Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СИНТЕТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ГЕРБЕРТА СПЕНСЕРА'

СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СИНТЕТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ГЕРБЕРТА СПЕНСЕРА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
911
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНТЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ПОЗИТИВИЗМ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / УТИЛИТАРНАЯ ЭТИКА / КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ / КОЛЛЕКТИВНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / SYNTHETIC PHILOSOPHY / POSITIVISM / SOCIAL INSTITUTIONS / UTILITARIAN ETHICS / THE CONCEPT OF SOCIAL EVOLUTION / COLLECTIVE AND INDIVIDUAL VALUES / MORAL AND ETHICAL ASPECTS / EVOLUTIONARY THEORY / SOCIAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Скуднова Татьяна Дмитриевна

В статье анализируются ведущие теоретические воззрения английского философа Герберта Спенсера, одного из ведущих теоретиков позитивизма, основателя органической школы социологии и прагматической этики. Рассматриваются основные положения его синтетической философии, анализируются сильные и спорные стороны его концепции; особый акцент сделан на разработке теории социальных институтов и этических проблем. Автор отмечает, что социальные институты впервые были классифицированы и проанализированы с позиций эволюционной теории, а также рассмотрены на обширном историко-этнографическом материале: чем сложнее становится общество, тем более значительную роль играют социальные институты и актуализируются cоциально-этические проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND ETHICAL PROBLEMS IN THE SYNTHETIC PHILOSOPHY OF HERBERT SPENCER

The article analyzes the leading theoretical views of the English philosopher Herbert Spencer, one of the leading theorists of positivism, the founder of the organic school of sociology and pragmatic ethics. The basic provisions of his synthetic philosophy are considered, the strengths and disputes of his concept are analyzed; special emphasis is placed on the development of the theory of social institutions and ethical problems. The author notes that social institutions were for the first time classified and analyzed from the point of view of evolutionary theory, as well as considered on a vast historical and ethnographic material: the more complex society becomes, the more significant role social institutions play and social and ethical problems are actualized.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СИНТЕТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ГЕРБЕРТА СПЕНСЕРА»

УДК 316 DOI: 10.22394/2079-1690-2020-1-2-227-231

СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛ ЕМЫ В СИНТЕТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

ГЕРБЕРТА СПЕНСЕРА

Скуднова доктор философских наук, профессор, Таганрогский институт

Татьяна имени А.П. Чехова (филиал] Ростовского государственного

Дмитриевна экономического университета (РИНХ) (347936, Россия, г. Таганрог, ул. Инициативная, 48]. E-mail skudnovatd@yandex.ru

Аннотация

В статье анализируются ведущие теоретические воззрения английского философа Герберта Спенсера, одного из ведущих теоретиков позитивизма, основателя органической школы социологии и прагматической этики. Рассматриваются основные положения его синтетической философии, анализируются сильные и спорные стороны его концепции; особый акцент сделан на разработке теории социальных институтов и этических проблем. Автор отмечает, что социальные институты впервые были классифицированы и проанализированы с позиций эволюционной теории, а также рассмотрены на обширном историко-этнографическом материале: чем сложнее становится общество, тем более значительную роль играют социальные институты и актуализируются социально-этические проблемы.

Ключевые слова: синтетическая философия, позитивизм, социальные институты, утилитарная этика, концепция социальной эволюции, коллективные и индивидуальные ценности, нравственно-этические аспекты, эволюционная теория, социальная структура.

В современных условиях напряженного второго десятилетия XXI века, кризисных явлений в обществе, трансформационных изменений и смены миропорядка особую актуальность приобретают проблемы развития социальных институтов, нравственных и этических аспектов человеческих отношений. Как показано в современных исследованиях социологов, социально-экзистенциальный кризис, проявляющийся в утрате привычных социальных ценностных ориентаций, жизненных стратегий и смыслов, в первую очередь актуализирует коллективные и индивидуальные ценности, влияет на поступки человека, его сознание, определяет характер отношений к социуму, способность адекватно воспринимать меняющийся мир и приспосабливаться к нему [13]. Стремительно возникшая пандемия коронавируса как триггер направила напряжение и внутреннюю тревогу в экзистенциальное русло: к вопросам смысла жизни, свободы и ответственности. Современная цивилизация согласно синергетической теории находится в настоящее время в точке бифуркации, когда прежний мир перестраивается и выбирает пути дальнейшего развития, обновляет системы ценностей, нравственно-этических норм и стереотипов поведения.

Следует отметить, что социальные и нравственно-этические аспекты всегда составляли главнейший предмет исследований всех философских учений, начиная от Аристотеля и до наших дней. Вместе с тем проблемы трансформации социальных институтов, затрагивающие нравственно-этические аспекты, остаются актуальными и требуют комплексного междисциплинарного исследования.

В апреле 2020 года научное сообщество отмечает 200-летний юбилей со дня рождения Герберта Спенсера (1820 - 1903) - одного из известнейших ученых мирового масштаба, имя которого вошло в историю философии, социологии и этики. Его научное творчество является блестящим примером междисциплинарного подхода к решению социальных и этических проблем. В нем анализируются основные принципы эволюционной теории развития человека и общества, вводится понятие социальных институтов, рассматриваются ведущие теоретические линии этической концепции, делается акцент на отдельных аспектах нравственности, созвучных современной морали. Идеи Спенсера получили широкое признание и распространение еще при его жизни, они явились продолжением социологических взглядов Огюста Конта, прогрессивных социально-философских и педагогические воззрений И. Г. Песталоцци.

Всем известно, что Герберт Спенсер - великий английский философ и социолог, многочисленные идеи которого не утратили актуальности в наши дни, основатель позитивизма, органической школы в социологии и сторонник утилитарной этики. Его труды были оценены и современниками, и последователями, он навсегда вошел в список классиков философии и социологии, о которых высказывались самые разные великие гуманитарии. Так, например, выдающийся писатель А.П. Чехов высоко ценил сочинение Спенсера «Воспитание умственное, нравственное и физическое» [11]. Следует подчеркнуть, что философская система Г. Спенсера нашла свое отражение в творчестве писателя.

Творческое наследие Г. Спенсера в наши дни является предметом исследований многих российских философов и социологов [1, 3-6, 8, 9]. В свете современных системных представлений исследователи по-разному оценивают вклад Г. Спенсера в эволюционную теорию Ч. Дарвина [7]. Несмотря на то, что концепция Спенсера получила неоднозначную оценку в среде ученых, но по степени популярности, как утверждает известный социолог В.Ф. Коломийцев, она сравнима с такими мыслителями, как К. Маркс и О. Конт [5]. Находясь под влиянием позитивной философии Огюста Конта, Герберт Спенсер разработал систему синтетической философии, основы прагматической этики, оригинальную концепцию социальной эволюции. Развивая идеи радикального индивидуализма, он сформулировал принцип невмешательства в экономику, внес огромный вклад в целый ряд научных дисциплин: философию, социологию, этику, социальную педагогику, психологию, экономику, политику и т.д. Спенсер предпринял смелую попытку адаптировать теорию Дарвина к развитию социума. Развивая идеи Конт, он стремился упорядочить науки и включить социологию в синтез наук о человеке, разрабатывая комплексную эволюционную теорию человеческой культуры и социума.

Во всем мире он стал популярен благодаря разработке и применению эволюционной теории в философии, психологии и социологии, а также созданию комплексной концепции, которая получила название «синтетическая философия», то есть обобщенная система знаний, синтез совокупного научного знания, построенного на эволюционных принципах. В десятитомном сочинении «Система синтетической философии» мыслитель показывает, что физические и социальные сферы взаимосвязаны а их развитие осуществляется на основе идентичных эволюционных принципов; другими словами, социокультурная эволюция происходит на основе «выживания наиболее приспособленных» [12].

Как основатель органической школы в социологии Спенсер полагал, что общество - это такой же развивающийся живой организм, который является предметом изучения в биологической науке. Необходимо отметить, что разработки теории социального организма, принципов невмешательства в экономику, индивидуализма и прагматической этики были основаны на принципе гедонизма. Философ защищал такие индивидуальные права человека, как безопасность, свобода совести, слова, печати и пр.

Особая заслуга английского философа состоит в том, что он разработал учение о социальных институтах в рамках системного описания общества. С его точки зрения, все социальные институты, образуют единый организм, удовлетворяя определенную общественную потребность, существуют для блага людей. Новизна и значимость социальной теории Спенсера состоит в том, что он впервые представил классификацию социальных институтов, проанализировал с позиций междисциплинарного подхода и систематизировал в историко-этнографическом контексте. Он продемонстрировал эвристические возможности междисциплинарного анализа для осмысления актуальных проблем развития социальной структуры.

Еще одна важная научная сфера была освещена Гербертом Спенсером с позиций синтетической философии. В 1861 году он опубликовал свое сочинение «Педагогика», в которой отстаивал антропоцентрированный подход к образованию и подчеркивал важность синтетической философии, которая была обращена к проблеме человека. Цель социального воспитания, по его мнению, -научить «жить полной жизнью» подготовить человека к выполнению различных видов деятельности в трех основных сферах: индивидуальной, семейной, социальной. Выполнение человеком разнообразных ролей в семье, школе и обществе приводит к расширению свободы, считает ученый: «человечество всего успешнее развивалось только путем самообразования» [6]. Сегодня синтетическая философия Спенсера, утверждающая права индивидуальности и закон выживания сильнейшего, приобрела новое актуальное звучание. В ее основе лежит принцип индивидуальности, раскрытый в «Принципах этики»: «Каждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого» [10].

Важно понимать, что в конце Х1Х века наметился переход от философской классики к неклассической рациональности, соответственно, повлиявшей на осмысление социально-этических проблем. Общекультурный кризис, поиски гармонии и путей усовершенствования социума и человека нашли свое отражение отразились и в нравственно-этических взглядах философов и мыслителей. Начался этап становления новой философской парадигмы, в рамках которой объективизму был противопоставлен субъективизм, рационализму - иррационализм, натурализму - гуманизм, детерминизму - индетерминизм и т.д.

Как представляется с позиции современной науки, основатель синтетической философии Г. Спенсер, рассматривал развитие социума как эволюционный процесс, движение от простого к сложному. Нравственность, по его мнению - это также эволюционный процесс, свойственный всем

живым организмам. Нравственное развитие человека, с его точки зрения, есть постепенное приспособление к изменяющимся условиям социума. Таким образом, законы естественного отбора переносятся на жизнь социума, в котором происходит конкурентная борьба за достойное место в общественной иерархии. Как считает Спенсер, моральные принципы помогают отдельному человеку и обществу в целом выстоять в этой конкурентной борьбе, в конфликте эгоизма и альтруизма. Полагая, что в основе нравственного поведения лежит стремление к счастью, мыслитель ассоциировал свои представления о счастливой жизни с удовлетворением своих потребностей, достижением внутренней гармонии. Задачи этики он видел в том, чтобы показать, какие моральные нормы полезны человеку, а какие - вредны. Полезность поступка он усматривал в его ценности, а мотивом считал удовлетворение потребностей человека.

В своих сочинениях Г. Спенсер подчеркивал взаимообусловленность нравственных норм и этических теорий, а также и их детерминированность социальной действительностью. Для него было важным утверждение морального прогресса человека и общества в целом. Он рассуждал так: в период эволюции усиливается доверие и симпатия между людьми, приспосабливаемость к новым социальным условиям, происходит сохранение человека как вида, достигается гармония моральных норм социальных отношений.

Характерной чертой его рассуждений является оптимизм, вера в будущее и прогресс. Основное правило этического учения Г. Спенсера звучит так: достижение личного счастья всегда детерминировано социальными условиями. Он утверждал, что в далеком будущем личные потребности человека будут совпадать с общественными интересами. В нравственно-этической сфере это будет проявляться в достижении гармонии человеческих потребностей и общественного блага. Важно отметить, что этическая программа Г. Спенсер, основанная на гуманизме, включала в себя моральные правила и нормы поведения человека в условиях социально-стабильной жизни буржуазного общества [10].

Принципы этики Спенсера вытекают из глубоких философских размышлений об эгоизме и альтруизме. Перевес эгоизма над альтруизмом предопределяет, по мнению философа, процесс поэтапного развития человечества. К такому выводу он пришел, чтобы сформулировать основное правило нравственности: достижение личного счастья допустимо в пределах, детерминированных социальными условиями. Нужно признать, что часть рассуждений философа, посвященная защите эгоизма крайне спорна и противоречива. Герберт Спенсер считал, что самопожертвование оказывается таким же первичным фактом, как и самосохранение. Указывая на взаимосвязь альтруизма и эгоизма, мыслитель подчеркивал, что этика - это привитие социальных норм и снижение эгоистичных устремлений людей, которые не видят общественных интересов в силу своих узколичностных, вследствие чего не достигают своих целей; в то время как развитие корпоративных навыков и навыков взаимопомощи ведет к успеху в семье и обществе. Так как в человеке и в обществе постоянно идет борьба между эгоизмом и альтруизмом, то и соответственно цель нравственности заключается в гармонизации эгоистической и альтруистической направленностей и в синтезе общественных интересов и личных потребностей.

Таким образом, этический эволюционизм Герберта Спенсера представлял собой часть создания грандиозного проекта, который получил название «синтетическая философия». Универсальные принципы этой философии, автор приложил применительно к биологии, психологии, социологии, педагогике, этике. Все эти сферы научного познания он рассматривает в отдельном сочинении, состоящем в основном из двух томов. Этические принципы своей философии были изложены в работе «Научные основания нравственности» (в 2 т., 1892 - 1893], которая включает в себя более ранние работы: «Принципы этики» (1879] и «Справедливость» (1891]. В них особое значение он придавал человечности в отношениях между людьми, подчеркивая, что «в настоящее время индивидуальный человек обязан в своей жизни относиться с должным уважением к жизни других людей, принадлежащих к тому-же самому обществу» [10, с. 150-151].

Несмотря на определенный субъективизм в рассуждениях, социально-этических воззрениях Спенсера и оправдании утилитарной этики, необходимо признать в нем и рациональные зерна. Это, прежде всего, нравственные оценки действий и поступков человека, признание индивидуальности, добродетелей, общественное благо. В современных нравственно-этических дискурсах утилитарный подход признается как приемлемый для решения морально-этических проблем, как этика индивидуального совершенствования [8, с. 80].

Российские исследователи этических проблем (А.А. Гусейнов, А.В. Разин и др.] подчеркивают, что спецификой современной морали является развитие институциональной этики, этики правил, норм и стандартов, разрабатываемых для определенных социальных систем и профессиональных кодексов [4, с. 119]. Можно привести множество примеров сохранения традиционной системы

морали в Китае (конфуцианство], в Японии (трудовая этика] и других странах, однако постепенно происходит утрата традиций в связи с повышенным социальным запросом на индивидуальность человека, в котором нуждается современный мир. Можно констатировать, что традиционным системам, «культуре полезности» противопоставляется «культура достоинства».

В заключение следует подчеркнуть, что как представляется с позиции сегодняшнего дня, можно говорить как о сильных сторонах этической философии Г. Спенсера, так и о спорных, противоречивых. Прежде всего, в условиях полипарадигмальности науки в целом, плюрализма мнений, разнообразия точек зрения, позиций и подходов, представленных в современной социологии, важно показать преимущества и недостатки классических теорий и концепций, в том числе ценность уникального научного опыта Герберта Спенсера, создателя синтетической философии, синтеза че-ловековедческих знаний, философско- социологической концепции, построенной на основе универсальных принципов эволюционизма и гуманизма. Его социально-этические воззрения сохраняют свое опережающее значение и жизнеспособность для отечественных современных междисциплинарных исследований. Уместно, на наш взгляд, привести в связи с этим цитату из работ Н.А. Бердяева, подтверждающую наши выводы: «Все исторические и психологические данные говорят за то, что русская интеллигенция может перейти к новому сознанию лишь на почве синтеза знания и веры, синтеза, удовлетворяющего положительно ценную потребность в органическом соединении теории и практики, «правды-истины» и «правды-справедливости» [2, с. 24]. Прагматизм философского мышления Спенсера не повлиял на его оптимизм, гуманистическую направленность мировоззрения и глубокую веру в социальный прогресс. Как отмечал Н.К. Михайловский в своих трудах по социологии, слово «прогресс» он заменил понятием «эволюция» во избежание нечеткости [6].

Литература

1. Батуренко С.А. Классические классовые теории социальной стратификации: А. Сен-Симон, О. Конт, Г. Спенсер // Социология. 2019. №2. С. 3 - 10.

2. Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи. Из глубины / сост. А.А. Яковлев. М.: Правда, 1991. С. 11 - 30.

3. Волков Ю.Г. Социология. Учебник. М., 2017. 320 с.

4. Гусейнов А.А. Философия, мораль, политика. М.: Академкнига, 2002. 304 с.

5. Коломийцев В.Ф. Социология Герберта Спенсера // Социологические исследования. 2004. №1 (237]. С. 37 - 43.

6. Михайловский Н.К. Избранные труды по социологии. М., 1998. 768 с.

7. Осипова-Дербас Л.В. Теория Г. Спенсера в свете современных системных представлений // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 114. С. 320 - 327.

8. Разин А.В. Исторические формы морали и современная этика// Философия и общество. №1 (82). М., 2017. С. 61 - 91.

9. Семенова АЛ, Попова Л.Н. Воззрения Спенсера в современной социологии // Экономика и социум. 2012. № 5. С. 791 - 783.

10. Спенсер Герберт. Научные основания нравственности: индукция этики. Этика индивидуальной жизни; [перевод с англ.; примеч. А. Федорова]. Изд. 2-е. М.: Издательство ЛКИ, 2008. 246 с.

11. Спенсер Герберт. Воспитание умственное, нравственное и физическое. М., 2019. 232 с.

12. Спенсер Герберт. Система синтетической философии. М., 2007.

13. Grishchenko M.A., Serikov A.V., Skudnova T.D. Structural determinants of life strategies: actualization of collectivist and individualistic values // Opcion. 2019. Т. 35. № 22 (Special Issue). P. 1152 - 1168.

Skudnova Tatyana Dmitrievna, Doctor of Philosophy, Professor, Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch) of the Rostov State University of Economics (RINH) (48, Initiativnaya st., Taganrog, 347936, Russian Federation). E-mail skudnovatd@yandex.ru

SOCIAL AND ETHICAL PROBLEMS IN THE SYNTHETIC PHILOSOPHY OF HERBERT SPENCER

Abstract

The article analyzes the leading theoretical views of the English philosopher Herbert Spencer, one of the leading theorists of positivism, the founder of the organic school of sociology and pragmatic ethics. The basic provisions of his synthetic philosophy are considered, the strengths and disputes of his concept are analyzed; special emphasis is placed on the development of the theory of social institutions and ethical problems. The author notes that social institutions were for the first time classified and analyzed from the point of view of evolutionary theory, as well as considered on a vast historical and ethnographic material: the more complex society becomes, the more significant role social institutions play and social and ethical problems are actualized.

Keywords: synthetic philosophy, positivism, social institutions, utilitarian ethics, the concept of social evolution, collective and individual values, moral and ethical aspects, evolutionary theory, social structure.

References

1. Baturenko S.A. Klassicheskie klassovye teorii social'noj stratifikacii: A. Sen-Simon, O. Kont, G. Spenser // Sociologiya. 2019. №2. P. 3 - 10.

2. Berdyaev N.A. Filosofskaya istina i intelligentskaya pravda // Vekhi. Iz glubiny / sost. A.A. YAkovlev. M.: Pravda, 1991. P. 11 - 30.

3. Volkov YU.G. Sociologiya. Uchebnik. M., 2017. 320 p.

4. Gusejnov A.A. Filosofiya, moral', politika. M.: Akademkniga, 2002. 304 p.

5. Kolomijcev V.F. Sociologiya Gerberta Spensera // Sociologicheskie issledovaniya. 2004. №1 (237]. P. 37 - 43.

6. Mihajlovskij N.K. Izbrannye trudy po sociologii. M., 1998. 768 p.

7. Osipova-Derbas L.V. Teoriya G. Spensera v svete sovremennyh sistemnyh predstavlenij // Izvestiya Ros-sijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2009. № 114. P. 320 - 327.

8. Razin A.V. Istoricheskie formy morali i sovremennaya etika// Filosofiya i obshchestvo. №1 (82]. M., 2017. P. 61 - 91.

9. Semenova A.A., Popova L.N. Vozzreniya Spensera v sovremennoj sociologii // Ekonomika i socium. 2012. № 5. P. 791 - 783.

10. Spenser Gerbert. Nauchnye osnovaniya nravstvennosti: indukciya etiki. Etika individual'noj zhizni; [perevod s angl.; primech. A. Fedorova]. Izd. 2-e. M.: Izdatel'stvo LKI, 2008. 246 p.

11. Spenser Gerbert. Vospitanie umstvennoe, nravstvennoe i fizicheskoe. M., 2019. 232 p.

12. Spenser Gerbert. Sistema sinteticheskoj filosofii. M., 2007.

13. Grishchenko M.A., Serikov A.V., Skudnova T.D. Structural determinants of life strategies: actualization of collectivist and individualistic values // Opcion. 2019. T. 35. № 22 (Special Issue]. P. 1152 - 1168.

УДК 31 DOI: 10.22394/2079-1690-2020-1-2-231-235

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Хорошкевич кандидат социологических наук, доцент кафедры теории, методологии Наталья и правового обеспечения государственного и муниципального управления,

Геннадьевна Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19). E-mail: natali.khoroshckewitch@yandex.ru

Аннотация

В период становления нового постиндустриального типа общества актуальным становится исследование политической культуры и политического языка как ее элемента. В статье обосновывается содержание политического языка государственных гражданских и муниципальных служащих с социологических позиций, его состояние в современной России. Автором разработаны характеристики, которым должен соответствовать политический язык государственных гражданских и муниципальных служащих постиндустриального общества, и предложен ряд рекомендаций по их формированию.

Ключевые слова: социология культуры, политической культура, политический язык, государственные гражданские служащие, муниципальные служащие, постиндустриальное общество, политические силы, социальный контроль, социальная революция.

В настоящее время европейские страны, США, Канада строят новое постиндустриальное общество. Россия также пытается перейти к постиндустрии. Однако в нашей стране это затруднено отходом от строительства социалистического общества и переходом к капитализму. Это означает перестройку экономики, политических институтов, в целом уклада жизни общества, что всегда сопровождается снижением уровня жизни, изменением иерархии ценностей, ослабеванием институтов социального контроля в обществе.

В новом обществе изменится гражданская, правовая и политическая культуры. Общество станет более взыскательным в отношении сотрудников государственных и муниципальных органов, обеспечивающих гражданам реализацию их прав. Новый тип общества предполагает изменение системы государственных органов власти и, как следствие, формирование новых требований к государственным гражданским и муниципальным служащим в различных сферах жизни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.