УДК 124.53
DOI: 10.18384/2310-7227-2017-3-37-48
СОЦИАЛЬНЫЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ КАЗАЧЕСТВА КАК СОЦИАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ
Комаров АЛ.
Министерство образования и науки Российской Федерации 125993, г. Москва, ул. Тверская, д. 11, Российская Федерация
Аннотация. Автором осуществлён социально-философский анализ феномена казачества, который выявил причины его возникновения на Руси и в России, и главной из них является военная. В состав казаков входили все этнические общности, которые проживали на территориях нашей страны с наибольшими военными конфликтогенными показателями. Сущность такой социальной общности, как казаки, была заключена в их готовности осуществлять эффективные военные действия против агрессоров. Объективно-субъективный переход казаков на государственную службу русскому государю преобразовал их в сословие с соответствующими обязанностями перед властью и определёнными правами. Автор сделал вывод, что казаки как сословие - это исторически сформировавшаяся большая социальная общность людей разного этнического состава, занимающая определённое статусное положение в иерархической структуре российского общества и облаающая своими обязанностями, правами, привилегиями за несение обязательной службы, закрепленными в законе и передаваемыми по наследству. Казаки сформировали и закрепили в своей жизнедеятельности определённые материальные и духовные ценности, которые во многом диктовали им отношение к другим социальным общностям, к государственной власти и к самим себе.
Ключевые слова: казак, казачество, сословие, социальная общность, бытие, ценность, народ, социально-философский подход.
SOCIAL, POLITICAL AND CULTURAL BACKGROUND
OF THE FORMATION OF COSSACKS AS A SOCIAL COMMUNITY
A. Komarov
Ministry of Education and Science of the Russian Federation 11, Tverskaya st., CSP-3, Moscow, 125993, Russian Federation
Abstract. The author carried out a socio-philosophical analysis of the phenomenon of Cossacks, which allowed him to analyze the causes of their origin in Old Rus and Russia, the main of which was a military one. The article states that the Cossacks included all ethnic and other communities that lived in the Russian regions with the highest military conflict indicators. The social essence of Cossacks was their readiness to carry out effective military actions against aggressors. Cossacks' transition to public service to the Russian sovereign transformed them into a class with the corresponding duties to the authorities and certain rights. The author concludes that
© Комаров А.П., 2017.
Cossacks is a historically formed large social community of people of various ethnic composition occupying a certain status in the hierarchical structure of the Russian society with their duties, rights, privileges for compulsory service, legally fixed and inherited. Cossacks formed and consolidated in their life certain material and spiritual values which largely predetermined their relationship to other social communities, to the state authority and to themselves.
Key words: Cossack, Cossacks, social group, social community, being, value, people, socio-philosophical approach.
В период значимых преобразований, которые происходят в современной Российской Федерации, всё более неоспоримым становится тот факт, что в истории становления и развития российского государства казаки сыграли и продолжают играть особую роль. В первую очередь следует отметить, что они заселяли окраины страны и защищали её от внешних врагов. Они демонстрировали высокий уровень патриотизма, верного служения Отечеству.
Однако на сегодняшний день не выявлено никаких письменных источников, раскрывающих время, место и причины возникновения казаков как социальной общности. Отдельные исследователи пытались обнаружить возникновение казаков в национальных корнях их предков: скифов, половцев, хазар, алан, киргизов, татар, горских черкесов, касогов, бродников, чёрных клобуков, торков и др. [4; 15, с. 23-25]. В противовес им другие исследователи рассматривают казаков как воинскую общность, возникшую в результате объединения ряда племён со славянами, которые заселили Причерноморье. При этом отсчёт этого процесса велся с начала новой эры [8]. Третья группа учёных доказывает русские корни казачества, основываясь на географических факторах [10, с. 231-233].
К настоящему моменту ни одна из описанных выше концепций не даёт
исчерпывающего ответа на вопрос о происхождении казаков. В течение многих лет господствовало мнение, что казаки - это бежавшие от крепостной зависимости русские крестьяне. Однако она не объясняет многих явлений жизни казаков, таких как развитое самоуправление, хорошая военная подготовка. Интересна концепция происхождения казаков А.А. Гордеева. По мнению этого исследователя, их предками является русское население Золотой Орды, занявшее территории современного компактного проживания казаков [2].
В связи с перечисленным выше осмысление казачества как специфической социальной общности будет осмысливаться с позиций социально-экономических, политических и духовных сторон их бытия, но в контексте исторического становления и развития России, российской государственности. В целом социально-философский подход позволяет выявить причины и источники становления и развития казачества, понять сущность этого социального феномена. Такое рассмотрение также даёт возможность выявить, сформулировать и классифицировать ценности бытия казаков, проследить динамику развития этих ценностей, позволившую казачеству влиять на другие социальные общности. Социально-философский подход позволяет уточнить определение этой
социальной общности, которая на определенном этапе развития страны получила статус сословия.
Отметим, что процесс становления казаков на Руси начался тогда, когда, как отмечает В. Чивилихин, в ней наличествовали: «...феодальная раздробленность, малочисленность дружин и ратей, большие труднопреодолимые расстояния для оповещения и сборов войск...» [16, с. 194]. Правда, при этом, как утверждает М.Н. Тихомиров, «... мы не знаем русского города, который сдался бы на милость победителя в это трудное для страны время» [14, с. 5].
Эти обобщения, основанные на исторических фактах, свидетельствуют о том, что острые социально-политические противоречия внутри страны соседствовали с собственным достоинством её граждан, с чувствами суверенности, независимости, презрения к врагам и готовностью жертвовать собой, но не сдаваться врагу. Это было своеобразное проявление патриотизма, сочетавшееся с ненавистью многих людей к собственным князьям, другим представителям власти в конкретных землях и в целом в стране.
Таков логически необъяснимый набор духовных ценностей, которыми руководствовались граждане нашей страны в тот период. Они принадлежали представителям разных народностей, социальных общностей, соблюдавших разные уклады жизни, проповедовавших разные религиозные воззрения.
Обратим внимание на географическое положение, в котором находилась наша страна в тот период. Практически со всех сторон она подвергалась экспансии и одновременно развивалась, укреплялась. Очевидно, что и в
формировании казачества как социального феномена проявляли себя две группы условий и факторов: а) группа объективных, обусловленных формированием российской государственности; б) группа субъективных, предопределенных личными качествами и устремлениями тех или иных субъектов.
В соответствии с таким подходом есть основание согласиться с позицией Е. Савельева, который считает, что социально-политические противоречия явились причиной и источником формирования такой социальной общности, как казачество. Он утверждает, что «.казачество, как лихие конники, с копьями и саблями - на суше и отважные мореходцы - на море, представляя передовой оплот великого славяно-русского племени, было известно, под тем или другим именем в глубокой древности, за много веков до Рождества Христова; что оно обитало почти в тех же местах, которые занимает и ныне; что оно в XII в. до Р. X. на 30 кораблях с берегов Дона, Днепра и Днестра ходило на защиту Трои, потом часть его проникло в Италию, под именем гетов-руссов, а впоследствии основало Рим; что, начиная с VI в. до Р. Х. и до XIII в. по Р. Х., оно наводило страх на персов и мидян, на греков и арабов; что оно боролось с татарскими ордами и в конце концов осталось победителем над всеми своими многочисленными врагами, на славу великих свободолюбивых предков и в назидание грядущему, несокрушимому и гордому потомству» [11].
Есть подтверждение тому, что некоторые социальные группы, а потом и общности, не желая покориться ни монгольским ханам, ни Великому кня-
жеству Литовскому, свободно жили на днепровских островах. Они не препятствовали поселению на этих островах русских, которые бежали от крепостного права. Смешавшись с ними и получив общее название «казаки», эти люди составили одну уникальную социальную общность. Такая социальная логика формирования казаков непротиворечиво объясняет тот факт, что в истории следующих времён появляются казаки: ордынские, азовские, ногайские и др.
Важной ценностью их бытия было то, что они являлись «вольными людьми». При этом эти «вольные люди» могли состоять и на службе у русских удельных князей и служить татарским ханам, где или составляли их охрану, или сопровождали ханских чиновников. Если же они находились в войсках, то составляли передовую конницу. По мнению В.Н. Татищева [13], казаки-первопроходцы осваивали и завоёвывали новые земли для нашей страны. Во времена военных действий они были наиболее мобильными и боеспособными подразделениями войск. При этом казакам доставались самые трудные и ответственные участки в боях.
Социально-политические предпосылки формирования казачества как социальной общности и её основной вид деятельности закреплялись в духовных и материальных ценностях, которыми руководствовались казаки. Например, в заповедях казаков находим:
1. превыше всего казачья воля и народоправство;
2. честь и доброе имя для казака дороже жизни;
3. казаки все равны в своих правах;
4. служи верно своему народу, а не вождям;
5. держи слово;
6. чти старших, уважай старость. Власть же стариков - не от силы, а от авторитета и мудрости;
7. держись веры предков, поступай по обычаям;
8. погибай, а товарища выручай;
9. будь трудолюбив, не бездействуй;
10. береги свою семью, служи ей примером [6].
В этих заповедях просматривается содержание высочайшей патриотической культуры бытия всех народов России, но сконцентрированной в одной социальной общности. Выходило, что казачество - это «братство» людей, проживающих в нашей стране и объединённых особым состоянием духа, нравственности и морали. При этом у них сформировалась своя культура бытия, своя история взаимоотношений с государственной властью.
Казаки всегда служили родной земле, однако доминирующими ценностями казачьего бытия всегда выступали казачья свобода (воля) и народоправство (прямое или представительское народовластие) [12]. Так как казачество как социальная общность складывалось в разных регионах страны, естественно, у казаков разных территорий формировались и свои отличительные признаки. Однако бытие казаков в самых разных его проявлениях всегда существенно отличалось от бытия населения других российских территорий. В дальнейшем с развитием российской государственности, изменением хозяйственной деятельности в стране стал изменяться и их социальный статус. Казаки стали превращаться в сословие.
ViV
На основе рассмотренного выше можно утверждать, что казаки формировались как историческая социальная общность людей разного этнического состава, единение которой обусловливалось интересами воинской деятельности, предполагающей защиту себя и страны, что обеспечивало им реализацию их «вольницы» и народоправства. Что же касается достижения казаками статуса сословия, то, как отмечал В.О. Ключевский, оформление сословий в России началось с середины XVI в., совпав по времени с процессом централизации власти в государстве [7]. Одновременно с этим в стране начинают созываться земские соборы, участниками которых вместе с представителями бояр, дворян и духовенства становятся представители посадов, а на соборе 1613 г. - представители черносошного крестьянства.
Путь казаков к достижению сословного статуса и, естественно, утверждению в их жизнедеятельности определённых прав, обязанностей и ценностей происходил достаточно сложно. Как отмечалось выше, определяющее значение в жизни казаков играла война, военные действия. Это был существенный признак данной социальной общности. Естественно, что добытые в ходе боевых действий трофеи становились для казаков одним из главных источников существования. Все захваченное в боях становилось общей собственностью - дуваном, делёж которого проходил после окончания похода. При этом доля каждого казака прямо зависела от его вклада в боевые успехи, участия в казачьем самоуправлении и походных делах. Если же казак погибал в походе, его родные получали причитавшуюся ему долю.
Другими формами получения жизненного блага вольными казаками являлись охота, рыболовство, животноводство. Образно говоря, они жили «с травы и воды». Известно, что вплоть до начала XVIII в. в некоторых казачьих войсках заниматься земледелием запрещалось.
Дополнительные блага казаки могли получать от государственной власти. Но их взаимоотношения с российской властью были двойственными. Первоначально они строились по принципу некоторой суверенности, при том что казаки и власть выступали против одного противника. И в этом случае они являлись союзниками. В этом союзе государство являлось ведущим партнёром и играло главную роль, поскольку располагало значительно большими, чем казаки, ресурсами. Для успешного выполнения задач, стоящих перед государственной властью, московские цари ежегодно посылали отдельным войскам казаков подарки, деньги, вооружение и боеприпасы, продовольствие. При этом все отношения между государственной властью и казаками происходили через Посольский приказ, т. е. как с иностранным государством. На основе таких отношений между казаками и государственной властью последняя в своих внешнеполитических подходах представляла казачество в значительной степени как независимого партнёра.
Но как только казаки начинали действовать вразрез с интересами государственной власти, она прекращала помогать казачеству. Практически непрерывное недовольство государственной власти по отношению к казакам вызывали несколько процессов: а)
постоянный «уход» подданных власти в казачьи области, где в определённой степени действовали демократические порядки: все равны; нет властей; нет налогов; б) мощные антиправительственные выступления казаков на протяжении ХУП-ХУШ вв. Из его рядов вышли предводители многочисленных казацко-крестьянских восстаний, названных в советской историографии крестьянскими войнами. Значительную роль сыграли казаки в Смутное время в начале XVII в. Встав на сторону Лжедмитрия I, они стали значительной частью его войск. Однако на Земском соборе 1613 г. поддержка казачьих атаманов стала решающей при избрании царем Михаила Романова.
С учётом всех сторон жизнедеятельности казаков российская государственная власть, учитывая важнейшую их роль как военной силы в пограничных районах, проявляла долготерпение и стремилась подчинить их своей власти. Первым значимым шагом в этом направлении было принятие к концу XVII в. всеми казачьими войсками (последним - Войско Донское в 1671 г.) присяги на верность царю. Как следствие, казаки из добровольных союзников превратились в российских подданных. А с включением юго-восточных территорий в состав России казачество осталось лишь особой частью российского населения, постепенно потеряв многие свои демократические права и завоевания.
И уже с XVIII в. государство постоянно регламентировало жизнь казачьих областей, модернизировало в нужном для себя русле традиционные казачьи структуры управления, превратив их в составную часть административной системы российской им-
перии. Более того, с 1721 г. все казачьи части уже находились в ведении казачьей экспедиции Военной коллегии. В том же году Петр I упразднил выборность войсковых атаманов и ввёл институт наказных атаманов, назначаемых верховной властью.
Последних остатков своей «вольницы» как отличительной ценности казачьей социальной общности казаки были лишены в 1775 г. после разгрома отрядов Е. Пугачёва. Тогда же Екатерина II ликвидировала Запорожскую Сечь. А в 1798 г. по указу Павла I все казачьи офицерские чины были приравнены к общеармейским. Правда, при этом их обладатели получили права на дворянство.
В 1802 г. было разработано первое Положение для казачьих войск. С 1827 г. августейшим атаманом всех казачьих войск стал назначаться наследник престола. В 1838 г. был утверждён первый строевой устав для казачьих частей, а в 1857 г. казачество перешло в ведение Управления (с 1867 г. -Главного Управления) иррегулярных (с 1879 г. - казачьих) войск Военного министерства, с 1910 г. - в подчинение Главного штаба.
Таким образом, сформировались устойчивые обязанности казаков в отношении государственной власти. Они были закреплены в старинной казачьей поговорке: «Для того казак родится, чтоб царю на службе пригодиться». Его служба по закону 1875 г. продолжалась 20 лет, начиная с 18-летнего возраста: 3 года в подготовительном разряде, 4 на действительной службе, 8 лет на льготе и 5 в запасе. На службу каждый являлся со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью [5].
За подготовку и несение воинской службы отвечала казачья община (станица). Собственно служба, особый вид самоуправления и система землепользования как материальная основа были тесно взаимосвязаны и в конечном итоге обеспечивали стабильное существование казачества в качестве грозной боевой силы.
Главным собственником земли выступало государство, которое от имени императора отводило казачьему войску завоеванную кровью их предков землю на правах коллективной (общинной) собственности. Полученную землю войско, оставив часть на войсковой запас, делило между станицами. Станичная община от имени войска периодически занималась переделом земельных паёв (колебался от 10 до 50 десятин). За пользование наделом и освобождение от налогов казак и обязан был нести военную службу. Войско также выделяло земельные наделы и казакам-дворянам (пай зависел от офицерского чина) в потомственную собственность, но эти участки не могли продаваться лицам невойскового происхождения.
В XIX в. основным хозяйственным занятием казачества стало земледелие, хотя в разных войсках имелись свои особенности и предпочтения, например, интенсивное развитие рыболовства как основной отрасли в Уральском, а также в Донском и Уссурийском Войсках, охота в Сибирском, виноделие и садоводство на Кавказе, Дону и т. д. [1, с. 34-39].
В конце XIX в. в недрах царской администрации обсуждались проекты по ликвидации казачества. Накануне Первой мировой войны в России насчитывалось 11 казачьих Войск: Дон-
ское (1,6 млн чел.), Кубанское (1,3 млн чел.), Оренбургское (533 тыс. чел.), Забайкальское (264 тыс. чел.), Терское (260 тыс. чел.), Уральское (174 тыс. чел.), Сибирское (172 тыс. чел.), Амурское (50 тыс. чел.), Семиреченское (45 тыс. чел.), Астраханское (40 тыс. чел.), Уссурийское (35 тыс. чел.) и два отдельных казачьих полка. Они занимали 65 млн десятин земли с населением 4,4 млн. чел. (2,4% населения России), в том числе 480 тыс. служилого состава. Среди казаков в национальном отношении преобладали русские (78%), на втором месте были украинцы (17%), на третьем буряты (2%). Большинство казаков исповедовало православие, среди них имелся большой процент старообрядцев (особенно в Уральском, Терском, Донском Войсках), а национальные меньшинства исповедовали буддизм и мусульманство. В целом сословие казаков к концу XIX в. насчитывало 2829 тыс. чел., что составляло 2,34% от общего населения страны [9].
В рамках своего сословного статуса казаки имели определённые права и обязанности, которые доступнее всего раскрыть в ответе на следующие вопросы:
1. Приобретался ли статус казака по рождению? Да, казаками по рождению были исключительно дети казаков.
2. Как человек мог получить этот сословный статус? Мещанин или крестьянин мог уволиться из своего мещанского общества и вступить в станичное казачье общество.
3. Как человек мог потерять этот сословный статус? Лица, получившие высшие права состояния (но не офицерские чины в казачьем войске), вы-
ходили из казачества. Незамужние дочери казаков продолжали оставаться в казачьем обществе пожизненно.
4. Можно ли было выйти из сословия по собственному желанию? В принципе, казаки, по возрасту уже не имевшие обязанностей казачьей военной службы, могли перейти в мещанство и в крестьянство.
5. Требовалось ли согласие членов сословия на вступление в него? Для лиц, вступавших в станичное общество из казаков других обществ, крестьян и из мещан, требовалось согласие общества (приёмный приговор) и согласие военного казачьего начальства. На практике ни казачьим обществам, ни военным начальникам не были нужны новые казаки. Крестьяне, селившиеся на землях казачьих войск, получали статус иногородних, т. е. оставались обыкновенными крестьянами.
6. Можно ли было одновременно находиться в другом сословии? У донских казаков имелось отдельное торговое казачье общество, члены которого, по существу, являлись купцами, не имели обязательства военной службы и платили за это повышенные налоги. Офицеры и генералы казачьих войск, а также духовные лица, при наличии оседлости в станицах, были членами станичных обществ, имея при этом дворянство или принадлежа к духовенству.
7. Имелось ли у казаков сословное самоуправление? Казаки имели двухуровневое самоуправление. Нижним уровнем был хутор с хуторским атаманом, более или менее соответствовавший селению. Верхним уровнем была станица со станичным атаманом, более или менее соответствовавшая церковному приходу. Все должностные лица
казачьего самоуправления были выборными, кроме того, наиболее важные решения принимались напрямую хуторскими сходами, в которых участвовали все домохозяева, и станичными сходами, в которых принимали участие выборные по участкам.
8. Существовали ли обязательные сословные сборы? Да.
9. Кто вёл регистрацию членов сословия? Станичный атаман.
10. Было ли у казаков сословное учреждение опеки? У казаков была казенная Окружная опека, к ведомству которой относились жители всех сословий.
11. Каковы особые условия военной службы казачества? Казаки не подлежали всеобщей воинской повинности, при которой поступающие на службу выбирались из общей массы не имевших отсрочек и здоровых призывников по жребию. Вместо этого часть из них отбиралась на действительную службу начальством, а часть проходила службу по льготе, т. е. дома, занимаясь своим хозяйством, но в состоянии повышенной мобилизационной готовности, с обязанностью проходить сборы и учения. Казаки, в отличие от призывников, за свой счёт обеспечивали себя конем, обмундированием и амуницией.
12. Каков был допуск казаков к государственной службе? До 1906 г. казаки-недворяне не могли поступать на государственную службу. При наличии образовательного ценза (среднее или высшее образование) на государственную службу могли поступать лица всех сословий, но для казаков требовалось согласие военного начальства.
13. Как осуществлялось участие казаков в земском самоуправлении? В губерниях, где были казачьи войска,
не было земств. Область Войска Донского была губернией особого типа, в которой казачье военное управление и губернское управление для всех сословий были совмещены, в ней также не было земства.
14. Как осуществлялось участие казаков в городском самоуправлении? Казаки участвовали в городских выборах, только если они владели цензовым имуществом в городах, на равных основаниях и вместе со всеми другими сословиями.
15. Как участвовали казаки в выборах в Государственную Думу? В тех губерниях, где имелись казачьи войска, и в Области Войска Донского казаки образовывали отдельную избирательную курию. В некоторых губерниях и областях выборщики от казачьей курии вливались в общий избирательный съезд, а в некоторых выбирали отдельных депутатов от казачества; таких депутатов было всего шесть.
16. Участвовали ли казаки в выборах в Государственный Совет? Не участвовали.
17. Имело ли казачество привилегированный доступ к образованию? Нет.
18. Имело ли казачество привилегированный доступ к хозяйственной деятельности? Все члены казачьего сословия располагали паем в пользовании общественной станичной землей, у офицеров был увеличенный пай. Станичная паевая земля, переданная в пользование казаку, не могла быть продана или передана никому, кроме казака той же станицы.
19. Каковы особенности судопроизводства у казаков? Казаки имели собственный сословный выборный станичный суд, занимавшийся разбором мелких споров и малозначительных
правонарушений до простой мелкой кражи включительно. Суд не имел обязанности следовать общему гражданскому праву и мог пользоваться местными обычаями [3].
Важным было и то, что казаки, по своему сословному статусу являясь социальной опорой самодержавия, получали бесплатное медицинское обслуживание и бесплатное образование. В то время, когда они не несли службы, казаки занимались земледелием, чему способствовало право каждого мужчины-казака на надел в 30 десятин земли.
Рассмотренные компоненты становления казаков как социальной общности и превращение их в сословие позволяют сделать выводы.
Во-первых, причинами возникновения казаков на Руси и в России были социально-политические противоречия, главными из которых были военные, объективно «сопровождающие» процесс становления и развития российской государственности и требующие их разрешения посредством использования квалифицированно подготовленных воинских подразделений.
Во-вторых, объективно в состав казаков входили все этнические и другие общности, которые проживали на территориях Руси и России с наибольшими военными конфликтогенными показателями.
В-третьих, сущность такой социальной общности, как казаки, была заключена в их социальной готовности осуществлять эффективные военные действия против агрессора.
В-четвёртых, объективно-субъективный переход казаков на службу русскому государю преобразовал их в сословие с соответствующими обязанностями перед властью и определёнными правами.
Таким образом, казаки как сословие - это исторически сформировавшаяся большая социальная общность людей разного этнического состава, занимающая определенное статусное положение в иерархической структуре российского общества и обладающая своими обязанностями, правами, привилегиями за несение обязательной службы, закрепленными в законе и передаваемыми по наследству.
Наряду со всеми перечисленными обязанностями и правами казаки, приобретшие статус сословия и форму существования как казачество, сформировали и закрепили в своей жизнедеятельности определённые материальные и духовные ценности, которые во многом диктовали им отношение к другим социальным общностям, к государственной власти и к самим себе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Быт Русской Армии XVIII - начала XX века / авт.-сост. С.В. Карпущенко. М.: Военное издательство, 1999. 366 с.
2. Гордеев А.А. История казаков в 4 т. Т. 1: Золотая орда и зарождение казачества. М.: Страстной бульвар, 1992. 173 с.
3. Ерохов И. Как была устроена сословная система в царской России. Казачество [Электронный ресурс] // D3: [сайт]. URL: https://erohov.d3.ru/kak-byla-ustroena-soslovnaia-sistema-v-tsarskoi-rossii-kazachestvo-1245981 (дата обращения: 28.09.2017).
4. Иловайский Д.И. Разыскания о начале Руси. Вместо введения в русскую историю [Электронный ресурс] // Литература и жизнь: [сайт]. URL: http://dugward.ru/library/ ilovayskiy/ilovayskiy_nachalo_rusi.html (дата обращения: 28.09.2017).
5. Казаки // Военная энциклопедия / под ред. В.Ф. Новицкого. В 18 т. Т. 11. Инкерман -Кальмар Зунд. СПб.: Тип. т-ва И.Д. Сытина, 1913. С. 273-278.
6. Казачьи заповеди [Электронный ресурс] // Русские казаки: [сайт]. URL: http:// russkie-kazaki.ru/kazachii-zapovedi (дата обращения: 28.09.2017).
7. Ключевский В.О. История сословий в России [Электронный ресурс] // Литература и жизнь: [сайт]. URL: http://dugward.ru/library/kluchevskiy/kluchevskiy_ist_sosloviy.html (дата обращения: 28.09.2017).
8. Мининков Н.А. Донское казачество в эпоху позднего средневековья (до 1671 г.). Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1998. 510 с.
9. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года: в 89 томах / под ред. Н.А. Тройницкого [Электронный ресурс] // Wikimedia commons: [сайт]. URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:%D0%9F%D0%B5%D 1 %80%D0% B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B0 %D1%8F_%D0%BF%D0%B5%D 1 %80%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D1 %81 %D 1 %8C_%-D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BDi%D1%8F_%D0%A0% D0%BE%D1%81%D1%81i%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%98%D 0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80i%D0%B8_%D0%B2_89_%D1%82%D0%BE%D0%BC %D0%B0%D1%85 (дата обращения: 28.09.2017).
10. Савельев Е.П. Древняя история казачества. М.: Вече, 2012. 448 с.
11. Савельев Е.П. История казачества с древнейших времён до конца XVIII века. Историческое исследование в 3 ч. Ч. I. Предки казачества. Новочеркасск, 1915 [Электронный ресурс] // Старые донские дороги Евграфа Савельева: [сайт]. URL: http:// passion-don.org/history-1.html (дата обращения: 28.09.2017).
12. Слобожанинов М. Народоправство и трудовое начало в исторических формах трудовых артелей. М.: Белые альвы, 2013. 48 с.
13. Татищев В.Н. История Российская с самых древнейших времён. К. 5 [Электронный ресурс] // Альтернативная наука: [сайт]. URL: http://www.vixri.com/d2/ V.N.TATIShEV%20-%20ISTORIJa%20ROSSIJSKAJa_Tom%20V.pdf (дата обращения: 28.09.2017).
14. Тихомиров М.Н. Древнерусские города. 2-е изд. перераб. и дополн. М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. 475 с.
15. Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства. 3-е изд., дополн. М.: ИНСАН, Совет по сохранению и развитию культур малых народов, СФК, 1991. 320 с.
16. Чивилихин В. Память: в 2 кн. Кн. 2. М.: Профиздат, 1988. 684 с.
REFERENCES
1. Karpushchenko S.V., ed. Byt Russkoy Armii XVIII - nachala XX veka [The life of the Russian
army in the XVIII to the beginning of the XX century]. Moscow, Military publishing house Publ., 1999. 366 p.
2. Gordeev A.A. Istoriya kazakov: v 4 t. T. 1: Zolotaya orda i zarozhdeniye kazachestva [History
of the Cossacks: in 5 vols. Vol. 1: the Golden Horde and the emergence of the Cossacks]. Moscow, Strastnoi bul'var Publ., 1992. 173 p.
3. Erokhov I. [How was organized by a class system in tsarist Russia. The Cossacks]. In: D3.
Available at: https://erohov.d3.ru/kak-byla-ustroena-soslovnaia-sistema-v-tsarskoi-rossii-kazachestvo-1245981/ (accessed: 28.09.2017).
4. Ilovaiskii D.I. [Researches on early Russia. Instead of introducing in Russian history]. In: Literatura i zhizn' [Literature and life]. Available at: http://dugward.ru/library/ilovayskiy/ ilovayskiy_nachalo_rusi.html (accessed: 28.09.2017).
5. [Cossacks]. In: Voyennaya entsiklopediya: v 18 t. T. 11. Inkerman - Kal'mar Zund. [Military
encyclopedia in 18 vols.Vol. 11. Inkerman - Kalmar Sund]. St. Petersburg, Tip. t-va I.D. Sytina Publ., 1913. 322 p.
6. [Cossack commandments]. In: Russkie kazaki [Russian Cossacks]. Available at: http://russkie-
kazaki.ru/kazachii-zapovedi (accessed: 28.09.2017).
7. Klyuchevskii V.O. [History classes in Russia]. In: Literatura i zhizn' [Literature and life]. Available at: http://dugward.ru/library/kluchevskiy/kluchevskiy_ist_sosloviy.html (accessed: 28.09.2017)
8. Mininkov N.A. Donskoye kazachestvo v epokhu pozdnego srednevekov'ya (do 1671 g.) [Don
Cossacks in the late middle ages (before 1671)]. Rostov-on-Don, Publishing house of Rostov University Publ., 1998. 510 p.
9. Pervaya vseobshchaya perepis' naseleniya Rossiiskoi imperii 1897 goda [The first General
census of the Russian Empire in 1897]. In: Wikimedia commons. Available at: https:// commons.wikimedia.org/wiki/Category:%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0% D1%8F_%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B0%D1%8F_%D0 %BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C_%D0%BD%D0%B 0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BDi%D1%8F_%D0%A0%D0%BE%D1%81 %D1%81i%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%98%D0%BC%D0%BF% D0%B5%D1%80i%D0%B8_%D0%B2_89_%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%85 (accessed: 28.09.2017).
10. Savel'ev E.P. Drevnyaya istoriya kazachestva [Ancient history of the Cossacks]. Moscow, Veche Publ., 2012. 448 p.
11. Savelev E.P. Istoriya kazachestva s drevneyshikh vremon do kontsa XVIII veka. Istoricheskoye issledovaniye. Ch. I. Predki kazachestva [History of the Cossacks from ancient times to the late eighteenth century. Historical study. P. I. The Ancestors of the Cossacks]. In: Starye donskie dorogi Evgrafa Saveleva [Old Don road Yevgraf Savelyev]. Available at: http:// passion-don.org/history-1.html (accessed: 28.09.2017).
12. Slobozhaninov M. Narodopravstvo i trudovoye nachalo v istoricheskikh formakh trudovykh arteley [The beginning of popular rule and labor in the historical forms of labor collectives]. Moscow, Belye al'vy Publ., 2013. 48 p.
13. Tatishchev V.N. [History of Russia since ancient times. B. 5]. In: Al'ternativnaya nauka [Alternative science]. Available at: http://www.vixri.com/d2/VN.TATIShEV%20-%20 ISTORIJa%20ROSSIJSKAJa_Tom%20V.pdf (accessed: 28.09.2017).
14. Tikhomirov M.N. Drevnerusskiye goroda [Old Russian cities]. Moscow, State Publishing House of Political Literature Publ., 1956. 475 p.
15. Khudyakov M.G. Ocherki po istorii Kazanskogo khanstva [Essays on the history of the Kazan khanate]. Moscow, INSAN Publ., Sovet po sokhraneniyu i razvitiyu kul'tur malykh narodov Publ., SFK Publ., 1991. 320 p.
16. Chivilikhin V. Pamyat': v 2 kn. K. 2 [Memory: in 2 b. B. 2]. Moscow, Profizdat Publ., 1988. 684 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Комаров Алексей Павлович - ведущий советник отдела внутреннего финансового контроля и аудита Департамента контрольно-ревизионной деятельности и профилактики правонарушений Министерства образования и науки Российской Федерации; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Alexey P. Komarov - Leading Adviser of the Internal Financial Control and Audit Subdivision of the Department for Control and Audit Activities and Prevention of Offenses of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Комаров А.П. Социальные, политические и культурные предпосылки формирования казачества как социальной общности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2017. № 3. С. 37-48
DOI: 10.18384/2310-7227-2017-3-37-48
CORRECT REFERENCE TO THE ARTICLE Komarov A.P. Social, Political and Cultural Background of the Formation of Cossacks as a Social Community. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy, 2017, no. 3, рр. 37-48. DOI: 10.18384/2310-7227-2017-3-37-48