Научная статья на тему 'Социальные лифты в структуре социальной мобильности индивида'

Социальные лифты в структуре социальной мобильности индивида Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3679
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ИНДИВИДА / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЛИФТ / SOCIAL MOBILITY / THE STRUCTURE OF INDIVIDUAL SOCIAL MOBILITY / SOCIAL STRAIN / SOCIAL ELEVATOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шпекторенко Игорь Валентинович

В статье предложена структура социальной мобильности индивида. На ее основе предложено понимание понятия ≪социальный лифт≫ как явления, индивидуальной конфигурации возможного содержания вертикального направления, индивидуального репертуара социальной мобильности индивида в самом процессе его взаимодействия с социальными институтами и социальными общностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Elevators in Structure of Social Mobility of the Individual

The paper proposed a structure of social mobility of the individual. Based on it, offer insight into the concept of ≪social elevator≫ as a phenomenon, the individual configuration of the possible content of the vertical direction, the repertoire of individual social mobility of individuals in the process of its interaction with social institutions and social communities.

Текст научной работы на тему «Социальные лифты в структуре социальной мобильности индивида»

И. В. Шпекторенко I. V. Shpektorenko |

о_

Социальные лифты в структуре s социальной мобильности индивида °

и

Social Elevators in Structure of Social Mobility |

of the Individual 0

Шпекторенко Игорь Валентинович Shpektorenko Igor Valentinovich

Днепропетровский региональный институт Dnepropetrovsk Regional Institute of Public

государственного управления Национальной Administration of the National Academy of Public

академии государственного управления Administration, Office of the President of Ukraine

при Президенте Украины Professor of the Chair of Philosophy, Sociology

Профессор кафедры философии, социологии of Public Administration

государственного управления Doctor of Science (Public Administration)

Доктор наук по государственному управлению [email protected] [email protected]

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

социальная мобильность, структура социальной мобильности индивида, социальная деформация, социальный лифт

KEY WORDS

social mobility, the structure of individual social mobility, social strain, social elevator АННОТАЦИЯ

В статье предложена структура социальной мобильности индивида. На ее основе предложено понимание понятия «социальный лифт» как явления, индивидуальной конфигурации возможного содержания вертикального направления, индивидуального репертуара социальной мобильности индивида в самом процессе его взаимодействия с социальными институтами и социальными общностями.

SUMMARY

The paper proposed a structure of social mobility of the individual. Based on it, offer insight into the concept of «social elevator» as a phenomenon, the individual configuration of the possible content of the vertical direction, the repertoire of individual social mobility of individuals in the process of its interaction with social institutions and social communities.

Социальная мобильность — системное явление, отражающее объективную сторону процесса социализации индивида (содержание и направления социально-экономической, образовательной, культурной политики, а также функции, принципы, задачи в управлении обществом, законодательные, нормативно-правовые, организационные, поведенческие и иные условия социального бытия) и субъективную (комплекс основных личностных качеств, также определяющих содержание и направление социальной мобильности). Объективная и субъективная стороны процесса социальной мобильности индивида, или объективные и субъективные

ее факторы, находятся в постоянном взаимодействии. Их результатом является горизонтальный, вертикальный и другие типы мобильности людей в обществе. В свою очередь объективные и субъективные факторы составляют две подструктуры в структуре социальной мобильности индивида.

Предложенная в данной статье структура социальной мобильности индивида может служить теоретической основой управления этим видом мобильности в условиях передвижения людей между социальными, профессиональными, культурными, образовательными институтами, социальными общностями, группами.

з Эта структура, на наш взгляд, может слу-о_ жить теоретической основой построения 0 и функционирования социальных лиф-£ тов, соединяющих различные, преиму-^ щественно институционализированные, ° социальные институты в обществе и го-о сударстве.

Социальный институт (social institu-ш tion) — совокупность ценностей, норм, культуры, предписаний и требований, связанных с определенной организационной структурой, посредством которых общество контролирует и регулирует деятельность индивидов в наиболее важных сферах общественной жизни. Социальные институты, как правило, являются исторически сложившимися устойчивыми формами организации совместной деятельности и взаимодействий индивидов. Институты не всегда осознаются индивидами, но регулируют их действия. А для обеспечения соблюдения норм, предписаний и требований социального института в обществе, как правило, создаются и функционируют соответствующие социальные организации [6].

Концептуализация построения современного научного взгляда на социальную мобильность позволяет сделать вывод, что ее следует понимать в следующих значениях: явление; качество и ресурс, свойственные индивиду; процесс индивидуальной и групповой социализации людей, процесс реализации индивидами личностных качеств, определяющих их способность к социальной мобильности; определенный результат социальной деятельности (реализованный потенциал мобильности) индивида за определенный период; критерий оценивания процессов социализации, социальной деятельности и активности индивида.

С точки зрения личностных качеств индивида социальную мобильность можно понимать как присущую ему индивидуальную состоятельность и готовность находить и изменять социальную категорию, состояние, статус, форму социальной деятельности, умение быстро ориентироваться в ситуации, самоорганизовываться, быстро и успешно овладевать новыми видами социальной деятельно-

сти, коммуникации и взаимодействия. Это качество индивида проявляется в приобретении им достаточного собственного ресурса, ценностно-ориентационных (внутренних мотивационных) качеств, социальной компетентности, культуры, социального опыта, иных качеств, обеспечивающих эффективность и результативность социальной деятельности, быстрое выполнение поставленных перед индивидом социальных задач в различных условиях социально-профессиональных, социально-культурных, функционально-статусных и иных перемещений в структуре социального бытия.

Итак, под социальной мобильностью понимаются качество, процесс, результат процесса, критерий оценивания вертикальных и горизонтальных перемещений индивида или социального объекта из одной социальной позиции в другую. Социальная мобильность как качество индивида, личности — важное условие для того, чтобы стать успешным в обществе.

Определение нами концепта и основных значений понятия «социальная мобильность» указывает на то, что ее структура позволит представить ее составные элементы, которые, в свою очередь, дадут возможность определить принципы ее формирования, критерии оценивания данного вида мобильности и управления им со стороны, условно говоря, самой социальной среды. Осуществление объективного оценивания качеств, определяющих индивидуальную готовность и способность индивида к социальному виду мобильности, в свою очередь, позволит конкретизировать комплекс общих функций (принципов) управления, с целью их развития в обществе с учетом индивидуальных возможностей индивидов.

Основными видами мобильности, в которых осуществляется социальная деятельность индивида, на наш взгляд, является социальная, академическая, культурная, социокультурная, профессиональная (рис. 1). Все указанные виды мобильности человека объективно влияют на процесс социализации, и это влияние взаимно. Социальная мобильность человека формируется, главным

Рис 1. Взаимодействие видов мобильности (вариант 1)

Рис. 2. Взаимодействие видов мобильности (вариант 2)

образом, в профессиональной, академической, культурной, социокультурной средах. Итак, социальная мобильность формируется как в суммарном отображении указанных видов мобильности, так и в конкретной индивидуальной конфигурации отдельных видов мобильности индивида, что обусловливается видами основной и сопутствующей социальной деятельности, свойственными в данный момент тому или иному индивиду.

С другой стороны, перечисленные виды мобильности можно считать разновидностями социальной, что существенно не влияет на результативность научных исследований по этой проблеме при условии четкого выделения предмета исследования, в котором важно

учитывать основные и сопутствующие виды деятельности индивида, их конфигурацию в конкретном ракурсе и моменте исследования (рис. 2).

В этом смысле академический, культурный, социокультурный виды мобильности обусловливают содержание и траектории движения индивида в обществе, влияя на их содержание и динамику, определяя место индивида в социальной (а также в профессиональной, культурной, академической (образовательной) сферах). Таким образом, структура социальной мобильности индивида сочетает в себе различные функции (принципы) социальной среды, влияющие на индивида в процессе его социального становления, социального самоопределения и изменения.

з Объективным фактором формирова-о_ ния социальной мобильности является 0 социальная среда (social environment) — £ совокупность материальных, экономи-^ ческих, социальных, политических и ду-° ховных условий существования, фор-о мирования и деятельности индивидов g и социальных групп. Социальная сре-ш да включает политику, экономику, неО коммерческую и общественную сферы, а также общественное сознание и культуру в широком смысле, т. е. не только искусство и литературу, но и нормы взаимодействий индивидов между собой, стереотипы социального поведения и т. п. Поэтому социальная среда для каждого индивида включает и его ближайшее социальное окружение, т. е. семью, профессиональную, учебную и другие социальные группы, в которые индивид входит. Социальная среда во многом неосознанно для индивида формирует его психику и его бессознательное, а также неосознаваемые мотивы его социального поведения [6].

С позиции данного исследования наибольший интерес представляет «социальная макросреда», охватывающая экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру, а также «социальная микросреда», включающая непосредственное окружение человека — семью, трудовую, учебную и другие группы. Подчеркивая сложность воздействия социальной среды на индивида, именно семья, учебные заведения, общественные, профессиональные институты (в системе социальных институтов) являются теми «механизмами», которые в своем взаимодействии создают социальный лифт, ведущий индивида вверх в социальной иерархии.

В то же время социальная среда — прежде всего люди, объединенные в различные группы, общности, формальные и неформальные институты, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях, в сложной и разнообразной системе коммуникаций и взаимодействия. Социальная среда не просто «формирует» личность в процессе деятельности. Социальная среда, окру-

жающая личность, обладает активностью, воздействует на человека, ориентирует, мотивирует, адаптирует, обучает, воспитывает его, регулируя, подчиняя социальному контролю, увлекая, «заражая» соответствующими «моделями» поведения, побуждая, а нередко и принуждая индивида к определенной направленности социального поведения и деятельности. Социальную среду не как «фактор», а как «источник» развития личности рассматривал Л. С. Выготский. Таким образом, социальная среда, с нашей точки зрения, оказывает сильнейшее влияние на человека, являясь источником, питающим развитие личности, прививает ей общественные нормы, ценности, роли и т. д., одновременно выступая объективным фактором, создающим условия воздействия на нее.

Факторы социальной мобильности индивида были нами определены с применением системного, структурного, структурно-функционального анализа, процессуального назначения социальной среды. В первую очередь это касается ее институтов: дошкольных заведений, школы, высших учебных заведений, армии, в целом — политической, экономической, культурной, общественной, профессиональной и иных сфер деятельности индивида. С позиции процессуального подхода основным процессом влияния социальной среды на индивида является формирование и развитие его социальной мобильности. Этот процесс достигается осуществлением социальной средой комплекса взаимосвязанных функций. Под функцией (от лат. ^пойо — исполнение, осуществление) понимается проявление свойств объекта в системе его отношений. В. С. Леднев указывает, что функция в социологии — роль, которую выполняет социальный институт или процесс по отношению к целому, например, функция государства, семьи и т. д. в обществе [3, а 11]. Забегая вперед, подчеркнем, что В. С. Леднев рассматривает понятие «функции системы образования в обществе», что указывает на возможность применения функционального подхода к определению сущности тех или

Социальная среда

Социальная ориентация

о ©

Социальный отбор (подбор)

Социальная адаптация

Социальная мотивация

о

ш

ш

О

Социальная активизация

Оценивание

Образование (обучение)

Социальное воспитание Социальная деформация

Социальное развитие личности

Рис. 3. Объективные факторы социальной среды, в которой развивается или деформируется социальная мобильность индивида, и детерминированные ими функции социальной среды (объективные факторы социальной мобильности —

подструктура 1)

иных социальных институтов. Указанный нами комплекс взаимосвязанных функций социальной среды является необходимым для формирования и развития социальной мобильности индивида.

Вернемся к структуре социальной мобильности индивида. Выделенные нами факторы позволяют лучше понять влияние внутренних и внешних (объективных и субъективных) факторов влияния социальной среды на индивида. Эти факторы главным образом определяют качество, содержание, направление, результаты его социального развития.

Определение факторов социальной мобильности позволяет определить объективные и субъективные ее факторы как факторы системного, сложного, широкого, но структурированного процесса их взаимодействия. Они определяют направление и содержание длительного процесса социального становления раз-

вития индивида, функции (принципы) социальной среды в развитии данного вида мобильности.

Подструктура 1 определена с использованием структурного и структурно-функционального анализов факторов, влияющих на развитие социальной мобильности, и функционально-процессуального назначения социальной среды. Таким образом, указанные факторы детерминируют функции социальной среды, необходимые для поддержки и развития социальной мобильности индивидов: социальная ориентация; социальный отбор (подбор); социальная адаптация; социальная мотивация; социальная активизация; оценивание; образование (обучение); социальное воспитание. Это — объективные факторы социальной мобильности.

Подчеркнем, что данный вид мобильности может выступать не только линей-

з ным (вертикально-горизонтальный тип), а циклическим процессом (первичный 0 и вторичный ее тип). Например, в усло-£ виях совмещения различных социаль-^ ных, культурных, профессиональных ° и прочих ролей социальная мобильность о индивида может приобретать линейную д форму (содержание) относительно ос-ш новного места социальной деятельности (в т. ч. профессиональной) и параллельную (циклическую, относительно первой).

Указанные на рис. 3 элементы составляют функциональное содержание социальной среды. Процессы социализации и социальной деформации, которые в нем происходят, иногда воспринимаются статично, в виде причин или последствий социального развития индивида, влекущих за собой социальную деформацию. Однако все вышеупомянутые процессы так или иначе детерминированы функциями (принципами) социальной среды. С другой стороны, объективно существующая социальная среда таким же образом изменяется в зависимости от конкретного содержания развития самого общества, политической, правовой, экономической, культурной, социальной и других подсистем (сфер) общества. Реформы влекут за собой изменение многочисленных средств мотивации, систем образования, культурных, социальных стандартов, ценностных ори-ентаций, внутренних мотиваций, норм деятельности и поведения, неизбежно влекущее за собой изменение требований к ценностно-ориентационным и компетентностным качествам человека. И это — процесс перманентный, поскольку «развитие личности всегда происходит в активном ее взаимодействии с социумом, внешним миром...» [5]. Сущность личностных качеств, личностного компонента деятельности проявляется положением, позицией человека во взаимоотношениях его с другими людьми, раскрывается в его жизненных целях и стоящих за ними внутренних ориента-циях, мотивах, намерениях, сформированных компетентностях, в способах поведения и средствах действия применительно к общим целям и задачам.

Если же идет речь о профессиональном развитии, то первичной оболочкой, в которой индивид развивается, выступает профессиональная среда, тесно взаимодействующая с социальной, с ее более широкими правами и обязанностями, регламентированными гражданским законодательством. А. И. Турчинов указывает, что в структуре человеческой деятельности выделяются: субъект (труд), объект (предмет труда), средства деятельности (орудия труда) и среда, в которой она происходит [8, с. 38]. На фоне определенной нами социальной среды, наполненной влияниями объективных факторов (принципов) социальной мобильности, которые, в конечном итоге, и определяют качество конкретной социальной среды, развиваются индивидуальные качества индивида, определяющие конкретную конфигурацию и содержание социальных перемещений, компетентность, профессионализм (в рамках профессиональной мобильности), на протяжении всей жизни человека (рис. 4).

Комплекс этих качеств, в свою очередь, разделяется на ценностно-ориен-тационные, указывающие преимущественно на внутреннюю ориентацию и внутреннюю мотивацию индивида на социальную мобильность; и на компе-тентностные качества, проявляющиеся в деятельности, на которых базируются социальная (гражданская) и профессиональная компетентности, профессионализм кадров как интегрированные характеристики. Комплекс качеств, внесенных в подструктуру 2, можно характеризовать как социально мобильные качества индивида. Формирование мобильных личностных свойств обусловливается уже известными науке социальными взаимодействиями и закономерностями.

Таким образом, к подструктуре 2 относится комплекс взаимосвязанных цен-ностно-ориентационных и компетентност-ных качеств индивида.

Ценностно-ориентационные качества отображают внутреннюю потребностно-мотивационную, ценностно-мотивацион-ную сферы: социальная направленность

Ценностно-ориентационные качества

Социальная пригодность

Социальная направленность

Социальные намерения

Социальное призвание

Социальные интересы

Социальные ожидания

Социальное удовлетворение

Социальная пригодность

Компетентностные качества

Врожденные и приобретенные качества

Социально важные качества

Обучаемость (академическая мобильность)

Социальный опыт

Культура (культурная мобильность)

Компетентность

о ©

о о

Рис. 4. Комплекс качеств, развивающих внутреннюю потребность индивида, в социальной мобильности (субъективные факторы социальной мобильности —

подструктура 2)

индивида; социальные намерения; социальное призвание; социальные интересы; социальные ожидания; социальная работоспособность; социальная удовлетворенность; социальная пригодность. Данный подход не противоречит ныне существующим подходам в социологии, когда социальное поведение, как и всякие иные проявления социальной активности, начинается с готовности, установки, намерений, в которых отражены социальные стремления, цели, требования и ожидания индивида. При анализе социальной активности человека указанное обстоятельство проявляется в наличии у личности социальных тенденций. Для понимания природы личности совершенно недостаточно знания того, какую информацию, знания имеет индивид о культуре, традициях, идеологии и социальных отношениях. Необходимо также учитывать, какие ориентации, мотивации, установки, подготовка (компетентность) имеются у него в отношении указанных явлений.

К компетентностным качествам, которые во взаимодействии с ценностно-ори-

ентационными непосредственно влияют на траектории и конфигурацию социальной мобильности индивида, нами отнесены: врожденные и приобретенные способности; социально важные качества; обучаемость (академическая мобильность); культура (культурная мобильность); социальный опыт; компетентность (как интегрированная характеристика); профессионализм (как интегрированная характеристика). Это — субъективные факторы социальной мобильности, проявляющиеся в деятельности индивида.

Тормозящим фактором на пути развития процессов социализации и социальной мобильности является социальная деформация. Не имея необходимого ресурса внутренних ценностно-ориента-ционных и компетентностных качеств, не развивающихся и не подкрепляющихся извне, или не имея возможности соответствовать требованиям определенной социальной среды, индивид осознанно или вынужденно использует возможность передвижения (мобильности).

Следовательно, социальная мобильность как явление и процесс, который в

99

з данном случае совпадает с движением людей за пределы той или иной социаль-0 ной среды, выступает следствием несо-£ ответствия (конфликта) степени развития ^ указанного выше комплекса индивиду° альных качеств личности с условиями о социальной среды, иными словами — не-^ соответствием (конфликтом) социально ш мобильных качеств индивида конкретной социальной среде. Поэтому более высокого статуса в социальной, политической, экономической, культурной, профессиональной и других сферах жизнедеятельности общества достойны индивиды, обладающие более сформированным комплексом социально важных мобильных качеств, нежели те, кто овладел этими качествами в меньшей мере. Так можно достичь конкуренции индивидов во всех сферах жизнедеятельности общества, государства.

Социализация — это развитие индивида на основе баланса его интересов с интересами общества, социальных институтов, социальных общностей, социальной среды. На формирование личности влияет ряд факторов: как сам человек, социальная среда, так и осознанная им социальная деятельность, направления, содержание и формы социальной деятельности. Однако мы не можем согласиться с мыслью, достаточно распространенной в том числе и среди зарубежных исследователей, что «в итоге все зависит от самого человека». Без благоприятной социальной среды с соответствующими функциями (принципами), способствующими социальному становлению и развитию индивида, реализовать даже лучшие его желания, задатки, приобретенные и оцененные способности, волю, цель жизни, включая социальные, профессиональные, культурные, образовательные и прочие интересы, намерения и ожидания будет затруднительно или невозможно.

Структура социальной мобильности, как вероятностная и идеальная модель, отображающая процесс социализации людей как идеальный объект, определяет не только содержание и факторы влияния на качество социального развития, но и ключевые направления про-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

цесса социализации людей, в том числе, с использованием социальных лифтов.

В масштабах многих посткоммунистических государств не работают механизмы вертикальной мобильности — социальные лифты, без запуска которых успешное развитие страны невозможно. В самой общей трактовке социальный лифт — условное наименование совокупности факторов, системы объективных условий, принципов, вырабатываемых общественными институтами и социальными общностями, группами, закрепленных в виде целостной государственной политики, оказывающих определяющее влияние на формирование вертикальной социальной мобильности у индивидов.

«Что такое социальный лифт? Это способ дать подняться и помочь в занятии более приятного положения в обществе. Но чтобы лифт действовал, необходимо иметь движущую силу — заинтересованность сторон» [7]. Можно сделать вывод, что, во-первых, в работе социальных лифтов присутствуют объективные и субъективные факторы. Во-вторых, заинтересованными в мобильности должны быть и государство, общество, реализующее свою волю через институты власти, социальные институты, и сам человек, имеющий к тому же развитый комплекс профессионально мобильных качеств. Важность этих качеств подчеркнул А. Владимиров, указавший, что «чрезвычайно важно то, что такой лифт должен стать своего рода «социальным фильтром», через который могли бы успешно пройти только патриотически настроенные, думающие люди, социально активные, честные, талантливые и трудоспособные» [2]. Можно предположить, что ключевыми функциями подобного «фильтра» являются функции отбора (подбора) и оценивания. Укажем, что А. К. Маркова неспроста профориентацию и профотбор понимает не как функции профессиональной среды или принципы (функции) работы социальных лифтов, а собственно как социальные институты [4, с. 63, 64].

«Если в обществе существуют социальные лифты (термин русско-амери-

канского социолога Питирима Сорокина), то каждый из его членов уверен, что при определенных условиях он может добиться своего; общество становится открытым, социальное самочувствие — позитивным. Человек, живущий в открытом обществе, думает: „Если я захочу, то я смогу..." Человек, живущий в противоположной реальности, мыслит: „Как ни бейся, там свой мир, наверх попадают только свои — мы никто, нам путь закрыт"», — констатирует Юлия Верлина.

По справедливому мнению Ю. Вер-линой, именно отсутствие социальных лифтов приводит к росту социального напряжения, а зачастую и к взрывам, волнам протестов. «Можно предположить, что процент тех, кто, будучи рожден в нижней (по уровню доходов) четверти семей, смог выбраться из бедности, крайне мал. И причина именно в том, что реально действующих социальных лифтов в нашей стране, увы, практически нет».

Отсутствие в обществе конкуренции, уверенности в том, что профессионализм, социально ответственное поведение будут вознаграждены, ведет к социальной апатии населения, озлобленности против богатых и недоверию к властям. В экономической жизни «сломанный» социальный лифт вызывает ломку конкуренции, стагнацию производительности труда, отсутствие инноваций и низкую активность малого и среднего бизнеса, коррупцию. Эта симптоматика весьма характерна не только для современной России, но и для Украины и других посткоммунистических государств.

М. Бендюков справедливо указывает, что без эффективного социального лифта, без четкой системы стимулов, поощряющих позитивное, ответственное поведение и карающих за антисоциальные проявления, невозможно ни выстроить современное общество, ни запустить механизмы экономического роста. Отсутствие работающих социально-экономических механизмов, с помощью которых общество могло бы удовлетворять свои потребности в тех или иных специ-

алистах, очевидно, приведет к его де- з градации через весьма короткий срок сь [1]. На наш взгляд, работа социального ^ лифта (и его результативность) должна £ базироваться на понимании его содер- ^ жательной функциональности, на осно- ° ве комплекса принципов его функцио- о нирования, его основных функций, да- ^ ющих объекту управления (социальному ш институту) инструментарий воздействия О на субъекта управления — индивида. Содержательная функциональность, к примеру, социального или профессионального института может стать основой организационного проектирования, когда в основу формирования и развития социального (или профессионального) института положен процесс формирования и развития социальной (профессиональной) мобильности, который, в свою очередь (согласно А. Файолю), реализуется посредством комплекса функций.

М. Бендюков, касаясь профиля социально мобильных качеств, приходит к выводу, что в индустриальной экономике приоритет отдавался индивидуальным характеристикам человека: уму, характеру, знаниям и навыкам. Логична мысль М. Бендюкова о том, что социальные лифты в обществе не могут возникнуть сами по себе. Для их появления необходимы как объективные предпосылки, так и социальная и государственная поддержка мобильности населения и понимание населением правил, принципов социальной мобильности и критериев оценивания. Данное утверждение применимо и к профессиональной мобильности, происходящей в социальных институтах профессионализации, и подтверждается известным российским ученым А. И. Турчиновым, указывающим на социальную обусловленность природы кадровой политики, о необходимости изучения явления профессионализации как социального феномена, об институционализации профессиональной деятельности и ее социальном обособлении [8, с. 7, 8, 18, 24, 64]. Итак, создание эффективной системы социальных лифтов, рассчитанной на форми-

з рование и использование мобильного человеческого капитала, можно рассма-0 тривать как важную отрасль государ-£ ственного управления, например,кадро-^ вой политики, позволяющей управлять ° в первую очередь профессиональными о возможностями человека.

Таким образом, структура социальной ш мобильности наглядно демонстрирует многомерность, многокомпонентность и сложноструктурированность процесса социализации. Одни факторы (элементы структуры социальной мобильности) могут непосредственно влиять на индивида, иные — влиять опосредованно. Заметим, что структурированность процесса социализации индивида, как доказывает наше исследование, теоретически не выделяется особенной усложненностью. Чего нельзя сказать о сложности взаимоотношений элементов подструктуры 1 и 2 на уровне индивида и их взаимного влияния на противоположные по своей сути разносторонние процессы его социального развития (когда подструктуры находятся в состоянии гармонии, взаимодействуют системно, синергетически), либо социальной деформации (когда подструктуры системно не взаимодействуют). С точки зрения предложенной структуры социальная деформация является следствием конфликта (отсутствия баланса, согласованности, гармонии) требований и возможностей социальной среды, конкретного социального института с требованиями и возможностями, а следовательно, комплексом качеств социально мобильного индивида.

Понятия «социальная мобильность» и «социальный лифт» не синонимы. Социальная мобильность — явление, качество и ресурс индивида, результат социальной деятельности индивида, критерий оценивания его социальной деятельности, активности как «вверх», так и «вниз», в горизонтальном и вертикальном направлении. Социальная мобильность проявляется во взаимодействии ее объективных и субъективных факторов. Социальный же лифт — явление, индивидуальная конфигурация вертикальной мобильности, индивидуального реперту-

ара социальной мобильности индивида, складывающаяся в самом процессе его взаимодействия с социальными институтами и социальными общностями, группами, функционирование которых, в свою очередь, осуществляется в рамках процесса формирования и развития социальной мобильности индивида в направлении только «вверх». Социальный лифт — условное наименование совокупности факторов, системы объективных условий, принципов, вырабатываемых общественными институтами и социальными общностями, группами, закрепленных в виде целостной государственной политики, оказывающих определяющее влияние на формирование вертикальной социальной мобильности у индивидов. Иными словами, социальный лифт — собственно «большой механизм социальной мобильности», поощряющий конкуренцию индивидов и обеспечивающий мобильному индивиду направление «вверх». Иные задачи этого механизма — отбор лучших; «фильтр», «барьер», защита общества от непрофессионалов; управление возможностями человека: в обществе — социальными возможностями, в профессиональной деятельности — профессиональными и т. д. В таком случае социальные институты, некоторые социальные организации и общности могут считаться «отдельными механизмами» социальных лифтов. (Например, М. Бендюков одним из «механизмов социального лифта» логично указывает образование).

Социальные лифты соединяют, условно говоря, «точки роста» индивида в тех или иных сферах его активности, в тех или иных социальных институтах и социальных общностях, группах в единый механизм, работающий в рамках процесса формирования и развития социальной мобильности индивида с основной задачей: «наверх» социальной иерархии должны попадать только лучшие.

Согласно предложенной в данной статье структуре социальной мобильности индивида, обязательными функциями (принципами) социального лифта являются социальные ориентация, отбор (под-

бор), мотивация, адаптация, активизация, оценивание и воспитание. Указанные функции необходимы для формирования и поддержки социальной активности индивидов в обществе. Указанные функции (принципы) аналогичны для развития профессиональной, культурной, социокультурной, академической мобильности индивида. Аналогичным является и общий комплекс ценностно-ориентационных и компетентностных качеств индивида для формирования мобильности в аналогичных сферах деятельности (профессиональной, культурной, социокультурной, академической).

Комплекс функций социальной среды позволяет не только на теоретическом, но и на практическом уровне ставить и решать проблему управления социальной мобильностью индивидов в обще-

стве. Сама же структура социальной з мобильности, выразим надежду, может ^ внести вклад в формирование теоре- § тической модели профессионализации £ как социального явления, в обеспечение ^ перехода от стихийных к упорядоченным ° формам передачи социального и про- о фессионального опыта от поколения к по- ^ колению — задач, поставленных полтора ш десятка лет тому назад известным рос- О сийским ученым А. И. Турчиновым.

На вопрос, какие качества характерны для социально мобильного индивида, ответ дает предложенный в статье комплекс субъективных факторов социальной мобильности. На наш взгляд, оценивание предложенного комплекса мобильных качеств будет способствовать решению актуальной проблемы защиты современного общества от непрофессионализма.

Литература

1. Бендюков М. Царь без горы. Почему в России не работает социальный лифт: [Электронный ресурс]. URL: http://www.americaru.com/blog/post/6190.

2. Владимиров А. О программе «Социальный лифт»: [Электронный ресурс]. URL: http://soclift. ru/.

3. Леднев В. С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. 2-е изд., исправ. М.: МГАУ, 2002. 120 с.

4. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 306 с.

5. Ребкало В. Психолопчы чинники розвитку управлЫських навиюв особистост державного службовця в УкраУы / В. Ребкало, М. трен // Вюн. УАДУ. 1999. № 4. С. 235-243.

6. Римский В. Л. Преодоление коррупции в системе образования России: Доклад Московского бюро по правам человека. 31 мая 2010 г.: [Электронный ресурс] // URL: http://rudocs.exdat. com/docs/index-513473.html.

7. Социальные лифты: кратчайший путь из грязи в князи: [Электронный ресурс] // URL: http:// trendclub.ru/blogs/contest_november/1355.

8. Турчинов А. И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М.: МПСИ; Флинта, 1998. 272 с.

References

1. BendyukovM. The tsar without the mountain. Why in Russia the means of social mobility doesn't work. [Electronic resource]. URL: http://www.americaru.com/blog/post/6190.

2. Vladimirov A. About the Program «Means of Social Mobility». [Electronic resource]. URL: http:// soclift.ru/.

3. Lednev V. S. Scientific education: development of abilities to scientific creativity. 2nd edition, corrected. M: MGAU, 2002. 120 p.

4. Markova A. K. Professionalism psychology. M.: Knowledge, 1996. 306 p.

5. Rebkalo V. Psychological factors of development of administrative skills of personality of civil servant in Ukraine / V. Rebkalo, M. Piren // Vestnik UADU. 1999. N 4. P. 235-243.

6. Rimskiy V. L. Overcoming the corruption in an education system of Russia: The report of the Moscow bureau on human rights. On May 31, 2010. [Electronic resource]. URL: http://rudocs. exdat.com/docs/index-513473.html

7. Means of social mobility: the shortest way from rags to riches. [Electronic resource]. URL: http:// trendclub.ru/blogs/contest_november/1355.

8. Turchinov A. I. Professionalization and personnel policy: problems of development of the theory and practice. M.: MPSI; Flint, 1998. 272 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.