СОЦИОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Социальные переходы в процессе возрастной дифференциации молодежи: социологическое измерение
А.В. Шуляева
В научной статье представлен теоретико-методологический и эмпирический анализ социальных переходов в процессе возрастной дифференциации молодежи. Обобщены научные подходы к социологической оценке социальных переходов. Выявлены современные противоречия возрастной дифференциации молодежи.
The article presents theoretical-methodological and empirical analysis of social transitions in the process of age differentiation of the young people. Scientific approaches to the sociological estimation of social transitions are generalized. Modern contradictions of age differentiation are revealed.
Особенности возрастной дифференциации молодежной когорты проявляются в том, что она постоянно находится в состоянии социального перехода, вектор которого направлен от преимущественного положения как объекта общественного воздействия к овладению преимуществом быть субъектом социально-преобразующей деятельности. В этом заключается социальный смысл «взросления» молодежи по освоению ценностей и норм конкретного общества, их последующего воспроизводства.
Динамика перехода молодежи от одно-
го возрастного периода к другому может быть резкой и критической, медленной и постепенной, что актуализирует проблему ее парадоксальности. Серьезный методологический анализ этой проблемы показал, что «парадоксальность сознания стала неотъемлемой частью современной жизни» [1].
Понимание молодежи через призму парадоксальности позволяет иначе подходить к ее оценкам. По мнению ряда авторов, более парадоксальны те возрастные критерии, на основе которых эта общность выделяется и формируется как молодежная [2]. Наиболее долгосрочное воздействие этой парадоксальности на то, как сохраняется, развивается и используется человеческий потенциал общества, оказывают решения, принимаемые молодежью в процессе пяти социальных переходов: продолжение учебы, начало трудовой деятельности, усвоение навыков здорового образа жизни, создание семьи и осуществление гражданской позиции. Данный подход позволяет получить полный и глубокий «слепок» сознания трех динамичных возрастных когорт молодежи в изменяющихся условиях общества, выявить и проанализировать нормы и ценности, связанные с типичной жизнедеятельностью.
И хотя термин «переход» не совсем точен, поскольку некоторые из указанных
Шуляева Алефтина Владиславовна - помощник председателя Комитета по управлению Центральным округом г. Хабаровска, соискатель Тихоокеанского государственного университета (г. Хабаровск)
аспектов - такие, как начало трудовой деятельности и создание семьи - в отличие от других объединяют в себе несколько переходов. Однако все переходы имеют решающее значение, так как связаны с накоплением, поддержкой, использованием и воспроизводством человеческого капитала. Успех при переходе к состоянию «взрослости» требует способностей делать компетентный выбор.
«Переходы» осуществляются в разные возрастные периоды, но можно определить несколько фаз, в течение которых они наиболее заметны. Во-первых, более ранними переходами является перевод учащихся из класса в класс.
На последующих фазах обучение продолжается, но работа занимает в жизни все большее место, связь с рынком труда с возрастом все более усиливается.
Акцент на изучение этих «переходов» обуславливает выбор возрастных когорт, характеризующих индивидов в социальной структуре общества. Учитывая, что возраст как переменная - это методологическая проблема, требующая особых методов проведения исследований, в науке используются следующие основные подходы к его исследованиям:
1. Межвозрастной (cross-sectional) - исследование групп определенных возрастов (например, 17, 24 и 29 лет) с целью выявления зависимостей переменных с изменением возраста.
2. Лонгитюдный - избранные группы исследуются на протяжении длительного времени (иногда с перерывами на несколько лет). В этом случае объектом выступает одно поколение. Однако неизвестно произошли ли наблюдаемые явления с изменением возраста или из-за изменений в окружающем мире.
3. Возрастной (time-lag) - определение эффекта времени фиксирует постоянный возраст (например, 17-летние, 24-летние и 29-летние) в течение нескольких лет.
4. Возрастно-периодический (cross-sequential) - тестирование двух или более возрастных групп в течение двух или более периодов времени с целью определить эффекты смешения. [3, с. 178 - 179]
Определение возрастных границ молодежи возможно как разграничение этапов жизненного цикла, понимаемого как последовательность перехода индивида от одной социально конструируемой категории возраста к другой, и указывающего
на различия в социальном опыте взросления. Глобальная тенденция состоит в том, что юность начинается раньше и раньше и продолжается все дольше и дольше.
Очевидно, что молодежные когорты имеют подвижные границы своего возраста, которые зависят от социально-экономического и политического развития общества, уровня культуры, условий жизни, а также от этнических особенностей, национальных традиций страны.
При анализе динамики ценностных ори-ентаций молодежи важно учитывать действие двух механизмов - преемственности и изменчивости. В современных условиях процесс формирования ценностей идет сверху, что приводит к несовпадению общественных и индивидуальных изменений. Например, общечеловеческие ценности для многих молодых людей являются лишь потенциальными ценностями, имеют характер довольно абстрактных идей.
В конечном счете, традиционные ценности - это ценности, усвоенные поколением родителей. Отказ детей от них вольно или невольно означает и критику, осуждение ими образа мыслей и жизни отцов. Это не может не восприниматься родителями болезненно, с чувством горечи и обиды. Сегодняшняя ситуация необычна тем, что "подростковый период" переживают не одни подростки и юноши, а все российское общество.
Особенностью современного процесса взросления, по мнению ряда отечественных социологов, является ценностный конфликт молодого и взрослого поколений. Так, например, В.Т. Лисовский утверждает, что кризис в российском обществе породил особый, нетрадиционный конфликт поколений. Поколение "отцов" оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия преемникам практически отсутствует. В российском обществе налицо разрыв поколений, отражающий разрыв исторического развитии [4, с. 20].
Н.И. Лапиным предложена и использована в социологическом исследовании классификация, в которой выделены альтернативные пары ценностей, так называемые "социально ободряемые" и "социально отвергаемые". Выделенные в ней критерии позволяют дать полный анализ систем ценностей молодого и родительского поколений, а также выявить совпадения и расхождения в ценностном сознании этих двух поколений.
Указанная классификация адаптирована к сознанию и восприятию молодого поколения и включает: системы ценностей как интегрирующие - консолидирующие поведение субъектов, так и дифференци-руюшде - разъединяющие субъектов, выявляя их специфичность и особенность в поведении; смысло-жизненная система объединяет ценности человеческой жизни, предопределяющие цели бытия, человеческой сущности, ценности свободы, правды, красоты; витальная - ценностные суждения, необходимые для сохранения и поддержания повседневной жизни, здоровья, безопасности, комфорта; интеракционист-ская - включает ценностные суждения, важные в межличностном и групповом общении: хорошие отношения, спокойная совесть, власть, взаимопомощь; социализа-ционная - включает те ценности, которые определяют процесс формирования личности [5].
Анализ данных результатов социологических исследований показывает, что состояние и тенденции развития молодежи как в России в целом, так и в ее регионах (в нашем исследовании - в Хабаровском крае) не имеют существенных различий. Общим является достаточно мозаичная, противоречивая картина, отражающая парадоксальность молодежного сознания и поведения.
С одной стороны (российская молодежь) в своем подавляющем большинстве, «плоть от плоти» своих родителей, что проявляется в жизненных планах, ценностных ориента-циях, отношении к национальным проблемам и религии.
С другой, отличительные особенности молодежи касаются, в основном, ее качеств как работников и тесно связанного с этим ее материального положения, морального облика и особенностей поведения. Молодежь выгодно отличается от старшего поколения уровнем квалификации, наличием тех знаний и умений, которые высоко ценятся на современном рынке труда, уровнем мобильности, интеллектуальной активности.
В тоже время, остро стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь от неизбежных для взросления «социальных переходов», интеграции молодежи в единое социокультурное пространство российского общества.
Для выявления противоречий возрастной дифференциации молодежи с 1997
года осуществляется социологический мониторинг когорт, которые воплощают возраст надежд (17 лет), этап формирования собственного пути (24 года) и пору получения первых самостоятельных результатов (29 лет) [6].
Так, результаты исследования демонстрируют повышение потребности включенности разных возрастных групп молодежи в систему образования в процессе перехода к профессиональному обучению. Бели для 17-летней молодежи этот показатель имеет традиционно устойчивую форму, то для 24-29-летней потребность в обучении за исследуемый период (1997 - 2007 гг.) возросла в 3 - 4 раза. Выявлен устойчивый и высокий интерес 17-летней молодежи на получение преимущественно высшего образования (85,9% городских и 69,1% сельских выпускников), чем начальной и средней профессиональной подготовки. Наряду с этим следует отметить, что особую ценность у молодежи приобретает диплом как таковой (30,4% опрошенных). Этот показатель выше у 24-29 летней молодежи, чем у 17-летней (35% против 20% соответственно).
Учитывая, что реформы больнее всего ударили по занятости молодежи, особенно в регионах Дальнего Востока, ее душевые доходы здесь вдвое ниже, а уровень безработицы вдвое выше, чем у взрослого населения. По данным опроса (2007 г.), среднемесячный доход на одного члена семьи у 40% респондентов составляет менее 5 тыс. руб., а у 30% респондентов - от 5 до 10 тыс. руб. В своих же материальных предпочтениях молодежь ориентируются на достаточно высокий уровень дохода. При этом, существенных различий в мотивах «большой зарплаты» среди возрастных когорт в исследовании не выявлено. Примерно половина опрошенных молодых людей хотели бы заниматься предпринимательской деятельностью. Однако это желание, в большей мере, присуще выпускникам школ, чем более взрослой молодежи. Как следствие, свой предпринимательский потенциал («открыли свое дело», «занялись коммерцией») реализовали только 5% респондентов.
Создание семьи стабильно занимает одно из ведущих мест в рейтинге ценностей молодежи, но реальный переход к ней носит отсроченный характер. Так, респонденты в двух возрастных группах (17 лет и 24 года) в 70% случаев видят себя в будущем
«...человеком, у которого крепкая семья и хорошие дети», в то время как 29-летняя молодежь - только в 42,4% случаев эту ценность реализует. Добавим к этому, что каждый седьмой опрошенный из числа не состоящих в браке выразил намерение не оформлять его в будущем. Как следствие, у 40% молодых семей - незарегистрированный брак, имеющий, как известно, свои негативные последствия.
Таким образом, в процессе возрастной дифференциации у молодежи доминируют установки на получение профессии, но переходы к ней нередко носят стихийный характер, не совпадают с реальными потребностями личности и рынка труда; достижение высокого материального благополучия основано на мотиве больших денег, что криминализует способы их добычи; процесс создания семьи и рождения детей блокируется не только материальными факторами (работа, жилье, зарплата), но и эгоистическими ценностями (жизнь для себя); усвоение навыков здорового образа жизни контрастирует с увеличением
курения, потребления наркотиков и алкоголя молодежью.
Литература и источники:
1. Тощенко, Ж.Т. Парадоксальный человек / Ж.Т. Тощенко. ~ М., - 2001.
2. Вишневский, Ю.Р. Парадоксальный молодой человек / Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко // Социологические исследования, 2006. -Ns6.- С. 26-36.
3. Репеко, А.П. Возраст как переменная / А.П. Репеко // Социология: Энциклопедия / Сост. A.A. Гришанов, В.А. Абушенко и др. - Мн.: Книжный Дом, 2003.
4. Лисовский, В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России / В.Т. Лисовский. - СПб.: СПбГУП, 2000.
5. Лапин, Н.И. Ценности в кризисном социуме / Н.И. Лапин // Ценности социальных групп и кризис-общества / Отв. ред. Н.И. Лапин. -М.: ИФАН, 1991.
6. Доклад о положении молодежи Хабаровского края: социологическое измерение. -Хабаровск: Изд-воДВАГС, 2006.