Научная статья на тему 'Социальные качества нормативно развивающихся младших школьников и детей с особыми образовательными потребностями: обзор исследований'

Социальные качества нормативно развивающихся младших школьников и детей с особыми образовательными потребностями: обзор исследований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
социальные навыки / межличностные отношения / младшие школьники / специальная психология и педагогика / инклюзия / social skills / interpersonal relationships / primary school students / special needs psychology and pedagogy / inclusion

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савинков Станислав Николаевич

Цель данного исследования – анализ проблемы исследования социальных качеств и межличностных отношений у детей младшего школьного возраста нормативно развивающихся и детей с особыми образовательными потребностями. Также проводится обобщение актуальных исследований в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе, посвященных данной проблеме. Методологическую основу исследования составили идеи Л.С. Выготского о социальной ситуации развития, согласно которым психологические механизмы развития личности ребенка запускает социальная среда с ее определенной системой знаков, ценностей, взаимодействий, диалогичностью, а также положение о развитии высших психических функций в коллективной деятельности и активном целесообразном изменении этой деятельности под влиянием совершенствования психических функций, самостоятельном выборе средств и способов достижения поставленных целей. Представлены методики для изучения социальных качеств у младших школьников. Проведен анализ психолого-педагогической литературы, представлены основные работы по изучению социальных качеств у младших школьников и их связь с типом привязанности, нравственным развитием ребенка и образовательным процессом. Представлены современные исследования А. Аскерли, В.В. Богдановой, Т.Б. Долженко, Е.С. Журба и др., направленные на изучение социальных качеств у детей младшего школьного возраста. Рассматривается современное состояние проблемы развития социальных качеств в образовательном процессе. Данные согласуются с положениями, разработанными Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, В.Д. Шадриковым и др., о значении развивающей среды обучения для включения младшего школьника в общественную жизнь. Обращение к проблеме изучения социальных качеств у младших школьников с особыми образовательными потребностями обусловлено тем, что данная проблема недостаточно изучена и требует развернутого анализа с проработкой роли педагога и психолога, работающих с детьми в образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савинков Станислав Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social qualities of normatively developing primary school children and children with special educational needs: research review

The research purpose is to analyze the issue of studying social qualities and interpersonal relationships in children of primary school age who are developing normatively and children with special educational needs. The research also summarizes current studies in the national and foreign psychological and pedagogical literature on this issue. The methodological basis of the research was the ideas of L.S. Vygotsky on the social situation of development, according to which the psychological mechanisms of the child's personality development are triggered by the social environment with its specific system of signs, values, interactions, dialogicity, as well as the provision on the development of higher mental functions in collective activity and the active expedient change of this activity under the influence of improving mental functions, independent choice of means and ways to achieve goals. The methods for studying social qualities in younger schoolchildren are presented. The analysis of psychological and pedagogical literature includes the main works on the study of social qualities in younger schoolchildren and their connection with the type of attachment, the moral development of the child and the educational process. Modern studies by A. Askerli, V.V. Bogdanova, T.B. Dolzhenko, E.S. Zhurba and others aimed at studying social qualities in primary school children are presented. The current state of the issue of the development of social qualities in the educational process is considered. The data are consistent with the provisions developed by L.S. Vygotsky, D.B. Elkonin, V.D. Shadrikov and others on the importance of a developing learning environment for the inclusion of a younger student in public life. We appeal to the issue of studying social qualities in younger schoolchildren with special educational needs due to the fact that this issue has not been sufficiently studied and requires a detailed analysis with a study of the role of a teacher and psychologist working with children in an educational organization.

Текст научной работы на тему «Социальные качества нормативно развивающихся младших школьников и детей с особыми образовательными потребностями: обзор исследований»

УДК 159.9: 37.035+376 DOI 10.20310/1810-231X-2024-23-2-79-87

Поступила в редакцию / Received 09.03.2024 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 14.05.2024 Принята к публикации / Accepted 24.05.2024

обзорная статья

Социальные качества нормативно развивающихся младших школьников и детей с особыми образовательными потребностями: обзор исследований

Савинков Станислав Николаевич О

ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»

127051, Российская Федерация, г. Москва, ул. Сретенка, 29

savinkov-psv@mail.ru

Аннотация. Цель данного исследования - анализ проблемы исследования социальных качеств и межличностных отношений у детей младшего школьного возраста нормативно развивающихся и детей с особыми образовательными потребностями. Также проводится обобщение актуальных исследований в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе, посвященных данной проблеме. Методологическую основу исследования составили идеи Л.С. Выготского о социальной ситуации развития, согласно которым психологические механизмы развития личности ребенка запускает социальная среда с ее определенной системой знаков, ценностей, взаимодействий, диалогичностью, а также положение о развитии высших психических функций в коллективной деятельности и активном целесообразном изменении этой деятельности под влиянием совершенствования психических функций, самостоятельном выборе средств и способов достижения поставленных целей. Представлены методики для изучения социальных качеств у младших школьников. Проведен анализ психолого-педагогической литературы, представлены основные работы по изучению социальных качеств у младших школьников и их связь с типом привязанности, нравственным развитием ребенка и образовательным процессом. Представлены современные исследования А. Аскерли, В.В. Богдановой, Т.Б. Долженко, Е.С. Журба и др., направленные на изучение социальных качеств у детей младшего школьного возраста. Рассматривается современное состояние проблемы развития социальных качеств в образовательном процессе. Данные согласуются с положениями, разработанными Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, В.Д. Шадриковым и др., о значении развивающей среды обучения для включения младшего школьника в общественную жизнь. Обращение к проблеме изучения социальных качеств у младших школьников с особыми образовательными потребностями обусловлено тем, что данная проблема недостаточно изучена и требует развернутого анализа с проработкой роли педагога и психолога, работающих с детьми в образовательной организации.

Ключевые слова: социальные навыки; межличностные отношения; младшие школьники; специальная психология и педагогика; инклюзия

Для цитирования: Савинков С.Н. Социальные качества нормативно развивающихся младших школьников и детей с особыми образовательными потребностями: обзор исследований // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2024. Т. 23. № 2. С. 79-87. DOI 10.20310/1810-231Х-2024-23-2-79-87

© Савинков С.Н., 2024

review article

Social qualities of normatively developing primary school children and children with special educational needs: research review

Stanislav N. Savinkov ©

Moscow State University of Psychology and Education 29 Sretenka St., Moscow 127051, Russian Federation

savinkov-psy@mail.ru

Abstract. The research purpose is to analyze the issue of studying social qualities and interpersonal relationships in children of primary school age who are developing normatively and children with special educational needs. The research also summarizes current studies in the national and foreign psychological and pedagogical literature on this issue. The methodological basis of the research was the ideas of L.S. Vygotsky on the social situation of development, according to which the psychological mechanisms of the child's personality development are triggered by the social environment with its specific system of signs, values, interactions, dialogicity, as well as the provision on the development of higher mental functions in collective activity and the active expedient change of this activity under the influence of improving mental functions, independent choice of means and ways to achieve goals. The methods for studying social qualities in younger schoolchildren are presented. The analysis of psychological and pedagogical literature includes the main works on the study of social qualities in younger schoolchildren and their connection with the type of attachment, the moral development of the child and the educational process. Modern studies by A. Askerli, V.V. Bogdanova, T.B. Dolzhenko, E.S. Zhurba and others aimed at studying social qualities in primary school children are presented. The current state of the issue of the development of social qualities in the educational process is considered. The data are consistent with the provisions developed by L.S. Vygotsky, D.B. Elkonin, V.D. Shadrikov and others on the importance of a developing learning environment for the inclusion of a younger student in public life. We appeal to the issue of studying social qualities in younger schoolchildren with special educational needs due to the fact that this issue has not been sufficiently studied and requires a detailed analysis with a study of the role of a teacher and psychologist working with children in an educational organization.

Keywords: social skills; interpersonal relationships; primary school students; special needs psychology and pedagogy; inclusion

For citation: Savinkov S.N. Social qualities of normatively developing primary school children and children with special educational needs: research review. Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2024, vol. 23, no. 2, pp. 79-87. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2024-23-2-79-87

ВВЕДЕНИЕ

Проблема развития личности ребенка в современном образовательном процессе сохраняет свою актуальность, несмотря на то, что изучается уже несколько столетий в психолого-педагогической науке. К.Д. Ушинский одним из первых в России обозначил тесную связь обучения и воспитания, а также роль и значение школы, в частности, педагога, в объединении этих процессов. В то же время он отмечал, что личность всегда стремится к исключительности. Это выражается в желании ребенка исключить влияние других, обособиться. Однако, по его словам, «каждая личность име-

ет двойственную природу, сочетая индивидуальность с так называемой «общественностью», зависимостью от общества» [1].

Последующие исследования отечественных психологов (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Сло-бодчиков, Д.И. Фельдштейн и др.) подтвердили необходимость комплексного подхода к пониманию процесса развития личности, основанного на учете психологического и педагогического знания о ребенке.

Современные образовательные концепции и государственные программы направлены на укрепление этого взаимодействия, обозначая

необходимость учета психологических факторов, способствующих развитию каждого ребенка и индивидуализирующих образовательный процесс. Главнейшей задачей начального образования является гармоничное воспитание школьника, повышение уровня адаптирован-ности к социальной жизни. Однако проблема психологического сопровождения обучающихся в инклюзивной образовательной среде недостаточно изучена в ракурсе организации профессиональной деятельности педагога-психолога (его компетенций, взаимодействия с другими участниками образовательного процесса), а также в ракурсе сопровождения инклюзивного образовательного процесса на разных уровнях общего образования с учетом возрастной специфики и обеспечения позитивного взаимодействия всех категорий обучающихся в инклюзивной среде.

Благоприятный процесс обучения позволяет ребенку организовать свою деятельность в соответствии с требованиями школьной среды, реализовать способности, сформировать учебные мотивы и овладеть знанием, чтобы в итоге - научиться учиться. Таким образом, по мере развития учебной деятельности у младших школьников происходит формирование новых умений, которые служат основой для личностных и социальных качеств.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследование проводилось на основе методов теоретического анализа современных психолого-педагогических исследований, посвященных проблеме развития социальных качеств у детей с особыми образовательными потребностями и нормативно развивающихся детей младшего школьного возраста.

Для поиска источников специализированной литературы использовались базы данных научных публикаций: Web of Science, Scopus, CrossRef, Российский индекс научного цитирования (РИНЦ). В работе использованы методы сравнения (сравнивались идеи ученых, политических деятелей, педагогов, психологов и дефектологов, занимавшихся проблемами организации специального образования в России и за рубежом), обобщения (обобщались исторические этапы становления специального образования; базовые положения инклюзии; принципы и условия инклюзивного образования) и конкре-

тизации (современных исследований в области общего и инклюзивного образования).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Личностные качества неразрывно связаны с социальными качествами, поскольку в широком смысле они определяют личность, ее развитие и саму возможность включения в мир отношений. Как отмечал Б.Г. Ананьев, личность является «субъектом общественного поведения и коммуникаций» [2]. В зарубежных работах социальные качества, как правило, соотносятся с регуляцией общественной жизни. В частности, Э. Дюркгейм рассматривал социальные качества в контексте моральных отношений между отдельными индивидами и социальными группами. Он относил к «социальным» такие качества, как «доверие, чувство идентичности, коллективное сознание, солидарность и приверженность общему благу» [3].

В психолого-педагогической литературе социальные качества связываются с такими понятиями, как «взаимодействие», «социализация», «социальная роль», «социальный навык», «социальные нормы и ценности», «социальная компетентность». Все они понимаются как необходимые условия, способствующие вхождению человека в общество, позволяющие выстраивать взаимодействие с другими людьми и решать широкий спектр жизненных задач через установление адекватной и эффективной коммуникации. Так называемая социальная инклюзия позволяет включаться в общество отдельным лицам и группам, связывая их с обществом через создание благоприятных условий, преодоление социальной изоляции и сокращая негативные факторы такой интеграции. А необходимость инклюзивного образования обусловлена «увеличением количества детей, которые нуждаются в особых условиях для развития» [4].

В философии социальные качества понимаются как то, что делает человека собственно человеком - социальным существом и отличает от животного. В то же время отмечается двойственность природы личности, являющейся частью общества. Бинарность природы человека отмечали все ученые, занимавшиеся данной проблемой. И. Кант отмечал, что каждый человек является одновременно феноменом (вещью для других) и номеном (вещью в себе) [5]. В то же время так называемые «фи-

лософы жизни» А. Шопенгауэр и Ф. Ницше отмечают изобилие «слабостей» человека, которых нет у животных - жертвенное поведение, способность к самоубийству, душевные терзания, выраженная потребность в заботе и любви, приводящая к зависимостям, слишком продолжительное детство и т. д. Однако российский философ В.С. Соловьев отмечает, что человек все же стоит на высшей ступени развития, благодаря наличию нравственности, а именно, трех нравственных чувств: стыда, жалости, благоговения [6].

Американский философ Б. Франклин высказал идею о том, что человек в отличие от животного изготавливает орудия и опосредует с их помощью всю свою деятельность. Так была заложена орудийная теория сущности человека. К. Маркс, исходя из материалистических идей, развил теорию об общественных отношениях, включающих в себя все историческое развитие и преобразующих человека через труд и воспитание. По его мнению, человек сам способен изменять социальную и культурную среду, в которой живет.

Деятельностный подход в отечественной психологии развивали Л.С. Выготский, Э.В. Ильенков, А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадри-ков и др., изучавшие процессы культурализа-ции и социализации личности. Концепция культурно-исторического развития личности, разработанная на основе идей Л.С. Выготского, раскрывает специфические закономерности психического развития. По мнению ученого, ребенок не является готовым существом, он - развивающийся организм, поэтому его развитие складывается не только под влиянием систематического влияния социального окружения, но и в зависимости от циклов в развитии организма, которые определяют отношение к среде [7]. Основополагающие вопросы воспитания по Л.С. Выготскому могут быть решены «после решения социального вопроса во всей его полноте» [8].

В то же время следует отметить, что школа - это определенная система, интегрирующая не только новые знания, методы обучения, но и среда, в которой происходит изменение самих учеников. В этот период у ребенка формируется самооценка под влиянием оценки окружающих его взрослых. Уже к девяти годам младшие школьники способны оценивать себя и свои поступки. Дети младшего школьного

возраста особенно чувствительны к учебной деятельности и процессу познания нового. В этот период у ребенка изменяется ведущая деятельность, слабеет влияние родителей и семьи, но значительно усиливается роль учителя и одноклассников, которые при этом не сильно значимы как отдельные личности, а лишь как общая группа, с которой ребенок себя идентифицирует. Вся деятельность младших школьников регулируется педагогом, под руководством которого ребенок включается в социальное взаимодействие и общение с другими. При этом можно отметить, что каждый ребенок включается в эти процессы особым образом, опираясь на индивидуальный опыт и ситуативные возможности, которые могут как способствовать благополучному взаимодействию, так и препятствовать. Поэтому имеющиеся социальные качества оказываются особенно значимы для процесса его социализации.

Социальные качества человека позволяют ему осуществлять социальную деятельность и характеризуют общественное поведение. К ним относятся только те качества, которые обеспечивают успешную социализацию индивида. Социальные качества по своей сути являются социально значимыми качествами, поскольку они обусловлены теми условиями, в которых существует само общество и, несомненно, отражают его цели, ценности, ожидания и требования, предъявляемые к гражданам.

Таким образом, можно отметить, что социальные качества - это социально-психологические характеристики, обеспечивающие вхождение индивида в общественную жизнь. Они способствуют интеграции личности, ее адаптации и внутренней настройке на социальную среду. К основным социальным качествам можно отнести коммуникативность, эмоциональную компетентность, адекватную самооценку, доверие к другим людям, мыслительные способности, стремление к самовыражению и самореализации.

Однако важным моментом является возможность изучения социальных качеств у детей и подростков. Поэтому важно обозначить личностные качества, которые обеспечивают развитие социальных качеств или же наоборот препятствуют их развитию. К личностным проявлениям социальных качеств можно отнести лидерство - подчиняемость, общительность - замкнутость, активность - пассивность,

интерес - безразличие, доверие - недоверие, ответственность - безответственность, доброта - гневливость, дисциплинированность - непоседливость, а также ряд способностей участвующих в социальном взаимодействии - это организаторские и коммуникативные способности.

Исследование, проведенное Т.Л. Шабано-вой и Е.С. Журба, направленное на изучение особенностей социального интеллекта у детей младшего школьного возраста, показало, что 73 % испытуемых имеют низкий и средний уровень развития социальных навыков [9]. Эти дети понимают общественные нормы поведения, общительны и способны регулировать свое поведение, однако не всегда способны следовать этим правилам. В то же время было выяснено, что собственные эмоции младшие школьники распознают и могут анализировать лучше, чем чужие. Их внимание в процессе общения привлекают невербальные реакции, однако распознавать их правильно удается не всегда. Большинство испытуемых способны контролировать свои переживания, скрывать истинные эмоции и чувства. Авторы отмечают, что креативное мышление в данной возрастной группе развито очень слабо, на уровне возрастной нормы оно находится только у 19 % младших школьников.

В работах ведущих отечественных и зарубежных ученых (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, Е.П. Белинская, А.А. Бодалев, Дж. Брунер, Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, Ю.М. Жуков, В.П. Зинченко, И.С. Кон, Я.Л. Коломинский, В.А. Лабунская, А. Маслоу, Л.В. Мардахаев, М. Мид, А.В. Мудрик, Г. Ол-порт, Л.А. Петровская, В.С. Собкин, О.А. Ти-хомандрицкая, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон и др.), занимавшихся проблемами социального взаимодействия и социального развития личности, отмечается, что процесс формирования социальных качеств у детей и подростков не протекает гладко, он полон противоречий и даже не всегда завершается успешно. Это обусловлено тем, что личность всегда развивается под влиянием значимых других, приспосабливается к заданным требованиям, выполняет обязанности и всегда несет ответственность за результат сделанного выбора.

Г.М. Андреева подчеркивает, что социализация является «двусторонним процессом», который позволяет усваивать индивидам соци-

альный опыт через вхождение в социальную среду, а также воспроизводит систему социальных связей за счет активных действий индивида в процессе включения в социальную среду [10]. А.В. Мудрик отмечает, что у процесса социализации ребенка есть две стороны - одна отвечает за усвоение социального опыта, вторая активно воспроизводит систему социальных связей [11].

Согласно концепции Д.Б. Эльконина, ведущая деятельность детей младшего школьного возраста - учение. По мнению автора системы развивающего обучения, обучение должно носить развивающий характер, учитывая психологические особенности каждого возрастного периода [12]. Естественные процессы психического развития можно и необходимо точно направить на благо ребенка, обеспечивая ему благоприятное вхождение в созданную под его потребности полноценную социальную среду. Этому способствует формирование психологических новообразований данного периода. К ним относятся произвольность, которая проявляется в волевом усилии и направленности познавательных процессов (внимания, мышления, памяти, воображения и др.). Также у младшего школьника оформляется внутренний план действий, выражающийся в способности выполнять различные манипуляции с предметами мысленно. Рефлексия - еще одно новообразование младших школьников. Она позволяет ребенку производить оценку своих действий, предугадывать их, различая ошибочные и правильные поступки, осуществлять самоконтроль и в дальнейшем саморегуляцию.

А.Б. Закирова и О.А. Васильева отмечают, что для развития социальных качеств необходимо «помочь школьнику приобрести представления о нормах и правилах, научить чувствовать и понимать других людей, приобщить к общественным ценностям (добру, здоровью, благополучию и т. д.)» [13].

Исследования Ф. Понс, П. Харрис, М. де-Росней показали, что в процессе развития эмоциональной компетентности в детском возрасте можно выделить три периода:

- с 3 до 5 лет - формируется способность узнавать и воспринимать базовые эмоции и чувства;

- с 5 до 7 лет - ребенок учится устанавливать связи между эмоциями и памятью, потребностями, мыслями и др.;

- с 7 до 11 лет - период овладения регу-ляторными способностями, позволяющими осознавать и овладевать переживаниями, соотносить их с эмоциями других людей, понимая смешанные и даже скрытые чувства, устанавливать связи между эмоциями и требованиями ситуации, что помогает ребенку регулировать свои эмоциональные реакции [14].

Как отмечает А. Аскерли, в младшем школьном возрасте происходит «интенсивное включение эмоций в процесс произвольной целенаправленной регуляции поведения» [15]. Исследования, проведенные зарубежными авторами, показывают, что трудности в распознавании эмоций у детей с проблемами поведения при отсутствии жестокого обращения с ними могут проявляться в сниженной способности распознавать выражения эмоций у других людей, а не в конкретных нарушениях развития.

Новые результаты, полученные в исследовании Т. Форслунд и его коллег, связывают ненадежную привязанность у детей с трудностями в идентификации эмоций и, следовательно, предполагают, что дезорганизация системы привязанности может представлять собой психологический механизм, связывающий аберрантный опыт ухода с проблемами в способности детей идентифицировать выражения эмоций на лице [16]. Можно отметить, что дети с ненадежным типом привязанности с трудом распознают эмоции других людей и вследствие этого имеют проблемы в поведении и общении с одноклассниками. Было выяснено, что дети, имеющие надежный тип привязанности, легче распознают эмоции окружающих, вследствие этого могут менять поведение и даже предотвращать конфликтные ситуации, в зависимости от меняющихся условий.

Кроме того, стоит отметить, что социальные реформы, произошедшие в нашей стране в 1990-е гг., привели к распаду главных принципов объединяющих ценностей, которые вырабатывались ранее различными социальными институтами. Поэтому в современных социальных группах подростков все чаще, кроме нонконформизма, отмечаются явления аберрации, связанные со скрытным использованием социально-неодобряемых средств для дости-

жения своих целей. И эта проблема является комплексной, поскольку требует объединения нескольких дисциплин, таких как психология, педагогика, юриспруденция, социология, этика, философия и др.

В совокупности средств, обеспечивающих задачу обеспечения инклюзии у младших школьников с особыми образовательными потребностями, развитие социальных качеств в процессе создания индивидуального образовательного маршрута занимает важное место. Такой подход предполагает учет индивидуальных особенностей в работе с обучающимися. А вся система инклюзивного образования предполагает использование достаточно гибких учебных программ и методов обучения, которые должны быть адаптированы под ребенка с учетом его возможностей, индивидуальных и возрастных потребностей.

Инклюзия является способом включения в общество как отдельных лиц, так и целых групп, способствуя их социальной интеграции. В то же время важно отметить, что понимание эмоциональных состояний сверстников, умение воспроизводить эмоции, контролировать их эмоциональное состояние, готовность к установлению межличностных отношений со взрослыми и сверстниками - еще одна важная компетенция, необходимая для успешной социализации и развития социальных качеств младшего школьника как нормативного развивающегося, так и имеющего особые образовательные потребности. Кроме того, следует отметить, что личностное развитие ребенка неразрывно связано с развитием социальных качеств, поскольку личность формируется в конкретной социальной среде.

Для исследования личностного развития детей младшего школьного, в том числе с особыми образовательными потребностями, в инклюзивной образовательной среде образовательной организации используется методика исследования самооценки по Дембо-Рубин-штейн. Методика проста в использовании для ученика, а также знакома школьным психологам и проста в применении для педагога. Целью исследования является психологическая диагностика состояния самооценки обучающихся по следующим параметрам: высота и устойчивость самооценки; степень ее осознанности; степень удовлетворенности собой; степень критичности, требовательности к себе;

зрелость/незрелость отношения к ценностям; наличие и характер компенсаторных механизмов, участвующих в формировании «Я-концепции»; характер и содержание проблем и их компенсаций.

Для обучающихся начальных классов шкалы методики должны быть адаптированы с учетом личностных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования во ФГОС НОО, которые включают:

- гражданскую идентичность, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценностные ориентации;

- социально-ориентированный взгляд на мир;

- уважительное отношение к иному мнению;

- навыки адаптации;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

- доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

- навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Для исследования социальных качеств обучающихся с особыми образовательными

потребностями и нормативно развивающихся сверстников, необходимых для выстраивания образовательных отношений при совместном обучении, используется программно-методический комплекс «Социомониторинг», предназначенный для осуществления систематического наблюдения за социальными процессами в институционально организованных группах. Исследование проводится в форме группового опроса по стандартной инструкции. Средством измерения является шкала социального действия, реализованная в виде стандартного измерителя «Карточки частоты общения с партнером», который широко применяется в работе с детьми этой возрастной группы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам анализируемых исследований можно сделать вывод, что социальные качества детей младшего школьного возраста представляют собой не только основу для социализации ребенка, но и тесно связаны с его нравственным развитием, коммуникативными способностями, самооценкой. Кроме того, они оказывают влияние на процессы личностного развития ребенка. Поэтому для дальнейшего изучения социальных качеств у нормативно развивающихся младших школьников и детей с особыми образовательными потребностями важно комплексно и структурировано подходить к анализу получаемых результатов, учитывая все аспекты как образовательного процесса в начальной школе, так и возрас-тно-психологические характеристики данного возрастного этапа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология: в 2 т. Т. 1. М.: Юрайт, 2018. 459 с. EDN: JRKYTI

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2010. 282 с. EDN: OXABYZ

3. Дюркгейм Э. Моральное воспитание. М.: ВШЭ, 2021. 456 с. DOI 10.17323/978-5-7598-2530-2; EDN: OOJUNL

4. Быстрова Ю.А., Савинков С.Н. К истории развития специального образования и современные проблемы инклюзии в России // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2023. Т. 22. № 2. С. 125-136. DOI 10.20310/1810-231Х-2023-22-2-125-136; EDN: IWOKGF

5. Бурханов Р.А. Человек в трансцендентальной философии Иммануила Канта // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 2 (76). С. 48-51. EDN: XVHUGH

6. Графова Е.С. Двойственная природа человека в философии В.С. Соловьева (Философско-антропологический анализ): автореф. дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2005. 24 с.

7. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 656 с.

8. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2005. 512 с. EDN: OXNSSV

9. Шабанова Т.Л., Журба Е.С. Исследование особенностей социального интеллекта у младших школьников в контексте задач возрастного развития // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 320-323. DOI 10.26140/bgz3-2019-0801-0083; EDN: JPHLCU

10. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2003. 376 с.

11. Мудрик А.В. Человек в процессе социализации: три ипостаси // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2009. № 3 (14). С. 716. EDN: KVULRZ

12. ЭльконинД.Б. Детская психология. М.: Академия, 2011. 384 c. EDN: QYDAER

13. Закирова А.Б., Васильева О.А. Развитие социальных качеств детей в общеобразовательных школах // Архивариус. 2015. Т. 1. № 2 (2). С. 99-100. EDN: VADRYT

14. Pons F., Harris P.L., de Rosnay M. Emotion comprehension between 3 and 11 years: Developmental periods and hierarchical organization // European Journal of Developmental Psychology. 2004. № 1 (2). P. 127152.

15. Аскерли А.С. Распознавание эмоций в дошкольном возрасте: теоретический анализ проведенных исследований // Современное дошкольное образование. 2019. № 3 (93). С. 46-55. DOI 10.24411/19979657-2018-10047; EDN: BKJKQB

16. Forslund T., Kenward B., Granqvist P., Gredeback G., Brocki К. Diminished ability to identify facial emotional expressions in children with disorganized attachment representations // Developmental Science. 2017. № 20. P. 124-135.

REFERENCES

1. Ushinsky K.D. Pedagogical Anthropology: in 2 vols. Vol. 1. Moscow, Yurait Publ., 2018, 459 p. (In Russian).

2. Ananyev B.G. Man as a Subject of Knowledge. St. Peterburg, Piter Publ., 2010, 282 p. (In Russian).

3. Durkheim E. Moral Education. Moscow, Higher School of Economics Publ., 2021, 456 p. (In Russian). DOI 10.17323/978-5-7598-2530-2

4. Bistrova Ju.A., Savinkov S.N. History of special education development and current issues of inclusion in Russia. Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2023. vol. 22, no. 2, pp. 125-136. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-2-125-136

5. Burkhanov R.A. Man in Immanuel Kant's transcendental philosophy. Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice, 2017, no. 2 (76), pp. 48-51. (In Russian).

6. Grafova E.S. The dual nature of man in V.S. Solovyov's philosophy (Philosophical and anthropological analysis). Cand. philos. sci. diss. thesis. St. Petersburg, 2005, 158 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Vygotsky L.S. Fundamentals of Defectology. St. Peterburg, Lan Publ., 2003, 656 p. (In Russian).

8. Vygotsky L.S. Psychology of Child Development. Moscow, Eksmo Publ., 2005, 512 p. (In Russian).

9. Shabanova T.L., Zhurba E.S. Study of the primary school age children social intelligence peculiarities in the context of developmental age the tasks. Baltic Humanitarian Journal, 2019, vol. 8, no. 1 (26), pp. 320-323. (In Russian). DOI 10.26140/bgz3-2019-0801-0083

10. Andreeva G.M. Social Psychology. Moscow, Aspect-Press Publ., 2003, 376 p. (In Russian).

11. Mudrik A.V. Man in the process of socialization: three hypostases. St. Tikhons University Review. Series IV: Pedagogy. Psychology, 2009, no. 3 (14), pp. 7-16. (In Russian).

12. Elkonin D.B. Child Psychology. Moscow, Akademiya Publ., 2004, 384 p. (In Russian).

13. Zakirova A.B., Vasilyeva O.A. Development of social qualities of children in secondary schools. Archivarius, 2015, vol. 1, no. 2 (2), pp. 99-100. (In Russian).

14. Pons F., Harris P.L., de Rosnay M. Emotion comprehension between 3 and 11 years: Developmental periods and hierarchical organization. European Journal of Developmental Psychology, 2004, no. 1 (2), pp.127-152.

15. Askerli A.S. Emotion recognition in preschool age: theoretical analysis of the recent studies. Preschool Education Today, 2019, no. 3 (93), pp. 46-55. (In Russian). DOI 10.24411/1997-9657-2018-10047

16. Forslund T., Kenward B., Granqvist P., Gredeback G., Brocki K. Diminished ability to identify facial emotional expressions in children with disorganized attachment representations. Developmental Science, 2017. no. 20, pp. 124-135.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Савинков Станислав Николаевич - научный сотрудник Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования. Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. Е-таП: savinkov-psv@mail.ru ORCГО: https://orcid.org/0000-0002-5485-4066 Вклад в статью: общая идея статьи, поиск и анализ литературных источников, написание текста статьи, корректировка текста.

Stanislav N. Savinkov - Research Worker of Federal Center for Development of General and Continuous Education. Moscow State University of Psychology and Education, Moscow, Russian Federation. E-mail: savinkov-psy@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5485-4066 Contribution: main article idea, literature sources analysis and evaluation, article text writing, text editing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.