Научная статья на тему 'Социальные основы создания механизма безопасности образовательных учреждений'

Социальные основы создания механизма безопасности образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ / МЕХАНИЗМ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / SOCIOLOGY / MECHANISM / SAFETY AND EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Унусян У.В.

В данной статье автор анализирует социальные основы создания механизма безопасности образовательных учреждений. Особое внимание автор уделяет вопросу комплексной безопасности учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOUNDATIONS OF THE SOCIAL SECURITY MECHANISM OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

In this article the author analyzes the social basis of the creation of the security mecha-nism of educational institutions. Particular attention is paid to the issue of comprehensive schools safe.

Текст научной работы на тему «Социальные основы создания механизма безопасности образовательных учреждений»

Вестник РУДН. Серия: ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

RUDN Journal of Public Administration

2017 Vol. 4 No 1 90-94

http://journals.rudn.ru/ public-administration

DOI: 10.22363/2312-8313-2017-4-1-90-94

СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ МЕХАНИЗМА БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В данной статье автор анализирует социальные основы создания механизма безопасности образовательных учреждений. Особое внимание автор уделяет вопросу комплексной безопасности учебных заведений.

Ключевые слова: социология, механизм, безопасность, образование

Каждое образовательное учреждение представляет собой некий микросоциум с особыми угрозами и опасностями социального характера. Социально-экономический кризис, религиозный экстремизм, террористические проявления, расовая нетерпимость, конфликты в быту, криминальные опасности, аддиктивное поведение, нездоровые условия обучения и т.д. - все это препятствует оптимальной жизнедеятельности учащегося.

Повышение социальной значимости системы образования определено рядом факторов, среди которых можно выделить следующие:

- все возрастающее значение образовательного и научно-технического потенциала в системе производительных сил, превращение образования и науки в мощный фактор развития современного общества;

- пособность сферы образования генерировать принципиально новые идеи, правильно их оценивать и быстро реализовывать на внутреннем и международном рынке;

- возникновение новых знаний, новых типов оборудования и машин, новых производительных процессов и новых профессий, которые инициируются вузовской школой:

- междисциплинарный характер большей части новых направлений в науке и технике, рост числа открытий и изобретений, совершающихся сегодня на стыке дисциплин, основанных на инновациях в сфере вузовского образования;

- ускорение и обострение многих социальных процессов, актуализирующих теоретическое и практическое значение образования.

У.В. Унусян

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Россия, 117198

Прогресс государства и развитие системы образования становятся тесно связанными и взаимообусловленными процессами, что существенно повышает значение выбранной темы исследования. Российская система образования является одним из элементов стабильности общества, поэтому проблема обеспечения безопасности данной сферы приобретает особую остроту, становится фактором, определяющим перспективы социально-политического и экономического развития современного российского государства.

Как справедливо отмечает Шевченко В.Г., «большинство различных видов угроз личности и образовательной деятельности вызвано криминальной и социально-экономической ситуацией в стране, ростом количества экстремистских проявлений, техногенными факторами, правовым нигилизмом и снижением морально-воспитательных критериев граждан» [12]. Тенденция в развитии подобных отрицательных явлений позволяет предположить, что подобное развитие ситуации в сфере безопасности образовательной деятельности в перспективе будет сохраняться.

На наш взгляд, следует учитывать и другие различные факторы реальной жизни, знать внешние и внутренние, которые могут повлиять на безопасность объектов защиты. Исходя из основных определений безопасности, главное внимание в этой деятельности следует уделять реализации конституционных положений, регламентирующих права и свободы, личную безопасность граждан, реализацию возможности их физического, духовно-интеллектуального развития, создания условий для здорового образа жизни.

Социально-ориентированная система безопасности образовательного учреждения должна предусматривать предотвращение нанесения ущерба законным интересам как самим учащимся, так и образовательной деятельности из-за возможной реализации различного вида угроз, обязана обеспечивать эффективную защиту при возникновении угроз безопасности. Одним из главных направлений системы безопасности образовательного учреждения должно стать обеспечение устойчивой работы всего коллектива, повышение эффективности учебного процесса.

Среди проблем, решаемых в сфере образования, ведущее место занимают вопросы обеспечения безопасности участников образовательного процесса. В современных условиях обеспечение безопасности образовательных учреждений стало неотъемлемой частью их деятельности.

Огромное значение приобретает сейчас комплексная безопасность учебных заведений, под которой понимают планомерную систематическую работу по всему спектру направлений - организационному, информационному, агитационному, обучающему.

Как справедливо отмечает Силакова О.В., «обеспечение безопасности образовательного учреждения - первостепенная обязанность заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности, который отвечает: за организацию работы по обеспечению безопасности учебно-воспитательного процесса; за обеспечение контроля выполнения требований

локальных нормативно-правовых актов по безопасности; за своевременное представление обучающимся и персоналу оперативной информации по безопасности и принятым в образовательном учреждении решениям и мерам; за методическую и инновационную работу по совершенствованию комплексной безопасности» [10. С.85].

Культура безопасности как элемент содержания образования включает в себя систему знаний, правил безопасности, основная функция которых - это грамотное развитие у обучающихся готовности к профилактике и минимизации опасных факторов, готовности применять социальные факторы безопасности. Этим вопросам особое внимание уделяли такие ученые, как В.Н. Мошкин, Л.Н. Горина, Л. А. Михайлов, В.В. Попадейкин, Ю.В. Репин, А.М. Якупов, С.В. Петров, Ю.Л. Воробьев и ряд других.

Так, Петров С.В. выделял основные задачи формирования культуры безопасности обучающихся с целью реализации комплексной безопасности всего образовательного учреждения [8]:

- снижение количества чрезвычайных ситуаций в образовательном учреждении;

- постоянное поддержание интереса к безопасности и охране труда;

- убеждение работников, обучающихся в необходимости мероприятий по безопасности и охране труда;

- воспитание сознательного отношения к безопасности;

- популяризация новых средств обеспечения безопасности;

- внедрение в учебно-воспитательный процесс современных средств охраны труда и безопасности;

- создание на каждом рабочем месте здоровых и безопасных условий труда и учебы.

Комплексная безопасность образовательных учреждений включает в себя обеспечение пожарной, радиационной и химической безопасности, снижение других природных и техногенных рисков, защиту от проявлений терроризма и ряд других аспектов [4. С. 8-13; 5; 6; 7; 9; 11].

Для этого необходим широкий спектр заблаговременных и оперативных организационных и технических мер, направленных на предотвращение и максимальное снижение человеческого и материального ущерба.

© Унусян УВ., 2017

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Конституция Российской Федерации // Российская газета от 25.12.1993. № 237.

[2] Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ //

Российская газета от 10.03.2006.

[3] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // Российская газета от 30.12.2012.

[4] ГавриловМ.А. Методические рекомендации по составлению комплекта документов по противодействию терроризму и обеспечению безопасности в образовательном учреждении / ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2007. № 11. C. 8-13.

[5] Замкова В.И. Терроризм - глобальная проблема современности / В.И Замкова, М.Э. Ильчиков. М.,1996.

[6] Локтионов Н.И. Безопасность в чрезвычайных ситуациях / Н.И. Локтионов, М.Н. Дудко, В.И. Юртушкин. М., 2014.

[7] Михайлов Л.А., Соломин В.П., Старостенко А.В. Безопасность жизнедеятельности. СПб., 2013.

[8] Петров С.В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения: Учебное пособие / С.В. Петров, П. А. Кисляков. М.: Издательство «Русский журнал», 2015.

[9] Репин Ю.В. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. М., 2011.

[10] Силакова О. В. Комплексная безопасность образовательного учреждения как важнейшее условие обеспечения безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса // Молодой ученый. 2014. № 18-1. С. 85.

[11] Соломин В.П., Михайлов Л.А., Губанов В.М., Сибирякова З.А. Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности. М., 2014.

[12] Шевченко В.Г. Социальная безопасность образовательных учреждений. Саратов, 2007.

REFERENCES

[1] Konstitucija Rossijskoj Federacii // Rossijskaja gazeta ot 25.12.1993. № 237.

[2] Federal'nyj zakon «O protivodejstvii terrorizmu» ot 06.03.2006 g. №3 5-FZ // Rossijskaja gazeta ot 10.03.2006.

[3] Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 03.07.2016) "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.09.2016) // Rossijskaja gazeta ot 30.12.2012.

[4] GavrilovM.A. Metodicheskie rekomendacii po sostavleniju komplekta dokumentov po protivodejstviju terrorizmu i obespecheniju bezopasnosti v obrazovatel'nom uchrezh-denii / OBZh. Osnovy bezopasnosti zhizni. 2007. № 11. C. 8-13.

[5] Zamkova V.I. Terrorizm - global'naja problema sovremennosti / V.I Zamkova, M.Je. Il'chikov. M.,1996.

[6] Loktionov N.I. Bezopasnost' v chrezvychajnyh situacijah / N.I. Loktionov, M.N. Dudko, V.I. Jurtushkin. M., 2014.

[7] Mihajlov L.A., Solomin V.P., Starostenko A.V. Bezopasnost' zhiznedejatel'nosti. SPb., 2013.

[8] Petrov S.V Obespechenie bezopasnosti obrazovatel'nogo uchrezhdenija: Uchebnoe poso-bie / S.V. Petrov, P.A. Kisljakov. M.: Izdatel'stvo «Russkij zhurnal», 2015.

[9] Repin Ju.V. Bezopasnost' i zashhita cheloveka v chrezvychajnyh situacijah. M., 2011.

[10] Silakova O.V. Kompleksnaja bezopasnost' obrazovatel'nogo uchrezhdenija kak vazhnej-shee uslovie obespechenija bezopasnyh uslovij provedenija uchebno-vospitatel'nogo processa // Molodoj uchenyj. 2014. № 18-1. S. 85.

[11] Solomin V.P., Mihajlov L.A., Gubanov V.M., Sibirjakova Z.A. Pravovoe regulirovanie i organy obespechenija bezopasnosti zhiznedejatel'nosti. M., 2014.

[12] Shevchenko V.G. Social'naja bezopasnost' obrazovatel'nyh uchrezhdenij. Saratov, 2007.

FOUNDATIONS OF THE SOCIAL SECURITY MECHANISM OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Uliana V. Unusyan

Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University) Miklukho-Maklaya St., 6, Moscow, Russia, 117198

In this article the author analyzes the social basis of the creation of the security mechanism of educational institutions. Particular attention is paid to the issue of comprehensive schools safe.

Key words: sociology, mechanism, safety and education

Об авторе:

Унусян Ульяна Вячеславовна - экономист, магистр по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», аспирант кафедры социологии факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов.

E-mail: 1042160032@pfur.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.