Научная статья на тему 'Социальные ожидания населения регионов РФ по решению актуальных проблем качества жизни как условие повышения коммуникационной и управленческой активности власти'

Социальные ожидания населения регионов РФ по решению актуальных проблем качества жизни как условие повышения коммуникационной и управленческой активности власти Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные ожидания населения регионов РФ по решению актуальных проблем качества жизни как условие повышения коммуникационной и управленческой активности власти»

Парфенов В.Г.

к.соц.н., президент Фонда поддержки инновационных программ в социальной сфере «Социальная инноватика»

СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНОВ РФ ПО РЕШЕНИЮ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КОММУНИКАЦИОННОЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ВЛАСТИ

Политика модернизации всех сторон социальной и экономической жизни страны, реализуемая в рамках Страте-гии-2020, настоятельно требует формирования и консолидации «модернизационной коалиции», способной мобилизовать все здоровые силы российского общества на усиление деятельности по преодолению последствий мирового кризиса и повышение эффективности государственного и муниципального управления по критерию качества жизни граждан страны.

Сегодня изучение и оценка качества жизни населения и эффективности управления в регионах - не самоцель, а объективное требование времени и современного этапа развития российского общества, своеобразный ответ отечественных ученых и исследователей-практиков на социальный запрос общества на модернизацию управления российским государством и эффективность системы социальной политики и борьбы с бедностью.

В этих целях в 2009-2010 гг. некоммерческой организацией «Фонд поддержки инновационных программ в социальной сфере «Социальная инноватика» было проведено комплексное всероссийское исследование «Качество жизни населения и эффективность управления в регионах России в условиях преодоления последствий кризиса»1.

В исследовании «качество жизни» рассматривается, как результат целенаправленной деятельности общества в лице органов государственного и муниципального управления, бизнеса, институтов гражданского общества и самого человека по созданию оптимальных условий для удовлетворения его базовых потребностей и поддержания его родовидового существования. В этом смысле качество жизни, с одной стороны - во многом зависит от условий, полноты и качества услуг, предоставляемых населению федеральными и муниципальными службами в основных сферах жизнедеятельности, непосредственной деятельности органов государственной власти и муниципального управления для реализации повседневных жизненных потребностей жителей и их семей, а с другой - является показателем эффективности (неэффективности) деятельности власти, «барометром» эффективности регионального управления.

Состояние и оценка качества жизни населения регионов России

Среди показателей качества жизни населения регионов России, участникам исследования предлагалось оценить комфортность жизни в муниципальном образовании, а также оценить качество жизни через призму оценки полноты и качества услуг, предоставляемых в основных сферах жизнедеятельности в регионе.

Комфортность жизни в исследовании рассматривается как обобщенный показатель, который характеризует оценку человеком условий, созданных для удовлетворения его и его семьи базовых потребностей, а также среды обитания. В ходе исследования учитывалось, что человек, оценивая комфортность своей жизни, сравнивает ее с тем, как живут другие люди (соседи, родственники, друзья, коллеги и т. п.). Результаты исследования показывают, что значительная часть населения регионов России (более 30%) оценивает свою жизнь в конкретном муниципальном образовании комфортно, а почти каждый второй - средне (см. рис. 1).

средне

Рисунок 1.

Интегральная оценка комфортности жизни жителями регионов России

1 Всероссийское исследование «Качество жизни населения и эффективность управления в регионах России в условиях преодоления последствий кризиса» было проведено Фондом «Социальная инноватика» в декабре 2009 - мае 2010 гг. на средства гранта, выделенные Институтом общественного проектирования (ИНОП) в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 160-рп «Об обеспечении в 2009 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества» в 30 субъектах в 7 Федеральных округах России по Всероссийской репрезентативной выборке, общий объем которой составил 3950 респондентов. Методы исследования: массовый анкетный опрос населения регионов России, очное экспертное интервью, фокусированное интервью в основных социально-профессиональных группах населения, анализ официальных статданных Росстата по показателям качества жизни.

Наиболее комфортно оценивают свою жизнь жители регионов Сибирского, Центрального и Северо-Западного федеральных округов. Наименее комфортно - жители регионов Южного и Уральского федеральных округов. При этом, наиболее позитивные оценки комфортности жизни населением регионов России в основном связаны с условиями, созданными в таких сферах жизнедеятельности, как: связи, культуры и досуга, торговли, строительства и инфраструктуры. Снижают оценку комфортности проживания населением недостатки и проблемы в сферах ЖКХ, транспорта, медицинского обеспечения, образования, трудоустройства населения, экологии, общественной и личной безопасности граждан.

В целом качество жизни оценено населением регионов России «несколько ниже, чем удовлетворительно». Наиболее позитивно оценено качество жизни жителями регионов Центрального федерального округа, наиболее негативно -Дальневосточного федерального округа (см. рис. 2).

Рисунок 2.

Среднее индексное значение оценки качества жизни населением регионов России

Среди услуг, предоставляемых населению в основных сферах жизнедеятельности, наиболее позитивно жители регионов России оценивают услуги в сферах связи, культуры и досуга, торговли и образования. Наиболее негативно оцениваются населением регионов услуги и условия, созданные в сферах охраны окружающей среды, транспорта, трудоустройства населения, охраны общественного порядка и обеспечения безопасности личности.

Актуальные проблемы качества жизни населения регионов России

Наиболее актуальные и первоочередные проблемы населения большинства населения страны на сегодня проявляются в сфере здравоохранения, ЖКХ, охраны правопорядка и личной безопасности граждан, в материальной и социальной сферах. Среди них наиболее остро воспринимаются населением в регионах такие проблемы, как:

• закрытие предприятий и учреждений и отсутствие в этой связи рабочих мест (указали почти 48% респондентов из числа ответивших на вопрос);

• платные медицинские и образовательные услуги (21 и 23% респондентов соответственно);

• низкий уровень охраны общественного порядка и обеспечения безопасности личности (около 30%).

• бесконечный и неконтролируемый рост тарифов на коммунальные услуги при сохраняющемся качестве оказываемых услуг (более 20%);

• рост цен на ТНП и ГСМ (13,5%);

• коррупция в основных сферах обеспечения жизнедеятельности: правоохранительная, образовательная и здравоохранение, ЖКО и ЖКХ, сфера управления (от 8 до 12%).

Не менее актуальными проблемами в условиях преодоления кризиса для жителей регионов страны являются проблемы, связанные с: низким уровнем жизни и социальным расслоением основной части населения страны, а также с низким уровнем зарплат в бюджетной и социальной сферах, пенсий на уровне роста цен, инфляции и отстающей индексации.

Важными и актуальными проблемами в структуре проблемного поля жителей регионов, как источниками неудовлетворенности населением условиями, созданными в основных сферах жизнедеятельности, являются:

• в сфере поддержания здоровья: стремительное и неуправляемое расширение спектра платных медицинских услуг на фоне нехватки врачей и медицинских специалистов, отсутствия нормальной, системной работы поликлиник и условий в больницах;

• в сфере получения образования: недоступность платного образования и катастрофическая нехватка детских садов и мест в них, а также - закрытие школ и детских садиков в сельских поселениях;

• в сфере культуры и досуга: недостаточное количество доступных учреждений для занятий спортом, отдыха и досуга, высокие цены, нехватка кружков и секций, а также недостаточное развитие и отсутствие спортивных сооружений и площадок (стадионов и т. п.);

• в области обеспечения качества жилища: низкое качество работы коммунальных служб и управляющих компаний на фоне нерегулируемого и непонятного для большинства жителей роста тарифов и цен на услуги, перебои с электричеством, теплом, водой, а также неблагоустроенность дворов, территорий, отсутствие капремонта и наличие большого количества ветхого жилья;

• в сфере торгового обслуживания: высокие цены, низкое и сомнительное качество продовольственных и товаров повседневного спроса, нарушение правил и низкая культура торговли, в т. ч. нарушение санитарных норм;

• в сфере транспортного обслуживания: плохое качество дорог, недостаток муниципального общественного транспорта, неблагоустроенность остановок, тротуаров; вечные пробки в крупных городах и непродуманность транспортных развязок;

• в сфере охраны общественного порядка и обеспечения личной безопасности жителей: плохая работа милиции на фоне роста преступности и незащищенности от криминала, коррупция среди сотрудников правоохранительных органов (милиции, следствия, судов, прокуратуры), неукомплектованность и нехватка кадров в милиции, особенно участковых;

• в сфере охраны окружающей среды: несанкционированные свалки, мусорки, высокая загазованность и засоренность территорий, недостаток и низкая эффективность мер по охране окружающей среды.

Проблемы и их содержание на уровне страны и регионов многими жителями в регионах России воспринимаются, прежде всего, на местном уровне, выступают фактором снижения качества жизни - с одной стороны, а с другой -источником неудовлетворенности условиями проживания в конкретном муниципальном образовании и фактором повышения социальной активности по его улучшению.

Так, приведенный анализ проблем показывает, что люди в стране стали более внимательно и ответственно относиться к собственному качеству жизни и готовы за него бороться. Это наглядно иллюстрируют как критические оценки деятельности субъектов управления по его обеспечению, так и оценка качества предоставляемых услуг в основных сферах жизнедеятельности и изменившееся отношение жителей к тщательному выбору и качеству продуктов питания и других товаров, а также к состоянию окружающей среды и экологии.

Социальные ожидания населения регионов страны по решению актуальных проблем качества жизни

В целях корректного и адекватного принятия управленческого решения органами исполнительной власти и государственного управления в ходе анализа ситуации и состояния качества жизни населения важна дифференциация проблем и социальных ожиданий как по субъектам, так и по объектам управления. При этом необходимо учитывать важное положение о том, что фактическое качество жизни - это и своеобразный индекс удовлетворенности населения регионов тем, как государство в лице органов государственного и муниципального управления всех уровней и ветвей власти исполняет свои обязанности перед гражданами по обеспечению качества жизни.

Результаты исследования показали, что в массовом и специализированном сознании граждан страны сформировались два основных вектора социальных ожиданий от деятельности власти всех уровней по повышению качества жизни населения регионов России:

ожидание усиления приоритетов по развитию социального государства, где качество жизни людей является его критерием;

ожидание стабильного поступательного развития общества и преодоления последствий кризиса.

Они проявляются в следующих требованиях жителей регионов России:

На уровне федеральной государственной власти:

- необходимости выработки объединяющей национальной идеи, идеологии, в качестве которой может стать идеология и культура качества жизни;

- обеспечения социальной ориентации государственной политики во всех сферах;

- оздоровления экономики и роста промышленного производства, поддержки инноваций и достойного выхода из кризиса;

- повышения качества и уровня жизни и сокращения существующего разрыва в доходах между богатыми и бедными;

- регулирование и контроль за ростом цен и тарифов;

- повышения требовательности и ответственности руководителей всех уровней за реализацию проектов и программ и борьбы с коррупцией.

На уровне региональной исполнительной и законодательной власти (см. табл. 1 и 2):

- обеспечить рабочими местами и доступным жильем;

- повысить уровень жизни населения и качество предоставляемых услуг во всех сферах жизнедеятельности регионов;

- снизить тарифы на коммунальные услуги;

- более эффективно бороться с преступностью и коррупцией на всех уровнях;

- привлекать в региональное управление больше профессионалов и рационально расходовать выделяемые средства и бюджет.

Таблица 1

Социальные ожидания населения регионов России от деятельности губернаторов по повышению качества жизни (в %, от числа ответивших на данный вопрос)

Губернатор должен сделать для повышения качества жизни населения в регионе Феде ральный округ Россия

ЦФО СЗФО ЮФО ПФО УрФО СибФО ДФО

обеспечить рабочие места в регионе 19,1% 57,7% 24,4% 17,5% 19,3% 10,9% 20,8% 23,2%

заниматься профессиональной деятельностью 17,4% 2,8% 11,5% 5,8% 15,8% - 25,0% 11,6%

повышать уровень жизни 14,5% 11,3% 10,7% 9,2% 10,5% 1,8% 12,5% 11,2%

бороться с преступностью, коррупцией 9,5% 7,0% 7,6% 18,3% 8,8% 14,5% 8,3% 10,7%

улучшить качество предоставляемых услуг 9,5% 4,2% 13,0% 10,0% 8,8% 21,8% - 10,3%

обеспечить доступное жилье 9,1% 2,8% 6,9% 11,7% 15,8% 16,4% 20,8% 10,0%

решать социальные проблемы 7,1% 2,8% 10,7% 10,0% 3,5% 3,6% 12,5% 7,4%

жесткий контроль за целевым расходованием средств 3,3% 2,8% 5,3% 9,2% 15,8% 9,1% - 6,0%

больше профессионалов 4,1% 4,2% 9,9% 2,5% 1,8% 14,5% - 5,4%

улучшать здравоохранение 6,2% 4,2% - 5,8% - 7,3% - 4,1%

Таблица 2

Социальные ожидания населения регионов России от деятельности законодательной власти по повышению качества жизни (в %, от числа ответивших на данный вопрос)

Областная (региональная) законодательная власть должна сделать для повышения качества жизни населения в регионе Феде ральный округ Россия

ЦФО СЗФО ЮФО ПФО УрФО СибФО ДФО

заниматься профессиональной деятельностью 25,3% 11,1% 29,5% 17,7% 5,9% - 40,0% 22,0%

бороться с коррупцией 13,0% 22,2% 13,6% 22,6% 29,4% 31,3% 20,0% 17,6%

решать социальные проблемы 12,3% 3,7% 29,5% 21,0% - 12,5% - 15,3%

больше профессионалов 14,8% 11,1% 15,9% 8,1% 20,6% 25,0% 13,3% 14,6%

жесткий контроль за целевым расходованием средств 13,6% 22,2% 8,0% 12,9% 17,6% 18,8% 13,3% 13,4%

повышать уровень жизни 17,9% 22,2% 2,3% 9,7% 26,5% - 6,7% 13,1%

улучшать здравоохранение 3,1% 7,4% 1,1% 8,1% - 12,5% 6,7% 4,0%

На местном уровне муниципального управления:

- заниматься более конкретно своей профессиональной деятельностью, а также повышать уровень муниципального управления, для чего привлекать больше профессионалов в сферу местного самоуправления;

- повышения уровня жизни и решения социальных проблем жителей;

- обеспечения современным оборудованием школ и больниц;

- ужесточения борьбы с коррупцией на местном уровне и контроль за расходованием муниципального бюджета;

- обеспечения нормальной работы милиции и личной безопасности граждан.

От власти и руководителей всех уровней жители регионов России ожидают реальных действий во всех сферах жизнедеятельности общества и повышения ответственности за их реализацию. В контексте необходимости повышения эффективности государственного и муниципального управления, как в регионах, так и в стране в целом, люди ожидают преодоления оторванности органов власти от реальных проблем населения. При этом, как отмечалось в ходе исследования многими экспертами, сложившуюся внешнюю декларативность демократических принципов в нашей стране и во многих регионах, при отсутствии их реального содержания (разделение властей, независимость судов, свобода слова) необходимо считать национальным приоритетом развития социального государства.

Совокупность, представленных по результатам исследования социальных ожиданий граждан страны, позволяет подчеркнуть очевидность запроса на проведение общественного мониторинга качества жизни и всемерное развитие независимой экспертизы, как условия повышения эффективности управления и качества готовящихся решений по основным проблемам жизни общества, а также как основы для построения эффективной модели коммуникаций и публичных форм взаимодействия между гражданами и властью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.