Научная статья на тему 'Социальные функции имама в современном российском исламском обществе (на примере мусульман Республики Башкортостан)'

Социальные функции имама в современном российском исламском обществе (на примере мусульман Республики Башкортостан) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
487
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМАМ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ИМАМА / КАЧЕСТВА ИМАМА / ИСЛАМСКАЯ РЕЛИГИЯ / МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБЩИНА / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ГАРМОНИЯ / ПОЛИЭТНИЧНОСТЬ / ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНОСТЬ / РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН / IMAM / SOCIAL FUNCTIONS OF IMAM / QUALITIES OF IMAM / ISLAMIC RELIGION / MUSLIM COMMUNITY / INTERFAITH HARMONY / POLYETHNICITY / MULTI-RELIGIOSITY / REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мавликасов Айбулат Хайдарович, Нуриаслямов Ринат Накибович

В статье показаны основные качества духовного лица в исламе имама, необходимые для его успешной деятельности. Определены социальные функции имама в российском мусульманском обществе на примере Республики Башкортостан. К числу основных социальных функций имама отнесены проведение религиозных обрядов, духовная работа, которая включает в себя психологическую, проповедническую и молитвенную составляющие, просветительская, контролирующая функции, организационная и социальная работа с населением, сохранение и продолжение традиций взаимоуважения и взаимотерпимости. Рассмотрены отдельные факторы, отрицательно влияющие на проповедническую деятельность имама (отсутствие достаточного уровня религиозных знаний, пренебрежительное отношение к работе и т. д.). Представлена особая роль имама в поддержке межконфессиональной гармонии в России и Республике Башкортостан, в повышении религиозной образованности населения и урегулировании конфликтных ситуаций между людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social functions of imam in the modern Russian Islamic society (by a case study of Muslims in the Republic of Bashkortostan)

The study describes the main qualities of imam, an Islamic religious leader, required for his successful activities. The research defines the social functions of imam in the Russian Muslim society by a case study of the Republic of Bashkortostan. The major social functions of imam include holding religious rites, spiritual activities as a psychologist, preacher, and prayer, educating and controlling functions, organizational and social work with people, preserving and maintaining traditions of mutual respect and tolerance. The paper considers certain factors that have an adverse impact on imam preaching (the lack of religious knowledge, negligence). The authors believe that imam plays a special role in promoting interfaith harmony in Russia in general and the Republic of Bashkortostan in particular, improving religious education of the population, and resolving conflicts between people.

Текст научной работы на тему «Социальные функции имама в современном российском исламском обществе (на примере мусульман Республики Башкортостан)»

УДК 316.74:297.17(470.57)

https ://doi.org/10.24158/spp.2019.1.4

Мавликасов Айбулат Хайдарович

специалист по научно-исследовательской работе с преподавателями и со студентами Научного управления Российского исламского университета Центрального духовного управления мусульман России

Нуриаслямов Ринат Накибович

декан теолого-педагогического факультета Российского исламского университета Центрального духовного управления мусульман России

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ИМАМА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ИСЛАМСКОМ ОБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ МУСУЛЬМАН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН) [1]

Mavlikasov Aibulat Khaidarovich

Expert in Teachers and Students Research Management, Research Office, Russian Islamic University of the Central Spiritual Muslim Board of Russia

Nuriaslyamov Rinat Nakibovich

Dean of the Theology and Education Science Department, Russian Islamic University of the Central Spiritual Muslim Board of Russia

SOCIAL FUNCTIONS OF IMAM IN THE MODERN RUSSIAN ISLAMIC SOCIETY (BY A CASE STUDY OF MUSLIMS IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN) [1]

Аннотация:

В статье показаны основные качества духовного лица в исламе - имама, необходимые для его успешной деятельности. Определены социальные функции имама в российском мусульманском обществе на примере Республики Башкортостан. К числу основных социальных функций имама отнесены проведение религиозных обрядов, духовная работа, которая включает в себя психологическую, проповедническую и молитвенную составляющие, просветительская, контролирующая функции, организационная и социальная работа с населением, сохранение и продолжение традиций взаимоуважения и взаимотерпимости. Рассмотрены отдельные факторы, отрицательно влияющие на проповедническую деятельность имама (отсутствие до-статочного уровня религиозных знаний, пренебрежительное отношение к работе и т. д.). Представлена особая роль имама в поддержке межконфессиональной гармонии в России и Республике Башкортостан, в повышении религиозной образованности населения и урегулировании конфликтных ситуаций между людьми.

Ключевые слова:

имам, социальные функции имама, качества имама, исламская религия, мусульманская община, межконфессиональная гармония, полиэтничность, поли-конфессиональность, Республика Башкортостан.

Summary:

The study describes the main qualities of imam, an Islamic religious leader, required for his successful activities. The research defines the social functions of imam in the Russian Muslim society by a case study of the Republic of Bashkortostan. The major social functions of imam include holding religious rites, spiritual activities as a psychologist, preacher, and prayer, educating and controlling functions, organizational and social work with people, preserving and maintaining traditions of mutual respect and tolerance. The paper considers certain factors that have an adverse impact on imam preaching (the lack of religious knowledge, negligence). The authors believe that imam plays a special role in promoting interfaith harmony in Russia in general and the Republic of Bashkortostan in particular, improving religious education of the population, and resolving conflicts between people.

Keywords:

imam, social functions of imam, qualities of imam, Islamic religion, Muslim community, interfaith harmony, polyethnicity, multi-religiosity, Republic of Bashkortostan.

С конца 1980-х гг. в России началось религиозное возрождение. В условиях кризиса идентичности советских граждан все большее число людей стало обращаться к религии, которой придерживались их предки. Данная тенденция была характерна не только в целом для страны, но и для отдельных регионов государства, в которых исторически сложившееся вероисповедание населения отличалось от православной веры, характерной для подавляющего большинства россиян.

На сегодняшний день такой регион Российской Федерации, как Республика Башкортостан, отличается и полиэтничностью, и поликонфессиональностью. Коренное население территории исторического Башкортостана - башкиры - с X в., со времен распространения среди них ислама, придерживаются исламской религии. Другие народы - русские, татары, чуваши, мордва и т. д., массово переселившиеся в регион с XVII по XX в., привнесли в религиозную картину края поликонфессио-нальность. В настоящее время более 80 % населения республики являются приверженцами двух крупных религий - ислама и христианства (точнее, такой ветви христианства, как православие). Чуть

больше половины населения региона составляют мусульмане (52 %) [2, с. 112]. Башкортостан занимает первое место среди регионов России по численности приверженцев исламской религии.

Начавшееся с конца 1980-х гг. массовое строительство культовых зданий исламской религии (мечетей) в Республике Башкортостан, как показывает практика, занимает гораздо меньше времени, чем подготовка достойных квалифицированных специалистов в сфере религии. Главной задачей мусульманских духовных учебных заведений является обучение и воспитание в кратчайшие сроки имама-проповедника, т. е. духовного лица, заведующего мечетью. Недостаточная подготовленность имамов приводит к тому, что люди имеют неправильное представление о личности исламского религиозного деятеля. Как правило, для них это пожилой человек с бородой, на голове которого специальный головной убор - тюбетейка и главная задача которого заключается в проведении религиозных обрядов (никах (бракосочетание), имянаречение, джаназа (похороны) и поминки). Поэтому в статье, основываясь на первоисточниках исламской религии, трудах ученых и религиозных мыслителей и многолетнем опыте работы в преподавательской сфере в мусульманской духовной образовательной организации - Российском исламском университете Центрального духовного управления мусульман России, мы постараемся раскрыть, систематизировать и обобщить информацию о социальных функциях имама и качествах, необходимых для их выполнения, на примере мусульманского социума Республики Башкортостан.

Прежде всего отметим, что имам - это религиозный деятель, в перечень социальных функций которого наряду с проведением религиозных обрядов входит духовная работа с населением (пожилыми, но в первую очередь с молодым поколением).

Функцию духовной работы с населением можно разделить на три составляющие.

Первая - психологическая. Имамы исполняют роль психологов. К ним обращаются за помощью не только прихожане, соблюдающие все каноны исламской религии, но и простые люди, непрактикующие мусульмане. Религиозный служитель, опираясь на знания Священного Писания и личный опыт, поддерживает обращающихся к нему за психологической помощью, советует, как поступить в той или иной ситуации, старается привить им духовно-нравственные качества, которыми должен обладать любой индивид, вне зависимости от расовой, половой и конфессиональной принадлежности.

Вторая - проповедническая. Главной задачей проповедников всех религий, в том числе исламской, является формирование и воспитание нравственности в людях. В этом отношении ислам - это покорность Богу, смиренность, терпеливость, стойкость к трудностям, следование наставлениям посланника Бога - пророка Мухаммада. В хадисе (части) Сунны пророка Мухам-мада (Священном предании мусульман) говорится, что посланник Бога - Аллаха сказал: «Тот не из нас, кто не уважает старших и не милосерден к младшим!» [3]. В другом хадисе говорится: «Поистине, Аллах любит того, кто кроток и доброжелателен» [4]. Поэтому каждый имам руководствуется данными правилами.

Имам - большой специалист в вопросах, касающихся религии, обладающий соответствующими знаниями и умениями. Как правило, таких специалистов готовят в специализированных религиозных образовательных заведениях - медресе (исламских колледжах), университетах (институтах), исламских академиях. Для овладения необходимыми компетенциями будущему имаму как специалисту, тесно контактирующему с людьми, недостаточно изучить теоретический материал, важно его практическое закрепление после прохождения каждой темы занятия.

Ученый человек должен уметь донести информацию до слушателя. Иногда случается так, что религиозно образованный человек, обладающий глубокими знаниями, выступает перед публикой или ведет занятия, но его речь не находит отклика у слушающих. Следовательно, владение информацией не всегда означает умение ее передавать. В этом смысле остро стоит вопрос педагогического образования, так как ораторское мастерство - один из главных инструментов передачи знаний.

Обычно имам лаконичен в своих речах. Служитель с почтительностью относится к слушателям, уважает традиции общества, в котором он ведет религиозную деятельность, если эти традиции не несут в своей основе явный вред. Используя правильную интонацию, мимику, жесты, терминологию, проповедник стремится быть убедительным при выступлении на публике. Имам всегда следит как за своим внутренним миром, так и за внешностью.

Не каждое выступление бывает качественным, иногда выступающий не достигает поставленной цели. Проповеднику необходим опыт для ведения проповеди - вагазов. Среди факторов, приводящих к неуспешному выступлению и в целом отрицательно сказывающихся на деятельности имама, можно отметить следующие:

1) отсутствие должного уровня религиозных знаний. Проповедник вследствие своей малообразованности может принести больше вреда, чем пользы. Такой имам может ввести слушателей в заблуждение, и у них возникнут сомнения. У прихожан может навсегда исчезнуть желание посещать мечеть, если из-за своей необразованности имам совершит серьезные ошибки и обидит их;

2) отсутствие интереса и пренебрежительное отношение к своей деятельности. Имам должен постоянно осуществлять свою деятельность, даже вне религиозного учреждения. Имам -это не профессия, а духовное наставничество. Духовный наставник должен быть примером для других, особенно верующих;

3) отсутствие у религиозного служителя определенных качеств: руководителя, организатора, человека, который умеет выслушать, помочь принять правильное решение, чьи слова соответствуют действительности и не расходятся с действиями;

4) отсутствие коммуникабельности. Иногда бывает так, что имам не ведет, не способен вести религиозную деятельность за пределами мечети. Стоит отметить, многие прихожане, считая себя грешными, боятся заходить в мечеть или думают, что совершать молитвы может только священнослужитель. В этом случае задача имама заключается в том, чтобы вовремя обозначить проблему прихожан и войти в контакт с ними, помочь раскрыться;

5) отсутствие информации о прихожанах, связи с ними. Имам должен «завоевать» общину [5], тогда он получит уважение и расположение ее членов. Отсутствие любви и уважения к духовному лидеру отрицательно сказывается на эффективности его работы. Отметим, чтобы действительно завоевать расположение прихожан, имаму потребуются годы кропотливой работы. Обязательна индивидуальная работа имама со своей общиной: участие в социальной жизни прихожан, на маджлисах [6], посвященных имянаречению, никаху, джаназе, где он выполняет одну из главных ролей при совершении религиозных действий;

6) отсутствие внешних условий для деятельности имама: помещения для совершения поклонения, ведения проповеди, необходимой аппаратуры и т. д. Как правило, это распространенная проблема, которая связана с недостатком финансов.

Существуют и другие немаловажные вопросы. Например, невозможность оплаты коммунальных услуг, отопления и электричества в мечети. В условиях отсутствия заработной платы имамы, вышедшие на пенсию, еще могут жить за счет пенсионных накоплений, но молодые специалисты работают религиозными служителями в свободное от основной деятельности время, погашая все расходы на содержание мечети за счет собственных средств и выполняя работу «на энтузиазме», из чувства долга перед другими и Богом, с верой в необходимость своих трудов в этом направлении.

Как подчеркивалось выше, проповедническая деятельность является одной из основных в работе имама. В связи с этим кратко обозначим виды проповедей, к каждой из которых имам готовится соответственно:

1) пятничная проповедь, которая является обязательной (т. е. фарзом), а также наиболее распространенной. Имам готовится к ней каждую неделю;

2) праздничная проповедь, другими словами проповедь праздника разговения [7] и жертвоприношения (курбан);

3) проповедь при никахе;

4) проповедь при имянаречении;

5) проповедь при похоронах.

Проповедь произносится как на арабском, так и на других языках. Имам должен вести проповедь на том языке, который является общедоступным для прихожан. Язык - это важный инструмент, и если между слушателями и проповедником присутствует языковой барьер, то эффекта от вагаза не будет.

Проповедническая речь (хутба, или иначе вагаз) - это инструмент, посредством которого можно донести религиозные основоположения, нравственно-моральные ценности и ответы на проблемные вопросы. По своему содержанию проповеди похожи и отличаются только темой.

Третья - молитвенная. Важнейшей социальной функцией имама в мечети является проведение молитв. В этом ему помогает муаззин, который призывает общину на молитву в определенное время. Если одновременно имам выполняет функцию проповедника и проводит молитвы, то он является имам-хатыбом.

Таким образом, имам - первое лицо в мусульманской общине, религиозное служение которого означает просвещение общества в вопросах религии. Имам - духовный наставник, который показывает, как следует совершать то или иное поклонение, разъясняет образ действия и обучает ему.

Мусульманская община - это слаженная работа нескольких структур. В идеале в состав служителей мечети входят имам, имам-наиб (заместитель имама), муаззин, преподаватель основ ислама, председатель общины, бухгалтер (или кассир), а также минимум десять членов общины. Однако в некоторых мечетях (в основном в деревнях) на имама возлагаются сразу несколько функций: приходится выполнять религиозную деятельность, смотреть за хозяйством, контролировать призыв к молитве (азан) и пр.

К социальным функциям имама относятся также просветительская - обучение основам ислама (в том числе чтению Священного Корана [8]), функция организационной и социальной работы с населением.

Просветительская функция. Если имам физически (из-за отсутствия времени) не может выполнить задачу повышения религиозной образованности прихожан, то должен постараться организовать воскресные курсы по обучению основам ислама. Самая важная и первостепенная задача в обучении - научить чтению Священного Писания.

Имамам необходимо довести прежде всего до молодого поколения основы нравственного воспитания, поскольку молодое поколение - это будущее страны. В этом направлении деятельности религиозному руководителю местной общины необходимо разработать четкий план работы. Вначале - формирование группы учащихся, определение удобного для них времени, программы. Как правило, имамы проводят занятия 1-2 раза в неделю (субботу и воскресенье) по 3 часа. Темами занятий являются основы ислама, исламской нравственности, чтение Священного Писания.

Функция организационной и социальной работы. Религиозный служитель участвует во всех мероприятиях, проводимых администрацией поселения, оказывает помощь неблагополучным семьям, т. е. занимается социальной работой. Имам-хатыб, выполняющий религиозное служение, не должен ограничиваться стенами своей мечети. Религия охватывает все сферы человеческой жизни. Поэтому служителю следует участвовать в разных мероприятиях, общаться с людьми, просвещая и напоминая об общих нормах морали, милосердии к другим, об уважительных отношениях в семье, со старшими и младшими. Следует отметить, что пророк Мухаммад выполнял все эти социальные функции в полной мере, вся его жизнь была подчинена служению Богу (Аллаху) и призыву к религии. Ему не платили денег, но в то же время он готов был поделиться последним. Пророк Мухаммад - эталон, на который должен равняться каждый имам.

Имам поддерживает самые тесные отношения, основанные на доверии и уважении, с прихожанами. Для установления таких отношений он устраивает различные мероприятия: маджлис, конкурсы (например, на знание основ ислама среди детей), экскурсии по историческим местам -религиозным святыням, субботники. Такого рода мероприятия способствуют укреплению дружбы и установлению положительных взаимоотношений между имамом и населением. В исламе общение занимает особое место, оно должно быть направлено на усиление уз братства между людьми, развитие дружеских связей и взаимопомощь в обществе. Это необходимо, чтобы люди существовали не просто как отдельные личности, но и как общество. Чаще всего люди собираются вместе и общаются друг с другом, чтобы выполнить какие-то религиозные обязанности: совершают коллективный пятикратный намаз (каноническая молитва в исламе), пятничный намаз, дважды в год - праздничный намаз, хадж (паломничества), участвуют в похоронах, бракосочетании, обряде имянаречения, посещают мероприятия на религиозные темы, уроки и т. п.

После выполнения религиозных обязательств по отношению к прихожанам имам 10-15 минут читает проповедь на актуальные для них темы. Священнослужителю важно уметь подбирать темы проповеди. Например, после проведения обряда имянаречения необходимо сообщить родителям о нормах воспитания детей, которые им следует запомнить (для этого можно составить памятку).

Религиозный деятель в соответствии с исполняемыми им социальными функциями тесно взаимодействует с людьми и неизбежно оказывается втянутым во всякого рода конфликты. Чаще всего это проблемы, возникающие среди прихожан. Они могут быть вызваны различиями в мировоззрении, уровне образования, социальном, экономическом положении, возрасте. Прихожане по-разному относятся к различным явлениям. Некоторые люди, особенно пожилого возраста, нетерпимы к шуму, устраиваемому в мечети детьми, другие относятся к этому спокойно. То же касается и порядка совершения намазов - быстрее или медленнее.

В связи с этим имам выполняет контролирующую функцию. Имаму необходимо наблюдать за прихожанами, обращать внимание на их поступки и высказывания, использовать различные методы и способы урегулирования отношений с ними, при этом проявляя терпение, доброжелательность, учтивость, показывая свою любовь и уважение [9, с. 54]. В одном из хадисов пророка говорится: Абу Муса передает, что когда посланник Аллаха отправлял его вместе с Муазом в Йемен, то сказал им: «Облегчайте, а не создавайте трудности, несите благие вести, а не внушайте отвращение (к религии)» [10].

Сегодня, когда существует угроза распространения экстремизма, работа имама, проблемы, препятствующие его деятельности, становятся особенно актуальными для всего общества [11]. Религиозные деятели в числе прочего должны максимально содействовать предотвращению данного «вируса» нашей среды.

В Республике Башкортостан, полиэтничной и поликонфессиональной, на социальные функции имама и качества, которыми он должен обладать, накладывается определенная дополнительная нагрузка.

Распространение ислама по миру способствовало его трансформации, приспособлению к местным условиям. Синкретизм с местными особенностями и традициями является основной особенностью «традиционного ислама». Традиционный ислам Республики Башкортостан, как в целом в России, характеризуется тем, что «за многие столетия совместной жизни с христианами мусульмане выработали уникальную религиозную культуру - открытую, терпимую и динамичную...» [12, с. 53]. В настоящее время 52 % населения республики исповедуют ислам, 32,7 % -христианство, 1,2 % - другие религии, 14 % придерживаются атеистического мировоззрения [13, с. 112]. По данным этносоциологического опроса, почти каждый десятый из ста опрошенных респондентов русской национальности ощущал себя мусульманином. Среди части татар (3,9 %) и башкир (3,1 %) имеются респонденты, исповедующие христианскую религию [14, с. 85]. Несмотря на это, граждане разных национальностей, исповедующие разные религии, весьма толерантно относятся к представителям других верований. Результаты опроса 2014 г. показывают, что 89,5 % респондентов русской, 87,2 % татарской, 85,2 % башкирской и 88,9 % других национальностей с уважением относятся к людям других религиозных взглядов [15, с. 91].

Многовековые традиции проживания башкир, русских, татар и представителей других народов на территории Башкортостана сформировали у населения особое, более толерантное отношение к поликонфессиональности региона и российского государства в целом [16]. В связи с этим имамы Башкирии, учитывая особенности межконфессиональных отношений в башкирском крае, осуществляют социальную функцию сохранения и продолжения традиций взаимоуважения и взаимотерпимости, стремятся привить мусульманам любовь и почитание к приверженцам других религиозных верований, в целом к полиэтничности и поликонфессиональности общества.

Таким образом, духовное лицо в исламской религии - имам - в современном мусульманском социуме Республики Башкортостан выполняет следующие социальные функции: проведение религиозных обрядов, духовная работа с населением (психологическая, проповедническая, молитвенная функции), просветительская функция, организационная и социальная работа с населением, контролирующая функция (разрешать противоречия, возникающие в процессе социального взаимодействия, предотвращать и урегулировать конфликты в обществе), функция сохранения и продолжения традиций взаимоуважения и взаимотерпимости.

Для выполнения своих социальных функций религиозный деятель должен не только быть специалистом в области религиозных знаний и умений, но и иметь общее представление о всех областях человеческой деятельности, поскольку постоянное тесное общение с разными людьми требует наличия разнообразных знаний и интересов, умений находить общие темы для бесед. Имам должен быть искренним, доброжелательным в общении, желающим помочь людям в решении их вопросов по мере своих возможностей, отличным оратором, своего рода дипломатом в разрешении различных общественных противоречий. Самое главное, деятельность имама должна быть направлена на формирование и воспитание нравственных качеств людей, а для этого духовный служитель сам должен быть высоконравственным человеком. Имам - это не профессия, а неотъемлемая составляющая образа жизни работающего духовным служителем, поэтому индивид, называющийся имамом, должен быть примером всегда и везде [17].

Время не стоит на месте, общество постоянно развивается, соответственно, появляются новые вопросы, на которые священнослужитель, не противореча истокам религиозных знаний, должен знать правильные ответы. Поэтому он должен совершенствоваться: получать новые знания, изучать методику общения с людьми, воспитывать и восполнять в себе недостающие положительные качества, зарождать у себя и у общества интерес к своему делу.

Таким образом, необходимо особо обратить внимание на то, какую важную роль играет религиозный деятель в современном обществе. Духовное лицо исламской религии - имам должен выполнять поставленные перед ним сложные задачи: проводить религиозные обряды, направлять верующих людей по истинному пути религии, защищать свою общину от всякого рода радикальных проявлений. Имам в российском мусульманском обществе исполняет роль психолога, поддерживая духовно всех, обращающихся к нему, помогая в преодолении трудностей, обучая терпению, смирению и доброте. Имам выполняет значимую роль, призывая граждан к уважению и терпимости по отношению к представителям других верований в условиях многокон-фессиональности России. Одним из наиболее ярких примеров полиэтничного и поликонфессионального общества России является социум Республики Башкортостан, где многовековое добрососедское проживание людей разных религиозных верований поддерживалось и сегодня поддерживается, в том числе огромной работой, которую ведут имамы республики.

Ссылки и примечания:

1. Статья подготовлена в рамках реализации государственной программы «Подготовка специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама» в 2017-2020 гг., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2016 г. № 2452-р, с изменениями от 20 декабря 2017 г. № 2878-р и от 8 июня 2018 г. № 1148-р «Организация и проведение методологических семинаров с целью обсуждения содержательных аспектов реализации программ подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама».

2. Социологический ответ на «национальный вопрос»: пример Республики Башкортостан [Электронный ресурс] : ин-форм.-аналит. бюл. М., 2012. 124 с. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=2459 (дата обращения: 28.01.2019).

3. Обязанности мусульман по отношению друг к другу [Электронный ресурс] // IslamDag.ru. 2010. 28 янв. URL: http://is-lamdag.ru/vse-ob-islame/26169 (дата обращения: 28.12.2018).

4. Там же.

5. В данном случае под мусульманской общиной понимается совокупность прихожан, систематически посещающих определенную мечеть или несколько мечетей, которые расположены на определенной территории, и обращающихся к определенному имаму (имамам).

6. Маджлис - название парламента и в целом Народного собрания некоторых народов и государств. В данном случае под маджлисом понимается любое мероприятие исламского духовного содержания, в котором активную роль играет имам (имамы).

7. Разговение (ифтар) - вечерний прием пищи во время месяца Рамадан - месяца обязательной для мусульман традиции временного воздержания от принятия пищи и питья. Разговение проводится после вечерней молитвы по местному времени.

8. Коран - Священное Писание мусульман.

9. Али Эрдогду. Искусство проповеди / пер. с тур. Г. Ахметьяновой. Стамбул, 2016. 168 с.

10. Хадис: будь доволен и не ослушайся, проповедуй и не отталкивай [Электронный ресурс]. URL: https://www.alukah.net/library/0/48918/ (дата обращения: 29.01.2019). На араб. яз.

11. Chittick W.C. Faith and Practice of Islam. N. Y., 1992. 322 p.

12. Лескин Д.Ю., Житинев Т.Е. Религии мира. Ислам. Буддизм. Иудаизм : конспект лекций. Ч. 2. Самара, 2011. 187 с.

13. Социологический ответ ... С. 112.

14. Этносоциологический опрос исследовательского проекта «Современные этнические процессы в Башкортостане: этнич-ность, идентичность и толерантность», проведенный в 2014 г. Выборка составила 1000 чел. Опрос проводился в городах Белорецке, Бирске, Давлеканово, Дюртюли, Кумертау, Нефтекамске, Стерлитамаке, Октябрьский, Туймазы, Уфе, Учалы, районах Альшеевском, Балтачевском, Дюртюлинском, Краснокамском, Куюргазинском, Миякинском, Стерлиба-шевском, Туймазинском, Учалинском, Уфимском, Хайбуллинском Республики Башкортостан. См.: Сафин Ф.Г., Мухта-сарова Э.А., Сиразетдинов К.О. Конфессиональная идентичность и уровень религиозности населения Башкортостана (по данным этносоциологических исследований) // Вестник ВЭГУ. 2017. № 6 (92). С. 82-92.

15. Там же. С. 91.

16. Мавликасов А.Х. Противоречия в понимании политического абсентеизма как показателя формирования гражданского общества (на примере Республики Башкортостан) // Восьмые Ковалевские чтения : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. Ю.В. Асочаков. СПб., 2013. С. 268-270.

17. Абуль-Хасан Аль Ашари. Древо достоверности веры. Уфа, 2015. 156 с. ; Адыгамов Р.К. Основы проповеди и обязанности имама : учеб. пособие. М., 2014. 460 с. ; Нуриаслямов Р.Н. Исламская нравственность : учеб. пособие. Уфа, 2016. 169 с. ; Саид-афанди аль-Чиркави. Сокровищница благодатных знаний. 3-е изд. Махачкала, 2010. 469 с. ; Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф. Основы исламской веры. М., 2014. 544 с.

References:

Abul-Hassan Al Ashari 2015, Tree of Faith, Ufa, 156 p. (in Russian).

Adygamov, RK 2014, The Basics of Preaching and the Duties of Imam: textbook, Moscow, 460 p., (in Russian). Ali Е^оо^и 2016, The Art of Preaching, Istanbul, 168 p., (in Russian). Chittick, WC 1992, Faith and Practice of Islam, New York, 322 p.

Hadith: Be Pleased and Disobey, Preach and Do Not Push Aside 2019, viewed 29 January 2019, <https://www.alukah.net/li-brary/0/48918/>, (in Arabic).

Leskin, DYu & Zhitinev, TE 2011, Religions of the World. Islam. Buddhism. Judaism: lecture notes, part 2, Samara, 187 p., (in Russian).

Mavlikasov, AKh 2013, 'Contradictions in the Understanding of Political Absenteeism as an Indicator of the Formation of a Civil Society (on the Example of the Republic of Bashkortostan)', in YuV Asochakov (ed.), Vos'myye Kovalevskiye chteniya: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf., St. Petersburg, pp. 268-270, (in Russian). Nuriaslyamov, RN 2016, Islamic Morality: textbook, Ufa, 169 p., (in Russian).

'Responsibilities of Muslims in Relation to Each Other' 2010, IslamDag.ru, Jan. 28, viewed 28 December 2018, <http://is-lamdag.ru/vse-ob-islame/26169>, (in Russian).

Safin, FG, Mukhtasarova, EA & Sirazetdinov, KO 2017, 'Confessional Identity and the Level of Religiosity of the Population of Bashkortostan (According to Ethnosociological Research)', Vestnik VEGU, no. 6 (92), pp. 82-92, (in Russian). Said-afandi al-Chirkavi 2010, Treasury of Grace Knowledge, 3rd ed., Makhachkala, 469 p., (in Russian). Sheikh Muhammad Sadyk Muhammad Yusuf 2014, Basics of the Islamic Faith, Moscow, 544 p., (in Russian). Sociological Answer to the "National Question": the Example of the Republic of Bashkortostan 2012, Moscow, 124 p., viewed 28 January 2019, <http://www.isras.ru/publ.html?id=2459>, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.