Научная статья на тему 'Социальные императивы развития ресторанного бизнеса в регионе'

Социальные императивы развития ресторанного бизнеса в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1041
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСТОРАННЫЙ БИЗНЕС / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕГИОНА / RESTAURANT BUSINESS / SOCIAL INFRASTRUCTURE OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрьев Кирилл Владиславович

Статья посвящена рассмотрению проблемы развития ресторанного бизнеса в российских регионах (через призму его социальной значимости) и формированию соответствующего инструментария государственной поддержки предпринимательских структур в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL IMPERATIVES OF RESTAURANT BUSINESS DEVELOPMENT IN THE REGION

Icle is devoted to consideration of a problem of restaurant business development in the Russian regions (through a prism of its social importance) and to formation of the corresponding tools of the state support of enterprise structures in this sphere.

Текст научной работы на тему «Социальные императивы развития ресторанного бизнеса в регионе»

СОЦИАЛЬНЫЕ ИМПЕРАТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕСТОРАННОГО

БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ

К. В. ЮРЬЕВ

Статья посвящена рассмотрению проблемы развития ресторанного бизнеса в российских регионах (через призму его социальной значимости) и формированию соответствующего инструментария государственной поддержки предпринимательских структур в данной сфере.

Ключевые слова: ресторанный бизнес, социальная инфраструктура региона.

Развитие современной экономики уже не одно десятилетие идет по пути усиления роли социальных факторов: именно высокий уровень и качество жизни населения становятся одним из необходимых условий обеспечения интенсивного экономического роста, создания предпосылок для увеличения человеческого капитала страны.

Определяя приоритеты государственной политики, руководство Российской Федерации в числе основных ее целей и задач выделяет построение социально ориентированной экономики, необходимым атрибутом формирования которой выступает создание высокоразвитой социальной инфраструктуры. При этом, говоря о социальной инфраструктуре, исследователи, как правило, делают акцент на таких ее составляющих, как образование и здравоохранение, сферу ЖКХ, однако практически не затрагивают вопросов, связанных с развитием такой, не менее важной ее составляющей, как предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом, общественным питанием и сферой услуг. Однако, зачастую именно отсутствие условий для досуга и отдыха служит одним из определяющих факторов, приводящих к оттоку населения, например, с сельской территории.

Анализируя роль и место системы общественного питания как элемента социальной инфраструктуры региона, необходимо отметить, что именно уровень развития ресторанного бизнеса как его значимая часть, с одной стороны, выступает в качестве одного из индикаторов, определяющих качество жизни населения территорий, а с другой, именно предпринимательская деятельность (в том числе в сфере ресторанного бизнеса) может служить целям и задачам регионального развития в контексте решения как социальных, так и экономических задач.

Как и у любого другого вида предпринимательской деятельности, экономической целью ресторанного бизнеса является получение прибыли, однако за последние десятилетия данный вид деятельности в России претерпел большие изменения и теперь призван удовлетворять не только потребности в питании, но и экономические, социальные и культурные потребности человека.

Экономические функции ресторанного бизнеса рассматривают эту сферу в единстве производства и обращения, которая является выгодным объектом вложения капитала и обеспечивает более динамичный по сравнению со многими отраслями оборот вложенных средств.

Социальные функции ресторанного бизнеса выражаются в том, что указанная сфера предпринимательской деятельности целиком служит общественным интересам и никак не противоречит им. Здесь формируется культура потребления, воспитываются потребительские привычки и предпочтения. Одновременно складываются и закрепляются на уровне массового общественного сознания определенные формы проведения досуга. Социальные функции ресторанного бизнеса конкретизируются в культуре, формах и методах обслуживания потребителя. То есть социальные функции ресторанного бизнеса выражаются в том, что сфера направлена на удовлетворение общественных интересов и никак не противоречит им [2].

В последние десятилетия многие предприятия ресторанного бизнеса, усиливая конкурентную борьбу за потенциальных потребителей, становятся активными участниками социокультурной жизни территории, осуществляя в рамках хозяйственной деятельности организацию культурно-развлекательных программ, выступают дополнительным элементом структуры крупных развлекательных

комплексов. Поэтому в том контексте речь идет о взаимодействии сферы ресторанного бизнеса с культурно-развлекательным комплексом.

Кроме того, в последние годы ресторанному бизнесу отводится еще одна не менее важная социальная роль, связанная с пропагандой и распространением здорового питания, причем наметившаяся в последнее десятилетия тенденция идет по пути активного нарастания, затрагивая даже такие традиционно «нездоровые» сегменты, как «фаст-фуд».

Развитие рыночных отношений в России обеспечило приход на рынок ресторанных услуг частного капитала, фактически полностью устранившего государственное участие в данном сегменте рынка. Причем, смена собственника позволила сделать данный вид предпринимательской деятельности одним из самых привлекательных.

Традиционно ресторанный бизнес относится к тем сферам экономики, субъекты которого способны обеспечивать высокие показатели рентабельности, а, значит, динамично развиваться, быть перспективным и высокодоходным видом предпринимательской деятельности.

В настоящее время рынок ресторанных услуг выступает одной из динамично развивающихся сфер предпринимательской деятельности, именно развитие предприятий потребительского рынка в период становления рыночных отношений позволили хотя бы частично решить проблемы занятости и самозанятости населения. Кроме того, именно рынок услуг наиболее чувствителен к изменениям экономической ситуации в стране, выступая своего рода индикатором возникающих проблем. Как показал анализ, оборот общественного питания в России в 2011 г. превысил 840 млрд руб. По мнению большинства экспертов, рост ресторанного рынка в ближайшие несколько лет составит 7-8 %, благодаря росту благосостояния населения, запрету на продажу алкоголя в ночное время и ряду других, менее значимых факторов. Аналитики считают, что причиной такого роста стала возросшая покупательная способность россиян: все больше людей предпочитает питаться не дома, а посещать какие-либо кафе или закусочные. Основной рост оборота приходится на сегмент «быстрого питания» - наиболее доступный по ценам - и различные демократичные форматы в среднем ценовом сегменте. Однако необходимо отметить значительную межрегиональную дифференциацию развития данного рынка. Так, например, доля Москвы и Московской области превышает 20 % от общей величины оборота общественного питания в России [3].

В целом же необходимо отметить, что в 2010 г. именно ресторанный бизнес составлял более поло-

вины оборота сферы общественного питания в России (рис. 1) [1].

/

О Рынок ресторанных услуг

Рис. 1. Доля ресторанного бизнеса в отрасли общественного питания РФ в 2010 г.

Региональная специфика развития ресторанного бизнеса, определяется, в первую очередь, общим уровень жизни населения того или иного региона. Кроме того, развитие ресторанного бизнеса определяется отраслевой спецификой территории (например, их рекреационной направленностью); плотностью и общей численностью населения, региональным инвестиционным климатом, особенностями потребительских предпочтений, институциональным ограничением деятельности.

В тех регионах, где уровень развития рыночной инфраструктуры недостаточно высок, возникают проблемы с поставками и хранением продуктов питания предприятия ресторанного бизнеса становятся центром аккумуляции хозяйственных связей между предпринимательскими структурами в сфере производства сельскохозяйственной продукции, в сфере ее переработки и хранения, что также в полной мере соответствует целям организации экологически чистого питания в регионе.

Однако не стоит недооценивать роль ресторанного бизнеса и в тех регионах, где существует высокоразвитая рыночная инфраструктура, поскольку в этом случае ресторанный бизнес выступает элементом торгово-сбытового комплекса продуктов питания.

Соответственно современные предпринимательские структуры, функционирующие в сфере ресторанного бизнеса, не только являются отражением уровня социально-экономического развития региона, но и инструментом его обеспечения за счет решения целого спектра социальных задач, таких как частичное нивелирование проблем занятости, увеличение налоговых поступлений в региональные и местные бюджеты и т. д.

Являясь неотъемлемой частью системы общественного питания, ресторанный бизнес находится во взаимодействии с рынками продовольственных товаров, бытовых, коммунальных, транспортных

услуг, рынками оказания социокультурных услуг.

Таким образом, можно выделить ряд социальных императивов развития ресторанного бизнеса на региональном уровне, которые обуславливают необходимость формирования рыночной инфраструктуры для его развития и соответствующей системы государственных преференций:

- реализация сервисной функции в двух контекстах: с одной стороны, удовлетворение потребностей в пище, с другой - реализация функции повышения качества жизни за счет соответствующего сопровождения процесса питания;

- рекреационно-коммуникативная функция как сопутствующее обеспечение туристической деятельности и инструмент организации различных форм коммуникативного взаимодействия;

- хозяйственно-экономическая деятельность как способ решения социальных задач региона посредством бюджетообразующей функции, содействия решению проблем занятости и самозанятости (в случае организации семейного бизнеса) населения;

- мультипликативное воздействие на развитие смежных отраслей и сфер хозяйственной и социокультурной деятельности.

Реализация социальных императивов развития предпринимательской деятельности в сфере ресторанного бизнеса, с одной стороны, требует обеспечения жесткой системы контроля со стороны государства в части предоставления гарантий безопасности и качества реализуемой продукции, а с другой - способствовует развитию ресторанного бизнеса и защите его интересов. Для этого требуется:

- формирование оптимальной схемы государственной поддержки региональных кластеров в сфере поставок качественных продуктов и специализированного ресторанного оборудования, что позволит поддержать отечественного производителя;

- построение системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов данной сферы, как основа повышения качества предоставляемого сервиса;

- приведение предприятий ресторанного бизнеса в соответствие с современными требованиями, как пожарной безопасности, так и в сфере санитарно-гигиенического надзора;

- включение предприятий ресторанного бизнеса в единую информационную систему, отражающую ключевые социокультурные объекты региона, в контексте вовлечения предпринимательских структур данной сферы во взаимодействие с туристическими компаниями;

- продвижение ресторанного бизнеса как од-

ного из наиболее привлекательных объектов инвестирования.

Таким образом, необходимым условием реализации социальных функций ресторанного бизнеса выступает совершенствование государственного регулирования рынка услуг ресторанного бизнеса на основе формирования эффективной системы отбора объектов государственного содействия, развития соответствующих элементов финансовой и социальной инфраструктуры, включение ресторанного бизнеса в единую систему нормативно-правового регулирования благотворительной деятельности. Совершенствование государственного регулирования ресторанного бизнеса не только позволит сохранить высокие темпы развития ресторанного бизнеса, но и будет способствовать повышению качества оказываемых потребителю услуг, развитию межотраслевых связей и хозяйственных отношений.

Соответственно, формируя вектор развития социальной сферы территорий, региональные и федеральные органы власти должны учитывать роль ресторанного бизнеса как одного из центров аккумуляции решения социальных и экономических задач регионального развития. При этом интенсификация социальной активности ресторанного бизнеса требует применения соответствующего инструментария государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Литература

1. Дмитрова И. В. Управление финансовоэкономическими процессами в сетевых предприятиях ресторанного бизнеса: атореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2012.

2. Осипов В. П., Ефимов С. Л., Орехов А. Е. и [др.]. Ресторанный бизнес в России. Справочник ресторатора / под. общ. ред. С. Л. Ефимова. М., 2000.

3. URL: http://proreport.ru

* * *

SOCIAL IMPERATIVES OF RESTAURANT BUSINESS DEVELOPMENT IN THE REGION

K. V. Yuryev

Article is devoted to consideration of a problem of restaurant business development in the Russian regions (through a prism of its social importance) and to formation of the corresponding tools of the state support of enterprise structures in this sphere.

Key words: restaurant business, social infrastructure of the region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.