Научная статья на тему 'Социальные модели формирования личности преступника'

Социальные модели формирования личности преступника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
641
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ / СЕМЬЯ / МИКРОСРЕДА / ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ПОДРОСТОК / OFFENDER'S PERSONALITY / DEVIANT BEHAVIOR / FAMILY / MICROENVIRONMENT / SOCIETY / SOCIAL MODEL / CRIMINALITY / ADOLESCENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гумирова Г. Ф.

В статье рассматриваются социальные модели формирования у подростков девиантного поведения и личности правонарушителя. Все они, как утверждает автор, в той или иной мере связаны с несправедливостью в семье, микросреде или обществе в целом, что необходимо учитывать при изучении личности и переформировании ее взглядов и поведенческих стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гумирова Г. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL MODELS OF THE OFFENDER'S PERSONALITY FORMATION

The article views the social models of the adolescents' deviant behavior and offender's personality formation. All of them, according to the author, are to certain extent connected with the unfairness in the family, microenvironment or society as a whole, which should be taken into account during the study of the personality and reformation of its views and behavioral standards.

Текст научной работы на тему «Социальные модели формирования личности преступника»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

УДК 343.22

Г.Ф. ГУМИРОВА, аспирант

Нижнекамский филиал Института экономики, управления и права (г. Казань)

СОЦИАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА

В статье рассматриваются социальные модели формирования у подростков девиантного поведения и личности правонарушителя. Все они, как утверждает автор, в той или иной мере связаны с несправедливостью в семье, микросреде или обществе в целом, что необходимо учитывать при изучении личности и переформировании ее взглядов и поведенческих стандартов.

Психологическая ломка переходного возраста, несформированность четких нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая подверженность групповым воздействиям, импульсивность - такова поведенческая основа подросткового возраста. Поведение несовершеннолетних (подростков) отличается рядом особенностей - недостаточностью жизненного опыта и связанным с этим низким уровнем самокритичности, отсутствием всесторонней оценки жизненных обстоятельств, повышенной эмоциональной возбудимостью, импульсивностью, двигательной и вербальной активностью, внушаемостью, подражательностью, обостренностью чувства независимости, стремлением к престижу в референтной группе, негативизмом, неуравновешенностью возбуждения и торможения. Физиологическая перестройка организма подростка связана с обострением внимания к половым вопросам.

Изучение и профилактика преступности среди несовершеннолетних не может успешно осуществляться без исследования мотивов преступ-

ного поведения, поскольку мотив непосредственно связан с личностью и ее особенностями, склонностями, влечениями и интересами. В мотивах выражается не какая-то отдельная черта личности, а в определенном смысле весь человек, все характерные для него свойства и особенности.

Существующие теории девиантности и преступности, по сути дела, прямо или косвенно раскрывают тот или иной уровень мотива совершения преступления, ту или иную форму социальной несправедливости, которая существует в двух ипостасях:

1) как несправедливость, творимая человеком (социальными группами) в отношении других людей (социальных групп) или общества в целом;

2) как несправедливость, творимая в отношении самого человека (социальной группы) другими людьми (социальными группами), властью, политическим режимом, государственной машиной.

В первом случае человек сам творит несправедливость, и его поведение выступает деви-

антным и обусловлено внутренней объективной или внутренней субъективной причинами. Во втором случае девиантность и преступность предстают как протестные реакции человека (социальных групп) против направленной на него (них) несправедливости.

Если с данных позиций посмотреть на модели личности преступника, то окажется, что все они в той или иной мере описывают проявления и последствия социальной несправедливости на индивидуальном уровне, осуществляемой посредством социального исключения, насилия и вызывающей чувство отчуждения.

В рационально-просветительской модели формирование личности преступника обусловлено существующим несправедливым неравенством в получении образования и средств, обеспечивающих достойное существование. Если говорить о современном западном обществе, в котором нивелированы гротескные различия между очень богатыми и нищими, то "достойное существование" - это не просто возможность удовлетворения самых необходимых потребностей, но удовлетворение на таком уровне, который соответствует стандартам качества, принятым в данном обществе на данном этапе его развития. Это достойное существование напрямую зависит от полученного образования и соответствующего этому образованию социального статуса.

В рационально-этической модели формирование личности преступника обусловлено такими проявлениями несправедливости, как лишенность благоприятной среды развития, установление неравных возможностей приобщения к культурным ценностям, депривация родительского внимания и отсутствие добрых человеческих отношений в ближайшем окружении.

Важнейшим условием формирования личности трудного подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия: отсутствие нормальной нравственной среды в семье очень часто воспитывает эгоцентризм и другие негативные качества. Весьма часто такое искажение нравственной атмосферы бывает связано с алкоголизмом родителей, их аморальным поведением и т.п. Взаимное неуважение, грубость, жестокость, откровенный ци-

низм в межличностных отношениях, становясь привычными для детей, с одной стороны, вызывают у них стойкую независимость к непосредственным виновникам создания подобной обстановки в семье, а с другой - одновременно формируют аналогичные качества и отношения и у самих подростков.

Также негативное воздействие на подростков оказывают семьи с преобладанием физического и психического насилия. Ежегодно от этого страдают два миллиона мальчиков и девочек в возрасте до 14 лет. Психическое состояние многих несовершеннолетних правонарушителей характеризуется постоянным желанием куда-либо уехать, переменить место жительства или учебы. По мере взросления и приобретения самостоятельности подросток получает возможность уйти от подобных условий жизни, избежать придирок, упреков, безразличия, во многих случаях - побоев и издевательств. Это реализуется путем все более активного участия в неформальных группах сверстников и побегов из дома. У подростков, постоянно подвергающихся такому общению, складывается убеждение, что грубость - норма отношений между людьми. В семьях, где насилие является излюбленным средством воздействия, у детей озлобление против родителей сохраняется на всю жизнь.

Однако встречаются случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг подростка создают любящие, но не обладающие достаточной педагогической культурой родители.

Согласно социально-биологической модели, социальная несправедливость в отношении личности преступника проявляется в неравной возможности получения медицинских услуг для лечения некоторых психических заболеваний (повышенная возбудимость, импульсивность поступков, депрессия и т.п.), поддающихся полному или частичному излечению. Это связано с тем, что, во-первых, некоторые корыстные преступления совершаются для того, чтобы помочь близкому человеку. Во-вторых, повышенный уровень, например, тревожности может привести к спонтанным агрессивным или насильственным поведенческим проявлениям. В-третьих, наркологи отмечают, что чаще ста-

новятся наркоманами люди, жизненный путь которых сопровождался следующими явлениями: патология беременности матери, осложненные роды, частые, тяжелые и хронические болезни в детском возрасте, психические заболевания, скверный характер у кого-либо из родственников. В-четвертых, многие насильственные преступления совершаются людьми, страдающими разного рода психическими нарушениями, которые при нормальном функционировании системы здравоохранения (на основе системы социально-адекватных норм) и установлении реальной ответственности за негативные результаты деятельности могли бы быть выявлены и подвергнуты лечению на ранних стадиях.

Что касается уголовно-правовой модели, то здесь существующие социальные порядки, нормы и законы полагаются справедливыми; ответственность за их нарушение однозначно возлагается на злую волю самого нарушителя, предстающего в качестве единственного творца социальной несправедливости. В религиозной модели личности преступника аналогичным образом ответственность за правонарушение полностью возлагается на греховность самого человека, поддавшегося дьявольскому искушению. Таким образом, эти две модели смыкаются и являются иррациональными в той мере, в какой превращают правонарушителей в единственный источник социальной несправедливости. Эти модели рациональны лишь в той мере, в какой отдельные нарушители действительно творят несправедливость в отношении других людей.

Следующая теория выявляет причины де-виантности в неоднородности и изменчивости нормативно-ценностной системы общества. Единая культура общества раздроблена на противоречащие друг другу субкультуры, задающие людям совершенно разные ментальные и поведенческие ориентации и стандарты. Это обстоятельство выступает главным конфликтогенным и девиантогенным фактором в обществе. Но субкультурная раздробленность общества во многом сама является следствием социальной несправедливости, разделяющей людей на группы и страны с совпадающими ценностно-нор-

мативными системами. Стало быть, и эту группу теорий можно с полным правом включить в состав концепции социальной несправедливости как наиболее общей причины девиантности.

Одной из серьезных криминологических новаций является нравственно разрушающие подростков результаты деятельности современных СМИ. Невозможно не высказать своего негодования по поводу криминогенного и часто откровенного криминального воздействия многих образцов телевизионного "творчества" на сознание молодых людей. Сегодняшнее телевидение перенасыщено сценами кровавого насилия. Это способствует тому, что растущие поколения будут видеть в насилии единственное средство разрешения любых конфликтов [1, с. 34].

Кроме внешних причин, подталкивающих подростка на совершение преступления, есть еще и внутренние, субъективные причины, которые также не нужно оставлять без внимания.

Для подростковой среды характерна и такая формулировка мотива преступления, как "неприязненные личные отношения". В основном именно по этой мотивации возникают драки между учащимися разных школ, хулиганство и, как следствие, наносится вред здоровью. Новым (в соответствии с духом времени) является мотив "самосохранения и самозащиты". Подростки (по причине слабой социальной защиты) вынуждены сами пресекать совершаемые против них противоправные действия и поэтому нередко становятся субъектами преступных посягательств.

Итак, несмотря на мировоззренческое, методологическое многообразие существующих теорий девиантности, все они могут быть объединены в рамках одной концепции, поскольку каждая из них прямо или косвенно раскрывает одну или несколько сторон социальной и индивидуальной несправедливости. С изменением объема понятий "социальная справедливость" и "социальная несправедливость" неизбежно изменяется объем понятия "девиантное поведение", поскольку изменяются совокупности социально-адекватных и социально-неадекватных норм, задающих нормативную базу для социальных взаимодействий.

Список литературы

1. Кочин A.A., Харланов B.C. Традиционное и нетрадиционное в преступности несовершеннолетних: новая идеология предупреждения // Российский следователь. -2004. - № 2.

2. Бакаев A.A., Лелеков B.A., Остапенко Н.И. О мерах по совершению правового обеспечения профилактики правонарушений несовершеннолетних: Криминология // Российский следователь. - 2003. - № 5. - C. 7-13.

3. Булатов P.M., Шеслер A.B. Криминологическая характеристика организованной преступности. - Казань: РИЦ "Школа", 1999. - 19 с.

4. Жукова Т.В. Преступность и наркомания среди несовершеннолетних как внутренняя угроза национальной безопасности Российской Федерации // Российский следователь. - 2006. - № 4. - С. 34-35.

5. Зиядова Д. Почему подросток совершает преступление? // Воспитание школьников. - 2003. - № 6. - С. 18-21.

6. Лелеков В.А., Кошелева Е.В. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних // Социс. - 2006. - № 1. -С. 103-112.

7. Пудовочкин Ю. Квалификация случаев вовлечения несовершеннолетних в преступную группу // Российская юстиция. - 2003. - № 12. - С. 37-38.

8. Шипунова Т.В. Проблема синтеза подростковой девиантности // Социс. - 2004. - № 8. - С. 103-112.

В редакцию материал поступил 21.04.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.