Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ ДЮРКГЕЙМА КАК ОСНОВА ДЛЯ ПОНИМАНИЯ МОРАЛЬНЫХ ФАКТОВ'

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ ДЮРКГЕЙМА КАК ОСНОВА ДЛЯ ПОНИМАНИЯ МОРАЛЬНЫХ ФАКТОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальный факт / моральный факт / метаэтика / объективность / реализм / social fact / moral fact / metaethics / objectivity / realism

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — В.А. Конаков

В данной статье рассматривается концепция социальных фактов, предложенная Эмилем Дюркгеймом, и её значение для понимания моральных фактов. Внимание уделяется ключевым аспектам теории Дюркгейма, таким как объективность, внешность и принудительность социальных фактов, а также их влияние на формирование моральных норм в обществе. Основной целью статьи является демонстрация взаимосвязи между социальными и моральными фактами, что позволяет глубже осознать механизмы формирования общественного морально-этического пространства. Для подтверждения выдвигаемой методики интерпретации социальных фактов, в статье предлагается обращение к конкретным историческим примерам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DURKHEIM'S SOCIAL FACTS AS A BASIS FOR UNDERSTANDING MORAL FACTS

This article examines the concept of social facts proposed by Émile Durkheim and its significance for understanding moral facts. Attention is paid to the key aspects of Durkheim's theory, such as the objectivity, externality, and coerciveness of social facts, as well as their influence on the formation of moral norms in society. The main objective of the article is to demonstrate the interrelationship between social and moral facts, allowing for a deeper understanding of the mechanisms behind the formation of the public moral-ethical sphere. To confirm the proposed methodology for interpreting social facts, the article suggests an appeal to specific historical examples.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ ДЮРКГЕЙМА КАК ОСНОВА ДЛЯ ПОНИМАНИЯ МОРАЛЬНЫХ ФАКТОВ»

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ ДЮРКГЕЙМА КАК ОСНОВА ДЛЯ ПОНИМАНИЯ

МОРАЛЬНЫХ ФАКТОВ

В.А. Конаков, магистрант

Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского (Россия, г. Саратов)

DOI:10.24412/2500-1000-2024- 7-3-32-34

Аннотация. В данной статье рассматривается концепция социальных фактов, предложенная Эмилем Дюркгеймом, и её значение для понимания моральных фактов. Внимание уделяется ключевым аспектам теории Дюркгейма, таким как объективность, внешность и принудительность социальных фактов, а также их влияние на формирование моральных норм в обществе. Основной целью статьи является демонстрация взаимосвязи между социальными и моральными фактами, что позволяет глубже осознать механизмы формирования общественного морально-этического пространства. Для подтверждения выдвигаемой методики интерпретации социальных фактов, в статье предлагается обращение к конкретным историческим примерам.

Ключевые слова: социальный факт, моральный факт, метаэтика, объективность, реализм.

Эмиль Дюркгейм, один из основоположников социологии, внес значительный вклад в изучение социальных структур и их влияния на индивидуальное поведение. Одной из его ключевых концепций является понятие «социальных фактов», которые он определял как способы действия, мышления и чувствования, существующие вне индивидов и обладающие принудительной силой. Обратимся к его работе «Правила социологического метода» дабы подтвердить выше сказанное: «Получается, что социальным фактом является всякий способ действий, устоявшийся или нет, который оказывает на индивидуума внешнее принуждение; или иначе: это факт, распространенный по всему данному обществу и обладающий собственным существованием, независимым от его индивидуальных проявлений» [1, с. 50]. Так же ученый отмечал: «Итак, перед нами категория фактов, наделенных крайне специфическими свойствами; сюда относятся способы мышления, деятельности и чувствования, внешние по отношению к индивидууму и наделенные принудительной силой, вследствие которой они этим индивидуумом управляют» [1, с. 37]. Понимание данных социальных фактов является фундаментом для анализа моральных фак-

тов, которые определяют этическое поведение в обществе.

Социальные факты, по Дюркгейму, характеризуются объективностью, внешностью и принудительностью. Объективность социальных фактов заключается в их существовании независимо от индивидуального сознания. Они являются частью социальной реальности и могут быть изучены эмпирически. «Потому надлежит рассматривать социальные явления сами по себе, отделяя их от сознающих субъектов, которые создают себе собственные представления о них. Эти явления нужно изучать извне, как внешние объекты, поскольку именно в таком облике они предстают перед нами» [1, с. 69]. Внешность социальных фактов подразумевает, что они существуют вне индивида и воздействуют на него извне. Принудительность же указывает на способность социальных фактов навязывать определенные формы поведения, что выражается в санкциях за их нарушение.

Моральные факты же представляют собой специфический вид социальных фактов, который касается норм и ценностей, регулирующих поведение людей с точки зрения морали. Дюркгейм подчеркивал, что моральные факты, подобно социальным, обладают объективностью, внешно-

стью и принудительностью. Они формируются в процессе социального взаимодействия и отражают коллективное сознание общества.

Связь между социальными и моральными фактами можно рассмотреть через призму функционализма Дюркгейма. Социальные факты обеспечивают стабильность и согласованность в обществе, создавая основу для моральных норм. Моральные факты, в свою очередь, способствуют поддержанию социальной интеграции, укрепляя общие ценности и убеждения.

Дюркгейм утверждал, что моральные факты не могут существовать в изоляции от социальных структур. Например, правовые нормы, являющиеся важной частью морального порядка, обусловлены социальной организацией и институциональными механизмами. Таким образом, моральные факты служат отражением социальных реалий и изменяются в зависимости от их трансформаций.

История рабства и его последующая отмена представляют собой яркий пример трансформации социального факта в моральный. Рабство как социальный факт существовало на протяжении тысячелетий и было поддерживаемо различными социальными структурами и институциями. Оно характеризовалось объективностью (существованием вне зависимости от индивидуальных убеждений), внешностью (навязывалось обществом) и принудительностью (сопровождалось жесткими санкциями за нарушение). Рабство регулировалось правовыми нормами, экономическими потребностями и культурными традициями, создавая устойчивую социальную реальность. Рабство существовало как общепринятая практика и норма в различных обществах, включая Древний Рим, Османскую империю и доиндустриальные общества Западной Африки и Америки. Социальные и экономические структуры этих обществ были организованы вокруг института рабства, что укрепляло его легитимность.

С начала Нового времени начались изменения в социальном сознании, которые привели к пересмотру восприятия рабства.

Под влиянием Просвещения, с его акцентом на индивидуальные права и человеческое достоинство, а также под воздействием религиозных движений (особенно квакеров и евангелистов), рабство стало подвергаться критике как аморальная практика.

Аболиционизм, как социальное движение, возник в XVIII веке и достиг пика в XIX веке. Это движение ставило целью полное уничтожение рабства и освобождение всех рабов, что отражает переход от восприятия рабства как социального факта к его осуждению как морального факта. Аболиционисты использовали различные средства, включая проповеди, публикации, политические кампании и даже вооруженную борьбу, чтобы донести до общества идею аморальности рабства.

С точки зрения метаэтики, переход от рабства к аболиционизму можно рассматривать как изменение морального эпистемологического статуса общества. Изначально рабство воспринималось как естественный порядок вещей (моральный реализм), где существование рабов обосновывалось природной иерархией. Со временем, под влиянием новых идей о равенстве и правах, произошел переход к моральному конструктивизму, где моральные нормы стали рассматриваться как социальные конструкции, подлежащие изменению.

Социологический анализ показывает, что этот переход был обусловлен множеством факторов: экономическими изменениями (индустриализация, снижение экономической значимости рабства), политическими событиями (Война за независимость США, Гражданская война в США), культурными трансформациями (Просвещение, религиозные движения) и деятельностью социальных движений.

Понимание социальных фактов как основы для анализа моральных фактов позволяет более глубоко осознать механизмы формирования и функционирования моральных норм в обществе. Теория Дюрк-гейма подчеркивает важность объективного, внешнего и принудительного характера социальных и моральных фактов, что открывает возможности для дальнейших исследований в области социологии и этики.

Анализ взаимосвязи между социальными и логического фундамента для изучения мо-моральными фактами способствует более рального факта, позволяя социологу пе-полному пониманию социальных процес- рейти от субъективных интерпретаций к сов и их влияния на индивидуальное пове- объективному анализу морали как соци-дение. Таким образом, социальный факт ального явления. Дюркгейма выступает в качестве методо-

Библиографический список

1. Дюркгейм, Э. Правила социологического метода. - М.: АСТ, 2021. - 384 с.

2. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М.: Наука, 1991. - 572 с.

3. Кононов, Е.А. Метаэтика. Теоретический обзор. - М., 2023. - 415 с.

4. Сэндел, М. Справедливость. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 352 с.

5. Гусейнов, А.А. Этика и мораль в современном мире. - М.: Прогресс-Традиция, 2009. - 620 с.

DURKHEIM'S SOCIAL FACTS AS A BASIS FOR UNDERSTANDING MORAL FACTS V.A. Konakov, Graduate Student

Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky (Russia, Saratov)

Abstract. This article examines the concept of social facts proposed by Emile Durkheim and its significance for understanding moral facts. Attention is paid to the key aspects of Durkheim's theory, such as the objectivity, externality, and coerciveness of social facts, as well as their influence on the formation of moral norms in society. The main objective of the article is to demonstrate the interrelationship between social and moral facts, allowing for a deeper understanding of the mechanisms behind the formation of the public moral-ethical sphere. To confirm the proposed methodology for interpreting social facts, the article suggests an appeal to specific historical examples.

Keywords: social fact, moral fact, metaethics, objectivity, realism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.