Научная статья на тему 'Социальные институты в механизме управления обществом'

Социальные институты в механизме управления обществом Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4409
388
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ / СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ / СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / SOCIAL INSTITUTION / SOCIAL NORMS / SOCIAL REGULATION / FUNCTIONS OF SOCIAL INSTITUTIONS / SOCIAL MANAGEMENT / SOCIOLOGY OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Осипова Марина Александровна

Управляющая функция социальных институтов рассматривается через анализ таких понятий, как социальная норма, власть, социальный контроль, социальный порядок. Отмечается изменение управленческих функций социальных институтов в условиях современного общества. Особое внимание уделяется управленческим функциям государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Institutions in the Framework of Society Regulation

The article deals with the unfinished sentences technique as a soft, the qualitative way to collect and analyze sociological data. The article represents an attempt to describe the main features of the qualitative approach to designing, conducting and analyzing the semi-structured data of sociological research based on the unfinished sentences technique and aimed at studying the problem of loneliness. The article also proposes a scheme to apply typological analysis principles to the data obtained through the unfinished sentences technique.

Текст научной работы на тему «Социальные институты в механизме управления обществом»

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В МЕХАНИЗМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ

М.А. Осипова

Кафедра социологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

Управляющая функция социальных институтов рассматривается через анализ таких понятий, как социальная норма, власть, социальный контроль, социальный порядок. Отмечается изменение управленческих функций социальных институтов в условиях современного общества. Особое внимание уделяется управленческим функциям государства.

Ключевые слова: социальный институт, социальные нормы, социальное регулирование, функции социальных институтов, социальное управление, социология управления.

Социальный институт — одно из важнейших понятий в социологии. Оно обозначает совокупность установленных образцов взаимодействия, нормы, которые приняты в определенных сферах социальной жизни. Социальные институты возникают в ответ на определенную потребность в обществе и тесно связаны с существующими ролями и статусами. Выделяют множество функций социальных институтов, но одной из основных функций, безусловно, является поддержание целостности общественной системы.

С одной стороны, социальные институты складываются в ответ на общественную потребность, с другой стороны, этот процесс может находиться под влиянием определенных социальных групп, которые формируют правила и нормы взаимодействия в рамках определенной сферы деятельности. Можно отметить, что социальный институт складывается отчасти и путем самоорганизации, особенно это касается таких институтов, как семья, религия. На первый взгляд, здесь трудно говорить об управляемости, в конце концов, создание семьи и принадлежность к религии — это свободный выбор каждого. Тем не менее, определенное воздействие имеется. Например, в обществе могут предоставляться те или иные альтернативы в поведении: есть ли экономическая возможность создать семью; какого рода семью можно создать (моногамия, полигамия и др.); есть ли возможность создать однополую семью; какой образ той или иной религии создается в СМИ; есть ли в обществе возможность нарушать нормы поведения, строить отношения иначе, чем принято, или каркас норм в рамках социального института достаточно жесткий; означает ли тогда потеря жесткости потерю управляемости; кто в таком случае управляет; возможно, налицо полная самоорганизация? Сразу отметим, что полной самоорганизации не бывает, как и не бывает полностью независимых СМИ, всегда можно проследить определенное воздействие, например, воздействие через нормы-ориентиры (идеологии) или нормы-санкции, которые могут быть и неформальными.

Поскольку социальный институт включает в себя определенные образцы и нормы, то можно говорить о регламентирующей, ограничивающей функции социального института, так как устанавливаются нормы, т.е. ожидаемое, нормальное, предсказуемое и в некоторой мере управляемое поведение людей. Понятно, что полной управляемости достичь сложно, все-таки мы имеем дело не с роботами, а с живыми людьми, но определенная предсказуемость в поведении под действием институтов складывается, и чем сильнее социальные институты, чем жестче институциональные рамки, тем выше эта предсказуемость. Социальные институты направляют поведение человека в определенное русло, ограничивают его, т.е. можно говорить о регулирующей, управленческой функции социальных институтов.

В условиях современного общества социальные институты меняются. Границы социальных норм все более размыты, происходит ослабление ориентиров, их принуждающей силы. Зигмунд Бауман называет нашу современность «текучей» именно по причине наличия возможности выбора паттернов (схем), кодексов поведения. Паттерны поведения не заданы жестко, вариантов схем поведения очень много, они могут противоречить друг другу и, самое главное, — они лишены своей принуждающей, ограничивающей силы [1. С 14]. Размывание ценностной структуры приводит к отсутствию авторитетов, поскольку они легко меняются в зависимости от жизненной ситуации.

Управление с помощью социальных институтов предполагает управление через разделяемые, институционализированные нормы. Существование нормы предполагает, что есть что-то вне нормы, что в нее не укладывается. Поведение за пределами социальных норм — это ненормативное, девиантное поведение, которое не ожидается окружающими и может наказываться. В каждом обществе складываются свои нормы, хотя почти всегда можно выделить универсальное нормативное ядро, состоящее из норм (не убей, не укради, не лги). Социальный институт и включает такие нормы, часть из которых есть нормы универсальные, а часть — действуют только в определенном обществе.

Нормы поведения закреплены в действующем законодательстве, которое предполагает наказание за несоблюдение определенных норм. Таким образом, происходит легальное закрепление норм. Однако существует такое понятие, как легитимные нормы, когда они воспринимаются как правильные и мнение об их правильности разделяется людьми, т.е. существует согласие относительно данных норм. Легитимизация норм связана с их осознанием, пониманием необходимости и правильности, согласием следовать этим нормам, верой в их правомерность, внутренним разделением норм. Правила в большей степени относятся к поведенческому аспекту в социальных институтах, предполагая поведение, которое либо поощряется, либо наказывается.

Воздействие с помощью устанавливаемых норм предполагается как на уровне общества, так и на уровне индивида. Нормы, с одной стороны, «спускаются» индивиду обществом, но, с другой стороны, они должны пройти через индивидуальное сознание, т.е. стать разделяемыми индивидом нормами. Только в таком

случае возможно осуществление социального управления, которое реализуется через нормы, ценности, интересы и с учетом потребностей и ценностей тех, кем управляют. Социальное управление представляет собой способность оказывать влияние.

Итак, влияние рассматривается «как одно из обобщенных символических средств социетального взаимообмена, наряду с деньгами и властью. Оно состоит в способности добиваться от других социальных агентов желаемых решений, не предъявляя им в качестве соблазна какого-то ценного quid pro quo и не угрожая им какими-либо пагубными последствиями. Это влияние должно действовать через убеждение объекта воздействия в том, что решение, которое внушает ему субъект влияния, означает действие в интересах коллективной системы, в которой оба солидарны» [3. C. 27].

Управление, как известно, есть воздействие, социальное управление — воздействие с помощью определенных средств (норм, ценностей, интересов). Социальный институт, собственно, и включает в себя эти средства, так как это те же нормы, ценности и образцы поведения, закрепленные в обществе как формально, так и неформально.

Управление может осуществляться как на основе силовых методов, так и на основе авторитета и традиций. «Авторитет (от лат. auctorias власть, влияние) — 1) общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; 2) одна из форм осуществления власти, с помощью которой обеспечивается контроль за действиями людей и их согласование...» [4. C. 12].

Власть — способность и возможность оказывать влияние на других людей для достижения своих целей. Власть всегда предполагает отношения между людьми, т.е. носит социальный характер. Управление — это воздействие с определенной целью, его можно считать механизмом власти.

Дж. Френчу и Б. Равен выделяют следующие типы власти [2. C. 292—293]:

— власть, основанная на принуждении, когда сотрудники подчиняются из-за угрозы наказания;

— власть, основанная на вознаграждении, когда подчинение связано с ожиданием вознаграждения от власть имущего;

— экспертная власть, когда влияние осуществляется посредством высокого профессионализма;

— эталонная власть, когда влияние связано с силой примера.

Власть предполагает наличие того, кто осуществляет влияние, того, на кого влияют и особого коммуникативного пространства влияния. Почему люди подчиняются друг другу? Можно выделить несколько причин: действие харизмы, действие экономического (материального) принуждения, действие страха, признание в другом эксперта, признание, что другой обладает более высоким статусом и др. В рамках социологии управления наибольший интерес представляет вариант подчинения, основанный на признании более высокого статуса. Более высокий статус, как правило, закреплен формально и предполагает, что ему подчиняются

те, кто находится на более низкой ступени социальной иерархии. Нормы подчинения закреплены как формально, так и неформально в ценностях, установках, моделях поведения.

Осуществление власти предполагает осуществление контроля над объектом управления. «Социальный контроль — это способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством социально-нормативного и правового регулирования» [5. С. 489].

Итак, социальный контроль представляет собой определенный способ регулирования общественных отношений, который включает в себя как формальные механизмы (регуляторы), так и неформальные регуляторы, которые осуществляются на принципах самоорганизации. Формальные и неформальные механизмы контроля связаны, так как законы, по меткому замечанию А. Токвиля, «являются продолжением обычаев, то есть традиций» [6. С. 57—59; 77].

При помощи социального контроля поддерживается стабильность общественных отношений, поскольку социальный контроль прежде всего задает критерии и параметры достигаемых целей. Прежде чем управлять, задают цель, социальный контроль влияет на «правильность» постановки цели, на выдвижение приоритетных целей, придание смысла деятельности. В этом смысле социальный контроль связан с идеологией, с определенным мировоззрением, со стратегическими целями общества или организации. Стабилизирующая функция связана с поддержанием порядка, существующих норм и ценностей, образцов поведения. В определенной степени это выгодно власть имущим, поскольку позволяет сохранить стаус кво.

Социальный контроль предполагает управленческие функции, посредством социального контроля осуществляется регуляция поведения в обществе. Элементами социального контроля являются законы, нормы, традиции, привычки, табу.

Властные отношения можно рассматривать как на микроуровне, так и на макроуровне. На макроуровне власть реализуется через государственное управление — управление обществом посредством чиновничьего аппарата. Применительно к обществу в качестве управляющей системы выступает политическая система, включающая в себя государство, политические партии, общественные организации.

Государство как субъект управления воздействует на все сферы общественной жизни: экономическую, политическую, социальную, духовную. Эффективная управленческая деятельность государства базируется на принципе разделения властей. Он предполагает определенную независимость трех ветвей государственной власти и разграничение между ними властных функций.

Функция государства — поддерживать в работоспособном состоянии организационные и правовые механизмы общества. Государству принадлежит монополия на создание законодательства и принуждение к его реализации. Государственная власть формализована, она реализуется специализированным государственным аппаратом (парламент, правительство, суды) и юридически уполномочена. Государство выполняет экономические, социальные, политические и идеологические функции в обществе.

Экономическая функция государства — установление государством условий и порядка экономической деятельности, регулирования экономики. Управление экономикой происходит благодаря действию множества законов: гражданского, земельного, налогового кодекса, законов о порядке разрешения трудовых споров и т.д.

Социальная функция государства — регулирование отношений между различными социальными, этническими и иными общностями в стране. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда, денежные оклады работников бюджетной сферы, оказывает помощь малообеспеченным слоям населения, выплачивает пособия по безработице, стипендии студентам и т.д.

Политическая функция государства связана с регулированием политических отношений объединений и партий, установлением определенных правил «политической игры» (недопущение насильственных действий, запрет создания тайных и вооруженных объединений, правила проведения политических демонстраций, порядок проведения выборов государственных органов и референдума, реализация политических прав граждан).

Идеологическая функция государства проявляется в установлении государством приоритетных взглядов и идей относительно поведения в обществе и активной их пропаганде.

Именно государство оказывает сильнейшее воздействие на формирование ценностей в обществе. А социальное управление осуществляется путем влияния на ценности, интересы, социальные установки. Ценности — то, что значимо, ценно для человека; они занимают центральное место в социальном управлении. Ценности формируются в процессе социализации, важную роль в формировании ценностей играют средства массовой коммуникации (СМК). Коммуникация предполагает двухсторонний процесс, а не простое информирование, поэтому здесь вопрос именно в двухстороннем взаимодействии, а не только в информировании аудитории. В коммуникации передается интеллектуальное и эмоциональное содержание, проявляются личностные качества, интересы и ценностные ориентации участников коммуникационного процесса, восприятие ими друг друга.

В процессе коммуникации взаимодействуют несколько элементов: действие актора или носителя сообщения; ответная реакция реципиента; содержание коммуникативного процесса; взаимные роли, связывающие между собой участников коммуникативного взаимодействия.

Массовая коммуникация может воздействовать на большие аудитории, причем это воздействие в большинстве случаев не воспринимается как управление, хотя на самом деле может им являться.

Выделяют следующие функции массовых коммуникаций в обществе: информационная функция; функция поддержания стабильности и социального порядка; функция формирования ценностей.

Информационная функция массовой коммуникации лежит на поверхности. Что касается функций поддержания стабильности, социального порядка и функции формирования ценностей, то именно они связаны с управленческими функциями массовых коммуникаций.

Средства массовой коммуникации — это важнейший институт, который участвует в формировании общественного мнения. Подавляющее число населения охвачено влиянием СМИ, поэтому велико воздействие СМИ на население, в том числе и управленческое, хотя оно часто даже не осознается. Каналы СМИ ком-муницируют те или иные нормы и ценности через определенные передачи, фильмы, статьи.

Социальный порядок можно поддерживать средствами принуждения и убеждения. Принудительные меры отражены в законах, и в случае их невыполнения предполагается наказание. Убеждения действуют на уровне норм и ценностей, принятых в обществе. Средства массовой коммуникации формируют отношение к тем или иным явлениям, событиям. Это отношение отражено в общественном мнении. В гражданском обществе предполагается, что общественное мнение воздействует на все сферы общества посредством воздействия на институт власти, на государство. Власть, в свою очередь, пытается управлять общественным мнением.

Основные функции общественного мнения: информирование относительно сложившихся в обществе ценностей; корректировка государственной политики в разных общественных сферах; защита гражданских свобод в обществе.

Существует практика управления общественным мнением путем целенаправленного создания образов, корректировки мнения относительно какого-либо вопроса. Этим занимаются специальные службы, называемые PR-службами. В PR-службы стекается информация, в том числе и относительно общественного мнения. Службы PR либо поддерживают существующее мнение, либо пытаются его изменить, при этом задействуются СМК.

З. Бауман отмечает, что с развитием общества происходят изменения во властных отношениях, и пишет о «бегстве реальной власти» с улиц, площадей и актовых залов в пространство электронных сетей. Это означает также все меньшую возможность контроля над властью со стороны граждан [1. С 48]. В свою очередь, все большее значение приобретает непрямое, косвенное воздействие, например, с помощью каналов СМК, которое к тому же многими не воспринимается как воздействие. Большинству людей сложно проследить и понять, как через СМК им прививаются те или иные ценности, жизненные установки. Таким образом, власть перестает быть открыто репрессивной, вместо этого осуществляется мощное, неочевидное для всех граждан, косвенное воздействие.

Государство в той или иной степени регулирует и экономические отношения. Оно устанавливает равноправие и защиту всех форм собственности, обеспечивая свободу предпринимательской деятельности, охраняет свободу конкуренции, запрещает монополистическую деятельность, захват рынка и установление монополистических цен. В зависимости от типа социально-экономического устройства может быть большее или меньшее влияние государства на различные сферы общества (экономическую, политическую, духовную).

В демократическом государстве большое влияние на государственное управление оказывает гражданское общество, которое представлено различными

общественными организациями и объединениями, сформированными на основе общих интересов и ценностей их участников.

Чтобы гражданское общество возникло, необходим определенный уровень гражданского сознания, понимание сути демократического строя и способность объединяться, координировать свои усилия о взаимодействии с государственной властью. Развитое гражданское общество может значительно корректировать действия государства и выступать как элемент самоорганизации общественной системы. Собственно, только тогда (при высоком уровне развития гражданского общества) и может возникнуть демократия, т.е. общественное правление; наличия только всеобщих выборов для этого явно недостаточно.

Муниципальная служба выполняет связующую роль между государством и местным сообществом. Местное самоуправление — реальное проявление демократии, действия гражданского общества. Основная задача муниципальной службы состоит в профессиональном выполнении функций государственного управления по отношению к населению и хозяйствующим субъектам муниципального образования. Муниципальная служба реализует различные общественно-полезные цели и задачи в интересах местного сообщества и вместе с тем обеспечивает исполнение и реализацию функций государственной власти.

Итак, в общественных отношениях управление происходит посредством установления определенных образцов взаимодействия. Социальный институт закрепляет эти образцы взаимодействия. Таким образом, для того, кто управляет, важно, чтобы сложился определенный стандарт поведения (социальный институт), с помощью которого легче осуществлять процесс управления. Тогда можно говорить о большей или меньшей степени определенности в общественных отношениях. Определенность и управляемость всегда взаимосвязаны. Неслучайно в либеральной традиции считается, что эффективно управлять обществом невозможно, лучше положиться на действие сил рыночной саморегуляции, так называемый принцип «laisser faire» в экономических отношениях или принцип «невидимой руки».

Однако в настоящее время все большую популярность приобретает идея управляемости общества и увеличения значения государства в этом процессе, поскольку силы рынка не всегда приводят к эффективному результату социального взаимодействия. В условиях рынка частный интерес превалирует и может противоречить общественным интересам (несмотря на заверения классиков экономической мысли в том, что реализация частного интереса ведет и к реализации общественного). Всегда существовали области, где общественная собственность предпочтительней, чем частная (общественный транспорт, энергетика, военная промышленность, здравоохранение, страхование и др.).

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бауман З. Текучая современность. — СПб.: Питер, 2008.

[2] Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учеб.

пособие для студентов вузов. — М.: Академический Проект, 2004.

[3] Парсонс Т. Система современных обществ. — М.: Аспект-пресс, 1998.

[4] Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1: Национальный общественно-научный фонд / Гл. ред. В.Н. Иванов. — М.: Мысль, 2003.

[5] Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Мо-сквичев. — М., 2002.

[6] Токвиль А. Демократия в Америке. — М., 1992.

SOCIAL INSTITUTIONS IN THE FRAMEWORK OF SOCIETY REGULATION

М.А. Osipova

Sociology Chair Peoples' Friendship University of Russia

Miklukho-Maklyaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198

The article provides the analysis of social institutions' regulatory function with due consideration for such concepts as social norms, power, social control, social order. The transformation of social institutions' regulatory functions in the context of the contemporary society is highlighted. Special attention is given to the regulatory role of the state.

Key words: social institution, social norms, social regulation, functions of social institutions, social management, sociology of management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.