Научная статья на тему 'Социальные контексты и коммуникативные тренды административно-политического дискурса (на материалах "Гайдаровского форума - 2019")'

Социальные контексты и коммуникативные тренды административно-политического дискурса (на материалах "Гайдаровского форума - 2019") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
109
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ТРЕНДЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТЕКСТЫ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ЛИНГВО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / РЕЧЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ / РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА / ГАЙДАРОВСКИЙ ФОРУМ / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / COMMUNICATIVE TENDENCIES AND TRENDS / SPEECH OF STATE AND MUNICIPAL EMPLOYEES / SOCIAL CONTEXTS / ADMINISTRATIVE AND POLITICAL DISCOURSE / LINGUISTIC AND SOCIOLOGICAL ANALYSIS / SPEECH CULTURE / GAIDAR FORUM / RUSSIAN SOCIETY / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Газиева Инна Александровна, Котлярова Ольга Владимировна

При помощи методов контент-анализа и классификации данных авторами представленной статьи было реализовано лингво-социологическое исследование, подразумевающее изучение административно-политического дискурса. В качестве эмпирического материала были использованы видеоматериалы ежегодного мероприятия, проводимого на платформе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации «Гайдаровский форум 2019». Публичные выступления спикеров в рамках панельных и экспертных дискуссий политико-экономического форума, по мнению авторов, демонстрируют современные коммуникативные тенденции и социальные контексты. Гипотезой представленной работы является мысль о существовании речевого и культурного стандарта или образца, формируемого посредством речи интеллектуальной элиты, и являющегося ориентиром для всех граждан Российской Федерации. В качестве основных выводов были сформулированы положительные и отрицательные коммуникативные тенденции, характеризующие административно-политический дискурс XXI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL CONTEXTS AND COMMUNICATIVE TRENDS OF THE ADMINISTRATIVE AND POLITICAL DISCOURSE (ON MATERIALS "THE GAIDAR FORUM - 2019")

Using the methods of content analysis and data classification, the authors of the article implemented a linguistic and sociological study, which involves the study of administrative and political discourse. Video materials of the annual event held on the platform of the Russian Academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation "Gaidar forum 2019"were used as empirical material. According to the authors, public speeches of the speakers in the framework of panel and expert discussions of the political and economic forum demonstrate modern communication trends and social contexts. The hypothesis of the presented work is the idea of the existence of a speech and cultural standard or sample, formed by the speech of the intellectual elite, and is a reference point for all citizens of the Russian Federation. Positive and negative communicative tendencies characterizing administrative and political discourse of the XXI century were formulated as the main conclusions.

Текст научной работы на тему «Социальные контексты и коммуникативные тренды административно-политического дискурса (на материалах "Гайдаровского форума - 2019")»

УДК 35.08

DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-1-20-26

СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТЕКСТЫ И КОММУНИКАТИВНЫЕ ТРЕНДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА (НА МАТЕРИАЛАХ «ГАЙДАРОВСКОГО ФОРУМА - 2019»)

Газиева Инна

Александровна

кандидат социологических наук,

директор Центра общеакадемических образовательных инициатив Института организационного развития и стратегических инициатив, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (119571, Россия, г. Москва, пр. Вернадского, 82). E-mail: gazieva-ia@ranepa.ru

кандидат филологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (600017, Россия, г. Владимир, ул. Горького, 59А). E-mail: olya-apriori@yandex.ru

Котлярова Ольга

Владимировна

Аннотация

При помощи методов контент-анализа и классификации данных авторами представленной статьи было реализовано лингво-социологическое исследование, подразумевающее изучение административно-политического дискурса. В качестве эмпирического материала были использованы видеоматериалы ежегодного мероприятия, проводимого на платформе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации - «Гайдаровский форум - 2019». Публичные выступления спикеров в рамках панельных и экспертных дискуссий политико-экономического форума, по мнению авторов, демонстрируют современные коммуникативные тенденции и социальные контексты. Гипотезой представленной работы является мысль о существовании речевого и культурного стандарта или образца, формируемого посредством речи интеллектуальной элиты, и являющегося ориентиром для всех граждан Российской Федерации. В качестве основных выводов были сформулированы положительные и отрицательные коммуникативные тенденции, характеризующие административно-политический дискурс XXI века.

Ключевые слова: коммуникативные тенденции и тренды, социальные контексты, административно-политический дискурс, лингво-социологический анализ, речь государственных и муниципальных служащих, речевая культура, Гайдаровский форум, российское общество, профессиональное развитие.

Основополагающей гипотезой представленной статьи является предположение о том, что административно-политический дискурс и, в частности, речь современных государственных и муниципальных служащих, является отражением речевой культуры современного общества. Речь представителей органов власти выступает в качестве речевого критерия или стандарта для культурно-развитых представителей российского общества, она постоянно освещается в средствах массовой информации и в интернет каналах. В связи с вышесказанным целью представленной работы является исследование коммуникативных трендов и социальных контекстов административно-политического дискурса XXI века.

Современные исследования в сфере государственного и муниципального управления свидетельствуют о конвергентности научного знания. То есть динамика государственного и муниципального управления не может рассматриваться исключительно с политико-экономической точки зрения. Вербальная сторона государственной службы изучается с социологической, лингвистической, психологической и философской позиций в рамках административно-политического дискурса.

Современные исследования административно-политического дискурса условно можно разделить на несколько направлений.

1) Политический и административный дискурс как эффективный инструмент управления исследуется в работах Ю.В. Ирхина [2]; М.В. Шатских [11].

2) Динамичность административно-политический дискурса в офлайн формате и интернет коммуникации обсуждается в работах О.М. Литвишко, А.В. Гарамян [4]; Н.П. Сиркия [8].

3) Мировые опыт исследования коммуникации в сфере государственного управления отражен в работах Л.В. Софроновой [9]; С.Е. Тупиковой, М.С. Владимировой [10].

4) Влияние административно-политического дискурса на формирование системы ценностей современного Российского общества обсуждается в исследования О.В. Котляровой [3]; В.В. Наумова [6], М.Н. Пановой [7]. К последнему направлению относится и представленная работа.

Большинство исследователей коммуникации утверждают, что одной из основных функций дискурса является создание смысла [14, р. 173]. Отличительной чертой административно-политического дискурса является его взаимообусловленность с научным, официально-деловым и разговорным стилем речи. «Стиль - это исторически сложившаяся разновидность употребления языка, отличающаяся от других подобных разновидностей особенностями состава языковых единиц и особенностями их организации в единое смысловое и композиционное целое (текст)» [1, с. 35]. С этой точки зрения, дополнительные значения, свойственные словам и выражениям, помимо их основного лексического и грамматического значения, соотносят языковые единицы с конкретными языковыми сферами и определяют их принадлежность к конкретному стилю речи. С выражением оценочности связан эмоционально-экспрессивный вид стилистической окраски, с разновидностями употребления языка в определенных сферах общения - функционально-стилистический вид окраски.

Можно с уверенностью утверждать, что «основные проявления языковых инноваций нашего времени сконцентрированы в лексико-семантической сфере» [12, с. 228]. Лексический и фразеологический уровни языка наиболее отчетливо демонстрируют многообразие стилистической окраски. Грамотную речь характеризует соответствие нормам современного русского литературного языка, в том числе, и нормам стилевым, подразумевающим выбор и организацию языковых единиц в тексте определенного стиля, а также выбор стиля, соответствующего условиям языкового общения.

По нашему мнению, последние языковые тенденции, характеризующие речевую деятельность представителей государственного и муниципального управления, свидетельствуют о смешении стилевых характеристик в устной, письменной и интернет коммуникации, что, в принципе, можно определить как стилевую глобализацию речи.

Дискурс в сфере государственного и муниципального управления как кластер профессионального лексикона представителей властных структур формируется посредством взаимодействия единиц разных уровней общенациональной языковой системы и функциональных разновидностей речи, например, специфической терминологии, элементов научного, официально-делового и разговорного стилей. Речь государственных и муниципальных служащих, публичных деятелей, политиков как представителей элитарных классов российского общества должна соответствовать нормам современного русского литературного языка и служить образцом грамотной коммуникации для всех граждан Российской Федерации. Речь представителей властных структур демонстрирует наиболее актуальные и прогрессивные социальные и коммуникативные тренды XXI века.

Коллективом авторов было проведено лингво-социологическое исследование, подразумевающее анализ речевых характеристик представителей властных структур, принимавших активное участие в проведении «Гайдаровского форума 2019», традиционно реализованного на платформе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (январь 2019г.). Практическим материалом представленной работы выступают данные контент-анализа панельной дискуссии, пленарных заседаний и круглых столов, проведенных в рамках обсуждаемого события. Важно отметить, что «Гайдаровский форум» - это масштабное мероприятие, на котором обсуждаются вопросы глобальной значимости в сфере государственного управления и экономики. Последний несколько лет одним из основных направлений форума является исследование взаимосвязи и взаимообусловленности политико-экономического развития современной России и трансформации системы образования. На первый план выходят проблемы воспитания компетентных кадров. С этой точки зрения вопрос об эффективном взаимодействии властных структур и ведущих университетов России становится приоритетным.

Социологический эксперимент подразумевал выявление, классификацию и анализ наиболее распространенных лексических единиц, демонстрирующих актуальные речевые тенденции и тренды современной административно-политического дискурса. Нами были прослушан и проанализирован следующий дискуссионный материал: экспертная дискуссия «Россия - Франция: новые технологии образования», панельная дискуссия «Социальная триада: демография, занятость, доходы», пленарная дискуссия «Национальные цели развития и глобальные тренды», панельная дискуссия «Национальные цели и социальные вызовы: региональный аспект», экспертная дискуссия «Новые форматы профессионального развития госслужащих: национальные и глобальные контексты»; экспертная дискуссия «Зачем государству школа, а школе государство?»; экспертная дискуссия «Строительство памяти: поколения, прошлое и настоящее России»; «Социальное предпринимательство - новый социальный лифт для молодежи?»; панельная дискуссия «Государство как платформа: люди и технологии»; экспертная дискуссия «Образование и экономический рост: стратегия на перспективу» (подробнее см. http://gaidarforum.ru).

Основными параметрами определения социальных контекстов и коммуникативных трендов стали процент «водности высказываний», нахождение частотных слов и выражений в ядре топ-10 повторяющихся лексем, а также положительные и отрицательные речевые процессы, характеризующие речь спикеров, выступивших на площадках «Гайдаровского форума».

«Водность» в контексте анализа представляет собой процент так называемых «отброшенных» слов, т.е. тех слов, которые чаще всего употребляются различными оппонентами для придания дополнительной окраски речи, что, однако, достаточно часто увеличивает объем высказывания, снижая при этом его содержательность.

Нормальным значением данного показателя считается 30-60 %. Показатель водности высказывания в таком диапазоне помогает представить себе качество речи. Напомним, что если показатель водность слишком мал, то анализируемое высказывание понимается с трудом; если показатель водности велик, то речь кажется не вполне содержательной. В нашем случае показатель водности анализируемых высказываний находится на устойчиво минимально допустимом уровне: 29 - 33 % (см. табл. 1). Такие цифры говорят о том, что носители административно-политического дискурса, являющиеся авторами выступлений в рамках «Гайдаровского форума», в большинстве своем склонны формулировать информативные высказывания, а также экономить время слушателей и держать публику в напряжении на протяжении реализации публичного выступления.

Таблица 1

Показатели водности высказываний

Дискуссионная площадка Процент водности высказываний

экспертная дискуссия «Россия - Франция: новые технологии образования» 29,1%

панельная дискуссия «Социальная триада: демография, занятость, доходы» 29,9%

пленарная дискуссия «Национальные цели развития и глобальные тренды» 31,2%

панельная дискуссия «Национальные цели и социальные вызовы: региональный аспект» 30,3%

экспертная дискуссия «Новые форматы профессионального развития госслужащих: национальные и глобальные контексты» 32,5%

экспертная дискуссия «Зачем государству школа, а школе государство?» 33%

экспертная дискуссия «Строительство памяти: поколения, прошлое и настоящее России» 32,1%

экспертная дискуссия «Социальное предпринимательство - новый социальный лифт для молодежи?» 29,8%

панельная дискуссия «Государство как платформа: люди и технологии» 30,8%

экспертная дискуссия «Образование и экономический рост: стратегия на перспективу» 31,5%

Далее мы обратили внимание на топ-10 наиболее повторяющихся слов во всех выступлениях. Во время проведения десяти дискуссионных площадок выделяются 8 слов, которые повторяются чаще всего в речи выступающих: «проект», «перспектива», «управление», «государственный», «программа», «образовательный», «обучение», «работа». Этот факт говорит, в первую очередь, о высокой устойчивости именно этих понятий в социальном контексте административно-политического дискурса.

Результатом проведенного исследования становится выявление наиболее частотных положительных и отрицательных речевых процессов и выдвижение гипотезы о формировании новой стилевой системы современного языка государственного управления, определяемого многосторонними отношениями между научным, официально-деловым и разговорным языком, а также характеризуемого наиболее сложными нормами построения текста.

Научный стиль является неотъемлемой частью административно-политического дискурса и предполагает знакомство с новой терминологией, развитие способности воспринимать, интерпретировать и создавать новую социально значимую информацию.

Официальный характер речи объясняется официальностью ситуации, потребностью культурного развития общества, соблюдением субординации и подчеркнутой вежливости в общении между представителями властных структур и слушателями. Официально-деловой стиль обслуживает все деловые сферы жизнедеятельности и необходим в качестве универсального инструментария для реализации официальной коммуникации.

Речевая парадигма экономического форума - в частности, и государственного управления - в целом, предполагает открытое коммуникационное пространство, где наравне с научным и официально-деловым стилями речи обязательно присутствует живая разговорная речь. Характеризуя разговорный характер речи, необходимо отметить тотальное влияние интернет-коммуникации на непосредственное общение представителей органов власти.

Среди положительных тенденций административно-политического дискурса XXI века необходимо выделить:

1) стремление выйти за границы архаичного академического социолекта, сделать речь наиболее образной. Такая тенденция подтверждается использованием лексических единиц различной стилевой направленности, а также использованием метафор и олицетворений в качестве дополнительных средств образности речи;

2) расширение границ словарного состава. Представители административной среды используют современную терминологию в различных областях знаний, часто в их речи встречаются профессионализмы, не применяемые ранее, а присущие, к примеру, корпоративной сфере или образовательному дискурсу.

В широком смысле лексический состав административно-политического дискурса активно расширяется, начинаются употребляться слова и выражения, ранее находившиеся в пассивном лексическом запасе. Примеры: социальный лифт, комплексная оценка, проектный подход, стратегические перспективы, план реализации, фундаментирование и мн.др.;

3) проявляется тенденция к использованию заимствованных слов и выражений, что подтверждает процесс расширения лексического состава и демократизацию языка: аджайл-технологии, онлайн симулятор, тренд, онлайн батл, софт-скилз и т.д.;

4) увеличение лексического состава приводит к новым словообразовательным процессам. Сами представители властных структур состава, несмотря на инерционное использование академического социолекта, начинают активно образовывать новые слова и внедрять их в коммуникацию. К примеру: драйверить от драйвер;

5) основной положительной экстралингвистической тенденцией, на наш взгляд, является понимание носителями образовательно-академического социолекта потребности совершенствовать собственную коммуникативную компетентность и раскрывать потребность такого совершенствования у студентов.

Среди наиболее значимых проблем, обусловленных проявлением коммуникативных трендов образовательной парадигмы, необходимо отметить:

1) игнорирование норм современного русского литературного языка при устной, письменной и интернет коммуникации;

2) не всегда обоснованное использование заимствованных лексических единиц, что затрудняет процесс интерпретации информации;

3) стремление к модернизации речи, разрушающее академический характер коммуникации и сложившиеся языковые традиции;

4) неумение соблюдать баланс между современными речевыми тенденциями и необходимостью соблюдением норм современного русского литературного языка.

Основываясь на данных лингво-социологических исследований, учитывая приведенные выше положительные и отрицательные факторы динамики речи государственных и муниципальных служащих XXI века, к социальным коммуникативным трендам можно отнести модернизацию и демократизацию речи и выделить три основные тенденции, подтверждающие вышеназванные процессы: смешение лексики официально-делового и научного стилей с разговорной лексикой, заимствование и внедрение иностранных слов в активный словарный запас представителей властных структур, неологизацию языка, то есть образование новых лексем от заимствованных или русских слов.

Интегральным выводом представленной статьи станет мысль о динамичности речевых процессов представителей органов власти, политиков и публичных деятелей, выступивших в качестве спикеров на «Гайдаровском форуме 2019».

Фактом, подтверждающим достоверность и перспективность научной работы, является ежегодные актуальные темы панельных и экспертных дискуссий «Гайдаровского форума», а также выбор спикеров, которые, прежде всего, являются ведущими управленцами во всех сферах политики и экономики современного Российского государства.

Перспективным кажется отдельное изучение языковых тенденций, передающихся от выступающего к слушателям и внедряемых в повседневную речь. Эмпирические исследования в языкознании, социолингвистике, психолингвистике и когнитивной психологии подтверждают сложный характер изучения языка [13, p. 3]. В будущем необходимо исследовать коммуникативные потребности самих представителей органов власти, которые посредством своей профессиональной деятельности формируют и трансформируют административно-политический дискурс. По причине того, что сфера государственного и муниципального управления является стратегически значимой для формирования культурного потенциала современного общества, становится логичным повышение исследовательского интереса к коммуникативным образовательным трендам XXI века.

Литература

1. Горшков А.И. Русская стилистика. Стилистика текста и функциональная стилистика: учеб. Для педагогических университетов и гуманитарных вузов. - М.: АСТ: Астрель, 2006. 367 с.

2. Ирхин Ю.В. Политический и управленческий потенциал дискурс-анализа: комплексный подход // В сб.: Развитие политических институтов и процессов: зарубежный и отечественный опыт. Материалы IX Всерос. науч.-практ. конф. Отв. ред. И.А. Ветренко. 2018. С. 22-28.

3. Котлярова О.В. Новые тенденции в лексике административно-политического дискурса // Credo Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2018. № 2. С. 87-97.

4. Литвишко О.М., Гарамян А.В. Виртуальный политический дискурс как проблема современных междисциплинарных исследований // В сборнике: Университетские чтения - 2018. Материалы научно-методических чтений ПГУ 2018. С. 36-40.

5. Морозова Ю.В., Уртамова И.А. Методика анализа электронного учебного контента // Открытое и дистанционное образование. 2017. № 4. (68). С. 38-44.

6. Наумов В.В. Государство и язык. Формулы власти и безвластия: монография. - М.: ООО «КомКнига», 2010. - 184 с.

7. Панова М.Н. Языковая личность государственного служащего: дискурсивная практика, типология, механизмы формирования: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - М., 2004.

8. Сиркия Н.П. Политический дискурс VS политический интернет-дискурс: сходства и различия (когнитивный аспект) // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Т. 10. № 2-2. С. 164-170.

9. Софронова Л.В. Общественно-политический дискурс на иностранном языке: некоторые вопросы методики обучения // В сборнике: Международный форум восточных языков и культур. Актуальные вопросы преподавания китайского и других восточных языков в XXI веке. Сборник статей и докладов участников форума. 2018. С. 248-255.

10. Тупикова С.Е., Владимирова М.С. Англоязычный политический дискурс как объект интерпретации В сборнике: Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации. Материалы докладов X Международной конференции. 2018. С. 193-198.

11. Шатских М.В. Политический дискурс через призму стратегий и тактик // В сборнике: Дискурс в синтагматике и парадигматике. Сборник научных трудов. Под редакцией Н.Ю. Фанян. Краснодар, 2018. С. 198-204.

12. Юдина Н.В. Сочетания «прилагательное + существительное» в лингвоконгнитивном аспекте: [монография]. - М.-Владимир: Ин-т языкознания РАН, ВГПУ, 2006. - 427с.

13. Arroussi M. Improving EFL Learners' Communicative Competence through Integrating Cultural Insights Case study of Third Year LMD Students of English at Batna University: A dissertation submitted in partial fulfillment of the requirements for the Master degree in English (Science of language). - People's Democratic Republic of Algeria, 2012-2013.

14. Ropski Janusz, Podgorecki Jozef. Communicative competence // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 6. Часть 1.

Gaziyeva Inna Aleksandrovna, candidate of sociological sciences, director of the Center of the all-academic educational initiatives of Institute of organizational development and strategic initiatives, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (82, Vernadsky Ave., Moscow, 119571, Russian Federation). E-mail: gazieva-ia@ranepa.ru

Kotlyarova Olga Vladimirovna, Candidate of Philology, associate professor of social and humanitarian disciplines, Vladimir branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (59A, Gorky St., Vladimir, 600017, Russian Federation). E-mail: olya-apriori@yandex.ru

SOCIAL CONTEXTS AND COMMUNICATIVE TRENDS OF THE ADMINISTRATIVE AND POLITICAL DISCOURSE (ON MATERIALS "THE GAIDAR FORUM - 2019")

Abstract

Using the methods of content analysis and data classification, the authors of the article implemented a linguistic and sociological study, which involves the study of administrative and political discourse. Video materials of the annual event held on the platform of the Russian Academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation "Gaidar forum 2019"were used as empirical material. According to the authors, public speeches of the speakers in the framework of panel and expert discussions of the political and economic forum demonstrate modern communication trends and social contexts. The hypothesis of the presented work is the idea of the existence of a speech and cultural standard or sample, formed by the speech of the intellectual elite, and is a reference point for all citizens of the Russian Federation. Positive and negative communicative tendencies characterizing administrative and political discourse of the XXI century were formulated as the main conclusions.

Keywords: communicative tendencies and trends, social contexts, administrative and political discourse, linguistic and sociological analysis; speech of state and municipal employees, speech culture, Gaidar forum, Russian society, professional development.

References

1. Gorshkov A.I. Russkaya stilistika. Stilistika teksta i funkcional'naya stilistika: ucheb. Dlya peda-gogicheskih universitetov i gumanitarnyh vuzov. - M.: AST: Astrel', 2006. 367 p.

2. Irhin YU.V. Politicheskij i upravlencheskij potencial diskurs-analiza: kompleksnyj podhod // V sb.: Razvitie politicheskih institutov i processov: zarubezhnyj i otechestvennyj opyt. Materialy IX Vseros. nauch.-prakt. konf. Otv. red. I.A. Vetrenko. 2018. P. 22-28.

3. Kotlyarova O.V. Novye tendencii v leksike administrativno-politicheskogo diskursa // Credo Experto: transport, obshchestvo, obrazovanie, yazyk. 2018. № 2. P. 87-97.

4. Litvishko O.M., Garamyan A.V. Virtual'nyj politicheskij diskurs kak problema sovremennyh mezhdisciplinarnyh issledovanij // V sbornike: Universitetskie chteniya - 2018. Materialy nauchno-metodicheskih chtenij PGU. 2018. P. 36-40.

5. Morozova YU.V., Urtamova I.A. Metodika analiza ehlektronnogo uchebnogo kontenta // Otkrytoe i distancionnoe obrazovanie. 2017. № 4. (68). P. 38-44.

6. Naumov V.V. Gosudarstvo i yazyk. Formuly vlasti i bezvlastiya: monografiya. - M.: OOO «KomKniga», 2010. - 184 p.

7. Panova M.N. YAzykovaya lichnost' gosudarstvennogo sluzhashchego: diskursivnaya praktika, ti-pologiya, mekhanizmy formirovaniya: avtoref. dis. ... d-ra filol. nauk. - M., 2004.

8. Sirkiya N.P. Politicheskij diskurs VS politicheskij internet-diskurs: skhodstva i razlichiya (kogni-tivnyj aspekt) // Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2018. T. 10. № 2-2. P. 164170.

9. Sofronova L.V. Obshchestvenno-politicheskij diskurs na inostrannom yazyke: nekotorye voprosy metodiki obucheniya // V sbornike: Mezhdunarodnyj forum vostochnyh yazykov i kul'tur. Ak-tual'nye voprosy prepodavaniya kitajskogo i drugih vostochnyh yazykov v XXI veke. Sbornik statej i dokladov uchastnikov foruma. 2018. P. 248-255.

10. Tupikova S.E., Vladimirova M.S. Angloyazychnyj politicheskij diskurs kak ob"ekt interpretacii V sbornike: Inostrannye yazyki v kontekste mezhkul'turnoj kommunikacii. Materialy dokladov X Mezhdunarodnoj konferencii. 2018. P. 193-198.

11. SHatskih M.V. Politicheskij diskurs cherez prizmu strategij i taktik // V sbornike: Diskurs v sintagmatike i paradigmatike. Sbornik nauchnyh trudov. Pod redakciej N.YU. Fanyan. Krasnodar, 2018. P. 198-204.

12. YUdina N.V. Sochetaniya «prilagatel'noe + sushchestvitel'noe» v lingvokongnitivnom aspekte: [monografiya]. - M.-Vladimir: In-t yazykoznaniya RAN, VGPU, 2006. - 427 p.

13. Arroussi M. Improving EFL Learners' Communicative Competence through Integrating Cultural Insights Case study of Third Year LMD Students of English at Batna University: A dissertation submitted in partial fulfillment of the requirements for the Master degree in English (Science of language). - People's Democratic Republic of Algeria, 2012-2013.

14. Ropski Janusz, Podgorecki Jozef. Communicative competence // Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2015. T. 7. № 6. CHast' 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.