Научная статья на тему 'Социальные отношения в турбулентные времена'

Социальные отношения в турбулентные времена Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
102
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС / CREATIVE CLASS / ИМИТАЦИИ КРЕАТИВНОСТИ / CREATIVITY IMITATIONS / МАРГИНАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / MARGINALIZATION OF SOCIETY / НОВАЯ РЕКОЛОНИЗАЦИЯ ДЕРЕВНИ / NEW VILLAGE RE.COLONIZATION / DOWNSHIFTING / ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / DAUNSCHIFTING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Парамонова Светлана Павловна

Выборы через партии не отвечают сегодняшней ситуации в России, поскольку средний класс не представлен институционально. Закрытость стратификационных каналов для продвижения в элиту. «Исход» технической интеллигенции. Российский интеллект включен в социально-технический скачок Запада. Объединить исторический субъект. Необходимость Всероссийской конференции по модернизации образования. Показатели неустойчивого развития: национальная рознь, конфликт новых и старых поколений, терроризм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Relations in Turbulent Times

Elections via party lists do not meet the current situation in Russia because the middle class is not represented institutionally. Stratification channels for promotion to the elite are closed: the 'Exodus' of the technical intellectuals. Russian intellect is included into the social and technical leap of the West. It's necessary to unite the historical subject and hold an All.Russian Conference on the modernization of education. Indicators of unsustainable development are: national strife, conflict of old and new generations, terrorism.

Текст научной работы на тему «Социальные отношения в турбулентные времена»

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ТУРБУЛЕНТНЫЕ ВРЕМЕНА*

«Русский форум» в работе X Конференции ESA Европейской социологической ассоциации в г. Женева (Швейцария) 7-10 сентября 2011 г.

УДК 316.4.051

Второе заседание «Русского форума» под руководством директора Института социологии, чл.-корр. РАН М. К. Горшкова состоялось 8 сентября 2011 г. Основные докладчики: Ю. Волков, директор Института повышения квалификации (Ростов-на-Дону), Р. Хунагов, ректор Адыгейского университета, С. Мареева (ИС РАН), Е. Нако-лаева (ГУ-ВШЭ), Н. Е. Покровский - (ГУ-ВШЭ) член исполкома ESA и другие.

С докладом о социально-политической ситуации в современной России выступил директор Института повышения квалификации в Ростове-на-Дону Ю. Г Волков. Докладчик затронул вопрос о консолидации российского общества и отметил, что консолидация не всегда удается (о чем сообщалось в одной из статей в «Российской газете»). Участие докладчика на конференциях в Австрии, Словении обозначено поисками современной социологической мыслью «прорывных категорий» - поисков вокруг проблемы «креативного класса». В ходе дискуссий отмечалось значение для социума «креативной личности». Данные проблемы отражены в СОЦИС е № 6 за 2011.

Ситуация в обществе меняется. За последние три года в два раза понизилось миролюбие населения, в отношениях нарастают настроения озлобленности. За этот краткий период США поменяли правительства пятидесяти стран. З. Бжезинский прочертил идеологическую мифологему: «США легче идти на разрушение устоев государств, чем на вложения в развитие демократий в тех или иных странах». За XX век трижды поменяли режимы в России. В последней смене строя упор сделан на сетевые войны. Ведется воздействие на умы поколений. Что делать ученым, что делать народам? Необходимо объединить исторический субъект.

Проблема эта не нова. Во все времена поднималась проблема исторического субъекта -масс и героев Великой французской революции, фашизма в Европе, исламизма в Азии и Африке. Каков этот субъект в России? Со всей остротой встает проблема креативного класса. Его роль становится все более значимой в плане безопасности России. Вместе с тем совершенно ясно, что методологического определения «креативного класса» не существует.

*

Окончание. Начало в № 4, 2011.

С понятием «креативный класс» связаны проблемы свободы, независимости, творчества. Средний класс составляют люди, не нищие по своему социальному положению. Это предприниматели, бизнесмены, чиновники, врачи, т. е. образованные слои общества. Избирательная система предполагает выбор четырех из семи имеющихся крупных партий в Государственную Думу. Огромное число ученых стоит в стороне от партий. Ведущиеся в стране выборы через партии не отвечают сегодняшней ситуации в России. В правительственные органы власти должны быть избраны представители левых сил и ученые.

Необходимо креативное образование. Для этого необходимо выдвинуть на первый план креативных учителей, креативных преподавателей. Сейчас резко встала проблема неравенства в обществе, сложился разрыв между тем, кто учит, кого учат и чему учат. Противоречие лежит в сопоставлении креативности и имитации креативности. Многое в условиях современной цивилизации находится на грани имитации. В большинстве стран наблюдается неудовлетворенность системой образования.

Российское образование востребовано в мире. Один миллион наших специалистов работает в США, один миллион на постоянной основе работает в Германии, пятьсот тысяч -в Израиле. В этом году целый выпуск ФИЗТЕХа выехал в США. Сколково покупает представителей иностранных научных школ с именами. Однако для нового научного продукта-патента на выходе в России нет экспериментальной площадки. Сколково - фабрика мысли для западных технологий. Две нефтяные трубы на Запад уводят из страны ресурсов на один триллион долларов, это составляет 30% ВВП РФ.

Создание «креативного класса» столкнется с имитацией и «выворачиванием» процесса. Есть притча: «В старые времена ночью была отравлена вода во всем городе, но людям предложили назвать воду неотравленной, т. е. черное называть белым. А один купец запасся водой и упорно называл черное черным, а белое белым. Его признали сумасшедшим». Нужно право, чтобы иметь возможность делать правильную жизнь в обществе. Иначе креативные люди превращаются в изгоев.

Профессор Подберезкин (МГИМО) выдвинул идею креативного класса. В изданном им трехтомнике отслеживается история креативных идей и их влияний на общество, начиная с Серебряного века.

На сегодняшний день в России наблюдается стабильность, а в Институте социологии РАН выявляют 10 уровней, определяющих методом самоидентификации отнесения себя к тому или иному слою в обществе. Следует ли тревожиться о движениях фашизма, коммунизма, исламизма, если утверждается, что средний класс существует?

Даже в США происходит размывание среднего класса в обществе (20%: 80%). В Латинской Америке, США и в России средний класс не выступает как субъект политического действия. В целом в мире идет не модернизация, а маргинализация общества. Необходимо найти субъект политического действия.

Маршак А. Л. призвал вернуться к основной теме: неустойчивому развитию общества в турбулентное время. Данный конгресс ESA посвящен проблемам турбулентности и бифуркациям общества. Аналья Торес и представители Италии на конференции ставят вопрос о том, как преодолеть бифуркации. Мы хотим найти точки соприкосновения России и Европы. Показателями неустойчивого развития отношений в обществе являются следующие: национальная рознь, конфликт новых и старых поколений, терроризм. Что собой представляет современный мир - объект или субъект? Терроризм и национализм как явления существовали и прежде, а старшее поколение всегда с предубеждением относилось к младшему. А. Г Эфендиев также утверждает, что коррупция - явление не новое: однако создается новый уровень коррупции, коррупция перерастает в институт, у молодежи формируется коррупционная идеология. Создание «Народного фронта» в РФ - та же коррупционная система. Необходимо кардинально бороться с коррупцией.

У М. Булгакова профессор Преображенский говорил о том, что развал надо искать не в клозетах, а в головах. Необходимо провести ряд фундаментальных исследований, выявить реальную составляющую современного мира. Изучение эмпирических явлений в научных центрах должно вести к формированию научного сознания в обществе. Мы мало пропагандируем знание общества о самом себе. Необходимо посмотреть на социальную защиту в западноевропейском мире. Нам нужна не изоляция от Европы, а преемственность. Часто мы стоим на умозрительных позициях. Нами в достаточной мере не изучен ни субъективный фактор, ни объективная реальность.

Хунагов Р. - ректор Адыгейского университета - отметил, что Адыгейский университет в социокультурном плане решает две проблемы: сохранение национальной (адыгейской) и русской культуры. Решить стратегические задачи сохранения культуры - значит решить вопрос о северокавказском регионе, его политическом, человеческом и природном ресурсах. Социальное и политическое спокойствие на Северном Кавказе возможно, если народами принимается российская идентичность. Университет как социальный институт позволяет преодолевать негативные тенденции, которые приводят к конфликтам и кризисным состояниям. При отсутствии стратегических целей общества роль образования ослабевает. Образование из духовной ценности превращается в один из видов услуг, выступает как фактор экономики. Образование превращается в элемент технократической культуры. В современных программах образования забивают голову такими понятиями, как функциональность и дисфункциональность личности. Необходимо формировать новый элитный класс, который обеспечивал бы развитие общества. Единое ментальное пространство может обеспечить университет. Необходима Всероссийская конференция по модернизации образования. Роль государственных университетов на Северном Кавказе заключается в создании целостного единства многочисленных народов с целью развития региона. Федеральные университеты - неумная идея создания альтернативного образования. Попытка создания университета в Ростове с разделением преподавания по этническому признаку спроектирована на ошибочном основании. Университеты должны быть в авангарде консолидации в молодежной среде.

Наколаева Е. Г. (ГУ-ВШЭ) - участница «Угорского социального проекта» (исследование деревень Костромской области) выступила с докладом «Трансформация северной деревни». Объяснение архаичных отношений в турбулентное время сведено автором к принятию позиции, что социализм - разновидность азиатского способа производства. Докладчицей разделяется позиция К. Поппера о редистрибуции, т. е. восстановлении докапитали-стических разнообразных отношений. В России сейчас действуют неустранимые паразитарные группы, извлекающие «откаты», устраивающие «родственников» на работу, осуществляющие дарообмены и престижные пиры. Полупаразитарный класс блокирует нормальное развитие страны. Социальные ткани разорваны. Российская деревня никогда не возродится. Коррумпирование проявляется в том, что реализация сельскохозяйственной

продукции страны перекрыта через поставку импортной продукции.

Покровский Н. Е. - (ГУ-ВШЭ) член исполкома ESA. Россия регионально разнообразна, поэтому невозможно говорить о России в целом. Регион Ближнего Севера характеризуется дезинтеграцией и тотальным исчезновением сел. Ежегодно умирает 1-2 деревни. Природа отбирает у цивилизации то, что много веков обрабатывалось людьми. Реакцией на жизнь в мегаполисах стало явление Daunschifting а - понижение передачи скорости человеческой жизни, сознательный уход личности от «крысиных бегов» за статус в обществе. Современные мегаполисы, как отмечал в основном докладе данной конференции профессор Дж. Ури, приходят к самоисчерпанию. Ни смена правительств, ни смена мэров не останавливают кризис экологии и культуры. Происходит заселение периферийных зон. Люди физически покидают город. Заселение вызывает экологический и архитектурный хаос. Молодежные группы связаны с IT-технологиями. Сколково-2 выживает. В рамках исследования «Угорский проект» исследовательская группа (ГУ-ВШЭ) обнаружила, что дома в пригородах Москвы и Санкт-Петербурга раскупаются московско-петербургской профессурой. Обычное явление при этом в образе жизни: в доме - компьютер, действует широкополосный Интернет. Идут интернет-конференции. Осуществляется переход от продолжительного пребывания в пригородном жилье к постоянному проживанию в пригороде. Назревает новая реко-лонизация деревни. Естественно-технические формы перехода к продуктивной цивилизации ведут или к тупиковым состояниям, или к экспорту интеллектуального потенциала.

С основательной версией «Спорт как способ разрешения межнациональных противоречий» выступила Л. Н. Вдовченко. На секции возникло предложение открыть рубрику «Социология спорта» в ESA. Однако последовало возражение, что такие конференции собираются на другой крупной финансовой базе.

Следующее заседание сессии на английском языке под руководством Клер Уоллес состоялось 9 сентября. Людмила Мурзе, работающая в Лондонском университете, отметила, что проведено крупное межстрановое исследование по проблеме идентичности - «Европейская идентичность в современном обществе. История биографии народов, президентов и политиков». Феномен идентичности - методолого-теорети-ческая проблема нового знания. Необходимо формировать качественные принципы и структурные объекты анализа. Разработаны методы конструирования качественных актов новых изучения установок-аттитюдов. В исследование идентичности необходимо включение

политэкономического языка, детерминации и трансляции культур, политического гендера, применить системный анализ к политико-административной системе, выявить проблемы оппозиции в политике, провести детализацию ново-поли-национальных технологий. Исследовать легитимацию в политической практике, дать оценку персоналий, известных общественности.

В ходе исследований изучаются групповые диаспоры, их прошлое-настоящее-будущее, исследуется транскрипция биографий и семей, используются интервью-биографии, изучаются костюмы поколений семей.

Доклад показал многомерность и многосторонность методов исследования при анализе европейской идентичности, ведущее место качественных методов исследования.

На следующий день, 10 сентября Ж. Стай-верт изложила влияние энергетической теории Оствальда на социологию: оствальдовскую концепцию энергии дома, соотношение социологии и энергетики. В оглавлении работы Оствальда поставлены проблемы человека, работы и цены рабочей силы. Использование Максом Вебером понятия «энергетика» «теории культуры» испытало влияние теории энергетики Оствальда.

Интернационализация швейцарской бизнес-элиты - так назывался доклад молодых швейцарских социологов местного университета. Вначале швейцарская бизнес-элита характеризовалась традиционными формами накопления человеческого капитала. На первых этапах преобладали технологии французских инженерных решений и разработки технических университетов. В начале XX века доминируют старые французские университеты в процессе формирования швейцарских бизнес-элит. Действует свой Цюрихский университет в 1980 гг. Начиная с 2000 гг. уже Швейцария распространяет свои знания и технологии по всему миру. В 2010 г. швейцарский топ-менеджмент связывается с американским топ-менеджментом. Участникам сессии продемонстрированы схемы перемещений энергии менеджмента и бизнес-элит.

Конференция ЕSА показала поиск предотвращения турбулентных ситуаций современного общества. Сильва Вяльбе, работающая в Лондонском университете, в своем заключительном докладе выделила несколько характеристик кризиса современного капитализма: экономический, политический, экологический (карбонный), социальный. X Конференция ESA «Социальные отношения в турбулентные времена» выявила многомерную современную социальную реальность. Следующая XI Конференция ESA состоится в Турине (Италии) в 2013 г.

С. П. ПАРАМОНОВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.