УДК 796
О.М. Капленко СГГ А, Новосибирск
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Физическая культура рассматривается как немаловажная составляющая в жизни общества в целом и каждого человека, как индивида и члена социума.
M.N. Kaplenko SSGA, Novosibirsk
SOCIAL FUNCTIONS OF PHYSICAL EDUCATION
Physical education is considered to be a significant component of the life of both the society as a whole and each individual.
Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт -общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности.
Не случайно в последние годы все чаще говориться о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. Тем не менее, феномен физической культуры личности изучен еще далеко не полностью, хотя проблемы культуры духа и тела ставились еще в эпоху древних цивилизаций.
Физическая культура, как феномен общей культуры уникальна. Именно она, по словам В.К. Бальсевича, является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека. Более того, как доказывает Н.Н. Визитей, она является самым первым и базовым видом культуры, который формируется в человеке. Физическая культура с присущим ей дуализмом может значительно влиять на состояние организма, психики, статус человека.
Качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры связывается с ее влиянием на духовную сферу человека как одного из действенных средств интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания. И, если нет особой надобности, доказывать огромное значение занятий физическими упражнениями на биологическую сущность человека: на его здоровье, физическое развитие, воспитание двигательных качеств, то их влияние на развитие духовности требует особых пояснений и доказательств.
Лучшим доказательством значимости физической культуры для всестороннего развития человека может быть осмысление ценностного потенциала этого феномена. Но прежде чем обратиться к его характеристике рассмотрим понятие ценности в его социологическом и философском значении.
Ценность - это понятие, которое получило широкое распространение при изучении личности и социального поведения. В ценностях воплощена значимость предметов и явлений социальной среды для человека и общества.
Ценности являются социально приобретенными элементами структуры личности, выступают как фиксированные, устойчивые представления о желаемом. Ценности существуют независимо от конкретной личности как элемент культуры и становятся элементами духовной культуры личности, важными регуляторами поведения в той мере, в какой осваиваются эти ценности.
Поэтому, говоря о ценностном потенциале физической культуры и спорта современного социума, необходимо иметь в виду два уровня ценностей: общественный и личностный - и представлять механизм преобразования общественных ценностей в достояние каждой личности.
К общественным ценностям физической культуры мы относим: интеллектуальные., ценности двигательного характера, ценности педагогической технологии, мобилизационные и интенционные ценности.
(интенция - направленность сознания, мышления на какой либо предмет, намерение, цель)
Содержание интеллектуальных ценностей представляет собой знание о методах и средствах развития физического потенциала человека как основы организации его физической активности, спортивной подготовки, закаливания и здорового образа жизни.
К ценностям двигательного характера можно отнести лучшие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе физического воспитания и спортивной подготовки, личные достижения подготовленности человека в движении, его реальный потенциал.
Под ценностями технологий формирования физической культуры мы понимаем различные комплексы методических руководств, практических рекомендаций, методики оздоровительной и спортивной тренировки - все то, что наработано специалистами для обеспечения процесса физической и спортивной тренировки.
Важным, пожалуй, еще недостаточно осмысленными, ценностями физической культуры являются ценности интенционного характера, отражающие сформированность общественного мнения, престижность физической культуры и спорта в данном обществе, их популярность у различных категорий людей, а главное, желание и готовность человека к постоянному развитию и совершенствованию потенциала своей физической культуры. По эффективности их освоения можно реально оценить запросы общества и каждого человека в физической культуре и спорте, а также их действительное отношение к этой важнейшей сфере культуры.
К группе интенционных ценностей относятся и социально -психологические установки людей, которые определяются характером, структурой и направленностью потребностей, мотиваций и ценностных ориентаций на занятия физическими упражнениями.
Не выяснив функции физической культуры, невозможно точно определить её роль и значение для личности и общества. Специальные функции того или иного явления - это способы его бытия, способность удовлетворить потребности общества или отдельной личности в данном виде деятельности.
Поскольку физическая культура является видом культуры личности и общества, то ей присущи, прежде всего, общекультурные социальные функции.
К ним можно отнести такие, как воспитательная, образовательная, преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная,
коммуникативная и др. Рассмотрим лишь некоторые из них.
Воспитание человека. Занятия физическими упражнениями и спортом:
- Создают возможность для воспитания воли, честности, мужества, трудовых качеств;
- Развивают гуманистические убеждения, чувство уважения соперника;
- Формируют социальную активность (капитан команды, физорг, старший в группе, судья по спорту).
В ходе занятий человек получает уроки правовой этики. Отношение между тренером и спортсменом, преподавателем и студентом, между учащимися в группе на уроке и спортсменами на соревнованиях требуют сознательного соблюдения правил поведения.
Для физкультурников и спортсменов характерны такие качества как патриотизм, преданность своему делу, борьба за спортивную честь, трудолюбие, выражающееся в строительстве и благоустройстве площадок, заливке и чистке катков, уборке мест занятий.
Образование человека. В процессе занятий физической культурой и спортом человек познаёт много нового, обучается двигательным умениям и навыкам, поиску новых спортивных средств и методов для улучшения результатов. Занятия физической культурой и спортом создают возможности для развития творчества и формирования познавательной активности.
При регулярных занятиях, как на уроке так и самостоятельно, формируется такой вид памяти как "мышечная память". Это то, что может пригодиться в дальнейшей жизни, как в профессиональной деятельности, так и в быту, в семье. Суть ее (мышечной памяти) заключается в том, упражнение доводиться до навыка и надолго сохраняется в памяти. И даже после длительного не применения может легко восстановиться, если снова начать делать это упражнение. Всем известный пример - письмо. Научившись писать в младшем классе или ещё до школы, человек сохраняет этот навык на всю жизнь. Применительно к физическим упражнениям это может быть, например техника броска в кольцо в баскетболе, техника лыжных ходов, катание на коньках, игра в волейбол и т. д. И в последующей жизни, став специалистами бывшие студенты смогут принимать активное участие в физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях в своей фирме или на предприятии. А, будучи родителями, смогут научить этому своих детей, показать им пример, не ударить в грязь лицом перед ними. Ведь, наверняка, любой хочет видеть своих детей здоровыми, сильными, ловкими. И физическая культура самый доступный и эффективный способ, а личный пример иногда лучше любого тренера.
Оздоровление человека. Наверняка, ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что физическая культура и здоровье - это два неразрывных понятия. Физическая культура - важная часть валеологии - науке о формировании, сохранении и укреплении здоровья. Систематические занятия способствуют профилактике заболеваний. Средства лечебной физической культуры используются для реабилитации больных. Адаптивная физическая культура (АФК) - новое направление физкультурно-оздоровительной работы с
инвалидами. В ВУЗах не стало такого понятия как профпригодность и при поступлении в высшие учебные заведения принимаются все студенты, включая инвалидов. С каждым годом всё больше студентов по результатам медосмотра направляются в специальные медицинские группы и в группы студентов освобождённых от практических занятий. И это положение с каждым годом ухудшается, больных с диагнозами хронических заболеваний становиться больше. Обучение этих студентов на занятиях в специальных медицинских группах значительно способствует поддержанию их здоровья, помогает адаптироваться в студенческой среде, выдержать большие интеллектуальные нагрузки. Студенты, освобождённые от практических занятий, выполняют теоретической раздел, согласно программе кафедр физической культуры. Кроме этого эти студенты принимают активное участие в проведении соревнований по различным видам спорта как помощники судей, в оформлении информационных стендов на факультетах и другой общественной физкультурной работе.
Являясь относительно самостоятельным видом культуры, физическая культура имеет свои специфические социальные функции, выражающие в конкретной форме её социальное бытиё как социально необходимой деятельности, ее способностью удовлетворять запросы личности и общества в физическом совершенствовании людей всех возрастов и любого социального положения.
Специфические функции можно свести в следующие группы:
1. Общефизическое развитие и укрепление здоровья людей вне зависимости от возраста, пола, степени физического развития; совершенствование физических качеств и способностей, формирование и совершенствование двигательных навыков; противодействие неблагоприятным условиям жизни и быта; сдерживания процессов инволюции (обратного развития), создание основы для здорового образа жизни, сохранение генофонда страны, продление творческой активности.
Забота о генофонде населения страны выступает одной из важнейших, а ныне и актуальнейших, государственных задач. В этой работе задействованы многие общественные и государственные структуры. И физическая культура и спорт могут внести существенный вклад в решение этой проблемы. Будучи президентом РФ В.В. Путин в одном из своих выступлений предостерегал -невнимательное отношение к спорту может «пагубно отразиться на здоровье нации». Именно культура физическая будущих родителей, их здоровье и здоровый образ жизни могут обеспечить здоровье генофонда страны.
В биологии, селекции существует постулат: «хорошее с хорошим дает лучшее...», который можно отнести как к обществу, государству, так и к каждому конкретному гражданину.
2. Физическая подготовка людей к трудовой деятельности и защите Родины (повышение работоспособности, устойчивости к неблагоприятным условиям труда, гипокинезии и гиподинамии, профессионально-прикладная физическая подготовка и т. п.).
С начальных этапов развития человеческого общества физические упражнения использовались как одно из активнейших средств подготовки человека к трудовой и военной деятельности и имели важное значение в его
приспособлении к постоянным усложнявшимся формам труда и военной практики. Существенное уменьшение доли простого физического труда и постоянное увеличение доли умственного труда в процессе современного производства в любой профессиональной деятельности не снижает требований к физической подготовленности работников, а еще более заостряет проблемы психофизической надежности человека в системе производства и профессиональных деловых отношений.
Вероятно, не случайно в плане существенных изменений на рынке труда появляются и становятся привычными такие объявления: «В банковскую систему. требуются молодые специалисты - выпускники юридических факультетов, владеющие иностранным языком и имеющие хорошую физическую подготовленность. Оплата высокая».
Особую роль физическая культура и спорт играют в подготовке к активной трудовой деятельности именно молодого поколения. Известно, что хорошо физически подготовленный человек, сильный выносливый, ловкий и быстрый, владеющий многообразными умениями и навыками, быстрее и успешнее приспособиться к новым условиям труда. Это позволит ему более интенсивно и продуктивно трудиться, быть конкурентоспособным в современном производстве и деловой жизни. Поэтому здесь будет уместно отметить следующий важный постулат:
В обществе нет других средств, кроме физической культуры и спорта, с помощью которых можно было бы готовить к новому производству, новым деловым отношениям людей, достаточно развитых физически.
Так внедрение в Вооруженные силы новейших видов боевой техники и оружия повлекло за собой существенные изменения в современные боевые действия различных родов войск и характер воинской службы. Но это не снизило требований к необходимому чрезвычайному напряжению физических сил солдат и офицеров при современных военных действиях, а следовательно, к их высокой физической подготовленности. В Вооруженных силах создана научно обоснованная система физической подготовки, имеющаяся военноприкладной характер. Содержание специальных задач обусловлено особенностью деятельности в различных родах войск, требованиями военной специальности, но всегда базовой основой этой специальной физической подготовки служит общая разносторонняя физическая подготовленность, которая может и должна быть приобретена молодыми людьми еще в годы обучения в школе и в вузе. Именно хорошая физическая подготовленность дает дополнительную уверенность при адаптации в новом коллективе к особым условиям армейской жизни.
3. Удовлетворение потребностей людей в активном отдыхе, досуге, рациональном использовании свободного времени (отвлечение от вредных привычек, формирование здорового образа жизни).
Разносторонние интересы занимающихся физкультурой людей положительно сказываются на характере досуга, который у них значительно богаче и содержательней. Кроме того, 69,2 % людей, занимающихся физкультурой, постоянно уделяют внимание воспитанию детей, тогда как у не физкультурников этот показатель равен 44 %.
4. Физическая культура и спорт - средства укрепления мира, дружбы и сотрудничества между народами.
Физическая культура и спорт как общественные явления имеют национальную и интернациональную формы развития, о чем свидетельствует, в частности, исторический опыт олимпийского движения.
Выступая в спортивных соревнованиях, проводимых в разных областях, краях и республиках страны, представители различных национальностей знакомятся с историческими местами, бытом и жизнью людей других национальностей. Дружеская атмосфера, в которой обычно проводятся спортивные соревнования, правила их проведения, требующие уважения к сопернику, совместные тренировки спортсменов различных национальностей и т. п. - все это, несомненно, способствует интернациональному воспитанию спортсменов, и не только их, но и многочисленных зрителей, наблюдающих за состязаниями.
Занимающиеся физической культурой не только сами социально активны, но и оказывают положительное воздействие на своих близких, друзей, коллег. Чем активней человек включен в физкультурно-спортивную деятельность, тем меньше он надеется на везение, на чью-то помощь, на связи с нужными людьми, на умение приспособиться. Человек привыкает рассчитывать на себя и для достижения благополучия делает ставку на определение цели, на свои способности, талант, трудолюбие и добросовестность. Именно в этом видятся наиболее значимые социальные функции физической культуры и спорта.
В то же время, говоря об общественных функциях такого феномена современного общества, какими являются физическая культура и спор, не следует забывать, что эти «общественные функции» складываются из активной позиции и действий каждого отдельного человека, каждого члена общества в этой сфере культуры, Именно в физкультурно-оздоровительной сфере в наибольшей степени сближены и сбалансированы личные и общественные интересы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Дубышева Л.И. Социология физической культуры [Текст] / Л.И. Дубышева // Академкнига, 2004. - С. 54-57.
2. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь [Текст] / В.И. Ильинич // Гардарики. - 2007. - С. 14-16.
© О.М. Капленко, 2010