Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА В РОССИЙСКОМ ЭЛЕКТОРАЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА В РОССИЙСКОМ ЭЛЕКТОРАЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
7
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СЕТЬ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ / ВЫБОРЫ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ИЗБИРАТЕЛИ / КРАУДСОРСИНГ / СТАДИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / НАБЛЮДАТЕЛИ / АРТИКУЛЯЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гандалоева Мадина Тархановна

В статье проводится анализ функций социальных сетей на различных стадиях электорального процесса. Автор доказывает тезис о том, что технология веб 2.0 стала активно проникать в этот процесс (в качестве примеров рассмотрены сетевые площадки: Интерактивная карта избирательных округов Москвы, Всероссийская база избирательных комиссий «ВикиУики», «Карта нарушений»). Это обеспечивает следующую эффективность: а) на стадии формирования избирательных округов и участков посредством сетей привлекается человеческий ресурс для усовершенствования карты округов; б) избирательные комиссии через социальных медиа ведут информационно-разьяснительную деятельность, которая повышает интерес и грамотность населения в сфере избирательного законодательства; в) граждане делятся своими замечаниями по работе комиссий на краудсорсинговых площадках, что позволяют отслеживать нарушения; г) кандидаты мобилизуют своих избирателей посредством все тех же социальных сетей. Ресурсный потенциал подобных сетей позволяет создать площадки для взаимодействия в первую очередь граждан между собой, а затем граждан и власти, развить технологии, направленные на привлечение человеческого потенциала. Они позволяют все большему числу граждан испытывать чувство принадлежности, ощущать свою значимость и влияние на происходящие процессы, в данном случае политические.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL MEDIA IN THE RUSSIAN ELECTORAL PROCESS

The article analyzes the functions of social networks at the different stages of the electoral process. The author conciders that web 2.0 technology has been actively enter into this process (we were considered such networks as: Interactive map of electoral districts of Moscow, all-Russian base of electoral commissions «Wikiuiki», «Map of violations»). This allows: а) at the stage of formation of electoral districts social networks help to attract a human resource to their improvement; б) election commissions conduct information explanatory activity in social media and by that grows interests and literacy of the population in the sphere of electoral law; в) сrowdsourcing platforms on which citizens share the remarks on work of the commissions allow to trace violations; г) candidates mobilize their voters through those same social networks. The resource potential of such networks allows you to create a platform for interaction primarily between citizens, then the citizens and the government, to develop technologies aimed at mobilizing human potential. They allow an increasing number of citizens to feel a sense of belonging, to feel their importance and influence on the political processes.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА В РОССИЙСКОМ ЭЛЕКТОРАЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

References

1. Belozerov V. Migratsionnye protsessy na Severnom Kavkaze: obshchie cherty i regionalnye faktory migratsii. Rezhim dostupa: http://polit.ru/article/2003/08/12/622836/, svobodnyy. Zagl. s ekrana. Yaz. rus.

2. Averyanov A. Migratsionnye protsessy na Severnom Kavkaze: mezhnatsionalnyy aspekt. Rezhim dostupa: http://geopolitica.ru/article/migracionnye-processy-na-sevemom-kavkaze-mezhnacionalnyy-aspekt, svobod-nyy. Zagl. s ekrana. Yaz. rus.

3. Cherkesov B. A., Loboda O. B. Migratsionnye protsessy i problemy zanyatosti naseleniya. Rezhim dostupa: http://budennovsk.org/?p=79118, svobodnyy. Zagl. s ekrana. Yaz. rus.

4. Ataev A. Vnutrennyaya migratsiya na Severnom Kavkaze: trendy i tendentsii. Rezhim dostupa: http://beregrus.ru/?p=1538, svobodnyy. Zagl. s ekrana. Yaz. rus.

5. Yefimov Yu. G. Migratsiya na Severnom Kavkaze v postsovetskiy period i ee vliyanie na sotsialno-politicheskuyu sostavlyayushchuyu politicheskogo protsessa. Rezhim dostupa: http://chechen.org/forums/showthread.php?t=518, svobodnyy. Zagl. s ekrana. Yaz. rus.

6. Dzhamaludinova N. M. Faktory razvitiya i funktsionirovaniya regionalnykh turistsko-rekreatsionnykh klasterov na primere Severo-Kavkazskogo federalnogo okruga. Rezhim dostupa: http://www.uecs.ru/marketing/item/2287-2013-08-19-07-55-34, svobodnyy. Zagl. s ekrana. Yaz. rus.

7. Khasaev G. R., Mikheev Yu. V., Umanskiy M. Klaster kak sovremennyy instrument povysheniya konkurentosposobnosti v regione. Kompaspromyshlennoy restrukturizatsii. 2005, no. 5.

8. Bunakov O. A. Klasternyy podkhod k pozitsionirovaniyu v turizme. Upravlenie ekonomicheskimi sis-temami: elektronnyy nauchnyy zhurnal. 2011, no. 4.

9. Gloova A. V. Klasternyy podkhod kak instrument razvitiya turizma v regione. Rezhim dostupa: http://economics.open-mechanics.com/articles/381.pdf, svobodnyy. Zagl. s ekrana. Yaz. rus.

10. Burkutbaeva N. A. Osobennosti formirovaniya infrastruktury turistskikh klasterov v yuzhnykh re-gionakh Rossii. Rezhim dostupa: http://www.uecs.ru/uecs30-302011/item/499-2011-06-24-12-38-03, svobodnyy. Zagl. s ekrana. Yaz. rus.

11. Migranyan A. A. Teoreticheskie aspekty formirovaniya konkurentnosposobnykh klasterov v stranakh s perekhodnoy ekonomikoy. Vestnik KRSU. 2002, no. 3.

12. Muratova L. I. Turistsko-rekreatsionnyy klaster v regionalnoy ekonomike. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami. 2011, no. 9.

13. Karabushchenko P. L. Istoriya turizma: metodika izucheniya kulturnogo otdykha puteshestvuyushchikh grazhdan. Strategiya razvitiya industrii servisa, turizma i dizayna: novye vyzovy i praktika innovatsiy : mat-ly Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. : v 4 t. / pod red. T. A. Shebzukhovoy, A. A. Vartumyana, I. M. Pershina. Pyatigorsk : Izd. PF SKFU, 2015, vol. 1, pp. 21-25.

14. Fedotov D. I. K voprosu ob osobennostyakh sovremennykh ugroz voennoy bezopasnosti Rossii v kon-tekste usileniya geopoliticheskogo protivoborstva na yuzhnom strategicheskom napravlenii. Sovremennaya nauka i innovatsii. 2014, no. 2, pp. 89-93.

СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА В РОССИЙСКОМ ЭЛЕКТОРАЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ*

Гандалоева Мадина Тархановна, аспирант Кубанский государственный университет

350040, Российская Федерация, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149 E-mail: madina-dinzik@mail.ru

В статье проводится анализ функций социальных сетей на различных стадиях электорального процесса. Автор доказывает тезис о том, что технология веб 2.0 стала активно проникать в этот процесс (в качестве примеров рассмотрены сетевые площадки: Интерактивная карта избирательных округов Москвы, Всероссийская база избирательных комиссий «ВикиУики», «Карта нарушений»). Это обеспечивает следующую эффективность: а) на стадии формирования избирательных округов и участков посредством сетей привлекается человеческий ресурс для усовершенствования карты округов; б) избирательные комиссии через социальных медиа ведут информационно-разьяснительную деятельность, которая повышает интерес и грамотность населения в сфере избирательного законодательства; в) граждане делятся своими замечаниями по работе комиссий на краудсорсинговых площадках, что позволяют отслеживать нарушения; г) кандидаты мобилизуют своих избирателей посредством все тех же социальных сетей.

Ресурсный потенциал подобных сетей позволяет создать площадки для взаимодействия в первую очередь граждан между собой, а затем граждан и власти, развить технологии, направленные на привлечение человеческого потенциала. Они позволяют все большему числу граждан испытывать чувство принадлежности, ощущать свою значимость и влияние на происходящие процессы, в данном случае политические.

Ключевые слова: электоральный процесс, сеть электоральной поддержки, выборы, общественный контроль, избиратели, краудсорсинг, избирательные комиссии, стадии избирательного процесса, социальные сети, политическая коммуникация, наблюдатели, функции социальных медиа, артикуляция и интеграция

* Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 15-03-00339.

SOCIAL MEDIA IN THE RUSSIAN ELECTORAL PROCESS

Gandaloeva Madina T., postgraduate student

Kuban State University

149 Stavropolskaja, Krasnodar, 350040, Russian Federation

E-mail: madina-dinzik@mail.ru

The article analyzes the functions of social networks at the different stages of the electoral process. The author conciders that web 2.0 technology has been actively enter into this process (we were considered such networks as: Interactive map of electoral districts of Moscow, all-Russian base of electoral commissions «Wikiuiki», «Map of violations»). This allows: a) at the stage of formation of electoral districts social networks help to attract a human resource to their improvement; б) election commissions conduct information explanatory activity in social media and by that grows interests and literacy of the population in the sphere of electoral law; в) crowdsourcing platforms on which citizens share the remarks on work of the commissions allow to trace violations; г) candidates mobilize their voters through those same social networks.

The resource potential of such networks allows you to create a platform for interaction primarily between citizens, then the citizens and the government, to develop technologies aimed at mobilizing human potential. They allow an increasing number of citizens to feel a sense of belonging, to feel their importance and influence on the political processes.

Keywords: electoral process, the electoral support network, elections, public control, the voters, crowdsourcing, electoral commission, stages of the electoral process, social networks, political communication, observers, functions of social networks, articulation and integration

Одним их принципов демократического государства является проведение свободных и справедливых выборов, право на участие в которых предоставляется всем гражданам. В связи с этим электоральный процесс представляет собой некое отражение уровня развития того или иного общества, поскольку в нем прослеживаются все происходящие в нем изменения.

Р.З. Близняк видит следующие возможности в анализе различных подсистем «электоральной системы»:

•выявить глубинные основания тех или иных политических действий и действительные механизмы принятия решений, предпринимаемых участниками электорального процесса;

•обнаружить факторы, определяющие мотивацию поведения избирателей, интересы и цели избираемых, а также стоящих за ними;

• оценивать результаты выборов и прогнозировать тенденции развития ситуации в стратегической перспективе.

Электоральный процесс, по его мнению - совокупность взаимодействия политической системы (ее подсистем) с гражданами, исполняющими роль избирателей, по поводу выборов, предпринимаемых непосредственно перед выборами (избирательный процесс) и в межвыборный период [1, с. 74].

Есть два субъекта электорального процесса: государственные (и муниципальные) органы власти и общественные объединения, граждане и группы граждан.

Функция первых заключается в организации, поддержке (в том числе нормативно-правовой) и регулировании процесса выборов. Второй субьект, общество, может выступать в качестве трех акторов:

• непосредственно голосующие, реализующие свое право голоса;

• баллотирующиеся и их доверенные лица (партии, объединения граждан и др.), реализующие свое право быть избранными;

• контролирующие инстанции и наблюдатели. Причем в данном качестве могут выступать как сами баллотирующиеся, так и голосующие.

Как мы упомянули выше, электоральный процесс является отражением уровня развития общества, в том числе и технического. Последние несколько лет мы отчетливо видим, что технология веб 2.0 стала активно проникать в электоральный процесс [7, c.70].

Эмпирическое исследование показало, что наиболее рельефно роль этих технологий отражаются на следующих стадиях электорального процесса: организация избирательных округов и участков, организация избирательных комиссий, избирательная кампания, голосование.

Рассмотрим функции, которые выполняют социальные медиа на этих этапах.

1. Информационно-разъяснительная функция.

В преддверии единого дня голосования 14 сентября 2014 г., когда в России прошли выборные кампании различного уровня, мы проанализировали информационно-разъяснительную деятельность избирательных комиссий. Все большее распространение набирает практика создания аккаунтов в социальных сетях. Популярность социальных сетей

обусловлена и тем обстоятельством, что существуют специальные приложения для мобильных устройств, что дополнительно расширяет аудиторию пользователей.

К примеру, на официальном сайте Московской городской избирательной комиссии [3] были представлены ссылки на их страницы в четырех социальных сетях: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер и Инстаграм. Здесь располагается информация о статистике выдвижения кандидатов на предстоящих выборах, ходе выдвижения кандидатов, списков от политических партий, деятельности избирательной комиссии. Кроме того, в доступной форме (в том числе в виде картинок) приведена информация разъяснительного характера непосредственно по самой процедуре голосования: как стать наблюдателем, что необходимо взять с собой на выборы, как проходить процесс голосования и подсчета голосов и т.д. Также налажен канал обратной связи: на Фейсбуке комиссия ведет диалог с избирателями, где последние могут высказать свои замечания и предложения по работе комиссии.

2. Совершенствование избирательного законодательства.

Избирательный округ представляет собой территорию, которая образована в соответствии с избирательным законодательством и от которой непосредственно избираются депутаты представительных органов и выборные должностные лица. Избирательный округ состоит из более мелких единиц, служащих местом голосования - избирательных участков. Избирательными участками может считаться только территория с границами, установленными уполномоченными органами власти, на которой участковые комиссии осуществляют организацию и проведение выборов и референдумов для обеспечения гражданам возможности реализовать свои избирательнее права.

Избрание депутатов Московской городской думы, прошедшее 14 сентября 2014 г. проходило по одномандатным округам. В связи с этим был принят Закон города Москвы № 22 от 30 апреля 2014 г. [4], описывающий схему формирования 45 избирательных округов и их границ.

На основе вышеуказанного нормативного акта была разработана Интерактивная карта избирательных округов Москвы: специалисты из студии Gis Lab нанесли информацию из закона на карту и превратили ее в геоданные, доступные всем пользователям. С помощью карты можно просмотреть границы избирательных округов и найти свой избирательный участок. Одним из ключевых направлений проекта - анализ текста принятого закона и его первоначальных проектов, поиск и устранение ошибок в описании границ округов. Пользователи приглашаются к участию в редактировании интерактивной карты и улучшению ее информационной составляющей [12].

3. Функция артикуляции и интеграции.

Официально избирательная кампания начинается с момента выдвижения кандидата и заканчивается подведением итогов голосования, и, по сути, является самым ярким и интересным моментом каждого электорального процесса. В ходе предвыборной гонки кандидаты используют всевозможные инструменты для получения большего количества голосов, и в связи с этим агитационная работа может вестись задолго до старта избирательной кампании.

Основной тенденцией, которая фиксируется аналитиками в ходе последних избирательных кампаний, прежде всего в США является сдвиг от мобилизации сторонников при помощи средств массовой информации, в первую очередь телевидения, к мобилизации избирателей посредством разветвленной сети активистов и использования персонализированных технологий формирования электоральной поддержки [11, с. 95].

В данном случае в социальных сетях ведется работа по созданиям групп, сообществ и официальных страниц по двум направлениям: в поддержку кандидата и избирательных комиссий (с целью информирования граждан по их работе, а также обеспечения высокой явки на выборы).

Людям свойственно объединяться по политическому признаку в группы единомышленников. Зачастую поведение избирателей является следствием электоральных предпочтений, которые формируются в социальных сетях наиболее активными их членами.

В период избирательных кампаний под влиянием политически активных членов социальных сетей формируется особый тип мобилизационных структур - сеть электоральной поддержки. Это множество людей со схожими электоральными предпочтениями и общей готовностью отдать голоса за конкретного кандидата (партию), объединенных прямыми или косвенными персональными коммуникациями.

Механизм формирования сети электоральной поддержки представляет процедуру, в ходе которой активисты распространяют информацию о кандидате (партии) среди агентов своих сетей социальных связей, идентифицируют тех из них, кто готов поддержать кандидата (партию), создают между ними коммуникативные связи [11, с. 97].

4. Функция контроля.

Самой ответственной частью всего электорального процесса является этап голосования. От того насколько соблюдена законность зависит легитимность выборов, их признание международным сообществом, дальнейшая судьба государства (всего или какой-то его части). При наличии контроля избиратели чувствуют уверенность в справедливости выборов и важность своего участия в них. Поэтому очень важную роль отводят третьему актору -наблюдателям и контролирующим инстанциям.

За последние годы в России постепенно увеличивается уровень политической культуры и вместе с ней уровень избирательного процесса и его участников. Кандидаты, избиратели, политические консультанты, СМИ, институты гражданского общества после периода неопределенности и хаотичности позиций и действий формируют более основательную позицию, состоящую в принципиальном признании того, что общество имеет право контролировать соблюдение законности при подготовке и проведении выборов и референдумов. Хотя это положение закреплено в Основном законе Российской Федерации и в российском законодательстве (Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. в ред. 21.07.2014 г.), ее претворение в жизнь не является слишком простым делом и нуждается в технологическом обеспечении [2].

Главным итогом всего избирательного процесса являются результаты волеизъявления граждан, объективно отражающие их политические предпочтения. В то же время при определенных обстоятельствах они могут быть искажены с целью обеспечения победы определенного кандидата или политической партии. Если выборы как процесс, организованный государством, будет также контролироваться исключительно им, то велика вероятность совершения противоправных действий в интересах действующей власти в силу закрытости таких выборов по отношению к обществу. Отсутствие возможности контроля со стороны гражданского общества формирует недоверие и негативное отношение граждан к такому процессу. Поэтому немаловажно, чтобы помимо государственного контроля, включающего различные средства наблюдения в ходе избирательного процесса, осуществлялся и общественный контроль [6, с. 154].

Избирательное законодательство РФ не содержит термин «общественный контроль». В литературе высказываются различные точки зрения к вопросу о правовой природе данного явления. Так, А.В. Фирсов понимает под «общественным контролем за проведением выборов» любой контроль со стороны общества за полнотой и достоверностью волеизъявления граждан. Вместе с тем А.Б. Юдина указывает, что общественный контроль осуществляется за соблюдением избирательных прав граждан в деятельности избирательных комиссий всех уровней, так как именно на избирательные комиссии возложена функция по подготовке и проведению выборов. Однако данное определение является достаточно узким в силу того, что не включает в общественный контроль выявление правонарушающих действий, не связанных с деятельностью избирательных комиссий. В целом, не вдаваясь в дискуссию по данному вопросу, укажем, что общим для двух приведенных позиций является активная роль общества в процессе контроля за процедурой выборов. Поэтому любой гражданин, пришедший на избирательный участок в день голосования и заметивший неточности в списке избирателей, обратившись с заявлением к председателю данной комиссии, будет являться субъектом общественного контроля. С другой стороны, такой тип контроля оказывается недейственным перед тем количеством правонарушений, которые происходят в ходе избирательной кампании.

Для того чтобы обеспечить эффективность общественного контроля по предупреждению правонарушающих действий в ходе выборов, законом1 предусмотрены специальные субъекты: наблюдатели и члены комиссии с правом совещательного голоса, позволяющие представителям общественности, получившим данный статус, более тщательно контролировать ход избирательного процесса. В то же время существующий механизм аккредитации и осуществления полномочий этих субъектов несовершенен и может способствовать формированию детерминант правонарушений в противовес их основной функции.

Однако расширяющиеся технические возможности позволяют вести контроль за выборами все большему числу граждан. Речь идет об общественном контроле, построенном по принципу краудсорсинга.

1 ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Правовая система «Консультант плюс».

По данным ЦИК России [10], 14 сентября 2014 г. проходило голосование на 5322 выборах и референдумах и самой яркой краудсорсинговой программой на них стала «Карта Нарушений на Выборах».

Проект был создан на старте компании по выборам депутатов Государственной Думы 2011 г. по инициативе «Газеты.га» и ассоциации «Голос». В том же году «Карта нарушений» вошла в двадцатку лучших сайтов по версии конкурса «Премия Рунета 2011» в номинации «Государство и Общество». Оказавшись весьма актуальным для своего времени, сервис стал популярен не только в кругах пользователей, но и получил поддержку со стороны крупных информационных служб, Forbes и РИО «Deita.ru», что обозначило его дальнейший курс на интенсивное развитие.

С 2012 г. сайт стал постоянно действующим Интернет-ресурсом для отслеживания электоральных нарушений на всех трех уровнях власти - федеральном, региональном и местном. Сервис привлек к себе внимания многочисленных волонтерских организаций и частных лиц - проект стал общегражданским.

Приложение основывается на технологии краудсорсинга, благодаря которой каждый желающий может самостоятельно опубликовать сообщение о нарушении на выборах, дополнив, таким образом, общую базу данных. Организаторы, в свою очередь, берут на себя обязанности первичной модерации и технического сопровождения.

Сайт предусматривает несколько возможностей для публикации сообщения. Пользователь может заполнить специальную форму, указав место, дату, Ф.И.О. участников событий и прочие факты, отражающие суть нарушения и содержащие достоверную информацию, необходимую для его последующего пресечения. Свидетели могут также сообщить о нарушении по телефону горячей линии, номер которого отображен на главной странице сайта. Все сообщения являются анонимными, поэтому у организаторов нет возможности проверять справедливость информации. Создатели приложения призывают участников вести видео- и фотосъемку событий и документов, которые нарушают их избирательные права - такой материал является весомым доказательством и хорошим дополнением к заявлению.

Следует отметить, что поступающие на сайт данные не являются бессвязным потоком информации - все сообщения классифицированы по источникам нарушения (подкуп избирателей, нарушение правил агитации в СМИ, воздействие правоохранительных органов и др.), а также по регионам. Кроме того, существует раздел статистики, опция фильтра всех сообщений по различным критериям и поиск конкретного нарушения. Благодаря перечисленным функциональным возможностям сайт очень удобен в использовании и выступает в роли прекрасного источника информации для последующего ее анализа.

Сервис служит не только для сбора статистики о нарушениях, как это делает, например, Россвзятка в случае с мониторингом коррупции. Создатели проекта подошли к решению проблемы весьма основательно. Карта нарушений помогает в оформлении официальных жалоб о нарушениях избирательного законодательства в уполномоченные органы государственной власти. При соответствующей поддержке пользователей система позволит отследить состояние поданных документов и вести статистику их рассмотрения. Проект реализуется и за пределами Сети: подразумевается, что информационные партнеры и представители «Голоса» будут проводить свои собственные независимые журналистские расследования по размещенным на «Карту» фактам нарушений [9].

Еще одной технологией, которая реализуют функцию не только контроля, но информационную, является площадка «ВикиУики».

В связи с формированием в России участковых избирательных комиссий на 5 лет -относительно длительный срок, в течение которого могут проходить несколько выборов, представляется возможным анализировать работу этих комиссий. Для этих целей ассоциацией «Голос» была разработана новая платформа - Всероссийская база избирательных комиссий «ВикиУики», которая аккумулирует информацию обо всех избирательных комиссиях России.

«ВикиУИКи» основан на принципах краудсорсинга. Волонтеры наполняют сервис информацией об избирательных комиссиях России. Фиксируется качество их работы, данные об их составах, территорий участков, адресах помещений для голосования и результатах выборов.

После процедуры регистрации пользователи получают возможность отправлять комментарии, отзывы, прикреплять документы и общаться между собой, а также участвовать в составлении «досье на комиссию». Поиск дополнен картой, где отображаются помещения для голосования. Помимо этого планируется публиковать результаты выборов в привязке к соответствующим УИКам, что позволит оперативно собирать статистику [8].

Исследуя функции социальных медиа на различных стадиях избирательного процесса, мы обратили внимание на нерешенные проблемы: 1) морально-этический состав участников: проблема ответственности каждого, кто оставляет тот или иной отзыв, комментарий на платформах и площадках; 2) недостаточное доверие участников диалога, готовность действовать в реальном партнерстве, что является необходимым условием для успешного функционирования и достижения заявленных целей (этих сетей); 3) достоверность вносимых данных; 4) правовое обеспечение и регулирование работы площадок, практическое применение результатов.

Как мы видим, социальные сети становятся неотъемлемым атрибутом современной жизни. Ресурсные потенциал подобных сетей позволяет создать площадки для взаимодействия в первую очередь граждан между собой, а затем граждан и власти, развить технологии, направленные на привлечение человеческого потенциала. Они позволяют все большему числу граждан испытывать чувство принадлежности, ощущать свою значимость и влияние на происходящие процессы, в данном случае политические [15].

Совершенно очевидно, что интернет-технологии открывают новые возможности коммуникации и порождают новые формы политической активности. По мнению А.В. Шумилова, молодежь является активным потребителем новых информационных технологий, активным участником социальных сетей и исследование этой социально-демографической группы представляет интерес для предвидения перспектив общественно-политического развития [14, с. 217].

Как писал И.М. Ильинский: «Молодежь - своего рода социальный аккумулятор и конденсатор тех трансформаций, которые всегда постепенно (день за днем, год за годом) и потому незаметно для общего взора происходят в глубинах общественной жизни, ускользая от внимания большинства. Это критические взгляды и настроения в отношении существующей действительности, новые идеи и та энергия, которые особенно нужны в момент коренных реформ» [5].

На пути к становлению гражданского общества сетевые сообщества, подобные тем, что приведены в статье, помогают направить эти самые «критические взгляды и настроения, идеи и энергию» в нужное русло.

Список литературы

1. Близняк Р. З. «Электоральный процесс» vs «Избирательный процесс»: к вопросу об оптимизации понятий / Р. З. Близняк // Вестник Поволжской академии государственной службы. - 2010. - № 2 (23). -С. 70-76.

2. Борисов Г. А. Инструменты политического аудита, используемые в период проведения избирательной кампании / Г. А. Борисов // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - 2014. - № 4. - Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/4/Borisov_PoHtical-Audit-Е1ейюп/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

3. Вестник Московской городской избирательной комиссии. - Режим доступа: http://mosgorizbirkom.ru/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

4. Закон города Москвы от 30 апреля 2014 г. № 22 «О схеме одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Московской городской Думы» // Интернет-портал «Российская Газета». - Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/05/05/moskva-zakon22-reg-dok.html, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

5. Ильинский И. М. Молодежь как социальная ценность и фактор перемен / И. М. Ильинский. -Режим доступа: http://www.ilinskiy.ru/ publications/stat/molsoc.php, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

6. Мирошниченко И. В. Инкорпорирование социальных сетей в процесс принятия политических решений / И. В. Мирошничено // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. - 2011. - Т. 7. - № 4. - С. 150-158.

7. Морозова Е. В. Инвесторы политического капитала: социальные сети в политическом пространстве региона / Е. В Морозова, И. В Мирошниченко // Полис. Политические исследования. - 2009. -№ 2. - С. 60-76.

8. О проекте «ВикиУики». - Режим доступа: https://www.wikiuiki.org/page/1-o-proekte, свободный. -Загл. с экрана. - Яз. рус.

9. О проекте «Карта нарушений». - Режим доступа: http://www.kartanarusheniy.org/page/about, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

10. Сайт ЦИК РФ. - Режим доступа: http://www.cikrf.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

11. Сарансков В. Е. Формирование сети электоральной поддержки / В. Е. Сарансков // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2013. - № 5 (117). - С. 95-113.

12. Создана интерактивная карта избирательных округов Москвы в преддверии выборов в Мосгордуму. - Режим доступа: http://te-st.ru/2014/06/04/interactive-map-of-electoral-districts/, свободный. -Загл. с экрана. - Яз. рус.

13. ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Правовая система «Консультант плюс».

14. Шумилов А. В. Влияние электоральной активности молодежи в Интернете на электоральные процессы 2011-2012 / А. В. Шумилов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 12-1. - С. 217-219.

15. Morozova E. V. Crowdsourcing in Public Policy: Technologies, Subjects and its Socio-Political Role / E. V. Morozova., I. V. Miroshnichenko // Asian Social Science. - 2015, vol. 11, № 7.

References

1. Blizniak R. Z. «Elektoral'nyi protsess» vs «Izbiratel'nyi protsess»: k voprosu ob optimizatsii poniatii [«Electoral process» vs «Electoral process»: to the question about the optimization concepts]. Vestnik Povolzhskoi akademii gosudarstvennoi sluzhby [Bulletin of the Volga region Academy of public service]. 2010, no. 2 (23), pp. 70-76.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Borisov G. A. Instrumenty politicheskogo audita, ispol'zuemye v period provedeniia izbiratel'noi kam-panii [Political Tools of audit used in the period of election campaign]. Informatsionnyi gumanitarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie». 2014, no. 4 [Humanitarian Information portal «Knowledge. Understanding» 2014, no. 4]. Available at: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/4/Borisov Political-Audit-Election.

3. VestnikMoskovskoi gorodskoi izbiratel'noi komissii [Bulletin of the Moscow city election Commission]. Available at: http://mosgorizbirkom.ru/.

4. Zakon goroda Moskvy ot 30 aprelia 2014 goda № 22 «O skheme odnomandatnykh izbiratel'nykh ok-rugov po vyboram deputatov Moskovskoi gorodskoi Dumy» [The law of Moscow dated 30 April 2014 № 22 «Of the scheme Of single-mandate electoral districts for elections of deputies of the Moscow municipal Duma»]. Internet-portal «Rossiiskaia Gazeta» [Internet-portal «Rossiyskaya Gazeta»]. Available at: http://www.rg.ru/2014/05/05/moskva-zakon22-reg-dok.html.

5. Il'inskii I. M. Molodezh' kak sotsial'naia tsennost' i faktor peremen [Youth as a social value and a factor of change]. Available at: http://www.ilinskiy.ru/publications/ stat/molsoc.php.

6. Miroshnichenko I. V. Inkorporirovanie sotsial'nykh setei v protsess priniatiia politicheskikh reshenii [Social networks incorporating in process of policy making]. Politicheskaia ekspertiza: POLITEKS [Political Expertise Journal: POLITEX]. 2011, vol. 7 no. 4, pp. 150-158.

7. Morozova E. V., Miroshnichenko I. V. «Investory politicheskogo kapitala»: sotsial'nye seti v poli-ticheskom prostranstve regiona [Investors of Political Capital: Social Nets in the Political Space of a Region]. Polis. Politicheskie issledovaniia [Polis. Political Studies Journal]. 2009, no. 2. pp. 60-76.

8. O proekte «VikiUiki» [About the project «Wikiuiki»]. Available at: https://www.wikiuiki.org/page/1-o-proekte.

9. O proekte «Karta narushenii» [About the project «Map of violations»]. Available at: http://www.kartanarusheniy.org/page/about.

10. Sait TsIK RF [The website of the Central election Commission of Russia]. Available at: http://www.cikrf.ru.

11. Saranskov V. E. Formirovanie seti elektoral'noi podderzhki [Formation of electoral support network]. Monitoring obshchestvennogo mneniia: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny [Monitoring of public opinion: economic and social change]. 2013, no. 5 (117), pp. 95-113.

12. Sozdana interaktivnaia karta izbiratel'nykh okrugov Moskvy v preddverii vyborov v Mosgordumu [Create an interactive map of the electoral districts of Moscow on the eve of the Moscow city Duma elections]. Available at: http ://te-st.ru/2014/06/04/interactive-map-of-electoral-districts/.

13. FZ ot 12 iiunia 2002 g. № 67-FZ «Ob osnovnykh garantiiakh izbiratel'nykh prav i prava na uchastie v referendume grazhdan Rossiiskoi Federatsii» [Federal law of June 12, 2002 № 67-FZ «On basic guarantees of electoral rights and the right to participate in referendum of citizens of the Russian Federation»]. Pravovaia sistema «Konsul'tantplius» [The Legal system «Consultant plus»].

14. Shumilov A. V. Vliianie elektoral'noi aktivnosti molodezhi v Internete na elektoral'nye protsessy 20112012 [Influence of electoral activity of young people in the Internet on electoral processes 2011-2012]. Istoriches-kie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul'turologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and law Sciences, Culturology and study of art. Issues of theory and practice]. 2012, no. 12-1, pp. 217-219.

15. Morozova E. V., Miroshnichenko I. V. Crowdsourcing in Public Policy: Technologies, Subjects and its Socio-Political Role. Asian Social Science. 2015, vol. 11, no. 7.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ФАКТОР ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Давыдова Радмила Алимбиковна, аспирант

Волгоградский филиал Российской академии государственной службы и народного хозяйства при Президенте Российской Федерации

400131, Российская Федерация, г. Волгоград, ул. Гагарина, 8

E-mail: akradmila@yandex.ru

В статье предложен анализ российской модели гражданского общества, исходя из реалий современного политического процесса. Выявляются проблемы становления гражданского общества и формы взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества. В фокусе исследовательского поиска - особенности формирования гражданского общества в Астраханской области с учетом потенциала общественного мнения жителей региона. Систематизированы основные формы и способы: конструктивный диалог, создание атмосферы уважения к мнению граждан, структура обеспечения взаи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.