цен на товары и услуги,
• повышение потребительской активности населения и активизация инвестиций со стороны предприятий, которое приводит к сокращению сбережений и наращиванию расходов (инвестиций),
• уменьшение производства товаров и услуг внутренних конфликтов, политических потрясений или природных катастроф,
• сокращение товарной массы на рынке из-за торговых барьеров, санкций и других внешних ограничений,
• инновационное развитие, приводящее к сокращению себестоимости продукции и, соответственно, рыночных цен на нее,
• уменьшение стоимости национальной валюты, вызванное, например, дисбалансами внешней торговли в результате сокращения экспорта и иных внешних валютных поступлений, которое вызывает увеличение стоимости импорта, и, как следствие, рост цен на внутреннем рынке,
• повышение себестоимости продукции -например, из-за исчерпания запасов дешевого собственного сырья или неблагоприятных природных условий (что особенно характерно для продовольственного рынка), или, наоборот - поставки более дешевой продукции из-за рубежа, что приводит к снижению цен,
• сезонные колебания цен - например, на рынке энергии или сельскохозяйственной продукции, а также ряд других менее значимых причин.
При этом очевидно, что основным источником инфляции являются монетарные, а не товарные факторы. Совершенно очевидно, что шоки на товарной стороне рынка могут приводить к значительным колебаниям цен, однако они практически никогда не носят долгосрочного характера. Изменение конъюнктуры международных товарных рынков, колебания доступных запасов сырья, сезонные колебания производства продукции, внутренние и внешние конфликты, циклические колебания спроса - все это приводит к серьезному изменению рыночного равновесия на более или менее длительных временных интервалах. Однако после таких шоков рынок находит новую точку балансирования интересов производителей и потребителей продукции, что обеспечивает стабилизацию цен. Таким образом, товарные шоки и циклические колебания спроса на продукцию не могут быть причиной долгосрочной инфляции, которая, как мы знаем из практики, в том числе и практики отечественных рынков, может десятилетиями держаться на высоком уровне.
За долгосрочную инфляцию отвечает прежде всего динамика предложения денежной массы на рынке со стороны центральных банков, бюджета и потребителей (в связи с ростом или падением потребительской активности), а также ценовая политика производителей различной продукции. Последняя, в свою очередь, также вызывает увеличение объема денежной массы, так как финансовые власти, озабоченные стабильностью финансовой системы, как правило, идут на ее увеличение вслед за ростом цен для обеспечения денежного обращения - в том числе и путем индексации собственных обязательств. Таким образом, основной причиной долгосрочной инфляции является увеличение денежной массы в обращении, инициированное либо финансовыми властями для пополнения бюджета, либо производителями продукции, и в этом последнем случае рост денежного предложения уже является реакцией центральных банков на новую ценовую реальность, сложившуюся на рынке. Источником увеличения денежной массы может также стать повышение потребительской активности - переход населения от сбережений к активности в приобретении товаров и услуг.
Потребительская активность, как фундаментальная, опирающаяся на рост реальных доходов, так и циклическая, связанная с изменениями настроений населения, существенно влияет на уровень цен, складывающийся на рынках в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Исследования, проведенные в Финансовом университете при Правительстве РФ, показали, что существует вполне определенная зависимость между
потребительской активностью и инфляцией, складывающейся на рынке через 2-2,5 года после замера потребительских настроений. На Рисунке 1 приведено соотношение оценки населением собственной готовности делать крупные покупки и потребительской инфляции 9 кварталов спустя после проведения замера потребительских настроений. Он построен на основании данных Росстата о потребительской инфляции и результатов социологических замеров Финансового университета при Правительстве РФ относительно потребительских настроений за 2011-2019 гг. (с исключением данных за 2015 год). Эта зависимость вполне пригодна для прогнозирования уровня инфляции в среднесрочной перспективе. Расчеты, проведенные на основании данной зависимости, позволяют нам предположить, что уровень инфляции в 2020 году может составить в России 5,4%, а в 2021 году - около 4,7%.
Рисунок 1. Соотношение готовности потребителей делать крупные покупки и потребительской инфляции 9 кварталов после замера потребительских настроений Источник: данные Росстата, данные Финансового университета относительно потребительских настроений.
В то же время мы считаем, что для более полного описания инфляционных процессов в дополнение к монетарному и немонетарному толкованию инфляции ее необходимо также рассмотреть ее под углом социальных отношений и интересов. Далее мы рассмотрим инфляционные процессы с социальной точки зрения, опирающейся на анализ мотивации участников экономической деятельности.
Мы исходим из того, что социальные экономические институты и экономическая деятельность вообще представляют собой инструменты для повышения качества жизни людей и достижения тех целей, которые они перед собой ставят. В рамках нашего подхода к анализу экономической деятельности повышение качества жизни по всем его составляющим представляет собой основную цель человеческой активности [2]. Качество жизни представляет собой сложное составное поня-
тие, включающее в себя ряд составляющих - материальное потребление, длинную и здоровую жизнь, доступ к образованию, культурным ценностям и общественному управлению - право быть услышанным по общественно важным вопросам, безопасность и предсказуемость, свободу выбора и передвижений, а также ряд других компонентов [3].
Если рассматривать только материальную составляющую качества жизни, то очевидно, что деятельность человека в части его улучшения проявляется через активность с целью увеличения дохода до уровня, обеспечивающего как разнообразное и полноценное материальное потребление, так и поддержку доступа к желаемым благам по другим (гуманитарным) осям измерения качества жизни.
С социальной точки зрения экономическое развитие страны определяется тремя параллельными процессами.
1. Инновационное развитие - предложение технологий, способных поднимать производительность труда в существующих отраслях экономики или предлагать на рынке новые товары и услуги, повышающие качество жизни людей. Инновации могут быть разработаны как в стране, так и заимствованы с других территорий (как это в основном и происходит в нашей стране).
2. Формирование новых секторов экономики на основании различных технологических инноваций, отличающихся более высокой производительностью труда, и, соответственно, более высоким уровнем оплаты труда.
3. Возникновение вокруг инновационных секторов экономики новых социальных групп, отличающихся более высоким качеством жизни, включая сюда и более широкое и разнообразное материальное потребление, рост материального неравенства в обществе и социальной напряженности.
4. Преодоление имущественного неравенства - либо за счет перераспределения богатства от состоятельных имущественных групп в пользу неимущих, либо за счет интеграции широких групп населения в инновационные сектора экономики. Выбор между первой и второй возможностью определяется характером инноваций, лежащих в основе экономического подъема: если они являются «тиражируемыми», пригодными для широкого внедрения в различные секторы экономики (электротехника или интернет, например), то доминирует второй способ преодоления неравенства. Если же они не поддаются распространению на широкий перечень отраслей экономики (это касается, например, таких источников экономического роста, как уникальные источники сырья), то для выравнивания неравенства применяется перераспределение доходов в пользу основной массы населения с использованием налогообложения и социальных трансфертов.
X X
о
го А с.
X
го т
о
ю О
м о
а>
о
см
0
01
О Ш
т
X
<
т о х
X
Таким образом, одной из характерных составляющих механизма экономического роста является стремление основной массы населения к повышению уровня своего дохода до эталонного уровня, характерного для наиболее экономически эффективных и состоятельных социальных групп. Население, осознающее значительное отставание по качеству жизни от «эталонных» слоев, начинает оказывать давление на работодателей и органы, занятые распределением социальной помощи (государство или частный бизнес) для повышения собственного благополучия до целевого уровня. Когда уровень недовольства персонала и получателей различных социальных пособий (пенсионеров в первую очередь) достигает критического, неприемлемого уровня, государство и частный бизнес идут навстречу этим требованиям, повышая уровень оплаты труда и социальные выплаты. В случае, если государственная система сбора налогов и иных источников пополнения бюджета недостаточно эффективна, это может приводить к включению «печатного станка» и гиперинфляции. При наличии эффективных налоговых служб для выполнения собственных социальных обязательств государство часто идет на повышение налогового бремени на бизнес, что также косвенно способствует росту цен. Одинаковым образом предприниматели перекладывают на конечного потребителя свои растущие расходы на рабочую силу, и это тоже приводит к повышению инфляции.
В силу этого можно утверждать, что источником инфляции является имущественное неравенство -отставание основной массы населения от стандартов качества жизни наиболее преуспевающих (и при этом достаточно многочисленных) социальных групп. Пока это отставание велико, инфляционные процессы в экономике будут продолжаться. Однако, как только уровень жизни основной массы населения приблизится к благосостоянию наиболее зажиточных слоев и отставание от них перестанет восприниматься как критическое, давление на бизнес и правительство с целью увеличения доходов населения начнет снижаться, что будет способствовать сокращению инфляции.
Положение о том, что низкий уровень удовлетворенности населения собственным уровнем благополучия вызывает инфляцию легко продемонстрировать на международных статистических данных. Как видно из следующего рисунка, при повышении доли граждан, полностью или в основном довольных финансовым благополучием своей семьи, инфляция имеет тенденцию к снижению.
При этом надо помнить, что технологии, являющиеся источником благополучия эталонных групп, могут быть не разработаны внутри страны, а заимствованы из-за границы. Соответственно, в этом случае стандарты качества социальных слоев, являющихся примером для подражания
основной части населения, также заимствуются за границей вместе с технологиями, их поддерживающими. Именно такую картину мы наблюдали в России с начала 90-х годов до сегодняшнего дня. Благодаря СМИ, международной мобильности населения, торговым обменам, проникновению благ из развитых государств по всему миру, высокий стандарт качества жизни становится известным и желанным для все более широких групп населения по всему миру. Кроме того, сегодня в любой стране мира существуют более или менее широкие слои населения, ориентирующиеся на стиль жизни среднего класса развитых государств. Они также могут выступить предметом для подражания в части качества жизни для своих сограждан. В силу этого долгосрочные тренды инфляции в разных странах мира прямо связаны с отставанием страны по уровню жизни от развитых государств - чем больше отставание в уровне потребления, тем выше потребительская инфляция, вызванная стремлением любыми мерами наверстать отставание от государств-лидеров в качестве жизни и от тех представителей национальной элиты, которые заимствовали эти международные стандарты качества жизни и перенесли их на родную почву. Эту зависимость легко подтвердить на международных данных. Из следующего рисунка видно, что средний уровень потребительской инфляции заметно снижается по мере роста душевого потребления и его приближения к стандартам качества жизни наиболее развитых государств.
Рисунок 2. Соотношение потребительской инфляции по странам мира в 2000-2016 гг. и доли тех, кто полностью или в основном удовлетворен финансовым благополучием своего домохозяйства
Источник: расчеты по данным Всемирного банка и Мирового исследования ценностей [4].
Ту же самую зависимость можно построить на основании динамических данных по ВВП в странах Еврозоны и России. Страны Еврозоны выбраны для сравнения с нашей страной по уровню развития в силу того, что именно страны Запад-
ной Европы чаще всего служат россиянам в качестве стандарта качества жизни.
•
V ■ •
•ч
•
< S. S ф''
%
Рисунок 3. Зависимость средней потребительской инфляции по странам мира в 2000-2016 гг. от душевого размера конечного потребления
Источник: расчеты по данным Мирового Банка
Отставание России от стран Евро зоны по уровню жизни и потребительская инфляция в России
30
S
Т 25
-ё.20
I 15
10
30% 35% 40% 45% 50% 55% 60% 65% ВВП на одного занятого по ГТТ1С б Росснн в делят, от аналогичного показателя в Евро зоне
Рисунок 4. Соотношение потребительской инфляции в России и соотношения ВВП на одного занятого в России и странах Еврозоны (использованы данные за 1997-1998, 20002007, 2010-2014, 2016-2017 гг.).
Источник: расчеты автора по данным Всемирного Банка
На основании зависимостей, приведенных на Рисунках 1 - 4 можно сделать вывод о том, что риски разгона инфляции в нашей стране сохраняются. Они связаны с значительным расслоением населения по уровню жизни и невысоким уровнем удовлетворенности россиян уровнем своего дохода - сегодня по данным Росстата в России довольны своей заработной платой менее половины занятых на производстве. Существует риск того, что высокая доля недовольных низким (по их мнению) уровнем жизни заставит правительство наращивать бюджетные расходы, что приведет к ускорению инфляции. По данным расчетов, проведенных с использованием представленных здесь зависимостей, удержание инфляции ниже порога в 4%, установленного как макро-
экономический ориентир для развития российской экономики, в ближайшие два года представляется маловероятным. Более вероятным является уровень потребительской инфляции в России на уровне около 4,5-5,5% в год.
Литература
1. Пол Э. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. Экономика. Исправленное 19-е издание. - М., СПб: Издательство «Диалектика», 2019. 1325 с.
2. Зубец А.Н. Истоки и история экономического роста. - Москва: Наука, 2014. - 462 с. ISBN 978-5282-03354-0
3. Отчет о научно-исследовательской работе по теме: «Исследование качества медицинского обслуживания российского населения в контексте повышения ка-чества жизни». Финансовый университет при Правительстве РФ, 2018. 184 с. [Электронный ресурс]
http://www.fa.ru/science/index/SiteAssets/Pages/Zub ets_Pubs/LQ_2018.pdf (дата проверки 23.10.2019)
4. См. базу данных по настроениям населения по странам мира на сайте проек-та World Values Survey http://www.worldvaluessurvey.org/wvs.jsp
Social prerequisites for forecasting consumer inflation in
Russia Zubets A.N.
Financial University under the Government of the Russian Federation
An approach to modeling inflation based on the dynamics of the population's perception of living standards is presented. The main causes of inflation are described. It is shown that long-term inflation is determined by the satisfaction of the population with the standard of living. The main social foundations of economic growth associated with inflation are described. It is argued that the main cause of inflation is inequality in living standards. At the same time, intra-country inequality in living standards, which is one of the main causes of inflation, is a reflection of inter-country differences in well-being. It is shown that a sign of inflation is a large lag of the country in terms of living standards from developed countries. Graphs are given that determine inflation based on the mood of the population and the intention to make large purchases. Estimates of the level of consumer inflation in Russia in 20202021 are made.
Keywords: Inflation, CPI, Consumer price index, Population sentiment, Economic growth, Quality of life, consumption standards.
References
1. Paul E. Samuelson, William D. Nordhouse. Economy. Revised
19th Edition. - M., St. Petersburg: Dialectics Publishing House, 2019. 1325 p.
2. The tooth A.N. The origins and history of economic growth. -
Moscow: Nauka, 2014 .- 462 p. ISBN 978-5-282-03354-0
3. Report on the research work on the topic: "The study of the
quality of medical care for the Russian population in the context of improving the quality of life." Financial University under the Government of the Russian Federation, 2018.184 p. [Electronic resource]
http://www.fa.ru/science/index/SiteAssets/Pages/Zubets_Pubs /LQ_2018.pdf (check date 10/23/2019)
4. See the World Values Survey project website at http://www.worldvaluessurvey.org/wvs.jsp
X X О го А С.
X
го m
о
ю 0
м о
to