Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫХ СМЫСЛОВ В ПОВЕДЕНИИ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ'

СОЦИАЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫХ СМЫСЛОВ В ПОВЕДЕНИИ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
66
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЕ СМЫСЛЫ / РАБОТНИК / EMPLOYEE / ПЕРСОНАЛ / STAFF / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / SOCIAL AND LABOR RELATIONS / ПРЕДПРИЯТИЕ / ENTERPRISE / СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / SOCIAL MANAGEMENT / VALUES / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вельмисова Дарья Владимировна

Настоящая статья является результатом исследования условий, воздействующих на формирование ценностно-мотивационных смыслов работников предприятий и организаций. Цель. Обосновать наличие социальных и организационных условий, оказывающих влияние на процесс формирования ценностно-мотивационных смыслов работников предприятий и организаций. Задачи. Осуществить теоретический анализ понятий «смысл» и «ценностно-мотивационный смысл», выявить условия формирования ценностно-мотивационных смыслов работников предприятий и организаций. Сформулировать социальные и организационные составляющие внешней среды формирования ценностно-мотивационных смыслов. Методология. Теоретико-методологической основой исследования явились разработки отечественных и зарубежных исследователей в области изучения ценностных, смысловых составляющих в личности человека, мотивационных установок работников предприятий и организаций. Результаты. Определена сущность ценностно-мотивационных смыслов работников предприятий и организаций, сформулированы социальные, организационные и внутренние условия их формирования. Выводы. Основной вывод, который сделан в результате исследования, состоит в том, что существуют внешние (социальные, организационные) и внутренние условия, оказывающие прямое и косвенное воздействие на процесс формирования ценностно-мотивационных смыслов работников предприятий и организаций. Осмысление данных условий создает возможность для разработки социального механизма, позволяющего осуществлять социальное управление ценностно-смысловой сферой как на уровне социума в целом, так и на уровне отдельных социальных групп и общностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and Organizational Conditions for the Formation of Values and Motivation in Employee Behavior

The present article is a result of a study of the conditions that affect the formation of values and motivation among employees. Aim. The study aims to substantiate social and organizational conditions that affect the formation of values and motivation among employees. Tasks. The authors perform a theoretical analysis of the concepts of “values” and “motivation” and determine conditions for the formation of values and motivation among employees with the purpose of identifying social and organizational components of the external environment that affect the formation of values and motivation. Methods. Developments of Russian and foreign researchers in the examination of values and meaningful components of human personality and employee motivation serve as the theoretical and methodological bases of the study. Results. The study determines the essence of employee values and motivation and defines the social, organizational, and internal conditions for their formation. Conclusion. The main conclusion to be drawn from the results of the study is that there are external (social and organizational) and internal conditions that directly and indirectly affect the formation of values and motivation among employees. Understanding these conditions makes it possible to develop a social mechanism that permits better social management of values and motivation at a societal level or for particular social groups and communities.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫХ СМЫСЛОВ В ПОВЕДЕНИИ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ»

m О

I <

CL S С

0 <

d; s

1 <

m О ci ш с; о о

ш IS

I

J>

< I

Социальные и организационные условия формирования ценностно-мотивационных смыслов в поведении работников предприятий и организаций

Social and Organizational Conditions for the Formation of Values and Motivation in Employee Behavior

УДК 331.101.3

Вельмисова Дарья Владимировна

аспирант Санкт-Петербургского государственного экономического университета

191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 Dar'ya V. Vel'misova

St. Petersburg State University of Economics

Sadovaya Str. 21, St. Petersburg, Russian Federation, 191023

Настоящая статья является результатом исследования условий, воздействующих на формирование ценностно-мотивационных смыслов работников предприятий и организаций. Цель. Обосновать наличие социальных и организационных условий, оказывающих влияние на процесс формирования ценностно-мотивационных смыслов работников предприятий и организаций.

Задачи. Осуществить теоретический анализ понятий «смысл» и «ценностно-мотивацион-ный смысл», выявить условия формирования ценностно-мотивационных смыслов работников предприятий и организаций. Сформулировать социальные и организационные составляющие внешней среды формирования ценностно-мотивационных смыслов. Методология. Теоретико-методологической основой исследования явились разработки отечественных и зарубежных исследователей в области изучения ценностных, смысловых составляющих в личности человека, мотива-ционных установок работников предприятий и организаций.

Результаты. Определена сущность ценностно-мотивационных смыслов работников предприятий и организаций, сформулированы социальные, организационные и внутренние условия их формирования. Выводы. Основной вывод, который сделан в результате исследования, состоит в том, что существуют внешние (социальные, организационные) и внутренние условия, оказывающие прямое и косвенное воздействие на процесс формирования ценностно-мотиваци-онных смыслов работников предприятий и организаций. Осмысление данных условий создает возможность для разработки социального механизма, позволяющего осуществлять социальное управление ценностно-смысловой сферой как на уровне социума

в целом, так и на уровне отдельных социальных групп и общностей.

Ключевые слова: ценностно-мотивационные смыслы, работник, персонал, личность, социально-трудовые отношения, предприятие, социальное управление

Для цитирования: Вельмисова Д. В. Социальные и организационные условия формирования ценностно-мотивационных смыслов в поведении работников предприятий и организаций // Экономика и управление. 2018. № 5 (151). С. 62-67.

The present article is a result of a study of the conditions that affect the formation of values and motivation among employees. Aim. The study aims to substantiate social and organizational conditions that affect the formation of values and motivation among employees.

Tasks. The authors perform a theoretical analysis of the concepts of "values" and "motivation" and determine conditions for the formation of values and motivation among employees with the purpose of identifying social and organizational components of the external environment that affect the formation of values and motivation.

Methods. Developments of Russian and foreign researchers in the examination of values and meaningful components of human personality and employee motivation serve as the theoretical and methodological bases of the study. Results. The study determines the essence of employee values and motivation and defines the social, organizational, and internal conditions for their formation.

Conclusion. The main conclusion to be drawn from the results of the study is that there are external (social and organizational) and internal

conditions that directly and indirectly affect the formation of values and motivation among employees. Understanding these conditions makes it possible to develop a social mechanism that permits better social management of values and motivation at a societal level or for particular social groups and communities. Keywords: values, motivation, employee, staff, personality, social and labor relations, enterprise, social management

Citation: Vel'misova D. V. Sotsial'nye i organi-zatsionnye usloviya formirovaniya tsennostno-motivatsionnykh smyslov v povedenii rabotnikov predpriyatiy i organizatsiy [Social and Organizational Conditions for the Formation of Values and Motivation in Employee Behavior]. Ekonomi-ka i Upravlenie, 2018, no. 5 (151), pp. 62-67.

Изучение ценностно-смысловой сферы личности является одной из наиболее актуализированных проблем на протяжении всей истории развития наук о человеке и обществе, поскольку научное постижение ценностей, смыслов, мотивов, направляющих поведение индивида, позволяет анализировать, прогнозировать и управлять ходом развития тех или иных событий, участниками которых являются люди.

Энциклопедический словарь по философии и словари русского языка дают определение понятия «смысл» в рамках трех направлений: внутреннее содержание, значение чего-нибудь (содержание слова, высказывания); цель, разумное основание чего-нибудь (смысл поступка, жизни); разум, разумность (здравый смысл) [1-3]. Примечательно толкование слова «смышлять» («смыслить»), которое дает толковый словарь В. И. Даля: придумывать, затевать, собираться, намереваться, замышлять; понимать, знать, уметь; припасать, готовить, добывать [4]. Этимология слова «смысл» позволяет воспринимать его применительно к деятельности человека как внутреннее содержание, цель, как намерения, вкладываемые личностью в тот или иной поступок.

В научной литературе «смыслы» зачастую граничат с понятиями ценностей, мотивов, потребностей, целей, желаний и являются предметом изучения как социологии, так и других наук — философии, аксиологии, психологии, менеджмента. Ю. А. Куриленко обозначает смысловую сферу личности как важнейшее образование, ответственное за производство смысловых ориентаций, определение общего смысла и назначения своей жизни, отношения к себе и другим людям [5]. И. И. Докучаев в своем исследовании ценностно-смысловой сферы личности акцентирует внимание на том, что смыслы лежат в основе человеческой деятельности; более того, весь мир человека, мир его души и мир пространственного ландшафта, окружающий его тело, пронизан ценностным

отношением. По мнению автора, в качестве § материального мир оказывается носителем ^ смыслов или основой преобразовательной дея- | тельности человека [6, с. 5]. ^

Подробное исследование различных под- ^ ходов к пониманию смысла было проведено ^ Д. А. Леонтьевым в рамках работ «Структур- 5 ная организация смысловой сферы личности» и «Психология смысла: природа, строение и ^ динамика смысловой реальности» [7]. Обоб- ^ щая понимание «смысла» представителями ш различных научных школ, среди которых фе- ^ номенологическое направление Э. Гуссерля, < экзистенциально-феноменологическая тради- 1 ция Ж. П. Сартра, подходы М. М. Бахтина, В. В. Налимова, В. Дильтея, Э. Шпрангера, В. Франкла, М. Вебера и других, Д. А. Леонтьев обращает внимание на две черты, присущие всем определениям: контекстуальность и интенциональность как два главных атрибута смысла [Там же]. Другими словами, смысл всегда определяется через призму конкретного контекста и через целевую направленность (действий, слов, душевных явлений).

Б. С. Братусь, в свою очередь, проводит границу между личностными смыслами и личностными ценностями на основе критерия их осознанности; личностные смыслы в отличие от личностных ценностей далеко не всегда носят осознанный характер [8]. В. К. Потемкин, в контексте изучения смысловых конструктов, характеризующих личность и задающихся присущими человеку потребностями и ценностями, отмечает, что один их полюс всегда «хороший», желаемый и ценный, а второй — плохой. Личностные ценности, потребности, отношения и конструкты, по мысли автора, являются для человека источниками и носителями значимых смыслов. При этом постоянный процесс взаимодействия людей друг с другом как носителей индивидуальных ценностей влечет формирование общечеловеческих ценностей, таких как дружба и любовь [9, с. 25].

Мы исходим из понимания ценностно-мо-тивационных смыслов в структуре личности как сложного образования, формирующегося и трансформирующегося в процессе жизни человека под воздействием множества внешних и внутренних условий, характеризующегося отсутствием полной степени осознанности, однако оказывающего решающее влияние на направленность деятельности человека.

Мы исследуем ценностно-мотивационные смыслы с позиций социологического подхода, рассматривая их как духовный продукт, составляющую социального портрета общества в контексте конкретной исторической эпохи, изменяющийся под воздействием глобализации, цифровизации, других социальных про-

g цессов и отражающий характерные черты от-I дельных социальных групп в зависимости от I их половозрастных, гендерных, религиозных, g профессионально-квалификационных и других ^ характеристик.

^ Опираясь на исследования Л. С. Выготско-S го, мы можем утверждать, что ценностно-моти-§ вационные смыслы начинают формироваться ^ в раннем детстве под воздействием значимых ^ взрослых и окружающей среды, а в дальней-ш шем видоизменяются в течение жизни (о чем писал В. Дильтей) под влиянием различных < факторов.

Понимание содержания и степени воздействия на ценностно-мотивационные смыслы внешних условий жизнедеятельности человека открывает возможность детального анализа поведения личности, а также прогнозирования и управления этим поведением, что особенно актуально в социально-организационном контексте и в целях управления персоналом предприятий и организаций.

Результаты изучения организационных и социальных условий формирования ценностно-мотивационных смыслов, представленные в литературе, фокусируются, как правило, только на одном из аспектов (ценностном/ мотивационном) и носят разрозненный характер. Так, А. В. Ребров, исследуя социальные и организационные факторы мотивации, выделяет социально-демографические (пол, возраст, уровень образования, стаж работы на одном предприятии), размер заработной платы, функциональное содержание труда, ответственность и самостоятельность рабочего места, степень экономической стабильности предприятия [10]. По мысли В. К. Потемкина, на процессорно-технологические мотивации человека воздействуют 4 группы факторов:

• связанные с количеством, качеством, структурой труда и управления (средства труда, характеристики рабочей силы, предметы труда);

• связанные с основными характеристиками эффективного/неэффективного использования ресурсов предприятия (сопряженность ресурсов производства, согласованность действий субъектов управления);

• связанные с элементарными представителями системы управления персоналом (персонал управления, профессионально-квалификационные группы, организационная структура, экономический механизм воздействия, средства и методы управления, информационное обеспечение);

• связанные с внешними условиями функционирования системы управления персоналом (политические, правовые, экономические, социальные) [11, с. 293].

Мы предлагаем дополнить научное понимание данного вопроса с учетом не только мо-

тивационной, но и ценностно-смысловой составляющей. Возвращаясь к вышеприведенному определению ценностно-мотивационных смыслов, мы предлагаем выделить внешние и внутренние условия, воздействующие на формирование ценностно-мотивационных смыслов.

К внутренним условиям относятся индивидуально-психологические особенности личности. Особенности познавательных, эмоциональных и волевых психических процессов, таких как ощущение, восприятие, представление, воображение, память, мышление, внимание, речь, эмоции, чувства и др., а также психических свойств личности (направленность, темперамент, характер, способности) были подробно изучены в зарубежной и советской психологии. В данном вопросе мы можем опираться на исследования И. П. Павлова (физиологические основы инстинктов и потребностей) и В. М. Бехтерева (исследование эмоций), поскольку ценностно-мотивационные смыслы личности тесно связаны с потребностями и мотивами индивида.

Советский психолог В. Н. Мясищев, говоря о внутренних условиях формирования потребностей личности, справедливо заметил, что «в физиологии высшей нервной деятельности психология потребностей находит свою естественную основу» [12, с. 153]. Он выделяет два уровня потребностей — низший и высший, в зависимости от степени осознанности предмета и мотива тяготения к нему, опираясь в этом делении на понятие самообладания как способности управлять своими импульсами при максимальной степени их напряжения [Там же, с. 155]. Изучению ценностных ори-ентаций инвалидов с различными функциональными нарушениями посвящено множество исследований. Полученные результаты позволяют утверждать, что эти и подобные им физиологические особенности влияют на развитие тех или иных ценностных ориентаций.

К внутренним условиям формирования цен-ностно-мотивационных смыслов относятся такие демографические характеристики человека, как пол и возраст. Отдельно нами выделяется категория «индивидуальный социальный опыт человека», поскольку, преломляясь через жизненный опыт и сознание конкретной личности, одни и те же взаимоотношения, внешние условия жизнедеятельности и психические характеристики могут сформировать различные ценностно-мотивационные смыслы.

К внешним условиям формирования цен-ностно-мотивационных смыслов относятся социальные и организационные условия, воздействующие на индивида со стороны социума в целом, а также отдельных социальных групп и общностей. На макросоциальном уровне (уровень государства) на личность оказывает

воздействие общественное сознание в целом как система социальных идеалов и социальных норм, закрепляющих принятую в обществе систему ценностей и нормативно регулирующих поведение индивидов.

Развивая мысль Э. Дюркгейма, рассматривающего общество как законодателя усредненной системы ценностей (религия, мораль, право, экономика, эстетика) [13], мы включаем в данную категорию также уровень развития науки и техники, правовую систему, степень информатизации общества, статус СМИ, уровень развития культуры и образования, способ производства и особенности производственных отношений, политическое устройство общества и др. При этом в литературе встречается точка зрения, согласно которой в зависимости от области, регулируемой конкретной группой социальных норм, взаимосвязь между нормами и ценностями может быть более или менее жесткой [9, ^ 83].

Следующий уровень, на котором индивидуальная система ценностно-мотивационных смыслов личности испытывает воздействие со стороны внешней среды, — уровень различных социальных групп и общностей, в том числе организаций и предприятий. Социальные нормы, принятые в рамках конкретной территориальной общности, семьи или конкретного предприятия, преломляясь через индивидуальную систему ценностно-мотивационных смыслов личности, становятся для индивида образцом проявления различных социальных ролей, как формальных, так и неформальных.

Отталкиваясь от современной парадигмы управления персоналом, определяющей организацию как открытую социальную систему и закрепляющей отношение к человеку как к ее главному достоянию, мы фокусируем внимание на воздействии социально-организационных условий на формирование ценностно-мотивационных смыслов в рамках конкретных предприятий как крупных социальных групп.

Социальная сфера организации включает в себя управляющую и управляемую подсистемы (рядовые работники / управленческое звено), различные социальные группы, социальную инфраструктуру, а также систему социально-организационных процессов, обеспечивающих взаимосвязи между всеми элементами.

Социальные и организационные условия формирования ценностно-мотивационных смыслов в поведении работников классифицируются нами в рамках трех групп факторов в зависимости от уровня, на котором оказывается воздействие: на уровне предприятия в целом как крупной социальной группы, на уровне отдельных подразделений и на уровне конкретного рабочего места. В табл. 1 в структу-

рированном виде представлены социальные § и организационные условия, оказывающие ^ воздействие на формирование ценностно-мо- | тивационных смыслов работников предприя- ^ тий и организаций. ^

Условия, воздействующие на уровне пред- ^ приятия как крупной социальной группы, 5 включают в себя социально-культурную и организационную среду, создаваемую для работни- ^ ков организацией как субъектом управления, ^ а именно: цели и миссия, организационная ш культура, социальная политика, кадровая по- ^е литика, социально-психологический климат, < бытовые и гигиенические условия работы, 1 репутация предприятия в отрасли. Все перечисленные условия являются общими и единовременно распространяют свое воздействие на работников различных профессионально-квалификационных групп.

В отличие от предыдущей группы условий, воздействие на ценностно-мотивационные смыслы на уровне подразделения не носит всеобщего идеологического характера и затрагивает не всех работников, а лишь представителей конкретных профессионально-квалификационных групп. К данной категории условий относятся особенности руководства (стиль руководства, профессионально-квалификационный уровень и др.), социально-психологический климат в микросреде, взаимодействие формальных и неформальных социальных групп.

На уровне рабочего места воздействие носит наиболее конкретный и разнообразный характер. Данная группа условий включает в себя условия трудового договора, особенности материального стимулирования в рамках конкретной должности, особенности содержания труда, выполняемых задач в контексте реализации всевозможных способностей сотрудника.

Изучение и обоснование социальных и организационных условий, оказывающих влияние на формирование ценностно-мотивацион-ных смыслов работников предприятий и организаций, создает возможность для создания социального механизма, позволяющего осуществлять социальное управление ценностно-смысловой сферой как на уровне социума в целом, так и на уровне отдельных социальных групп и общностей.

Целью социального управления является формирование поведенческих установок, социальных качеств у субъектов социальных процессов в процессе обучения и трудовой деятельности, в том числе формирование цен-ностно-мотивационных смыслов.

Важным принципом построения социального механизма по формированию ценностно-мотивационных смыслов должен быть поиск

Таблица 1

Социальные и организационные условия формирования ценностно-мотивационных смыслов

работников предприятий и организаций

Социальные и организационные условия формирования ценностно-мотивационных смыслов

Макроуровень (уровень государства) — система общественных идеалов и социальных норм — общественное сознание. В данную категорию входят:

• религия;

• развитие науки и техники;

• состояние системы морали, права;

• степень информатизации общества, статус СМИ;

• развитие культуры и образования;

• экономические производственные отношения, способ производства;

• исторический этап развития общества;

• политическое устройство, государственная идеология;

• геополитические условия

Мезоуровень (уровень социальных групп и общностей):

• семья (состав, характер взаимоотношений);

• территориальная общность;

• образование (воспитательная роль школы, вуза);

• профессиональное сообщество;

• трудовой коллектив и др.

Уровень отдельного предприятия как крупной социальной группы:

• цели и миссия организации;

• организационная культура: корпоративные традиции и ценности, правила коммуникации в организации, особенности взаимодействия между различными профессионально-квалификационными группами работников;

• социальная политика организации (наличие/отсутствие ДМС, оплата больничных, корпоративная мобильная связь; развозка до места работы; корпоративная пенсия; корпоративный спорт; условия для отдыха и лечения и др.);

• кадровая политика организации (особенности организационной структуры; процессов найма и адаптации, планирование карьеры, возможности для профессионального развития и обучения, система материального/нематериального стимулирования);

• социально-психологический климат на предприятии;

• бытовые и гигиенические условия работы (эргономичность рабочих мест, освещенность, наличие отдельных кабинетов и др.);

• репутация, место предприятия в отрасли

Уровень подразделения:

• особенности руководства (стиль руководства, профессионально-квалификационный уровень, профессиональная и личностная зрелость и др.);

• социально-психологический климат в микросреде;

• формальные и неформальные социальные группы

Микроуровень (уровень рабочего места):

• условия трудового договора (срочность/бессрочность; гибкий/жесткий график работы, особенности стимулирования и др.);

• особенности содержания труда, выполняемых задач в контексте реализации способностей сотрудника (рутинность, однообразие работы, необходимость творческого подхода, необходимость руководства другими сотрудниками, возможность принятия самостоятельных решений, социальная значимость работы и др.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

путей соотнесения индивидуальных личностных характеристик, включающих в себя потребности, мотивы, желания и др., и внешних социально-организационных условий жизнедеятельности индивида, что, в конечном счете, будет способствовать созданию среды для оптимальной самореализации человека и повышению продуктивности его деятельности.

Литература

1. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой; АН СССР, Ин-т рус. яз. 22-е изд., стер. М.: Рус. яз., 1990. 921 с.

2. Большой толковый словарь русского языка: около 60 000 слов / сост. В. В. Виноградов и др.;

под ред. Д. Н. Ушакова. М.: АСТ: Астрель, 2004. 1268 с.

3. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994. 574 с.

4. Даль В. И. Толковый словарь. Т. 4. М.: Гослитиздат, 1935. 704 с.

5. Куриленко Ю. А. Смысловая сфера как структурный элемент личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 2. С. 20-23.

6. Докучаев И. И. Ценность и экзистенция: основоположения исторической аксиологии культуры. СПб.: Наука, 2009. 594 с.

7. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. 486 с.

8. Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 301 с.

9. Потемкин В. К. Личностный фактор в территориальной организации производственной деятельности. СПб.: Изд-во Северо-Западного ин-та повышения квалификации ФНС России, 2014. 221 с.

10. Ребров А. В. Факторы формирования мотивации работников // Социс. 2011. № 3. С. 38-49.

11. Потемкин В. К. Управление персоналом: учебник для вузов. СПб.: Изд-во Северо-Западного ин-та повышения квалификации ФНС России, 2013. 774 с.

12. Мясищев В. Н. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд-во МПСИ, 2005. 158 с.

13. Дюркгейм Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение / пер. с фр. А. Б. Гофман. М.: Канон, 1995. 352 с.

References

1. Ozhegov S. I. Slovar' russkogo yazyka [Dictionary of Russian]. Moscow: Russkiy yazyk Publ., 1990. 921 p.

2. Ushakov D. N., ed. Bol'shoy tolkovyy slovar' russkogo yazyka [Great explanatory dictionary of Russian language]. Moscow: AST; Astrel' Publ., 2004. 1268 p.

3. Kratkaya filosofskaya entsiklopediya [Brief philosophical encyclopedia]. Moscow: Progress Publ., 1994. 574 p.

4. Dal' V. I. Tolkovyy slovar' [Explanatory dictionary]. Moscow: Goslitizdat Publ., 1935, vol. 4. 704 p.

5. Kurilenko Yu. A. Smyslovaya sfera kak struktur-nyy element lichnosti [The sphere of senses as a structural element of personality]. Psikhopedago-

gika v pravookhranitel'nykh organakh, 2014, g

no. 2, pp. 20-23. h

6. Dokuchayev I. I. Tsennost' i ekzistentsiya: osnovo- < polozheniya istoricheskoy aksiologii kul'tury [Value ^

and existence: The fundamentals of historical axiol- o

<

ogy of culture]. St. Petersburg: Nauka Publ., 2009. k 594 p. x

7. Leont'yev D. A. Psikhologiya smysla: priroda, m struktura i dinamika smyslovoy real'nosti [Psycho- ^ logy of meaning: nature, structure and dynamics ^ of the semantic reality]. Moscow: Smysl Publ., ^ 1999. 486 p. s

8. Bratus' B. S. Anomalii lichnosti [Anomalies of per- 3 sonality]. Moscow: Mysl' Publ., 1988. 301 p. ^

9. Potemkin V. K. Lichnostnyy faktor v territorial'noy < organizatsii proizvodstvennoy deyatel'nosti [Per- 1 sonality factor in the territorial organization of production activities]. St. Petersburg: North-West Inst. for Advanced Studies of the FTS of Russia, 2014. 221 p.

10. Rebrov A. V. Faktory formirovaniya motivatsii ra-botnikov [Factors shaping the motivation of employees]. Sotsis, 2011, no. 3, pp. 38-49.

11. Potemkin V. K. Upravleniye personalom [Personnel management]. St. Petersburg: North-West Inst. for Advanced Studies of the FTS of Russia, 2013. 774 p.

12. Myasishchev V. N. Psikhologiya otnosheniy [Psychology of relations]. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute, 2005. 158 p.

13. Durkheim É. Sotsiologiya: eyepredmet, metod, pred-naznacheniye (transl. from French) [Sociology: Its subject, method, purpose]. Moscow: Kanon Publ., 1995. 352 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.