Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА'

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
травля / буллинг / школьный буллинг / социальная адаптация / проблемы социализации / bullying / bullying / school bullying / social adaptation / problems of socialization

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — И.А. Осинкина

В работе были рассмотрены социальные последствия школьного буллинга и перспективы их изучения. Целью работы являлось определение важности комплексного изучения социальной адаптации людей, подвергшихся буллингу и травле в школе. На данный момент проблемы взрослой социальной адаптации людей, пострадавших от буллинга либо не рассматриваются вовсе, либо рассматриваются как отдельный элемент, не взаимосвязанный с пережитым ранее травматичным опытом. Однако именно явление школьного буллинга может оказывать влияние на дальнейшее взаимодействие человека в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL CONSEQUENCES OF SCHOOL BULLYING

The paper examined the social consequences of school bullying and the prospects for their study. The aim of the work was to determine the importance of a comprehensive study of the social adaptation of people who were bullied and bullied at school. At the moment, the problems of adult social adaptation of people affected by bullying are either not considered at all, or are considered as a separate element, unrelated to the traumatic experience experienced earlier. However, it is the phenomenon of school bullying that can influence further human interaction in society.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА»

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА И.А. Осинкина, студент

Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-6-147-149

Аннотация. В работе были рассмотрены социальные последствия школьного буллинга и перспективы их изучения. Целью работы являлось определение важности комплексного изучения социальной адаптации людей, подвергшихся буллингу и травле в школе. На данный момент проблемы взрослой социальной адаптации людей, пострадавших от буллинга либо не рассматриваются вовсе, либо рассматриваются как отдельный элемент, не взаимосвязанный с пережитым ранее травматичным опытом. Однако именно явление школьного буллинга может оказывать влияние на дальнейшее взаимодействие человека в обществе.

Ключевые слова: травля, буллинг, школьный буллинг, социальная адаптация, проблемы социализации.

Школьный буллинг в мире в целом и в российской системе образования в частности в последние десятилетия приобретает все больший масштаб. По данным различных социологических исследований от 3 до 17% всех учеников в течение обучения в школе подвергались травле или насилию со стороны одноклассников или учеников более старших классов [1].

На данный момент существует множество исследований данного явления, психологами и педагогами разрабатываются схемы противодействия буллингу. Однако ничтожно мало внимания уделяется долговременным социальным последствиям школьного буллинга и особенностям и сложностям дальнейшей социальной адаптации жертв этого явления.

Буллинг представляет из себя различные формы физического (драки, избиения), морального (издевательства, грубые шутки) и социального (избегание) насилие. Часто школьный буллинг ничем не обоснован, и жертва выбирается случайно из числа слабых или не способных постоять за себя детей. Характерными особенностями, отличающими буллинг от обычных ссор являются его периодичность -часто жертва подвергается травле годами, малообоснованность - отсутствует объективная первопричина агрессивного поведения, социальность - часто в этом явлении объединяются по принципу «все про-

тив одного», при этом все участники процесса являются представителями одной социальной группы [2].

Зачастую основанием прекращение данного явления выступает лишь покидание жертвой коллектива агрессоров. Однако в этом случае дальнейшая адаптация жертвы в обществе уже не рассматривается как один из элементов всего процесса, а считается частью процесса взросления, что усложняет исследование в динамике процесса социальной и психологической адаптации жертвы. Часто процесс полного физического, морального и социального восстановления занимает месяцы и годы жизни уже взрослого человека и сильно влияет на его поведение и способность к выстраиванию корректных отношений с окружающим миром. Последствиями школьного буллинга могут быть сниженная самооценка, социофобия, нарушения социальной адаптации, тревожные расстройства, депрессия, суицидальные мысли, чувство одиночества и изоляции. К физическим последствиям можно отнести трудности с концентрацией внимания, проблемы со сном, физиологические нарушения [3].

Для изучения мнения людей о воздействии школьного буллинга на взрослую жизнь был проведен социологический опрос методом анкетирования, с участием 1250 респондентов из разных городов Рос-

сии возрастом от 20 до 35 лет. Участникам предлагалось ответить на несколько вопросов:

1. Были ли вы свидетелями или участниками школьного буллинга в период обучения?

2. Являлись ли вы когда-либо жертвой школьного буллинга?

3. Если вы являлись жертвой, есть ли и какие негативные последствия, влияющие на вашу жизнь сейчас, вы можете отметить?

4. Если вы никогда не являлись жертвой буллинга или не были свидетелем, считаете ли вы, что данное явление несет длительные негативные последствия?

5. Считаете ли вы важным изучение последствий школьного буллинга во взрослой жизни людей?

По результатам проведенного исследования почти % опрошенных (267 из 1250) когда-либо в период обучения сталкивались со школьным буллингом. При этом 14% выступали в роли жертв в данном явлении. Почти 92% опрошенных считают, что буллинг может оказывать долговременные негативные последствия на жизнь человека, но при этом лишь 28% опрошенных считают, что данное явление требует научного анализа и изучения (рисунок).

Касательно же вопроса о негативных последствиях, с которыми жертвы буллин-га столкнулись во взрослой жизни, наиболее частыми вариантами ответов выступили: социальная тревожность, проблемы с общением и социальной адаптацией, проблемы с доверием и депрессия.

1400 1200 1000

SCO 600 400 200

№ вопроса 12 4 5

■ да ■ нет

Рис. Анализ осведомленности людей о явлении школьного буллинга

104

267

898

1072

Согласно данным отчета Министерства здравоохранения за 2023 год по вопросам психического здоровья, большая часть людей с впервые диагностированным в возрасте до 22 лет депрессивным расстройством в какой-либо мере были подвержены негативному воздействию бул-линга в школьных образовательных учреждениях и имели проблемы в общении со сверстниками.

Таким образом, школьный буллинг -это опасное социальное явление, которое охватывает не только период непосредственного нахождения в агрессивной сре-

де, но и имеет долговременные негативные последствия для морального, психологического и физического состояния человека. В данной работе была показана малая осведомленность и заинтересованность людей в понимании процессов адаптации человека в обществе после эпизодов бул-линга. Отмеченная необходимость изучения адаптации людей, подвергавшихся школьному буллингу, в социуме является неотъемлемой частью процесса понимания механизмов самодеструктивного и девиа-нтного поведения взрослых людей.

Библиографический список

1. Данилова М.А., Ковальчук А.С. Социально-психологические аспекты школьного буллинга // Форум молодых ученых. - 2017. - №3 (7).

2. Аверьянов А.И. Буллинг как вызов современной школе / А.И. Аверьянов // Сборник научных трудов Sworld. - 2013. - Т. 18. - № 1. - С. 45-50.

3. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен / А.А. Бочавер, К.Д. Хломов // Психология. Журнал высшей школы экономики. - 2013. -Т. 10. - № 3.

THE SOCIAL CONSEQUENCES OF SCHOOL BULLYING

I.A. Osinkina, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. The paper examined the social consequences of school bullying and the prospects for their study. The aim of the work was to determine the importance of a comprehensive study of the social adaptation of people who were bullied and bullied at school. At the moment, the problems of adult social adaptation of people affected by bullying are either not considered at all, or are considered as a separate element, unrelated to the traumatic experience experienced earlier. However, it is the phenomenon of school bullying that can influence further human interaction in society.

Keywords: bullying, bullying, school bullying, social adaptation, problems of socialization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.