Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРУПЦИИ'

СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРУПЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
579
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сарычев А.В., Архипцев И.Н.

Следует признать, что осуществляемые в настоящее время российским государством меры по противодействию коррупции до сих пор еще не привели к положительным результатам в данной области. Приходится констатировать, что сегодня есть ряд ключевых проблем противодействия коррупции, которые теоретически не разработаны вообще или мало исследованы, а ряд вопросов, касающихся этой проблемы, остается дискуссионным, предложенное в литературе решение некоторых из них нельзя считать окончательным или должным образом обоснованным, на некоторые ключевые вопросы до сих пор ответа со стороны ученых не дано, отдельные вопросы не освещались даже в постановочном плане. Такое положение теоретической разработки проблемы отражается на формировании антикоррупционной политики, обосновании конкретных целей и основных направлений противодействия коррупции, практического осуществления правоохранительной деятельности в этой сфере. В настоящей работе авторы исследуют социальные и политические аспекты коррупционной преступности. Как полагают авторы, отправным моментом в деле противодействия коррупции является правильное понимание социальной и правовой сущности этого явления. Этот момент, несмотря на его теоретический аспект, является чрезвычайно важным для практической деятельности по противодействию коррупции, поскольку без понимания сущности коррупции невозможно определить реальные цели такого противодействия и адекватные средства их достижения. На нем основывается разработка и реализация стратегии противодействия коррупции. Авторы пришли к выводу, что коррупцию следует рассматривать не только (а точнее, не столько) с юридической точки зрения, но и как общесоциальную, политическую и экономическую проблему общества и государства. Исходя из этого, проблема противодействия коррупции - это проблема не только соответствующих правоохранительных органов, к компетенции которых закон относит предотвращение, выявление, расследование коррупционных проявлений и принятие по ним соответствующих решений (прокуратура, полиция, налоговая полиция, суд), но и других государственных органов, объединений граждан и др. Проблема противодействия коррупции - это прежде всего проблема политического руководства государства, которое определяет политику государства во всех сферах общественной жизни. Таким образом, проблема противодействия коррупции - это прежде всего проблема политическая, экономическая, общесоциальная, а только потом правовая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND POLITICAL ASPECTS OF CORRUPTION

It should be recognized that the measures currently being implemented by the Russian state to combat corruption have not yet led to positive results in this area. It has to be stated that today there are a number of key anti-corruption problems that have not been theoretically developed at all or little studied, and a number of issues related to this problem remain debatable, the solution proposed in the literature for some of them cannot be considered final or properly justified, some key questions have not yet been answered by scientists, some the issues were not covered even in the staging plan. This position of the theoretical development of the problem is reflected in the formation of anti-corruption policy, the justification of specific goals and main directions of combating corruption, the practical implementation of law enforcement activities in this area. In this paper, the authors investigate the social and political aspects of corruption crime. According to the authors, the starting point in the fight against corruption is the correct understanding of the social and legal essence of this phenomenon. This point, despite its theoretical aspect, is extremely important for practical anti-corruption activities, since without understanding the essence of corruption, it is impossible to determine the real goals of such counteraction and adequate means to achieve them. It is the basis for the development and implementation of the anti-corruption strategy. The authors came to the conclusion that corruption should be considered not only (or rather, not so much) as a legal, but also as a general social, political and economic problem of society and the state. Proceeding from this, the problem of combating corruption is a problem not only of the relevant law enforcement agencies, whose competence the law includes the prevention, detection, investigation of corruption manifestations and making appropriate decisions on them (prosecutor’s office, police, tax police, court), but also of other state bodies, associations of citizens, etc. The problem of combating corruption is, first of all, the problem of the political leadership of the state, which determines the policy of the state in all spheres of public life. Thus, the problem of countering corruption is primarily a political, economic, and general social problem, and only then a legal one.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРУПЦИИ»

СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРУПЦИИ

SOCIAL AND POLITICAL ASPECTS OF CORRUPTION

УДК 343

А.В. САРЫЧЕВ

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) w0773@yandex.ru

И.Н. АРХИПЦЕВ,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) ArhiptsevIN@yandex.ru

ALEXANDER V. SARYCHEV

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

IVAN N. ARKHIPTSEV,

Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: следует признать, что осуществляемые в настоящее время российским государством меры по противодействию коррупции до сих пор еще не привели к положительным результатам в данной области.

Приходится констатировать, что сегодня есть ряд ключевых проблем противодействия коррупции, которые теоретически не разработаны вообще или мало исследованы, а ряд вопросов, касающихся этой проблемы, остается дискуссионным, предложенное в литературе решение некоторых из них нельзя считать окончательным или должным образом обоснованным, на некоторые ключевые вопросы до сих пор ответа со стороны ученых не дано, отдельные вопросы не освещались даже в постановочном плане. Такое положение теоретической разработки проблемы отражается на формировании антикоррупционной политики, обосновании конкретных целей и основных направлений противодействия коррупции, практического осуществления правоохранительной деятельности в этой сфере.

В настоящей работе авторы исследуют социальные и политические аспекты коррупционной преступности. Как полагают авторы, отправным моментом в деле противодействия коррупции является правильное понимание социальной и правовой сущности этого явления. Этот момент, несмотря на его теоретический аспект, является чрезвычайно важным для практической деятельности по противодействию коррупции, поскольку без понимания сущности коррупции невозможно определить реальные цели такого противодействия и адекватные средства их достижения. На нем основывается разработка и реализация стратегии противодействия коррупции.

Авторы пришли к выводу, что коррупцию следует рассматривать не только (а точнее, не столько) с юридической точки зрения, но и как общесоциальную, политическую и экономическую проблему общества и государства. Исходя из этого, проблема противодействия коррупции - это проблема не только соответствующих правоохранительных органов, к компетенции которых закон относит предотвращение, выявление, расследование коррупционных проявлений и принятие по ним соответствующих решений (прокуратура, полиция, налоговая полиция, суд), но и других государственных органов, объединений граждан и др. Проблема противодействия коррупции - это прежде всего проблема политического руководства государства, которое определяет политику государства во всех сферах общественной жизни. Таким образом, проблема противодействия коррупции - это прежде всего проблема политическая, экономическая, общесоциальная, а только потом правовая.

Ключевые слова: коррупция, коррупционная преступность, социальные аспекты, политические аспекты, противодействие.

Для цитирования: Сарычев А.В., Архипцев И.Н. Социальные и политические аспекты коррупции // Проблемы правоохранительной деятельности. 2022. № 3. С. 33-36.

Abstract: it should be recognized that the measures currently being implemented by the Russian state to combat corruption have not yet led to positive results in this area.

It has to be stated that today there are a number of key anti-corruption problems that have not been theoretically developed at all or little studied, and a number of issues related to this problem remain debatable, the solution proposed in the literature for some of them cannot be considered final or properly justified, some key questions have not yet been answered by scientists, some the issues were not covered even in the staging plan. This position of the theoretical development of the problem is reflected in the formation of anti-corruption policy, the justification of specific goals and main directions of combating corruption, the practical implementation of law enforcement activities in this area.

In this paper, the authors investigate the social and political aspects of corruption crime. According to the authors, the starting point in the fight against corruption is the correct understanding of the social and legal essence of this phenomenon. This point, despite its theoretical aspect, is extremely important for practical anti-corruption activities, since without understanding the essence of corruption, it is impossible to determine the real goals of such counteraction and adequate means to achieve them. It is the basis for the development and implementation of the anti-corruption strategy.

The authors came to the conclusion that corruption should be considered not only (or rather, not so much) as a legal, but also as a general social, political and economic problem of society and the state. Proceeding from this, the problem of combating corruption is a problem not only of the relevant law enforcement agencies, whose competence the law includes the prevention, detection, investigation of corruption manifestations and making appropriate decisions on them (prosecutor's office, police, tax police, court), but also of other state bodies, associations of citizens, etc. The problem of combating corruption is, first of all, the problem of the political leadership of the state, which determines the policy of the state in all spheres of public life. Thus, the problem of countering corruption is primarily a political, economic, and general social problem, and only then a legal one.

Keywords: corruption, corruption crime, social aspects, political aspects, counteraction.

For citation: Sarychev A.V., Arkhiptsev I.N. Social and political aspects of corruption // Problems of Law Enforcement Activity. 2022. № 3. P. 33-36.

Коррупция является сложным социальным

аспектом жизни общества и любого современного государства.

В современной литературе имеется несколько подходов к пониманию данного явления, однако нами будет рассмотрено два основных.

Первый подход толкует понятие коррупции как социальное явление, порожденное социальными противоречиями общества и государства. В этом плане под коррупцией понимается не только совершение должностным лицом противоправных деяний, но и неправильное поведение с точки зрения морали, то есть «зло», которое присуще государству и системе в целом [1, с. 93].

Второй подход акцентируется на данной проблеме, с точки зрения права.

По сущности коррупцию стоит рассматривать как негативное социально-правовое явление, сопровождающее разложение вертикали власти и основ гражданского общества в целом. При этом Б.Б. Токарев отмечает, что данное явление способно постоянно воспроизводить себя посредством габитуса, что следует учитывать при разработке механизмов противодействия коррупции [2, с. 26].

Коррупция - это «прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения, про-

дажность, подкуп должностного лица, политического деятеля» [3, с. 120].

Данное определение рассматриваемого феномена выражает его социальный характер. Коррупция неразрывно связана с развитием всех институтов общества и государства.

Таким образом, коррупцию можно определить как сложное социальное противозаконное и аморальное явление, возникающее в процессе осуществления своих полномочий должностными лицами, противоправно использующими вверенные им обязанности с целью удовлетворения как личных интересов, так и интересов иных лиц, а также для сокрытия преступной деятельности.

Учитывая изложенное, можем сделать выводы, что коррупция - это явление, которое постоянно развивается, трансформируется, приспосабливаясь к условиям развития законодательства, общества и государства, при этом ее сущность и негативное влияние на психологию государственных служащих остаются неизменными.

Принято выделять три политических аспекта коррупции: политический, экономический и правовой [4, с. 814]. Первый вид заключается в том, что рассматриваемое явление проводится в кругу лиц, занимающих управляющие должности и это явление более опасно, в сравнении с тем, что коррупция будет происходить в медицинских учреждениях.

Более обширным термином является «политическая коррупция».

Данный термин можно условно разделить на четыре основных составляющих.

Первая составляющая - осуществление незаконных действий в сфере политики.

Вторая тесно связана с государственной практикой, может проявляться в легальной форме, однако не будет иметь этичный характер.

Третья составляющая сопряжена с конфликтом интересов у должностных лиц.

Четвертая имеет несколько основ (например, этическую и юридическую), относящихся к политическим действиям, которые не отвечают общественным интересам (лучшим примером является Уотергейтский скандал в США) [5, с. 228].

Это явление чаще всего происходит в государственных бюджетах. Сложность данного вида коррупции состоит в установлении мотивов совершения данных преступных деяний, так как большая часть противоправных действий выступает средством достижения политических целей [4, с. 814-815].

Проявление сущности данной коррупции можно отметить в том, что деяния лиц, ведущих преступный образ жизни, могут обеспечить сохранность власти или помочь достичь определенной цели. В данном процессе чаще всего, по мнению авторов, происходит борьба за власть в государственных структурах.

Некоторые ученые утверждают, что политическая коррупция «возникает только там, где политический порядок с его пониманием сущности государственных учреждений и разграничение между обязанностями учреждений и интересами их руководителей - что отражает особенности значительной части местной культуры - развалено личными или групповыми действиями, которые разрушают такое понимание и размывают эти различия» [6, с. 52].

По нашему мнению, политическая коррупция - это нарушение должностными лицами общественного доверия. Кроме того, она также является своеобразной нормой поведения, которую диктуют основами своего функционирования государственные и политические институты в условиях переходного периода общества Российской Федерации.

По оценкам авторитетных аналитических служб, политическая коррупция считается главной причиной политических кризисов в стране и препятствием для реализации шанса на осуществление внутренней модернизации и приближения к европейским стандартам. Признано, что наиболее уязвимыми к политической коррупции оказались органы, которые должны быть первыми в противодействии - суды и правоохранительные органы [7, с. 56].

Большинство ученых выделяют два вида политической коррупции: отклоняющее поведение, которое разделяют, в частности, на политический патронаж, клиентализм, «покупку голосов» и преступление, к которому относят подкуп.

К средствам противодействия политической коррупции прежде всего можно отнести повышение уровня профессионализма должностных лиц, ведь, учитывая определенные выводы, можно утверждать, что от уровня профессионализма зависит уровень добропорядочности, а соответственно, и уровень их политической культуры, и уровень распространенности коррупции.

Проведенное исследование позволяет нам сделать следующие выводы.

Во-первых, коррупцию стоит рассматривать как негативное социально-правовое явление, сопровождающее разложение вертикали власти и основ гражданского общества в целом.

Во-вторых, понятие «политическая коррупция» является дискуссионным.

Мы установили, что политическая коррупция - не является просто коррупцией в какой-либо сфере (политической или государственной), она чаще всего затрагивает и иные сферы общества и государства.

В-третьих, политическая коррупция имеет скрытый характер, она не очевидна для граждан, действия должностных лиц в данной сфере являются универсальными и касаются различных сфер жизнедеятельности общества и государства.

В-четвертых, данный вид коррупции влияет на все уровни государственного управления, в основном из-за отсутствия решения проблемы неразрывного функционирования как бюрократии, так и политики.

Литература

1. Синявская Т.В. Понятие и социальная сущность коррупции // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Боб-кова филиала Российской таможенной академии. 2013. № 1 (45). С. 93.

2. Токарев Б.Б. Коррупция как социальное явление // Вестник Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2010. № 1. С. 26.

3. Копенкина Л.А. Коррупция как социальное явление и меры противодействия ей // Журнал университета водных коммуникаций. 2010. № 1. С. 120.

4. Сажина С.С., Еленкин В.Л. Политические, экономические, правовые аспекты коррупции // Аллея науки. 2018. Т. 3. № 4 (20). С. 814-815.

5. Тиньков А. Политическая коррупция в системе государственного управления // Вестник Национальной академии государственного управления. 2013. № 11. С. 228.

6. Политическая коррупция переходного периода: пер. с англ. / под ред. С. Коткина и А. Шайо. - Москва: К.И.С., 2004. - ХХ. С. 52.

7. Кохан Г.В. Явление политической коррупции: теоретико-методологический анализ: монография. - Москва: НИСИ, 2013 - С. 56.

References

1. Sinyavskaya T.V. Ponyatie i social'naya sushchnost' korrupcii // Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo imeni V.B. Bobkova filiala Rossijskoj tamozhennoj akademii. 2013. № 1 (45). S. 93.

2. Tokarev B.B. Korrupciya kak social'noe yavlenie // Vestnik Rossijskoj akademii gosudarstvennoj sluzhby pri Prezidente Rossijskoj Federacii. 2010. № 1. S. 26.

3. Kopenkina L.A. Korrupciya kak social'noe yavlenie i mery protivodejstviya ej // ZHurnal universiteta vodnyh kommunikacij. 2010. № 1. S. 120.

4. Sazhina S.S., Elenkin V.L. Politicheskie, ekonomicheskie, pravovye aspekty korrupcii // Alleya nauki. 2018. T. 3. № 4 (20). S. 814-815.

5. Tin'kov A. Politicheskaya korrupciya v sisteme gosudarstvennogo upravleniya // Vestnik Nacional'noj akademii gosudarstvennogo upravleniya. 2013. № 11. S. 228.

6. Politicheskaya korrupciya perekhodnogo perioda: per. s angl. / pod red. S. Kotkina i A. Shajo. - Moskva: K.I.S., 2004. -HKH. S. 52.

7. Kohan G.V. YAvlenie politicheskoj korrupcii: teoretiko-metodologicheskij analiz: monografiya. - Moskva: NISI, 2013 - S. 56.

(статья сдана в редакцию 03.09.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.