Научная статья на тему 'Социальные настроения: методология исследования проблемы'

Социальные настроения: методология исследования проблемы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
462
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мазаев Ю.Н., Макарова Л.В.

Данная статья посвящена методологии исследования социальных настроений в российском обществе. В публикации рассматриваются концептуальная и эмпирическая модели предмета социологического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные настроения: методология исследования проблемы»

Ю.Н. Мазаев,

кандидат философский наук, доцент, доцент кафедры социологии социальной сферы факультета социального управления и социологии Российского государственного социального университета, г. Москва

Y.N.Mazaev,

candidate of philosophical sciences, associate professor, associate professor of department of sociology of the social sphere offaculty of social management and sociology of Russian State Social University, Moscow E-mail: yu.mazaev@yandex.ru

Л.В. Макарова,

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии социальной сферы факультета социального управления и социологии Российского государственного социального университета, г. Москва

L. V. Makarova,

candidate of sociological sciences, associate professor, associate professor of department of sociology of the social sphere offaculty of social management and sociology of Russian State Social University, Moscow E-mail: makarovalv66@gmail.com

СОЦИАЛЬНЫЕ НАСТРОЕНИЯ: МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Socialmood: researchmethodologyissues

Аннотация: данная статья посвящена методологии исследования социальных настроений в российском обществе. В публикации рассматриваются концептуальная и эмпирическая модели предмета социологического исследования.

Abstract: This article focuses on the research methodology of social attitudes in Russian society. The paper reviews the conceptual and empirical models of the object of sociological research.

Ключевые слова: социальные настроения, самоидентификация, жизнеощущение, ментальные типы.

Keywords: Social mood, identity, iznewmania, mental types

В современной социологии все больше внимания уделяется эмоциональным источникам социального поведения, как на индивидуальном, так и на коллективном уровнях [3]. Для того чтобы понять и спрогнозировать поведение людей, и, соответственно, объяснить происходящие в обществе процессы, необходимо хорошо понимать механизмы, заставляющие людей определенным образом реагировать на обстоятельства, нарушающие устойчивость их жизни. Показатель «социальное настроение» в этом практическом смысле выступает как индикатор реакции людей на условия своей жизнедеятельности.

Этот индикатор позволяет, с одной стороны, оценивать эффективность работы органов управления, более адресно и качественно разрабатывать социальные программы, а с другой - определять уровень стабильности общества (социальное настроение подавленности, раздражения повышает конфликтность, нестабильность в обществе, а уверенность в завтрашнем дне, благополучие положительно влияет на стабильность общества).

Говоря о показателе социального настроения и возможностях его практического использования в управлении социальными процессами, необходимо акцентировать внимание на том, что оно может выступать в качестве инструмента общественной саморегуляции, поскольку показывает степень политической и социальной напряженности и, таким образом, становится средством ее снижения. Социальное настроение также воздействует на экономические процессы, например, конфликтая ситуация может привести к снижению инвестиционной активности. [2]

Функция общественной саморегуляции показателя социальное настроение проявляется и в возможностях взаимного представления о настроении различных социальных групп. Социальное настроение выступает средством согласования интересов различных социальных субъектов, достижения и выработки основ рациональной организации общественной жизни.

Можно сказать, что измерение социального настроения служит решению важнейшей для общества задачи осуществления связи между различными уровнями общественного сознания: общественной психологией и общественной идеологией. Социальное настроение как социальный феномен является неустойчивым, изменчивым, но его измерение и информация о его показателях на уровне общественной идеологии способны помочь внести необходимые коррекции в ее функционирование.

Из специфики понимания феномена социального настроения вытекают два важных вывода методологического характера. Первый: социальное настроение как интегральная характеристика особого состояния индивида, группы или массы людей может быть изученотолько опосредованно - через социальные и психические проявления в отдельных сферах жизнедеятельности субъекта. Второй: хотя социальное настроение целостно в своем проявлении, его изучение возможно только по отдельным составляющим, каждая из которых представлена определенной системой показателей, не входящих в какой-то один общий.

В соответствии с этим подходом социальное настроениеможет подвергаться анализу по нескольким направлениям его проявления:

- как самоощущение индивида в социальной реальности и непосредственная реакция,характеризующая его отношение к социальной практике и условиям жизни;

- как единое эмоционально-окрашенное социально-психологическое состояние группы людей, объединенных социальными целями, интересами и устремлениями;

- как массовое психосоциальное явление, обладающее способностью "заражать" и объединять людей, подчинять их действия единым целям.

Таким образом, в данном контексте социальное настроение не только выражает общую характеристику жизнеощущения, но и обладает предметной направленностью, связанной с тем или иным видом деятельности: экономической, социальной, политической и духовной, в рамках которых находят свое конкретное воплощение соответствующие формы социального настроения.

Подвижность, изменчивость социального настроения проявляется в его интенсивности. Очевидно, что она может проявляться бурно, на основе самых глубоких эмоций или практически не проявлять себя, полностью или в значительной степени отождествляясь с общественным сознанием[11, с. 73].

Наиболее продуктивной на сегодня представляетсяподход к рассмотрениюсоциального настроения как целостной доминантнойформы жизнеощущений, которые отражаютуровень, продолжительность и степень эмоционально-рационального восприятия индивидом, социальной группой и населением своей жизни в личном и общественном плане (Ж.Т. Тощенко, С.В. Харченко). Эти жизнеощущения формируются под воздействием реальных экономических, политических и духовных процессов и в потенции реализуются (или не реализуются) впрактической деятельности [8]. В этом контексте социальное настроение,представляет собой такое явление, которое по силе своего воздействия и степени значимости превосходит другие измерения общественного сознания.

Выделяются три типа эмоциональных состояний, характеризующих общий фон социальных настроений. Типология основывается на различных критериях восприятия и возможной реакции на основные альтернативысовременной действительности. Они, с одной стороны, соответствуют новым императивам социального развития (построение правового государства и гражданского общества, повышение благосостояния граждан, укрепление международного авторитета государства). С другой -отражают особенности ситуации в России (углубление социальной дифференциации, рост коррупции, падение нравственности, отсутствие надлежащей социальной защиты со стороны государства,доминирование сырьевой составляющей в экономике). С третьей - хранят историческую память с фундаментальными принципами «сильного государства», «железного порядка», «социальной стабильности», «высокой духовности».

В соответствии с вышеизложенным, в качестве гипотетической модели исследованиясоциальных настроений выдвигаются следующие положения:

Социальные настроения формируются в трех пластах общественного сознания и менталитета населения: демократической, тоталитарной, гуманистической культуры. Факторами, детерминирующими

проявлениемассовых настроений, являются реальные

условияжизнедеятельности людей. Социальные настроения в целом соответствуют объективным показателям социального положения и

самочувствия населения.

В процессе формирования предмета исследования концептуальный конструкт «социального настроения российского общества» расчленяется на совокупность элементов и связей, это:

- характер общего эмоционального фона социальных настроений (приподнятое, подавленное, оптимистическое, ровное, нормальное);

- характер идентифицированныхсоциальных настроений (сожаление, беспокойство, раздражение, упадничество, отчаяние, безысходность, страх, депрессия, или напротив, увлеченность, радость, ликование, восторг);

- ядро социальных настроений и жизненных преференций (ощущение востребованности,восприятие личностного потенциала, ощущение комфортности социального бытия,восприятие положения всистеме общественных отношений).

- особенности и тип ментальности (стратегия общественного блага, гедонистическая стратегия, стратегия «материальной сытости», стратегия обогащения, стратегия духовной гармони, стратегия нравственного совершенствования).

- устойчивые эмоционально-оценочные и вербально-поведенческие реакции на возникающие субъективно-значащие обстоятельства социальной жизни (степень уверенности в завтрашнем дне, ощущения безопасности, положительные - отрицательные ассоциации с понятием «Современная Россия»).

Важнейшей нишей формирования социальных настроений выступает тип ментальности общества. Внастоящем концептуальном подходе основные менталитеты классифицируются на основе фундаментальных философских универсалий, выстроенных по осям: духовное - материальное; милосердное -жестокое; индивидуальное - общественное; справедливое - законное; доброе - злое.

Образованные на их основе таксоны характеризуют некоторые ментальные типы, определяющие специфику социальных настроений российского общества:

Базовый тип ментальности: «материальное, жестокое, общественное, законное, доброе».

Коллективистско-социалистическй тип ментальности: «материальное, милосердное,общественное, справедливое, доброе».

Православно-христианский: «духовное, милосердное, общественное, справедливое, доброе».

Индивидуалистский тип ментальности: «материальное, жестокое, индивидуальное, законное, злое».

Большое значениедля определения характера социальных настроений имеет иерархия социальных ценностей и социальная самоидентификация личности.

В этой связи в концептуальной модели выделяются три блока настроений:

«Настроения самосохранения» (здоровье, семья, благополучие).

«Настроения самоутверждения» (богатство, романтика, самосовершенствование).

«Настроенияразвития» (образование, работа, общение).

Тип поведенческих реакций, выражающих на вербальном уровнеопределенное эмоциональное состояние социального субъекта, классифицируется следующим образом:

- публичная правовая реакция;

- латентная реакция делинквентного поведения;

- открытая протестная реакция;

- экстремальная реакция.

По общему фону социальных настроений и эмоциональной реакции на существующие риски и угрозы носители определенных типов настроений, делятся на:

- оптимистов;

- пессимистов;

- уверенно-спокойных;

- напряженно - обеспокоенных.

По характеру и уровню эмоционального накала социальные настроенияхарактеризуются по шкалам:

- апатия- энтузиазм;

- депрессия - подъем.

Указанные аспекты анализа социальных настроений являются главными элементами структуры концептуальной модели исследования.

Прямая эмпирическая интерпретация показателей осуществляется через операциональную схему, предполагающую:

- определение основных типов социальных настроений и оценку масштабових распространенности;

- изучение общего фона социально-психологических состояний через вербальные индикаторы самооценки преобладающего в последнее время настроения;

- изучение внутренних и внешних факторов формирования социальных настроений.

Динамика социальных настроений фиксируется через индикаторы, отображающие изменения жизненных состояний граждан в положительную или отрицательную сторону.

Процедура количественного измерения и анализа заключается в рассмотрении объектов исследования как носителей определенных свойств и состояний, составляющих эмпирическую систему, отображенную в математической системе с соответствующими отношениями между ее элементами.

В центре внимания статистического анализа находится динамика конкретных форм проявления эмоциональных состояний групп населения (массовые настроения)в различных сферах жизнедеятельности социума.

Специфика аналитической схемы заключается втеоретико-прикладном характереизмерениянастроений населения, относительно их

жизнедеятельности в локальном социальном пространстве. Это предполагает не только фактологию данных эмпирических наблюдений, но и элементы прогноза, и определение вектора управленческого воздействия [10].

Общий алгоритм анализа данных сводится к агрегированию обобщенных индексов социальный настроений, характеризующих

мироощущениясоциального субъекта и восприятие себя в системе социальных отношений и связей. В соответствии с решаемыми задачами анализ социологической информации предполагает дескриптивные (одномерные группировки, классификации, эмпирические типологизации) и аналитические (установления связей взаимодействия и детерминации) процедуры.

Дляболее глубокого осмысления и практической регуляции процесса формирования массовых настроений, имеющих сложноорганизованное и иерархическое строение, предполагается таксономический анализна основе выявления устойчивых сочетаний множества признаком. Такая типологизация, например, поддается интерпретации в пространстве свойств пар векторов:«надежды - разочарования»,«амбиции - пассивность»;«апатия -энтузиазм», «депрессия - подъем».

Описанный методологический подход к анализу социальных настроений не претендует на научную завершённость и предполагает дальнейшую разработку и совершенствование в процессе проведения эмпирических исследований.

Литература

1. Ахмедова М. Г., Чанкова Е.В. Рефлексивность коммуникативной компетентности личности в современном постиндустриальном обществе. Теория и практика общественного развития. 2015. № 3. С. 13-15.

2. Байнова М. С. Земельные конфликты в процессе градостроительной деятельности.//Конфликтология. 2015. Т. 1. С. 161-181.

3. Barbalet J. M. Emotion, Social Theory and Social Structure: A Macrosociological Aproach. - Cambridge: Cambridge University Press, 1999. - 210 P.

4. Дитятев А.Ю. Методологический потенциал концепции социального настроения в изучении феноменов оптимизма и пессимизма в современном обществе // Теория и практика общественного развития. Выпуск № 5, 2011 С.100-102.

5. Макарова Л. В. Современная Россия: политический портрет в образовательном контексте. Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2011. Т. 4. № 2. С. 139-144.

6. Ольшанский Д. В. Массовые настроения в политике. М.:Прин-Ди, 1995,- 238с.

7. Парыгин Б. Д. Общественное настроение. М.: Мысль, 1966.-328с

8. Тощенко Ж.Т, Харченко С.В. Социальное настроение. М.: Academia,

1996. - 195с.

9. Тощенко Ж.Т. Теоретико-методологическое осмысление социального настроения как феномена современной общественной практики // Социология на пороге XXI века. Новые направления исследования. М., 1998.

10. Мельничук Ю.А. Особенности мотивирования сотрудников в современной организации. // Материалы Ивановских чтений. 2012. Т. 1. № 2. С. 106-111.

11. Сулягина Ю.О. Социальные технологии профилактики конфликтов в сфере трудовой миграции в российском обществе. Конфликтология. 2012. Т. 2. С. 67-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.