Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ПАНДЕМИИ COVID-19 В РОССИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В РАМКАХ «МИРОВОГО ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТА - 2021»'

СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ПАНДЕМИИ COVID-19 В РОССИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В РАМКАХ «МИРОВОГО ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТА - 2021» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
274
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COVID-19 / ОНЛАЙН-ОПРОС / ПАНДЕМИЯ / ПОЛИТИКА / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Батанина Ирина Александровна, Бродовская Елена Викторовна, Домбровская Анна Юрьевна, Парма Роман Васильевич

Представлены результаты Всероссийского опроса о социальном самочувствии граждан в условиях распространения пандемии COVID-19. Базовыми итогами служили выводы об изменениях россиян в потребительском поведении офлайн и онлайн, социальных ожиданиях, страхах и восприятии граждан всеобщей вакцинации как меры борьбы против пандемии COVID-19. Исследование показало доминирование среди россиян трех типов страхов: заражение коронавирусом родных и близких, собственная болезнь при неполучении необходимой медицинской помощи, падение доходов (ухудшение условий жизни) в условиях неконтролируемо распространяемой пандемии. Анализ опросной базы данных показал активизацию цифрового поведения граждан в условиях пандемии, что стало благоприятным фактором в развитии онлайн-ритейла. На фоне распространения вируса COVID-19 происходит изменение возрастной структуры российской национальной аудитории, постепенно преодолевается цифровой разрыв между поколениями. Пандемия выступила триггером вовлечения людей пожилого возраста в цифровое пространство. Кластерный анализ данных исследования позволил сегментировать россиян в три группы по отношению к пандемии и мерам по ее преодолению: ковид-пессимисты, наиболее пострадавшие от ограничений коронавируса и не приспособившиеся к жизни в условиях ковид-ограничений; ковид-оптимисты, успешно адаптировавшиеся к новым обстоятельствам в связи с распространением вируса COVID-19; ковид-реалисты, ориентированные на конструктивное преодоление негативных последствий ограничительных мер по пандемии. Проанализированы их социально-демографические, поведенческие характеристики, установлена специфика гражданской позиции представителей различных кластеров россиян. Показаны проявления радикализации Ковид-дискурса и характеристики его социальной базы - цифровой аудитории, генерирующей и поддерживающей деструктивные политические контексты в обсуждении мер против распространения пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND POLITICAL EFFECTS OF THE COVID-19 PANDEMIC IN RUSSIA: RESULTS OF A STUDY WITHIN THE FRAMEWORK OF THE ''WORLD INTERNET PROJECT - 2021”

The results of the All-Russian survey on the social well-being of citizens in the context of the spread of the COVID-19 pandemic are presented. The baseline results were conclusions about changes in Russians 'offline and online consumer behavior, social expectations, fears and citizens' perception of universal vaccination as a measure to combat the COVID-19 pandemic. The study showed that three types of fears prevail among Russians: coronavirus infection of relatives and friends, their own illness when they do not receive the necessary medical care, and a drop in income (worsening living conditions) amid an uncontrollably spreading pandemic. The analysis of the survey database showed the activation of digital behavior of citizens in the context of the pandemic, which became a favorable factor in the development of online retail. Against the background of the spread of the COVID-19 virus, the age structure of the Russian national audience is changing, and the digital gap between generations is gradually being bridged. The pandemic triggered the involvement of older people in the digital space. Cluster analysis of the research data made it possible to segment Russians into three groups in relation to the pandemic and measures to overcome it: covid-pessimists, who suffered the most from the restrictions of the corona virus and did not adapt to life under conditions of covid-restrictions; covid-optimists who have successfully adapted to new circumstances in connection with the spread of the COVID-19 virus; covid-realists focused on constructively overcoming the negative consequences of restrictive pandemic measures. Their socio-demographic and behavioral characteristics have been analyzed, and the specificity of the civic position of representatives of various clusters of Russians has been established.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ПАНДЕМИИ COVID-19 В РОССИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В РАМКАХ «МИРОВОГО ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТА - 2021»»

ЭКОЛОГИЯ

УДК 323 DOI 10.46689/2218-5194-2021-4-1-3-13

СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ПАНДЕМИИ СОУГО-19 В РОССИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В РАМКАХ «МИРОВОГО ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТА - 2021»

И.А. Батанина, Е.В. Бродовская, А.Ю. Домбровская, Р.В. Парма

Представлены результаты Всероссийского опроса о социальном самочувствии граждан в условиях распространения пандемии COVID-19. Базовыми итогами служили выводы об изменениях россиян в потребительском поведении офлайн и онлайн, социальных ожиданиях, страхах и восприятии граждан всеобщей вакцинации как меры борьбы против пандемии СОУЮ-19. Исследование показало доминирование среди россиян трех типов страхов: заражение коронавирусом родных и близких, собственная болезнь при неполучении необходимой медицинской помощи, падение доходов (ухудшение условий жизни) в условиях неконтролируемо распространяемой пандемии. Анализ опросной базы данных показал активизацию цифрового поведения граждан в условиях пандемии, что стало благоприятным фактором в развитии онлайн-ритейла. На фоне распространения вируса СОУЮ-19 происходит изменение возрастной структуры российской национальной аудитории, постепенно преодолевается цифровой разрыв между поколениями. Пандемия выступила триггером вовлечения людей пожилого возраста в цифровое пространство. Кластерный анализ данных исследования позволил сегментировать россиян в три группы по отношению к пандемии и мерам по ее преодолению: ковид-пессимисты, наиболее пострадавшие от ограничений коро-навируса и не приспособившиеся к жизни в условиях ковид-ограничений; ковид-оптимисты, успешно адаптировавшиеся к новым обстоятельствам в связи с распространением вируса СОУЮ-19; ковид-реалисты, ориентированные на конструктивное преодоление негативных последствий ограничительных мер по пандемии. Проанализированы их социально-демографические, поведенческие характеристики, установлена специфика гражданской позиции представителей различных кластеров россиян. Показаны проявления радикализации Ковид-дискурса и характеристики его социальной базы - цифровой аудитории, генерирующей и поддерживающей деструктивные политические контексты в обсуждении мер против распространения пандемии.

Ключевые слова: СОУЮ-19, онлайн-опрос, пандемия, политика, общество.

Пандемия СОУГО-19 оказала беспрецедентное влияние на повседневную жизнь общества и простимулировала изменение моделей социального поведения граждан. Растущее из-за социальной неопределенности эмоциональное давление привело к повышению тревожности в российском обществе, беспокойства и неуверенности, и во многих случаях - к политическим эффектам «пандемической реальности», заключающимся в росте критической оценки действий власти.

Адаптация граждан к новой действительности («Ковид-реальности») привела к возникновению в академической и обывательской средах словосочетания «Пандемический образ жизни», характеризующегося массой социальных ограничений, новых общественных правил и норм, требующих оценки с точки зрения воздействия на социальное самочувствие россиян, а также измерения социальных и политических последствий «пандемической реальности».

Помимо прочего, пандемия усилила разногласия между общностями и обострила проблему социального неравенства. В этих условиях цифровое пространство становится частью механизма компенсации социального расслоения, неудовлетворенности ограничениями и прочими лимитами «пандемического образа жизни» россиян. Во время пандемии увеличилась интенсивность присутствия российских Интернет-пользователей в цифровой среде, произошел максимальный перенос профессиональной, финансовой, социальной и политической активности в цифровое пространство.

Переход к работе в дистанте и онлайн-обучению имел каскадный эффект в других областях: резкий рост онлайн-торговли, доставки продуктов на дом, оказание социокультурных и досуговых услуг в цифровом режиме. Большие изменения происходят и в гражданско-политической активности россиян: осваиваются и апробируются модели выражения политических установок онлайн в формате поддержки/критики партий, по-разному конструирующих проблему ограничительных мер, а также демонстрации гражданской позиции в отношении всеобщей вакцинации.

Все перечисленные и многие другие обстоятельства требуют научного осмысления и оценки с позиций их воздействия на социальные установки и поведение граждан РФ. При этом на данный момент нельзя говорить об окончании пандемии и измерении ее итоговых последствий, эффектов для онлайн- и офлайн-пространства. В данной работе предпринимается попытка осуществить промежуточную оценку социальных и политических эффектов пандемии в России.

Теоретическая основа исследования

Актуальные исследования пандемии СОУГО-19 концентрируются на анализе ее политических, социальных, психологических, поведенческих эффектов. Дж. Блумер и С. Колеман переосмысливают идеи гражданского

общества под влиянием глобального кризиса пандемии [1]. Согласно И. Борбату, пандемия мобилизовала существующие практики солидарности в форме как гражданского, так и политического участия [2]. К. Ватерлус анализирует, в какой степени местная социальная интеграция онлайн и офлайн способствует гражданскому участию [3]. Т. Флу обращает внимание на кризис доверия в период пандемии, выраженный в росте популизма и снижении авторитета социальных, экономических, политических институтов и средств массовой информации [4]. Исследователи отмечают, что COVID-19 стал активатором и ускорителем существующих тенденций насильственного экстремизма [5].

Часть авторов называют СОУГО-19 «цифровой пандемией», в которой «напряжение и хаос» распространяются быстрее, чем сам вирус [6].

В настоящее время преобладающие мифы, связанные с инфекцией СОУГО-19, можно разделить на следующие группы: связанные с распространением инфекции, источником распространения инфекции, мерами профилактики и лечения. Все эти мифы имеют большое значение для общественного мнения и распространения болезней [7]. По словам Деблин Роу и Криттикка Синха, когнитивные отношения во время пандемии связаны с фреймами. Чрезмерная уверенность людей в своем здоровье, системе здравоохранения и религиозных убеждениях мешает гражданам серьезно относиться к государственной политике и позволяет им бросать вызов [8].

Вопрос исследования: в какой степени триггеры пандемии СОУГО-19 повлияли на общественные настроения и политическую активность москвичей? Мы исходим из того, что пандемия стала триггером, своеобразным «триггером», который актуализировал протестный потенциал россиян, впервые с 90-х годов XX века оказавшихся в ситуации массовой принудительной адаптации. Благодаря цифровым коммуникационным технологиям у оппозиционеров возникли критические политические дискурсы в контексте пандемии, которые оказались востребованы частью российских пользователей - «ковид-пессимистами» (см. результаты кластерного анализа ниже).

Методология и методы исследования

Методология исследования опирается на следующие подходы:

- социологическую версию нового институционализма, фокусированного на взаимосвязи между государством и обществом и обеспечившего анализ моделей интеракции между формальным и неформальным в реализации социальных норм;.

- социальный конструкционизм в дискурсивно-психологической версии, позволивший рассмотреть цифровое пространство как среду конструирования дискурсного действия, обусловленного институциональными, коммуникативными и риторическими контекстами.

Базовым методом сбора информации служил Всероссийский опрос об отношении граждан к жизни в условиях распространения пандемии COVID-19. Опрос проведен в формате онлайн-анкетирования. Выборочную совокупность составили 600 россиян, репрезентация обеспечивалась по признакам гендерной, возрастной и территориальной принадлежности. Инструментарий опроса содержал такие содержательные модули: социальные ожидания/страхи граждан во время пандемии, поведенческие изменения в трудовой, образовательной, досуговой, коммуникационной активности, отношение к вакцинации от COVID-19 и оценка работы органов власти по обеспечению безопасности граждан во время распространения вируса COVID-19.

В основе инструментария исследования - методика Мирового Интернет-проекта (https://www.worldinternetproject.com/) - международной организации, состоящей из 50 национальных исследовательских коллективов 1, изучающих социальные и политические эффекты Интернет-коммуникации по единой методологии. В течение 2020 - 2021 гг. партнеры Мирового Интернет-проекта (российское представительство обеспечено соавторским коллективом настоящей статьи) разработали инструментарий массового онлайн-опроса об общественных последствиях распространения пандемии. Данная анкета используется в рамках проводимого авторами исследования.

База опроса была обработана в программе SPSS Statistics 26.0 с применением осевого, кросс-табуляционного, корреляционного и кластерного видов анализа.

Дополнительным методом исследования выступила автоматизированная социально-медийная аналитика (с применением сервиса для мониторинга социальных медиа IQBuzz), направленная на оценку веса и динамики информационного потока о ковиде и ограничительсных мерах в социальных медиа Рунета (массив аккумулированных сообщений -100 000 документов; глубина: период с 1 по 30 сентября 2021 года, охват -10 наиболее популярных блогохостингов и социальных сетей).

Основные опасения россиян в связи с пандемией в 2021 году

Согласно данным опроса достаточно существенная доля россиян соглашается с наличием у них страха заразиться коронавирусом и с тем, что больницы не смогут создать надлежащие условия для обеспечения излечения их от вируса (рис. 1).

Моя работа может перестать существовать в случае продолжения пандемии (или после ее окончания)

Пандемия коронавируса выйдет из-под Я обеспокоен тем. что уровень моей жизнь

контроля через несколько месяцев л [- снизится

14,5 _

30 33,2 21<

Меня беспокоит, что я или важные для меня | I «¿Аг^ Л потеряю большею часть собственных

люди заразятся коронавирусом сбережений

Мне потратить липшие деньги. чтоЬы Я обеспокоен тем. что в моей местной

приспособиться к новым жизненным больнице нет надлежащих помещений или

обстоятельствам условий для лечения коронавируса

Согласие

Рис. 1. Распределение позитивных ответов россиян на вопрос «В какой степени Вы согласны со следующими утверждениями ?» (личные страхи и убеждения, первая часть), %

Существенная часть россиян опасается снижения уровня жизни из-за ограничений по ковиду. Существенная часть россиян боится, что не сможет бороться с коронавирусом, если заразится им или не сможет получить медикаменты.

Трансформации поведенческой модели россиян во время пандемии

На рис. 2 представлены данные об изменениях, которые произошли в период пандемии у россиян в сфере отдыха и развлечений. Респонденты отметили, что во время пандемии и особенно в период ограничений по нераспространению вируса стали значительно чаще осуществлять видеозвонки, использовать социальные медиа, такие как Фейсбук, Инстаграм и др. Также произошел рост интенсивности просмотра различного вида развлекательного видео-контента, а также использования Интернет. При этом значительно меньшим числом респондентом отмечается рост просмотра ТВ.

Говоря о потребительском поведении россиян во время пандемии, отметим, что 21,2 % респондентов отмечают инфекционную опасность похода в продуктовый магазин, а 11,6 % опрошенных говорят о наличии дефицита необходимых продуктов в период наиболее строгих ограничений.

Рис. 2. Распределение позитивных ответов россиян на вопрос «В какой степени Вы согласны со следующими утверждениями ?» (изменения в поведении россиян в сфере отдыха и развлечения), %

Отношение россиян к обязательной вакцинации сотрудников сферы

услуг

Установки россиян в отношении идеи обязательной вакцинации для сотрудников сферы услуг свидетельствуют о наличии раскола в обществе на две примерно равные группы с противоположными позициями относительно идеи обязательной вакцинации. Суммарно 40,6 % опрошенных в той или иной степени согласны с необходимостью вакцинации и чуть больше респондентов относятся к числу антипрививочников (43,8 %). При этом шестая доля участников исследования (15,5 %) еще не определилась с отношением к вакцинации. Наиболее высокий уровень корреляции выявлен между установкой россиян по отношению к обязательной вакцинации и возрастом опрошенных (коэффициент корреляции по Пирсону равен 0,177). Корреляция означает, что, чем старше россияне, тем более позитивно относятся к вакцинации, и, наоборот, молодежь в наибольшей степени критикует идею обязательной вакцинации.

Кластеры россиян по типу восприятия жизни в период ограничений из-за нераспространения коронавируса

Кластерный анализ показал наличие трех сегментов российских граждан, по-разному относящихся к пандемии и жизни в условиях ее распространения.

Первый кластер ("Ковид-пессимисты" - 22,8 %). Их черты: низкий уровень жизни, страх потерять работу, небольшие из имеющихся сбережения, страх еще большего снижения качества жизни из-за пандемии (средний возраст кластера - 64 года, чаще - мужчины, значительная часть -пенсионеры, низкоквалифицированные и низкооплачиваемые рабочие), выступают против вакцинации, не доверяют Правительству.

Второй кластер ("Ковид-реалисты" - 47,8 %). Их черты: средний уровень озабоченности пандемией и ее последствиями, адекватно оценивают и плюсы, и минусы ковида и ограничений. Не испытывают сильных финансовых потрясений из-за пандемии, нейтральны к политике вакцинации (средний возраст кластера - 44 года), чаще - женщины, принадлежат к базовому слою (сфера школьного образования, услуг, транспорт, студенты).

Третий кластер ("Ковид-оптимисты" - 29,4 %). Их черты: абсолютно уверены в стабильности своего материального положения и сохранения рабочего места при любом течении пандемии, не волнуются о снижении стандартов жизни в результате ограничений по ковиду. Позитивно относятся к политике вакцинации (средний возраст кластера - 31 год, чаще -женщины, часто - специалисты, перешедшие на удаленную работу без потери в объеме з/п, представители бизнеса, выигравшие на пандемии). Имеют довольно высокий уровень жизни, часто посещают рестораны, путешествуют (что может объяснять позитив ко всеобщей вакцинации).

При интенсификации Интернет-активности россиян в условиях пандемии важным направлением исследования служит анализ представленности темы ограничений по нераспространению коронавируса в политическом контексте как триггер, используемый оппозиционными силами во время выборов в Государственную Думу в сентябре 2021 года. Согласно данным автоматизированной социально-медийной аналитики в предвыборный (с 1 по 16 сентября) период в 10 наиболее популярных блогохо-стингах и социальных сетях зафиксированы 7317 постов, радикализирующих дискурс ограничительных мер по Ковиду (рис 3). Данный показатель составил 7,3 % из числа постов с наиболее радикальной риторикой в социальных медиа Рунета в избирательный период.

Отметим, что поисковые запросы, на которых основана выгрузка показанного на рис. 3 социально-медийного потока, подразумевала слова и словосочетания, присутствие которых в постах/прочих материалах означает попытку онлайн-сетевых лидеров представить ограничительные меры как «способ взять под контроль население и осуществить передел зон влияния». Стратегия цифровых оппозиционных акторов состояла в формировании и поддержании остроты темы ковид-ограничений в предвыборный период (для привлечения голосов тех граждан, кто не осознает важности ограничительных мер) и развитии установок недоверия к результатам выборов.

Время

• http://vk.com, • http://www,odrtoklassniki, ru/, • http://Uvejournal, com,

• http://www,yaplakal.com/forum, »http://www,u-mama,ru/forum,

• http://prodota.ru/forum/, •http://www.inosmi.ru, •http://yarportal,ru,

• http://forum.na-svyazi.ru, ■http://forum.onliner,by,

Рис. 3. Динамика информационного потока в социальных медиа Рунета

в период с 1 по 16 сентября 2021 года

Сопоставление опросных и киберметрических данных свидетельствует о наличии широкого политического эффекта пандемии, заключающегося в стимулировании условий для проявления неконвенциональных установок части российского общества в отношении ограничительных мер, а также радикализации в определенных сегментах Рунета пандемического контекста.

Заключение

Таким образом, можно выделить основные социально-политические эффекты пандемии COVID-19:

- наибольшие опасения и страхи россиян во время пандемии - это риск не получить своевременную медицинскую помощь в случае заболевания ковидом и возможное снижение доходов. Эти опасения наиболее характерны для россиян в среднем и старшем возрастах, занимающихся неквалифицированным трудом и имеющих невысокую заработную плату;

- потребительское поведение россиян в онлайн несколько активизировалось, однако и до пандемии покупки через цифровые каналы были освоены солидной долей россиян;

- россияне разделились на две примерно равные части по отношению к вакцинации. Факторами этого разделения служат возраст и доход граждан. Чем старше и чем более материально благополучны россияне, тем более позитивное отношение к вакцинации и, наоборот, чем моложе и

беднее, тем более выражены оппозиционные установки по отношению к вакцинации;

- кластеризация россиян по типу восприятия жизни в условиях пандемии свидетельствует о наличии существенной части российских граждан (22,8 %), которые тяжело переживают опыт ковидных ограничений, испытывают пессимизм, неудовлетворительное социальное самочувствие. Эта часть российского общества наиболее сензитивна к неконвенциональной риторике оппозиционных сил, эксплуатирующих тему ограничений по нераспространению пандемии с позиций ущемления прав личности. Существование кластера «Ковидных пессимистов» усиливает угрозу превращения пандемии в мощный политический триггер, этот тип россиян -таргетная группа для повышения неконвенциональной оппозиционной активности;

- пандемическая тема стала мощным триггером радикализации Рунета, а также инструментом манипулирования общественным сознанием в цифровом пространстве, вовлеченность в которое россиян чрезвычайно усилилась в период коронавируса.

Задачи укрепления общественной консолидированности российского общества диктуют необходимость купирования негативных последствий пандемии для наиболее уязвимых категорий населения и молодежи как целевой аудитории деконструктивной риторики оппозиционных акторов, нацеленных на социальную дезинтеграцию, раскол российского общества.

Исследование поддержано грантом РФФИ и ЭИСИ «Цифровые сетевые структуры радикальной оппозиции в России» (№ 21-011-31161 опн) на 2021 год.

Список литературы

1. Blumler J., Coleman S. After the Crisis, A "New Normal" for Democratic Citizenship? // Javnost - The Public. 2021. V. 28. №1. P. 3-19.

2. Borbath E., Hunger S., Hutter S., Oana I.-E. Civic and Political Engagement during the Multifaceted COVID-19 Crisis // Swiss Polit Sci Rev. 2021. №27. P. 311-324.

3. Tackling COVID-19 from below: civic participation among online neighbourhood network users during the COVID-19 pandemic / C. Waeterloos, J. De Meulenaere, M. Walrave, K. Ponnet // Online Information Review. 2021. V. 45 № 4. P. 777-794.

4. Flew T. The Global Trust Deficit Disorder: A Communications Perspective on Trust in the Time of Global Pandemics // Journal of Communication. 2021. V. 71. №2. P. 163-186.

5. Pantucci R. Mapping the One-Year Impact of COVID-19 on Violent Extremism // Counter Terrorist Trends and Analyses. 2021. №13(2). P. 1-9.

6. Rajkumar R.P. COVID-19 and mental health: A review of the existing literature // Asian Journal of Psychiatry. 2020. №52. P. 102066.

7. Banerjee D., Rao, T.S., Kallivayalil R.A., Javed A. Revisiting 'The Plague' by Camus: Shaping the 'social absurdity' of the COVID-19 Pandemic // Asian Journal of Psychiatry. 2020. №54. P. 102291.

8. Roy D., Sinha K. Cognitive biases operating behind the rejection of government safety advisories during COVID19 Pandemic // Asian Journal of Psychiatry. 2020. №51. P. 102048.

Батанина Ирина Александровна, д-р полит. наук, зав. кафедрой, batanina@,mail. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Бродовская Елена Викторовна, д-р полит. наук, директор Центра политических исследований, профессор Департамента политологии, brodovskaya@inbox. ru, Россия, Москва, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

Домбровская Анна Юрьевна, д-р социол. наук, профессор Департамента политологии, главный научный сотрудник Центра политических исследований, an-doc@yandex.ru, Россия, Москва, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

Парма Роман Васильевич, канд. полит. наук, доц., зам. руководителя Департамента политологии, rvparma@,mail. ru, Россия, Москва, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

SOCIAL AND POLITICAL EFFECTS OF THE COVID-19 PANDEMIC IN RUSSIA: RESULTS OF A STUDY WITHIN THE FRAMEWORK OF THE "WORLD INTERNET PROJECT - 2021"

E.A. Batanina, E. V. Brodovskaya, A. Y. Dombrovskaya, R V. Parma

The results of the All-Russian survey on the social well-being of citizens in the context of the spread of the COVID-19 pandemic are presented. The baseline results were conclusions about changes in Russians 'offline and online consumer behavior, social expectations, fears and citizens' perception of universal vaccination as a measure to combat the COVID-19 pandemic. The study showed that three types of fears prevail among Russians: coronavirus infection of relatives and friends, their own illness when they do not receive the necessary medical care, and a drop in income (worsening living conditions) amid an uncontrollably spreading pandemic. The analysis of the survey database showed the activation of digital behavior of citizens in the context of the pandemic, which became a favorable factor in the development of online retail. Against the background of the spread of the COVID-19 virus, the age structure of the Russian national audience is changing, and the digital gap between generations is gradually being bridged. The pandemic triggered the involvement of older people in the digital space. Cluster analysis of the research data made it possible to segment Russians into three groups in relation to the pandemic and measures to overcome it: covid-pessimists, who suffered the most from the restrictions of the corona virus and did not adapt to life under conditions of covid-restrictions; covid-optimists who have successfully adapted to new circumstances in connection with the spread of the COVID-19 virus; covid-realists focused on constructively overcoming the negative consequences of restrictive pan-

demic measures. Their socio-demographic and behavioral characteristics have been analyzed, and the specificity of the civic position of representatives of various clusters of Russians has been established.

Key words: COVID-19, online survey, pandemic, politics, society.

Batanina Irina Alexandrovna, doctor of political sciences, head of the chair, batanina@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Brodovskaya Elena Viktorovna, doctor of political sciences, professor, director of The Center for Political Studies, brodovskayaainbox. ru, Russia, Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation,

Dombrovskaya Anna Yuryevna, doctor of social sciences, professor, chief researcher of The Center for Political Studies, an-doc'a yandex. ru, Russia, Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation,

Parma Roman Vasilyevich, candidate of political sciences, associate professor, deputy head of The Department of Political Science, rvparmaamail. ru, Russia, Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation

Reference

1. Blumler J., Coleman S. After the Crisis, A "New Normal" for Democratic Citizenship? // Javnost - The Public. 2021. V. 28. №1. P. 3-19.

2. Borbath E., Hunger S., Hutter S., Oana I.-E. Civic and Political Engagement during the Multifaceted COVID-19 Crisis // Swiss Polit Sci Rev. 2021. №27. P. 311-324.

3. Tackling COVID-19 from below: civic participation among online neighbourhood network users during the COVID-19 pandemic / C. Waeter-loos, J. De Meulenaere, M. Walrave, K. Ponnet // Online Information Re-view. 2021. V. 45 № 4. P. 777-794.

4. Flew T. The Global Trust Deficit Disorder: A Communications Perspective on Trust in the Time of Global Pandemics. // Journal of Com-munication. 2021. V. 71. №2. P. 163-186.

5. Pantucci R. Mapping the One-Year Impact of COVID-19 on Vio-lent Extremism // Counter Terrorist Trends and Analyses. 2021. №13(2). P. 1-9.

6. Rajkumar R.P. COVID-19 and mental health: A review of the ex-isting literature // Asian Journal of Psychiatry. 2020. №52. P. 102066.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Banerjee D., Rao, T.S., Kallivayalil R.A., Javed A. Revisiting 'The Plague' by Camus: Shaping the 'social absurdity' of the COVID-19 Pan-demic // Asian Journal of Psychiatry. 2020. №54. P. 102291.

8. Roy D., Sinha K. Cognitive biases operating behind the rejection of government safety advisories during COVID19 Pandemic // Asian Journal of Psychiatry. 2020. №51. P. 102048.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.