Научная статья на тему 'Социальные коммуникации как процесс конструирования, формирования межличностного пространства'

Социальные коммуникации как процесс конструирования, формирования межличностного пространства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
386
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ / SOCIAL COMMUNICATIONS / SOCIAL BEHAVIOUR / INTERPERSONAL INTERACTION / INTERPERSONAL RELATIONS / SOCIAL CONTACTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Калашникова В. А.

Раскрыта роль социальных коммуникаций в формировании межличностных отношений; описаны особенности развития социальных контактов, формы социального повеления личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social communications as process of designing, formation of interpersonal space

In article the role of social communications in formation of interpersonal relations is opened; features of development of social contacts, forms of social command of the person are described.

Текст научной работы на тему «Социальные коммуникации как процесс конструирования, формирования межличностного пространства»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ^^^_ ^^ И^?ИХОЛОГИЧЕСКИЕ^НАУКИ

СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК ПРОЦЕСС КОНСТРУИРОВАНИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО

ПРОСТРАНСТВА

В.А. КАЛАШНИКОВА,

ассистент кафедры коррекционной педагогики и психологии Ставропольского государственного университета

kalashnikova @yandex. ru

Аннотация. Раскрыта роль социальных коммуникаций в формировании межличностных отношений; описаны особенности развития социальных контактов, формы социального повеления личности.

Ключевые слова: социальные коммуникации, социальное поведение, межличностное взаимодействие, межличностные отношения, социальные контакты.

SOCIAL COMMUNICATIONS AS PROCESS OF DESIGNING, FORMATION OF INTERPERSONAL SPACE

V.A. KALASHNIKOVA,

the assistant to chair of correctional pedagogics and psychology of the Stavropol state university

The summary. In article the role of social communications in formation of interpersonal relations is opened; features of development of social contacts, forms of social command of the person are described.

Key words: social communications, social behaviour, interpersonal interaction, interpersonal relations, social contacts.

Коммуникативный процесс — необходимая предпосылка становления, развития и функционирования всех социальных систем; именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями; делает возможной связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение; разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности; трансляцию культуры. Именно посредством коммуникации осуществляется управление, а значит именно она представляет собой и социальный механизм, с помощью которого возникает и реализуется власть в обществе. Обладая многими признаками социальной культуры, межличностные отношения в то же время имеют и признаки коммуникативных процессов. В определении межличностных коммуникаций важны два момента: процесс обмена, обращенности друг к другу как признак непосредственного взаимодействия людей; сообщение, информация как предмет обмена, передачи субъективного опыта от одного субъекта к другому. Отсюда межличностные социальные коммуникации — это все многообразие социальных контактов, которые сопровождают человека в течение его жизни. К ним мы относим прежде всего общение, межличностные отношения и взаимодействия (как внутригрупповые, так и межгрупповые).

Социальные коммуникации можно рассматривать и как процесс конструирования, формирования межличностного пространства — «форматирования» общения. Имеется в виду создание совместного семантического пространства взаимодействия: выработка совместных приемов и правил взаимодействия; уточнение собственных намерений или изменение условий взаимодействия. Среди процедур форматирования выделяется прежде всего поиск соответствующего данной ситуации контекстного содержания, шаблонов, схем, сценариев, ритуалов, способов и средств их исполнения.

В качестве возможных путей организации межличностного взаимодействия Э. Берн предложил рассматривать шесть форм социального поведения и структурирования времени: 1) замкнутость и уход от общения; 2) ритуалы, позволяющие проводить время совместно, но не сближаясь; 3) времяпрепровождение (структурирование времени) как социальный отбор для новых и полезных знакомств; 4) социальные контакты как игры, где каждая сторона пытается получить вознаграждение; 5) близость как свободное от игр общение, исключающее извлечение выгоды; 6) совместная деятельность как межличностное взаимодействие.

Именно межличностные отношения и общение индивидов, выполняющих совместную деятельность,

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

составляют социальные коммуникации. Таким образом, факт связи в межличностных взаимодействиях, общении и социальных коммуникациях как специфической формы совместной деятельности людей не вызывает сомнений, хотя характер этой связи понимается психологами по-разному.

М.С. Каган считает, что коммуникативная деятельность, или социальные межличностные коммуникации в широком смысле, выступают одним из четырех основных видов деятельности — игровой, учебной, профессиональной или собственно коммуникативной. Л.В. Мудрик, с позиции педагогики из всего многообразия социальных коммуникаций, выделяет свободное общение как особый вид деятельности. А.А. Леонтьев относит общение к видам деятельности, но деятельности не самостоятельной. Б.Ф. Ломов определяет общение как «взаимодействие субъектов». Г.М. Андреева предложила более широкое понимание связи деятельности и общения, согласно которому общение рассматривается и как сторона совместной деятельности (поскольку сама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и как ее своеобразный дериват. Если проанализировать все множество точек зрения на проблему взаимосвязи общения, межличностных отношений и деятельности, то придется признать факт единства общения и деятельности и рассматривать межличностные взаимодействия как сторону совместной деятельности.

В социокультурном аспекте социальные коммуникации можно рассматривать как непосредственное межличностное взаимодействие субъектов, результатом которого в социально-психологическом плане является взаимопереживание, взаимовлияние и взаимопонимание субъектов, различных по своему социальному статусу, возрасту и т.д.

Как отмечает Г.М. Андреева, «ориентация в окружающем мире, естественно, всегда была потребностью человека, но она резко возрастает в новой ситуации: ориентироваться в новом, сложном мире можно, только умея более или менее адекватно интерпретировать наблюдаемые факты». Поэтому она считает важным описать и объяснить те особенности, которые свойственны человеку в постижении многообразия его отношений с другими людьми, социальными институтами, сложной мозаики социальных явлений. Отчасти эта задача успешно решается психологией социального познания, где известными стали такие имена, как С. Фиске и Ш. Тейлор, А. Теш-фил и С. Московиси, Ф. Серафик и В. Деннон.

В последние десятилетия количество и разнообразие коммуникационных теорий значительно возросло. Одни теории пытаются объяснить функционирование коммуникационных систем и их влияние на общество в целом, другие трактуют использование и роль коммуникаций более узко, на уровне индивида.

Одна из теорий социальных коммуникаций, которая базируется на социальном конструировании

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

реальности и проистекает из феноменологической социологии А. Шютца, утверждает, что для индивидов опыт реальности — это осуществляемый ими непрерывный процесс социального конструирования. Теория социального конструирования предполагает активную аудиторию индивидов, т.е. обмен информацией, знаниями в социальных коммуникациях связан с активным обрабатыванием, переделыванием и запоминанием, особенно того, что соответствует потребностям, уровню культуры и имеющемуся запасу социальных знаний. Одна из важных форм имеющихся социальных знаний — нотификации. Типификации позволяют быстро классифицировать объекты и действия и на основе этого строить свои действия.

Среди теорий социальных коммуникаций определенное место занимает теория эффектов коммуникации. Исследования показали, что первичные эффекты межличностных коммуникаций наблюдаются, прежде всего, при изучении детского коллектива, т.е. межличностных взаимодействий.

Таким образом, к коммуникативным особенностям межличностных социальных коммуникаций можно отнести их адаптационные возможности. Эти возможности, с одной стороны, позволяют субъектам межличностных отношений действовать в соответствии с культурными стандартами значимого для них окружения, а с другой, — обеспечивают такое взаимодействие человека с человеком, при котором каждый из них выступает не только как субъект, но и как объект познания. В связи с последним замечанием отметим, что в психологии общения важнейшим механизмом познания человека в межличностных отношениях считается механизм стереотипизации. Выделяют три класса эталонов-стереотипов, служащих основой для реализации механизма стереотипизации: антропологические — (стереотипы срабатывают тогда, когда внутренние психологические качества человека пытаются оценить на основе отнесения его к той или иной нации или этнической группе), социальные (стереотипы срабатывают тогда, когда личностные качества человека пытаются оценить на основе учета его социального статуса и ролевых функций), эмоционально-эстетические (стереотипы срабатывают когда внутренние психологические качества человека пытаются оценить на основе учета его внешней привлекательности и т.п.).

Литература

1. Фролов С.С. Социология. Гардарики, 2000.

2. Социология. Основы общей теории / под редакцией Г.В. Осипова. М., 2003.

3. Федотова Л.Н. Социология. Массовой коммуникации. Питер, 2004.

4. Добрович А. Общение: наука и искусство. М., 1996.

5. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.