Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАНИИ (НА МАТЕРИАЛАХ АНКЕТНОГО ОПРОСА СТУДЕНТОВ МГТУ ИМ. Н. Э. БАУМАНА)'

СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАНИИ (НА МАТЕРИАЛАХ АНКЕТНОГО ОПРОСА СТУДЕНТОВ МГТУ ИМ. Н. Э. БАУМАНА) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
489
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ТЕХНОЛОГИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ИНФОРМИРОВАННОСТЬ / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гаврилова Юлия Викторовна, Моторина Ирина Егоровна, Павлова Тамара Евгеньевна

Разработка и активная реализация проектов по внедрению технологий искусственного интеллекта (ИИ) в сферу высшего образования, способствовали организации и проведению социологического исследования, целью которого стало выявление социальных ожиданий студентов от внедрения технологий ИИ в образовательный процесс. Для достижения цели был организован онлайн-опрос 250 студентов МГТУ им Н. Э. Баумана. Выявлена достаточная информированность студентов о сущности и функциях технологий ИИ, процессах их внедрения в высшее образование. Установлено, что студенты понимают необходимость и позитивные последствия внедрения технологий ИИ в учебный процесс. При этом удалось установить низкую информированность студентов о проектах, связанных с технологиями ИИ, реализуемых в МГТУ им. Н. Э. Баумана. На основе анализа результатов исследования, авторы приходят к выводу, что отношение студентов к внедрению технологий ИИ в образование носит положительный характер, а социальные ожидания студентов определяются как инновационные и амелиористские (направленные на обновление и улучшение системы образования).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гаврилова Юлия Викторовна, Моторина Ирина Егоровна, Павлова Тамара Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL EXPECTATIONS OF THE INTRODUCTION OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGIES IN EDUCATION (ON THE MATERIALS OF A QUESTIONNAIRE SURVEY OF STUDENTS OF THE MOSCOW STATE TECHNICAL UNIVERSITY NAMED AFTER N. E. BAUMAN)

The development and active implementation of projects on the introduction of artificial intelligence (AI) technologies in higher education contributed to the organization and conduct of a sociological study, the purpose of which was to identify the social expectations of students from the introduction of AI technologies in the educational process. To achieve this goal, an online survey of 250 students of Bauman Moscow State Technical University was organized. Sufficient awareness of students about the essence and functions of AI technologies, the processes of their implementation in higher education has been revealed. It is established that students understand the necessity and positive consequences of the introduction of AI technologies in the educational process. At the same time, it was possible to establish low awareness of students about projects related to AI technologies implemented at Bauman Moscow State Technical University. Based on the analysis of the research results, the authors conclude that the attitude of students to the introduction of AI technologies in education is positive, and students’ social expectations are defined as innovative and amelioristic (aimed at updating and improving the education system).

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАНИИ (НА МАТЕРИАЛАХ АНКЕТНОГО ОПРОСА СТУДЕНТОВ МГТУ ИМ. Н. Э. БАУМАНА)»

Социальные ожидания внедрения технологий искусственного интеллекта в образовании (на материалах анкетного опроса студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана)

Гаврилова Юлия Викторовна,

кандидат философских наук, доцент кафедры «Социология и культурология», Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) E-mail: Gavrilova.yv@bmstu.ru

Моторина Ирина Егоровна,

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры «Социология и культурология», Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) E-mail: iemotorina@bmstu.ru

Павлова Тамара Евгеньевна,

студент кафедры «Социология и культурология», Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) E-mail: mr.blackcarrot@gmail.com

Разработка и активная реализация проектов по внедрению технологий искусственного интеллекта (ИИ) в сферу высшего образования, способствовали организации и проведению социологического исследования, целью которого стало выявление социальных ожиданий студентов от внедрения технологий ИИ в образовательный процесс. Для достижения цели был организован онлайн-опрос 250 студентов МГТУ им Н.Э. Баумана. Выявлена достаточная информированность студентов о сущности и функциях технологий ИИ, процессах их внедрения в высшее образование. Установлено, что студенты понимают необходимость и позитивные последствия внедрения технологий ИИ в учебный процесс. При этом удалось установить низкую информированность студентов о проектах, связанных с технологиями ИИ, реализуемых в МГТУ им. Н.Э. Баумана. На основе анализа результатов исследования, авторы приходят к выводу, что отношение студентов к внедрению технологий ИИ в образование носит положительный характер, а социальные ожидания студентов определяются как инновационные и амелиористские (направленные на обновление и улучшение системы образования).

Ключевые слова: социальные ожидания, искусственный интеллект, технологии, высшее образование, студенты, информированность, пандемия COVID-19, дистанционное обучение, цифровизация.

Введение

Развитие технических инноваций в сфере информационных технологий, а также их внедрение в экономику, медицину и образование, позволили обществу, столкнувшемуся с пандемией COVID-19, быстро адаптироваться трудностям и приспособиться к новым условиям реализации социальных практик. За 2020-2021 гг. компьютеризация и цифровиза-ция достигли не бывалых темпов развития. Особую актуальность приобрели технологии, способные имитировать функции человека и его мыслительной деятельности, помогать человеку в условиях социальной изоляции, облегчать его труд в напряженной борьбе с вирусом SARS-CoV-2.

Условия социальной изоляции из-за пандемии COVID-19 способствовали ускорению изменений в структуре и содержании образовательного процесса в высших учебных заведениях Российской Федерации. Наряду с активным применением компьютерных технологий и новейшего программного обеспечения, в процесс обучения в вузах страны стали внедрять робототехнику и технологии искусственного интеллекта (ИИ). Их внедрение нацелено на создание дополнительных «инструментов» познавательной среды, автоматизацию интеллектуальной деятельности, помощь в принятии решений и выборе оптимальных стратегий обучения, адаптированных под индивидуальные способности учащихся, повышение эффективности интеллектуального труда. Использование технологий ИИ может ускорить процесс достижения целей государственной политики в области высшего образования. Поэтому, изучение проблем, связанных с разработкой и внедрением технологий ИИ в сферу образования, представляет интерес для представителей различных наук - математики, кибернетики, социологии, психологии и т.д.

Роль технологий искусственного интеллекта в системе современного образования

Под искусственным интеллектом и технологиями ИИ ученые понимают 1) «имитационное мышление или способность искусственных интеллектуальных систем осуществлять мыслительные функции и операции, традиционно выполняемые человеком» [1, е с. 81]; 2) машины с элементами интеллектуального

_ поведения, то есть устройства частично способные

к восприятию, обучению, конструированию логических выводов, а также моделированию ментальных, когнитивных и образовательных процессов [2;

3]. Действительно, создание технологий ИИ предполагает разработку имитации некоторых интеллектуальных функций и отдельных психических процессов человека, например, таких как генерация и распознавание образов, решение логических и практических задач. То есть, технологии ИИ - это совокупность средств, методов и «инструментов», которые по основным принципам действия имеют сходство с интеллектом человека (естественным интеллектом), способным на эвристический поиск путей от исходных данных к ответу в пространстве множества возможных решений задач. Такая специфика технологий ИИ обеспечивает успех их внедрению в те сферы жизни, в которых особое значение имеют познавательный и созидательный аспекты -культуру, образование, науку.

К технологиям ИИ относят программы обработки текстов, машинное обучение, виртуальных цифровых помощников, экспертные системы и системы рекомендаций. Такие технологии давно интегрируются в бизнес, производство, медицину, науку, образование и другие сферы жизнедеятельности человека и общества. В высшую школу США и Европы сейчас внедрены и активно применятся отдельные технологии ИИ, такие как: разработанное корпорацией Nuance Communications (США, Массачусетс) программное обеспечение для распознавания речи, облегчения вербального общения студентов с ограниченными возможностями здоровья, а также в целях улучшения их правописания [4]; технология адаптивного обучения с открытым контентом Alta, разработанная американской компанией Knewton [5]; виртуальный помощник VAs, улучшающий навыки критического мышления у студентов (компания Cognii, США) [6]; платформа Century Tech для разработки персонализированных учебных планов и мониторинга успеваемости обучения на основе анализа данных и когнитивной неврологии (Лондон, Великобритания) [7] и др. В отечественной системе образования также предпринимаются попытки внедрения элементов технологий ИИ: для общего обязательного образования функционирует платформа МЭШ (Московская электронная школа); приложение для изучения английского языка Parla, созданное группой российских разработчиков; системы онлайн-прокторинга.

Одно из ведущих мест в области изучения и разработки технологий ИИ в России принадлежит ученым Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана (Национальный исследовательский университет). МГТУ им. Н.Э. Баумана является одним из крупнейших национальных исследовательских университетов в России и Европе, в котором создан Центр разработки и внедрения искусственного интеллекта. Ключевые разработки Центра ИИ являются основной для цифровой трансформации как университета, так и страны, что соответствует Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 г., утвержденной Указом

Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» [8]. В настоящее время в МГТУ им. Н.Э. Баумана сложилось два основных направления в сфере технологий ИИ:

1) научные разработки и внедрение технологий ИИ в промышленное производство, сферы социально-экономического и технологического развития;

2) образовательная деятельность университета по подготовке высококвалифицированных кадров в области технологий ИИ. Согласно программе «Приоритет 2030» заявлено о пяти стратегических проектах, имеющих отношение к технологиям ИИ. Это проекты Bauman Deep Tech, Bauman Green PLM, Bauman Deep Analytics, Университет для университетов и Креативные индустрии [9]. Такого рода технологий ИИ предназначены для расширения границ человеческих способностей и возможностей, что определяет их как ценный и необходимый ресурс в современном мире.

Для системы образования технологии ИИ важны тем, что позволяют осваивать новые знания и формировать компетенции в удобное для студента время, в комфортных для него условиях, тем самым, способствуя гуманизации образования; помогают учащимся максимально раскрыть свои способности и успешно овладеть профессией. По мнению исследователей, «возможности обучения на основе искусственного интеллекта безграничны. Искусственный интеллект может повысить эффективность образования, связанную с обменом, развитием и распространением знаний, в то же время, позволит сохранить автономию человека, свободу его действий» [10]. Возможности технологий ИИ обрабатывать огромные объемы информации способствуют выявлению проблемных зон в процессе обучения, позволяют корректировать подачу учебного материала, формируя необходимые компетенции учащихся. Таким образом, использование технологий ИИ в образовательном процессе является продвижением к повышению конкурентоспособности вузов, улучшению качества образовательных услуг, к появлению новых форматов обучения.

Для успешного внедрения технологий ИИ в сферу высшего образования необходима подготовленность всей системы образования, включая готовность субъектов и объектов образовательного процесса, компетентность руководящих и контролирующих органов, техническую пригодность самих технологий. Готовность общества к внедрению технологий ИИ можно проанализировать посредством выявления специфики социальных ожиданий, поняв информировано общество об этих феноменах, как оно к ним относиться и как с ними взаимодействует.

Масштабность трансформации системы образования формирует социальные ожидания возможных вариантов ее развития. Населением поднимаются вопросы о направленности изменений в сфере высшего образования, их перспективах и рисках, о необходимости и специфике процесса

сз о

о Л о

о сз о в

внедрения в учебный процесс новейших научно-технических разработок. У студентов возникает устойчивый интерес к возможностям применения технологий ИИ в образовании.

В современном обществе формируется система взглядов, оценок и стереотипов на переход к онлайн-обучению, к гибридным формам организации учебного процесса (с применением традиционных и дистанционных технологий), на создание виртуальной образовательной среды с функционированием искусственного интеллекта. Причем, общественное мнение не всегда носит позитивный характер. Ожидания относительно внедрения технологий ИИ в образование омрачены возможным возникновением рисков от них, что вызывает опасения среди представителей различных социальных групп и профессиональных сообществ. Вот некоторые из ограничений и угроз для человека и общества, связанные с активным внедрением технологий ИИ в образование: постепенное вытеснение естественного интеллекта искусственным, снижение адаптационных возможностей человека к стремительно меняющимся условиям жизни [11], утечка личных данных пользователей и незаконное их использование [12, с. 13], снижение способности к осознанному восприятию действительности и самостоятельному принятию решений [Там же.], утрата эмоциональных переживаний в системе учитель-ученик и др. Ученые пишут о слабой информированности общества о сущности и содержании ИИ, указывают на незнание о разрабатываемых и реализуемых государством проектах, связанных с технологиями ИИ [Там же.], что и определяет страх и негативное восприятие роботов и технологий ИИ, используемых в обучении.

Особый интерес представляет анализ социальных ожиданий наиболее динамичной социальной группы - студенческой молодежи, которая во многом детерминирует процесс формирования общественного мнения, является неотъемлемым звеном системы высшего образования, движущей силой научного прогресса и участником практической реализации инноваций в системе образования. В связи с этим была сформулирована цель данного исследования: проанализировать содержание социальных ожиданий студентов от внедрения технологий ИИ в сферу высшего образования. Для достижения этой цели в 2021 г. был организован и проведен анкетный онлайн-опрос студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана, в ходе которого выявлялись информированность студентов о технологиях ИИ, отношение студентов к технологиям ИИ и процессу внедрения их в образование, а также специфика поведения студентов в условиях взаимодействия с технологиями ИИ. Предполагалось, что студенческая молодежь считает необходи-е мым и важным внедрение технологий ИИ в сфе-ц ру высшего образования, а социальные ожидай ния студентов определяются как инновационные еЗ и амелиористские (направленные на обновление Ц и улучшение системы образования).

Методы исследования

Опрос проводился дистанционно с использованием сервиса «Google Формы». В опросе приняли участие студенты (бакалавры и магистры) МГТУ им. Н.Э. Баумана. Всего было опрошено 250 человек в возрасте от 18 до 25 лет. Среди них 27% женщин и 73% мужчин.

Результаты исследования

Результаты опроса показали, что каждый из респондентов слышал о технологиях искусственного интеллекта, при этом 80% опрошенных студентов имеют верное понимание сущности технологий ИИ, знают их особенности и различают искусственный интеллект и технологий ИИ. 28% из всех опрошенных считают, что технологии ИИ имитируют мыслительные функции человека; 28% респондентов называют технологии ИИ самообучающимися алгоритмами; 24% респондентов считают, что это технологии, основанные на использовании искусственного интеллекта.

Незначительная часть опрошенных студентов (20%) имеют общие представления о технологиях ИИ, знакомы с этим термином. 15,7% из них называют технологии ИИ отраслью информатики, занимающейся разработкой программного обеспечения в целях автоматизации интеллектуального поведения. Только 2,7% респондентов назвали технологии ИИ программами или механизмами, не имеющими отношения к имитации человеческого разума. Среди ответов есть выбор «Другое», с указанием собственного мнения. Такие ответы составляют наименьшую долю опрошенных (1,6%).

Полученные данные в части информированности студентов о сущности технологий ИИ совпадают с данными опроса россиян на тему отношения к искусственному интеллекту, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и АНО «Национальные приоритеты» в рамках реализации федерального проекта «Искусственный интеллект» нацпроекта «Цифровая экономика» (июль 2021 года). По данным ВЦИОМ подавляющее большинство россиян (81%) знакомы с термином «искусственный интеллект». Наиболее информированными на этот счет оказались молодые люди (38-39%) и россияне с высшим образованием (49%) [13].

По данным опроса студенты МгТу им. Н.Э. Баумана слабо информированы о проектах, созданных с технологиями ИИ разрабатываемых и реализуемых на базе МГТУ им. Н.Э. Баумана (Bauman Deep Tech, Bauman Green PLM, Bauman Deep Analytics, Университет для университетов и Креативные индустрии). К сожалению, оказалось, что более 80% учащихся не знакомы с проектами, либо слышали их название, но не знают на что конкретно нацелены проекты. Это может быть следствием того, что вуз обладает обширным спектром направлений в образовании, и учащиеся сосредоточены на исследованиях и проектах своих факультетов.

Опрос показал, что студенты понимают роль технологий ИИ в сфере высшего образования, могут определить их функции для организации и реализации обучения. Большинство опрошенных (53,2%) считают, что внедрение технологий ИИ в сферу образования необходимо для повышения качества образовательных услуг. Половина респондентов (50%) ответили, что внедрение технологий ИИ способствует адаптации образовательного процесса к потребностям обучающихся. Около половины опрошенных студентов (48,4%) полагают, что технологии ИИ нужно внедрить в образование для анализа результатов обучения и автоматизации оценки качества знаний.

Понимание студентами роли технологий ИИ для высшего образования объяснимо из-за трудностей перехода в дистанционный и гибридный форматы обучения в условиях пандемии COVID-19 с которыми столкнулись студенты и преподаватели. С одной стороны, такие форматы получения знаний «обеспечивали возможность непрерывного обучения в период особых ограничений (включающих строгую самоизоляцию), введенных с целью предотвращения распространения инфекции, с другой стороны, иногда приводили к снижению качества образовательных услуг, из-за технических сбоев, сложностей с адаптацией и самоорганизацией» [14, с. 22]. Поэтому, особую актуальность для студентов приобрели вопросы повышения качества образования, адаптивности учебного процесса и материала к потребностям учащихся, установлению непрерывных каналов коммуникации с преподавателями в условиях социальной изоляции, формирование автоматизированной максимально объективной оценки знаний.

Опрос позволил выявить возможную готовность студентов в ближайшее время получать университетские знания посредством интеграции технологий ИИ учебный процесс. Около половины респондентов (44,4%) высказывают нейтральное отношение к возможным реформам по внедрению технологий ИИ в высшее образование, что может быть вызвано пониманием неизбежности обновления системы образования в связи со стремительными темпами цифровизации и активным запуском проектов в области научно-технических инноваций. Также около половины опрошенных студентов (46,8%) высказывают положительное мнение о внедрении технологий ИИ в высшее образование. Всего 5,6% респондентов считают такие процессы отрицательными. Количество респондентов, которые предпочли написать свой вариант в строчке «Другое», 3,2%. Ответы разнообразны и имеют неоднозначный характер.

Результаты опроса позволили построить диаграмму отношения студентов к внедрению технологий ИИ в конкретные сферы и области высшего образования (Рис. 1.). Респондентам предлагалось оценить по пятибалльной шкале (где «1» - «резко отрицательная оценка», «5» - «явно положительная») области внедрения технологий ИИ в образование: 1) настройка индивидуального

плана обучения под прогресс каждого обучающегося (персонализация), 2) автоматизация фиксации результатов образовательной деятельности, 3) интервальное обучение, 4) формирование гибридных форматов обучения, 5) доступность обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, 6) внедрение различных цифровых продуктов на основе ИИ.

Оценка отношения к внедрению ИИ в сферу образования

,0 22

,4

Автоматизация фиксации результатов обр<

Интервальное обуче

Формирование гибридных форма

Внедрение различных цифровых продуктов на

резко отрицательная оценка ■ положительная оценка

■ отрицательная оценка

затрудняюс

Рис. 1. Отношение студентов МГТУ им Н.Э. Баумана к внедрению технологий ИИ в сферу высшего образования

Большинство опрошенных высказали явно положительную оценку внедрения технологий ИИ в образование по следующим направлениям: 1) для лиц с ограниченными возможностями здоровья (68%); 2) для персонализации образовательного процесса (56%); 3) внедрение различных цифровых продуктов с элементами ИИ (45%); для формирования гибридных форматов обучения (40%).

Неопределенность и отрицательное отношение студенты проявили к внедрению интервального обучения (56%) и автоматизации фиксации результатов образовательной деятельности (45%). Эти направления набрали наибольшее количество оценок «1» и «2». В этих же направлениях студенты указали, что затрудняются ответить. Возможно, затруднения с оценкой и негативное отношение к внедрению технологий ИИ в этих направлениях связано с непониманием студентами значение термина «интервальное обучение» и недоверием к автоматизированным системам оценивания знаний в связи с возможностью возникновения ошибок в программном обеспечении.

Также удалось выявить наиболее полезные, по мнению студентов, аспекты внедрения технологий ИИ в высшее образование (Рис. 2). «Подбор образовательного контента под потребности каждого студента» оказался наиболее значимым с точки зрения полезности для студентов (68%), что еще раз подчеркивает важность персонализа-ции образования, которую могут обеспечить технологии ИИ. Безусловно, упрощение анализа данных с помощью систем технологий ИИ перспективная сфера для внедрения, и более половины прошедших опрос (64%) включили этот пункт в «важный и полезный для внедрения». Дистанционное образование и обучение лиц с ограниченными возможностями примерно равны в количестве выбранных, с точки зрения полезности внедрения технологий ИИ (54% и 56% соответственно). Социальное и эмоциональное развитие наименее при-

сз о

о Л о

о сз о в

Доступность для лиц с ограниче здоровья

оритетный пункт для включения в список важных, всего 21%.

Сферы, в которых технологии ИИ принесут наибольшую пользу

Автоматизация анализа данных

Социально и эмоциональное развитие

Формирование гибридных форматов образования

Обучение лиц с ограниченными возможностями

Дистанционное обучение

Подбор образовател ьного контента под потребности каждого студента

Рис. 2. Полезные для внедрения технологий ИИ аспекты образовательного процесса

По результатам опроса удалось установить эмоциональную окраску («положительно», «нейтрально», «отрицательно») отношения студентов к внедрению технологий ИИ в образование. Доминирующие 58,1% опрошенных настроены положительно, 35,5% - нейтрально, что может сигнализировать о незаинтересованности студентов, либо расценивании процесса внедрения технологий ИИ как неизбежного, а, следовательно, не вызывающего эмоциональных переживаний. Наименьшее число студентов (4,8%) отрицательно относятся к внедрению технологий ИИ. 1,6% респондентов выбрали ответ под пунктом «Другое», при этом никак не комментируя свой выбор.

В ходе опроса удалось получить развернутые ответы студентов на открытый вопрос анкеты «По вашему мнению, готова ли система высшего образования к цифровизации, посредством внедрения технологий ИИ?». Чтобы минимизировать пустые ответы, вопрос поставлен как «необязательный». Это дало возможность получить ответы от заинтересованных респондентов, желающих добавить развернутое мнение. Из 250 опрошенных дали ответ 182 человека. Ответы можно классифицировать на односложные и развернутые, а также разделить по эмоциональной окраске. Ответы из разряда оценивающих систему высшего образования как готовую к внедрению доминируют в количестве 102 голоса (56%): респонденты дают позитивную оценку готовности системы высшего образования, считают внедрение технологий ИИ необходимым и своевременным; 50 респондентов (28%) дали нейтральный ответ: выражая согласие и ожидание внедрения, они также указывали на опасение возникновения некоторых проблем в процессе внедрения. Например, сложности адаптации к технологиям преподавателей преклонного возраста, неравномерность внедрения технологий ИИ по стране; только 30 (16%) голосов выражают опасения, что система высшего образования требует времени и серьезной модернизации перед внедрением технологий ИИ, в также реформ в не-£ которых областях образования. В открытом вопро-Ц се анкеты более 50% проходящих опрос оставили е^ развернутый ответ, что является знаком заинтересованности и желания высказаться на счет преобразований в сфере учебного процесса.

Заключение

Таким образом, организация образовательного процесса с применением технологий ИИ вызывает интерес у студентов. Информированность и полнота знаний студентов о сущности, содержании, функциях технологий ИИ во многом определяют их отношение к инновационным научно-техническим разработкам, внедряемым в образование. Достаточный объем знаний, критический анализ перспектив и рисков их внедрения, ориентируют студентов на активное использование технологий в познавательной деятельности, способствуют их включенности в практическое освоение технологий ИИ. В то время как низкий уровень информированности, недостаток знаний о специфике тех или иных социальных процессов и феноменов, как известно, способствует формированию страхов, неуверенности, а, следовательно, нежеланию осваивать новшества.

Бурное развитие технологий ИИ, их активное внедрение во все сферы человеческой жизни, а также широкое обсуждение в научных кругах и СМИ перспектив и рисков внедрения ИИ, формируют общественное мнение и систему стереотипов о новой социальной реальности, отраженной в цифровом формате. Возникает система социальных оценок и поведенческих актов, направленных на готовность, либо не готовность осваивать новейшие научно-технические достижения. Изучать социальные ожидания, тем более непосредственных участников образовательного процесса - студентов, полезно в целях минимизации социальных рисков при внедрении технологий ИИ, в целях отлаженной координации действий при обновлении системы высшего образования.

Изучение социальных ожиданий студентов МГ-ТУ им. Н.Э, Баумана в отношении внедрения технологий ИИ в высшее образование, показывает готовность студентов к внедрению технологий ИИ и их согласие на применение технологий в обучении. Этому способствуют информированность о разрабатываемых и внедряемых в обучение цифровых и технологических продуктах, владение студентами цифровыми компетенциями и технологической грамотностью, необходимыми для адаптации к обновляющейся сфере высшего образования.

Литература

1. Амиров Р. А., Билалова У.М. Перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в сфере высшего образования // Управленческое консультирование. 2020. № 3 (135). С. 8088.

2. Кайгородцев А.А. Прогресс цифровизации и его последствия // Россия: тенденции и перспективы развития. 2021. № 16-1. С. 552-555.

3. Tuomi I. et al. The Impact of Artificial Intelligence on Learning, Teaching, and Education // Luxembourg: Publications Office of the European Union. 2018. P. 42.

4. Nuance (2020). [Электронный ресурс] // https:// www.nuance.com/about-us/who-we-are.html (дата обращения 10.12. 2021).

5. Alta: New for higher education. [Электронный ресурс]: Knewton (2020). // https://www.knewton. com/ (дата обращения 10.12. 2021).

6. Artificial Intelligence and Cognitive Science [Электронный ресурс]: Cognii (2020). // https://www. cognii.com/ (дата обращения 10.12. 2021).

7. Supercharge learning through personalisation [Электронный ресурс]: Century (2020). // https:// www.century.tech/ (дата обращения 10.12. 2021).

8. Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года») // Собрание законодательства Российской Федерации. 2019. № 41. Ст. 5700.

9. Приоритет 2030. Стратегические проекты МГ-ТУ им. Н.Э. Баумана [Электронный ресурс] // https://bmstu.ru/news/strategicheskie-proekty-mgtu (дата обращения 12.10.2021).

10. Owoc M. L., Sawicka A., Weichbroth P. Artificial Intelligence Technologies in Education: Benefits, Challenges and Strategies of Implementation // arXiv preprint arXiv:2102.09365. 2021.

11. Пороховский А.А. Цифровизация и искусственный интеллект: перспективы и вызовы // Экономика. Налоги. Право. 2020. № 2. С. 8491.

12. СоциоДиггер. 2020. Октябрь. [Электронный ресурс]: Том 1. Выпуск 3: Цифровизация и искусственный интеллект // https://wciom.ru/fileadmin/ file/nauka/podborka/wciom_sociodigger_102020. pdf (дата обращения 10.12. 2021).

13. Искусственный интеллект: благо или угроза? // Аналитический обзор ВЦИОМ. 7 июля 2021 г. [Электронный ресурс] // https://wciom. ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ iskusstvennyi-intellekt-blago-ili-ugroza (дата обращения 12.11.2021).

14. Петрова П.Н., Гаврилова Ю.В. Влияние самоорганизации учащихся на эффективность реализации дистанционного обучения // Безопасная образовательная среда будущего: вызовы и технологии решения. Материалы VI Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией О.И. Щербаковой. Москва-Саранск, 2021. С. 21-28.

SOCIAL EXPECTATIONS OF THE INTRODUCTION

OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGIES

IN EDUCATION (ON THE MATERIALS OF

A QUESTIONNAIRE SURVEY OF STUDENTS OF THE

MOSCOW STATE TECHNICAL UNIVERSITY NAMED

AFTER N.E. BAUMAN)

Gavrilova Yu.V., Motorina I.E., Pavlova T.E.

Bauman Moscow State Technical University (National Research University)

The development and active implementation of projects on the introduction of artificial intelligence (AI) technologies in higher education contributed to the organization and conduct of a sociological study, the purpose of which was to identify the social expectations of students from the introduction of AI technologies in the educational process. To achieve this goal, an online survey of 250 students of Bauman Moscow State Technical University was organized. Sufficient awareness of students about the essence and functions of AI technologies, the processes of their implementation in higher education has been revealed. It is established that students understand the necessity and positive consequences of the introduction of AI technologies in the educational process. At the same time, it was possible to establish low awareness of students about projects related to AI technologies implemented at Bauman Moscow State Technical University. Based on the analysis of the research results, the authors conclude that the attitude of students to the introduction of AI technologies in education is positive, and students' social expectations are defined as innovative and amelioristic (aimed at updating and improving the education system).

Keywords: social expectations, artificial intelligence, technology, higher education, students, awareness, COVID-19 pandemic, distance learning, digitalization.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Amirov, R.A., Bilalova, U.M. (2020) Prospects for the introduction of artificial intelligence technologies in higher education // Managerial consulting. No.3 (135). p. 80-88.

2. Kaigorodtsev, A.A. (2021) Progress of digitalization and its consequences // Russia: trends and prospects of development. No.16-1. P. 552-555.

3. Tuomi, I. et al. (2018) The Impact of Artificial Intelligence on Learning, Teaching, and Education // Luxembourg: Publications Office of the European Union. P. 42.

4. Nuance (2020). [Electronic resource] // https://www.nuance. com/about-us/who-we-are.html (accessed 10.12. 2021).

5. Alta: New for higher education. [Electronic resource]: Knewton (2020). // https://www.knewton.com/ (accessed 10.12. 2021).

6. Artificial Intelligence and Cognitive Science [Electronic resource]: Cognii (2020). // https://www.cognii.com/ (accessed 10.12. 2021).

7. Supercharge learning through personalisation [Electronic resource]: a Century (2020). // https://www.century.tech/ (accessed 10.12. 2021).

8. Decree of the President of the Russian Federation No. 490 dated October 10, 2019 "On the development of artificial intelligence in the Russian Federation" (together with the "National Strategy for the Development of Artificial Intelligence for the period up to 2030") // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2019. No. 41. St. 5700.

9. Priority 2030. Strategic projects of Bauman Moscow State Technical University [Electronic resource] // https://bmstu.ru/news/ strategicheskie-proekty-mgtu (accessed 12.10.2021).

10. Owoc, Mieczyslaw L., Agnieszka Sawicka and Pawet Weichbroth (2021) Artificial Intelligence Technologies in Education: Benefits, Challenges and Strategies of Implementation. // ArXiv abs/2102.09365 (2021): n. pag.

11. Porokhovsky, A.A. (2020) Digitalization and artificial intelligence: prospects and challenges // Economy. Taxes. Right. No.2. p. 84-91.

12. SocioDigger. 2020. October. [Electronic resource]: Volume 1. Issue 3: Digitalization and artificial intelligence // https://wciom.ru/ fileadmin/file/nauka/podborka/wciom_sociodigger_102020.pdf (accessed 10.12. 2021).

13. Artificial intelligence: good or threat? // Analytical review of VT-sIOM. July 7, 2021 [Electronic resource] // https://wciom.ru/ analytical-reviews/analiticheskii-obzor/iskusstvennyi-intellekt-blago-ili-ugroza (accessed 12.11.2021).

14. Petrova, P.N., Gavrilova, Yu.V. (2021) The influence of students' self-organization on the effectiveness of distance learning // Safe educational environment of the future: challenges and solutions technologies. Materials of the VI International Scientific and Practical Conference. Under the scientific editorship of O.I. Shcherbakova. Moscow-Saransk, p. 21-28.

сз о

о Л о

о сз о в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.