Научная статья на тему 'Социальные потребности как компонент механизма совершения социального действия'

Социальные потребности как компонент механизма совершения социального действия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2047
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ершов Д. О.

В статье раскрываются структурные компоненты современной системы социального воспроизводства: социальные потребности, социальное потребление, социальное действие. Доказывается, что в новых условиях необходимо рассматривать расширенное социальное воспроизводство в контексте реализации механизма совершения социального действия. Обосновываются компоненты данного механизма, уточняются место и роль в системе данного механизма социальных потребностей, а также этапы его функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL NEEDS AS A COMPONENT OF SOCIAL ACTIVITY MECHANISM

The structural components of modern social reproductive system, such as social needs, social consumption and social activity have been regarded. The need of extended social reproduction examining in the context of social activity mechanism has been proved. The components of the mechanism have been grounded. The place, stages of function and role in the system of social activity mechanism have been defined.

Текст научной работы на тему «Социальные потребности как компонент механизма совершения социального действия»

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2014. Т. 14, вып. 4

слово молодым СОЦИОЛОГАМ

удк 316. 77

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ КАК КОМПОНЕНТ МЕХАНИЗМА СОВЕРШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ

д. о. Ершов

Саратовский военный институт вв мвд россии E-mail: dima.ersh80@mail.ru

в статье раскрываются структурные компоненты современной системы социального воспроизводства: социальные потребности, социальное потребление, социальное действие. доказывается, что в новых условиях необходимо рассматривать расширенное социальное воспроизводство в контексте реализации механизма совершения социального действия. обосновываются компоненты данного механизма, уточняются место и роль в системе данного механизма социальных потребностей, а также этапы его функционирования.

Ключевые слова: социальные потребности, социальное потребление, механизм социального действия.

social Needs as a Component of social Activity Mechanism

D. o. Ershov

The structural components of modern social reproductive system, such as social needs, social consumption and social activity have been regarded. The need of extended social reproduction examining in the context of social activity mechanism has been proved. The components of the mechanism have been grounded. The place, stages of function and role in the system of social activity mechanism have been defined.

Key words: social needs, social consumption, mechanism of social activity.

Современное общество, как и его отдельные организационные структуры, нуждается в расширенном социальном воспроизводстве. Последнее отражает воспроизводство целостной социальной деятельности людей в контексте их потребительного развития. Социальное воспроизводство в современных условиях «раскрывает, как, в какой последовательности, вновь и вновь возобновляясь, осуществляется деятельность по созиданию, сбережению, восстановлению, обновлению или сохранению условий, средств и целей субъекта воспроизводства»1. Поэтому процесс расширенного воспроизводства в новых условиях должен рассматриваться в единстве нескольких взаимосвязанных и взаимозависимых систем: 1) расширенное воспроизводство социальных потребностей; 2) расширенное воспроизводство социального потребления; 3) расширенное воспроизводство социального действия. Дополнительно можно выделить вторичные социально-экономические компоненты расширен-

ного воспроизводства: 1) рост общественного продукта; 2) развитие совокупного человеческого капитала; 3) совершенствование хозяйственных отношений в обществе. Несложно заметить, что расширенное социальное воспроизводство характеризуется, прежде всего, следующими социальными явлениями: потребностями, потреблением и социальным действием. В современной социологической литературе принято рассматривать расширенное социальное воспроизводство в контексте реализации механизма совершения социального действия. Последний представляется как структурная система, обеспечивающая осуществление всякого социального действия. При этом потребности, потребление, интересы, мотивы принято рассматривать как компоненты механизма совершения социального действия2.

Рассмотрим подробней проявление потребности как системного компонента механизма совершения социального действия. Потребности и предпочтения традиционно позиционируются учеными как основной фактор совершения социального действия3. При этом действие представляет собой выражение той или иной формы социального поведения. Социальное действие в данном контексте выступает как «активное поведение людей, основанное на рациональном целе-полагании и направленное на изменение объектов с целью сохранения или изменения их состояния»4.

Здесь социальное действие взаимообусловлено процессом социального потребления5. Ведь социальное потребление имеет две взаимосвязанные функции: 1) удовлетворение потребностей человека; 2) реализацию осознанного социального действия акторов. Поэтому социальное действие необходимо отличать от нецеленаправленного поведения, прежде всего, поскольку действующий человек осознанно реализует собственные социальные потребности, он четко понимает, что, зачем и относительно кого он делает.

Таким образом, социальное действие, с одной стороны, является функциональным проявлением внутренней потребности человека, с другой стороны - это результат потребительного предпочтения человека, обусловленного существованием и поведением окружающих субъектов. Социальное действие «соотносится по своему смыслу с поведением других субъ-

© Ершов Д. О., 2014

Д. О. Ершов. Социальные потребности как компонент механизма социального действия

ектов и ориентировано на него»6. По сути, социальное действие всегда основано на потребительном предпочтении и в своем целеполагании затрагивает других людей. Оно также ориентировано на определенную реакцию окружающих субъектов7. Планируя социальное действие, человек не сразу определяет необходимость, возможность и условия реализации потребности, эффективно формирует для себя цель и оптимально выбирает средства, обеспечивающие удовлетворение наиболее насущных социальных потребностей.

Актор не всегда осознает эффективность того или иного стиля потребления, не видит его связи с социальным действием и поведением. Поэтому для раскрытия социологической сущности механизма совершения социального действия необходимо уточнить результативность системы потребления, раскрыть ее связь с потребительным комплексом механизма. «Специфика проблемы состоит в том, что полезный эффект в процессе потребления выражается в определенных конечных результатах функционирования социально-экономической системы. Имеются в виду характеристики уровня и образа жизни, развития личности, расширенного воспроизводства рабочей силы, степени удовлетворения потребностей и уровня благосостояния»8. Совокупная социальная результативность системы потребления может выявляться в результате анализа показателей, которые существенно отличаются от индикаторов экономической эффективности. В то же время задача облегчается тем, что социологический аспект проблемы связан с оценкой только тех результатов, которые направлены на эффективное удовлетворение потребностей и имеют прямое отношение к процессу совершения социального действия актора. При этом важно учитывать, что данные чисто социальные результаты представляют собой также и фактор социально-экономического развития как отдельных организационных структур, так и общества в целом. Поэтому можно условно разграничить социальную и социально-экономическую результативность потребления. При этом мы абстрагируемся от чисто экономических (стоимостных) показателей эффективности потребления.

Социальная результативность потребления характеризуется уровнем удовлетворения потребностей и эффективностью реализации социального действия актора. Социально-экономическая результативность характеризуется состоянием, уровнем развития совокупного человеческого капитала, формированием всеобщей способности к реализации трудовой деятельности человека.

Таким образом, можно констатировать, что потребление и рост потребностей в новых условиях выполняют широкие социальные и социально-экономические функции как в рамках отдельной хозяйственной организации, так и

в обществе в целом. Потребности в условиях определенной ситуации создают условия формирования мотива, становления и конкретизации цели, развития мотивационной потребительской установки и как итог - реализации потребления в форме социального действия.

Потребности представляют собой важнейший компонент механизма совершения социального действия и играют все более существенную роль как фактор социально-экономического (хозяйственного) и социального развития общества. На первом этапе функционирования механизма потребности актора определяют процесс формирования цели социального действия. В то же время последнее конкретизируется не самостоятельно и не сразу, а в рамках сложного процесса актуализации потребности под влиянием внешней социальной среды актора, когда потребность проявляется как социально значимая нужда и начинает осознаваться личностью как собственный интерес.

На последующем, втором, этапе группами акторов не только осознается социальная ситуация, но и ставится стратегическая цель, направленная на удовлетворение актуализированной потребности, конкретизируются отношения различных индивидов и социальных групп.

На третьем этапе уточняются стратегические и тактические цели, постепенно обосновывается стабильная мотивация к определенному стилю деятельного проявления. И уже на фазе завершения третьего этапа формируется определенный образ действия индивидуума, отдельных социальных групп, проявляется система социальных отношений в обществе.

Акторы, реализуя процесс удовлетворения потребностей, постоянно включаются в деятельность социального механизма, формирующего определенный стиль социального действия. При этом люди не только осуществляют социальное потребление и расширенно удовлетворяют социальные потребности, но и оказывают непосредственное воздействие на окружающую действительность, обновляют всю систему жизнедеятельности, модернизируют стратегию своих социальных действий. Данная стратегия направлена на оптимизацию удовлетворения социально значимых потребностей через обновление выбора целей, уточнение социальных и экономических средств их достижения.

Важно отметить, что представленный выше механизм совершения социального действия имеет различные формы проявления и реализуется одновременно на нескольких уровнях.

Наиболее значимые уровни данного механизма следующие: индивидуальный (уровень отдельной личности), организационный (уровень отдельной организации), общественный в целом (уровень общества). Социальные потребности определяют социальные стратегии и также могут проявляться как на индивидуальном, орга-

Социология

45

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2014. Т. 14, вып. 4

низационном, так и на общественном уровнях. Сфера реализации удовлетворения социальных потребностей сосредоточена преимущественно на организационном уровне. При этом данная сфера может осуществляться и на иных общественных уровнях.

В рамках различных форм проявления механизма реализации социального действия присутствуют сами акторы, их потребности, определяющие интересы и мотивы, стратегические цели (характеризующиеся социальными и экономическими средствами достижения), социальная среда (составляющая условия и целевую направленность самого действия). В итоге механизм реализации социального действия на разных уровнях проявляется в конечных социальных, а также социально-экономических результатах. Социальные результаты характеризуются удовлетворением и развитием социальных - биологических, психологических потребностей; социально-экономические результаты - качеством возобновления и развития человеческого капитала (индивида, организации, общества в целом).

Удовлетворение и развитие потребностей является не только основной начинающей фазой формирования социального действия, но и опосредствующей стадией саморазвития биологического, образовательного, интеллектуального человеческого капиталов. В процессе удовлетворения и развития потребностей осуществляются амортизация, восстановление и рост как физического, так и интеллектуального человеческого капиталов. Исходя из данных положений, потребности являются предпосылкой всякого социального действия человека, а расширенное материальное и духовное потребление выступает условием расширенного воспроизводства социума на уровнях как отдельной организации, так и общества в целом.

Проблему развития потребностей абстрактно можно рассматривать с двух сторон. Первая связана с целевым образовательным производством человеческого капитала (целевое развитие потребностей в образовании, знаниях, рост интеллектуальных способностей личностей). Другая определяет непосредственное потребление, определяющее не только удовлетворение непосредственных потребностей и восстановление физических способностей личности, но частичное саморазвитие интеллектуальных потребностей.

Исходя из вышеизложенного, несложно заметить, что повышение эффективности развития потребностей связано не только с ростом непосредственного потребления (рост удовлетворения потребности в пище, одежде, жилье), но и с развитием образования, системы подготовки и переподготовки кадров, здравоохранения, демократизацией управленческих отношений в организациях различных форм собственности. Отмечая активное воздействие образовательной

системы на эффективность удовлетворения интеллектуальных потребностей личности, необходимо отметить рост условий организационного взаимодействия как фактора удовлетворенности человека трудом. Труд в современных условиях должен рассматриваться как важнейшая форма социального действия, источник дохода, а также условие прогрессивного развития физических и духовных потребностей акторов, возможности формирования творческих инновационных способностей, хозяйственной инициативы.

Одновременно важно констатировать, что в условиях повышения уровня удовлетворения базовых потребностей в питании, одежде и жилье растет потребность в качественных образовательных услугах, в доступе к управленческой и трудовой инновационной деятельности работников и обучающихся. В данном контексте должен расширяться круг самих потребностей, развиваться социальный комплекс данного явления, возникают новые тенденции к возвышению и облагораживанию потребностей членов отдельных социальных организаций. Создается необходимость оценки и совершенствования потребностей обучающегося населения, формируется необходимость проектного развития его потребностей, создания новых разносторонних потребительских стандартов, обеспечение высоких темпов потребительного роста человеческого капитала обучающихся и работающих акторов. Важно обеспечивать динамичное развитие образовательного воспроизводства интеллектуального человеческого капитала, при котором объем и структура потребляемых благ и услуг соответствовали бы уровню и структуре сформировавшихся социально значимых потребительских нужд.

Примечания

1 Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М., 1996. С. 208.

2 См.: Фролов С. С. Социология организаций. М., 2001. С. 23-56 ; ВолковЮ. Г. Социология. Ростов н/Д, 2008. С. 183-184.

3 См.: Даренков М. Ю. Потребительная форма человеческого потенциала современной проектно-ориенти-рованной организации // Вест. Поволж. академии гос. службы им. П. А. Столыпина. 2009. № 2. С. 165-170.

4 ВолковЮ. Г. Указ. соч. С. 181.

5 См.: Рюкле Х. Поведение // Организационное поведение : хрестоматия / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара, 2006. С. 355-384.

6 Bahrdt H. P. Schlusselbegriffe der Soziologie. München, 1992. S. 31.

7 См.: Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология : в 3 т. Т. 3 : Социальные институты и процессы. М., 2000. С 382.

8 Агабабьян Э. М., Пузин И. Н. Производство - потребление : перестройка механизма взаимодействия. М., 1991. С. 18.

46

Научный отдел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.