Научная статья на тему 'Социальные функции в сфере услуг'

Социальные функции в сфере услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
422
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / ТОРГОВЛЯ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ТРАНСПОРТ / ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никишин А. Ф., Шипилова С. С.

В сфере услуг осуществляется непосредственный контакт с населением. Это определяет важную роль сферы услуг в обслуживании населения, ее высокую социальную ответственность. В статье рассматривается социальная функция электронной торговли как направления развития дистанционной торговли, транспорта, внутреннего туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные функции в сфере услуг»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

18. Kuznetsova A.A., Nikishin A.F., Mayorova E.A. Managing price policy of trade organizations in the internet. В сборнике: The Ninth International Conference on Economic Sciences Proceedings of the Conference. Vienna, 2015. С. 130-132.

19.Никишин А.Ф., Панкина Т.В., Шипилова С.С. Услуга самовывоза как фактор развития электронной торговли // Проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 10 (50). С. 36-39.

20.Ильяшенко С.Б., Солдатова Н.Ф. Инструменты повышения продаж в электронной торговле в период кризиса // Экономика и управление в машиностроении. 2015. № 6. С. 48-50.

© А.Ф. Никишин, С.Б.Алексина, 2016

УДК 658.8.011.1

А.Ф.Никишин,

К.т.н., доцент

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

г. Москва, Российская Федерация С.С.Шипилова, К.э.н., доцент

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

г. Москва, Российская Федерация

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ В СФЕРЕ УСЛУГ

Аннотация

В сфере услуг осуществляется непосредственный контакт с населением. Это определяет важную роль сферы услуг в обслуживании населения, ее высокую социальную ответственность. В статье рассматривается социальная функция электронной торговли как направления развития дистанционной торговли, транспорта, внутреннего туризма.

Ключевые слова

Сфера услуг, социальная функция, торговля, розничная торговля, электронная торговля, транспорт, туризм

Задача качественного обслуживания населения всегда является важной задачей государственной политики. В зависимости от того, насколько качественно оказываются населению услуги, можно сделать вывод о общей характеристике удовлетворенности населения.

Одной из отраслей, с которой непосредственно взаимодействуют потребители, является розничная торговля. В сфере розничной торговли высока роль социальной ответственности[1-5], зачастую именно по состоянию торговой сети делается вывод об общем уровне жизни населения в целом. В настоящее время в современной торговле произошли большие качественные изменения - к таким изменением можно отнести укрупнение существующих торговых организаций в крупные розничные торговые сети[6], наличие развитой сети контроля деятельности персонала[7]. Однако наиболее значимой тенденцией последних лет является развитие дистанционных форм торговли, в частности, электронной торговли[8-10].

Исторически дистанционная торговля была призвана обеспечить качественное товароснабжение удаленных регионов[11-13] с малой плотностью населения, в которых формирование широкого ассортимента традиционной торговли приводило к росту затрат[14].

Тем не менее, процесс традиционной дистанционной торговли был связан с массой временных задержек. К таким задержкам можно отнести время ожидания каталогов, формирования заказа, его обработки. При этом, в момент непосредственно доставки товара, актуальность заказа зачастую снижалась. Электронная торговля же позволяет автоматизировать указанные процессы, сокращая временные

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

затраты[15]. Одной из современных направлений развития электронной торговли является предоставление услуги самовывоза[16]. В этом случае процесс покупки-продажи товара максимально приближен в традиционной торговле, что позволяет предложить качественное обслуживании покупателей. Следует отметить, что сам факт поведения потребителя на сайте, просматриваемые им разделы каталога и товары, чтение отзывов о них - уже несут в себе информацию об объемах потенциального спроса[17].

Широкое развитие электронной торговли также определило возможность оказания торговых услуг населению непосредственно по его месту жительства. Если ранее обслуживание групп потребителей, испытывающих затруднение при посещении стационарных торговых объектов, требовало реализации специальных мер по социальной поддержке[18,19], то в настоящее время используются широко распространенные механизмы электронной торговли.

Огромное влияние на качество жизни населения оказывают услуги связи[20]. Если раньше проблемой являлось найти работающий телефон, то на сегодняшний день сети мобильной связи развиты повсеместно, и всегда имеется возможность сделать необходимый звонок.

Важной социальной задачей является также оказание транспортных услуг населению. В сфере ежедневных пригородных перевозок в настоящее время получили ускоренные пригородные поезда типа Спутник. На направлении Москва-Тверь Октябрьской железной дороги построены дополнительные пути, по которым запущены скоростные электропоезда типа "Ласточка", позволяющие комфортно добраться до Москвы из близлежащих городов.

Говоря о развитии дальнего пассажирского сообщения, следует, в первую очередь отметить развитие программы "Дневной экспресс". Запуск таких поездов, предоставляющих пассажиру высокий уровень комфорта, позволяет, тем не менее, снизить затраты пассажиров. Такие поезда следуют обычно с более высокими скоростями, пассажир же проводит время в комфортном кресле, просматривая телевизионные передачи. Пассажирам первого класса предоставляется питание, а цена билета может быть даже ниже, чем в третий, самый дешевый и некомфортный класс ночных поездов. Развитие программы дневной экспресс ведет к росту мобильности населения, чему способствуют комфортные условия проезда и более удобный дневной режим пропуска. Стандартное время в пути поездов с дневным режимом пропуска обычно от 4 до 7 часов, что ведет к тому, что у пассажира остается свободной как минимум половина дня. В этом сегменте особую важность имеет качество предоставляемых услуг. К сожалению, развитие скоростного сообщения ставит под пропуски обычные поезда. И в этой связи важной задачей является организация на стояночных пунктов различного рода сервисов, как минимум, предоставление услуг питания[21].

В настоящее время на железной дороге применяются различного рода акции, позволяющие резко снизить стоимость билета. К таким акциям можно отнести программу динамического ценообразования, акции "удачный вторник" и другие акции.

Важное значение имеет организация отдыха населения. К сожалению, в последние годы население России предпочитало зарубежные места отдыха. При этом возникали различного рода проблемы, к которым можно отнести невозможность контроля качества предоставляемых услуг со стороны правительства РФ, риски изменения геополитической обстановки, а также снижение доходов бюджета Российской Федерации. Проводимая в настоящее время линия на развитие внутреннего туризма направлена на привлечение жителей в места отдыха на территории Российской Федерации. В свою очередь, полученные доходы могут быть направлены на развитие туристической сферы России, что положительно скажется на повышении эффективности ее функционирования.

В заключении необходимо отметить важную социальную роль сферы услуг в экономическом развитии Российской Федерации.

Список использованной литературы:

1. Куренкова В.П. О социальной роли розничных предприятий на потребительском рынке. В сборнике: Развитие предпринимательства в торговле и услугах: проблемы и перспективы Материалы Международной

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

научно-практической конференции. Сборник научных статей преподавателей, аспирантов и студентов в 2 частях. под редакцией Рагулиной Ю. В.; Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы. 2013. С. 33-36.

2. Майорова Е.А., Никишин А.Ф. Влияние социальной ответственности на эффективность розничных торговых организаций // Сборник научных трудов SWorld. 2014. Т. 26. № 4.С. 23-24.

3. Майорова Е.А. Анализ и оценка эффективности применения нематериальных активов розничными торговыми организациями // Экономика и предпринимательство. 2014. № 4-1 (45-1). С. 745-749.

4. Майорова Е.А., Иванов Г.Г. Результаты исследования восприятия покупателями социальной ответственности торговых структур // Наука и бизнес: пути развития. 2015. № 5. С. 129-132.

5. Шинкарёва О.В., Майорова Е.А. Оценка влияния введения торгового сбора на деловой климат в секторе розничной торговли России // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 15. С. 2483-2498.

6. Иванов Г.Г., Ефимовская Л.А., Скоробогатых И.И., Сидорчук Р.Р., Мусатова Ж.Б. Методика ценового мониторинга на социально значимые продовольственные товары // Международная торговля и торговая политика. 2015. № 4 (4). С. 92-109.

7. Зюзикова Л.Д., Панкина Т.В. Персонал и его роль в повышении качества торгового обслуживания. В сборнике: Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. Уфа, 2016. С. 152-154.

8. Панкина Т.В. Современное состояние электронной торговли в России и за рубежом//Вопросы экономических наук. -2008. -№ 6. -С. 93-99.

9. Ильяшенко С.Б., Солдатова Н.Ф. Инструменты повышения продаж в электронной торговле в период кризиса // Экономика и управление в машиностроении. 2015. № 6. С. 48-50.

10. Магомедов Г.Д., Кахриманова Д.Г. Электронная торговля: модернизационный подход. В сборнике: Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. Уфа, 2015. С. 225-229.

11.Панкина Т.В. Электронная коммерция и электронная торговля: подходы к классификации//Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. -2008. -№ 5. -С. 80-84.

12. Сумина Е.С., Упирова В.Н. Проблемы развития дальнего востока и их преодоление. В сборнике: Проблемы социально-экономического развития регионов. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. Уфа, 2015. С. 108-110.

13. Красильникова Е.А. Развитие региональных рынков потребительских товаров в современных условиях экономики // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 11. С. 1607-1616.

14.Иванов Г.Г., Майорова Е.А., Никишин А.Ф., Шипилова С.С. Управление ассортиментом торговой организации // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2015. № 6 (73). С. 13.

15.Панкина, Т. В. Теоретико-методическое обеспечение процесса развития электронной торговли в малом бизнесе: автореф. дис.. канд. экон. наук/Т. В. Панкина. М., 2011. С. 9.

16.Никишин А.Ф., Панкина Т.В., Шипилова С.С. Услуга самовывоза как фактор развития электронной торговли // Проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 10 (50). С. 36-39.

17.Журкина Л.С., Уханова Ю.А., Никишин А.Ф., Панкина Т.В. Факторы, определяющие поведение покупателей в сети Интернет // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6-4 (50). С. 24-26

18.Иванов Г.Г., Майорова Е.А. Корпоративная социальная ответственность в торговом бизнесе // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 20. С. 3569-3582.

19. Куренкова В.П. Доступность розничных предприятии как социальная задача государственного регулирования торговой деятельности. В сборнике: Развитие экономики и предпринимательства в условиях экономических стратегий импортозамещения Материалы международной научно-практической

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

конференции, сборник научных статей преподавателей, аспирантов и студентов. под ред. Малышкова В.И.. Москва, 2015. С. 81-84.

20. Митяева О.А. Сегментация рынка по мотивам потребительского выбора. // Социология. 2011. N° 4. С. 158171.

21. Каращук О.С. Возможности развития общественного питания в условиях кризиса финансового рынка // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2009. - № 1. - С. 103-106.

© Никишин А.Ф., Шипилова С.С., 2016

УДК 336.671

О.Н. Пакова

к.э.н., доцент кафедры финансов и кредита ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» г. Ставрополь, Российская Федерация

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ДОПУСТИМОГО РИСКА ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО

СУБЪЕКТА

Аннотация

Рассмотрены актуальные проблемы управления финансовыми рисками, обоснована необходимость комплексного подхода в использовании методов прогнозирования прибыли организации как оценочного показателя допустимого риска.

Ключевые слова

Риск, прогноз, прибыль, выбор метода прогнозирования.

Управление экономикой и финансами непрерывно усложняется. Это связано с тремя группами причин:

- растущими объемами информации, которую требуется переработать для принятия управленческих решений;

- неопределенностью выбора оптимальной стратегии достижения целей в условиях непрерывно меняющихся среды и объекта управления;

- требованиями оперативности и синхронизации процесса принятия управленческих решений, протекающих в объекте управления [1, с. 143].

Тенденции развития локальной и глобальной общерыночной ситуации (малопредсказуемые изменения спроса, ужесточение ценовой конкуренции на традиционных рынках, диверсификация и завоевание новых рыночных ниш, риски при проведении операций) лежат в основе возрастающей роли специфических финансовых вопросов управления [2, с. 233]. В полной мере это касается проблемы управления финансовыми рисками хозяйствующих субъектов.

В самом общем понимании экономический риск представляет собой деятельность субъектов хозяйственной жизни, связанную с преодолением неопределенности ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность оценить вероятность достижения желаемого результата, отклонений от него и потерь [3, с. 149].

Огромный вклад в создание теории рисков был внесен Джоном Мейнардом Кейнсом. Его исследования заложены в основу управления рисками. По Кейнсу, с финансовой точки зрения следует различать риск 3-х степеней:

1) Допустимый риск, связанный с потерей прибыли.

2) Критический, связанный с потерей выручки или дохода.

3) Катастрофический, связанный с потерей ликвидных позиций, то есть с банкротством.

Прибыль - это чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности, а также основной источник финансовых ресурсов организации. Размер

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.