Научная статья на тему 'Социальные особенности политики Российского государства'

Социальные особенности политики Российского государства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1108
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Матросова Олеся Васильевна

В статье анализируются актуальные проблемы социальной политики российского государства. Раскрываются особенности социальной сферы региона. Показано, что одной из важнейших составляющих социальной сферы должна стать эффективная и гибкая система социального обеспечения. Используется пример модели социальной политики Орловской области, даются ссылки на статистические данные и законы орловской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные особенности политики Российского государства»

УДК 316. 334.3:323

МАТРОСОВА О.В. Социальные особенности

политики Российского государства

В статье анализируются актуальные проблемы социальной политики Российского государства. Раскрываются особенности социальной сферы региона. Показано, что одной из важнейших составляющих социальной сферы должна стать эффективная и гибкая система социального обеспечения. Используется пример модели социальной политики Орловской области, даются ссылки на статистические данные и законы Орловской области.

Ключевые слова: социальная политика, социальное государство, социальное обеспечение, социальная поддержка, социальная защита населения, Орловская область.

Как известно, Конституция провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека1.

В п. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации перечислены лишь некоторые из основных направлений деятельности государства в социальной сфере: охрана труда и здоровья людей; установление минимального размера оплаты труда; поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Более конкретно эти и другие обязанности государства и формы их исполнения раскрыты в статьях 37-43 Главы 2 "Права и свободы человека и гражданина". В то же время в Конституции, к сожалению, не нашли отражения некоторые положения, без которых принцип социального государства может остаться лишь декларацией.

Содержание понятия "социальное государство" и основные принципы политики такого государства признаны мировым сообществом и, в частности, зафиксированы в Европейской социальной хартии. Юридическое признание предполагает, что система управления социально-экономическими отношениями основывается на постулате общественной справедливости, недопущении снижения уровня жизни населения и чрезмерной дифференциации в доходах различных его групп2.

Однако критерии, присущие социальному государству, выражены в России на современном этапе недостаточно четко. Качество жизни населения нашей страны пока отстает от показателей качества жизни других социальных государств. В нашей стране существует сильное социальное расслоение граждан, у значительного числа населения доходы ниже прожиточного уровня.

В России, если рассматривать социальную структуру с точки зрения материального положения, 2-3% богатых людей, 15-20% обеспеченных по европейским меркам людей и 30% бедного населения. Что получается? Наверху - 20%, внизу -30% и в середине- 50 процентов3.

Заявка Конституции на утверждение в России такой формы организации общества, как "социальное государство", означает прежде всего установление определенного социального порядка, неотъемлемой и важнейшей частью которого является система социальных партнерских отношений4.

В Российской Федерации сложились исторические предпосылки для формирования социального государства, одной из важнейших функций которого выступает формирование и реализация сильной государственной социальной политики. Социальное государство способствует социальной стабильности в обществе5. Основными характеристиками социального государства являются:

- развитая система страховых социальных отчислений и высокий уровень налогов, формирующих бюджет, высокие размеры отчислений на социальную сферу;

- система услуг и социальных служб для всех групп населения;

- развитая правовая система, при которой осуществлено разделение властей, четкая реализация функций каждой ветви власти, отработана нормативно-правовая система социальной жизни.

Важное значение в социальной политике социального государства приобретает переход от социального иждивенчества к социальным гарантиям со стороны государства, развитой системе социальной защиты и социального обеспечения. Социальные гарантии подразумевают защиту права на труд, обеспечение пособий для нетрудоспособных, обеспечение личной безопасности граждан, обеспечение нормального уровня жизнедеятельности за счет доходов от трудовой деятельности и пособий, минимальное равнодоступное обеспечение жильем, услугами культуры и здравоохранения, возможностями отдыха и образования. Следовательно, социальная защита и социальное обеспечение - это область сплетения жизненно важных интересов граждан, правовых способов их регулирования. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит прежде всего в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных6.

Важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства слабозащищенных слоев населения. Программы государственной помощи, или общественного вспомоществования, - это программы выплат пособий лицам, не способным зарабатывать себе на жизнь и не имеющим возможности вносить страховые взносы (инвалиды и дети на иждивении родителей); возможность (отчасти) получения образования и медицинской помощи.

По мнению специалистов, главный признак социального государства - наличие механизмов и институтов социальной

защиты граждан, обеспечивающих ее приемлемый уровень7.

Составной частью социальной защиты населения является социальное обслуживание, которое объединяет деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации людей, находящихся в трудной жизненной ситуации8.

Одной из важнейших составляющих социальной сферы должна стать эффективная и гибкая система социального обеспечения граждан. Она должна включать в себя, во-первых, социальное страхование и обеспечение граждан и их семей в случаях классических рисков и вынужденных состояний (болезнь, возраст, безработица, несчастный случай и т.п.); во-вторых, оказание помощи малоимущим, многодетным и неполным семьям, жертвам стихийных бедствий и т.д.; в-третьих, поощрительную и вспомогательную подсистему, занимающуюся кредитованием лиц, стремящихся самостоятельно решать свои социальные проблемы в области строительства или приобретения жилья, получения дополнительного образования, отдыха и т.д.

К числу необходимых характеристик социальной сферы Российского социального государства следует отнести восстановление социальных гарантий на получение качественного бесплатного для граждан медицинского обслуживания по основным видам медицинской помощи и бесплатного образования всех его уровней9.

Надо отметить, что сущность социальной политики заключается в том, что она является составной частью внутренней политики государства, воплощенной в его социальных программах и практике и регулирующей отношения в обществе в интересах и посредством интересов его основных социальных групп. В настоящее время реализация социальной политики характеризуется постоянным улучшением качественных показателей социальной сферы, отсутствием угрозы социальной стабильности развития общества и

наличием потенциала для дальнейшего прогресса.

Для модели адресной социальной политики характерны дифференциация выполнения социальных функций государства в отношении различных слоев населения, перераспределение социальных расходов государства в пользу наиболее уязвимых групп населения, повышение эффективности социальной системы, снижение социальной напряженности в обществе10.

Если брать во внимание то обстоятельство, что реализация федеральной социальной политики - важнейший аспект региональной политики, следовательно, его основа - механизм реализации федеральных социальных гарантий - системы социальной защиты населения. Собственно региональная социальная политика ориентирована на максимальный учет региональных факторов, влияющих на социальные процессы. Соответственно это предполагает корректировку основных направлений федеральной социальной политики в соответствии с региональными особенностями, установление и реализацию региональных социальных гарантий, расширяющих федеральные.

Современная социальная политика невозможна без активного вмешательства государства, но задача государства - не столько координация собственных программ, сколько координация программ других социальных сил общественных объединений, муниципалитетов11.

По нашему мнению, устойчивое развитие социальной сферы становится принципиальной особенностью перспективной стратегии социально-экономического развития Российской Федерации. Социальная политика, а соответственно и деятельность ее субъектов на региональном и местном уровнях, направлена, прежде всего, на решение конкретных проблем населения, отдельных особо нуждающихся социальных групп и граждан. Что же касается направлений социальной политики, то здесь обычно их выделяется два: социальная политика в широком смысле, которая охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все сферы жизни членов общества, и политика в области

социальной защиты. Социальную защиту населения можно определить как установленные целенаправленные действия государства и общества, которые обеспечивают каждому конкретному человеку комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками.

Приоритетным направлением современной социальной политики государства как в целом в российском обществе, так и в его отдельных регионах является социальная защита и поддержка населения, что составляет ее суть и содержание. Социальная защита является стержнем социальной политики, составной частью социальной инфраструктуры государства, включающая анализ и устранение причин, препятствующих человеку, семье, группам людей достичь оптимального уровня благосостояния и организации индивидуальной помощи людям, семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

В современном обществе социальная защита населения выполняет такие важные функции, как перераспределение средств и ресурсов в пользу социально слабозащищенных категорий населения, придание социальной направленности общественному производству, снижение поляризации общества и уменьшение социальных конфликтов12.

Социальная защита должна сопровождать человека на протяжении всей его жизни - от рождения до смерти. Вместе с тем социальная защита осуществляется дифференцированно, с учетом различных социальных общностей, групп, слоев и категорий населения13.

Тем не менее современная модель социальной политики и соответствующая ей государственная система социальной защиты и поддержки населения не позволяют в полной мере создать социально-экономические и социально-политические условия, обеспечивающие достойную жизнь каждому человеку, и гарантировать равенство социальных возможностей.

На протяжении ряда лет политика органов власти Орловской области показательно отличается социальной направленностью. Расширяется категория лиц,

получающих дополнительное материальное обеспечение, стабильно предоставляются льготы ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны и современных войн. Вводится дополнительное пенсионное обеспечение. Кроме того, увеличивается размер социальных выплат, установленных по решению местных органов власти.

Основные меры направлены на качественное социальное обслуживание населения, социальную поддержку различных категорий граждан, адресное оказание помощи нуждающимся.

На 1 января 2007 года общая численность инвалидов, состоящих на учете в отделении Пенсионного фонда РФ по Орловской области, составила 85,5 тыс. человек14. В каждом районе области функционируют центры социального обслуживания населения, в которых на учете состоит 172 тысячи малообеспеченных граждан. Среди них 50 тысяч граждан пенсионного возраста, более 28 тысяч чел., имеющих группу инвалидности, 73 тысячи человек из малообеспеченных семей с детьми. В центре имеются отделения социальной помощи на дому, отделения милосердия и дома ветеранов, отделения социально-медицинской помощи, отделения дневного пребывания, отделения помощи семье и детям, отделения реабилитации детей.

Социальная поддержка малообеспеченных слоев населения области осуществляется в соответствии с законами Орловской области "О государственной социальной помощи в Орловской области", "О системе социальной защиты населения в Орловской области"15, "О наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными полномочиями в сфере социальной защиты населения"16, "О ежемесячном пособии на ребенка"17, "О социальной поддержке ветеранов в Орловской области", "О социальной поддержке жертв политических репрессий"18. Были внесены изменения в Закон "О гарантиях прав ребенка в Орловской области"19, согласно которым размер выплат на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и переданных в приемные семьи или под опеку (попечитель-

ство), составляет 4000 рублей20. Кроме того, закон жестко определяет сроки осуществления и порядок выплат. Эти положения закона распространяются и на семьи, взявшие на воспитание детей до 1 января 2007 года. В Законе "О статусе многодетной семьи в Орловской области и мерах по ее социальной поддержке"21 проработана система льгот для многодетных семей, установлены статус, правовые и организационные основы их поддержки. Государственные гарантии по предоставлению населению Орловской области бесплатной медицинской помощи реализуются в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Орловской области.

Выделим следующие основные направления социальной защиты:

1. Социальная защита детей, детства и отрочества должна быть ориентирована на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям независимо от того, в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения их здоровья, материального благополучия, доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей.

2. Социальная защита нетрудоспособных граждан должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей.

3. Социальная защита семьи как основополагающей опоры общества и государства предусматривает необходимость всемерно поддерживать институт семьи. Именно семья способна сохранить общество, его ценности. Поэтому семейная политика, ориентированная на обеспечение людям достойных условий для создания, сохранения и развития семьи, становится неотъемлемой частью социальной защиты населения.

Учитывая сказанное, формы и методы социальной защиты человека должны быть строго дифференцированы. Средства на социальную защиту должны быть целевыми и использоваться строго по назначению, а вся действую-

щая система - простой, прозрачной и управляемой22.

1 Конституция Российской Федерации. М.: Юрайт. М, 2001. С. 4.

2 Санталова М. Социальная политика: де-юре и де-факто // Человек и труд. 2006. № 6. С. 30.

3 Стратегия социально-экономического развития России: новый этап // Орловская правда от 29 апреля 2008 года. С. 1-2.

4 Строев Е.С. Самоопределение России и глобальная модернизация. М.: "Экономика", 2001. С. 103.

5 Шаронов А. Эволюция социальной политики: тенденции и перспективы // Общество и экономика. 2000. № 7. С. 43.

6 Конколевски Ханс Хорст. В широком смысле концепция социального обеспечения основывается на усилении значимости превентивных подходов // Человек и труд. 2008. № 1.

7 Роик В. Социальное государство: задачи по реализации прав российских граждан на достойную жизнь // Человек и труд. 2009. № 1. С. 10.

8 Аверин А. Социальная защита населения и ее организационно-правовые формы // Социальная политика и социальное партнерство. 2007. № 2. С. 59-64.

9 Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 2000. № 2. С. 57.

10 Лайкам К. Модели социальной политики // Общество и экономика. 2000. № 8. С. 20.

11 Говоренкова Т., Жуков А., Савин Д., Чуев А. Социальная политика современной России: от "социальной защиты" к общественному призрению // Муниципальная власть. 2006. № 4. С. 91 (С. 90-105).

12 Кулешова Г.П. Социальная защита и самозащита населения в регионе // Регионоло-гия. 2005. № 1. С. 189.

13 Аверин А. Социальная защита населения и ее организационно-правовые формы // Социальная политика и социальное партнерство. 2006. № 12. С. 56-63.

14 Орловская область 2000-2006 гг.: статистический сборник / Территориальный орган

Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. Орел, 2007. С. 147.

15 Закон Орловской области "О системе социальной защиты населения в Орловской области". - Собрание нормативных правовых актов Орловской области. Выпуск 17. Орел: Издательство ОРАГС, 2003. С. 251-267.

16 Закон Орловской области "О наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения" № 469-ОЗ от 28 декабря 2004 года; № 618-ОЗ от 11 сентября 2006 года. Собрание нормативных правовых актов Орловской области. Выпуск 33-й. Орел: Издательство ОРАГС, 2006. С. 376-391.

17 Закон Орловской области "О ежемесячном пособии на ребенка" № 439-ОЗ от 19 ноября 2004 года, № 649-ОЗ от 20 декабря 2006 года. Собрание нормативных правовых актов Орловской области. Выпуск 35-й. Орел: Издательство ОРАГС, 2006. С. 476-478.

18 Закон Орловской области "О социальной поддержке жертв политических репрессий" № 441-ОЗ от 19 ноября 2004 года, № 555-ОЗ от 2 декабря 2005 года. Собрание нормативных правовых актов Орловской области. Выпуск 30-й. Орел: Издательство ОРАГС, 2006. С. 42-46.

19 Закон Орловской области "О гарантиях прав ребенка в Орловской области" № 529-ОЗ от 22 августа 2005 года, № 679-ОЗ от 16 мая 2007 года. Собрание нормативных правовых актов Орловской области. Выпуск 37-й. Орел: Издательство ОРАГС, 2007. С. 268-294 .

20 Работая в единой команде - интервью Председателя Совета народных депутатов И.Я. Мосякина // Орловская правда № 40 (24780), 13 марта 2008. С. 1-3.

21 Закон Орловской области "О статусе многодетной семьи в Орловской области и мерах ее социальной поддержки" № 350-ОЗ от 2 декабря 2003 года, № 556-ОЗ от 2 декабря 2005 года. Собрание нормативных правовых актов Орловской области. Выпуск 30-й. Орел: Издательство ОРАГС, 2006. С. 46-54.

22 Сафонов А. Политика доходов и борьба с бедностью //Человек и труд. 2004 . № 4. С. 1621.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.