Научная статья на тему 'Социальные функции художественной критики в культурном пространстве общества'

Социальные функции художественной критики в культурном пространстве общества Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
613
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КРИТИКА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / МИСТИФИКАЦИЯ / ART LITERACY / MORAL QUALITIES / PUBLIC PURPOSE / RESPONSIBILITY / HOAX / ART CRITIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дорогова Людмила Николаевна

В статье анализируются различные функции, которые в разных конкретных жизненных ситуациях выполняет социальный институт художественной критики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL FUNCTION OF ART CRITICISMIN THE CULTURAL SPACE OF SOCIETY

The article analyzes the various functions that are specific to the various situations performs a social institution of art criticism.

Текст научной работы на тему «Социальные функции художественной критики в культурном пространстве общества»

УДК 18.09 ББК 7.01

социальные функции художественной критики в культурном пространстве общества

дорогова Людмила Николаевна,

доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных наук, Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма, ул. 5-я Магистральная, д. 5, г. Москва, Россия, 123007,

e-mail: l.n.dorog@mail.ru

Аннотация

В статье анализируются различные функции, которые в разных конкретных жизненных ситуациях выполняет социальный институт художественной критики. Ключевые слова

Художественная критика, художественная грамотность, нравственные качества, общественные цели, ответственность, мистификация.

12

Художественная критика является составной частью художественной жизни общества. С самого раннего этапа своего появления как специализированного вида духовного производства процесс художественного творчества неизменно сопровождался оценкой созданного как самим художником, так и теми, для кого предназначалось то или иное произведение. Критическая оценка любого артефакта неизбежно содержит в себе не только эстетический, но и нравственный момент, проявляющийся в целом наборе факторов. В их числе могут быть названы: фактор общей и конкретно-видовой художественной грамотности критика, дающей автору суждения профессиональное право выносить эстетический приговор; фактор наличия чувства справедливости; фактор владения необходимым лексическим богатством, способным в адекватной языковой форме фиксировать то или иное суждение и не нанести оскорбления творцу, исполнителю неосторожной словесной формулировкой, в которую заключено суждение вкуса и др.

Художественный анализ произведения любого вида искусства, лежащий в основе критического суждения, есть ни что иное, как разностороннее его познание — с одной стороны, а, с другой, — проявление менталитета человека, анализирующего какое-либо произведение, проверка степени развитости его эстетического вкуса и художественной образованности. Это имеет отношение и к профессионалам-искусствоведам, и к любителям искусства. Но есть некоторая разница в качестве художественно-критического разбора произведения, отличающая профессиональный разбор от любительского.

Принято считать, что анализ произведения искусства — это прерогатива искусствоведов. Действительно, существует огромное число специалистов, основным занятием которых является отслеживание, изучение и описание либо когда-то созданных (история вида искусства), либо создаваемых ныне произведений. Не случайно под понятием искусствоведение понимают смысловую триаду: знание истории конкретного вида искусства, теории этого вида

искусства, владение навыками художественно-критического разбора произведения искусства. Последний этап обычно называют рецензированием. Рецензия — критический анализ и оценка художественного или научного произведения. Рецензент по своей воле или по чьему-то заказу должен оценить работу художника с разных точек зрения: соответствия результата деятельности избранному жанру; адекватности выбранных художественных средств идее произведения; выявлению мотивов творчества, предопределивших выбор темы, художественных средств и направленности содержания; уровня владения мастерством; вклада в художественное развитие общества, идейно-нравственного влияния на аудиторию и др. Для того, чтобы реализовать такую задачу, необходим огромный и разносторонний запас знаний в данной области художественной деятельности, также как и в смежных областях. В среде искусствоведов такой уровень знаний называют «знаточеством», которое возможно только при условии колоссальной «на-слушанности», «начитанности», «насмотренно-сти». Плюс к этому — наличие определённого набора нравственных качеств: профессиональной честности, чувства меры, деликатности, ответственности перед тем художником, чьё творчество подвергается анализу. А. С. Пушкин писал об этой стороне искусствоведческого труда: «Критика — наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусства и литературы. Она основана на совершенном знании правил, коими руководствуется художник или писатель в своих произведениях, на глубоком изучении образцов и на деятельном наблюдении современных замечательных явлений» 1.

Вместе с тем, на искусствоведческую практику накладывает отпечаток временной фактор. В исторической перспективе произведение становится «беззащитным» перед лицом «творческого произвола» любого постановщика, интерпретатора того или иного классического произведения, который в угоду своей «концепции» и характеру нравственных особенностей свой личности может исказить дух и букву первоначального текста. Причина этого в том, что творчество любого художника с течением времени «отчуждается» от его личности, живёт самостоятельной жизнью в веках, и иногда сужде-

1 Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: в 10 т. М., 1964. ТУП. С. 159.

ние потомков о его произведениях отличается от суждений современников. Всё это подчёркивает интеллектуальную насыщенность искусствоведческого знания. Поэтому, чем более образован критик, тем больше его авторитет и тем больше доверия вызывают его суждения, тем ценнее они для совершенствования мастерства художника.

Однако огромный объём современной художественной информации разного качественного уровня сопровождается возрастающим объёмом журнально-газетной публицистики, по-свящённой современному искусству. Зачастую авторами таких критических статей являются не профессионалы-искусствоведы, а журналисты, не владеющие методикой художественной аналитики. Проблема «журналистской художественной критики» стояла остро и в наиболее плодотворном для литературно-художественного развития XIX в. Не зря же А. С. Пушкин в текст «Евгения Онегина», включил слова: «Я кончил первую главу; Пересмотрел всё это строго: Противоречий очень много, Но их исправить не хочу; Цензуре долг свой заплачу, И журналистам на съеденье Плоды трудов моих отдам: Иди же к невским берегам, Новорождённое творенье! И заслужи мне славы дань — Кривые толки, шум и брань!» 2

Анализ произведений искусства это — особая область познания и описания специфики того или иного художественного феномена. В искусствоведческих исследованиях в отличие от журналистских рассуждений проявляются черты индивидуального стиля мышления исследователя, только ему свойственные способы описания познанного материала, интерпретация психологических состояний творческого процесса художника, скрытых мотивов творчества, знание конкретно-исторических условий жизни художника и др. Примерами такого раз- 13 ностороннего и глубокого профессионального подхода являются труды многих исследователей в разных видах искусства. В их числе: музыковеды Б. Астафьев, И. Грубер, исследовавшие историю и теорию музыки, литературовед и фило-

2 Цит. по: Пушкин А. С. Евгений Онегин. Полн. собр. соч.: в 6 т. М., 1937. Т. 3. С. 295.

лог В. Жермунский, искусствовед Д. Сарабьянов и многие другие.

Работы опытных искусствоведов со временем становятся источниками интеллектуальной и художественной информации для последующих поколений как любителей искусства, так и исследователей. Заразительность предложенных исследовательских ходов бывает настолько сильной, что их теоретические схемы заимствуются и реализуются применительно к другим эпохам и странам новыми поколениями исследователей. Так было с книгой Кон-Винера «История стилей изобразительных искусств», издававшейся в нашей стране с 1916 г. по 1940 гг. Главной целью исследования Кон-Винера было определение путей, по которым шло развитие искусства от одного стиля к другому, от одной эпохи к другой. Он пытался понять законы этого развития, выявить материальные и экономические условия жизни и их влияние на развитие стилей в архитектуре и художественном ремесле.

Вместе с тем, каждый художник творит не для искусствоведческой элиты, а, в первую очередь, для воплощения собственного творческого замысла, для читателя вообще, зрителя вообще, слушателя вообще и т.д. Самой большой радостью художника в широком смысле слова является создание произведения, которое будет принято как можно большим числом людей. Тогда приходит народное признание его творчества, известность, уважение и даже поклонение. И иногда оказывается, что художественная критика здесь не причём. Доказательством этому служит понятное и близкое россиянам современной эпохи творчество поэта и исполнителя собственных песен В. С. Высоцкого. В своё время таким признанием у почитателей новой поэзии были стихи В. Маяковского, а ещё ранее народное признание получило творчество А. С. Пушкина.

Исследованию социальных целей художественной критики посвящено не так много работ. При рассмотрении теории искусства в це-14 лом, как направления научно-исследовательской деятельности возникает парадоксальная ситуация, суть которой сводится к тому, что нет демаркационной линии, чётко разделяющей исследователей истории вида искусства от художественных критиков этого вида искусства. Зачастую в разряд художественно-критического направления попадают и исторические труды.

Видимо, для искусствоведческих исследований невозможно разделить эти три направления друг от друга, что продемонстрировано, например, в обширном исследовании С. М. Грачёвой 3.

Каковы же те функции, которые преследует художественная критика в своей повседневной практике?

1. Целью художественно-критического анализа может быть выполнение цензурных функций продиктованных желанием либо ограничить, либо не допустить распространения каких-либо идей, приёмов творчества, сведений, имеющихся в тех или иных произведениях. Предполагается, что художественно-критическая оценка должна воспрепятствовать распространению работ, не имеющих достаточного художественного качества, соответствия установленным в данное время, в первую очередь, художественным, а, во вторую очередь, — идейно-нравственным нормам. В связи с этим такие труды могут признаваться в данное время нежелательными или даже социально вредными. Цензурные функции от лица государства в сфере искусства с самого начала выполняли религиозные институты, а затем и различные государственные учреждения. Например, Французская Академия в XVII в. выполняла подобные функции, рецензируя работы литераторов, драматургов, вынося приговор о соответствии или несоответствии их требованиям стиля классицизм и государственным задачам укрепления авторитета королевской власти. Академики определяли и судьбы постановок, предназначенных для королевского театра. Такому разбору была подвергнута, в частности, пьеса П. Корнеля «Сид» (1638 г.), которую академики сочли не достойной постановки на сцене.

История разных видов творчества, начиная со средних веков, богата примерами жёсткого контроля над печатными изданиями, спектаклями театральных трупп, как передвижными, так и стационарными. Они должны были получать специальные разрешения не только религиозных, но и светских цензоров, в числе функций которых были и обязанности критики.

Наличие цензурных функций в обществе связано с признанием права государства на ограничение распространения любой инфор-

3 См. Грачёва С. М. Отечественная художественная критика ХХ века: вопросы теории, истории, образования. СПб., 2010.

мации, которую данное государство считает вредной или нежелательной с разных точек зрения. Не было в истории человечества обществ, которые бы ни пользовались цензурой. Цензура искусствоведческая в этом смысле ничем не отличается от любой другой формы цензуры. Для искусствоведческой цензуры важен не только политический или нравственный критерий, но и критерий «суждения вкуса» с точки зрения художественно-эстетического уровня произведения. Произведения с низким художественно-эстетическим уровнем исполнения, будучи допущены до многократной публичной демонстрации, способны закрепить в сознании и потребителей, и их создателей официальную дозволенность «художественного брака». Это роковой путь, ведущий к общему снижению эстетических вкусов, постепенной деградации художественного производства.

2. Одной из функций художественной критики может быть самоактуализация личности критика. Деятельность, связанная с художественной аналитикой, удовлетворяет потребность критиков в собственном индивидуальном творческом развитии и косвенном приобщении к создателям мира искусства. Здесь есть скрытая мотивация самоутверждения, которая не афишируется, но подспудно присутствует в деятельности этой категории профессионалов. Поскольку искусствоведческая оценка, как правило, публична, она содействует также публичности и имени, и работ того или иного художника или творческого коллектива, но и критика. И художник, и искусствоведы в любом виде искусства образуют своеобразное «закрытое» профессиональное целое, в котором складывается своя особая атмосфера взаимной заинтересованности, конкуренции, и, вместе с тем, профессиональной насторожённости. Это связано с тем, что художник, хотя подспудно ожидает от критика объективной оценки своего творчества, тем не менее, он не всегда может быть уверен в том, что эта оценка будет положительна, объективна, тем более, если она окажется вынесенной на страницы прессы.

3. Функция искусствоведческой мистификации. Мистификация — это намеренное или случайное введение в заблуждение читателей, слушателей, зрителей по поводу значимости, художественных достоинств какой-либо творческой работы. Искусствоведческая мистифика-

ция может быть реализована в форме хвалебного отзыва (или регулярных отзывов) о заведомо слабой работе, или, напротив, резко отрицательный отзыв о новаторской творческой работе. Следует иметь в виду, что есть разные мотивы, побуждающие людей разных профессий прибегать к этому приёму. Среди них могут быть: зависть, желание принизить достоинства таланта, недостаток образованности или чувства нового; здесь может быть мотив, связанный с надеждой получить ответную похвалу; это может быть выполнение прямого указания вышестоящего органа. Примером художественной мистификации можно считать полотно К. Малевича «Чёрный квадрат». Из биографических данных художника известно, что после того, как он создал первый вариант этого произведения, его охватило чувство сомнения и острого переживания по поводу возможности продемонстрировать его другим, относя к законченным произведениям, а не «лабораторным» экспериментам. Момент «публикации», «выхода в свет» определяет дозволенность, обнародование, окончание работы над произведением, начало «отчуждения» предмета творчества от создателя. Элементом мистифицирующей функции художественной критики может быть участие в рекламе художественно слабого, незавершённого с профессиональной точки зрения произведения или использование шедевров живописи в целях рекламы туалетного мыла или других товаров ширпотреба.

4. Функции воспитания и образования аудитории тесно связаны между собой. Художественно-критическая литература воспитывает эстетический вкус, расширяет художественный кругозор, помогает понять те или иные особенности творчества. Нередко в жизни людей знакомство с произведениями искусства осуществляется не по подлинникам, а по удачным с литературной точки зрения художественно-критическим работам. По ним читатель получает достаточно полное представление об исторической обстановке, в условиях которой создавались те или иные произведе- 15 ния, людях, послуживших прототипами героев произведений, о мотивах творчества художников, стилевых особенностях творчества и др. Подобные исследования бывают чрезвычайно ёмкими по собранной в них разнообразной информации. Вместе с тем, воспитательная функция критики может быть реализована в форме

«предсказания», «прогноза», о чём писал в своё время В. Г. Белинский. Характеризуя отношение критики к новому в искусстве, мыслитель замечал: «Если новый гений открывает миру новую сферу в искусстве и оставляет за собою господствующую критику, нанося ей тем смертельный удар, то, в свою очередь, и движение мысли, совершающееся в критике, приготовляет новое искусство, опережая и убивая старое» 4.

Воспитательные функции художественной критики проявляются и по отношению к творцу того или иного произведения, указывая на очевидно слабые стороны результата его труда. И с точки зрения этики деловых отношений форма высказывания критических замечаний представляет собой самое уязвимое место в искусствоведческой практике, особенно тогда, когда идейно-политическая обстановка в обществе чревата репрессивными мерами. Известный советский писатель-сатирик Е. Петров, вспоминая времена господства методов «художественной» критики периода РАПП (Российской ассоциации пролетарских писателей в 30-е годы ХХ в.), замечал: «Сейчас смешно вспоминать, но, ведь, это факт, что в течение многих лет имя А. Толстого не упоминалось иначе как с добавлением: "буржуазно-феодальный писатель", о В. Маяковском осмеливались писать: "люмпен-пролетарий от литературы, гипербо-лист". М. Шолохов котировался на рапповской бирже в качестве "внутрирапповского попутчика, страдающего нездоровым психологизмом и недооценивающего рост производственных процессов в казачьем быту" ... Особенно показательна литературная судьба С. Сергеева-Цен-ского ... В журнале "На литературном посту" он был нарисован в виде висельника, и под ним красовалась игривая подпись: "Живой труп" ... Доигрывали его в каких-то тёмных углах совсем уже маленькие трусливые критики и критикессы, которые, конечно, никогда не осмелились бы на него напасть, если бы на нем не было этого страшного рапповского клейма — "живой труп".

16 Удивительны в Сергееве-Ценском сила воли, писательская дисциплина и любовь к труду» 5.

5. Художественно-критические исследования во временном масштабе вольно или не-

4 Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: в 13 т. М., 1955. Т. VI. С. 287.

5 Ильф И., Петров Е. Собр. соч.: в 5 т. М., 1961. Т. 5. С. 471-472.

вольно реализуют функцию ранжирования произведений по значимости, по «величине» вклада в копилку мировой культуры. Такое ранжирование зачастую формирует с течением времени эффект «очаговости», при котором исподволь осуществляется выстраивание, отнесение произведений к тем, которые имеют первостепенную, второстепенную или третьестепенную значимость. «Очаговость» проявляется в том, что одним произведениям, одним именам художников, композиторов, исполнителей или целым художественным течениям уделяется больше внимания, чем другим. Это, в частности, происходит не только в силу их одарённости, плодовитости, известности, но и по причине негласной «моды» на те или иные имена, «каскадности» исследований и упоминаний их имён в статьях, разделах учебников, монографиях, затем в темах диссертаций, дипломных и курсовых работах студентов. Все это в совокупности со временем создаёт надёжную базу для использования её в новых и новых работах. Примером здесь может быть современная отечественная музыкально-исполнительская практика, когда концертная деятельность, радиопередачи, звукозапись уделяют несравнимо большее внимание исполнению произведений определённых, наиболее известных композиторов. В их числе, например, произведения композиторов эпохи барокко, определённые произведения венских классиков, представителей русской классической музыки (П. Чайковского, С. Рахманинова, представителей «Могучей кучки», европейская музыка Х1Х в.). Так формируется своеобразный догматический подход к сохранению репертуара, сужая рамки пропаганды огромного пласта мирового музыкального искусства, особенно современного. В результате феномен «очаговости» формирует стереотипы мышления, закрывающие ход дальнейшему знакомству с новыми формами в искусстве, сужает диапазон «наслушанности», «на-смотренности» или «начитанности» аудитории, формирует консерватизм художественных вкусов и предпочтений. Сквозь такую «броню» традиционных взглядов трудно проникнуть новому.

Таким образом, художественная критика в своей повседневной практике выполняет самые разнообразные социально-значимые функции.

список литературы

1. Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: в 13 т. М., 1955. Т. VI. С. 287.

2. Грачёва С. М. Отечественная художественная критика ХХ века: вопросы теории, истории, образования. СПб., 2010.

3. Ильф И., Петров Е. Собр. соч.: в 5 т. М., 1961. Т. 5. С. 471-472.

4. Пушкин А. С. Евгений Онегин. Полн. собр. соч.: в 6 т. М., 1937. Т. 3. С. 295.

5. Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: в 10 т. М., 1964. Т.У11. С. 159.

THE SOCIAL FUNCTION OF ART CRITICISM IN THE CULTURAL SPACE OF SOCIETY

Dorogova Ludmila Nikolaevna,

DSc in Philosophy, Professor of the Department of Humanities, Academy of Retraining in Arts, Culture and Tourism, 5-ia Magistralnaia Str. 5, 123007 Moscow, Russia, e-mail: l.n.dorog@mail.ru

Abstract

The article analyzes the various functions that are specific to the various situations performs a social institution of art criticism. Keywords

Art critic, art literacy, moral qualities, public purpose, responsibility, hoax.

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.