Научная статья на тему 'Социальные и экономические аспекты реформирования образования'

Социальные и экономические аспекты реформирования образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
614
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / ПОТРЕБНОСТЬ / DEMAND / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL / ЭРОЗИЯ КАЧЕСТВА / QUALITY EROSION / СТРУКТУРНЫЙ ДИСБАЛАНС / СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / SOCIAL MOBILITY / MISMATCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соболева И.В.

В статье рассматриваются проблемы реформирования сферы образования. С учетом особенностей образования как социального блага обоснована необходимость суще-ственного ограничения действия рыночных регуляторов в этой сфере. Особое внима-ние уделено проблеме расхождения траекторий развития образования и структуры спроса на труд. Автор исследует возможные подходы к преодолению диспропорций и предлагает механизмы коррекции сложившейся ситуации на современном витке реформы образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and economic aspects of educational reform

The paper is devoted to the issues of educational reform in Russia. Based upon specific qualities of education as social good the paper argues for substantial limitation of market forces in the sphere of education. Special attention is given to the problem of human capital mismatch and possible approaches to overcoming it.

Текст научной работы на тему «Социальные и экономические аспекты реформирования образования»

Вестник Института экономики Российской академии наук

4/2015

И.В. СОБОЛЕВА доктор экономических наук, руководитель центра Института экономики РАН

СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются проблемы реформирования сферы образования. С учетом особенностей образования как социального блага обоснована необходимость существенного ограничения действия рыночных регуляторов в этой сфере. Особое внимание уделено проблеме расхождения траекторий развития образования и структуры спроса на труд. Автор исследует возможные подходы к преодолению диспропорций и предлагает механизмы коррекции сложившейся ситуации на современном витке реформы образования.

Ключевые слова: образование, инвестиции, потребность, человеческий капитал, эрозия качества, структурный дисбаланс, социальная мобильность.

1БЬ: 1210, 1280, 1210, 1230, 1240.

Одним из ключевых элементов социальной политики является поддержка сферы образования. Производимые здесь блага удовлетворяют важнейшие потребности человека, значение и доля которых в общем спектре потребностей неуклонно растет. Продукт сферы образования не только обладает самостоятельной ценностью для непосредственных потребителей, но и представляет собой инвестиции, способные накапливаться и приносить экономическую и социальную отдачу в будущем. Наличие позитивного внешнего эффекта и длительный период окупаемости таких инвестиций диктуют необходимость существенного ограничения действия рыночных регуляторов. При опоре на рынок траектории развития системы образования расходятся с объективными потребностями экономики и общества, она начинает работать «вхолостую», попусту растрачивая вложенные ресурсы.

Эта проблема как нельзя остро дает о себе знать сегодня в России. Если на старте трансформационных процессов качество отечественного человеческого капитала практически безоговорочно признавалось важнейшим конкурентным преимуществом национальной экономики, то сегодня и эксперты, и работодатели, на практике сталкива-

ющиеся с «продуктом» системы образования, в один голос твердят об ухудшении его качества. Недавно разработанный Всемирным экономическим форумом индекс человеческого капитала [10] ставит Россию на 51 место из 122 стран. Международные эксперты в лучшем случае говорят об «оставшемся с советских времен наследстве человеческого капитала» [7, р. 104], в худшем - о «кризисе человеческого капитала в России» [8, р. 614-617].

Утрата страной лидирующих позиций и нарастание кризисных явлений в сфере образования во многом связаны с тем, что проводимая здесь государственная политика игнорирует особенности образования как социального блага, диктующие специфические механизмы его производства.

Особенности образования как социального блага

В сфере образования удовлетворяется «целый букет» различных индивидуальных и общественных потребностей, которые могут вступать в противоречие друг с другом и которые необходимо ранжировать (см. табл. 1). На индивидуальном уровне образование удовлетворяет, во-первых, естественную потребность человека в познании мира, развитии и самовыражении. Во-вторых, инструментальную потребность в приобретении полезных навыков и свойств, которые в будущем могут принести не только дополнительный доход, но и обширный спектр нематериальных выгод, связанных с возможностями карьерного и профессионального роста, условиями и содержанием труда, образом жизни, уважением окружающих, то есть в накоплении человеческого капитала. Существует также «второй круг» важных для индивида полезных эффектов образования, связанных с приобретением социальных связей и статусных характеристик.

Таблица 1

Потребности, удовлетворяемые в сфере образования

Общественные потребности Индивидуальные потребности

1. Передача следующим поколениям знаний и навыков, связанных с освоением и применением новых знаний 2. Обеспечение экономики квалифицированными кадрами 3. Социализация, усвоение принятых ценностей и норм, интеграция в общественную жизнь 4. Повышение социальной мобильности 1. Познание мира, духовное обогащение, саморазвитие 2. Приобретение знаний, навыков, компетенций (накопление человеческого капитала) 2. Установление социальных связей (накопление социального капитала) 3. Приобретение формального статуса - аттестата, сертификата, диплома (накопление символического капитала)

К числу функций образования, удовлетворяющих общественные потребности, относятся передача следующим поколениям накопленного запаса знаний и навыков, усвоение принятых в обществе ценностей и норм, обеспечение социальной мобильности и укрепление социального единения, а также обеспечение экономики рабочей силой требуемого качества.

Масштабность и разнообразие спектра общественных и индивидуальных потребностей, удовлетворяемых посредством образования, диктуют необходимость вовлечения в эту сферу значительных ресурсов. Общепризнанной является точка зрения о недостаточности одних лишь государственных усилий для успешного развития этой сферы и необходимости ее многоканального финансирования. Однако в отношении того, каким образом такое финансирование должно быть организовано, существуют различные концепции.

Сегодня даже либеральное крыло российских экономистов вынуждено признать недостаточность государственных инвестиций в образование. В качестве целевого ориентира развития этой сферы ими выдвигается создание комфортных условий для удовлетворения платежеспособного спроса на образование со стороны относительно обеспеченных слоев российского общества. Такой подход основан на постулатах экономического мэйнстрима, абсолютизирующих индивидуальный интерес и опору на рыночные механизмы, которые, как предполагается, в любой ситуации демонстрируют наибольшую эффективность.

Однако образование не является чисто рыночным благом. Издержки и выгоды его получения не могут быть полноценно рассмотрены в рамках неоклассической парадигмы. Мотивы инвестирования в образование имеют сложную структуру, определяются не только экономическими, но и социальными, культурными, психологическими факторами. От структуры индивидуальной мотивации (и соответственно структуры потребностей, на удовлетворение которых человек ориентируется при получении образования) во многом зависит результат обучения.

Получение образования представляет собой интерактивный процесс, который предполагает не только инвестирование материальных и финансовых ресурсов, но и значительный вклад собственного труда учащегося1. Поэтому отдача от инвестиций в значительной степени зависит от факторов, лежащих на стороне обучаемого: его личных трудовых усилий и природных задатков. В последнем случае налицо

1 Отметим, что на это обстоятельство указывал основоположник теории человеческого капитала Теодор Шульц, в целом рассуждавший в русле неоклассической парадигмы (См. [11. Р. 82-83]).

эффект дифференциальной ренты: подобно тому, как в сельском хозяйстве равные вложения капитала и труда дают разный урожай в зависимости от свойств земли, более одаренные студенты при равном объеме усилий достигают лучших результатов. Поэтому доступ к той или иной ступени образования должен быть либо свободный, либо на основе конкурсного отбора наиболее подходящих по индивидуальным характеристикам кандидатов. Наличие другого рода барьеров, связанных, например, с территориальной удаленностью, социальным статусом родителей или высокой оплатой обучения, которые затрудняют доступ к образованию выходцам из менее благополучных семей, выступает фактором, снижающим внутреннюю эффективность образовательного процесса.

Внешняя эффективность образования, его индивидуальная отдача и полезный эффект для общества в целом во многом зависят от того, в какой мере полученные в процессе обучения знания и навыки соответствуют народно-хозяйственной потребности, выраженной через спрос на труд со стороны работодателей. Даже если рассуждать в рыночной логике, следует обратить внимание на риски, связанные с тем, что решения об инвестировании в те или иные виды образования принимают экономические агенты, располагающие весьма ограниченной информацией о складывающейся в экономике структуре спроса на труд.

Расслоение школьного образования

Сокращение государственных инвестиций в образование на протяжении первого десятилетия реформ привело к ухудшению состояния материально-технической и кадровой базы отрасли. Этот процесс в наибольшей мере затронул массовые общеобразовательные школы, финансируемые преимущественно из местных бюджетов, которые обладали ограниченными возможностями самостоятельно зарабатывать средства через расширение коммерческих программ. В более благополучных регионах, особенно в столичных мегаполисах, привлечение средств населения и поддержка местных бюджетов позволили создать ограниченное число элитных школ, доступ в которые ограничен местом проживания, а также социальными связями и финансовыми возможностями родителей. Таким образом, школьники, проживающие в депрессивных регионах, малых городах и сельской местности поставлены в заведомо худшие условия при получении среднего образования, что снижает их шансы перехода на следующую ступень.

Существенным фактором снижения качества образования в массовой школе стала постепенная утрата стимулов к добросовестной работе как у преподавателей, так и у учащихся. Низкие заработки учителей заставляли их не только работать на полторы-две ставки, что

приводило к снижению качества уроков, но и строить учебный процесс таким образом, что значительная часть учащихся была не в состоянии усвоить материал на уроке. Это способствовало широкому распространению практики перекрестного репетиторства, которое за два десятилетия приобрело статус социальной нормы, пересмотр которой не может произойти «автоматически» в связи с некоторым повышением оплаты труда работников образования в последние годы.

В свою очередь старшеклассники утрачивают стимулы к усвоению знаний, так как вероятность успешного поступления в вуз все в большей мере зависит не от их личных усилий, а от платежеспособности и статуса семей. Тем самым происходит утрата традиционных, ассоциирующихся с советским прошлым нормативных установок, поддерживающих нормальное протекание учебного процесса. Уже на этапе школьного образования начинают действовать механизмы эрозии качества.

В отличие от высшего профессионального образования, где доля студентов, обучающихся на платной основе, устойчиво растет, коммерциализация школьного образования пока еще носит в основном скрытый характер. Тем не менее по оценкам, полученным на основе результатов мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ, более четверти совокупных инвестиций в школьное образование (26,7%) в 2012 г. составляли инвестиции домохозяйств. Средние затраты на обучение ребенка общеобразовательной школе в 2012 г. составили 32 тыс. руб. при их весьма высокой дифференциации по типам семей [6, с. 31].

Результаты исследования доступности качественного школьного образования, проведенного Национальным фондом подготовки кадров и Институтом социологии РАН, показали, что большая часть населения страны не имеет возможности получить полноценное школьное образование. В исследовании в зависимости от качества образования было выделено восемь кластеров школ. Если в первом кластере, объединяющем самые неблагополучные школы, 40% родителей указали, что получаемое детьми образование полностью бесплатно, то в восьмом кластере с наиболее высоким качеством образования соответствующая доля составила лишь около 10%. Более 10% школ элитного кластера оказывают образовательные услуги исключительно на платной основе, а еще 12% предполагают, по словам родителей, внесение платы при поступлении. Если ученик живет не в мегаполисе или хотя бы областном центре (где расположено подавляющее большинство хороших школ), а в маленьком городе или на селе, его шансы получить среднее образование на уровне, позволяющем успешно участвовать в конкурсных экзаменах для продолжения обучения на бесплатных отделениях вузов, близки к нулю [3, с. 51-52].

Таким образом, допуск коммерческих отношений в систему школьного образования способствует росту его дифференциации по

качеству производимых благ при снижении среднего уровня. Иными словами образование все хуже выполняет важнейшую общественную потребность в обеспечении социальной мобильности и укреплении социального единения. Неравенство закладывается уже на первых ступенях системы образования, на старте жизненного пути.

Деформации профессионального образования

После шокового сокращения загрузки системы высшего образования в начале 90-х годов прошлого века, на фоне сокращения государственного финансирования наблюдалось значительное расширение студенческого контингента. Рост охвата населения послешкольным образованием отражает объективные требования современного этапа социально-экономического развития и находится в русле мировых тенденций становления экономики знаний и повышения требований к интеллектуальным, общекультурным, творческим способностям человека. С точки зрения многих специалистов, первое высшее образование сегодня постепенно утрачивает характер профессионального и превращается в еще одну ступень общего образования, необходимую для усвоения общих сквозных компетенций, повышающих потенциал мобильности и адаптации к изменениям социально-экономической среды.

Эту позицию адвокаты неолиберальной реформы образования в России используют для оправдания расширения коммерческого сектора высшей школы. На протяжении последних двух десятилетий число вузов выросло более чем вдвое, в основном за счет бурного роста негосударственных учебных заведений, предоставляющих плат-

Таблица2

Расширение системы высшего профессионального образования в РФ

1990 2000 2005 2010 2011 2012

Число вузов 514 965 1068 1115 1080 1046

государственных 514 607 655 653 634 609

негосударственных - 358 413 462 446 437

Численность студентов (тыс. 2825 4741 7065 7050 6490 6075

чел.)

в государственных вузах 2825 4271 5985 5849 5454 5145

в негосударственных вузах - 471 1079 1201 1036 930

Охват образованием* - 50,1 68,0 91,1 80,0 90,0

"отношение численности принятых на первый курс студентов к численности возрастной когорты семнадцатилетних. Источник: Росстат. www.gks.ru.

ные образовательные услуги (см. табл. 2). Сегодня высшим образованием охвачено подавляющее большинство молодежи и на первый взгляд кажется, что оно постепенно становится общедоступным благом, широко и демократично потребляемым всеми слоями населения. Между тем сочетание недостаточного финансирования, пассивности государства и ускоренной коммерциализации запускает механизмы эрозии качества в высшем профессиональном образовании.

Традиционно ведущим мотивом получения образования была потребность в приобретении знаний и навыков, развитии способностей, а формирование социальных связей и повышение формального статуса воспринималось как естественный сопутствующий результат. Именно такая иерархия мотивов была социально одобряемой и способствовала поддержанию высоких стандартов качества в системе образования. Ситуация, сложившаяся сегодня, формирует иную структуру индивидуальной мотивации.

Столкнувшись с растущим предложением выпускников вузов на рынке труда, работодатели активно используют наличие диплома о высшем образовании в качестве фильтра при приеме на работу. В этих условиях потребность в накоплении человеческого капитала уступает место потребности в капитале символическом, дающем требуемый формальный статус. Как показывают регулярные социологические опросы ИСПИ РАН, на протяжении последних пятнадцати лет доминирующим мотивом поступления в вуз устойчиво выступает получение диплома о высшем образовании [2]. Многие студенты сознательно выбирают более дешевое (по совокупности трудовых и финансовых затрат) образование, что означает прямую заинтересованность в низком качестве приобретаемой «образовательной услуги». Это стимулирует распространение мягких форм коррупции, связанных со снижением стандартов качества в системе массового высшего образования по обоюдному согласию производителя (образовательного учреждения) и потребителя (студента).

Таким образом, в системе коммерческого образования как производитель, так и потребитель «образовательных услуг» заинтересованы в снижении их качества. Отсюда массовые жалобы со стороны работодателей на качество подготовки выпускников - соискателей рабочих мест. Печальный итог подводится в докладе международной некоммерческой организации Freedom House: «В российской системе образования, когда-то по праву гордившейся тем, что она сумела обеспечить доступ к качественному разностороннему образованию, зависящий исключительно от способностей и академических успехов, сегодня процветает такая же коррупция, как и во многих других сферах российской жизни - от парковки автомобилей до открытия собственного бизнеса» [9].

Деформации спроса на труд

Народно-хозяйственная эффективность образования, т.е. его вклад в экономический рост, зависит от того, в какой мере приобретенные навыки и компетенции соответствуют потребностям экономики в работниках различного профиля, структуре спроса на труд.

При всей сложности конкретных проблем, сопряженных с определением перспективной потребности в кадрах, следует отметить, что главные болевые точки этой потребности сегодня хорошо известны. До 75% вакансий, заявленных в службы занятости, стабильно приходится на рабочие профессии и специальности, которые должна готовить система среднего профессионального образования. Известен и перечень дефицитных специальностей, регулярно предоставляемых в профильные министерства региональными службами занятости. Тем не менее не только высшее, но и среднее профессиональное образование упорно поставляет на рынок труда кадры, ни по структуре, ни по качественным характеристикам не отвечающие текущим потребностям работодателей, не говоря уже о перспективных. Данные Комплексного наблюдения условий жизни населения, проведенного Росстатом, показали, что в соответствии с полученной в системе формального профессионального образования специальностью работает менее половины занятого населения России. При этом соответствие смещено в направлении старших возрастных групп, начинавших свою профессиональную карьеру в дореформенный период (см. табл. 3).

Таблица 3

Соответствие полученного профессионального образования выполняемой работе различных групп респондентов

Степень соответствия Доля

всех респондентов до 29 лет старше 60 лет

Соответствует 45,3 42,7 48,5

Частично соответствует 14,6 15,1 12,4

Не соответствует 39,6 42,0 38,8

из них

получили переподготовку 38,7 41,0 24,7

не получили переподготовки 60,8 58,5 74,6

Источник: Итоги комплексного наблюдения условий жизни населения. Росстат, 2012. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/kn-uin/tabl2.html

Происходит это потому, что рыночный механизм не реагирует на неподкрепленные финансированием общественные потребности. В связи с этим направления деятельности образовательных учреждений формируют те экономические агенты, от которых зависят перспективы их выживания и конкурентоспособности, - государство в мере, пропорциональной доле финансируемого им госзаказа, и индивидуальные потребители «образовательных услуг», оплачивающие услуги из собственного кармана, но имеющие слабое представление о реальных потребностях экономики. Голос работодателей принимается во внимание лишь в той мере, в которой они готовы финансировать образовательный процесс. В результате избыточный приток всех видов ресурсов в наиболее популярное у индивидуальных потребителей высшее образование обескровливает системы начального и среднего профессионального образования и усугубляет структурный дисбаланс на рынке труда (см. табл. 4).

Таблица 4

Динамика выпуска специалистов учреждениями профессионального образования РФ

Уровень профессионального образования Выпуск специалистов (индекс, 1990=100)

1995 2000 2002 2004 2006 2008 2010 2011 2012

Начальное профессиональное 66,1 60,0 58,6 55,7 53,4 47,5 45,6 40,6 38,0

Среднее профессиональное 74,5 91,1 105,0 110,1 109,9 105,4 98,4 89,1 83,6

Высшее 100,4 158,4 209,5 268,4 312,5 338,7 331,4 25,6 315,2

Источник: рассчитано по данным Росстата (Российский статистический ежегодник. 2003 г., 2009 г., 2013 г. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/doc_1135087342078)

Сегодня работодатели заявляют, что формальная система образования не готовит в нужном количестве, а часто не готовит вообще, необходимые им кадры. Поэтому вновь нанимаемых работников, если только у них не было опыта работы на аналогичном производстве, приходится переучивать или доучивать самостоятельно [1]. В свою очередь представители образовательных учреждений жалуются, что не имеют внятного заказа от работодателей в отношении профилей подготовки и наполнения учебных программ. В качестве одной из центральных проблем часто указывают несовершенство процедуры составления госзаказа, когда контрольные цифры приема на бюджетные места по различным профилям подготовки с минимальной коррекцией экстраполируются на будущий период и формально визируются представителями работодателей.

Однако даже грамотное формирование госзаказа в условиях, когда система высшего профессионального образования почти на две трети, а система среднего профобразования более чем на треть формируется за счет коммерческих студентов, не сможет развернуть совокупный профиль подготовки специалистов в направлении потребностей рынка труда. В отличие от корпоративных инвестиций в человеческий капитал, по природе своей ориентированных на потребность конкретных производств в работниках определенного профиля, направленность индивидуальных инвестиций иная. Сегодня молодежь делает социальный выбор в пользу высшего образования, экономико-юридических и гуманитарных специальностей, а расширение коммерческого сектора высшего образования делает этот выбор легко доступным практически для всех желающих.

Подходы к реформированию

Обостряющееся рассогласование системы профессионального образования и потребностей экономики заставляет работодателей признать необходимость своего активного участия в решении кадровых проблем. Сегодня работодатели (по крайней мере, на уровне инициатив РСПП и «Деловой России») готовы сотрудничать с государственными структурами в деле подготовки кадров для промышленных предприятий. Тем не менее работодатели единодушны во мнении, что их функции здесь вторичны, а ведущую роль должно играть государство.

Однако на протяжении двух десятилетий устойчивого недофинансирования сферы образования в обществе и экономике сформировалась система установок, институциональных правил и организационных структур, препятствующая ограничению коммерческих отношений и схем. В этих условиях можно предложить несколько работоспособных, на наш взгляд, механизмов коррекции сложившейся ситуации и тех подходов, которые применялись и продолжают применяться на очередном витке реформы образования.

Во-первых, это разработка прогнозов перспективной потребности в кадрах для практического использования населением при принятии решения о выборе профессии и/или сферы деятельности. В этой связи заслуживает внимание опыт США - страны, лидирующей по объему ресурсов, вкладываемых в прогнозирование тенденций развития рынка труда. Данные прогнозы ориентированы прежде всего на потенциальных соискателей рабочих мест и могут использоваться широким кругом индивидуальных пользователей.

Следует отметить, что сформированная на сегодняшний день практически поголовная ориентация молодого поколения россиян на обучение в вузе контрастирует с ситуацией во многих развитых странах,

где значительная часть молодежи сознательно выбирает прикладные профессии и специальности, получаемые на базе среднего профессионального образования. Вопреки распространенному мнению, сложившаяся в России структура индивидуальных предпочтений вовсе не является незыблемой реальностью, на которую невозможно повлиять. Так, по данным Департамента образования г. Москвы, в столичном регионе на фоне роста заработных плат представителей рабочих профессий и среднего технического персонала в настоящее время фиксируется поворот менталитета: с 10 до 20% выросла доля родителей, согласных на обучение своих детей в колледже, а не в вузе.

Во-вторых, необходима система независимой оценки качества профессионального образования с подсистемой распознавания и присвоения квалификации (независимой сертификации), которой доверяли бы работодатели. Проблема дефицита доверия постоянно дает о себе знать при рассмотрении самых разных аспектов реформирования образования. Работодатели относятся с подозрением к инициативам государства, крайне неохотно делятся производственной информацией, что создает проблемы с прохождением студентами производственной практики, не доверяют квалификационным сертификатам образовательных учреждений.

Следует специально подчеркнуть, что в связи с особым характером производимых благ в сфере образования развитие конкуренции между учебными заведениями может не только не поддерживать стандарты качества, но и способно оказывать прямо противоположный эффект. Убеждение, что качество образования растет за счет конкуренции между вузами, основано на ложной предпосылке о достаточной информированности и компетентности потребителей образовательных услуг. Однако образование - сложный продукт, обладающий к тому же отложенным эффектом проверки. Оно принадлежит к числу так называемых доверительных благ, качество которых потребитель не способен грамотно оценить при покупке. На рынках таких благ возрастает опасность недобросовестной конкуренции со стороны поставщиков (в данном случае образовательных учреждений), проявляющейся в так называемом оппортунистическом поведении, например, в предоставлении ими ложной информации, заведомо невыполнимых обещаний для достижения своих интересов [5].

В-третьих, следует пересмотреть подходы к оплате труда учителя. Сегодня широко апробируются разнообразные стимулирующие системы оплаты труда в социальных отраслях, в сфере образования. Однако в творческих видах деятельности, к которым относится труд учителей, действует сильная незарплатная мотивация к труду. Поэтому стимулирующая функция заработной платы здесь менее актуальна, чем, например, в массовых профессиях материального произ-

водства. На первый план выходит ее воспроизводственная функция. Зарплату не нужно пытаться как можно точнее увязать с сиюминутными результатами деятельности или колебаниями нагрузки - она должна быть достаточной для нормального воспроизводства работника. В терминологии Международной организации труда зарплата является достойной, когда обеспечивает возможность удовлетворения потребностей, необходимых для поддержания в нормальном состоянии сложной рабочей силы.

Смещение акцентов на стимулирующую функцию зарплаты приводит к тому, что значительная часть совокупных трудовых усилий используется непроизводительно, не на выполнение основных функций и прямых обязанностей, а на то, чтобы наилучшим образом представить свои достижения и результаты трудовой деятельности. В итоге выигрывают работники, которые перераспределяют свой фонд времени с основных функций на представительские, и как следствие, возникает нездоровая конкуренция, ухудшающая атмосферу в педагогических коллективах.

За лозунгом о необходимости повышения производительности труда в бюджетной сфере скрывается призыв к повышению его интенсивности, успешно реализуемый в связи с президентским посылом о доведении средней заработной платы педагогов до средней по региону. По данным экспертного опроса Аналитического центра при Правительстве РФ о последствиях принятия нового закона «Об образовании в Российской Федерации» [4], рост заработной платы школьных учителей в основном достигнут за счет роста нагрузки. При работе на 1 ставку получить заработную плату на уровне средней зарплаты по региону невозможно. Школьные учителя вынуждены работать на 1,5, а часто и на 2 ставки. Однако рост интенсивности труда чреват снижением его качества. Это особенно опасно в творческих видах деятельности, где производится нестандартный неосязаемый продукт, качество которого сложно напрямую оценить и контролировать, что в полной мере относится к образованию. В экономической теории есть понятие «эффективной заработной платы», под которой понимается зарплата достаточно высокая для того, чтобы заставить работника дорожить своим рабочим местом. Эффективная зарплата применяется там, где внешний контроль по отношению к работнику применить трудно. В образовании результат труда зависит прежде всего от уровня профессионализма педагога - его-то и надо измерять и стимулировать, устанавливая градации качества, лежащие в основе дифференциации уровней заработной платы, гарантированной работнику при условии добросовестного выполнения своих обязанностей.

В-четвертых, необходимо существенно расширить возможности продолжения образования на разных этапах трудовой жизни. Сегодня

общемировая тенденция состоит в том, что полученные на этапе первичного (базового) профессионального образования знания, навыки и компетенции устаревают достаточно быстро. Периодически обостряется несовпадение профессиональных характеристик, которыми обладают работники, и потребностей работодателей. Основным механизмом преодоления этого дисбаланса является развитие инфраструктуры непрерывного (вторичного) образования. Именно оно является наиболее перспективной «нишей коммерциализации», в пределах которой рыночные отношения способны существовать естественно и органично.

Сегодня в России система вторичного профессионального образования развита очень слабо. Методики и механизмы развития этого сектора в дефиците, институциональная и финансовая поддержка со стороны государственных структур и бизнеса практически отсутствует. С учетом перспективы расширения спроса со стороны взрослого населения на обновление профессиональных компетенций целесообразно постепенно переориентировать коммерческие отделения вузов на оказание услуг по дополнительному образованию, переобучению, переподготовке и повышению квалификации работающего населения, расширение системы его компетенций на основе образовательных модулей. При этом в продолжение образования могут инвестировать не только сами работники, но и работодатели, а также государственные службы занятости.

Такой комплекс мер позволит постепенно минимизировать коммерческую составляющую первичного профессионального образования и обеспечить формирование его пропорций на основе государственного заказа. Необходимо пресечь неэффективное использование финансовых, материальных и трудовых ресурсов на подготовку низкокачественных кадров по невостребованным специальностям, перекрыть дорогу к получению низкозатратного и некачественного высшего образования и заставить часть абитуриентов сделать перспективный (с точки зрения будущего трудоустройства) профессиональный выбор.

В большинстве стран постепенно формируются три порога доступа к получению образования. Обязательное образование, в той или иной форме, предоставляется всем вне зависимости от индивидуальных предпочтений, так как удовлетворяет общественную потребность в ликвидации функциональной неграмотности. Второй уровень - общедоступное образование предоставляется всем претендентам при условии соответствия их подготовки стандартам качества, что выявляется на основе неконкурсных квалификационных экзаменов. Объем и структура предоставляемых на этом уровне образовательных услуг формируются на основе учета потребностей населения. Пропорции третьего

уровня, к которому относится высшее профессиональное образование, формируются на основе учета потребности экономики в специалистах различного профиля. Соответственно, доступ к нему ограничен и предполагает конкурсный отбор наиболее способных, мотивированных и подготовленных абитуриентов.

Образование относится к числу отраслей нематериального производства, специфика которых требует сложного сочетания рыночных, квазирыночных и общественных механизмов развития и регулирования. Управление образованием в рыночной логике влечет за собой многоплановые негативные последствия, что убедительно доказал опыт российских реформ последних десятилетий. Доминирование рыночных механизмов, с одной стороны, ведет к подрыву принципа равенства образовательных возможностей, способствует расслоению общества, концентрации социального ресурса у элитарных слоев и групп. С другой стороны, под воздействием нерационального распределения ресурсов, искажения системы мотиваций, обострения структурных диспропорций происходит ухудшение качества образования, снижение отдачи от инвестиций в человеческий капитал.

Повысить внутреннюю и внешнюю эффективность сферы образования можно лишь на основе пересмотра концепции ее финансирования. Ведущим субъектом финансирования всех ступеней первичного образования должно выступать государство при максимально возможном привлечении ресурсов бизнеса. Инвестиционная активность домохозяйств, сегодня постепенно вытесняющих государство из сферы не только профессионального, но и общего школьного образования, должна быть переориентирована на сектор вторичного дополнительного образования. В условиях растущего динамизма экономической жизни, диктующего необходимость постоянной гибкой подстройки компетенций работников к изменяющейся структуре спроса на труд, роль вторичного дополнительного образования будет неизбежно возрастать.

Литература

1. Дефицит кадров: влияние на экономику и действия работодателей http://www.raexpert.ru/docbank/ca2/2ab/03a/bc0501cfce53dd7a3422e8e.pdf.

2. Ковалева Т.В., Селезнев И.А. Российская модернизация и реформа высшей школы // Россия: модернизация системы управления обществом. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2011 году. М.: ИСПИ РАН, 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Константиновский ДЛ. Неравенство в сфере образования: российская ситуация // Мониторинг общественного мнения. № 5 (99). Сентябрь-октябрь 2010.

4. Мониторинг реализации нового закона «Об образовании в Российской Федерации». Информационно-аналитическая записка. М.: Аналитический центр при Правительстве РФ, 2014.

5. Тамбовцев В. Реформы российского образования и экономическая теория // Вопросы экономики. 2005. № 3.

6. Шугаль Н.Б., Кононова А.Е. Финансовый Гольфстрим // Аккредитация в образовании. Февраль 2014.

7. Algieri B. Human Capital in Russia // The European Journal of Comparative Economics. 2006. Vol. 3, #1.

8. Balzer H. Russian Higher Education to 2020 // Russian Analytical Digest. 2011.

9. Freedom House. Country report Russia. 2003 edition. http://www. freedomhouse.org.

10. The Human Capital Report. Prepared in collaboration with Mercer. Geneva. World Economic Forum. 2013. http://www3.weforum.org/ docs/WEF_HumanCapitalReport_2013.pdf.

11. Schultz T.W. Investment in Human Capital: the Role of Education and of Research. N.Y., 1970.

I.V. SOBOLEVA

doctor habilitatus in economics, head of the Center of the Institute of economics of the

Russian Academy of sciences, Moscow, Russia

irasobol@gmail.com

SOCIAL AND ECONOMIC ASPECTS OF EDUCATIONAL REFORM The paper is devoted to the issues of educational reform in Russia. Based upon specific qualities of education as social good the paper argues for substantial limitation of market forces in the sphere of education. Special attention is given to the problem of human capital mismatch and possible approaches to overcoming it.

Keywords: education, investment, demand, human capital, quality erosion, mismatch, social mobility. JEL: I210,1280, J210, J230, J240.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.