УДК 65.012,123
СОЦИАЛЬНЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЙЕМЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В СЕТЕВОЙ МОДЕЛИ
© Н.А. Кинаш1, А.А.А. Наджи2, А.И. Труфанов3, А.А. Тихомиров4
1,2,3Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83. Международная академия информатизации, 125009, Россия, г. Москва, ул. Тверская, 5/6.
Проанализирована одна из современных форм обучения - дистанционное обучение, представленное с помощью сетевых моделей технологического и социального компонентов образовательного процесса, разработанных с учетом региональной специфики. Вопросы внедрения дистанционного обучения рассматриваются на примере Йеменской Республики. Ил. 5. Библиогр. 8 назв.
Ключевые слова: дистанционное образование; социальные и технологические сети; Йемен.
SOCIAL AND TECHNOLOGICAL PROBLEMS OF DISTANCE EDUCATION IN YEMEN REPUBLIC: NETWORK MODEL INTERPRETATION
N.A. Kinash, А.А.А. Naji, А.Е. Trufanov, А.А. Tikhomirov
Irkutsk state technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074. International Informatization Academy, 5/6 Tverskaya St., Moscow, Russia, 125009.
The paper analyzes one of the modern educational forms: it is distance education represented through the network models of technological and social components of the educational process and developed with regard to regional features. The introduction problems of distance education are considered by example of the Republic of Yemen. 5 figures. 8 sources.
Key words: distance education; social and technological networks; Yemen.
В нынешний век информационных технологий ключевым фактором прогресса становятся новые модели образования, а именно - дистанционного образования, которое актуально не только для граждан с ограниченными физическими возможностями, но и граждан, проживающих в географически удаленных от учебных заведений районах. Дистанционное обучение (ДО) дает возможность убрать территориальные и временные рамки традиционного образования, вовлечь в процесс большее число студентов, производительно осуществлять проверку и оценку их знаний (различные программы, тестирование и т.д.). Система ДО предполагает активное участие студентов в работе образовательных сообществах, но в то же время предоставляет им максимальную свободу. Методики ДО менее подвержены произволу педагогического состава, непрофессиональному поведению и отсутствию объективности в учебном процессе.
Дистанционное обучение, безусловно, способствует реализации прав человека на образование, что
является острейшей проблемой для большинства развивающихся регионов, в том числе стран арабского мира (особенно для большинства женщин во многих арабских странах).
Арабским миром принято обобщенно называть арабские страны Ближнего Востока и Северной Африки, а также входящие в Лигу арабских государств страны Восточной Африки, имеющие арабский язык в качестве одного из официальных. Арабский мир включает 23 страны с суммарным населением около 350 млн человек и общей площадью приблизительно 13 млн кв. км, что определяет его второй по площади после России геолингвистической единицей в мире [2].
Проблемы внедрения и освоения ДО в арабских странах интереснее и значимей рассматривать на примерах стран с низким ВВП (Gross domestic product - GDP), таких как Йеменская Республика (ЙР) (рис. 1). Йемен занимает 173 место в мире по уровню ВВП на душу населения, это одна из беднейших арабских стран.
1 Кинаш Николай Александрович, аспирант кафедры технологий машиностроения, e-mail: [email protected] Kinash Nikolai, Postgraduate of the Department of Mechanical Engineering Technologies, e-mail: [email protected]
2Наджи Абду Ахмад Али, аспирант кафедры технологий машиностроения, тел.: 89643526296, e-mail: [email protected] Naji Abdu Ahmed Ali, Postgraduate of the Department of Mechanical Engineering Technologies, tel.: 89643526296, e-mail: [email protected]
3Труфанов Андрей Иванович, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры технологий машиностроения, действительный член Международной академии информатизации, e-mail: [email protected]
Trufanov Andrei, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of Mechanical Engineering Technologies, Full Member of the International Informatization Academy, e-mail: [email protected] "Тихомиров Алексей Анатольевич, доктор экономических наук, вице-президент, e-mail: [email protected] Tikhomirov Aleksei, Doctor of Economics, Vice-President of the International Informatization Academy, e-mail: [email protected]
Рис. 1. Карта Йеменской Республики
По историческим данным система образования в Йемене начала складываться лишь в начале 20-х годов XX века. До 1917 года существовали школы, находившиеся при мечетях, где параллельно с религиозными предметами изучались основы арифметики, география и иностранные языки. После революции 1962 г. было построено значительное число школ, техникумов, институтов и университетов. В настоящее время численность выпускников средних школ в Йемене ежегодно достигает 200 тыс., однако, университеты принимают не более 40 тыс. студентов [1]. Обращение к ДО возникло в результате попыток значительно улучшить образование населения и снизить уровень неграмотности, поскольку именно эта система сможет охватить еще десятки тысяч граждан, дав им возможность получить высшее образование.
Правительство Йеменской Республики стремится использовать опыт других стран во всех областях жизнедеятельности, особенно в области науки, что дает обществу возможность выявить новые подходы к решению ряда острых проблем в той или иной области. Правительство внимательно изучает положительные и отрицательные результаты деятельности иных государств, проводит анализ различных форм образования во многих странах мира и нацелено на освоение наиболее подходящих и эффективных. Использование опыта других стран в области ДО позволяет исключить повторение ошибок. В основе внедрения такого опыта лежит эксперимент по объединению дистанционного обучения с традиционным очным. В этих целях Министерством образования и высшего образования (МОиВО) ЙР планировалось открытие центров дистанционного обучения, организация компьютерных курсов в старших классах и создание электронных ресурсов школьных библиотек и превращении их в некие образовательные центры, а также подготовка около 1000 будущих школьных преподавателей информатики. Однако выделяемые с 2005 года на
эти цели средства по настоящее время так и не были освоены. В то же время повышение квалификации преподавательских кадров крайне необходимо, так как, к сожалению, большинству йеменских преподавателей знакомы лишь простые инструменты, используемые в учебном процессе, такие как телевизор, фотоаппарат, слайд-проектор и меловая доска.
Конечно, развитие новых способов обучения неразрывно связано с изменениями в политике, идеологии, экономике, социальной и духовной жизни общества, с одной стороны, а с другой - стимулируется развитием и внедрением информационных и коммуникационных технологий. С учетом этого Правительство ЙР сформулировало национальную политику по внедрению дистанционного образования в различных университетах страны. Сегодня эта политика нуждается в её активном воплощении в жизнь через развитие и внедрение социальных и технологических инструментов, что в свою очередь требует ясного понимания сфер применения этих инструментов.
На сегодняшний день технические возможности (высокая скорость передачи данных по сетям, программное обеспечение (ПО) для видео- и аудиотранс-ляций и т.д.) позволяют внедрить большинство моделей дистанционного образования. Перед обучаемыми открываются новые возможности: поступление в ранее недоступные учебные заведения, изучение конкретных отдельных курсов (модулей), низкая по сравнению с традиционным образованием стоимость обучения. Но поскольку национальные системы дистанционного образования в ЙР отсутствуют, остро встает вопрос их разработки с учетом специфики страны: географического положения, культурных традиций, уровня владения ПК населения. Также важен вопрос подготовки квалифицированных кадров (педагогов, тьюторов, системных администраторов, разработчиков необходимых курсов).
Одним из эффективных современных приемов ис-
следования сложных систем является их описание в рамках теории комплексных сетей. Используя подход, изложенный в [7], авторами настоящей работы рассматривались три компоненты сетевых моделей системы дистанционного образования в Йемене: социальная, технологическая и композитная, объединяющая две первых.
В содержательной части модели социальной сети ДО предполагается задействовать около 20 педагогов, большая часть которых территориально сосредоточена в центре-организаторе. Остальные могут работать удаленно, находясь в любом уголке страны [3]. Каждый из педагогов напрямую связан с организатором, а каждый обучаемый связан со всеми преподавателями (рис. 2). Общее число дисциплин планируется в количестве 20-25. Численность студентов будет достигать 200-400 человек в год.
онного образования [4]) и Сегг^ (образовательно-научная сеть Китая, крупнейшая в мире).
Рис. 2. Социальная сеть
Исследования технологических сетей позволяют не только оптимизировать технические решения, но и провести анализ уязвимости системы с точки зрения информационной безопасности, например, при изучении такого параметра, как скорость распространения вредоносного ПО. Топология технологической сети (ТС) в планируемой системе ДО не отличается от стандартной (рис. 3). При проработке ТС авторами использовались типовые характерные элементы таких сетей, как Abilene Network (экспериментальная высокоскоростная сеть, объединяющая более 230 американских университетов с виртуальными лабораториями, электронными библиотеками и курсами дистанци-
Рис. 3. Технологическая сеть
Перспективные сетевые теории оперируют не только с одиночными изолированными сетями, но и с их комбинациями. Поскольку общепринятой терминологии для последних не существует, разные авторы называют подобные объекты композитными, многослойными, взаимозависимыми, мультиплексными (мультиплексы). В основном предлагается модель, проводящая четкое разделение взаимодействия узлов в таких мультиплексах: связность (взаимодействие узлов внутри сети), зависимость (взаимодействие между узлами различных сетей). Композитная сеть позволяет отследить взаимосвязи социальной и технологической сетей (рис. 4).
В последние один-два года проявился особый интерес исследователей к вопросу о взаимовлиянии различных сетей друг на друга с точки зрения их типологической устойчивости и безопасности. Так, в [8] рассматриваются регулярные зависимые друг от друга решетки, представляющие собой вариант технологических сетей (например, компьютерная + электрическая), при этом введены пространственные ограничения на взаимовлияние. Примечательно, что в такой модели отказ узла в какой-либо из сетей (А или В) ведет к отказу парного ему узла из взаимозависимой решетки.
Рис. 4. Композитная сеть
Рис. 5. Модель стволовой сети дистанционного образования Йеменской республики
В данной работе в качестве основы для построения сетевой модели с учетом взаимовлияния её компонент использовались стволовые сети (или С1М1_ [5]) (рис. 5). Отметим, что, во-первых, социальные сети можно представить как мультиструктуру [7] из нескольких взаимозависимых сетей, в которых участвует индивидуум и которые могут быть отнесены к различным слоям С1М1_. Во-вторых, для анализа социальной составляющей применяется рефлексивный подход, который автоматически учитывается в стволовых сетях: каждый ствол социальной сети является «сознательным» автором-исследователем, рефлексия реализуется через связи между узлами разных стволов одного слоя (горизонтальные связи), а также узлами одного и того же ствола (вертикальные связи). Рефлексия, согласно В. Лефевру, - это способность встать в позицию «наблюдателя», «исследователя» или «контролера» по отношению к другому «персонажу», его действиям и мыслям. В этом смысле рефлексивные процессы рассматриваются как обособленный феномен, представляющий специфику взаимоотношений «объектов-исследователей». Учет рефлексивных процессов в рассматриваемых нами сетевых представлениях глубже раскрывает взаимодействие социального и технологического компонентов, ориентируя на новые подходы и модели построения дистанционного образования. Так, межслоевую рефлексию в сетях можно трактовать как непосредственную реакцию в одной из них на изменения в другой, например, если в качестве средства связи между преподавателем и студентом используется традиционная почта, в качестве технологического слоя стволовой сети, то социальный слой будет выглядеть одним образом, и совершенно другим, если для связи используется Интернет. С другой стороны, новые взаимодействия в социальном компоненте стволовой сети могут требовать внедрения новых технических решений: соответствующих мощностей, средств связи и т.д., что стимулирует изменение технологической состав-
ляющей сети.
Следует подчеркнуть, что предложенный сетевой подход позволит разработать способы объективной оценки систем дистанционного образования, используя расчет сетевых метрик. Стволовая модель системы ДО также дает возможность обратиться к проблеме структурной надежности и устойчивости этой системы. С помощью известных математических приемов можно рассчитать наиболее важные узлы сети, вывод из строя которых приведет к краху всей системы, следовательно, необходимо задуматься о защите этих элементов. Говоря об уязвимости узлов, речь идет не только о террористических актах, беспорядках и общественных волнениях, но также и о природных катаклизмах и вмешательствах других стран в суверенные дела государства. Таким образом, за счет внимания к данной сетевой модели дистанционного образования как части модели общества можно прогнозировать и проводить действия направленные на укрепление социальной стабильности.
В целом модель стволовых сетей представляется новым эффективным средством изучения социальной составляющей дистанционного образования. Модель в простой форме наглядно демонстрирует основные виды взаимодействия в системе (социальные, технологические сети, их взаимосвязи и т.д.), а также предоставляет ряд возможностей для оценки надежности, безопасности и прогнозирования развития систем ДО. Рефлексивный взгляд проясняет понимание взаимовлияния технологической и социальной составляющих дистанционного образования.
Разработанную авторами модель предполагается внедрить в Йемене при финансовой поддержке международных организаций. Осмысленное с помощью современных научных подходов внедрение дистанционного образования в Йеменской Республике и других странах Арабского Востока будет способствовать социальной стабильности и экономическому процветанию этого сложного региона.
Библиографический список
1. Бааббад А.Х. Философия образования в Йемене и политика Йемена. 2005. 25 с.
2. Арабский мир. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E5%F4%EB%E5%EA%F1 %E 8%FF
3. Густерин П.В. Йеменская Республика и её города: монография. М.: Международные отношения, 2006. 232 с.
4. Абилин (компьютерная сеть). Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%E1 %E8%EB%E8%ED_(%EA %EE%EC%EF%FC%FE%F2%E5%F0%ED%E0%FF_%F1%E5 %F2%FC)
5. Тихомиров А.А, Труфанов А.И., Носырева Л.Л., Носырева
Е.В. Математическое описание стволовых сетей: труды XVII Байкальской всерос. конф. Иркутск, 2012. Т. 3. С. 149-153.
6. Gomez-Gardenes J., Reinares I., Arenas A., Floria L.M. Evolution of Cooperation in Multiplex Networks. Sci Rep. 2012. № 2. URL: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3431544/
7. Cheng H.K., Guo H. Computer Virus Propagation in a Network Organization: The Interplay between Social and Technological Networks. Florida, 2008.
8. Li W., Bashan А., Buldyrev S.V., Stanley H.E., Havlin S. Cascading Failures in Interdependent Lattice Networks: The Critical Role of the Length of Dependency Links. Physical Review Letters. 2012. PRL 108.
УДК 339.138
МАРКЕТИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ)
_ л о
© Ю.Е. Кошурникова1, Н.Я. Калюжнова2
Иркутский государственный университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1.
Статья посвящена применению концепции маркетинга взаимоотношений в туризме. Описаны основные результаты исследования отношений компаний, работающих на туристическом рынке Иркутской области, с клиентами, организациями-партнерами, другими компаниями, а также взаимоотношений внутри организации. Сделаны выводы о возможности развития маркетинга взаимоотношений в туриндустрии. Ил. 2. Табл. 6. Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: маркетинг; маркетинг взаимоотношений; лояльность клиентов; партнерские отношения; индустрия гостеприимства; туризм на Байкале; туризм Иркутской области.
INTERACTION MARKETING IN TOURISM INDUSTRY (BY EXAMPLE OF IRKUTSK REGION) Y.E. Koshurnikova, N.Y. Kalyuzhnova
Irkutsk state university,
1, K. Marx St., Irkutsk, Russia, 664074.
The article discusses the application of the concept of relationship marketing in tourism. Having studied the companies operating in the tourist market of the Irkutsk region it reports the key results in the field of their relationships with customers, partner organizations, other companies, as well as relationships within the company itself. A conclusion is made on the possibility of developing relationship marketing in the tourism industry. 2 figures. 6 tables. 6 sources.
Key words: marketing; relationship marketing; customer loyalty; partnership; hospitality industry; Baikal tourism; tourism in Irkutsk region.
В современных условиях ведения бизнеса успех компании на рынке во многом зависит от пересмотра базовых маркетинговых концепций и разработки новых подходов, ориентированных на формирование и поддержание долгосрочных взаимоотношений на различных уровнях: между фирмой и потребителем, фирмами и их бизнес-партнерами, другими организациями, а также взаимоотношений внутри организации.
Признание высокой ценности взаимоотношений компании с клиентами и партнерами является осно-
вой новой концепции маркетинга взаимоотношений. Длительные взаимоотношения становятся нематериальным активом компании и обеспечивают устойчивые конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе, возможность быстрого реагирования на внешние изменения. Акцент на взаимоотношениях обеспечивает ориентацию на индивидуализированные потребности, на ключевые компетенции как в партнерской сети, так и внутри компании, создает основу для обмена знаниями с партнерами, клиентами.
1 Кошурникова Юлия Евгеньевна, преподаватель кафедры экономической теории и управления, аспирант, тел.: (3952) 5374б9, 89025б98б49, e-mail: [email protected]
Koshurnikova Yuliya, Postgraduate, Lecturer of the Department of Economic Theory and Management, tel.: (3952) 5374б9, 89025б98б49, e-mail: [email protected]
2Калюжнова Надежда Яковлевна, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономической теории и управления, тел.: (3952) 242870, e-mail: [email protected]
Kalyuzhnova Nadezhda, Professor, Doctor of Economics, Head of the Department of Economic Theory and Management, tel.: (3952) 242870, e-mail: [email protected]